Что может храниться в информационной системе библиотека

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Информатика » Информационные системы Матвеева, Челак Информатика Рабочая тетрадь 3 класс ответы

Информационные системы Матвеева, Челак Информатика Рабочая тетрадь 3 класс ответы

Назначение информационной системы: ХРАНЕНИЕ и использование документов с ДАННЫМИ. Документы могут быть представлены на БУМАЖНЫХ и ЭЛЕКТРОННЫХ носителях ИНФОРМАЦИИ.

2. Что может храниться в информационной системе «Библиотека»? Допиши.

Что может храниться в информационной системе библиотека. Смотреть фото Что может храниться в информационной системе библиотека. Смотреть картинку Что может храниться в информационной системе библиотека. Картинка про Что может храниться в информационной системе библиотека. Фото Что может храниться в информационной системе библиотека

3. Ответь на вопросы — подчеркни нужное.

а) Какие основные характеристики книги надо знать, чтобы найти нужную тебе книгу?

Примечание: еще подойдет вариант ответа год издания, ведь книга могла переиздаваться, а вам нужна конкретная книга определенного года издания, особенно это может быть важно для энциклопедий и справочников, ведь при каждом последующем переиздании добавляется новая информация, корректируется уже имеющаяся. Но это все-таки не основная характеристика, которую надо знать, чтобы найти нужную книгу.

б) По какому основному признаку упорядочены книги в библиотеке?

4. Прочитай описание веб-сайта и вставь пропущенные слова.

Веб-сайт обычно состоит из нескольких ВЕБ-СТРАНИЦ. Специальная ПРОГРАММА обеспечивает связь страниц одного и всех сайтов сети.

Способ перехода со страницы на страницу, с сайта на сайт в сети — с помощью ЩЕЛЧКА на слове или словосочетании, которое выделено цветом и подчёркиванием. Гиперссылка — это электронная СВЯЗЬ между файлами в памяти компьютера по щелчку пользователя с помощью специальной программы.

5. Впиши пропущенные слова.

Глобальная сеть ИНТЕРНЕТ является информационной СИСТЕМОЙ электронных документов. Все документы хранятся в виде веб-сайтов на СЕРВЕРАХ. Сайт — это элемент ИНФОРМАЦИОННОЙ системы. Серверы с сайтами могут быть расположены на разных КОНТИНЕНТАХ, в разных странах, в разных ГОРОДАХ.

6. Прочитай текст и назови вслух слова, говорящие тебе о способах поиска информации в Интернете.

7. Отметь правильный ответ.

а) Все документы в глобальной сети Интернет соединены:

б) Веб—сайт может быть расположен в памяти:

информационная система электронных документов

г) Гиперссылка — это электронная связь между

электронными документами в сети Интернет

д) Поисковая система в Интернете позволяет найти:

любые документы в сети Интернет

8. Пронумеруй последовательность действий для поиска информации по ключевому слову.

3.Нажать кнопку Найти или Поиск.

1.Открыть программу браузер.

2.Набрать ключевые слова в окне поиска.

9. Ответь на вопросы.

а) Какими поисковыми системами ты пользуешься?

б) Какой браузер находится на твоем домашнем компьютере или в компьютерном классе в школе?

в) Пользуешься ли ты электронной почтой? Да

г) Ты умеешь пользоваться самостоятельно программой «Скайп» (Skype)? Да

Работа со словарем

Информационные системы — хранилища большого количества данных на носителях

Сайт — система электронных документов

Гиперссылка — способ связи между объектами в сети Интернет

Источник

Ответы Основные понятия база данных и информационная система

Задание 1. Что такое база данных?

Задание 2. В чем различие между фактографическими и документальными БД?

Задание 3. Что такое распределенная БД?

Задание 4. Что такое информационная система? Приведите примеры информационных систем.

Задание 5. Что вы знаете о реляционной БД?

Задание 6. Что такое запись, поле? Какую информацию они содержат?

Задание 7. Определите имена полей в таблицах «Домашняя библиотека», «Погода», «Успеваемость», «Факультативы».

Поля «Домашняя библиотека»: Номер; Автор; Название; Год; Полка

Поля «Погода»: День; Осадки; Температура С; Давление, мм рт. ст.; Влажность, %

Поля «Успеваемость»: Ученик; Русский; Алгебра; Химия; Физика; История; Музыка

Поля «Факультативы»: Фамилия; Геология; Цветоводство; Танцы

Задание 8. Что такое первичный ключ БД? Какие бывают ключи?

Задание 9. Назовите объекты, сведения о которых содержат записи баз данных «Погода», «Успеваемость», «Факультативы». Определите ключи записей в этих БД.

Таблица «Погода»
Первичный ключ: День. Отдельный объект БД: Погода в определенную дату.

Таблица «Успеваемость»
Первичный ключ: Ученик. Отдельный объект БД: Успеваемость ученика.

Таблица «Факультативы»
Первичный ключ: Фамилия. Отдельный объект БД: Наличие факультативов у учеников.

Источник

Библиотека как информационная система

Что может храниться в информационной системе библиотека. Смотреть фото Что может храниться в информационной системе библиотека. Смотреть картинку Что может храниться в информационной системе библиотека. Картинка про Что может храниться в информационной системе библиотека. Фото Что может храниться в информационной системе библиотека

Услуги документального (библиотечного) обслуживания. 4

Система каталогов и картотек библиотеки. 8

Систематическая картотека статей. 10

Тематические и специальные картотеки. 11

Введение

Миссию и деятельность библиотек традиционно связывают со сферой культуры, науки, образования и просветительства. Даже центральное для библиотечной теории и практики понятие «обслуживание читате­лей» долгое время не рождало ассоциации с теми областями, в рамках которых осуществляется какое-либо обслуживание населения. Более того, сфера сервиса в обыденном сознании вызывала ассоциации лишь с многоэтажным зданием под названием «Дом быта». Естественно, что библиотеки и информационные службы с этим зданием не имели ниче­го общего.

Осознание мировым сообществом значения человеческого фактора и ценности, уникальности, неповторимости каждой личности застави­ло развернуть все области научно-практической деятельности в сторо­ну индивида. Пришло понимание важности сервиса, по уровню разви­тия которого судят в настоящее время о качестве жизни населения. Темпы роста сферы услуг значительно превышают темпы роста товарного про­изводства, в чем проявляется закономерность развития мировой циви­лизации — приоритет социальных аспектов. Происходит глобальная гу­манизация общественных отношений, переход от «производства вещей к производству людей». Для нашей страны слова «потребитель всегда прав» начинают приобретать черты реальности, теряя ироничес­кий подтекст. Меняется и отношение к людям, профессионально заня­тым в сфере обслуживания, — эта работа воспринимается как все более и более престижная.

Изучению читателей в библиотечной теории и практике всегда уделялось серьезное внимание. Традиционно изучение читателей базировалось на статистических показателях: число читателей; количество посещений; объем книговыдачи и др. Внутри этих показателей анализировались социально-демо­графические характеристики читателей: пол, возраст, социальное поло­жение, образование, сфера деятельности и т. д., что позволяло применять «принцип дифференцированного подхода к пользователям библиотеки на основе их изучения». Суть этого принципа в том, что сила воздей­ствия книги возрастает, если она адресуется не читателю вообще, а опре­деленному человеку, максимально соответствует его читательской под­готовке, потребностям и интересам. B литературе активно обсуждались проблемы типологии читателей и руководства чтением.

Наряду с опросом к числу ведущих исследовательских методов изучения читателей относился метод анализа читательских формуляров, позволяющий выявить тематику запросов и типовидовую картину чте­ния. Изучение читателей и чтения возводилось в ранг общегосударствен­ной проблемы: в 70-х гг. XX в. проводились глобальные социологичес­кие исследования: «Специалист-библиотека— библиография», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни совет­ского села», «Советский рабочий — читатель» и др.

В это же время в недрах научно-информационной деятельности активно развивалось новое научное направление, посвященное изучению информационных потребностей. Оно привнесло в практику обслужи­вания представление об объективных и субъективных информацион­ных потребностях, влиянии условий научно-производственной дея­тельности на их формирование, особенностях потребностей разных категорий специалистов — руководителей, научных работников, раз­работчиков новой техники, конструкторов, производственников и т. д. Далее стало изучаться информационное поведение различных групп пользователей. Особое место заняли исследования по формированию информационной культуры личности. Все эти разработки составили «золотой фонд» обслуживания. Их значимость со временем не умень­шилась, а возросла в условиях использования современных информа­ционных технологий.

Библиотека как информационная система.

Услуги документального (библиотечного) обслуживания

Документальное обслуживание — это предоставление пользователю полного текста документа независимо от вида материального носителя, на котором зафиксирована информация. Поскольку оно является наи­более традиционным и обязательным для библиотек. Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на «привычность» это­го вида обслуживания (именно с выдачей книг и ассоциируется у рядо­вого человека образ библиотеки), документальное обслуживание не утрачивает ведущего положения и обладает большим потенциалом. Объясняется это просто — постоянством потребностей пользователя в тексте первоисточника: будь то роман любимого автора, учебник, без которого невозможно сдать экзамен или государственный стандарт, не­обходимый для производства продукции. Но если прежде книжные магазины, библиотеки и информационные службы были единственным источником удовлетворения этих потребностей, то сейчас им прихо­дится конкурировать на рынке информационных услуг, как с коммер­ческими организациями, так и друг с другом.

В рамках документального обслуживания сохраняются традицион­ные виды услуг: выдача документа на дом (обслуживание на абонемен­те) и их предоставление для работы в читальном зале, однако за послед­нее десятилетие они претерпели существенные изменения под влиянием новых информационных технологий и, как следствие, Выросших потре­бительских требований.

Потребительские требования к документальному обслуживанию касаются расширения ресурсной базы и повышения комфортности обслуживания, в связи, с чем все чаще используется термин электронно-доку­ментальный сервис.

Ресурсная база документального обслуживания подверглась суще­ственным качественным изменениям. От обслуживания на базе соб­ственного фонда и СПА библиотеки и информационные службы пере­шли к обслуживанию с использованием совокупных (распределенных) ресурсов, в том числе и электронных.

В настоящее время документальное обслуживание невозможно без использования полнотекстовых документов в электронной форме. Для этого есть несколько путей:

• приобретение электронных документов, закрепленных на материальном носителе (дискете, CD-ROM, DVD);

• оцифровка собственных фондов с последующей организацией доступа к ним как в сетевом режиме, так и с помощью переноса информации на материальный носитель;

• организация доступа к полнотекстовым электронным документам, размещенным в сети Интернет и доступным в режиме оn-line.

Библиотеки идут по «официальному» пути, на законных правах предоставляя своим пользователям доступ к издательским базам данных. Однако этот путь связан с решением огромного количества организационных, финансовых и других вопросов, решение которых не под силу отдельной библиотеке. Поэтому во всем мире усиливается тенденция создания библиотечных консорциумов — объединений библиотек в целях решения одной или нескольких общих задач. Несмотря на то, что в России только начинается формирование библиотечных консорциумов, существует уже значительный опыт работы с информацией в режиме on-line.

Первый проект — «Научная электронная библиотека» (НЭБ) — под­держивается РФФИ, имеет государственное финансирование и направ­лен в основном на обеспечение ученых России информацией в области точных и естественных наук и медицины. В его рамках обеспечивается предоставление доступа к массиву электронных журналов целого ряда зарубежных издательств. Для повышения оперативности работы боль­шая часть полных текстов статей хранится на сервере в Москве и не­скольких зеркальных серверах в других городах России (Санкт-Петер­бурге, Казани, Новосибирске).

Все пользователи НЭБ разделены на категории и имеют различные права доступа к базам данных, определяемые руководством проекта либо издателями.

Второй проект, направленный на предоставление российским чита­телям электронной научной информации, — это elFL Direct («Элект­ронная информация для библиотек») Института «Открытое общество». Он объединяет более 2100 библиотек в 44 странах и обеспечивает сво­им участникам доступ более чем к 6000 полнотекстовых журналов круп­нейших международных издательств и 500 российским журналам и газетам на русском языке. В России участники проекта входят в Ассо­циацию ЭИКОН («Электронный информационный консорциум»), ко­торый является неформальным объединением библиотек.

Закономерным шагом для библиотек страны стало объединение двух вышеописанных проектов и создание на их основе новой организации — Национального электронного информационного консорциума (НЭИ-КОН). Некоммерческое партнерство «Национальный электронно-инфор­мационный консорциум» зарегистрировано 25 ноября 2002 г. В состав учредителей входят: Российская государственная библиотека; Россий­ская национальная библиотека; Всероссийская государственная библио­тека иностранной литературы; Фонд информационного обеспечения науки; Некоммерческий Фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека».

Научная библиотека Санкт-Петербургского государственного технического университета стояла у истоков создания корпоративной сети Северо-Запада. Пользователи библиотеки университета могут обратить­ся к ресурсам других библиотек Санкт-Петербурга через сводный ката­лог библиотечного консорциума (**:8081/rus/consortium). В библиотеке функционирует программно-технический комплекс элек­тронной доставки документов из удаленных хранилищ.

Преимуществом создания консорциумов является возможность доступа к их электронным каталогам, а иногда и к полнотекстовым ресур­сам, даже для библиотек, не являющихся их участницами. Сведения о библиотечных консорциумах и их ресурсах можно найти на сайте ГПНТБ России.

Библиотеки приобретают все больший опыт работы с электронными документами. Так, в библиотеке Государственного университета Тюме­ни доступ пользователей к электронным ресурсам осуществляется в медиацентре. Наряду с мультимедийными компьютерами имеется парк копировально-множительной техники (сканер, цветной и черно-белый принтеры, ксерокс), позволяющий производить любые преобразования информации. В локальной университетской сети также представлены полнотекстовые базы данных (книги по философии, психологии, политологии, справочно-правовые системы «Гарант» и «Консультант+»). Ведется активная работа по созданию собственных электронных кол­лекций путем оцифровки книг из своего фонда.

Еще одним направлением, расширяющим ресурсную базу и повыша­ющим эффективность документального обслуживания, является созда­ние распределенных библиотечно-информационных фондов.

В 2002 г. разработан проект «Положения о распределенном библиотечно-информационном фонде Российской Федерации». В нем опреде­лено, что распределенный библиотечно-информационный фонд — это совокупность документальных собраний книжных палат, архивов, биб­лиотек, органов научно-технической информации, формируемых пу­тем распределения ответственности за собирание, хранение и исполь­зование документов, раскрываемых в системе сводных каталогов и вза­имосвязанных системой депозитарного хранения и перераспределения документов. Организационно-функциональная структура распределен­ного фонда включает четыре уровня:

1. Федеральный уровень образуют фонды Российской книжной палаты, государственных архивов, библиотек и органов НТИ фе­дерального значения.

2. Межрегиональный — фонды библиотек, выполняющих функции депозитарных хранилищ.

3. Региональный — фонды книжных палат, архивов, центральных библиотек субъектов РФ и органов НТИ.

4. Муниципальный — фонды библиотек, находящихся в ведении ор­ганов государственной власти местного самоуправления.

Структурные элементы распределенного фонда взаимодействуют на основе системы обязательного экземпляра документов, внутригосудар­ственного обмена, общероссийской компьютерной информационно-биб­лиотечной сети «Либнет», межбиблиотечного абонемента и электрон­ной доставки документов.

Обслуживание в читальном зале относится к услугам, предоставле­ние которых требует присутствия пользователя (также как обслужива­ние в ресторане или в салоне красоты). Как следствие, усиливается внимание к оформлению так называемых «контактных зон», то есть помещений, где происходит взаимодействие пользователя и сотрудни­ков учреждения, к повышению культуры делового общения.

Комплексные информационные мероприятия.

К комплексным информационным мероприятиям относятся: выставки презентации, ярмарки, Дни информации, Дни специалиста, бизнес-се­минары, конференции, круглые столы, клубы по интересам (например краеведческие, исторические, поэтические, бизнес-клубы) и др. меро­приятия.

В практике библиотечного обслуживания эта группа мероприятий традиционно относилась к массовой работе. В последнее время для обо­значения данного направления используются такие понятия, как науч­но-техническая пропаганда, культурно-просветительная деятельность, рекламная деятельность, мероприятия Public Relations, аналитико-коммуникативная деятельность и др.

Множественность определений является следствием попытки терминологически обозначить разнообразие функций этой группы мероприятий и социальные технологии, используемые при их подготовке и прове­дении. Действительно, во-первых, они являются видом услуг, предлагае­мых библиотеками и информационными службами своим пользователям с целью удовлетворения их информационных потребностей. Во-вторых, эти мероприятия, организуемые по инициативе самого информационно­го учреждения, несут рекламную нагрузку, они направлены на продвиже­ние его фонда, услуг, формирование имиджа. В-третьих, они предостав­ляют как организаторам, так и участникам мероприятий возможность заявить о себе, установить и укрепить деловые контакты. В-четвертых, они имеют сложную модульную структуру — как правило, программа выставки включает в себя проведение презентаций, конференций, круг­лых столов. Проведение конференции, в свою очередь, сопровождается организацией выставки и т. д. Все это позволяет определить данную группу услуг как комплексные информационные мероприятия.

Рассматриваются мероприятия, целевой ауди­торией которых выступают пользователи библиотеки или информаци­онной службы. В том случае, когда аудиторией обращения являются и другие целевые группы — руководство предприятия или региона, спон­соры, представители СМИ, потенциальные партнеры и т. д., комплекс­ные мероприятия выступают не столько как вид информационного обслуживания, сколько как средство формирования имиджа и продви­жения услуг библиотеки или информационной службы Можно выделить ряд взаимосвязанных тенденций, характерных для данного направления деятельности библиотек и служб информации.

Традиционной для библиотечного обслуживания была организация мероприятий, связанных с пропагандой собственного книжного фонда, например, книжных выставок, типология и методика организации ко­торых широко отражена в литературе. В настоящее время круг объектов выставочной деятельности значительно расширен. Все чаще библиотеки организуют выставки-ярмарки картин, изделий народных промыслов, цветов, офисного оборудования, информационных и обра­зовательных услуг и т. д.

Библиотеки активно взаимодействуют с музеями, творческими объединениями, образовательными учреждениями, а службы информации предприятий — с Торгово-промышленными палатами, выставочными объединениями, профессиональными ассоциациями и союзами.

Библиотеки с каждым годом все более заметно стремятся к повышению уровня проводимых мероприятий.

Система каталогов и картотек библиотеки

В составе СБА библиотеки система каталогов и картотек занимает очень важное, можно сказать ведущее положение.

«Библиотечный каталог — перечень произведений печати и дру­гих документов, имеющихся в фонде библиотеки или группы библиотек, составленный по определенному принципу и раскрываю­щий состав или содержание библиотечных фондов».

Каталоги создаются как на фонд библиотеки в целом (генеральные), так и на его отдельные части—фонды отделов, филиалов, коллекций, краеведческой литературы и т. п., на определенные виды изданий: каталоги книг, периодических изданий, карт, нот, изоизданий, спецвидов технической литературы, кинофотофонодокументов, магнитоленточных изданий, микрофиш и т. д.

По назначению библиотечные каталоги бывают генеральными (служебными) или читательскими.

По способу группировки библиографических записей каталоги делятся на алфавитные, систематические, предметные, нумераци­онные, хронологические, топографические, словарные и др. Среди них наиболее распространены первые три разновидности.

Библиографическая картотека — это вид библиографического пособия, реализованного в карточной форме. Однако такая формулировка не позволяет увидеть различие между каталогами и картотеками. Картотеки отражают документы независимо от наличия их в фонде данной библиотеки. На практике имеет место еще одно, менее строгое различие: в картотеках, обычно в значительно больших масштабах, чем в каталогах, применяется аналитическое описание материалов из различных изданий (картотеки статей). Картотеки, как и каталоги, могут быть служебные и читательские; универсальные, отраслевые, тематиче­ские; картотеки отдельных видов документов. По способу группировки материалов картотеки бывают систематические, хронологические, предметные и др.

Библиографические картотеки, с одной стороны, являются самостоятельной частью СБА, наиболее гибкой и подвижной по тематике, содержанию и видам включенных документов, целевому и читательскому назначению и другим параметрам. С другой стороны, картотеки входят в единую систему каталогов и картотек библиотеки, создаются в дополнение к каталогам, расширяют их поисковые возможности, раскрывают фонд библиотеки в разно­образных аспектах, позволяют выделить литературу по наиболее актуальным темам, не отраженным, например, в классификационной схеме систематического каталога.

Системные связи между каталогами и картотеками формируются уже в момент их создания. Наличие таких связей обеспечивает планомерное и целенаправленное развитие всей системы, совокупное использование (в необходимых случаях) нескольких каталогов и картотек. Системное единство этой части СБА обеспечивают:

единый или совместимые информационно-поисковые языки, стандартизированная форма библиографической записи;

общие вспомогательные поисковые подсистемы — АПУ, указа­тель (картотека) заглавий художественных произведений и др.;

единая система информирования о составе и особенностях системы каталогов и картотек в данной библиотеке;

перекрестные ссылки и отсылки внутри системы каталогов и картотек;

классификационные индексы и шифры хранения на фонд

библиотеки, перенесенные в наиболее активно используемые картотеки и библиографические издания;

комплекс современных технических средств подготовки, хранения и использования библиографической информации.

Особую роль в СБА УНБ играют краеведческие каталоги и картотеки. К ним относятся: систематический краеведческий каталог (картотека), каталог (картотека) местных периодических изданий, хронологический каталог (картотека) книг, выпущенных местными издательствами, рекомендательная картотека краеведче­ской литературы.

Систематическая картотека статей

Особенности этой картотеки, отличающие, ее от систематического каталога, состоят в оперативном отражении новых материалов из журналов, газет, периодических и продолжающихся сборников, постоянном введении новых и актуализации формулировок старых рубрик.

Материалы в систематической картотеке статей хранятся, пока они актуальны и на них есть спрос, а в систематическом каталоге — до тех пор, пока документ находится в фонде. Картотеку постоянно обновляют в соответствии с установленными сроками хранения картотек (три-четыре года — для общественных наук, четыре-пять лет — для естественных и технических наук, семь и более лет — для литературоведения, искусства).

Ведение картотеки статей предполагает наличие четко разрабо­танного плана и методических рекомендаций, в соответствии с которыми она создается и обновляется. Основные характеристики картотеки закрепляются в ее паспорте. В нем указывается год создания картотеки, ее объем, ежегодный прирост карточек, хронологический охват, виды отражаемых документов, способ организации записей, вспомогательный аппарат и другие сведения.

Основными источниками пополнения систематической картотеки, статей являются: печатные картотеки ВКП на журнальные, газетные статьи и рецензии; периодические издания, поступающие в библио­теку. В ходе пополнения картотеки рукописные карточки заменяются печатными. Библиотекам приходится расписывать дополнительно к карточке ВКП местные газеты (начиная с областных), альманахи, а также журналы и продолжающиеся издания.

В основе систематизации материалов в систематической картотеке статей должна лежать та же схема классификации, что и в систематическом каталоге. Это ББК — в УНБ и некоторых других библиотеках; УДК — в научных и научно-технических библиотеках; рубрикаторы, разработанные в последние годы крупнейшими библиотеками. Новые решения, принятые в ходе совершенствования картотеки, можно переносить в систематический каталог.

Структура картотеки отличается от структуры систематического каталога и более дробной детализацией материала внутри рубрик, поскольку по новым и перспективным темам картотека отражает больший объем материала, чем систематический каталог.

Систематическая картотека статей входит в число обязательных элементов СБА. Однако в библиотеках разных типов существуют особые ее формы. Например, в специальных научных и научно-технических библиотеках ведется главная справочная картотека, по типу близкая систематической картотеке статей, но имеющая свои особенности. По составу включенных материалов главная спра­вочная картотека не только выходит за границы фонда библиотеки, но и отражает разные виды изданий и документов. Это связано с необходимостью удовлетворять запросы читателей-специалистов не только оперативно, но и достаточно полно.

Систематическая картотека статей в ЦБС создается в ЦБ и библиотеках-филиалах. Поскольку в ЦБС ведется единый СБА, который используется всеми входящими в систему библиотеками, картотека в библиотеках-филиалах рассматривается как факульта­тивная. В отдельных случаях в филиалах создаются отраслевые разделы систематической картотеки, соответствующие экономиче­скому профилю региона. Однако такая часть систематической картотеки постепенно превращается в обычную тематическую картотеку. Поэтому в филиалах целесообразно создавать не систематическую картотеку статей, а набор необходимых тематиче­ских картотек.

В последние годы распространяется практика отражения в систематической картотеке ЦБС рецензий, которые или помещаются в конце каждого раздела, или выделяются в особый раздел и располагаются в алфавите авторов и заглавий рецензируемых книг.

Тематические и специальные картотеки

Тематические картотеки по своему назначению, содержанию и использованию близки к тематическим библиографическим изданиям. Их задачей является отражение документов по наиболее актуальным проблемам.

Тематические картотеки ведутся до тех пор, пока тема сохраняет актуальность и не обеспечена печатными библиографическими пособиями. По особо важным темам можно составлять тематиче­скую картотеку и как продолжение соответствующего печатного тематического указателя.

Большинство тематических картотек — временные, но существу­ют и постоянные тематические картотеки, например в помощь занимающимся в системе политического просвещения (в дополнение к типовым учебным программам) или тематические краеведческие картотеки.

Тематические картотеки носят рекомендательный характер и отражают многие виды документов — книги, статьи, иллюстра­тивные материалы, разделы книг и сборников, освещающих тему в разных аспектах. Записи в тематической картотеке группируются по более дробным рубрикам, чем в систематическом каталоге и в систематической картотеке статей.

При создании тематических картотек библиотеки используют печатные карточки, расписывают книги, сборники, местные периодические издания. При формулировке рубрик используются названия разделов из программ вузовских учебных дисциплин, заголовки статей, названия разделов директивных документов и другие материалы.

Тематические картотеки в универсальных библиотеках предназ­начаются в основном для удовлетворения общеобразовательных потребностей читателей и составляются по широким, общеинте­ресным темам, актуальным проблемам современности. В специаль­ных библиотеках они обычно имеют более узкое назначение и тематику.

Специальные картотеки создаются для удовлетворения читатель­ских запросов, которые не могут быть успешно реализованы на базе универсальной части СБА.

К специальным относят картотеки рецензий, персоналий, иллюстративных материалов, заглавий произведений художе­ственной литературы.

Картотека рецензий включает карточки, содержащие описания рецензируемого произведения и самой рецензии (рецензий), расположенные в алфавите авторов и заглавий рецензируемых произведений. Картотека рецензий может быть небольшой и опера­тивно обновляемой (например, включать материалы текущего года в том случае, если библиотека получает «Летопись рецензий»). Ежемесячный выход «Летописи рецензий», наличие в ней ежемесячных и годового вспомогательных указателей позволяют отказаться от длительного хранения материалов в картотеке рецензий. Следовательно, в этой картотеке нижней хронологической границей хранения материалов может быть информационный интервал в «Летописи рецензий». Это обеспечивает актуальность картотеки. В тех библиотеках, где читатели проявляют повышенный интерес к критическим материалам, ведение картотеки рецензий, включающей материалы за несколько лет, более целесообразно, чем использование «Летописи рецензий». В картотеке все статьи, посвященные одному произведению, собраны вместе, и поэтому поиск материала при алфавитной группировке проводится опера­тивно.

Картотека персоналки создается с учетом значительного числа запросов о деятелях науки, культуры, государственных и обще­ственных деятелях. Материал группируется в алфавите персональ­ных рубрик. На разделителях желательно приводить основные сведения о жизни и деятельности лица. Ведение картотеки персоналий весьма трудоемко: расписывается большое число различных документов (книг, сборников, периодических изданий). Картотека персоналий не должна дублировать систематический каталог и систематическую картотеку статей Она ведется в тех случаях, когда в систематическом каталоге и систематической картотеке персональные рубрики не выделены, и поиск литературы об отдельных лицах затруднен.

Картотека заглавий произведений художественной литературы призвана обеспечить поиск литературы по признаку, чаще всего известному читателю,— заглавию. Карточки этой картотеки содер­жат минимум сведений — название произведения, его жанр, имя автора. Эту картотеку отличает простота создания и использования. Перед ее составителями возникают сложные проблемы ограничения включаемых жанров художественных произведений и видов изданий, способов раскрытия содержания собраний сочинений, избранных произведений и сборников. Чаще всего принимают решение о включении в картотеку только произведений, имеющих индивидуальное заглавие.

Систематическая картотека библиографических материалов ведется обычно библиографом для служебных целей и отражает отдельно изданные библиографические пособия, а также прикнижные и внутрижурнальные указатели. Картотека может не создаваться, если в библиотеке имеются каталог на фонд библиографического отдела, картотеки библиографических пособий в отделах обслуживания, ежегодник БСБ.

К числу специальных картотек, необходимых прежде всего самим библиотекарям, относятся картотека иллюстраций, в которой аналитически расписаны иллюстративные материалы из различных изданий; картотека инструктивно-методических материалов, созда­ваемая по направлениям библиотечной и библиографической работы и др.

Особое место в системе картотек занимают фактографические картотеки, создаваемые не только в специальных научных и научно-технических библиотеках, откуда они ведут свое начало, но и в УНБ. Это вызвано необходимостью изучать социально-экономический профиль обслуживаемого региона, информационные потребности различных групп читателей, прежде всего — специалистов.

Для служебных целей создаются фактографические картотеки экономического профиля региона, предприятий, и их информационных потребностей; номенклатуры производимой продукции и т. д. В современных условиях возросла роль УНБ в обслуживании специалистов в области культуры и искусства, поэтому в этих библиотеках создаются фактографические картотеки культурного профиля региона, картотеки специалистов данной отрасли, картотеки их информационных потребностей.

Заключение.

Подведя итоги в данной работе можно сделать вывод, что дальнейшее изучение пользователей будет направлено на выявление и анализ основных ценностей потребителей — ключевого понятия маркетинга и сервисной деятельности. Для биб­лиотек это означает, что изучаться должны не только информационные потребности и информационное поведение, но и потребительские требования.

Литература.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *