Что можно выращивать для бизнеса в домашних условиях
64 бизнес идеи по разведению и выращиванию — какой бизнес открыть фермеру в 2021 и с чего начать
В 2021 наблюдается заметный тренд в пользу экологичных продуктов без ГМО и прочих добавок. На прилавках полно предложений, которые даже с виду нельзя назвать здоровой пищей. Многие жители крупных городов готовы переплачивать за возможность питаться правильно и это конечно стоит использовать при организации бизнеса по разведению и выращиванию в деревне или на своем участке.
Бизнес по разведению КРС, кроликов, страусов, овец и коз, кур, свиней — вариантов много, давайте разбираться в чем преимущества и отличия каждого из них. Для этого изучите наши бизнес-планы по этим направлениям ниже. Кроме того следует отдельно рассмотреть направления малого бизнеса по выращиванию грибов, фруктов, овощей и альтернативному фермерству.
Лучшие идеи для фермеров
Сельскохозяйственный бизнес по выращиванию различных культур или животных всегда будет востребован. Люди, начиная от среднего достатка, стремятся выбрать экологически чистые продукты. Они приобретают «фермерское» мясо, яйца и другую органическую еду по ценам, выше рыночных на продукцию для массового потребителя.
Еще одним удачным выбором для бизнеса является выращивание и продажа саженцев и клубней растений. После него по доходности находится пчеловодство и кролиководство. Замыкают пятерку лидеров хозяйства перепеловодов, мясо этой птицы востребовано в ресторанах, а яйца легко реализовать в магазинах.
Основные правила фермерства
Любой фермер может начать бизнес в своем регионе, поселке, пригороде. Но необходимо помнить основные правила делопроизводства:
Аграрный бизнес ‒ золотая жила, он никогда не исчерпает себя, поэтому конкуренция растет. Открывая свой бизнес, выбирайте ту сферу, в которой продаваемый продукт будет наиболее востребован, смотрите на спрос и подстраивайтесь под него.
(43 оценок, среднее: 3,51 из 5)
Загрузка.
Городские фермеры: 3 истории о том, как устроить мини-огород в квартире
На карантине многие открыли для себя новые занятия. Одни начали учить иностранные языки, другие — заниматься йогой, третьи — переквалифицировались в кулинаров. Четвертые — стали выращивать в квартире овощи и фрукты, используя обычные контейнеры и фитолампы.
Например, можно разместить мини-огород или теплицу на балконе, освободив его от ненужного хлама, или использовать гидропонные установки.
О том, как на домашних стеллажах создать мини-сад с апельсинами, манго и рукколой и сколько это стоит, редакции «РБК-Недвижимости» рассказали городские фермеры.
Павел Разин, городской фермер
«Я городской фермер (cite farmer). С высоким темпом урбанизации городов появилась необходимость в выращивании свежих продуктов на территории города. Так, стали строить закрытые фермы в жилых и промышленных помещениях. Такие фабрики растений нужно обслуживать и настраивать технические процессы, этим я и занимаюсь. Параллельно консультирую людей по выращиванию растений методом гидропоники и веду об этом блог на YouTube-канале. Например, один из последних роликов — как вырастить авокадо в домашних условиях.
Дома у меня есть небольшой сад. Он представляет собой смесь декоративных, пряных и цветущих растений. Еще выращиваю микрозелень, ее использую при приготовлении еды.
Чтобы организовать домашнюю ферму, достаточно выделить полтора квадратных метра у себя в квартире и отправиться в гроушоп за покупками. Это магазины со всем необходимым для домашнего растениеводства.
Из минимального потребуется гроутент. Его размеры определяете исходя из домашнего пространства, которое позволяет развернуть ферму. Он необходим для светоизоляции растений. Плюс фитолапмы, которые будут освещать растения, горшки, субстрат (для начала лучше землю), удобрения и семена. Средний бюджет составит 20–40 тыс. руб.
Карантин — это прекрасное время для занятия таким хобби. Самое важное, если вы научитесь работать с растениями, то всегда сможете порадовать себя урожаем с собственной фермы даже зимой».
Полина Гришанова, блогер, выращивает в квартире микрозелень
«Зимой очень хотелось своей зелени, поэтому решила устроить свой мини-огород. В качестве основы выбрала микрозелень. Она идеально подходит для подоконника — быстро растет, не нужно дополнительного оборудования, к тому же в ней в несколько раз больше витаминов и микроэлементов, чем в обычной зелени.
Цена на готовую микрозелень в магазинах заоблачная, а вот вырастить ее дома не составит никакого труда, справится даже ребенок.
Весь мой огород расположен на одном подоконнике на кухне. Это пять — десять небольших контейнеров с зеленью. Никакой дополнительной техники и подсветки нет. Даже земли нет, потому что она не нужна.
Чтобы вырастить урожай на окне, нужно кашпо — у меня одноразовые низкие пластиковые контейнеры, грунт, вата, салфетка, кокосовый субстрат или специальные коврики для микрозелени из джута или льна. Гидропоника и специальные системы с поливом и подсветкой, на мой взгляд, подходят больше профессионалам. Это очень сложно, дорого и подойдет для выращивания микрозелени на продажу.
Есть сложные культуры, которые требуют определенных условий и опыта, а есть те, которые вырастут сами. Я выбрала второй вариант. Самое простое и быстрое — горчица, дайкон, редис, руккола, краснокочанная капуста, кресс-салат, люцерна и брокколи.
Уход за садом, пусть даже за таким маленьким, успокаивает и снимает стресс. Плюс у нас всегда есть зелень на столе. Постоянно ищу новые семена, в этом месяце посажу бораго — огуречная трава, говорят, вкус у нее очень необычный, похожий на огурец. На карантине к моему хобби подключились дети, они очень любят вместе со мной сажать, потом наблюдают, как растет зелень».
Александр Школьников, инженер-конструктор, выращивает в квартире манго, апельсины и хлопок
«Я делаю 3D-модели промышленных холодильных установок. Как и большинство людей, сейчас соблюдаю режим самоизоляции и работаю дома из дома. Иногда приезжаю в офис, там мне комфортнее работать. Дома больше отвлекающих факторов. Один из них — мой мини-сад.
Сейчас у меня в квартире растет салат, манго, апельсин, грейпфрут и различные цветы. Еще была хурма, но она заболела и погибла. Когда отдыхали в Сочи, привезли оттуда ростки пальмы и бамбука и высадили дома. Пальма прижилась, бамбук — нет. Недавно посадили хлопок. На него нас вдохновила блогер из Китая. Она выращивает дома хлопок и делает из него небольшие одеяла. Если наш хлопок даст плоды, то мы тоже попробуем сделать мини-одеяло.
Мой сад — подоконник кухни, стеллаж на кухне и два стеллажа в коридоре. Причем в коридоре стеллажи я расположил в самом темном углу и добавил подсветку. Таким образом, я подсветил самую темную зону квартиры и сделал ее зеленой.
По финансам организовать такой сад — недорого. Для этого потребуются стеллажи из ИКЕА, самодельные и вентиляционные короба, крепления к стене, небольшой насос и грунт. Можно уложиться в 3 тыс. руб., но это без учета растений и удобрений.
На карантине стал больше времени уделять своему хобби. В ближайшее время планирую посадить клубнику и помидоры, чтобы есть экологически чистые продукты без нитратов. Не так давно купил детали гидропоники — хочется скорее применить их. Была мысль оборудовать гидропонную установку под потолком и выращивать там помидоры. Внизу установить насос, по которому вода будет поступать в короб с растениями, плюс добавить освещение и вентиляцию.
Почему я этим занимаюсь? В городе очень не хватает зелени и солнца, особенно зимой. Поэтому решил сделать сад дома. Еще недавно мы высадили розы под окном. Вообще, я считаю, что нужно облагораживать территорию там, где ты живешь».
Бизнес на выращивании на продажу: что выгодно культивировать в 2021–2022
Жители коттеджных поселков и владельцы дачных участков нередко строят свой бизнес на выращивании сельскохозяйственных культур. Если грамотно подойти к вопросу организации и обустройства такого хозяйства, можно добиться быстрого развития и неплохой круглогодичной прибыли. Размеры дохода напрямую зависят от того, насколько отлажены технологии культивации и верно ли изначально была выбрана культура.
Вот об этом и поговорим: что стоит выращивать на продажу, а что точно не окупит вложений в 20211–2022 годах.
Особенности бизнеса на выращивании
Первое, с чем стоит смириться будущему аграрию — с отложенным результатом собственных усилий. Выращивание любых культур на продажу на первых порах никак нельзя назвать выгодным. По-настоящему рентабельным дело может стать только через несколько лет упорного труда. Вместе с тем, домашний бизнес на выращивании культур имеет большой потенциал, так как спрос на фермерскую продукцию неуклонно растёт.
Ещё один минус любой аграрной деятельности — необходимость наличия у предпринимателя специфических знаний и умений. Даже начинающий аграрий должен иметь хоть какое-то представление о способах обработки земли, мелиорации, орошения, удобрения и ухода за растениями. Но если желание велико, всему можно научиться.
Главное, определиться с культурой и масштабом деятельности по выращиванию культур на продажу — размах бизнеса напрямую зависит от площади ваших владений:
Решаясь открыть собственное дело по выращиванию культур мало кто думает о сбыте продукции. И совершенно напрасно! Очень важно продумать все бизнес-процессы заранее: обзавестись местом хранения готовой продукции, транспортом для доставки, заручиться поддержкой производителей посевного материала и, конечно же, проанализировать наличие спроса.
Если вы планируете разводить фиалки, вступите в городской клуб, поучаствуйте в выставках. Думаете выращивать овощи — обсудите с владельцами небольших магазинов возможность сотрудничества. Нет смысла закупать оборудование и приступать к обустройству участка, если вы не уверены, что сможете продать урожай.
Ну а пока поговорим о том, на какие культуры стоит обратить внимание в 2021–2022 годах.
Что можно выращивать на продажу дома
Удивительно, выращивание скольких культур на продажу возможно в домашних условиях: бизнес желательно начать с самых простых и неприхотливых растений. Это могут быть скороспелые сорта зелени, такие как петрушка, укроп, щавель, кинза, шпинат или зелёный лук. Из овощей подойдут кабачки, помидоры, огурцы, паприка, картошка. Эти продукты всегда пользуются устойчивым спросом, и достаточно легки для разведения на небольшом участке возле дома.
Неплохим вариантом для выращивания в домашних условиях и построения бизнеса являются ягоды. Они могут приносить хороший доход, особенно в холодное время года. Но если вы планируете растить клубнику или малину, всё-таки рассмотрите возможность построить теплицу. Цены на ягоды в холодное время года гораздо выше, поэтому так вы сможете создать действительно рентабельный проект.
Выращивание в домашних условиях цветов — тоже интересный и прибыльный бизнес. Построив теплицу, вы сможете выращивать тюльпаны, розы, нарциссы, лилии и гиацинты. На балконе и лоджии можно организовать целую плантацию кактусов, суккулентов, фиалок. Эти растения не занимают много места, но пользуются стабильным спросом у коллекционеров. Главное, заранее изучить спрос и подобрать подходящие сорта и разновидности.
Бизнес-идеи по выращиванию культур
Если вы настроены серьёзно и уже присмотрели подходящий участок, задумайтесь о производстве экопродуктов. Уже не один десяток лет спрос на овощи и фрукты без ГМО стабильно растёт. Городские жители готовы платить за них больше, а вот конкуренция в нише пока ещё очень невысока, как и требования законодательства к фермерам.
Если все перечисленные сложности вас не убедили оставить затею с аграрным бизнесом, давайте поразмышляем: что лучше выращивать на продажу в промышленных масштабах в 2021–2022 годах.
Виноград в теплицах
Растение сложно культивировать в естественных условиях, поэтому на открытой местности виноград выращивают только в тёплых южных регионах. Строительство теплиц кардинально меняет ситуацию и позволяет предпринимателям открыть бизнес по выращиванию винограда в любом регионе России.
Тепличный метод культивирования обладает целым рядом преимуществ:
Лучше всего в этом виде сельскохозяйственной деятельности себя зарекомендовали парники арочного типа с надёжным фундаментом и панелями из поликарбоната. В обязательном порядке парники снабжаются небольшими окошками для проветривания и системой водостока.
Если вы хотите сэкономить, можно открыть бизнес на выращивании винограда, построив теплицу самостоятельно. Выгода очевидна: в среднем готовое изделие с установкой обходится предпринимателям в 300 тысяч рублей при цене материалов для строительства в 140 тысяч рублей.
Лаванда
Культурные формы лаванды нашли широкое применение в парфюмерии, пищевой промышленности и фармацевтике. Это вечнозелёное эфиромасличное растение используется в качестве различных добавок при изготовлении не только косметики, но и стиральных порошков, моющих средств.
Если до сих пор вы даже не рассматривали выращивание лаванды как бизнес, почитайте отзывы. Опытные предприниматели говорят, что растение позволяет заработать в сезон до 650 тысяч рублей с одного гектара. Интересно, что кусты относятся к многолетним растениям, поэтому цвести и приносить стабильный доход они будут много лет, а потратитесь на приобретение посевного материала вы лишь однажды.
Пекинская капуста
Культура обладает нейтральным приятным вкусом и пользуется повышенным спросом во всех регионах России. Пекинскую капусту используют для украшения горячих блюд, холодных закусок, приготовления салатов. А благодаря повышенному содержанию в ней питательных и минеральных веществ, продукт активно пропагандируют диетологи.
Фермы с овощеводческими хозяйствами всё чаще переходят на выращивание пекинки, а их владельцы с восторгом рассказывают, как после этого ожил их бизнес: такие отзывы вы можете почитать на форумах профильных сайтов.
Чтобы повторить успех предшественников, выбирайте для тепличного разведения гибридные сорта. Они легко переносят изменения температурного режима, плохое освещение. Обойтись растение не сможет только без большого количества воды. Поэтому обязательно запланируйте приобретение и монтаж хорошей оросительной системы.
Культивирование пекинской капусты по силам даже новичкам. В период вегетации важно лишь не забывать вносить калийные удобрения. Главные сложности в реализации бизнес-идеи по выращиванию капусты начнутся позже. И связаны они с хранением готового товара. Урожай до продажи нужно держать в сухом помещении при температуре не выше +4 °С.
Быстрорастущая ива
Весь мир старается переходить на экологически чистые, возобновляемые источники энергии. Поэтому большую популярность набирают бизнес-идеи по выращиванию энергетического леса.
Быстрорастущая ива — это искусственно выведенный кустарник с быстрым приростом массы. Впервые его начали выращивать шведские фермеры, но довольно быстро культура распространилась по всей Европе.
Раздумывая, что лучше выращивать на продажу, обратите внимание на такие преимущества быстрорастущей ивы:
Для запуска бизнеса вам потребуется не только участок земли, но и техника для сбора стволов, а также склады закрытого типа для предпродажного хранения дров.
Как организовать бизнес по выращиванию культур с минимальными вложениями
Думая, что лучше выращивать на продажу, важно понимать: каждая культура имеет свои индивидуальные особенности, которые нужно учитывать ещё на этапе планирования. В целом весь процесс организации аграрного бизнеса можно условно разделить на такие этапы:
Ни в коем случае не начинайте деятельность вслепую. Обязательно составьте бизнес-план теплицы по выращиванию овощей или ягод. Это позволит вам чётко понять, какие расходы потребуются, и на какую прибыль вы можете рассчитывать.
Выращивать растения дома и продавать в интернете: сколько можно заработать и с какими трудностями предстоит столкнуться Статьи редакции
Рассказывают владельцы небольших магазинов и студий.
Небольшой интернет-магазин комнатных растений может приносить в «высокий» сезон до 100 тысяч рублей выручки ежемесячно, причём выращивать цветы можно в обычной квартире, а продавать в том числе через Instagram.
Владельцы небольших цветочных магазинов рассказали, как устроен их бизнес, сколько вложений требуется для старта, какие растения сейчас в моде и где искать поставщиков.
Елена Писарева продаёт монстеры, фикусы, кислицы — всего более 60 видов растений. Для открытия своего магазина Monstera Monday она купила от одного до пяти цветов каждого вида, потратив 120 тысяч рублей.
Как и другие продавцы, Писарева не выращивает растения из семян: проще взять рассаду или взрослые цветы, а затем пересадить в необычный горшок и ухаживать за ними до продажи. Продавцы покупают саженцы на оптовых цветочных базах, самые популярные из них — «Семь цветов», «Цветы от Мачелюка» и «Гринлайн».
Ассортимент продавцы определяют исходя из концепции мастерской и моды на определённые растения. Например, владелец мастерской Heis Юрий Василенко создаёт экосистемы в закрытых стеклянных ёмкостях. Он высаживает растения в бутылки и банки, поэтому выбирает невысокий кипарисовик и бонсай.
Владелец мастерской «Полигон» Максим Машурик делает закрытые геометрические флорариумы, поэтому большая часть его ассортимента — неприхотливые суккуленты.
Моду на растения задают иностранные цветочные компании, в основном голландские и американские. По словам Василенко, западный рынок далеко ушёл от российского, там больше экспериментов и необычных маркетинговых идей.
Например, нидерландская компания Opti-flor, которую продавец называет «Apple в области орхидей», выращивает флуоресцентные цветы и цветы с надписями на заказ.
Ассортимент растений зависит и от запросов покупателей, которые вдохновляются соцсетями иностранных производителей и материалами на сайтах, посвящённых дизайну и растениям. Среди хитов — монстеры, фикусы, неприхотливое растение замиокулькас.
Основа спроса — это растения, попавшие в растиражированные списки тенелюбивых и неубиваемых растений. Жаль, что их судьба — томиться в тёмном углу. На самом деле и замиокулькас, и хлорофитум показали бы себя себя с лучшей стороны в нормальных условиях, у окна.
Спрос на те или иные растения может создать и сам продавец с помощью публикаций в Instagram. Например, магазин Monstera Monday в своём аккаунте продвигал папоротники, и их стали заказывать чаще всего.
Горшки, субстраты для растений, кора, гравий, кокосовое волокно, мох, удобрения, средства от вредителей, стимуляторы роста, садовые инструменты, опрыскиватели — всё это продаётся на тех же цветочных базах, где берут растения. По словам продавцов, опрошенных vc.ru, необходимые материалы также можно найти в сетях гипермаркетов «Леруа Мерлен», OBI и «Ашан» по ценам, близким к оптовым.
Сложнее тем продавцам, которые хотят оформлять растения необычно. Они сотрудничают с мастерскими, которые производят дизайнерские горшки, или ищут материалы за границей. Например, Юрий Василенко закупает стеклянные колбы и банки в Польше.
Польское стекло дороже: иностранная партия в 100 банок стоит 120 тысяч рублей (предприниматель заказывал их в начале марта, когда цена евро составляла 73 рубля), российская — 80 тысяч рублей. Однако у российских производителей, по словам продавца, чаще встречаются экземпляры с дефектами поверхности.
По расчётам владельца мастерской «Полигон» Максима Машурика, на первичные закупки для запуска бизнеса (кроме растений) нужно 200 тысяч рублей. В эту сумму входит стоимость всех расходных материалов (инструментов, горшков, ингредиентов для грунтовых смесей), два месяца аренды небольшого помещения под мастерскую и косметический ремонт.
Когда я открывал мастерскую, у меня уже были клиенты, связи и оборот, я выращивал растения в своей квартире. Если же запускать всё с нуля, на растения, аренду, закупку материалов и продвижение нужно 500–600 тысяч рублей.
Любое помещение, в котором будет много растений, должно пройти проверку по двум пунктам.
Первый — освещение. Света нужно много в любое время года. Владелица магазина Monstera Monday Елена Писарева советует ставить светолюбивые растения не дальше, чем в полутора метрах от окна. Растения, которые спокойно переносят полутень и рассеянный свет, можно разместить посередине комнаты на столе.
Большинство растениеводов используют дополнительную подсветку для растений. Её организуют с помощью люминесцентных или светодиодных фитоламп, по 8–10 штук на один стеллаж. Их стоимость зависит от компании-продавца. В «Леруа Мерлен» одна фитолампа может стоить до 3000 рублей.
Дешевле заказывать на AliExpress — там они продаются по 300 рублей. Правда, назвать это экономией сложно: китайские устройства нагреваются и пересушивают растения, поэтому после их покупки придётся тратиться на способы дополнительного охлаждения.
Второй пункт проверки — температура и влажность воздуха. В закрытом помещении всегда тепло, но из-за сильной вентиляции или нагрева батарей растения могут высыхать. Растениеводы контролируют их состояние с помощью увлажнителей. Влаголюбивые растения, например, папоротники, ставят ближе к увлажнителю, а суккуленты — дальше. Качественное устройство в среднем стоит 4000–5000 рублей.
Как говорят продавцы, большая часть покупателей — люди 20–35 лет, мужчин и женщин поровну. Женщины чаще всего берут растения для себя, а мужчины — в подарок. Суккуленты в закрытых ёмкостях популярны у офисных работников: они не требуют ухода, а значит — не погибнут от сухого воздуха, сквозняков и уборщиц, которые могут слишком часто поливать растения.
Больше всего заказов приходится на праздничные периоды: Новый год и 8 Марта. В это время у продавцов может быть сразу несколько корпоративных заказов. Лето, наоборот, «низкий» сезон.
В прошлом году на 8 Марта у меня было три заказа: один на 15 флорариумов, другой на 25, третий на 100. Весь февраль я спал в мастерской.
Компании также заказывают у продавцов озеленение офисов и кафе. За него платят от 5000 до 50 тысяч рублей в зависимости от количества растений и площади помещения.
Некоторые продавцы отдельно предлагают «цветочную подписку»: после озеленения представитель мастерской два раза в неделю приезжает к заказчику, поливает растения, осматривает их, по необходимости пересаживает или заменяет на новые. Такая услуга у разных продавцов стоит 5000–8000 рублей в месяц.
Клиентов привлекают с помощью продвижения в соцсетях. Стоимость одной публикации или «истории» у разных блогеров и на тематических страницах составляет от 2500 до 4000 рублей, а в целом на продвижение уходит от 10 до 25 тысяч рублей в месяц.
Продавцы также участвуют в офлайн-маркетах комнатных растений, таких как «Подоконник» и «Ламбада-маркет». Стоимость участия — до 20 тысяч рублей, но в сезон может быть выше.
Выручка продавцов также зависит от сезона: летом покупателей мало, и магазин приносит 30–40 тысяч рублей в месяц. С декабря по март, когда люди ищут подарки — выручка вырастает до 90–100 тысяч рублей в месяц. Владельцы магазинов говорят, что продажа растений — их основная работа, но большинство проектов выросли из хобби.
Елена Писарева из Monstera Monday запустила Instagram-магазин в феврале 2020 года, а офлайн-точку в одном из торговых центров — в начале марта. Выйти на окупаемость ей пока не удалось.
По словам других продавцов, чтобы магазин вышел на окупаемость, требуется от трёх месяцев. При этом сразу ждать высокой прибыли не стоит, но дело будет приносить постоянный доход, если не сидеть на месте, искать новые способы продвижения и заказчиков, говорит владелица магазина «Мадам Фитиль» Алина Провансова.
Когда начинаешь, сложнее всего относиться к своему делу как к бизнесу, а не как к любимому детищу. А когда бизнес уже работает, самое сложное — не забыть, что начинал с любви к растениям.