Что может сочинить композитор
Композитор
“Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце” С.В.Рахманинов Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Композитор обычно сочиняет музыку по заказу, например, для кинофильмов, спектаклей, а также музыку для эстрадных исполнителей. Часто создатели музыки сами исполняют свои песни, также являются аранжировщиками своих произведений, занимаются переложением своих творений для разных инструментов. Композиторы создают самые разнообразные произведения – от оперы до популярных песен. Профессиональный композитор может писать как музыку для вокала, так и инструментальные произведения. Обычно композитор сочиняет не только основной мотив музыкального творения, но и остальные его части: вступление, завершение и др.
Прежде всего, композитор должен быть талантливым человеком, способным выразить свои чувства, эмоции, переживания в музыке. Но еще ему необходимо знать основы теории музыки, гармонию, полифонию, а главное – музыкальные формы. Композитор должен уметь играть хотя бы на одном музыкальном инструменте, желательно на фортепиано, игра на котором развивает фактурный слух. Новые музыкальные произведения, как правило, придумываются при игре на музыкальном инструменте. Композитор должен разбираться в музыкальных стилях и направлениях, владеть историей музыкальных произведений и разбираться в современном искусстве.
Необходимые профессиональные навыки и знания
Личные качества
Место работы и карьера
Местом работы композитора может является как домашняя обстановка, так и студия или консерватория. Ноты автор может записывать как на бумаге, так и на компьютере. При успешной продаже своего произведения, композитор получает процент с каждого публичного исполнения своей музыки. Но в большинстве случаев проходит много лет прежде, чем молодой композитор сможет зарабатывать большие деньги. Для этого нужно сделать себе имя, завести необходимые знакомства, подтвердить наличие таланта и обзавестись постоянными заказчиками.
Молодым авторам необходимо участвовать в разнообразных конкурсах композиторов. Например в Международном конкурсе молодых композиторов “Ода Ломоносову”, который проводится факультетом искусств МГУ или в Международном конкурсе молодых композиторов имени П.И.Чайковского в Московской консерватории им. П.И.Чайковского. Подобные конкурсы позволяют обратить на себя внимание потенциальных заказчиков, а так же приобрести опыт и навыки.
Оплата труда
Зарплата композитора на ноябрь 2021
Информации о зарплатах предоставлена порталом hh.ru.
Плюсы и минусы профессии
Минусы:
Плюсы:
Обучение на композитора
Наличие специального образования считается обязательным для профессии композитора, как и для других видов творческой деятельности. Однако можно привести много примеров гениальных и очень эрудированных композиторов, не получивших систематического образования – И.Ф.Стравинский (1882 – 1971), М.И.Глинка (1804 – 1857), Рихард Вагнер (1813 – 1883), Гектор Берлиоз (1803 – 1869), Чарльз Айвз (1874 – 1954), Джордж Гершвин (1898 – 1937) и прочие.
В настоящее время большое количество людей, называющих себя так же композиторами, не имеют специального образования и в некоторых случаях даже сочинительского таланта, зато они владеют разного рода компьютерными программами и заполняют своими композициями обширный рынок музыкальных произведений, так называемой “попсы” – радио, кино, телевидение.
Тем не мене, все же большинство придерживается мнения, что специальное образование необходимо. Оно дает необходимые знания, учит профессиональному отношению к звуковой организации времени. У многих музыкантов образование продолжается всю жизнь, и это не только специальные заведения, например Московская консерватория им. П.И.Чайковского, но так же наличие преподавателя или самообразование. С персональным учителем помимо подробного изучения необходимых вещей, можно обсуждать его личный опыт или просто вести “задушевную” беседу, что необходимо для каждой творческой личности в поисках себя и осуществления самореализации.
Профессия композитор
Название профессии композитора происходит от латинского слова compositor, которое означает «составитель». Но работа творца музыкальных произведений не сводится к простой компоновке нот в гармоничные пассажи.
Немного истории
Во времена раннего Средневековья термины «композитор» и «исполнитель» обозначали одно и то же: те, кто исполнял музыку на каком-либо инструменте, играли собственные произведения. С возникновением в 14 столетии нотных записей, которые фиксировали не только высоту звуков, но и ритм, все изменилось и каждый стал заниматься своим делом: композиторы – сочиняли, исполнители – играли. В эпоху Возрождения среди знати считалось престижным держать при себе нескольких придворных музыкантов. Руководил ими капельмейстер, который и был композитором – автором исполняемых произведений. Именно поэтому в эпоху Просвещения долгое время многие из дворян, вполне профессионально писавших музыку, предпочитали называть себя дилетантами, чтобы их не ассоциировали с капельмейстерами, которые, по сути, были слугами высокопоставленных лиц.
Наверняка сегодня нет таких, кто ни разу не слышал бы о Вольфганге Амадее Моцарте, Иоганне Себастьяне Бахе, Людвиге ван Бетховене, Джузеппе Верди, Рихарде Вагнере, Иоганне Штраусе, Франце Петере Шуберте, Петре Чайковском, Игоре Стравинском, Сергее Рахманинове. Это величайшие общепризнанные композиторы всех времен.
Описание профессии
Что делает композитор? Последовательность его работы выглядит так:
Основная деятельность композитора заключается в сочинении музыки под заказ.
Она нужна в кинофильмах, спектаклях, а также звездам эстрады. Нередко автор исполняет свое творение сам, делает аранжировку и переложение для различных инструментов.
Итак, кто такой композитор в современной музыке? Это специалист, который профессионально занимается созданием самых разных произведений – начиная с оперы и заканчивая популярными песнями и саундтреками компьютерных игр. Он умеет писать не только для вокалистов, но и для оркестров.
Большинство композиторов выбирают какой-то один жанр и специализируются только на нем. Можно сочинять музыку исключительно для эстрады, оперы, кинофильмов. Например, Ханс Флориан Циммер – один из самых известных кинокомпозиторов. Именно его произведения мы слышим в «Интерстелларе», «Пиратах Карибского моря», «Гладиаторе», «Перл-Харборе», мультфильмах «Король Лев», «Спирит: Душа прерий» и других. Обретая опыт, композитор оттачивает мастерство, уровень которого позволяет ему создавать разножанровую музыку. У него появляется собственный почерк. Наиболее ярких авторов музыкант способен угадывать на слух.
Для современного специалиста одного владения инструментом уже мало. Развитие компьютерных технологий сегодня дает возможность писать музыку посредством особых программ. Чтобы быть конкурентоспособным, уметь с ними работать нужно обязательно.
Где учиться
Желающие связать в будущем свою профессиональную деятельность с музыкой, как правило, начинают обучение с музыкальной школы. После ее окончания процесс обретения знаний продолжается в среднем и высшем учебном заведении. Правда, готовиться к консерватории можно и в индивидуальном порядке, занимаясь с преподавателем.
Поступать в вуз лучше на специальность «композиция». Студентов будут обучать гармонии и полифонии, инструментовке и инструментоведению, основам хорового письма и музыкальной информатике, электронной и компьютерной музыке, сольфеджио и чтению партитур, а также истории искусства.
В России достаточно вузов, где готовят будущих композиторов. Приведем в качестве примера 10 наиболее популярных:
Для поступления в вуз абитуриенту потребуется сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе. В некоторых высших учебных заведениях могут понадобиться результаты экзаменов по истории или обществознанию. Также предусмотрен обязательный творческий конкурс.
Обязанности
Посредством музыки композитор должен выражать глубину чувств, передавать эмоции и настроение. Если говорить не высокопарно, а более конкретно, такой специалист:
Знания, умения и личностные качества
В первую очередь композитору нужен талант. Без него специалисту даже с отличными отметками в дипломе будет сложно делиться своими эмоциями и переживаниями посредством музыки. Вместе с тем одного таланта тоже мало. Профессионалу необходимо знание основ теории, гармонии, полифонии, музыкальных форм, стилей и направлений. Он должен разбираться не только в классике, но и в современном искусстве.
Кроме того, композитору надо владеть искусством игры как минимум на одном инструменте.
Оптимальный вариант – фортепиано. Это лучший тренажер для развития фактурного слуха. Ведь новое произведение появляется на свет, как правило, в процессе игры.
Для успешной работы композитору надо обладать рядом личностных качеств:
Оплата труда
Обычно композитор получает заработную плату в форме гонорара за готовое произведение. Соответственно, постоянным такой доход назвать сложно, ведь работа не конвейерная. Когда заказов мало, приходится переключаться на что-то другое. К примеру, идти преподавать в консерваторию или музыкальную школу, дирижировать в оркестре и даже становиться за пульт диджея.
Гонорар за одно произведение композитора-новичка составляет примерно от 50 до 100 долларов. А вот именитые авторы могут рассчитывать на более существенные суммы, которые колеблются от 2 000 до 5 000 долларов. В некоторых случаях оплата труда может быть и выше.
Трудоустройство и карьера
Композитор может работать в консерватории, звукозаписывающей студии или дома. В случае успеха произведения он получит заранее оговоренный процент от каждого его исполнения (публичного) – роялти. Однако крупных денежных потоков и взлета сразу ожидать не стоит. Для этого потребуются долгие годы. Действительно высокие заработки возможны лишь после того, как композитор станет узнаваемым, подтвердив тем самым наличие таланта, заведет полезные знакомства и обзаведется постоянными заказчиками. Это основные признаки профессионального роста.
Новичкам помогает продвигаться активное участие в различных конкурсах. К примеру, в международных:
Такие мероприятия – отличный шанс показать себя с лучшей стороны перед потенциальными заказчиками. Кроме того, они помогают обрести профессиональные навыки и бесценный опыт.
Автор: Юлия Заблоцкая
Советы начинающему композитору
Статья изначально была опубликована на DTF.RU, но со временем она ушла в архив и стала недоступной для большинства пользователей, тем временем я уже не раз получила благодарственные письма, с просьбой выслать материал.
I. Экспозиция
Статья в сонатной форме, так что не ищите тайного умысла в названиях разделов. Идея написать статью возникла неслучайно — в последнее время ко мне за советом часто обращаются начинающие музыканты. Как правило, задаются одни и те же вопросы: как вам моя музыка, смогу ли я работать композитором в игровой индустрии и что мне необходимо для этого?
В свою очередь, хочу сказать, что три года назад один человек очень помог мне дельным советом, и поэтому сейчас я чувствую некую ответственность, и хочу поделиться своими мыслями с начинающими. А чтобы не отвечать каждому в отдельности, тратя драгоценное рабочее время, я и пишу эту статью. Все мои наблюдения строятся лишь на основании личного опыта, поэтому если что-то не так, и я где-то заблуждаюсь, не стесняйтесь — высказывайтесь и дополняйте.
Сперва немного расскажу о себе и том, как я попала в геймдев. Я являюсь профессиональным музыкантом. С 2006 года работаю в игровой индустрии в качестве композитора. Идейный руководитель и исполнитель (в одном лице) студии Martamusic.
После окончания университета я работала концертмейстером в музыкальной школе. И вот однажды к моему другу-программисту обратилась омская команда разработчиков (Studio DVA), которые искали человека, готового безвозмездно написать саундтрек к их первому игровому проекту — «CheПаю». Друг, соответственно, предложил попробовать это сделать.
Так все и началось. Я приняла предложение, так как импровизировать на фортепиано я всегда любила, а тут еще и моя музыка будет звучать в игре, и разработчики обещают славу! Была, правда, одна заминка: на тот момент я не представляла всей сложности работы с компьютерными музыкальными программами, необходимыми для создания конечного продукта. Но решила, что с работой как в драке: главное — ввязаться, а там видно будет. Проект был долгосрочным, и я начала потихоньку осваивать эту науку. Спустя какое-то время музыка была написана во встроенном секвенсоре моего синтезатора. Обещанной мне известности после выхода проекта конечно же не случилось, но отзывы о музыке в ряде профильных СМИ, таких как «Игромания», AG.ru, были положительными, что и подстегнуло меня к дальнейшим действиям.
Итак, вы начинающий композитор (или себя таковым считаете), пишете музыку, вам и вашим друзьям она, несомненно, очень нравится, и вы решаете, что ее обязательно должен услышать мир. А еще лучше, если она будет звучать в игре!
Таким образом, вы отправляетесь на поиски проекта. От себя хочу заметить: не стоит сразу замахиваться на большие проекты, все равно получить заказ для крупного коммерческого продукта начинающему практически нереально. Поэтому попытайте счастье с начинающими разработчиками.
В модельном бизнесе есть такое понятие time for print, когда начинающие специалисты объединяются и организовывают съемку, а вместо оплаты каждый участник получает расчет фотографиями. В этом есть свой здравый смысл. Я сама работала с несколькими молодыми командами, треки для которых писались за символическую сумму или вовсе бесплатно. Я получала опыт, а некоммерческий проект был «осчастливлен» моей музыкой. Были случаи, когда через какое-то время та же самая команда обращалась ко мне уже с более выгодным коммерческим предложением.
Если вы заинтересованы в том, чтобы у вас была хорошая репутация, качественные работы, которые потом не стыдно будет показать, то не жалейте в этот период ни сил, ни времени. Тем не менее, в такой ситуации я бы не советовала бросать свое старое дело, приносящее вам доход, и с головой окунаться в мир музыки. На мой взгляд, все должно происходить постепенно, и со временем более важные вещи вытеснят второстепенные, мешающие полной самоотдаче любимому делу.
Но вернемся к поискам работы. Предположим, вы нашли объявление о поиске музыканта и решили отправить свое резюме. Несколько советов, как это сделать:
1. Не отсылайте универсальное письмо сразу нескольким компаниям, когда будете рассылать письма с предложением о сотрудничестве. Обращайтесь конкретно к каждому.
2. Пишите о себе честно. Доверие трудно завоевать, но очень легко потерять. Не стоит, на мой взгляд, составлять описания всех тех программ, названия которых вы когда-либо слышали в своей жизни. Ограничьтесь тем главным, что непосредственно касается вашей деятельности, то есть музыки.
3. Если разработчик игры просит указывать определенную тему письма, не игнорируйте его пожелание. Может случиться, что у вашего получателя стоит фильтр на входящую почту, который автоматически удаляет письма, не отвечающие указанным параметрам.
4. Не посылайте в аттаче письма свои треки. Лучше в теле письма оставлять ссылки, ведущие на примеры ваших работ — если вами заинтересуются, то обязательно посмотрят. Если у вас нет возможности создать свою интернет-страничку, то можно использовать специальные ресурсы — MySpace, RealMusic и подобные.
5. Покажите свою заинтересованность проектом.
6. Подбирайте примеры своих работ обдуманно. К примеру, вы знаете, что на данный момент компания работает над шутером, и какой бы великолепной ни была ваша медленная лирическая композиция, ее в данном случае могут не оценить. Если же подходящего трека в вашем арсенале пока нет, я бы посоветовала чередовать произведения на вашей страничке по контрастности. Чтобы заказчик, прослушав первые две-три композиции одного настроения, с одними и теми же сэмплами, не сделал поспешных выводов о том, что вся ваша музыка однообразная. Помните, ваша страничка должная представлять вас наиболее выигрышным образом.
Если же все ваши попытки найти работу не увенчались успехом — не расстраивайтесь, постарайтесь разобраться, в чем дело, и что не так?
II. Разработка
Причин может быть несколько:
1. Ваша музыка не соответствует запросам индустрии.
Вы любите писать, скажем, чувственные пьески, песенки для души или же бойкую танцевальную музыку. Но, изучив рынок, вы должны будете понять, что музыка здесь носит скорее прикладной характер, т. е. призвана усиливать образ, подчеркивать происходящее на экране, вызывать у игрока определенные чувства. Подумайте и честно ответьте себе — сможете ли вы творить в этом случае?
2. Ваша музыка в сравнении с хитами игровой музыки звучит блекло, непрофессионально.
С развитием компьютерных технологий и интернета писать треки, кажется, может каждый — не надо знать нот, можно не уметь играть, даже наличие слуха необязательно. Но каков при этом получается результат?
Новички предпочитают видеть корень своих проблем не столько в себе, не в своем музыкальном невежестве, сколько во внешних факторах — не та аппаратура, не те сэмплы, не тот секвенсор и т.д. Так начинается бесконечная погоня за новыми технологиями, за «фирменным» звучанием, в итоге время тратится не на развитие себя как музыканта, а на вещи, которые, в свою очередь, тоже очень важны, но не первостепенны. Попытайтесь не зацикливаться на этом.
Что же необходимо для саморазвития и достижения поставленной цели? Приведу фрагмент письма Чайковского к своей сестре:
«… Я боюсь только за бесхарактерность, пожалуй, лень возьмет свое, и я не выдержу; если же напротив, то обещаюсь тебе сделаться чем-нибудь. Ты знаешь, что во мне есть силы и способности, но я болен той болезнью, которая называется обломовщиною, и если я не восторжествую над нею, то, конечно, легко могу погибнуть. К счастью, время еще не совсем ушло. »
К счастью, Чайковский нашел в себе силы и поступил в Петербургскую консерваторию, и за несколько лет упорного труда стал всесторонне образованным музыкантом, а впоследствии и великим композитором.
Итак, вот что вам понадобится.
1. Сильное желание научиться.
2. Критичное отношение к своему творчеству. Как только вы решаете, что у вас все «ок» — это конец вашего роста.
3. Нужно слушать, слушать и еще раз слушать много хорошей и разной музыки. Расширяйте свой музыкальный кругозор.
4. Изучайте гармонию, оркестровку, инструментоведение. И это не обязательно должно быть чтение толстых учебников. Подойдите к процессу творчески, найдите свой путь, так, чтобы вам было интересно.
Для тех, у кого отсутствуют базовые знания гармонии, я бы порекомендовала неплохой ресурс в интернете — музыкальный колледж «7 нот». В разделе гармонии материал излагается автором в очень доступной форме, с юмором и аллегориями, и, что немаловажно, содержит музыкальные примеры в MIDI.
Если вы пишите оркестровую музыку, то ознакомьтесь с инструментоведением. Невозможно прилично написать партию для скрипичных или духовых, не зная природы звукоизвлечения этих инструментов, их штрихов, тембральных возможностей. Из-за незнания возникают такие распространенные ошибки как бездыханная партия духового инструмента на протяжении 20 тактов, когда реальный исполнитель давно бы задохнулся от недостатка воздуха в легких, или использование инструментов симфонического оркестра не в своих регистрах, и так далее.
У меня в училище этот предмет вел дирижер музыкального театра. Он мог бы сухо излагать материал, но выбрал более интересный и эффективный способ, а именно: он всякий раз приглашал на лекцию одного из своих оркестрантов. Те рассказывали о технике исполнения, демонстрировали свою игру и даже давали попробовать поиграть желающим. К слову сказать, тогда я поняла, почему редко встречаются девушки, играющие на контрабасе, валторне, тромбоне и тубе.
Попробуйте действовать тем же способом, отыщите друзей-знакомых, которые будут не прочь провести мастер-класс, возьмите у них пару уроков. Иллюстрацией к учебнику может послужить и подборка видео на YouTube.
5. Анализируйте музыкальные произведения.
Хотела бы упомянуть еще один ресурс, который мне очень нравится. Это форум rmm, и в частности раздел «Оркестровая музыка». В данном топике автор приводит подборку классических произведений, с которыми стоит непременно ознакомиться (партитуры располагаются по принципу «от простого к сложному»). Здесь же даны рекомендации, как изучать.
Для тех людей, кто не владеет нотной грамотой, я бы рекомендовала загружать MIDI-композиции в секвенсор, и, одновременно с аудио записью изучать их в пьяно ролле. Вот некоторые сайты, на которых можно скачать произведения классики (и не только): www.kunstderfuge.com, www.midi-karaoke.info, www.midi.ru.
Также в учебных целях можно использовать программу Band-in-a-Box, которая содержит «строительный материал» для разных жанров музыки. Она позволяет посмотреть, из каких кирпичиков строится музыкальная «ткань» в том или ином случае.
6. Не бойтесь подражать.
Здесь я не имею в виду прямой плагиат, а лишь косвенный переем приемов. Если проанализировать музыку классиков, каким бы ярким и самобытным ни казался нам талант того или иного гения, все они в ранний период своего творчества копировали предшественников. И лишь когда был заложен приличный фундамент, шло формирование своего видения, почерка, стиля.
Хотелось бы подробнее остановиться еще на таком моменте, как перенятие опыта с успешных игровых продуктов, а также отметить важность референсов.
Когда я начинаю работать с заказчиком, я первым делом прошу его высказать пожелания по поводу стиля, привести примеры музыкальных композиций, которые, на его взгляд, удачно подошли бы к проекту. Обычно получаю очень расплывчатые ответы или что-то типа «мы всецело доверяем вашему вкусу». Тогда я сама начинаю задавать наводящие вопросы, приводить музыку из игр, кино, классики и т.д. В процессе обсуждения, как правило, выясняется направление, в котором нужно двигаться. Если вам для вдохновения предлагаются только скрины, можно спросить у разработчика о прототипах его продукта. Если будущая игра не отличается особой оригинальностью, поиграв в прототипы, вы, скорее всего, будете знать, чего от вас ждут. Останется только привнести свое «креативное видение», чтобы будущая игра в плане музыки была еще лучше и интересней.
Если этого не сделать, то может получиться так, что ваша дальнейшая работа будет походить на «блуждание в потемках». Ваши наброски будут «незаслуженно» отвергнуты, и вам даже не смогут толком объяснить, почему. А учитывая, что время на создание саундтрека бывает весьма ограниченным, то, в конечном счете, недопонимание и напряжение могут нежелательным образом сказаться на самой музыке.
Бывает и наоборот, когда сам разработчик дает референс и просит сделать похожее. К примеру, одна команда обратилась ко мне с просьбой сочинить музыку, похожую на тему из «Гарри Поттера», но, разумеется, так, чтобы это не было плагиатом, а лишь создавало нужное настроение. Прослушав и проанализировав мелодию, я выявила ряд отличительных особенностей в гармонии и инструментовке, и применив те же приемы сочинила свою.
В итоге заказчик остался доволен. А у меня не ушло много времени на творческие поиски. Такой подход во многом облегчает задачу музыканту, поскольку обе стороны точно знают, чего хотят.
7. Если вы не владеете ни одним музыкальным инструментом — научитесь.
Многие почему-то считают, что овладеть инструментом можно лишь в раннем детстве. Разумеется, это верное утверждение, если речь идет о воспитании профессионального исполнителя. Но в истории композиции есть примеры, доказывающие, что композитору это никогда не поздно.
Почитайте биографию Арама Хачатуряна. Рассказывали, что в 19 лет, после переезда в Москву, он увидел стоящую в углу виолончель и сказал, что хочет обучаться игре на «этой большой скрипке». Несмотря на отсутствие элементарной подготовки, но при наличии хорошего слуха и большого желания Хачатурян был принят в «Гнесинку».
Я часто слышу: «А зачем мне это нужно, я и карандашиком превосходно нарисую или натыкаю партию одним пальцем в секвенсоре!». Может оно и так, но умея играть, вы напишите музыкальную фразу куда быстрее, при этом она будет куда естественней. Я уже не говорю об искусстве импровизации. Бах, Моцарт, Лист, Шопен, Рахманинов и другие — все они были выдающимися исполнителями. Боюсь, не владей они техникой игры, творчество их было бы куда скуднее.
8. Изучайте основы звукорежиссуры.
Учебных материалов, статей, посвященных сведению и мастерингу, в интернете более чем достаточно. Общайтесь с людьми, «подсматривайте» их рецепты, экспериментируйте со звуком. Ведь, в конечном счете, весь процесс создания музыки ложится на ваши плечи. Вам предстоит совместить должности композитора, исполнителя, звукорежиссера. И звукорежиссерская работа будет занимать отнюдь не последнее место.
Наконец, запомните: одна лишь теория, не подкрепленная практикой, не даст вам никаких результатов.
III. Реприза
(или возвращаемся к тому с чего начали)
Итак, поскольку никакими временными рамками вы не ограничены, то постарайтесь сделать ваши демо-треки максимально близкими к идеальным и нацеленными на свою аудиторию. Во-первых, если треки получатся интересными, это привлечет к вашему творчеству внимание первых клиентов. Во-вторых, все написанные мной когда-либо демки рано или поздно находили свои проекты.
Старайтесь время от времени пополнять страничку новыми работами, даже если вам кажется, что треков на ней достаточно, не бойтесь увеличивать их количество. Заказчик каждый раз ищет чего-то нового. И зайдя на вашу страничку вновь через какое-то время и обнаружив все те же пару релизов, тут же ее закроет.
Конечно, рамки одной статьи не позволяют раскрыть всех проблем, но, думаю, все выше написанное послужит для вас толчком или хотя бы заставит задуматься.
IV. Кода
Те, кто пробовал свои силы в написании музыки, знают, какой это нелегкий труд. Да, порой музыка сама приходит к композитору, но потом, как правило, идея отшлифовывается часами кропотливой работы. Так что выражение «гений — это 99% труда и только 1% таланта» очень актуально в музыкальном деле.
Наконец, самое главное: нужно поверить в себя, и если вы действительно любите свое дело, то у вас несомненно все получится!