Что может рассказать история храма о прошлом наших земляков
История, рассказанная храмом
Взгляд, уставший цепляться, ударяться об острые стены городских безликих многоэтажек, радуется теперь тому, что можно мягко и спокойно огибать мелькающие по дороге деревья, плавно стелиться по полю, пытаясь прикоснуться к линии горизонта, скользить по гладкой блестящей поверхности озера… Даже муж, ведущий машину, а потому — мало отвлекающийся — не пропускает всего этого… Вдали то и дело появляются купола храмов. К некоторым — подъезжаем.
Первое впечатление — всегда одинаково: «Как же удивительно красиво вписывается архитектура православных храмов в русскую природу, становясь ее неотъемлемой частью!». Как правило дальше — чувство боли. Я раньше и не думала, что вокруг так много забытых и заброшенных храмов. Иногда — надежда, что началась какая-то работа по восстановлению, а порой и радость: храм не просто восстанавливают, а он уже живет, в нем совершается Божественная литургия.
А еще, подъезжаешь к храму и, глядя на него, словно начинаешь читать историю того места, где он находится. Так, например, казавшийся издалека небольшим, разрушенный храм оказывается собором. И ты понимаешь, что когда-то вокруг стояло не пять полуразвалившихся домов, как сегодня… Ниточка истории начинает отматываться в прошлое… Порой в это прошлое вплетается твоя история или история твоих близких.
Каймары: храм св. благв. кн. Александра Невского
Мы едем на родину дедушки и бабушки мужа — по Высокогорскому району Татарстана. По дороге заворачиваем к храму из красного кирпича. «Он построен еще во времена Петра I», — говорит муж. Понятно, памятник архитектуры, охраняется государством. Как охраняется — тоже понятно. Хотя жизнь все-таки чувствуется: вокруг — убраны кустарники, чтобы можно было подойти, в одном из приделов — иконостас из оргалита, несколько бумажных икон. Выходим на улицу. Горло сжимает острое чувство невозвратности, невозвратимости бывшего. И от нашего общего равнодушия к этому бывшему.
А ниточка истории медленно разматывается — сначала — к внукам и правнукам поэта Евгения Баратынского (Боратынского), которые приезжали в Каймары из своего имения, находящегося неподалеку — в селе Шушарах. Приезжали счастливые, полные надежд на будущее, еще не зная, как трагически сложится их дальнейшая жизнь: Александра Николаевича Боратынского, внука поэта, видного земского деятеля, расстреляют большевики. Несмотря на многочисленные просьбы простых людей, которым он помогал всю свою жизнь.
Двое его сыновей погибнут — один в Гражданскую, другой — в тридцатые годы. Дочка окажется в Америке… А ниточка раскручивается дальше — к самому Евгению Абрамовичу. Каймары — имения его жены — Анастасии Львовны Энгельгард. «Каймары — село с очень старинной церковью. Церковь эта была построена еще во времена Петра I, и там сохраняется крест, пожертвованный Петром. Мой прадед Л.Н. Энгельгардт ремонтировал церковь и выписал из Вены иконостас резного дерева и копию Мадонны Рафаэля. Екатерина II пожертвовала Евангелие (…)
Внутри храма в Каймарах
В Каймарах раньше был прекрасный барский дом, построенный, как говорят, по плану Растрелли», — пишет в своих «Воспоминаниях» Ксения Баратынская, внучка поэта. (Борантынская К.Н. Мои воспоминания, М., ЗебраЕ, Алта-Принт, 2007г., стр. 188) Она кстати, на деньги своей семьи, организовала в соседних Шушарах школу, куда свозила жалеющих учиться крестьянских ребятишек из близлежащих губерний. Для многих из них школа стала «путевкой в жизнь»… А мама автора воспоминаний (Ольга Боратынская, урожденная Казембек) организовала мастерскую художественного ткачества для крестьянок из близлежащих деревень (в том числе и из Туры, откуда родом предки моего мужа).
Заказы на красивые вышитые вещи приходили не только из Москвы и Петербурга, но и, после того как работы получили Похвальный лист на Парижской выставке, из Парижа. Зарабатывали на этом (и хорошо зарабатывали) крестьянки. «Брать проценты» стало модно уже гораздо позднее, в конце XIX века, а во времена Ольги Александровны часто помогали просто из любви к ближнему.
Но обо всем об этом можно узнать, если специально начать искать информацию. А так сегодня — ничего ни в Каймарах, ни в Шушарах не говорит о Боратынских. Ксения Николаевна пишет, что Каймары было «большое село». Ей виднее. Для сравнения: около 500 жителей — в конце века и человек 40 — в начале XXI… Вот в таких местах как-то особенно отчетливо понимаешь, как связан этот упадок — и с разрушенной церковью, и с провалами в исторической памяти.
А ниточка истории раскрутилась до петровских времен. Храм св. благв. кн. Александра Невского построен в 1723 на средства Мефодия Кудрявцева. Через год после того, как в Каймары, к его отцу, адмиралу Никите Кудрявцеву, приезжал Петр I. Сам Мефодий Никитич, видный казанский административный деятель, погиб в Казани, будучи пожилым человеком, от рук пугачевцев…
У стен храма в Каймарах
Если стоять тихо — тихо можно даже услышать историю в шуме деревьев, многие из которых еще помнят прошлое. Только вот когда ходишь вокруг храма, постоянно просишь прощение: у его стен где-то расположено кладбище, на котором похоронены, в том числе, и члены семьи Боратынских.
Усады: храм в честь Живоначальной Троицы
Село Усады расположено недалеко от Каймар. Сюда, в оранжерею богатого купца Журавлева Ксения Боратынская водила своих подопечных детей на экскурсию. Подъезжаем к храму и — радостный возглас. Еще два года назад здесь было полное запустение. Но с тех пор, как в 2008 году храм был передан Казанской епархии — многое изменилось. Да, отремонтированный небольшой придел Святителя и Чудотворца Николая не вмещает всех прихожан даже во время воскресных служб, но главное — храм действует, в нем совершается Божественная литургия.
Настоятель храма — священник Виталий Ульянов показывает нам, что еще нужно сделать, чтобы сохранить и возродить храм. Когда-то в главном приделе усадского Троицкого храма купол был перекрыт витражом — редкость для православных церквей. Местные жители до сих пор помнят как они, будучи мальчишками, бросали сверху — на витраж — камни, и слушали звон разбивающегося стекла.
Я задумываюсь над тем, каким он был, этот витраж и спрашиваю: «А по каким эскизам вы собираетесь витраж восстанавливать?» Спросив, сразу замолкаю. Какие витражи?! До них еще столько работы: стелить полы, которых попросту нет, ставить окна, устанавливать водосточные трубы, из-за отсутствия которых вода проникает в стены и идёт дальнейшее разрушение храма, и это еще далеко не все!
Внутри храма в Усадах
В Усадах ниточка истории начинает разматываться не самопроизвольно: отец Виталий показывает нам новые кресты, вновь установленные на том месте, где захоронены помещик Сергей Михайлович Тютчев, на чьи деньги построен храм и купец Николай Михайлович Журавлев, который во второй половине XIX века являлся главным жертвователем храма. То есть имена этих людей здесь помнят, чтут. Жаль только, что не на государственном уровне. А ведь до сих пор усадцы пользуются «наследием» Журавлевых.
Там, где раньше был винокуренный завод — местный спиртзавод, в доме Журавлевых расположилось местное самоуправление, в здании, где когда-то была земская больница (построенная все теми же Журавлевыми) — был родильный дом, а затем — амбулаторный пункт.
Никакого «спасибо», хотя бы в виде «памятных досок» с упоминанием Журавлевых, мы не обнаружили. Журавлевы не только умели зарабатывать, был хорошими хозяевами, но, видимо по привычке того времени, думали о других. Странные все-таки они были, эти «угнетатели». Журавлевы построили не только больницу, но и земскую школу, создал приют для бездомных… Они заботились о содержании и благоустройстве храма.
Шеланга: храм Рождества Христова
Мы уже на другом берегу Волги, в селе Шеланга. Храм Рождества Христова — действующий. Сейчас восстановлен маленький — Никольский придел. В большом приделе еще в прошлом году была полная разруха. Сейчас, усилиями настоятеля храма — священника Алексея Ситникова и прихожан, идет восстановление. Убрали весь мусор (можно представить себе, сколько его накопилось за прошедшие почти сто лет), начали стелить пол. И все это без помощи спонсоров. К сожалению. Отец Алексей надеется, что с Божьей помощью храм все-таки будет полностью возрожден. А еще отец Алексей стремится восстановить историю храма, его прихожан, с бережностью и заботой.
А история здесь начинает звучать сразу же, как только обойдешь колокольню начала XIX века и посмотришь на сам храм. Архитектура храма — явно образец нарышкинского барокко. Тут же, подтверждением — ранее незамеченная табличка сообщает, что храм построен в 1786 году Марией Павловной Нарышкиной. По одной из версий, именно в Шеланге провела последние месяцы своей жизни знаменитая Даша Севастопольская, первая военная сестра милосердия, героиня Обороны Севастополя в Крымскою войну. Если это действительно так, стены храма наверняка помнят Дарью Лаврентьевну…
Каждый храм расскажет историю того места, где он стоит, историю тех людей, что в нем молились. Стоит только прислушаться.
Научно-исследовательская работа «История двух храмов моего родного края»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РУДНЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«История двух храмов моего родного края»
Автор: ученица11 класса
Учитель русского языка и литературы
2. Содержание исследования……………………………….………….5
2.1. История Предтеченского храма в селе Рудня…………… 5
2.3. Нравственный подвиг священника отца Михаила………..13
Благочестивые наши предки не могли жить без храма –
он был так же необходим для души народа,
как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
Чтобы не сбиться с православного пути, нужно иметь надёжные ориентиры. Президент Российского Фонда Культуры Н.С.Михалков говорил: «Духовным и нравственным стержнем России было, есть и будет Святое Православие, знаком и образом которого остаётся затерявшаяся в бескрайних просторах сельская церковь. Всегда живая, всегда манящая, всегда дающая утешение. Да поможет нам Бог уберечь её и спасти».
Данная тема актуальна, так как в ней рассматриваются вопросы изучения наших духовных и исторических корней.
Объект данного исследования: православные храмы сёл Новотолучеево и Рудни.
Предметом исследования является изучение исторической судьбы церквей, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.
Гипотеза: храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села, и судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села.
Цель моей исследовательской работы :получение исторических сведений о прошлом и настоящем церквей, определение их роли в жизни людей.Поведать будущим поколениям историю моей малой родины, которая по-своему уникальна и неповторима, а именно, историю Предтеченского храма, который просуществовал до 1961 года, строительство и возрождение храма Казанской Божией Матери. Показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.
Задачи исследовательской работы:
· изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории храмов;
· выявить и оценить произошедшие изменения;
· пробудить интерес детей к изучению истории храмов и монастырей;
· развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.
Для достижения цели исследования я использовала следующие методы исследовательской работы:
— изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;
— ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;
— поиск очевидцев событий с целью сбора интересующих данных; запись рассказов и воспоминаний;
— установление связей с работниками библиотек, музеев, настоятелем храма Казанской Божией Матери, старожилами сёл Новотолучеево и Рудни с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;
— фотосъемка объектов исследования.
Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие изыскания, я лучше стала понимать историю своей малой родины.
2. Содержание исследования
2.1. История Предтеченского храма в селе Рудня
Среди живописных уголков России есть много мест дорогих и близких сердцу русского человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к одному из таких мест можно отнести разрушенный храм в моем родном селе Рудня. Более полувека жители села Рудня и окрестных деревень слышали колокольный звон Предтеченского храма, будя в сердце лучшие стороны души. Стоять бы храму тысячи лет, если бы не варварское нашествие на православие.
В 1918 году декретом Советской власти церковь была отделена от государства. Этот декрет послужил основой для полного произвола на местах по отношению к церковнослужителям. Большевики преследовали церковь как организацию: расстреливали, сажали в тюрьмы верующих людей.
Все эти страшные события не обошли стороной и село Рудня.
В 1928 году страшная весть разнеслась по селу – отца Михаила арестовали. Власть требовала от него отречения от православной веры. Он видел много лишений, но ни беда, ни скорбь, ни голод,ни холод не могли разлучить его от Бога! Его жизнь, его поступки являются примером для односельчан и подрастающего поколения. Он принимал оковы, темницы, избиения, муки.
По всей России сносились храмы, а до храма нашего села, коммунисты добрались осенью 1961 года.
Не уцелел от рук новой власти и Предтеченский храм в селе Рудня. Один из самых красивейших храмов, по рассказам односельчан, находился в центре села. Когда запретили службу, он ещё какое-то время продолжал работать. Его взорвали в 1961 году.
С моста идёт дорога к храму,
А на селе, какая грусть!
Летят развалины собора,
Как будто спит былая Русь.
Для всех односельчан это событие стало большой трагедией. По словам старожилов, только с седьмого взрыва появились небольшие трещины на храме. Плакали в тот день все: от мала до велика. До сих пор грусть и печаль навевает то место, где была церковь. Ведь те люди, которые руководили уничтожением святыни, не побоялись Всевышнего и дали распоряжение о строительстве на этом месте Дома культуры. Именно на фундаменте Предтеченского храма в селе Рудня был построен клуб, так его раньше называли. Теперь только на отдельных фотографиях мы можем увидеть, как храм выглядел. Предтеченский храм остался в памяти всех жителей села Рудня. А мы, молодое поколение, должны сохранить эту память и передать своим потомкам.
Почти 56 лет прошло после разрушения храма в нашем селе, почти 56 лет не созывал благовест верующих под своды церкви! И вот теперь по Божьей милости перезвон колоколов возвестил о радостном событии- построена часовенка, а это значит, сохраняется любовь к своей земле и Отечеству, это значит, что Господь оживил «душу села». Теперь есть надежда, что когда-нибудь будет построена и в селе Рудня хотя бы часовня, где можно «достойно и праведно поклониться Отцу и Сыну и Святому Духу».
2.2.Храм Казанской Божией Матери в селе Новотолучеево
Моё родное село Новотолучеево расположено на границе Воробьёвского района с Калачеевским, на левом берегу реки Толучеевка. Известно оно на всю округу тем, что его жители в годы гонений на церковь не позволили разрушить свой храм Казанской Божией Матери, и долгие годы он был единственным в районе действующим храмом.
По рассказам старожилов нашего села в 18 году в Новотолучееве стояла небольшая часовенка. В ней читали сорокоуст по умершим.
В 1812 году местные жители решили построить церковь. Был заложен камень, и освящено место. Сейчас там живёт Захлебин Михаил Ерестович. Но в этом году началась война с Францией. Только спустя 2 года (1814 год) строительство церкви было начато, но совсем в другом месте. Её перенесли на перекрёсток дорог, так как, по преданию, на перекрёстках дорог ночью встречаются лешие, русалки и ведьмы.
Стоили церковь на добровольные пожертвования местных прихожан. Верующие и богомольцы приносили храмам огромные доходы. Недалеко от строящегося храма был построен кирпичный завод. А чтобы кладка была прочнее, в раствор добавляли куриные яйца. Весь строительный материал возили на лошадях. Нашлись умельцы, которые всё рассчитали и просчитали для строительства.
В середине села Новотолучеево, на пригорке, между двух холмов стоит церковь, напоминая всем, что в селе когда-то жили люди, любившие и умевшие творить красоту. По своей архитектуре она по праву является памятником истории и культуры. Наша церковь имеет очень давнюю историю. Она была построена в 1918 году в честь Казанской иконы Божией Матери. Мне известно, что имелась и школа иконописцев. В ней работали отец и сын Щербатовы, известные художники. Они писали иконы святых, расписывали храм фресками. Многие прихожане были искусными мастерами. Для жителей многих сёл храм является духовным и культурным центром. Сюда приходили и стар, и млад, сюда приносили и радость, и горе. Здесь учили: «Люби ближнего своего, почитай родителей, будь твёрд в испытаниях, не позволяй греху господствовать над тобой». Церковное пение, живопись, архитектура – всё здесь располагает к самоочищению. Наш храм является подлинным украшением нашего Воробьёвского района. А мы, жители, гордимся, что в наш храм приезжают люди из разных мест.
О нашем храме мало сохранилось сведений. Нам известны лишь некоторые имена священников, которые служили в храме: Александр, Павел, Аким, Лука. Матфей, Михаил, Константин, Христофор, Александр, Владимир, Мелхиседека, Донах, Стефан, Михаил, Аким, Григорий, Василий, Сергий и другие.
Большое общественное значение имели сельские храмы. Вокруг них сосредотачивалась вся общественная жизнь. В первые годы двадцатого столетия священником храмаКазанской иконы Божией Матери был Дегтярёв Василий Иванович. Он был действительно глубоко верующим человеком, радевшим за веру. Отец Василий всемерно старался сблизиться с верующими, понять их нужды и чаяния. Сам Василий Иванович родился в селе Гвазда в 1899 году. Окончил церковное училище в городе Воронеже. Поскольку он был уже женатым человеком и имел двух сыновей: Василия и Михаила, ему дали приход. В 1918 году после его окончания, он был направлен священником в наш храм. Время было неспокойное. К власти пришли большевики. Это было время «бури и натиска».
В период гражданской войны церковь и священнослужители подвергались жестокому преследованию. Наше село переходило из рук в руки. То белоказаки, то красные приходили в Новотолучеево.
По воспоминаниям старожилов, в 1918 году «красные» потребовали от Василия Ивановича, чтобы он отслужил молебен о скорейшей победе большевиков. Он отслужил, но в село в очередной раз ворвались белоказаки и потребовали и им отслужить молебен. Дома были: мать-старуха, жена, маленькие дети. Отец Василий прятался. Вышла мать, казаки её схватили и требовали, чтобы вышел священник. Она сказала, что его нет дома. И затем они приставили к лицу женщины наган. Отец Василий вышел. Мать отпустили, а его стали зверски мучить за пособничество большевикам. Вдруг подъезжает на лошади мужчина, подаёт какую-то бумажку белоказаку. И он прекратил издеваться над отцом Василием.
Как потом выяснилось, его отпустили живым, потому что мало проработал священником, но после этого случая он начал болеть, чахнуть, здоровье из него уходило с каждым днём. Врачи признали туберкулёз лёгких. И 19 апреля 1922 года в возрасте 23 лет он скончался. Похоронен в церковной ограде.
В первые годы нэпа гонение на священнослужителей ещё более усилились. Они были объявлены классовыми врагами и стали жертвами репрессий. В феврале 1922 года государство конфисковало у церкви драгоценности на борьбу с голодом. Большевики развернули мощную антирелигиозную кампанию. Период с 1929 по 1939 характеризуется целенаправленной политикой разгрома организаций в СССР, множеством запретов, жесточайшими гонениями.
В 30 годы зло, возведённое в рамки закона, распоясалось до предела. Священнослужителей заставляли отрекаться от того, чему они учили, и когда это не удавалось, то их просто отправляли в лагеря или расстреливали. Вина их была в том, что в их душах, как и в душах прихожан, жила вера в бога. Беда не обошла стороной и наш храм.
22 июня 1941 года началась война. В первый день Великой Отечественной войны митрополит Сергий призвал православных людей к участию в защите священной земли от захватчиков.
Русская православная церковь с самого начала войны заняла ярко выраженную антифашистскую позицию, много сделала для укрепления патриотических чувств советских людей. Многие священнослужители участвовали в партизанском движении или оказывали ему поддержку. На фронт отправлялись посылки с различными вещами и продуктами, организовывали помощь раненым.
В 1943 году недалеко от нашего села проходила линия фронта. Было очень много раненых пленных румын и мадьяр. Их гнали куда-то на север. Ночевать они останавливались в храме. Были такие, которые идти уже не могли. Вскоре храм оборудовали под госпиталь. Здесь была даже операционная. Многих бойцов врачи вернули фронту.
… В послевоенные годы происходит возрождение церковной жизни: укрепление патриотического сознания верующих. Немного оправившись от войны, люди начали восстанавливать храм. В 1947 году наш храм был вновь открыт. Первым послевоенным священником был отец Сергий Ходарин. Он много сделал для открытия храма. Верующие приносили иконы, которые хранили у себя дома, всякую церковную утварь.
2.3.Нравственный подвиг священника отца Михаила
Судьба подарила мне встречу с этой удивительной женщиной, которая рассказала свою нелегкую жизнь. Но цель моей беседы – узнать об отце Михаиле. Он был священником наших храмов в селе Рудня и Новоолучеевов самое тяжёлое время. Наталья Михайловна Серебрякова с удовольствием согласилась о нем рассказать.
Родился Михаил Семенович Грядунов в крестьянской зажиточной семье, дед его был дворянином. Мальчик был очень одаренным. Тяга к учению была велика, хотелось научиться всему и сразу. Мать заметила, что сыну хочется научиться читать и писать. Рядом с семьей Грядуновых жили два монаха, они были обучены грамоте. Вот и повела мама Мишу к монаху. Проучился мальчик весь Петровский пост. Монах заметил его способности и порекомендовал вести в школу. Проучившись несколько месяцев, Мишу перевели во второй класс. Учился он всего три года, а также пел в церковном хоре. Голос у него был очень хороший, никогда не пропускал службу в церкви, усердно молился и продолжал учиться уже самостоятельно. Много читал священных книг, рассказывал поучительные истории своим младшим братьям и сестрам.
Когда Михаилу исполнилось 18 лет, его женили. Он продолжал петь в хоре. Теплыми беседами располагал к себе людей, учил закон Божий, давал советы людям. Все дни проводил в постоянной молитве. Его заметили и поставили регентом, все удивлялись его звонким голосом.
Когда умер отец-дьякон, поехали они к владыке. Тогда владыка и произнес: «У вас есть отец Михаил, я его благословляю в дьяконы».
В 1919 году в селе Рудня умирает отец Семен. С огромным усилием Михаил заставляет себя трудиться и трудиться. Он хотел стать священником. Дело было на Страстной неделе, послали к владыке отца Михаила, много было там семинаристов. Пришлось сдавать экзамен и Михаилу (он семинарию не кончал, был самоучкой). Нужно было отслужить службу. Очень волновался тогда, но все молился и читал молитвы. И так хорошо он отслужил, что владыка разрешил ему на Благовещенье служить, все удивлялись, что деревенский, к тому же самоучка, не сорвет ли службу. Отслужил он хорошо, когда читал проповедь, все в храме плакали.
Был он награжден грамотой и получил сан священника. Отец Михаил чрезвычайно был требователен к себе. Много сделал он для духовного благоустройства церкви. Часто взваливал на себя самые тяжелые обязанности. Слова владыки отец Михаил запомнил на всю жизнь: «Такое будет гонение, такие муки придется перенести, смотри, не отрекайся от веры, не отрекайся».
Затем был первый арест, когда вернулся, то опять продолжил службу в нашем храме. Через два года опять тюрьма. Пятый раз осудили в 1930 году на три года.
Очень трудно жилось семье без отца, одни ненавидели, другие жалели. Жена отца Михаила была очень добра к людям, нежна и заботлива к детям. Семья мучилась, кушатьбыло нечего, но все терпела. В 1933 году отец Михаил вернулся, но знал, что ненадолго, что скоро опять заберут.
Снова служит, но уже в другом храме, в селе Новотолучеево, так как в селе Рудня храм закрыли, впоследствии взорвали. Преследования продолжаются, заставляют отречься от Церкви. Но слова его тверды: «Священство никогда не оставлю, служить не брошу».
Последняя служба была для него в 1937 году. Служил открыто, настроение было праздничное. Семья приготовила праздничный обед, все ждали отца Михаила, но он так и не пришел. Соседи рассказали, что повели его в сельсовет под конвоем. Допрашивали. На этом допросе присутствовала его младшая дочь Наташа, ей было тогда 12 лет. Заставляли опять опомниться, отказаться от церкви. Хорошо помнит Наталья Михайловна слова своего отца: «Плохой вы даете совет, у меня будут внуки, я их опозорю, у них не будет счастья». Но они не унимались: «Ведь ты семинарию не кончал, что тебе стоит бросить и не служить». Предлагали работать секретарем. Но снова слова отца Михаила: «Нет! Я целовал Евангелие, дал присягу Господу Богу». Еще много раз опять и опять заставляли опомниться. Он продолжал говорить, что смерти не боится, что лучше умереть невинным мучеником, чем терпеть ужасы и беззакония несчастного своего времени.
4 августа 1937 года отца Михаила расстреляли. Так власть жестоко оборвала жизнь одного из лучших сынов Русской земли. Вина его в том, что, будучи священником, он совершал богослужения.
Мы помним и чтим отца Михаила.
Очень трудно приходилось семье после расстрела отца. Старшего сына осудили на десять лет только за то, что он был сыном священника. Но Бог давал силы, терпения, а молитва помогала пережить все невзгоды. Дети у Натальи Михайловны отличаются добротой, отзывчивостью, все они уважаемые люди.
Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что Русская церковь всегда играла огромную роль в истории нашей страны.
В ходе исследования я пришла к следующим выводам:
1) История наших храмов – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.
4) Сопоставление условий существования церквей, обителей во времена богоборчества с условиями в наши дни помогает осознать и оценить происшедшие изменения.
Воробьёвская земля полна бесценными памятниками культуры и истории, без чего бы оборвалась нить, связывающая поколения воедино. Для нас сохранили предки многое, и важно эту нить не оборвать, протянув ее в будущее. В истории нашего края начался новый отсчет – процесс культурного восстановления.
В храм зайдите! Не ленитесь!
Свеч купите восковых,
За себя вы помолитесь
И за всех, за всех других
Православных наших братьев,
Кто в родную землю лег…
Для молитвы неба хватит,
Потому что в небе – Бог!
(Николай Мельников.Отрывок из поэмы «Русский крест»).
Потенциал развития исследования
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.