Что можно делать христианину а что нельзя

Чего нельзя православным?

«Можно ли пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам носить шорты?», «А читать Мастера и Мар­га­риту?», «А кушать суши?», «А заго­рать на море?» — такого типа вопросы часто при­сы­лают на пра­во­слав­ные сайты. Что можно взять с собой из «про­шлой» жизни, а что надо оста­вить? Такое впе­чат­ле­ние, что хри­сти­ане — это очень бояз­ли­вые люди, кото­рые первым делом хотят уяс­нить список «рели­ги­оз­ных запре­тов». Зачем вообще нужны такие запреты и как не свести к ним свою жизнь в Церкви, отве­чает про­то­и­е­рей Арка­дий Шатов, насто­я­тель храма Свя­того бла­го­вер­ного царе­вича Димит­рия при Первой град­ской боль­нице города Москвы.

— Чело­век при­хо­дит в Цер­ковь и обна­ру­жи­вает, что здесь многое совсем не так, как он привык. Многое «нельзя», и он начи­тает бояться сде­лать что-то не так. Дей­стви­тельно ли хри­сти­а­нина на каждом шагу под­сте­ре­гают опас­но­сти?

— Обычно такое отно­ше­ние — ничего нельзя и все страшно — бывает у нео­фи­тов, у тех, кто только принял хри­сти­ан­ство. Когда чело­век при­хо­дит в Цер­ковь, для него вся жизнь меня­ется. При при­бли­же­нии к Богу все пре­об­ра­жа­ется, при­об­ре­тает другой смысл. Многие новички задают очень много вопро­сов — и пра­вильно делают, потому что дей­стви­тельно им все нужно пере­осмыс­лить. Потом чело­век «под­рас­тает» и пере­стает так много спра­ши­вать. Тому, кто уже имеет какой-то опыт хри­сти­ан­ской жизни, конечно, проще, он уже чув­ствует, пони­мает, что можно, а чего нельзя.

Хри­сти­ан­ство — не рели­гия запре­тов, хри­сти­ан­ство — это рели­гия пас­халь­ной радо­сти, пол­ноты бытия. Но чтобы сохра­нить эту пол­ноту, эту радость, при­хо­дится быть очень осто­рож­ным, избе­гать тех соблаз­нов, иску­ше­ний, кото­рых так много в мире. Апо­стол Петр гово­рит хри­сти­а­нам: «Трез­ви­тесь, бодр­ствуйте, потому что про­тив­ник ваш диавол ходит, как рыка­ю­щий лев, ища, кого погло­тить» ( 1Пет. 5:8 ). Так что надо, конечно, жить со стра­хом Божиим и бояться иску­ше­ний. Осто­рож­ность и страх должны сопут­ство­вать жизни хри­сти­а­нина.

— Но что же хоро­шего в страхе?

— Святой Васи­лий Вели­кий гово­рит, что у чело­века есть три сту­пени слу­же­ния Богу. Первая — сту­пень раба, когда чело­век боится нака­за­ния. Вторая — сту­пень наем­ника, когда чело­век тру­дится ради награды. И третья — сту­пень сына, когда чело­век делает все из любви к Богу. Авва Доро­фей гово­рит, что можно только перейти со сту­пени на сту­пень, нельзя сразу запрыг­нуть на сту­пень сынов­ней любви. Надо пройти эти пред­ва­ри­тель­ные сту­пени. И если эти чув­ства — страха нака­за­ния или жела­ния награды — есть в душе чело­века, это не так плохо. Значит, доброе начало поло­жено.

В Церкви часто гово­рится о страхе. В храм, напри­мер, надо вхо­дить со стра­хом Божиим. Страх перед Богом не уни­что­жает любви.

А вот бояться дья­вола больше чем Бога — непра­вильно. Пра­вед­ный Алек­сий (Мечев), напри­мер, пре­не­бре­жи­тельно назы­вал дья­вола ока­яш­кой, он гово­рил: «У нас два врага: яшка (то есть само­лю­бие, само­мне­ние) и ока­яшка» — такое пре­не­бре­жи­тель­ное наиме­но­ва­ние того, кого побе­дил Хри­стос. Бояться иску­ше­ний, быть осто­рож­ным, конечно, нужно, но все должно быть в разум­ной сте­пени.

— Как понять, где страх обос­но­ван­ный, а где наду­ман­ный? Не бывает ли так, что страх просто пара­ли­зует чело­века, и он, вместо того чтобы хоть что-то делать, ничего не делает, боясь сде­лать «не так»?

— Дьявол про­тя­ги­вает чело­веку две руки. В одной — воз­мож­ность быть без­гра­нично рас­пу­щен­ным, раз­вя­зан­ным, посту­пать про­из­вольно. Во второй — быть заком­плек­со­ван­ным, шара­хаться от каж­дого куста. Надо выби­рать сред­ний, цар­ский путь. Клас­си­фи­ци­ро­вать страхи трудно. Каждый случай инди­ви­дуа­лен.

— Где же найти авто­ри­тет, к кото­рому можно обра­титься с вопро­сом? Кто помо­жет сори­ен­ти­ро­ваться в ситу­а­ции?

— Мне кажется, для чело­века авто­ри­те­том должно быть мнение его духов­ника. Каждый чело­век должен выбрать себе такого стар­шего това­рища, а лучше — отца, и ста­раться его слу­шаться. Хри­сти­ан­ство — это не просто система пра­виль­ных умо­за­клю­че­ний. Наш падший ум может гово­рить, что мы все делаем пра­вильно, в то время как мы совер­шаем поступки, про­ти­во­ре­ча­щие воле Божией. Поэтому чело­веку необ­хо­дим настав­ник.

— Но ведь не спра­ши­вать духов­ника о всяких мело­чах!

— Обо всем, что вызы­вает сомне­ние, можно спра­ши­вать. Если вопрос вызван под­лин­ным дове­рием духов­нику, под­лин­ным жела­нием посту­пить по воле Божией, тогда любой вопрос воз­мо­жен. Как дитя при­хо­дит к маме и задает иногда самые глупые вопросы, а мама — отве­чает. Невоз­можно соста­вить список вопро­сов, кото­рые можно и нельзя зада­вать.

Если духов­ник счи­тает, что его спра­ши­вают о чем-то незна­чи­тель­ном, он может так и ска­зать: «Знаешь, это не важно, обрати вни­ма­ние на более суще­ствен­ные вещи». Так тоже бывает.

Хочу еще доба­вить, что «вопросы по мело­чам» сму­щают людей, кото­рые смот­рят со сто­роны, не зная, что у спра­ши­ва­ю­щего внутри. Вот они и сму­ща­ются — как же так, все время можно-нельзя, можно-нельзя. А чем чело­век живет? Он, конечно, живет не этими вопро­сами. Эти вопросы внеш­ние, охра­ни­тель­ные.

— А как же само­сто­я­тель­ность? Сего­дня можно часто услы­шать при­зывы к хри­сти­а­нам быть более само­сто­я­тель­ными.

— В Еван­ге­лии Гос­подь гово­рит: «…без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ). Так что мы люди неса­мо­сто­я­тель­ные. Если у чело­века есть связь с Богом, то он, конечно, может обхо­диться без помощи настав­ни­ков. Но обычно чем выше сте­пень духов­ного совер­шен­ства чело­века, тем больше он при­об­ре­тает сми­ре­ния и слу­ша­ется сове­тов. Мы знаем, как святые отцы про­ве­ряли наме­ре­ние пре­по­доб­ного Симеона Столп­ника под­ви­заться на столпе. Они послали к нему ска­зать: «Сойди со столпа». Как только Симеон услы­шал это пове­ле­ние, он начал спус­каться. А послан­ные были научены посту­пить так: если Симеон не послу­ша­ется, силой заста­вить его сойти со столпа; если же послу­шает, то оста­вить его стоять. Он само­сто­я­тель­ный или нет? Я видел святых людей. Они были само­сто­я­тель­ными, но уди­ви­тельно сми­рен­ными.

— Как все-таки понять, что можно, а чего нельзя?

— Один пра­во­слав­ный запад­ный святой гово­рил: «Люби Бога и посту­пай как хочешь». Если чело­век любит Бога, то он уже не может сде­лать ничего пло­хого, ему не хочется делать плохое. Когда чело­век любит Бога и все его чув­ства, мысли, жела­ния обра­щены к Богу, плохое не имеет над ним власти.

Но, навер­ное, никто из нас не может ска­зать, что он настолько любит Бога, что полу­чил уже совер­шен­ную сво­боду. И поскольку мы любим Его несо­вер­шен­ной любо­вью, а в какие-то моменты, можно ска­зать, совсем пре­даем Его, любим что-то другое, для нас нужны пра­вила. Они помо­гают нам избе­гать соблаз­нов, рас­по­зна­вать зло, стре­мя­ще­еся пора­бо­тить нас. Вет­хо­за­вет­ные запо­веди начи­на­лись с отри­ца­ния: не убий, не укради, не лже­сви­де­тель­ствуй. Многое из того, что сейчас в неве­ру­ю­щем мире счи­та­ется нор­маль­ным, на самом делать нельзя — блу­дить, смот­реть непри­стой­ные фильмы, жить для себя, а не для других, праздно про­во­дить время…

Но, конечно, неправы те люди, кото­рые оза­бо­чены только вопро­сом, чего делать нельзя. Такое «огра­ни­чи­тель­ное» Пра­во­сла­вие теряет смысл. Жизнь должна быть осно­вана на поло­жи­тель­ном дела­нии. А это любовь к Богу, любовь к ближ­нему, стрем­ле­ние делать добро. Нельзя сосре­до­то­чить свою жизнь только на том, чтобы не делать зла. Отка­зы­ва­ясь от чего-то пло­хого, необ­хо­димо напол­нять свою жизнь чем-то поло­жи­тель­ным. В душе не может и не должно быть пустого места.

Конечно, внеш­нее влияет на внут­рен­нее. Но другое дело, что для кого-то сейчас менять стиль одежды не время, сперва надо пере­стать изме­нять своему мужу. Нар­ко­ману важно пере­стать упо­треб­лять нар­ко­тики, а бро­сить курить, навер­ное, он сможет потом. Создать четкую систему каких-то внеш­них регла­мен­та­ций невоз­можно, потому что люди, при­ходя в Цер­ковь, должны ори­ен­ти­ро­ваться не на эти внеш­ние запреты, а на пра­виль­ное внут­рен­нее поло­жи­тель­ное дела­ние.

журнал «Нескуч­ный Сад», Ирина Редько. 22 декабря, 2009 г.

Источник

Православная Жизнь

Как не превратить законы и правила в тяжелую и бессмысленную ношу, которая тянет человека на дно, рассказывает митрополит Антоний (Паканич).

Фото: © Наталья Горошкова/Православная жизнь

– Владыко, в чем заключаются отличительные черты этики гуманизма?

– Гуманизм – понятие широкое. В самом общем смысле под гуманизмом подразумевается такая мировоззренческая система, в которой важнейшей ценностью и мерой всех вещей объявляется человек. Возникает вопрос: на каком основании можно утверждать, что человек есть высшая ценность, что делает его мерой для всех и для всего? В течение многих столетий на этот вопрос давали разные ответы, которые и определяли тип и направление идеи гуманизма. Так, классический гуманизм ренессансного типа объявляет человека высшей ценностью, поскольку он самое совершенное творение природы. Эпоха Просвещения, которая является дроблением ренессансной идеи, породила собственный гуманизм, опирающийся на превознесение человеческого разума, способности мыслить. Буржуазный гуманизм признает человека высшей ценностью, так как лишь человек наделен способностью к предпринимательству – творчески преобразовывать мир. Социалистический гуманизм превозносит человека, участвующего в революционной перестройке бытия. Эта концепция содержит в себе признание ценности человеческого труда и личности, выполняющей свой общественный, гражданский долг. Тот, кто не может или не желает участвовать в этих процессах, является, согласно данной идее, врагом по определению, а значит подлежит отрицанию или вовсе уничтожению.

Между тем, вопрос о доминирующем начале антропологического фактора в мире остается открытым. Более того, по мнению профессора Михаила Дунаева, на этот вопрос «раздробленное сознание никогда не сможет дать полного ответа, ибо любая частность может быть безусловно опровергнута. Гуманизм на всех названных основаниях изначально обречен на кризис». Проблема в том, что гуманизм в качестве отправной точки своих философских поисков использует заведомо ложную систему координат, ведь человек, пораженный грехом в результате отпадения от Бога, нуждается в исцелении своей природы. Нужно сначала исправить искажение, а потом только соизмерять с ним все остальное. Как говорили святые отцы, «кривое правило и прямое делает кривым».

– Существует ли христианский гуманизм? В чем заключается его идея?

– Христианский гуманизм теоцентричен, в отличие от гуманистических идей всех остальных направлений, которые антропоцентричны. С христианской точки зрения, высота и достоинство личности определяется тем, что человек создан по образу и подобию Божиему. По замыслу Создателя, Адам был поставлен в центр тварного бытия, являлся средоточием и венцом всего творения. Существует принципиальное различие между гуманизмом и христианством. Гуманистическая этика принесла в мир идеи атеизма, богоотступничества, она противопоставила Творцу человеческий разум. В то время как христианская этика напоминает, что единственным возвышающим человеческое достоинство событием мировой истории является Искупительная Жертва Спасителя, которая вернула людям возможность утраченного в первородном грехе единства с Богом. Как писал Н. Бердяев: «Остается вечной истиной, что человек в том лишь случае сохраняет свою высшую ценность, свою свободу и независимость от власти природы и общества, если есть Бог и Богочеловечество».

– В чем суть христианской этики? Какие ее главные постулаты?

– Если не прибегать к энциклопедическим определениям, то коротко смысл христианской этики можно обозначить словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16). Существенным поводом для всепобеждающего христианского оптимизма служат также слова апостола Павла: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире» (1 Тим. 3:16). То есть мы не одиноки, не забыты и не предоставлены некому фатуму. Господь не оставил Свое творение. Он открыл нам Свою волю и Самого Себя в воплощении Сына Божия. Он явил нам такую любовь, благодаря которой только и стала возможна Голгофская Жертва, принесенная за всех и за вся. Об этой любви Самим Господом сказано, что на ней «вeсь закон и пророцы висят» (Мф. 22:40). Это значит, что всевозможные установления, заповеди и постулаты, пророчества с призывами к праведной жизни ценны и важны не сами по себе, а исключительно как выражение главной идеи – человек призван всего лишь ответить взаимностью Тому, Кто уже прежде возлюбил его (1 Ин. 4:19). Любые законы, правила и предписания без любви превращаются в тяжелую и бессмысленную ношу, которая тянет человека на дно. Для того Господь и пришел в мир, чтобы избавить человека от этой тяжести и главным заменить второстепенное.

Если говорить о неких основных принципах, которые отличают христианскую этику от других этических систем, то их можно назвать несколько. Во-первых, христианская этика – это не столько система теоретических принципов, сколько жизнеучение, определенный образ жизни, подобающий «новому творению». Как учит апостол, «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Во-вторых, в основе всех нравственных требований находится принцип домостроительства спасения рода человеческого. Бог не только сообщил людям их нравственные обязанности, но и Сам исполнил дело спасения людей в Искупительной Жертве, тем самым сообщив людям и благодатную силу, чтобы эти обязанности исполнять. В-третьих, нравственная жизнь христианина находится в тесной связи с церковным благочестием и выражается в степени воцерковленности человека. Вне Церкви нет спасения. И если основная идея христианской этики заключается в процессе преображения личности, обожения и спасения в вечности, то совершенно очевидно, что все это осуществляется исключительно в границах Церкви, за пределами Которой нет и не может быть никаких благодатных воздействий на человеческую личность. В качестве еще одного принципа христианской этики я бы назвал ее антиномичность, парадоксальность. Последнюю удачно выразил святитель Афанасий Александрийский: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом».

– Если говорить о внешней, поведенческой стороне: как это отражается на поведении человека? Существует ли особый свод законов и правил поведения христианина? Что человек может делать, а чего нельзя?

– Быть христианином – значит жить по Евангелию, соблюдать заповеди, через ревностное исполнение Закона Божьего приобретать характер Христов. Внутреннее преображение личности будет невозможным без воздействия на человека благодати Божией, которая в изобилии изливается в наши души, когда мы участвуем в Таинствах Церкви. Чтобы открыть доступ благодати в наше сердце, необходимо принести Богу покаяние, которое является альфой и омегой духовной жизни христианина. Следование за Христом – это и есть покаяние длинною в жизнь. Поэтому нам нужно учиться нести свой крест, бороться со страстями, очищать внутреннего человека от духовных болезней и плотских привязанностей. Всему этому способствует богослужебный Устав и сам уклад церковной жизни, приобщаясь к которому в человеке происходит перемена ума и воскресение личности.

При этом нужно помнить, что существует духовная опасность страшной подмены, когда те средства, которые даются для исправления в виде заповедей, Устава, предписаний, становятся для человека самоцелью. Тогда теряется главная цель христианской жизни – Встреча со Христом. Если живое общение с Богом подменяется внешним исполнением некого свода правил, то христианское благочестие исчезает и появляется фарисейство. Это происходит потому, что подчас заглядывать в свое сердце и искать в нем Бога тяжело и скучно, это требует самоотречения и смирения. Легче исполнять внешние правила и хвалиться своими достижениями. Святые отцы строго предостерегают христиан от подобного отношения. Для нас руководством к действию является живое Слово Божие, открытое в Евангелии, Которое тогда только действует в нашей жизни, когда каждое Его слово написано на страницах нашей души.

Бог пришел на землю, чтобы освободить Закон от его связи с юридическим порядком. «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17), – напоминает апостол Павел. Христос снимает с человека шоры внешних предписаний и обращает его взор к собственному сердцу, которое отныне становится теми новыми скрижалями, на которых написан Закон, взамен старых каменных. Бог ищет на земле живые горящие сердца, способные узнать своего Творца, услышать Его голос и откликнуться в живом и искреннем порыве. Поэтому Господь говорит: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Богу не нужны послушные адепты, скрупулезно исполняющие предписания каких-то внешних правил и установлений. Все это уже было в истории, и именно «отличники поведения» распяли Господа.

– Какова основная установка внутренней жизни, согласно христианской этике?

– Преподобный Амвросий Оптинский на вопрос «Как жить, чтобы спастись?» любил отвечать: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение». А еще он советовал: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно». Человек спасается в простоте сердца. Нужно помнить, что Бог тайны Свои «утаил от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Многие из знатных и грамотных представителей богоизбранного народа по праву считали себя достойными носителями Божьей Истины. Они были образованы и благочестивы, исполняли Закон и цитировали пророков. Но Бог решил иначе и выбрал из народа простых неграмотных рыбаков. Как говорит апостол Павел, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). Потому что Бог ждет от нас не наших мнимых достижений, а искренности сердец и открытости душ. Как у ребенка душа открыта для всего нового и прекрасного, так и мы должны смиренно и радостно искать Встречи со Христом, в Котором только и возможно человеку найти самого себя.

Источник

Православная Жизнь

Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии и семинарии, предостерегает христиан от возможных опасностей.

– Андрей, в редакцию «Православной Жизни» регулярно приходят различные вопросы от читателей. Мы отобрали наиболее часто повторяющиеся и хотели бы их обсудить с Вами. Начнем с такого вопроса: можно ли православным заходить в католические храмы, мечети? Как там себя вести?

– В одном из своих Посланий святой апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Следовательно, для того чтобы более корректно ответить на данный вопрос, сначала стоит определить саму цель посещения иноверческого или же инославного культового сооружения. Если мы заходим в костел или мечеть посмотреть, так сказать, расширить свой культурный кругозор, то в этом, в принципе, ничего предосудительного нет. Если же мы посещаем неправославные храмы для того, чтобы помолиться, нам следует помнить 65-е Апостольское правило: «Если кто из клира или мирянин в собрание иудейское или еретическое войдет помолиться: да будет и от чина священного извергнут, и отлучен от общения церковного». Но бывают исключения: во многих римско-католических храмах, а также в храмах, принадлежащих юрисдикции так называемого Киевского Патриархата, имеются святыни, почитаемые и православными. В приведенном выше Апостольском правиле речь идет о запрете участвовать в ОБЩЕСТВЕННОМ богослужении вместе с неправославными. Поэтому нет ничего предосудительного в том, если православный христианин с молитвой почтит ту или иную святыню, находящуюся в иноконфессиональном храме.

Относительно же того, как стоит себя вести в неправославных храмах, правилом к руководству может быть только один фактор: воспитанность. Православный христианин, где бы он ни находился, должен вести себя культурно и сдержанно. Несмотря на наши личные убеждения, мы никоим образом не вправе чем-либо обижать религиозные чувства других людей, потому что главный критерий, который отличает христианина – прежде всего любовь. И критерий этот определил Сам Господь наш Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

– Можно ли обращаться к нетрадиционной медицине, например китайской?

– Православная Церковь никогда не считала духовным препятствием достижения в области медицины. Но прежде чем прибегнуть к помощи того или иного «нетрадиционного врача», человек должен для себя понять: какими источниками он пользуется, иначе можно принести как своему телу, так и своей душе немалый вред.

Один из исследователей нетрадиционных методов лечения однажды заметил: китайцы, например, относятся к своей медицине как к религии. Подобное отношение к медицине должно насторожить православного человека, ведь выше и сакральнее религии ничего быть не может. Кроме того, немецкие ученые, исследуя практику акупунктуры, провели следующий эксперимент: одним пациентам иглы ставили, так сказать, по всем «канонам» китайской медицины, другим же, грубо говоря, наугад, лишь бы только не задеть важные органы и не навредить. В результате эффективность первого иглоукалывания составила 52 %, а второго – 49 %! То есть разницы между «умным» и «свободным» иглоукалыванием практически обнаружено не было.

Однако более остро стоит вопрос о применении в медицине некой духовной практики. Так, например, некоторые «целители» для того, чтобы излечить тот или иной недуг, предлагают своим пациентам попытаться выйти из мира физического в мир сверхчувственный, экстрасенсорный. Но мы должны помнить, что наше физическое тело – это некая преграда, которая отделяет нас от прямого непосредственного общения с миром духовным и, в частности, миром падших духов. Некоторые же восточные культы используют целый комплекс упражнений, способствующих подобному выходу в «духовный мир», и эта практика ослабляет нашу защиту от демонов. Святитель Игнатий Кавказский предостерегает: «Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в кратчайшее время окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая им зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянной преступной и враждебной Богу деятельности».

Именно поэтому любая «нетрадиционная медицина», практикуя некое общение с духовным миром, даже если и сулит своим пациентам физическое выздоровление, в итоге становится опасной для их духовного здоровья.

– Что значит не ходить на совет нечестивых?

– Значение данного стиха, который является первым стихом первого псалма Книги Псалтирь, весьма глубоко и многозначно. Так, святитель Афанасий Великий говорит: «совет нечестивых» – это собрание лукавых людей, которые стремятся уклонить праведника от следования путем Божиим. А святитель Василий Великий уточняет: «совет нечестивых» – это всякие нечестивые помыслы, которые, подобно невидимым врагам, одолевают человека.

Кроме того, весьма интересно, что в приведенном псалме о противостоянии праведника «совету нечестивых» говорится «в трех измерениях» – хождения, стояния и седения: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». По словам святителя Феофана Затворника, целью такого троекратного указания является предостережение от трех главных степеней уклонения во зло: в виде внутреннего влечения ко злу (шествие ко греху), в виде утверждения во зле (стояние во грехе) и в виде борьбы с добром и пропаганды зла (совосседание с губителем, то есть диаволом).

Таким образом, хождение на совет нечестивых – это всевозможное участие во зле, будь то мыслью, словом либо же поступком. По словам преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, для того чтобы спастись, человек должен непрестанно контролировать самого себя, упражняясь в духовном делании: без последнего не будет духовной жизни.

– Можно ли ездить отдыхать, например, на лыжный курорт в Рождественский пост?

– По мысли преподобного Ефрема Сирина, цель поста заключается в том, чтобы человек смог победить в себе похоти, пороки и грехи. Если же пост не помогает нам преодолеть грех, мы должны задуматься: как мы постимся, что делаем неправильно?

К сожалению, исторически сложилось так, что в жизни современного человека большая часть отпусков приходится на время Рождественского поста – в период новогодних праздников. Цель же Рождественского поста заключается в том, чтобы подготовить человека к принятию Богомладенца Христа, Который приходит в этот мир и становится человеком с целью спасти каждого из нас от власти греха и смерти. И потому главное, о чем должен думать православный христианин в преддверии Рождества, так это о том, как лучше всего, правильнее всего подготовить себя для встречи Спасителя.

Активный отдых, например лыжный спорт, очень полезен для здоровья, если он при этом совмещается с духовным возрастанием человека. В ином случае пользы от такого «оздоровления» не будет. Поэтому, если наш отдых не позволяет нам соделать наше сердце достойным вместилищем Живого Бога – лучше от такого отдыха отказаться.

– Можно ли делать тату женщине, например в косметических целях?

– Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует решить: зачем вообще нужна подобная татуировка, каковы причины, подвигающие человека делать на своем теле те или иные изображения?

Еще в Ветхом Завете было сказано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19:28). Этот запрет в Пятикнижии Моисея повторяется далее еще дважды: в той же Книге Левит (21:5), а также в Книге Второзаконие (14:1). Моисей запрещает уродовать человеческое тело, так как подобное действие является оскорблением Творца, давшего человеку прекрасную плоть. Исторически татуировка – это признак принадлежности к какому-либо языческому культу: люди с помощью тату надеялись снискать себе особое благоволение у того или иного божества. Именно поэтому с древних времен татуировки – «мерзость пред Господом».

По слову митрополита Сурожского Антония, тело – это видимая часть души, поэтому любое внешнее изменение – это прежде всего признак внутренних, духовных перемен, происходящих в человеке. Главные признаки христианина – это скромность, кротость и смирение. Татуировка же – это, по мысли одного современного автора, побег от скромности, попытка преподнести себя более изысканно и, возможно, с целью некоего прельщения окружающих. Исходя из этого, можно сделать уверенный вывод: даже самые, как кажется, безобидные татуировки могут нанести человеку непоправимый духовный вред.

– Можно ли слушать молитвенное правило в наушниках по пути на работу или используя диск в машине?

– Молитва – это прежде всего беседа с Богом. И поэтому весьма сомнительным кажется утверждение, что молиться можно и под аудиозапись.

К сожалению, современный человек, настолько упростивший свою жизнь с помощью тех или иных технологий, все меньше и меньше времени готов уделять Богу и общению с Ним. Поэтому мы и стараемся молиться под аудиозаписи, слушать вечерние и утренние молитвы в машине или по дороге домой. Но, если задуматься: насколько внимательно мы можем слушать такие записи? Насколько сосредоточенно мы можем молиться под них?

Святые отцы всегда говорили: лучше искренне сказать Богу пару слов, чем, не думая о Нем, произносить длинные молитвы. Господу нужны не слова наши, а наше сердце. И Он видит его содержимое: стремление к своему Творцу и Спасителю либо же попытка отмахнуться от Него, спрятавшись за получасовую аудиозапись.

– Чего никогда не должен делать православный?

– Православный должен прежде всего бояться грешить, но не из-за страха наказания Божия. Преподобный авва Дорофей говорит: страх Божий – это вовсе не боязнь Бога как некоего отмстителя за грехи; страх Божий – это боязнь оскорбить явленную во Христе любовь Божию. Поэтому каждому православному христианину следует стараться контролировать самого себя, пресекая даже сами помыслы о совершении греха, ведь своими грехами, по слову святого апостола Павла, мы вновь распинаем Господа нашего Иисуса Христа. Грехами мы разрушаем все то, что соделано Богом для нашего же спасения. И именно этого мы должны бояться и избегать в своей жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *