Что можно делать с детьми в лагере вожатому
Советы вожатым по организации отдыха детей в лагере
Это учащиеся 2-3 классов. Учиться им еще нравится. Но все познавательное лучше давать через игру. Восприятие информации – лучше всего по конкретным примерам, фактам, еще лучше, если видно «по картинке», так как в этом возрасте дети воспринимают хорошо информацию зрительно и на слух.
Для этого возраста характерен ряд особенностей: детям проще запоминать материал на основе наглядности, чем на основе объяснений; конкретные названия и наименования откладываются в памяти лучше, чем абстрактные; для того чтобы информация прочно закрепилась в памяти, даже если это абстрактный материал, необходимо связывать ее с фактами. Для памяти характерно развитие в произвольном и осмысленном направлениях. На начальных этапах обучения детям свойственна непроизвольная память. Это связано с тем, что они еще не могут сознательно анализировать получаемую информацию. Оба вида памяти в этом возрасте сильно изменяются и объединяются, появляются абстрактная и обобщенная формы мышления.
Периоды развития мышления:
1) преобладание наглядно-действенного мышления. Период схож с процессами мышления в дошкольном возрасте. Дети еще не умеют логически доказывать свои умозаключения. Они выстраивают суждения на основе отдельных признаков, чаще всего внешних;
2) дети овладевают таким понятием, как классификация. Они все еще судят о предметах по внешним признакам, но уже способны выделить и соединить отдельные части, объединив их. Так, обобщая, дети учатся абстрактному мышлению.
Ребенок в этом возрасте достаточно хорошо овладевает родным языком. Высказывания носят непосредственный характер. Ребенок либо повторяет высказывания взрослых, либо просто называет предметы и явления. Также в этом возрасте ребенок знакомится с письменной речью.
От младенчества и до 11 лет – для детей важнее мнение взрослого, позже приоритетом становится мнение сверстников или старших товарищей (на 2-3 года старше, которые).
Поэтому, очень осторожно нужно быть при рассказе страшных историй и вообще всего – некоторые дети могут поверить во все и потом боятся и не спать ночью.
У меня был случай – детям рассказали страшилку про белую вожатую и потом мальчика 9 или 10 лет пришлось укладывать спать с воспитательницей в одной комнате.
Если ты расскажешь какую-нибудь легенду – то 99% что они во все поверят.
Чтобы каждый вечер не думать, что делать на следующий день – проще всего заранее напечатать себе какие-нибудь заготовки, чем будешь заниматься в течение смены. Все работают по-разному: кто-то привозит много всего, а кто-то импровизирует.
Я когда поехал первый раз – взял с собой тетрадку, где вклеил много всего, чем планировал заниматься – мне это очень помогло.
В работе главное не боятся детей (они это сразу почувствуют и сядут на шею)…
Также, вожатый, если тебе придется работать с детьми от 6 и до 10 лет, то роль твоя – это мамочка и папочка для них на эту смену.
Важно следить за их внешним видом, чтобы не ходили в грязной одежде, (иногда за грязной одеждой приезжают и забирают родители привозят новую – иногда самому приходится стирать им одежду. В лагере может быть будет стиральная машина…)
Также тебе вполне, скорее всего, нужно будет их купать, мыть им голову, следить чтобы они мылись в душе, а не бесились.
Чем дети старше, тем они самостоятельнее, может они и сами смогут мыться полностью – главное следить, чтобы они именно мылись, а не зашли по бесились, сломали все что есть в душе и ушли.
В этом плане отряд с маленькими детьми – достаточно напряжен, так как за них приходится делать все: помогать убираться за собой, заправлять кровати, играть с ними, проводить для них мероприятия, готовиться с ними к общелагерным, то есть в основном самому придумывать название отряда, визитку и тд.
Очень важным в работе с любым возрастом будет – это как я уже говорил – дать понять, что ты главный, чтобы они тебя слушались. Первые три дня – никаких муси-пуси, делайте что хотите, и т.д. – они должны увидеть что:
Ты главный человек, без разрешения которого они даже не должны дышать. (это шутка конечно, но в целом так и есть)
Чем дисциплинированнее твой отряд, тем результативнее будет твоя работа. За 21 день дети проживают столько разных эмоций, впечатлений, ситуаций (и хороших и нет), сколько в обычной жизни – в школе и дома они не проживут за весь год.
Для детей самое первое впечатление и настрой: нет мамы и папы – полная свобода – делаю, что хочу, никто не поругает! Поэтому им, конечно, может не понравиться, что у тебя будут разные требования, что курить, матерится, и убегать одним никуда нельзя…. И т.д. Но ты в то же время должен своим вниманием показать, что тебе не безразлична их жизнь в лагере, как это все сделать я напишу ниже, когда подробно буду писать о том, что и как делать в течение всей смены.
Итак, если ты едешь в лагерь на базу заранее (за 1-2 дня до приезда детей), для подготовки к смене, то когда приедешь на базу – постарайся запомнить, что где находится, запиши нужные телефоны, кого как зовут и т.д. (слесаря, медицинского работника, заместителя директора базы по хозяйству, тот человек который отвечает за все веники, швабры, подушки, кровати, полотенца, одеяла и т.д, и т.д, и т.д) Уточни место, где будут жить твои дети и ты сам. Если будет время проверь все ли в месте проживания есть для каждого, если чего-то не будет хватать – в срочном порядке найди того человека, который за эти вещи отвечает. (наличие тумбочек, подушек, кроватей…) От твоей активности и инициативы многое зависит. Само собой, ничего в лагере не решится!
Если при расселении детей обнаружится, что у кого-то нет наволочки, тумбочки, или какой-то еще вещи, ребенку говоришь – все есть, просто тебе еще не принесли, когда поселимся, я тебе все принесу. Чтобы Ребенок был спокоен, потому что, если тут же не решить вопрос и не дать понять ребенку что все ТИП ТОП, он может начать звонить родителям и уже говорить им, что у него нет подушки, и ему не на чем будет спать, начнет рыдать и т. д…
Короче говоря, работая воспитателем ты никогда не заскучаешь, у детей, особенно 7-10 летнего возраста будет вопросов больше чем у тебя вообще возможности на них что-то ответить.
При знакомстве с родителями твоих будущих детей, родителям сообщается общая информация (ее вам сообщит начальник смены или старший вожатый).
Кроме этого могу посоветовать самому узнать у родителей индивидуальные особенности:
Есть ли какая-нибудь аллергия? Есть ли вообще что-то, что я должен знать? (родители могут сначала забыть сказать о чем-то важном, например, некоторые маленькие дети, могут ночью сделать «пи-пи» в кровать, для таких детей заранее нужно брать клеенку и т.д и постелить все так, чтобы другие дети не заметили, еще есть способ – будить также незаметно ночью этого ребенка, чтобы он сходил в туалет…)
И так вы сели в автобус, и поехали в лагерь.
В автобусе можно играть в разные игры, но ты лучше просто пообщайся с ними узнай кого как зовут, пусть расскажут тебе про себя, зачем в лагерь едут, ты таким образом узнаешь, кого заставили поехать, кто сам с радостью едет, в общем будешь примерно знать их ожидания.
Когда приедете – ты скорее всего будешь расселять детей, нужно будет у сестры хозяйки получить белье, с детьми все это постелить, аккуратно заправить, потом после как все это закончится – ты их посадишь за стол, на лавку на улице или в помещении на инструктаж по технике безопасности.
Расскажешь, что можно делать, что нельзя, если им куда-то нужно они должны у тебя спросить, представишься еще раз, как тебя зовут, расскажешь вкратце о себе.
После инструктажа – нужно поиграть с детьми в игры на знакомство:
После этой игры можно поиграть в более продвинутую версию этой игры.
2. Вы встаете в круг, и каждый по очереди называет сначала свое и имя и говорит определенные слова, следующий повторяет все предыдущие имена и слова и т.д. То есть, ты говоришь: Олег, я люблю слушать музыку, следующий говорит, Олег любит слушать музыку, Я – Вася люблю конфеты, Следующий говорит Олег любит слушать музыку, Вася любит конфеты, я Петя, люблю кататься на коньках и тд.
После этой игры – вы уже (дети и главное ты) будете знать друг друга по именам.
Теперь можно поиграть в игру «Стрелка». Очень простая игра – вы стоите также в кругу – а в центре – ты ведущий. Лучше встать по шире, чтобы было удобнее. Схема такая:
Игра называется Стрелка, я называю имя любого из вас, например Петя. Петя сразу после этого должен назвать имя другого пацана среди нас и показать на него рукой, а ведущий должен успеть замаять того, кто не успеет назвать имя и показать на другого пацана.
Например. Я сказал Петя – и показал на него рукой – пустил стрелу как бы (это делается так: обе руки соединяешь, как будто собираешься кому то аплодировать и правой рукой делаешь жест вперед вдоль ладоши как бы пуская стрелу в того человека, чье имя ты называешь). Петя должен быстро пустить стрелу в другого иначе я его замаю. Петя например пускает стрелу на Васю – Вася на кого-то еще и ты потом кого-нибудь маешь – наверняка они еще не будут хорошо знать по именам друг друга и могут запутаться – типа назвать имя Петя и пустить в него стрелу, а мальчика зовут не так, получается стрела не дошла и ты маешь того кто – запутался.
После этих простых игр можно продолжать знакомится дальше уже не только по именам, а еще и по увлечениям. Я люблю игру часы. Ты раздаешь каждому такой циферблат.
Лучше увеличить на полстраницы и распечатать заранее на каждого. Также хочу сказать, хоть и канцтовары обычно выдают во всех лагерях, не будет лишним и только поможет, если ты привезешь в лагерь с собой различные канцтовары (ручки, карандаши, ножницы, цветную бумагу, скотч, пачку обычной бумаги А4. …)
Если не получится распечатать, дай каждому пустой лист – пусть сами нарисуют большой циферблат. Все пригодится.
И так правила этой игры:
Сначала каждый ребенок – пишет себе напротив каждого часа чье-то имя из других ребят.
Вот как ты объясняешь им: Я вам сейчас дам листочки, вы рисуете большой циферблат – часы в виде круга на весь листок и нумеруете от 1 до 12. Покажешь пример такого рисунка. После того как они нарисуют:
Дальше говоришь: Вы когда выходите погулять на улицу, то бывает что договариваетесь с друзьями встретится в определенное время. Мы с вами сейчас поиграем в игру, и проживем 12 часов за полчаса)). Игра называется Тик-Так (на самом деле не знаю как она называется но пусть будет тик так – прикольное название для маленьких детей)
Поэтому сейчас вам нужно будет, когда я скажу, подойти к каждому из ребят и ко мне тоже и договориться о встрече в определенное время и записать имя этого человека себе в лист напротив нужной цифры. Например, я подхожу к Пете и у меня весь листок пока пустой, значит я могу встретиться с Петей в любое время, и предлагаю: давай в 1 час. Петя смотрит в свой листок и если у него напротив единицы пусто – он соглашается и мы записываем имена друг друга на против цифры 1. Если эта цифра у кого-то занята, то ищем цифру, которая у обоих свободна. С каждым обязательно встретиться хотя бы раз. Когда вы заполните каждого по разу – можно будет дописать кого-нибудь для встречи во второй раз. Потому что цифр у нас 12 а человек в отряде может быть и 40)))
После того как все ребята заполнят циферблаты (ты помогаешь другим, объясняешь тем кто не понял). После этого объясняешь правила:
Каждый час будет длиться 3-5 минут. Когда будет наступать определенное время я буду громко говорить «ТИК ТАК ЧАС говорим о любимых домашних животных и просто о любимых животных. потом ТИК ТАК ДВА другая тема и тд.» при наступлении определенного времени вы ищете того человека который у вас на это время записан и отходите (показываешь куда можно отходить) и общаетесь на ту тему – которую я называю.
Таким образом ты каждые 3-5 минут (в зависимости от того поговорил ли сам с ребенком – он тебе рассказал ты ему, ты объявляешь новый час – все находят себе новую пару (только не скажи так – ищите пару – начнут смеяться – говори так ТИК ТАК ДВА тема самый смешной сон. Ищем собеседника, который у вас написан напротив цифры 2. И тд.)
Вот темы примерные для общения:
Темы для разговора:
1. Говорите о том, как вы вчера собирались в лагерь и что вам сказали родственники на прощание.
2. Говорите о том какую музыку вы любите
3. Говорите о самом смешном случае в вашей жизни
4. говорите о фильмах и мультфильмах которые вы любите.
5. говорите о школе, какие предметы любите а какие терпеть не можете.
6. Говорите о своих домашних питомцах.
7. говорите о любимых блюдах.
8. говорите о своем хобби.
9.говорите о самом необычном сне, который вам приснился.
10 говорите о любимых местах, где любите отдыхать, куда вы ездили когда-то.
11 говорите о том для чего приехали в лагерь, чему хотите научится, что сделать.
12 свободная тема – говорите, о чем хотите.
После этих игр пройдет уже около часа. Особенно если это первый день – то времени может и не быть. Если, будет перерыв на полдник, сонный час, обед. То следующие игры продолжите после.
Расскажу еще о других играх и перейду к важным режимным моментам.
Игра на взаимодействие – Молекула.
Правила: я включаю музыку, пока она играет, вы ходите, прыгаете танцуете по одному. Когда я говорю молекула 2 или 3 и тд и выключаю музыку – нужно найти товарища и встать вдвоем, втроем взявшись за руки. смотря какую цифру я назову.
Можно тебе чтобы узнать – у кого не получится найти себе товарища говорить и вразброс все цифры от 2 до 8. Ты увидишь – кто из ребят меньше популярен и не попадает в тройки, в пятерку, шестерку и семерку. Можно и без музыки вообще – просто все ходят беспорядочно и только когда ты говоришь молекула 2 – все находят себе пару.
Следующая игра на взаимодействие тоже называется театр Кабуки.
Вы делитесь на 2 команды – по 4 человека и ты ведущий.
Игра по типу камень ножницы бумага, только всех героев должна показывать вся команда
Называешь героев: Принцесса, самурай, дракон. Принцесса охмуряет самурая, тоесть побеждает его, самурай побеждает дракона, дракон похищает а значит побеждает принцессу. Каждый герой выполняет определенный движения. Вы в своей команде шепотом должны решить кем вы будете – драконом принцессой или самураем и потом по моему знаку одновременно показать движение и сказать слова относящиеся к вашему персонажу.
Вот какие слова и движения делают персонажи: Принцесса «Она делает вот так Ля ля Ля ля ля и покажи движение типа двумя руками за платье (за шорты ты или штаны) и по двигайся в разные стороны)
Самурай делает так: ЖЖих!! ( с этим криком ты показываешь как будто держишь огромный меч двумя руками и рубишь им сверху вниз наискосок)
Дракон делает так: Ргыыыыыы (двумя руками изображаешь огромную пасть и с криком Рыыыыы или Гыыыыыыыы делаешь руками как будто захлопываешь пасть несколько раз.)
Ваша задача тихо договорится о каком-нибудь персонаже, и когда я досчитаю до трех показать одновременно одни и те же движения. Игра идет до 3 очков. Если кто-то в команде не делал движения или делал не те, что все (например, все показывали принцессу, а один самурая) то этой команде штрафное очко.
В этой игре ты увидишь, как они поделятся, во-первых, на две команды – если что им поможешь. Потом когда они все будут выполнять, посмотришь, кто берет на себя роль лидера, то есть навязывает всем в команде какого-то персонажа и т.д.
Далее игры-задания – помогут также тебе определить кто лидерские качества имеет.
Дети встают в круг и взявшись за руки должны без единого слова построится в определенною фигуру – круг, квадрат.
Потом без слов построится в шеренгу по высоте( от самого высокого к самому маленькому), по цвету волос(от темного к светлому), по теплоте рук (от горячей до холодной), по первой букве имени (от а до я) и тд.
Также для игры на взаимодействие, на выявление артистических способностей всем известная игра «Крокодил» делишь на две команды, и одна команда загадывает слово – а 1 человек из другой команды его показывает (его команда отгадывает) потом наоборот, и так по очереди. Тоже по очкам можно – отгадали – очко, не отгадали нет.
Еще для игры в помещении при плохой погоде есть интеллектуальные игры их очень много в интернете…
Кроме них есть такое мероприятие называется КАМ (конкурс актерского мастерства)
Это игра когда также на две команды их делишь и они выполняют всякие забавные задания.
Конкурс актерского мастерства
1.Продемонстрировать действиями, читаемое вслух стихотворение.
2.Изобразить: горячий утюг, кипящий чайник, будильник, телефон.
3.Походить так, как ходит: человек, который плотно поел; ночью попал в лес; младенец, который только что начал ходить; артист балета; лев.
4.Изобразить мимикой, походкой, жестами: встревоженного кота, грустного пингвина, восторженного кролика, хмурого орла.
5.Прочитать стих «Идет бычок качается» так, как будто: обиделся на бабушку, хвастаетесь перед друзьями, рассердился на младшего брата, испугался собаки.
6.Изобразить пословицу: «На чужой каравай …», «За 2-мя зайцами …», «Дареному коню …», «Одна голова — хорошо …».
7.Сделать шарж на: Титомира, Пугачеву, Королёву, «Дюну».
8.Придумать 10 новых применений:
Пустой консервной банке, дырявому носку, лопнувшему воздушному шару, перегоревшей лампочке, пустому стержню от ручки.
9.Из газетных заголовков составить (вырезать и наклеить) рассказ.
10.На мелодию «маленьких утят» придумать и исполнить танец маленьких щенят, жеребят, поросят, обезьянок.
11.Сказать по-другому (не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл): муха села на варенье, на столе стоит стакан, часы бьют 12 раз, воробей влетел в окно, шел отряд по берегу.
12.Из названий кинофильмов составить рассказ.
13.Придумать новый конец сказке: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба».
14.До сочинить ещё 2 строчки до смешного четверостишия:
Вы слыхали? На базаре / Чудо птицу продавали …
В зоопарке плачет слон, / Увидал мышонка он …
Удивляется народ, / Почему сердит Федот …
Царь издал такой указ: / Всем боярам тот же час …
15.Придумать новое название урокам: математика, музыка, физкультура, труд, химия, русский язык.
16.Переделать любую сказку на современный лад и рассказать. Другие должны угадать изначальную сказку.
17.Одни изображают какую-нибудь сцену (заранее рассказав кто есть кто), другие эту сцену озвучивают.
18.Инсценирование какой-либо песни (не клип).
19.Порезать какое-нибудь известное стихотворение на строчки, из которых командам надо восстановить стих.
20.Придумать как можно больше рифм к одному слову.
21.Дать детям сказку в стихах. Они должны из разных строчек сказки составить стихотворение.
В окончании дарим детям традицию Орлятского круга
«Слева друг и справа друг,
Чуть качнулся Орлятский круг.
Тут лишь о главном услышишь слова
Руки в размахе крыльев орла.
Справа на плечи, слева на пояс,
тихо звучит о серьезном твой голос.
Круг не разрывный нельзя разорвать,
В центр, прощаясь лишь можно ступать».
Вечерняя речевка: день отшумел и ночью объятой лагерь зовет ко сну, Доброй вам ночи наши ребята, доброй вам ночи наши девчата, доброй вам ночи вожатые наши – завтра нам снова в путь. Всем-всем спокойной ночи – смена стала на день короче.
Вечерняя песня: «Разговоры еле слышны…»
Разговоры еле слышны,
И над лагерем бродит тень.
В круговерти забот не заметили мы,
Как был прожит еще один день.
Только правду скажем в глаза,
Не тая на душе обид,
Промелькнет и утихнет в сердцах гроза,
Затвердеет дружбы гранит.
Полезные советы вожатому
Что делать если ребенок заскучал по дому? Какие темы запрещены при разговоре с детьми? Как помирить детей-драчунов? На эти и другие вопросы начинающие педагоги-вожатые смогут найти ответы в этом буклете.
Просмотр содержимого документа
«Полезные советы вожатому»
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительно-образовательный центр Юность»
«ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ВОЖАТОМУ»
Что делать, если дети не хотят спать?
Первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Как и в любой ситуации: понять – это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить её полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего, запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям, и не будете заниматься в это время ничем другим. Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в … часов вы будете входить в комнату и гасить свет. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. После того, как вы погасили свет в комнате, в силу вступает ещё одно правило, о котором следует договориться заранее, что разговаривать только шепотом (и то недолго). Бывает очень эффективно и полезно научить ребят основам релаксации, которые можно обсудить предварительно с психологом. Для ребят помладше очень подходит засыпательная история или спокойная песенка.
Что делать, если ребенок заскучал по дому?
Выясните истинную причину «скучания». Ребенок должен чувствовать уют, иметь друзей и быть включен в интересную деятельность. Организуйте насыщенную жизнь с плотным распорядком дня и смены, с учетом колебания эмоционального маятника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». И чтобы приятнее было предвкушать радость завтрашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром.
Если один вожатый забрал игральные карты у подростка, может ли другой вернуть?
Нет, это говорит о несогласии между вожатыми.
Когда вожатые заезжают в детские оздоровительные учреждения?
За несколько дней до заезда детей.
Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы?
Да, для устройства на работу вам понадобятся следующие документы:
Паспорт или временное удостоверение личности.
Социальный номер, пенсионное удостоверение.
Медицинские документы (санитарная книжка), заключение о состоянии здоровья.
Трудовая книжка или справка о последнем занятии.
Документы, подтверждающие профессиональное образование.
Как предотвратить побег ребенка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?
Держать этого ребенка постоянно в поле зрения. Выяснить причины нежелания поехать в лагерь. Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу. Помочь найти занятие по душе. Обратиться за помощью к психологу.
Какие темы запрещены для разговоров с детьми?
Выяснение отношений между педагогами.
Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.
Решение вопросов личного характера.
Если мальчик долго не моется и от него дурно пахнет, как ему сказать об этом?
Как помирить детей-драчунов?
Дать объединяющее задание.
Когда начинается выходной у вожатого: утром, днем, вечером?
Начало выходного дня регламентируется правилами внутреннего распорядка.
Разрешаются ли в оздоровительном лагере прогулки детей у водоемов без сопровождения взрослых?
Пребывание детей у реки, водоема, а также прогулки детей за территорию без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.
Что делать вожатому, если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребенка в отряд?
Необходимо доложить об этом куратору или заместителю директора по воспитательной работе. Предъявить расписку или заявление, оставленное родителями или лицами их заменяющими.
С кем должны находиться дети и подростки во время проведения спортивных мероприятий?
Во время отрядных спортивных тренировок, сборов, мероприятий все дети и подростки должны находиться вместе с вожатым, тренером на участке или в помещении, где проходит данное мероприятие.
Кто несет персональную ответственность за жизнь и безопасность детей во время занятий их в студиях, мастерских?
Только после согласования с руководителем студии или мастерской, вожатый может оставить детей на определенное время под ответственность руководителя студии или мастерской. Пока вожатый не придет за детьми, они должны находиться в мастерской или студии.
Что делать, если ребенок страдает лунатизмом?
Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми, следовать таким правилам:
Не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний;
Уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;
Подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуга.
Что необходимо учитывать вожатому при подготовке к мероприятию?
Учитывать возраст детей, ожидания детей, длительность подготовки, условия для подготовки, возможности вожатых, их умение организовать тот или иной вид деятельности и использовать различные методы воспитания, настрой детей и подростков на нужное дело и пробудить интерес у детей к нему, наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления), инвентаря и др.
Что должно учитываться при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном лагере?
Цели и задачи воспитания, развития и оздоровления, возраст детей, интересы детей, способности вожатых, краткость подготовки, массовость занятости детей и подростков, условие соблюдения этики при проведении игр, отсутствие пошлости.
Как объединить различные интересы?
Учесть следующие моменты:
Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей.
Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям.
Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей.
Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка.
Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра.
Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т.д.
Когда можно считать работу с детьми завершенной?
Когда все дети встретятся со своими родителями в день отъезда.
Что делать, если ребенок боится темноты?
Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не говорите ребенку, что он маленький и глупый. Не высмеивайте его, выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого – вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его, и весело посмейтесь над этим.
Какова тактика поведения с нервными детьми?
Таким детям необходимы понимание взрослых и эмоциональная поддержка, признание в среде сверстников, непосредственность проявляемых к ним чувств, обретение уверенности в своих действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты с окружающими и поддерживать их, гибкость в отношениях к ним со стороны воспитателей.
Можно ли наказать непослушного ребенка?
Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого. Воспользуйтесь очень кратким объяснением, почему подобное поведение ребенка неправильно; отвлечением, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание.
Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?
Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.
Что нужно делать в процессе взаимодействия с ребенком?
Принимать ребенка таким, каков он есть.
Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.
Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.
Жить с ребенком общей жизнью.
Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка.
Помнить, что воспитывают не слова, а пример.
Как разрешить конфликтную ситуацию?
Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно:
методом сглаживания разногласий, т.е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т.д.
методом совместного обсуждения разногласий.
Как задать вопрос ребенку, чтобы получить правдивый ответ?
Как утверждают ученые, абстрактно поставленный вопрос не сковывает воображение ребенка и не заставляет его «оправдываться» в глазах взрослого.
Перед кем в лагере необходимо отчитываться вожатому?
Вожатый в оздоровительном лагере отчитывается перед заместителем директора по воспитательной работе.
Какие дни лучше не планировать для личных выходных?
Первые и последние дни смены.
К кому обратиться в оздоровительном лагере в случае возникновения проблем с детьми?
К руководителю программы смены, заместителю директора по воспитательной работе, педагогу-психологу.
О чем следует говорить с родителями?
Обо всем, что волнует вожатого и имеет смысл для решения вопросов, касающихся общения с другими детьми.
Что следует обсуждать с директором оздоровительного лагеря?
Обсуждать можно все вопросы, связанные с вашей работой в оздоровительном лагере, с условиями жизни, касающиеся как вас лично, так и вверенных вам детей и подростков.
В каких случаях необходимо обращаться к врачу в оздоровительном лагере?
По всем вопросам, связанным со здоровьем детей, необходимо обращаться к врачу.
Следует ли обращаться к врачу, если вопрос или проблема возникли ночью?
Да, в случае необходимости время суток для обращения к врачу не имеет значения.
Сколько раз необходимо повторять одно и то же детям?
Пока они этого не поймут.
Следует ли на отрядные дела приглашать руководителя программы смены или заместителя директора по воспитательной работе?
Как правильно строить свои взаимоотношения с руководством оздоровительного лагеря?
На основе взаимного уважения, с учетом опыта, взаимной ответственности, заинтересованности.
Можно ли на нецензурные выражения детей отвечать так же, считая, что «иначе они не понимают»?
Как быть, если подростки любые взгляды, подмигивания, мимолетные ухаживания другого пола принимают за любовь?
Разъяснять в индивидуальных беседах, что такое любовь.
Как следует поступать, если дети ничего не хотят делать?
Вовлекать детей в разрешение ближайших, сиюминутных проблем.
Подросток плачет. Вожатый пытается успокоить его и выяснить причину слез. Ответа нет. Как поступить?
Стоит на некоторое время оставить подростка одного, не приступать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Подросток сам расскажет о причине слез, если сочтет нужным.
Когда можно общаться с вожатыми из других отрядов?
Если нет особых причин, связанных с работой, то лучше в то время, когда дети спят.
Следует ли иметь план работы отряда на смену, на день, если этого не требует руководство?
Как часто нужно пересчитывать количество детей в отряде?
Перед отбоем, после отбоя, ночью во время обхода, при построении на зарядку, перед завтраком, после завтрака, перед выходом за территорию, во время прогулок, после возвращения с прогулки, перед купанием, во время купания, после купания – при каждом удобном случае.
Есть ли необходимость в обучении детей, независимо от возраста, правильному поведению в местах общего пользования?
Да, необходимо проводить профилактические беседы регулярно.
Как поступить, если руководство оздоровительного лагеря высказывает в адрес вожатого несправедливое замечание?
Выслушать и принять к сведению.
Возможен ли приезд в оздоровительный лагерь друга (подруги), мужа (жены)?
Все встречи желательно планировать в свои выходные дни, приезд близких людей отвлекает от основной работы.
Суровость руководства лагеря – это норма, правило.
Часто под видимой суровостью скрывается забота о сотрудниках, об обеспечении условий для работы лагеря, озабоченность общим делом, наличие большого количества проблем. Будем помнить, что постоянный, круглосуточный контроль за работой персонала – его обязанность.
Что делать, если вожатому кажется, что подросток употребил спиртное или нюхал неизвестные вещества?
Срочно обратиться к врачу.
Как объединить интересы детей в разновозрастном отряде?
Старших детей привлечь к работе с младшими.
Как быть, если ребенок убежал?
Не паникуя, собрать детей и немедленно сообщить об этом руководителю смены, заместителю директора или директору.
Нужно ли вожатому в оздоровительном лагере подчиняться сложившимся традициям?
Если они способствуют хорошему отдыху детей, то да.
Как не растерять малышей во время приёма?
Каждому прикрепить визитку с номером отряда и именем ребёнка.
Что делают вожаты до приезда детей в детские оздоровительные учреждения?
Готовят помещения к приёму детей, занимаются планированием работы.
Кто должен сообщить приехавшим родителям, о том, что ребёнок находится в изоляторе?
Кто распределяет задания отрядам при проведении общелагерных мероприятий, игр?
Задания отрядам распределяет организатор игры, он может также создать условия для реализации детских идей.
Кто должен регламентировать пребывание детей на воздухе в жаркую погоду?
Есть в детских палатах замки, крючки на дверях?
Как запоминать имена детей?
Изучая списки детей и сведения о них, в игре, на вечерней сверке.
Какой подход выбрать в работе с трудными подростками?
Нужно стремиться к пониманию их.
Кто будет замещать вожатого в случае его болезни?
Что делать, если вожатый не понравился начальству?
Если ребёнок поранился или ударился, обязательно ли вести его в медпункт?
Да, его надо отвести в медпункт.
Как предотвратить побег ребёнка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?
Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу.
Если в отряде есть ребёнок, который не слушается вожатого, можно ли от него отказаться?
Отказаться от него слишком легко, нужно стремиться завоевать его доверие.
Можно ли разрешать переезды детей из палаты в палату во время смены?
Не желательно, в противном случае смена будет состоять из одних переездов.
Что делать с детьми, которые. «я не пойду на ужин», «я не буду спать»?
В каждом отряде, бывает парочка таких. Не назвать их уж, прям, «грубыми нарушителями», но постоянно идет «нудеж»: «ну заче-е-е-ем зарядка?», «ну поче-е-е-ему кататься только четыре часа-а-а-а?», «ну я не хочу-у-у-у. «.
Ограничение «бонусов», завязанное на нарушения. Ты не был на зарядке, инструктор считает, что ты недостаточно готов к (походу, велопрогулке, занятиям и пр.). Будь добр, или посиди в корпусе, или разомнись дополнительно. Можно, прямо сейчас. Если успеешь. Вы (отряд, группа) опоздали на зарядку. Долго просыпались. Наверное, вам не хватает времени, чтоб выспаться? Ну. Давайте сегодня вечерком вместо дискотеки поспите подольше. Заметьте, не предлагается наказывать лишением дискотеки, а лишь дается ребятам возможность достаточно выспаться, чтоб они с утра были бодры и веселы. И вышли на зарядку, которая является обязательной. (см. выше).
«Не буду спать в тихий час. » Не хочет спать, пусть не спит. Пусть тихо почитает книгу, или разгадывает кроссворд. Чтобы не быть «Цербером» уделите детям после того как они лягут по кроватям минут 10-15. Дайте им привыкнуть к тому, что они в кроватях. Есть еще релаксационная музыка. Включите ее во время сонного часа. Увидите результат.
«Не буду спать (ночью). » Наверное, общее правило. Программа дня должна быть достаточно выматывающей. Чтоб ребенку и в голову такой бредовой мысли, как не спать ночью не пришло.
Как быстро и весело пересчитать детей?
“Пересчиталка” по ладошкам — отличный способ держать под контролем количество людей в отряде во время походов, экскурсий и других выездных мероприятий. Кроме того, он позволяет легко пересчитывать детей в ходе движения по маршруту следования и не “мучить” дисциплинированных детей после объявления общего сбора перед уходом из промежуточного пункта. Как только большая часть отряда уже в сборе, громогласно объявляете отход. Тогда первый вожатый уходит вперед, а второй — становится на выходе и подставляет свою ладонь под хлопки выходящих ребят. Разумеется, при этом ведете счет хлопков. Вы сразу заметите, как заторопятся “засони” и “лежебоки”, когда увидят, что отряд уже уходит. Вам останется лишь замкнуть уходящий отряд. Весело, совсем не нудно и вполне эффективно!
Что делать если дети плохо убираются в комнатах?
Операция вертолёт (Уборка в комнате). Несмотря на все увещевания, дети очень часто раскидывают вещи так, как будто ожидают прихода домработницы. Напоминания, увещевания, просьбы, требования, угрозы не помогают. В лагере «Орленок» придумали действенный метод борьбы с повышенным беспорядком. Когда состояние спальни начинает приближаться к критическому, вожатый предостерегает детей, что если они не уберутся, будет проведена операция «вертолет». Ну, вертолет и вертолет — детей такая непонятная угроза обычно не пугает. На следующий день вожатый еще раз предостерегает — лучше приведите свои вещи в порядок, а то пройдет операция «вертолет»… Однако, причем здесь вертолет — по-прежнему никто не объясняет. А на следующий день операция «вертолет» и правда проводится — все вещи, лежащие не на месте, «перелетают» на другие места в спальне. Ох, замучаются дети разыскивать свои носки, книжки и куртки на люстрах, шкафах и соседних кроватях. Зато теперь всем будет очевидно, зачем вещи нужно убирать на место а то опять «улетят».
Вы собираете неубранные вещи к себе, а после проверки устраиваете «раздачу» на фанты. Дети сначала придумывают фант, а потом вы достаете вещь.
Нужно ли ходить строем?
Как привлечь внимание к событию?
Все дети любят участвовать в соревновании и получать призы. Введите в вашем лагере систему очков (не солнцезащитных, конечно, а систему баллов). Т.е. группа может зарабатывать очки за чистоту в помещениях, за активное участие в мероприятиях лагеря, за первые места в той или иной игре и т.д. Рекомендуется давать очки только в качестве поощрения, но не забирать их в случае наказания. Если же какая-то из команд была хуже всех или провинилась, то лучше оставить ее без поощрения, а другие команды поощрить. Система зарабатывания очков действует на протяжении всего потока, а в конце образуются две команды победителей (одна команда девочек и одна команда мальчиков). Победителей не забудьте наградить призами.
красные «радужки» выдаются каждому за командную победу в соревнованиях или как поощрение группе (или индивидуально);
синие – за добрые добровольные дела.
Чтобы ребята не опаздывали на линейку, придумали наказание, которое называется «адарган» (награда наоборот). Те, кто провинился, (это может быть отряд, группа ребят, или один человек) получают «адарган» и должны его отработать и отчитаться перед директором или координатором. Отработка заключается в уборке территории, комнаты или столовой (можно придумать что угодно). Действует неплохо.
Если вам важно знать мнение детей.
Если при обсуждениях во время анализа дня, дети не очень хотят высказывать свое мнение, а вам важно знать, что они думают, то вы можете воспользоваться следующим методом. Натяните между деревьями бельевую веревку, отметьте середину. С одной стороны веревки нужно прицепить надпись » Согласен», а с другой «Не согласен». Каждому мальчику или девочке выделить по прищепке. На занятия дети приходят с прищепкой и оформленным листком бумаги, где написано их имя. Например: вчера в конце дня вы попросили их подумать над таким вопросом. при этом дается на выбор два варианта ответов. Перед следующим анализом они вывешивают свои прищепки, и вожатый может увидеть, кто на какой стороне, даже если ребенок не хочет высказывать своего мнения при всех. Позднее вы можете с кем-то поговорить отдельно.
Наверняка у детей по ходу проведения лагеря возникают вопросы. А руководству лагеря важно знать, что для них непонятно. Повесьте на территории лагеря (в палатке или столовой) ящик для вопросов. Пускай они пишут свои вопросы на листочках и опускают туда.
Если у всех девочек в младшем отряде длинные волосы
Тут есть 2 варианта: либо самой 30 штук заплести, либо в начале смены со старшими отрядами подружиться и приглашать их в гости каждое утро 🙂 достаточно 3-4 девочек, чтобы разгрузить вожатых, кстати, то же самое можно и с постелями делать! Еще хороша в лагере система бонусов для старших отрядов, чем больше помощи они оказали малышам, тем больше им зачтется при подсчете общелагерной гонки отрядов.
Если ребенок из младшего отряда боится темноты.
Если ребенок вдруг начал плакать, а вожатый никак не может его успокоить.
Лучше оставить ребенка в покое, отвлечь его каким-то интересным делом. Ребенок успокоится и, может быть, расскажет сам о причине его поведения.
Как поступить с ребенком, который ворует?
Не надо кричать на ребенка, а сначала попробовать спокойно поговорить с ним, пытаясь убедить его сознаться в краже и вернуть украденное, а затем извиниться. Впредь следует более внимательно следить за этим ребенком.
Есть ребята, которые интересуются каким-то одним видом деятельности, например, мальчишки – заядлые футболисты. Чтобы включить их в общее дело, надо подобрать роль. Для мини-концерта включить их в девичий танец, где они могли бы демонстрировать своё умение управлять мячами.