Что может посоветовать фармацевт
Фармконсультирование и ответственное самолечение
Не секрет, что многие фармацевты очень негативно реагируют на то, что им нужно овладеть техникой продаж и всячески заботиться о повышении сбыта аптечной продукции. А вот фармацевтическое консультирование — это совсем другое дело. Кстати, оно также стимулирует потребительский спрос…
В чем же главная цель фармацевтического консультирования? В первую очередь оно направлено на то, чтобы предупредить всевозможные риски здоровью потребителей. Поэтому работник первого стола должен помочь в выборе эффективного безрецептурного препарата, предназначенного для симптоматического лечения. И при этом удостовериться, что пациент обладает достаточной информацией для безопасного применения приобретаемого лекарства.
«Когда мы смотрим форумы потребителей аптечной продукции, то понимаем — далеко не всегда специалисты первого стола (первостольники) предоставляют нужную для пациента информацию, а у покупателей возникает много вопросов, касающихся применения препаратов. Более того, были случаи, когда, например, родители закапывали в больные уши ребенка сироп с антибиотиками, полагая, что это его вылечит. Некоторые вставляют себе свечи, не вынув их из первичной упаковки. Есть и другие на первый взгляд курьезные примеры», — делится информацией Елена Неволина, исполнительный директор НП «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая палата».
ФАРМАЦЕВТ В ПОМОЩЬ ОТВЕТСТВЕННОМУ САМОЛЕЧЕНИЮ
Первостольник не имеет права ставить диагноз пациенту. Но порекомендовать тот или иной препарат для снятия симптомов он не только может, но и должен. В этом нуждаются люди, занимающиеся так называемым ответственным самолечением.
Термин «ответственное самолечение» вполне легитимен. Международная фармацевтическая федерация (International Pharmaceutical Federation) даже опубликовала документ «Заявление о принципе самопомощи, включая самолечение и профессиональную роль фармацевтов».
Согласноэтому документу «Ответственное самолечение включает профилактику заболеваний, здоровый образ жизни, отказ от курения, умеренное употребление алкоголя и правильное использование лекарств. В случае неэффективности профилактических мер следует прибегнуть к ответственному самолечению, которое заключается в устранении замеченных у себя симптомов с помощью препаратов, отпускаемых без рецепта с учетом советов фармацевтического или другого работника здравоохранения».
У практики ответственного самолечения есть 4 очевидных преимущества:
ОТС–ПРЕПАРАТЫ В БОЛЬШИНСТВЕ!
Концепция ответственного самолечения распространяется только на применение безрецептурных лекарственных средств (ОТС–препараты — от англ. over the counter). Это обширнейшая группа лекарств. В России по итогам 2018 г. объем продаж ОТС–препаратов в упаковках составил 65,9% (около 94,4% — в денежном выражении).
«Конечно, фармацевт должен помнить, что такие препараты являются средствами исключительно симптоматического лечения, поскольку не воздействуют на причину и механизм развития болезни. И все они рассчитаны на прием в течение короткого промежутка времени, а не для длительного лечения. Безрецептурные препараты используются в основном для лечения нетяжелых, легко поддающихся лекарственной коррекции состояний, не требующих вмешательства врача», — напоминает Елена Неволина.
Концепция ответственного самолечения подразумевает, что пациент берет на себя ответственность за свое состояние здоровья.
Тем не менее фармацевты играют ключевую роль в применении данной концепции на практике. Ведь часто пациенты при возникновении проблем со здоровьем в первую очередь идут именно в аптеку. При этом их запросы могут сильно отличаться — от конкретного препарата до рекомендаций исходя из наблюдающихся симптомов.
Один пациент выбирает препарат, который использовался им ранее. Другому требуется любое лекарство, лишь бы срочно справиться с болью. Третий предпочитает закупить сразу несколько противопростудных средств. Ну а четвертому хочется вообще не заболеть, и он запасается для профилактики различными витаминами и БАД.
Во всех случаях, считает Елена Викторовна, очень важно выстроить правильное взаимодействие фармацевта и пациента.
При подборе препарата необходимо учитывать пожелания пациента, безопасность препарата, совместимость с уже принимаемыми лекарствами. Именно такое взаимодействие пациента и фармацевта и реализуется через практику фармацевтического консультирования
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ЕСТЬ, А МЕТОДИКИ НЕТ
Фармацевтическое консультирование имеет два аспекта:
Что касается нормативных документов, то приказом Минтруда №91н от 06.03.16 утвержден профессиональный стандарт «Провизор», согласно которому предусмотрена трудовая функция провизора — «Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента».
В рамках Стандарта обозначены и конкретные действия по оказанию консультационной помощи населению. В частности:
При этом первостольнику необходимо уметь распознавать состояния и жалобы, требующие консультации врача.
Для этого провизору нужно знать современный ассортимент лекарств, различных фармакологических групп, их характеристики, медицинские показания, способы применения, противопоказания, побочные действия, синонимы и аналоги.
«Раньше много говорили о необходимости внедрения фармацевтического консультирования. Но для этого не было документальной основы. Потом в профессиональном стандарте «Провизор» появились понятия и описание трудовых действий такого консультирования. А начиная с 2016 г. мы проверяем у выпускников и коммуникативные навыки по правильному представлению населению необходимой информации о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента. У нас фармацевтическое консультирование отражено и в Надлежащей аптечной практике как одна из основных функций. При этом в нормативных документах отсутствует определение фармацевтического консультирования.
Таким образом, на сегодняшний день в Российской Федерации не существует утвержденного единого подхода к правилам проведения такого консультирования, — констатирует факт Елена Неволина. — Но только его тоже не достаточно! Нужен четкий алгоритм для работника первого стола, созданный с учетом зарубежного опыта и тех навыков, которые помогут выявлять тревожные симптомы, сигнализирующие о наличии системного заболевания. Все это должно быть отражено в методических пособиях по консультированию по наиболее частым причинам легких недомоганий».
В связи с этим Национальная Фармацевтическая палата создала такой алгоритм и уже ведет работу по его внедрению. Там предусмотрены задачи первостольников, которые должны:
НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПАЛАТА ПОМОЖЕТ!
Конечно, чтобы правильно выполнить все пункты алгоритма, первостольник должен знать, при наличии каких симптомов возможно самолечение. А это:
Фармацевту необходимо знать и о том, при наличии каких симптомов самолечение противопоказано.
При этом для уточнения самостоятельно поставленного диагноза или идентификации симптомов/жалоб пациента фармацевту необходимо:
Конечно, сейчас ведется обучение фармацевтов в рамках формального (в вузах) и неформального образования. Помогают обрести знания интерактивные модули, вебинары и семинары, проводимые профессиональными сообществами.
«Однако к нам в Палату обращаются первостольники с жалобами на то, что им не хватает медицинских знаний для фармацевтического консультирования. И без образовательной помощи врачей здесь не обойтись, — говорит Елена Неволина. — Поэтому сейчас мы ведем переговоры с Национальной Медицинской палатой о совместной деятельности именно в плане пополнения знаний фармацевтов для профессионального консультирования».
Важно, что такое фармацевтическое консультирование будет повышать конкурентоспособность аптеки. За счет того, что клиенты будут чувствовать грамотность и помощь работников первого стола. А это оправдывает ожидания пациентов и сформирует их лояльность по отношению к аптечной организации.
По материалам сессии «Система менеджмента качества в фармацевтической деятельности» в рамках XXII Всероссийской конференции «ФармМедОбращение 2020»
В роли врача: какие рекомендации может давать работник аптеки
Sobesednik.ru выяснил, какие именно советы имеет право давать фармацевт, а какие ни в коем случае
Sobesednik.ru выяснил, какие именно советы имеет право давать фармацевт, а какие ни в коем случае.
Нормальный путь от проблемы до лечения должен выглядеть так: появились жалобы – пошел к врачу – обследовался, если нужно – получил рецепт на лекарство – купил его в аптеке – начал принимать, как доктор назначил. Распространенный путь, к сожалению, таков: что-то заболело – пошел в аптеку – купил, что захотел. В роли доктора в таком случае нередко выступает работник аптеки. Но имеет ли он на это право?
Может: рассказать, что есть в наличии
Рассказать – прямая обязанность аптекаря. Он должен выдать посетителю всю информацию о том, какие безрецептурные препараты есть в наличии, а если тот просит уточнить показания какого-то конкретно, ответить, что и когда принимается. На этом – все. Если посетитель решил, что это адекватная замена визиту к врачу, он волен выбрать препарат и купить его.
Не должен: советовать что-то конкретное
Но аптекарь не имеет права советовать что-то конкретное, потому что в дальнейшем не понесет никакой ответственности за это. Продать пациенту рецептурное средство без бланка он тоже не имеет права (хотя, увы, такое случается сплошь и рядом).
Может: порекомендовать посетить врача
Четко прописанных правил, по которым работник аптеки мог бы опрашивать посетителя, не существует, так что критериев, когда можно что-то продать, а когда человека нужно отправить в поликлинику, у аптекарей нет. Но специалисты считают, что любая жалоба на долго существующую проблему или на то, что «лекарство не помогает» – повод порекомендовать обратиться к врачу. Впрочем, это не обязанность работника аптеки, а его право, профессиональная и человеческая этика.
Не должен: отказывать, если посетитель хочет купить другое лекарство
Работник аптеки может посоветовать обратиться к доктору, если «лучше не становится», но тем не менее не может отказать в продаже безрецептурного лекарства, если человек хочет купить что-то взамен порекомендованного врачом.
Может: предложить что-то подешевле
Классическая аптечная история: человек приходит с рецептом и просит продать ему что-то подешевле. Такое возможно, но с оговорками. Согласно приказу Минздрава, врачи обязаны выписывать рецепты по международным непатентованным названиям (МНН) – в тех случаях, если это возможно. В таком случае в аптеке пациенту действительно могут продать средство как подороже, так и подешевле. Но в некоторых ситуациях врачи назначают лекарства по их торговым наименованиям. В таком случае сам доктор должен объяснить пациенту, почему замена не подойдет. Дальше решать самому пациенту: если в аптеке он попросит что-то более дешевое, то ответственность за замену будет лежать на нем.
Не должен: советовать заменить дорогое дешевым
«Это очень дорого, купите лучше вот это – это то же самое, но дешевле» – такие рекомендации работник аптеки делать не вправе, если врач выписал рецепт на конкретный препарат, то есть по его торговому наименованию. Если по международному непатентованному (то есть по действующему веществу), то тогда аптекарь может подобрать то, что по цене устроит посетителя.
Консультация в аптеке — что может рекомендовать фармацевт?
Не всегда посетитель понимает, какое образование у человека в белом халате за прилавком аптеки. В результате часть клиентов относится к фармацевту, как к продавцу, другая же часть ждёт консультации врачебного уровня. Происходит это от недостатка информации о самой профессии. Кроме того, фармация за последние десятилетия изменилась до неузнаваемости. Раньше аптека действительно выглядела, как медицинская организация: за витриной с не очень яркими готовыми препаратами скрывались таинственные производственные отделы, в которых “крутили” порошки, изготавливали микстуры, капли, мази и свечи, инъекционные растворы, проводили качественный и количественный анализ приготовленного, стерилизовали… Сейчас таких аптек практически не осталось.
Современная аптека выглядит скорее, как магазин. Но суть её осталась прежней: быть рядом, когда человеку нужно лекарство. Как и раньше за прилавком мы видим фармацевта-первостольника, который имеет соответствующее образование и сертификат специалиста (подтверждается каждые 5 лет). Профессию фармацевта нельзя сравнить с профессией врача. Поэтому заменять приём доктора аптечной консультацией крайне опасно: нельзя требовать от работника аптеки того, чему он не обучен (за это фармацевт может понести ответственность вплоть до уголовной). Хотя определённые вещи подсказать первостольник не только вправе, но это входит в его основные обязанности.
По новым правилам, которые регламентируются приказом МЗ № 647н от 31.08.2016, все фармацевты первого стола должны консультировать покупателя абсолютно любого товара аптечного ассортимента о том, каково его терапевтическое действие, как его применять или использовать, дозировать, хранить. Также обязательно предупреждение о взаимодействиях препаратов с пищей и другими лекарствами, противопоказаниях и правилах отпуска покупаемого средства — по рецепту/ без рецепта и пр. Если раньше фармацевт мог это делать от случая к случая или если сам покупатель вопрошает, то теперь абсолютно любая покупка в аптеке должна сопровождаться информированием покупателя.
Что запрещается скрывать фармацевту, так это международное непатентованное название покупаемого препарата (МНН), наличие лекарств с этим названием в аптеке и их цены. К примеру, всем известный спазмолитический препарат Но-шпа имеет МНН Дротаверин. Конечно, о качестве более дешёвых дженериков под таким названием можно долго рассуждать, спорить об эффективности. Однако, фармацевт не имеет права “прятать” дженерики под прилавком, пусть даже они в сотню раз менее эффективны.
Приказ МЗ № 403н от 11.07.2017 ещё более конкретизирует фармконсультацию в отношении именно лекарственных препаратов. Он содержит краткий перечень информации, доносимой до покупателя: режим и дозы приёма лекарственного средства, правила хранения и взаимодействия с другими препаратами. Эту краткую информацию и обязан доносить фармацевт до покупателя абсолютно при любом отпуске препарата.
Особенно важно слушать первостольника, когда говорится о хранении. Ведь так важно не прервать холодовую цепь и донести до дома эффективный препарат, не забывая убрать в холодильник. Если человек покупает иммунобиологический препарат, то фармацевт имеет право отпустить его только если у покупателя есть термоконтейнер.
В аптеке для консультаций даже может быть организована специальная зона, в т.ч. с сидячими местами.
Вообще, область, где фармацевт должен быть, как рыбка в воде — это препараты безрецептурного отпуска. Они составляют около 30% производимых лекарств. Рекомендовать рецептурные препараты (остальные 70%) первостольник права не имеет. Но это всё в теории. Что пациент от врача должен приходить в аптеку с рецептом, выписанным на рецептурном бланке, а не на рекламном квадратике бумажки — тоже теория. Конечно, с более строгими рецептами (теми, что остаются в аптеке, бесплатными, учётными) проще. А вот с самыми простыми рецептурными бланками, которые не остаются в аптеке, после непродолжительных проверок и штрафов всё вернулось в начало: врачи зачастую используют пресловутые листочки, а фармацевты со вздохом производят такой кривой отпуск препаратов, немало рискуя. Об изменениях в этой ситуации мечтают все участники этой печальной традиции. Фармацевтический отпуск в нашей стране в этом плане уникален. В Европе, к примеру, и витаминов без рецепта не купить.
Может ли фармацевт заменить назначенный врачом препарат? Фармацевт может предложить препарат с таким же действующим веществом, в той же дозировке, но другого производителя, если выписанного нет в аптеке. Логично фармацевту было бы указать (а покупателю — спросить), что препарат не оригинальный и эффект от него может быть слабее. Решение принимает сам посетитель аптеки. Настаивать на покупке синонима фармацевт не вправе. Кстати, если брать именно рецептурный отпуск, то по правилам врач должен выписать препарат под МНН. И только в редких случаях при индивидуальной непереносимости доктор может выписать торговое наименование. В этом случае фармацевт — ключевое звено, консультирующее пациента о наличии разных производителей того или иного действующего вещества. Такая тактика должна была исключить предвзятость некоторых врачей в отношении приверженности к определённым производителям препаратов. На практике мы встречаем всё те же назначения на листочках под торговыми наименованиями.
Итак, фармацевт не должен назначать препараты по той причине, что этиология и патогенез заболеваний изучаются специалистами фармацевтической профессии недостаточно глубоко. Фармацевт не врач, а специалист по особенностям дозирования, приёма, хранения товаров аптечного ассортимента. Посоветовать фармацевт может только безрецептурный препарат. Случается, что работник первого стола достаёт инструкцию для уточнения особенностей приёма. Знания такого фармацевта не должны вызывать недоверие у посетителя аптеки, а скорее наоборот. Намного хуже, когда чересчур самоуверенного специалиста подводит память, а открыть инструкцию не позволяет гордость… Всего несколько десятков лет назад ассортимент аптеки исчислялся тремя тысячами наименований препаратов. Сегодня их свыше 20 тысяч! Человеческий мозг не в состоянии хранить столько информации.
Практика подготовки фармацевтических кадров учит будущих фармацевтов разбираться в медицинской терминологии и быстро получать интересующую информацию из инструкций и справочных изданий.
Словом, как и другая медицинская деятельность, профессия фармацевта не является лёгкой и чрезвычайно ответственна. И также заключает в себе немало открытых биоэтических вопросов.
Что делать, если вы – новичок в аптеке?
Новый человек в аптеке – это всегда интересно, ведь он может сделать работу аптечного коллектива профессиональнее и динамичнее. Однако, чтобы адекватно встроиться в работу с первого дня, вы должны многое знать и уметь.
Изучите нормативные документы
Если вы – новичок в аптеке, убедитесь, что вы ориентируетесь в следующих документах:
Проверьте, обладаете ли вы необходимыми знаниями и навыками
Таковыми можно считать знание фармакологических групп препаратов и понимание того, какая группа при каком заболевании применяется. Порекомендовать комплексное лечение и сделать допродажу безрецептурного лекарственного средства первостольник сможет лишь в том случае, если знает основные симптомы заболевания и побочные действия лекарственных средств, применяющихся при его лечении. А вот знание множества торговых наименований придет уже в процессе работы – тут помогут программы-шпаргалки и обучающие мероприятия.
Помимо продажи лекарственных средств, в обязанности первостольника входит поддержание установленного фармпорядка, разборка товара, ведение журналов дефектуры, заполнение журналов температурных режимов и ведение прочей отчетности, установленной в аптеке. Все это также потребует от новичка определенной базы знаний, но выполнять эти обязанности можно и нужно учиться в процессе работы.
Придерживайтесь стандартов обслуживания
Главное, что необходимо знать, – любая продажа строится из одинакового числа этапов:
Соблюдайте основные принципы общения
С клиентами
Самая большая ошибка, которую зачастую совершают новички в аптеках, – это навешивание ярлыков. Недопустимо оценивать покупателя по его внешнему виду либо основывать презентацию товара на собственном представлении о его дороговизне: не решайте за покупателя, по карману ли ему ЛС, лучше выявите его истинные потребности, задав ему дополнительные вопросы.
Работая в конфликтной ситуации, не всегда нужно идти на поводу у недовольного клиента: умейте максимально тактично и спокойно объяснить ему, что вы действуете в рамках законодательства, отказываясь принять назад ранее приобретенный товар.
В коллективе
Придя в новый коллектив, не стоит пытаться нарушить сложившие правила и устои: в конце концов, именно вы – новичок в давно сработавшемся коллективе в аптеке. Но в то же время не нужно быть безмолвным: если у вас есть какие-либо предложения по улучшению работы, не бойтесь их озвучить как коллегам, так и руководству.
Что делать, если. Часть 3
Дорогие друзья, здравствуйте!
Сегодня я хочу продолжить тему «что делать, если…» и ответить на несколько новых ваших вопросов.
Вопрос 1.
Обморожение бывает разной степени. Заподозрить его можно по белому участку кожи в результате спазма сосудов, покалыванию, снижению чувствительности в этом месте.
По мере того, как человек отогревается, место обморожения становится красновато-синюшным, оно горячее на ощупь, отечное и болит, т.е. все признаки воспаления налицо.
В тяжелых случаях картина напоминает ожог 2 степени, когда образуются пузыри.
В еще более тяжелых случаях повреждение затрагивает глубокие слои кожи, и место обморожения чернеет по причине некроза, т.е. гибели тканей.
При обморожении происходит спазм сосудов, переходящий в парез их стенок. В итоге кровь застаивается, густеет, образуются тромбы. Питание тканей нарушается.
Что можете предложить вы?
Если у человека в месте обморожения кожа красно-синюшного цвета и пузырей нет, предложите:
Если есть пузыри, предложите:
Дополнительно:
Скажите, что нельзя прикладывать к месту обморожения горячую грелку, принимать горячую ванну, интенсивно растирать это место. Сосуды в месте повреждения становятся хрупкими, поэтому такими манипуляциями можно только усилить повреждение. Согревание должно быть ПОСТЕПЕННЫМ, а растирание очень нежным.
Вопрос 2.
У ребенка в щечках прощупываются какие-то уплотнения. Внешне небольшие синячки. Что это может быть, и что делать?
Такое случается в холодное время года в тех регионах, где бывает настоящая зима.
Это тоже результат легкого обморожения, причем, «синячки» бывают не всегда. Иногда только уплотнения.
Как правило, они рассасываются самостоятельно через 2-4 недели.
Что можете предложить вы?
Вопрос 3.
Ломит зубы на холоде. Что вы можете посоветовать?
Для начала давайте посмотрим на строение зуба.
Зуб сверху покрыт эмалью. Под ним находится дентин – твердая основа зуба. Дальше идет пульпа. Это рыхлая соединительная ткань, в которой много сосудов и нервных клеток. Наверное, многим знакома жуткая зубная боль, особенно ночью, которая захватывает всю челюсть. Это симптомы воспаления пульпы – пульпита.
Дентин пронизан множеством канальцев, в которых проходят отростки нервных клеток, расположенных в пульпе.
Когда эмаль целая – все в порядке.
Но если она повреждена, холодный воздух, мороженое, сладости, кислые продукты через открытые дентинные канальцы раздражают отростки нервных клеток, по которым болевой импульс идет в пульпу, и человек испытывает острую и, как правило, кратковременную боль.
Причин повреждения эмали очень много, среди которых кариес, пародонтит, неправильный прикус, привычка кусать твердые предметы и ковыряться в зубах зубочисткой, скол зуба, возраст, беременность, климакс, нехватка в питании кальция, использование жесткой зубной щетки и прочее.
Главное, что необходимо сделать при повышенной чувствительности зубов – закрыть обнаженные дентинные канальцы. Радикально решить эту задачу может только стоматолог: он будет лечить проблемные зубы или восстанавливать истонченную эмаль.
Что можете предложить вы?
Посоветуйте обратиться к стоматологу, особенно, если клиент точно знает, что у него есть больные зубы.
И еще скажите ему, чтобы он не торопился после чистки зубов ополаскивать рот. Пусть зубная паста несколько секунд будет в контакте с эмалью для большей эффективности.
Вопрос 4.
Какие средства можно посоветовать для ребенка, который начал ходить в сад и часто болеет? Понимаю, что можно предложить витамины, но может есть какие-то особые, с их фишками, проверенные опытом?
Конечно, есть. Об этом не перестает говорить доктор Комаровский. И я с ним полностью согласна, т.к. эти средства проверены моим 15-летним опытом работы участковым педиатром.
Когда ребенок заболевает, необходимо:
Или еще короче: увлажнить-проветрить-напоить.
Для того, чтобы ребенок поправился быстрее, нужно, чтобы мокрота и сопли не засыхали. Если они засыхают, в них размножаются микробы, и заболевание протекает дольше и с осложнениями.
Второе. Сгусток сухой мокроты сужает дыхательные пути и раздражает их слизистую. Отсюда частый и непродуктивный кашель. Чтобы не допустить высыхания мокроты, малыша нужно часто поить.
Сухой воздух в квартире «помогает» высушить мокроту и сопли. Вот почему помещение периодически нужно проветривать или приобрести увлажнитель воздуха.
Все вроде ясно и понятно. А главное, легко и дешево.
Только беда заключается в том, что:
a). эти средства многие родители не считают лечебными.
б). лень заниматься ребенком.
Частые ОРВИ в этот период – абсолютно нормальное явление.
Когда ребенок начинает ходить в детский сад, он встречается с массой вирусов, которых приносят в садик другие детки. До этого его иммунная система «знала» лишь тех микробов, которые обитали в его квартире.
Как только малыш попадает в новый коллектив, начинается ее «закаливание».
Не нужно «помогать» ей иммуномодуляторами. Это медвежья услуга. Иначе ребенок еще долго будет числиться в группе «ЧБД», т.е. часто болеющих детей.
Итак, основные правила в этот период, чтобы не угробить иммунную систему:
Период адаптации, по моим наблюдениям, в большинстве случаев продолжается не дольше 6 месяцев. Нужно его перетерпеть.
И еще информация для вас, если у вас подрастает малыш: ребенок болеет реже, если его отдать в садик не раньше 3 лет.
Бывают и действительно слабые дети, которые часто болели еще до садика, причем каждое ОРВИ у них протекает с осложнением. Но их очень мало.
Что можно предложить?
Исключительно для успокоения мамы вы можете предложить витамины по возрасту или пробиотик, т.к. в кишечнике, как вы помните, сосредоточена основная часть иммунных клеток.
Ну, и маме какой-нибудь Ново-Пассит и плакат в придачу:
Вопрос 5.
Посоветуйте что-то от ячменя у ребенка на глазу
Ячмень – это воспаление волосяного фолликула ресницы или одной из сальных желез века.
В большинстве случаев его возбудитель – золотистый стафилококк, значит, основа лечения – антибактериальное средство.
До посещения офтальмолога можно предложить антибактериальные глазные капли: Альбуцид, 0,25% раствор левомицетина, Витабакт.
Врач может назначить дополнительно антибактериальную глазную мазь на ночь.
Предупредите:
Греть ячмень нельзя. В который раз напоминаю вам, что воспаление не греют, т.к. под влиянием тепла расширяются сосуды, и очаг воспаления только увеличивается.
Вы скажете, что врачи иногда советуют сухое тепло на ячмень и даже направляют на физиолечение. Вот пусть ОНИ и направляют. Они видят стадию процесса и понимают, когда можно греть, а когда нельзя. А если начать греть ячмень на стадии нагноения, можно догреться до флегмоны глазницы или даже до менингита.
Если ячмени повторяются, скорее всего, будет назначена системная антибактериальная терапия.
Как показали исследования, «дуля», или кукиш ячменю, а также внезапный плевок в глаз на репродуктивные способности золотистого стафилококка не влияют!
Вопрос 6.
При ВРОСШЕМ ногте поможет только хирург.
А вот при ВРАСТАЮЩЕМ вы можете дать кое-какие советы.
Для тех, кто не совсем понимает, о чем идет речь.
Вросший ноготь – это такое состояние, когда край ногтя врастает в околоногтевой валик. От этого валик воспаляется, краснеет, отекает, болит. Чаще всего это случается на большом пальце стопы. Он трется об обувь или о соседний палец, и боль усиливается.
Обойтись без хирурга можно в том случае, если воспаление только началось. Валик покраснел, немного отечный, побаливает, а край ногтя еще можно поднять, например, пилочкой для ногтей.
Поэтому у покупателя нужно выяснить:
— Как давно это воспаление?
— Можно ли поднять ноготь со стороны врастания или нет?
Что можете порекомендовать вы?
Если покупатель говорит, что покраснение небольшое, сильного отека нет, гноя нет, и край ногтя можно поднять, посоветуйте ему следующее:
После того, как помыли ноги, нужно скатать тонкий жгутик из ваты, нанести на него Левомеколь или Левосин, осторожно приподнять пилочкой край ногтя (для ее обработки порекомендуйте любой антисептический раствор) и подвести под него жгутик с мазью. Менять жгутик ежедневно.
Зачем это нужно? Жгутик приподнимет край ногтя и предупредит дальнейшее его врастание. А мазь за счет антибактериального компонента уменьшит воспаление, боль и защитит от инфицирования.
Если есть сильное покраснение, нагноение, и ноготь уже не приподнять, вы можете предложить бактерицидный пластырь + Левомеколь, Левосин, пока клиент не доберется до врача. Только предупредите, что тянуть с этим не следует!
Дополнительно – силиконовый или гелевый защитный колпачок на палец стопы, чтобы уменьшить боль от трения об обувь или соседний палец. Но учитывая, что он не пропускает воздух, надевать его только на время ходьбы.
Направьте покупателя сразу к врачу, если у него сахарный диабет.
Если у него есть грибок ногтей, на фоне которого может врастать ноготь, предложите наружно антимикотик и посоветуйте обратиться к дерматологу.
Вот и все на сегодня, дорогие друзья!
Еще больше запросов покупателей с алгоритмом комплексной продажи я разбираю в книге «Повышаем средний чек».
До новой встречи в нашей «Аптеке для Человека»!
С любовью к вам, Марина Кузнецова
Дорогие мои читатели!
Если статья вам понравилась, если вы хотите что-то спросить, дополнить, поделиться опытом, вы можете это сделать в специальной форме ниже.
Буду вам крайне признательна, если вы поделитесь ссылкой на эту статью со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.
Просто нажмите на кнопки соц. сетей, в которых вы состоите.
Кликанье по кнопкам соц. сетей повышает средний чек, выручку, зарплату, снижает сахар, давление, холестерин, избавляет от остеохондроза, плоскостопия, геморроя!