Что может рассказать картина
Живопись и психотип: как характер влияет на выбор картины
Анализ личности по рисункам — один из ведущих и наиболее точных методов в психологии. Художники фонда «Шедевр» знают, что рассказать о человеке могут не только нарисованные им картинки, но и приобретенные полотна.
Если хотите разгадать малознакомого человека, присмотритесь, какими холстами он украшает дом или офис: так вы определите психологический склад, черты характера, предпочтения и поймете, как наладить общение. А картины друзей и родственников расскажут о скрытых сторонах личности.
Как определить характер по изображению
Первое, на что мы обращаем вниманием — само изображение. По нему же и проводят основной анализ личности.
Портреты. Изображения других людей говорят о том, что индивид любит наблюдать за посторонними и старается влиять на них. Причем сам держится на расстоянии и несколько отстраненно. Автопортреты предпочитают личности, которые стремятся стать лучше других. Так они демонстрируют себе и окружающим свою значимость.
Что говорят о человеке цвета на картинах
В определении характера личности играет роль то, в каких цветах написаны картины. Яркие оттенки выбирают те, которым не хватает новых событий и ярких впечатлений. Темным цветам отдают предпочтение люди, склонные к уединению и самоанализу.
Присмотритесь к цветам на полотне: они помогут раскрыть личность. Так:
На что указывает размер и расположение холстов
Помогает раскрыть психотип человека то, какого размера картины он выбирает, где и как их вешает.
Напротив, маленькие изображения выбирают интроверты. Они переживательны, часто стесняются рассказывать о своих эмоциях. Не заводят много друзей, предпочитают веселой шумной компании общение с парой близких людей.
Жизненные приоритеты можно определить по тому, где человек повесил картину:
• В прихожей — любит производить впечатление: хозяин нарочито выставляет на показ холсты, чтобы продемонстрировать свою неординарность
• В гостиной — человек открытый, любит гостей, ценит мнение окружающих, поэтому размещает картины на заметных местах, пытаясь впечатлить других
Зная психологию рисунка, вы сможете разгадать личность, узнать ее сильные и слабые стороны. Также это отличный способ определить скрытые переживания человека и помочь ему решить проблемы. Держите в уме статью-шпаргалку от сотрудников художественного фонда «Шедевр» и будете читать людей как открытые книги.
Глазу негде отдохнуть: 4 способа смотреть на картины и понимать их
Теории и практики
«Теории и практики» публикуют отрывок из книги «Как смотреть на картины», в которой искусствовед Сьюзен Вудфорд на примерах самых разных произведений рассказывает, как научиться понимать искусство, на что обращать внимание, как объяснить, что какие-то картины нравятся нам больше других, и что нужно знать, чтобы оценить на первый взгляд непримечательные работы.
«Как смотреть на картины», перевод Екатерины Куровой. Издательский проект «А+А»
Существует множество способов смотреть на картины. Для этой главы мы выбрали четыре произведения живописи, относящихся к разным периодам и стилям, чтобы рассмотреть их с нескольких несхожих точек зрения.
Для чего служат картины?
Наскальный рисунок с изображением бизона. Первобытный художник. Пигменты, сделанные из угля и охры. Пещера Альтамира, Испания. 15–10 тыс. до нашей эры
Воскрешение Лазаря. Византийский мастер. Мозаика Базилика Сант Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия. VI век
Вторая картина совсем не похожа на первую — это мозаика из раннехристианской церкви. Легко прочитывается ее сюжет — воскрешение Лазаря. Лазарь был мертв уже четыре дня, но Христос потребовал открыть вход в пещеру, где его похоронили, обратил взор к небу и произнес:
Отче! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…
Мозаика с восхитительной наглядностью иллюстрирует эту историю; мы видим, как Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», выходит из пещеры. Мы видим, как облаченный в пурпурное одеяние Христос призывает Лазаря повелительным жестом. Рядом с ним один из «здесь стоящих», которых должно убедить чудо, потрясенно отводит руку. Композиция построена просто и ясно: на золотом фоне изображены плоские, четко очерченные фигуры. Эта сцена не столь живая, как наскальный рисунок, но те, кто знаком с изображенным сюжетом, легко его распознают.
Какой цели служила эта мозаика, будучи частью украшения церкви? В VI веке, когда она была создана, очень немногие умели читать. А церковь стремилась к тому, чтобы учение, изложенное в Евангелии, распространилось как можно шире. Папа Григорий Великий объяснял: «Иконы для неграмотных суть то же, что Священное Писание для грамотных». Иначе говоря, люди могли лучше понять Библию, глядя на такие доходчивые иллюстрации к ней, как эта мозаика.
На соседней странице вы видите картину кисти Бронзино, живописца-интеллектуала XVI века. Он изобразил Венеру, языческую богиню любви, которую отнюдь не обнимает крылатый юноша — ее сын Купидон. Справа от центральной группы мы видим жизнерадостного мальчика: по мнению одного из специалистов, он олицетворяет Удовольствие. За ним — загадочная девушка в зеленом; мы с удивлением замечаем под ее платьем тело змеи. Судя по всему, она олицетворяет Лживость — дурное качество, злонамеренность под маской искренности, — которая порой сопутствует любви. Слева от центральной группы изображена злобная старуха, рвущая на себе волосы. Это Ревность — союз зависти и отчаяния, без которого редко обходится любовь.
В верхней части картины изображены две фигуры, приподнимающие завесу, которая скрывала сцену от посторонних глаз. Крылатый мужчина — это отец-Время; за его плечами — символ времени, песочные часы. Время обнаруживает превратности, сопутствующие чувственной любви. Женщина слева от Времени — по всей вероятности, Правда, открывающая взрывную смесь терзаний и наслаждений, рождаемую в нас дарами Венеры.
Итак, эта картина представляет собой нравоучение: ревность и лживость — не менее частые спутники любви, чем удовольствие. Но произведение Бронзино лишено той простоты, с какой показана история воскрешения Лазаря: его мораль воплощена в замысловатой аллегории с использованием персонификаций. Перед живописцем не стояла задача в доступной форме изложить историю для неграмотных — напротив, он стремился заинтриговать и даже раздразнить просвещенную аудиторию.
Аллегория с Венерой и Купидоном. Аньоло Бронзино. Около 1545 года
Осенний ритм (No 30). Джексон Поллок. 1950 год
Картина была написана для великого герцога Тосканского, который преподнес ее королю Франции Франциску I. Обращенная к узкому кругу образованных людей, она создавалась одновременно как назидание и развлечение.
И наконец, взгляните еще на одну картину (вверху) — она написана сравнительно недавно американским живописцем Джексоном Поллоком. В ней вы не найдете внешних реалий: нет ни бизона, которого нужно поймать, ни религиозного сюжета, нуждающегося в пересказе, ни сложной аллегории, требующей разгадки. Напротив, мы словно видим, как живописец швырял краску на огромный холст, чтобы создать волнующую и живую абстрактную композицию. В чем цель такой картины? Она призвана выразить творческую активность и физическую энергию художника, рассказать зрителю о действиях его тела и мысли во время создания произведения.
Культурный контекст
Второй способ анализировать картины — задать себе вопрос о том, что они могут поведать о культуре своей эпохи. Так, наскальная живопись может рассказать нам кое-что — пусть и не много — о первобытном человеке, который перемещался с места на место, охотясь на диких животных, и иногда находил убежище в пещерах, но не строил постоянных поселений и не занимался земледелием.
Христианская мозаика VI века свидетельствует о патерналистской культуре, в которой образованная элита просвещала необразованные массы. Она говорит о том, что на заре христианства было важно представить его догматы в доходчивой форме, чтобы простые люди могли постичь смысл этой еще сравнительно молодой религии.
Аллегория Бронзино красноречивее любых слов повествует о высокоинтеллектуальном и куртуазном — или даже пресыщенном — обществе: его представителям нравились загадки и головоломки, искусство было для них изощренной игрой.
Картина ХХ века рассказывает о людях эпохи, которая высоко ценит личное в и дение и уникальные действия художника, отвергая традиционные ценности привилегированных классов в пользу свободы самовыражения.
Сходство
Третий способ рассматривать картины — попытаться понять, насколько они правдоподобны. Достижение сходства с природой было важной и очень сложной задачей искусства в классической древности (VI–IV века до н. э.) и в Западной Европе со времен Ренессанса (с XV века) до начала ХХ столетия.
Многие поколения художников стремились сделать картины похожими на окружающий мир. Однако это не всегда было для них главным. Следует с осторожностью применять к произведениям искусства наши нынешние стандарты точности, поскольку вполне возможно, что их авторы руководствовались совсем иными целями. Средневековый мозаичист, стремившийся рассказать библейскую историю максимально убедительно, изобразил фигуры не так естественно, как, например, Бронзино, но сделал своих персонажей легкоузнаваемыми и разместил в центре композиции Христа, подчеркнув значимость не только его фигуры, но и его жеста. Более всего этот мастер стремился к ясности; он остерегался даже намека на неоднозначность, а сложность и сходство с тем, что мы считаем естественными человеческими чертами, показались бы ему лишь отвлекающими деталями.
Подобным образом и работы Поллока, автора картины Осенний ритм, столь рьяно стремившегося к самовыражению при помощи краски, нельзя судить с точки зрения сходства с природой, которое нисколько его не волновало. Он хотел передать характер своих чувств и не ставил перед собой цель задокументировать то, что его окружало.
Итак, хотя нам часто кажется важным, насколько похожа та или иная картина на реальность, нам стоит быть осторожнее и, прежде чем задаваться этим вопросом, удостовериться в его уместности.
Победный ветер. Ясный день. Кацусика Хокусай. 1830-1832 годы
Композиция
Четвертый способ восприятия картин заключается в том, чтобы рассматривать их с точки зрения композиции, то есть того схематического рисунка, который составляют в них формы и цвета. Например, внимательно присмотревшись к Аллегории Бронзино, мы увидим, что основная группа — Венера и Купидон — приблизительно напоминает своими очертаниями букву L, повторяющую угол картинной рамы. Кроме того, мы можем заметить, что живописец уравновесил эту L другой группой, по форме напоминающей ту же букву, но перевернутую: ее образуют фигура мальчика-Удовольствия, а также голова и вытянутая рука отца-Времени. Вместе две буквы L образуют прямоугольник, который надежно закрепляет изображение внутри рамы, тем самым придавая устойчивость очень сложной в целом композиции.
Композиция — это схематический рисунок, который составляют в картине формы и цвета
Теперь рассмотрим другие особенности композиции. Заметьте, что все пространство в картине Бронзино заполнено предметами и фигурами; глазу негде отдохнуть. Эта беспокойная активность форм связана с самим сюжетом произведения, который можно обозначить как смятение и неразрешимость. Любовь, Удовольствие, Ревность и Лживость переплелись в изощренный формальный и интеллектуальный узел.
Формальный анализ композиции произведения помогает нам лучше понять его смысл, а также оценить те приемы, при помощи которых художник достиг желаемого эффекта.
Разговор о картинах
В двенадцати главах этой книги мы рассмотрим картины, созданные в разное время и в разных странах. Сначала мы будем анализировать их с точки зрения сюжета, но постепенно начнем уделять больше внимания форме и композиции, особенности которых не так просто уловить с первого взгляда. По пути нам встретятся понятия, порой кажущиеся неожиданными, так как их невозможно соотнести ни с содержанием, ни с формой, но вместе с тем способные помочь понять художественное произведение, а значит, и получить от него удовольствие.
Мы не будем изучать связи между искусством и обществом, в котором оно создается, и выстраивать стили и направления в хронологическом порядке. Существует множество прекрасных книг по истории искусства, обозревающих произведения в историческом контексте и прослеживающих эволюцию стилей во времени.
Для нас же самое главное — не просто смотреть на картины, но и говорить о них, ведь, как бы странно это ни звучало, простого созерцания недостаточно. Мы уверены, что единственный способ перейти от пассивного наблюдения к активному, проницательному в и дению — это поиск слов, необходимых для описания и анализа произведений искусства.
Изобразительное искусство «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ КАРТИНЫ»
О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮ т КАРТИНЫ
Цели: закрепить знания учащихся о выразительных средствах в живописи; учить понимать содержание, главную идею живописного произведения; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: слайды или репродукции картин В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», Ф. П. Решетникова «Опять двойка!».
Словарь: композиция, колорит, рисунок.
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е.
2. П р о в е р к а г о т о в н о с т и учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
– Живопись, графика, скульптура изображают окружающий нас мир: природу, человека, вещи, жизненные события. Но они не просто изображают внешнюю сторону этого мира, но и несут мысли и чувства автора, определенные идеи, которые он вложил в свое создание. Прочувствованное, пережитое им по поводу изображаемой натуры неизбежно отражается на его творении, которое, в свою очередь, действует на чувства зрителя.
Но умеете ли вы быть хорошими зрителями? Видите ли вы в живописном произведении то, о чем хотел рассказать художник? Ведь в изобразительном искусстве важно не только то, что изображено, не менее важно, как это изображено, какими художественными средствами. Постараемся сегодня на уроке научиться понимать и воспринимать произведения искусства, вырабатывая свои критерии оценки.
III. Беседа по картине В. Г. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом».
– Как мы уже с вами сказали, задача, решаемая на уроках изобразительного искусства, состоит не только в том, чтобы научиться рисовать, но и в том, чтобы научиться понимать, «читать» произведения искусства, и в частности – живописи.
Давайте попробуем «прочесть» картину Василия Григорьевича Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», понять и прочувствовать замысел художника.
На своей картине художник В. Г. Перов изобразил девять человеческих фигур. Представим себе на минуту, что автор поставил бы их всех в ряд, как на фотографии. Конечно, по такой картине мы познакомились бы со всеми героями, но не узнали бы, что тут происходит, каковы отношения между этими людьми.
– А о чем хотел рассказать художник? (Ответы учащихся.)
– Правильно, художник в этой картине рассказывает о судьбе бедной девушки. Девушка – главный герой. Вот и поставил ее художник в центре, на переднем плане. А навстречу ей, из широкой двери, вышла вся купеческая семья.
Расположив фигуры друг против друга, художник подчеркивает главную мысль своей картины: он как бы сталкивает друг с другом два мира – невежественное купечество и скромную, образованную девушку, которая теперь должна будет беспрекословно выполнять все приказания своих новых хозяев. Так расположение главных фигур уже раскрывает основное содержание картины. Но если мы присмотримся, то увидим слева еще три фигуры: служанку, лакея и мальчика на побегушках. Эти фигуры тоже необходимы художнику: они уравновешивают группу купца и его семьи.
Как видите, композиционное построение картины выразило главную мысль художника, ее идею.
Главный же рассказчик в картине – это рисунок. Он подробно рассказывает о каждом герое, о его прошлом и настоящем.
Посмотрите, девушка только что вошла в комнату. Сколько смущения на ее лице! Она почти отвернулась от нас, но как выразительна вся ее фигура, как живо передано каждое ее движение.
А как написано платье девушки! Как легко ложатся его свободные складки, как облегает оно стройную молодую фигуру!
А посмотрите, как обрисовано купеческое семейство. На купце неряшливо надетый халат. Руки у него не рабочие, это руки сытого невоспитанного человека. Пальцы растопырены: ими бы только деньги считать!
– Но главное на картине – конечно, лица. Опишите, что показывает нам лицо купца.
Ученик. На лице у купца плохо скрытое недовольство. Он в упор смотрит на гувернантку и уже сомневается: а сможет ли эта хрупкая девушка обучить его дочку всем «деликатным наукам» – щебетать по-французски и бренчать на расстроенном фортепьяно.
Учитель. Лицо сына полно иронии: этот франтик с завитыми кудрями и модным галстучком считает себя умнее этой бедно одетой девушки. Из дверей справа выглядывает еще одна героиня – дочка купца. Что выражает ее лицо?
Ученик. На ее лице одновременно и любопытство, и испуг: не будет ли новая учительница слишком строгой?
Учитель. У каждого слуги на лице свое выражение. Служанка смотрит с сочувствием, усатый лакей – с любопытством, а мальчик смеется. Ему смешон и городской костюм девушки, и ее робкие манеры – такая не сумеет постоять за себя.
Для своей картины Василий Григорьевич Перов выбрал самый напряженный момент: он изобразил первую встречу девушки и купца. Никто еще не произнес ни слова, но мы уже можем сказать: несладкой будет жизнь скромной образованной девушки в богатом доме. Обо всем этом нам поведал рисунок.
Мы уже узнали многое, но если присмотреться внимательнее, то мы можем узнать кое-что и о прошлом наших героев.
Так, слева, у раскрытой двери, стоит на полу чемодан, а на нем – картонка.
Старенький чемодан и картонка – это все, что привезла с собой гувернантка. Вещи покрыты пылью – значит, девушка совершила неблизкий путь. Но это не деревенский сундук, а чемодан с медными замками, сделанный городским мастером.
Еще интереснее картонка для шляпы. Внимательно присмотревшись, можно увидеть на ней наклейку модной фирмы. Это говорит нам о том, что гувернантка приехала в провинциальный купеческий дом из столицы, что семья ее когда-то знавала и лучшие времена. Возможно, что отец и мать отдыхали за границей на модных курортах и привезли с собой эту картонку. А теперь, после смерти своего кормильца, семья впала в бедность и девушка вынуждена искать заработка у чужих людей. Так маленькая деталь раскрыла перед нами еще одну страницу из биографии гувернантки.
Есть в картине детали, которые могут рассказать о купце. Попробуйте сами обнаружить их. (Ответы учащихся.)
От рисунка перейдем к колориту, то есть всему разнообразию красок, оттенков, тонов, пятен света и тени, которыми говорит с нами картина.
Колорит картины «Приезд гувернантки в купеческий дом» – скромный, неяркий. Ведь художник рассказывает об обычном будничном дне в купеческом доме, говорит в спокойных, сдержанных тонах. Но представьте, если бы вы смотрели черно-белый вариант репродукции. Без красок картина сразу утратила бы свою выразительность, побледнели бы характеристики героев, исчезла бы чарующая гармония спокойных коричнево-красноватых и золотисто-зеленых тонов. Конечно, мы и без красок поняли бы, что происходит в комнате, но исчезло бы настроение напряженной тишины, минутного молчания. Именно это настроение и создает колорит картины, ее краски.
Как же пользуется художник освещением и цветом? Свет направлен на центральную группу – на семейство купца. Посмотрите, как прекрасно написан темно-малиновый халат хозяина: свет падает на его глубокие складки, и сразу чувствуется, что это мягкий тяжелый бархат. Рядом с богатым малиновым тоном халата блестит золотистый шелк на кофточке у хозяйки, и тут же – веселая розовая юбка девочки.
Вся группа ярко освещена, и ее пестрые краски подчеркнуты спокойным синеватым тоном плюшевой дорожки. Направив свет на семейство купца, художник как бы указывает на него зрителю, а кричащей пестротой тонов дает характеристику богатому купеческому семейству.
Совершенно другие краски найдены художником для гувернантки. Он выбрал самую скромную коричневатую гамму и оживил ее только трогательной голубой ленточкой на чепце девушки. Темным силуэтом обрисовывается ее фигура на фоне светлой стены. Благородные спокойные тона ее платья говорят и о скромности, и о бедности, и об умении одеться к лицу и просто. Таким образом, и красками подчеркивает художник основную мысль картины – столкновение двух миров.
Вот так колорит картины светом и тоном еще ярче выделил основные действующие группы, спокойной гармонией красок создал настроение, которое помогает нам еще лучше понять и прочувствовать картину.
Так все художественные средства живописи (композиция, рисунок и колорит), дополняя друг друга, раскрывают идею картины.
Вы убедились, что не толстая книга, не спектакль, а живописная азбука помогла нам «прочитать» картину, познакомиться с ее героями, их жизнью. Мы волнуемся за эту девушку, страдаем вместе с ней.
И так каждая картина, каждый художник, выбирая свои выразительные средства, потрясают нас величием изображаемых страстей.
IV. Конкурс-состязание «Самый внимательный и грамотный зритель».
Всех учащихся можно разделить на три команды, а очередность определить с помощью загадок:
Неграмотный, а весь век пишет.
Над бумажным над листом
Машет маленьким хвостом.
Красит в разные цвета!
Один из членов команды, первым отгадавший загадку, начинает рассказывать о том, что изображено на картине, остальные добавляют. Члены других команд дополняют рассказ. Победитель определяется по количеству дополнений к рассказу отвечающей команды.
Для обсуждения лучше подобрать картину бытового жанра, например картину Федора Павловича Решетникова «Опять двойка!».
Учитель. Федор Павлович Решетников был художником широкого кругозора, горячей творческой любознательности. Но особенно ярко он проявил себя как художник-жанрист, увлекательный рассказчик, зоркий наблюдатель, умеющий раскрыть душевную теплоту в повседневных сценах мирной жизни людей.
Широкую популярность приобрели его картины из детской, школьной, семейной жизни, особенно лирические полотна «Прибыл на каникулы» и «Опять двойка!». Попробуйте самостоятельно прочесть одну из картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка!».
П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь о б с у ж д е н и я.
1. Композиционное построение картины.
2. Рисунок в картине.
(Характеристики героев картины.)
Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, назначением; расположение и взаимосвязь его частей, образующих единое целое.
Колорит – система отношения цветов и их оттенков в художественном произведении.
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.
– Мир искусства богат и сложен. Для того чтобы вы вступили в него не как в темный, неведомый лес, полный всяких неожиданностей, нужно постоянно расширять свои знания, настойчиво приобщаясь к этому прекрасному миру, к художественным сокровищам, накопленным человечеством за долгие годы. Самый верный путь приобщения к искусству – это живое общение с ним. Посещайте музеи, выставки, рассматривайте репродукции. Только так вы сможете накопить бесценный опыт и начнете смотреть другими глазами на то, что нас окружает, видеть красоту.
Что могут рассказать картины
Мне довелось жить и работать в разных странах, даже на разных континентах. И каждый раз, когда мы с семьей переезжали на новое место, изменялись не только условия жизни, но и наши увлечения и интересы – какие-то из них корректировались, а какие-то возникали вновь. Вот простой пример. Я родился, вырос, женился в Бразилии, в Сан-Паулу. Одним из наших с женой любимых увлечений был теннис. Но потом, когда мы переехали в Рио-де-Жанейро, его потеснил яхтинг. И понятно почему: Рио стоит на берегу залива, в котором много маленьких островов, и вокруг них так приятно совершать плавание. Это было любимое развлечение нашей семьи в те годы.
Затем мы переехали в Германию, и, поскольку ходить под парусом было негде, я продал яхту. Вместо яхтинга мы с женой по выходным стали «сопровождать» хобби наших сыновей – посещать разнообразные турниры – по футболу, теннису, дзюдо, в которых они принимали участие. А когда мы жили в Пакистане, то увлеклись гольфом, и этот интерес еще больше усилился в то время, когда мы переехали в Южную Корею, поскольку там нет недостатка в отличных гольф-полях.
Однако есть тема, которая интересовала меня всегда и везде. Это изобразительное искусство. Интерес к нему появился еще в Бразилии. Причем работой, положившей начало нашей семейной коллекции, стала картина, которую в 1942 году написала моя мама. Ей было тогда 14 лет. Сначала эта картина принадлежала деду, а потом перешла ко мне по наследству. И теперь она всегда со мной – висит в моем офисе.
Поженившись, мы с супругой стали собирать картины современных бразильских художников. У нас было не так много денег, но мы экономили и покупали живопись – в основном мастеров, которые творили в стиле наив. К тому же периоду относится и начало нашей коллекции различных антикварных предметов, в основном из металла – различных ваз, чаш, кухонной и бытовой утвари.
Все случилось неожиданно. Однажды нашего четырехлетнего сына пригласили на день рождения. Мы с женой, чтобы не мешать детскому празднику, решили на пару часов удалиться. Неподалеку был антикварный рынок, и мы от нечего делать прогуливались по нему и рассматривали разные интересные вещи. И вдруг, на самом дальнем столе, увидели замечательные старинные весы. Мало того что они были в прекрасном состоянии, так даже все гирьки, 15 штук, были в полном комплекте – от самой маленькой до самой большой. Это нас больше всего поразило! Мы решили во что бы то ни стало купить эти весы. Сумма оказалась внушительной, но мы предложили внести ее в три платежа, и продавец, хоть и был сильно удивлен – он никогда прежде не сталкивался с такой ситуацией, – в итоге согласился. Так у нас появилась первая старинная вещь.
Постепенно появились и другие весы. Потом, когда мы переехали в Германию, к ним прибавились старинные кофемолки, а вслед за ними и старинные утюги, и старинные чайники. Мы покупали их на различных блошиных и антикварных рынках, в частности в Италии и во Франции. В основном это вещи, сделанные в XIX веке, самая старая кофемолка относится к XVIII веку. Сейчас в нашем доме все это богатство расставлено на подвесных полках и в шкафчиках, и когда к нам приходят гости, то шутят, что попали в настоящий музей. Кстати сказать, все эти вещи в отличном рабочем состоянии и выглядят как новые. Все дело – в «волшебном» спрее, благодаря которому металлические предметы не требуют специальной полировки. Достаточно лишь обработать их спреем! Я узнал об этом способе в Пакистане – следующей стране, куда нас с семьей забросила судьба на целых 10 лет. К слову сказать, старинная пишущая машинка, которая стоит в моем офисе, напоминает мне о замечательном времени, проведенном в Германии, – ее подарили мне немецкие коллеги перед отъездом в Пакистан.
Конечно, когда мы с женой оказались в этой стране, то заинтересовались не только антиквариатом, но и творчеством местных художников. У нас есть несколько работ Саида Ахтара – одного из самых известных современных художников Пакистана. Картину Гуляма Расула жена подарила мне на Рождество. Это был прекрасный художник, работы которого по колористике напоминают бразильскую наивную живопись. Большая дружба связывала нас и с Исмаилом Гульджи. Помню, когда моей жене исполнилось 50, мы устроили праздник. Исмаил пришел с небольшим пакетом. Там была картина, которую он создал специально для моей жены и подписал с обратной стороны – «Каролине».
После десяти лет, проведенных в Пакистане, мы оказались в Южной Корее. Конечно же, мы с женой с интересом открывали для себя искусство этой страны, ходили на выставки, вернисажи, знакомились с художниками. Кстати, работы одной из них послужили основой для корпоративного календаря нашей компании на 2011 год. Это Кай-Сонг Ли. В своем творчестве она использует пять местных красок, которых, тем не менее, оказывается достаточно, чтобы отразить самые актуальные темы, передать гармонию и баланс в восприятии жизни – вот такое самобытное сочетание традиций и современности.
В 2013 году из Южной Кореи мы перебрались в Россию. За это время я успел поездить по Золотому кольцу, побывать в Самаре, Екатеринбурге, разработать план путешествия на Камчатку. Продолжаю играть в гольф – успел оценить подмосковные гольф-поля и найти свое любимое. Кроме того, время от времени наведываюсь в Измайлово, где нашлось несколько замечательных старинных утюгов. Там же, в Измайлово, выставляют свои работы многие художники, но, к сожалению, пока я не встретил там ничего, что действительно меня бы захватило.
Однажды я возвращался из офиса домой и в начале Покровского бульвара увидел молодого человека, который делал зарисовки. Я люблю гулять в этом месте, особенно летом: там очень зелено, много цветов. В этом районе жили многие художники, писатели, поэты. Здесь, как мне кажется, ощущается особая атмосфера русской культуры. Так вот, я обернулся и увидел, что молодой человек рисует мою улицу, дом, где я живу, другие старинные дома рядом. Как оказалось, он учится в Архитектурном институте и сейчас выполняет домашнее задание, которое завтра должен представить своему профессору.
– Вы рисуете очень хорошо. Будете ли вы продавать эту работу? – сказал я ему.
– А кто ее купит? – удивился молодой человек.
– А если бы нашелся покупатель, сколько бы вы за нее запросили?
– Стоимость материалов – этого достаточно.
– Даже художник должен уметь делать деньги. Если вы видите интерес к картине, почему не хотите заработать?
Он смотрел, смотрел на меня, а потом очень смущенно сказал:
– Готовы ли вы заплатить мне 5000 рублей?
На следующий день мы встретились. Молодой человек получил высокую оценку, но когда рассказал профессору, что на эту работу нашелся покупатель, тот вскричал:
– Вы сошли с ума! Максимум 2000!
В итоге я отдал юноше 10 000 рублей.
– Как! Мы же договорились на 5000!
– Холст и краски стоят не больше 2000–3000 рублей. Я плачу вам не только за хорошую работу, но и за удовольствие, за то потрясающее ощущение, которое она у меня вызывает. Это моя любимая улица! Так что эти 7000 вы тоже можете потратить на удовольствия.
Юноша был доволен, подписал мне картину – но с обратной стороны. «Я хочу быть архитектором, а не художником», – пояснил он. Но мне кажется, он обязательно когда-нибудь займется живописью всерьез. Вот так в моей коллекции появилась первая русская картина.
А еще здесь, в России, я начал учиться играть на саксофоне. Я мечтал об этом давно, но окончательное решение возникло после того, как я побывал в Большом театре, на опере «Дон Карлос». Не знаю почему, но именно в тот момент пришло понимание, что мечте пора осуществиться. Видимо, именно таким образом сейчас реализуется для меня тот самый life-work, который необходим каждому из нас».