Что может быть спящим в переносном значении
Прямое и переносное значение слов (15 примеров)
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Примерыдочь, дом, трава, вежливый, огромный.ОпределениеПрямое значение слова — это его основное лексическое значение без дополнительных оттенков.
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значения называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
Переносное значение слова — это вторичное, производное значение, возникающее на основе сходства предметов, их признаков и функций.
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
Примеры слов в переносном значении
Внимание!Знаете ещё примеры прямых и переносных значений слов в русском языке? Поделитесь, пожалуйста, ими в комментариях!
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Видеоурок
Прямое и переносное значение слова. Примеры
У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Прямое значение слова — это основное лексическое значение. Переносное значение возникает как производное на базе прямого. Им обладают многозначные слова.
Узнаем, что такое прямое и переносное значение слова в русском языке.
Прямое значение слова
Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.
В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:
По небу лениво плывут белые мохнатые облака.
Большинство слов русского языка выступают в прямом значении в собственном смысле.
Возникновение переносного значения слова
У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на базе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значение слова называют переносным. Оно появляется как оттенок основного значения на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции).
К примеру, в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный».
В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.
Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:
Примеры слов в переносном значении
На основе переносного значения слова возникают выразительные образные средства художественной литературы — тропы. Узнаем, как образуется метафора, метонимия, синекдоха.
Видеоурок
«Когда слово употребляется в переносном значении»
Знакомство учащихся с понятием о прямом и переносном значении слова, научить определять в каком значении употребляется слово.
Содержимое разработки
Конспект урока русского языка в 5 классе
«Когда слово употребляется
в переносном значении».
Подготовила учитель русского языка
МБОУ СОШ № 5 п. Новозарянский
Октябрьского (с) района
Масленникова Татьяна Валерьевна
Урок русского языка в 5 классе «Когда слово употребляется в переносном значении».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с понятием о прямом и переносном значении слова, научить определять в каком значении употребляется слово.
образовательная:учиться определять прямое и переносное значение слова;учиться использовать слова в прямом и переносном значении;
развивающая: обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке явлений и фактов;
воспитательная: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия.
Предметные: определять прямое и переносное значения слов; находить слова в переносном значении, в том числе в художественных текстах; подвести учеников к представлению об олицетворении.
Метапредметные: умение анализировать информацию, сравнивать языковые факты, сопоставлять, делать выводы, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Личностные: формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».
Формы работы: в парах, обсуждение, самостоятельная, самоконтроль,
Методы работы: наблюдение над языковым материалом, анализ, самоанализ, рефлексия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Наглядно-демонстративный материал: презентация, карточки для работы в парах, карточки для индивидуальной домашней работы, материал для рефлексии.
Постановка темы и задач урока через проблемную ситуацию.
— Ребята, отгадайте загадку.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел —
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх — и улетел.
СЛАЙД 1 СО СЛОВАМИ.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел —
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх — и улетел.
-А как вы это поняли?
(Цветок обладает свойствами живого существа, бабочки).
— Какие слова указывают на это?(Спал, проснулся, спать не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился, улетел).
— Сможет ли цветок выполнить эти действия?(Нет).
— Что общего между бабочкой и цветком?(Яркие, нежные, красивые).
— Загадка построена на признаке схожести. Действия бабочки перенесли на цветок.
— Как вы думаете, что обозначает слово «СПАТЬ»?(Ответы учащихся.)
— А вот что об этом говорит толковый словарь.
СЛАЙД 2С ТОЛКОВАНИЕМ ЗНАЧЕНИЯ
Значение слова спать
Находиться, пребывать в состоянии сна.
Быть в состоянии полного покоя, неподвижности.
Быть пассивным, вялым; бездействовать.
Не проявлять, не обнаруживать себя (о чувствах, способностях).
Быть безлюдным, затихшим.
— Как вы думаете, слово СПАТЬ многозначное или однозначное?
— Сколько у него значений?
— Какое значение у этого слово самое главное?(Первое).
— Используем ли мы это слово в других значениях?(Да).
— У остальных значений есть пометка ПЕРЕНОСНОЕ. Посмотрите.
СЛАЙД 3 С ОБОЗНАЧЕНИЕМ ПЕРЕНОСНОГО ЗНАЧЕНИЯ.
Значение слова спать
Находиться, пребывать в состоянии сна.
Перен. Быть в состоянии полного покоя, неподвижности.
Перен. Быть пассивным, вялым; бездействовать.
Перен. Не проявлять, не обнаруживать себя (о чувствах, способностях).
Перен. Быть безлюдным, затихшим.
— В каком значении используется слово СПАТЬ в стихотворении?
(Находиться, пребывать в состоянии сна).
— А можем ли мы использовать этот глагол для характеристики осеннего леса?(Да.Лес спит зимой).
-В каком значении употребляется слово СПАТЬ?
(В значении быть в состоянии покоя. Птицы улетели, деревья и кусты остановили свой рост до весны).
— Главное значение слова СПАТЬ – находиться в состоянии сна.
— Обратите внимание на пометки к остальным значениям: переносное, это значит, что слово употребляется в переносном значении.
3. Формулировка цели и задач урока.
— О чем мы с вами говорим?(О прямом и переносном значении слов).
— К чему будем стремиться на уроке?(Определять прямое и переносное значение слова, использовать слова в прямом и переносном значении).
— Запишите в тетради число, классная работа.
Когда слово употребляется в переносном значении. (Записывают вместе с учителем тему).
— Работа в парах. Устное задание.
— На каждой парте карточка с заданием. Ребята, у вас несколько минут, чтобы в парах подготовиться к ответу.Подчеркните слова в переносном значении.
Сравните два отрывка. Что обозначает слово золотой?
Да орешки все грызёт;
А орешки не простые,
Без конца простор.И. Никитин.
Какое значение прямое, какое – переносное?
Сравните два отрывка. Что обозначает слово дремлет?
Темный бор не шумит.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца, ясная
Красавица весна.С.А. Есенин.
Какое значение прямое, какое – переносное?
Сравните два отрывка. Что обозначает слово дремлет?
2. Мороз и солнце; день чудесный!
Пора, красавица, проснись…А.С. Пушкин.
Какое значение прямое, какое – переносное?
Сравните два отрывка. Что обозначает слово поет?
Ручей волной гремучею
И вкрадчиво под кручею
2. Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала мне старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.С.А. Есенин.
Какое значение прямое, какое – переносное?
Сравните два отрывка. Что обозначает слово поет.
Стозвоном сосняка. С.А. Есенин.
2. Спой мне песню, как синица
Спой мне песню, как девица
За водой по утру шла.А.С. Пушкин «Зимний вечер».
Какое значение прямое, какое – переносное?
Сравните два отрывка. Что обозначает слово спать.
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.С.А. Есенин.
2. Но вот утро. Он к крыльцу:
«Эй вы, сони! Что вы спите!
Брату двери отоприте…»П.П. Ершов «Конек-горбунок».
Какое значение прямое, какое – переносное?
— Как образовалось переносное значение?
Что мы сейчас увидели?
МИКРОИТОГ: Переносное значение появилось на основе сходства признаков предметов, действий, состояний природы и состояний человека.
4. Физминутка. СЛАЙД 4 СО СЛОВАМИ
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел —
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх — и улетел.
Солнце только лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
— Ребята откройте учебники на странице 91, обратимся к упражнению 256 (1). Прочтем задание вслух. Выполним устно.
Самостоятельная работа в тетрадях. СЛАЙД 5
Запишите в два столбика словосочетания: в один – с прямым, во второй – с переносным значением слов.
Тяжелый чемодан, тяжелый характер; олимпийское спокойствие, олимпийские игры; железная дисциплина, железный гвоздь.
— При помощи таблицы проверьте работу. СЛАЙД 6
Сочинения к варианту №10 ОГЭ-2022 по русскому языку
3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.
Мой пёс Ярик очень подружился с молодым Рябчиком и целый день с ним играл. Так, в игре, он провёл неделю, а потом я переехал с ним из этого города в пустынный домик в лесу, в шести верстах1 от Рябчика. Не успел я устроиться и как следует осмотреться на новом месте, как вдруг у меня пропадает Ярик.
(1)Мой пёс Ярик очень подружился с молодым Рябчиком и целый день с ним играл. (2)Так, в игре, он провёл неделю, а потом я переехал с ним из этого города в пустынный домик в лесу, в шести верстах1 от Рябчика. (3)Не успел я устроиться и как следует осмотреться на новом месте, как вдруг у меня пропадает Ярик. (4)Весь день я искал его, всю ночь не спал, каждый час выходил на терраску и свистел. (5)Утром, только собрался было идти в город, в милицию, являются дети с Яриком: он, оказалось, был в гостях у Рябчика. (6)Я ничего не имею против дружбы собак, но нельзя же допустить, чтобы Ярик без разрешения оставлял службу у меня!
(7)Так не годится, сказал я строгим голосом. (8)Это, брат, не служба.
(9)А кроме того, ты ушёл без намордника. (10)Безобразный ты пёс!
(11)Я всё высказал суровым голосом, и он выслушал меня, лёжа на траве, виноватый, смущённый, не Ярик — золотистый гордый ирландец, а какая-то рыжая, ничтожная, сплющенная черепаха.
— (12)Не будешь больше ходить к Рябчику? — спросил я уже добрее.
(13)Он прыгнул ко мне на грудь. (14)Это у него значило: «Никогда не буду,
(15)Мы жили в дружбе недолго, всего только неделю, а потом он снова куда-то исчез. (16)Вскоре дети, зная, как я тревожусь о нём, привели беглеца: он опять нанёс Рябчику незаконный визит. (17)В этот раз я не стал с ним разговаривать и отправил в тёмный подвал, а детей просил, чтобы в следующий раз они только известили меня, но не приводили и не давали там ему пищи. (18)Мне хотелось, чтобы он вернулся по доброй воле.
(19)В тёмном подвале путешественник пробыл у меня сутки. (20)Потом, как обыкновенно, я серьёзно поговорил с ним и простил. (21)Наказание подвалом подействовало только на две недели. (22)Дети прибежали ко мне из города:
— (23)Так ничего же ему не давайте, — велел я. — (24)Пусть проголодается и придёт сам, а я подготовлю ему хорошую встречу.
(25)Прошёл день. (26)Наступила ночь. (27)Я зажёг лампу, сел на диван, стал читать, слушая музыку леса.
(28)Вдруг я увидел что-то краем глаза. (29)Я быстро поднял голову, и это исчезло. (ЗО)Теперь я стал прилаживаться так читать, чтобы, не поднимая головы, можно было наблюдать порог. (31)Вскоре там показалось нечто рыжее, стало красться в обход стола, и, я думаю, мышь слышней пробежала бы, чем это большое подползло под диван. (32)Только знакомое неровное дыхание подсказало мне, что Ярик был под диваном и лежал как раз подо мной. (ЗЗ)Некоторое время я читаю и жду, но терпения у меня хватает ненадолго. (34)Встаю, выхожу на террасу и начинаю звать Ярика строгим голосом. (35)Так уверил я лежащего под диваном, что ничего не знаю о его возвращении. (Зб)Потом я закрыл дверь от бабочек и говорю вслух:
— Верно, Ярик уже не придёт, пора ужинать.
(37)Слово «ужинать» Ярик знает отлично. (38)Но мне показалось, что после моих слов под диваном прекратилось даже дыхание.
(39)В моём охотничьем столе лежит запас копчёной колбасы, которая чем больше сохнет, тем становится вкуснее. (40)Я всегда ем её вместе с Яриком. (41)Бывало, мне довольно только ящиком шевельнуть, чтобы Ярик, спящий колечком, развернулся, как стальная пружина, и подбежал к столу, сверкая огненным взглядом.
(42)Я выдвинул ящик — из-под дивана ни звука. (43)Раздвигаю колени, смотрю вниз — нет ли там, на полу, рыжего носа. (44)Нет, носа не видно. (45)Режу кусочек, громко жую, заглядываю — нет, хвост не молотит. (46)Начинаю опасаться, не показалась ли мне рыжая тень от сильного ожидания и Ярика вовсе и нет под диваном. (47)Трудно думать, чтобы он, виноватый, не соблазнился даже колбасой — ведь он так любит её. (48)Если я, бывало, возьму кусочек, надрежу, задеру шкурку, чтобы можно было за кончик её держаться пальцами и кусочек бы висел, как на нитке, то Ярик задерёт нос вверх, стережёт долго и вдруг прыгнет. (49)Но мало того: если я успею во время прыжка отдёрнуть вверх руку с колбасой, то Ярик так и остаётся на задних ногах, как человек. (50)Я иду с колбасой, и Ярик идёт за мной на двух ногах, опустив передние лапы, как руки, и так мы обходим комнату и раз, и два, и даже больше. (51)Так вот, зная, как Ярик любит колбасу, я не могу допустить, чтобы он был под диваном. (52)Делаю последний опыт, бросаю вниз не кусочек, а только шкурку и наблюдаю. (53)Но как внимательно я ни смотрю, ничего не могу заметить: шкурка исчезла как будто сама по себе. (54)В другой раз я всё-таки увидел, как мелькнул язык. (55)Ярик тут, под диваном.
(56)Теперь я отрезаю от колбасы круглый конец с носиком, привязываю нитку за носик и тихонечко спускаю вниз между коленками. (57)Язык показался. (58)Я потянул за нитку — язык скрылся. (59)Переждав немного, спускаю опять — теперь показался нос, потом лапы.
(60)Больше нечего в прятки играть: я вижу его, и он меня видит. (61)Поднимаю выше кусочек, Ярик поднимается на задние лапы, идёт за мной, как человек, на двух ногах, на террасу, спускается по лесенке на четырёх по-собачьи, опять поднимается, и так мы подходим к подвалу. (62)Ну вот теперь он понимает мою страшную затею и ложится на землю пластом, как черепаха. (63)А я отворяю подвальную дверь и говорю:
— Пожалуйте, молодой человек!
9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста П.А. Леканта: «Новое значение является результатом переносного употребления слова, когда название одного явления употребляется в качестве наименования другого».
Переносным называется вторичное лексическое значение слова, возникшее на основе прямого. По мнению современного лингвиста П.А. Леканта, благодаря переносному употреблению слово приобретает абсолютно новую окраску и толкование. Докажем справедливость данного утверждения с помощью примеров из текста.
Так, например, в 11 предложении пёс Ярик сравнивается с «рыжей, ничтожной, сплющенной черепахой». Таким образом автор подчёркивает, что «гордый ирландец» испытывает чувство вины и хочет попросить прощения у хозяина. У слова «черепаха» появляется новое значение, характеризующее эмоциональное состояние Ярика, который чувствует себя «виноватым и смущённым».
В 41 предложении есть метафорический эпитет: «огненным взглядом». Прилагательное «огненный» употребляется в переносном значении, чтобы подчеркнуть, насколько важным в обычное время является для Ярика кусок копчёной колбасы. Так рассказчик и делает шаг к примирению.
Таким образом, когда название одного явления употребляется как наименование другого, у слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным. Это помогает автору создать яркий художественный образ.
9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений 12-14 текста: «- Не будешь больше ходить к Рябчику? – спросил я уже добрее. Он прыгнул ко мне на грудь. Это у него значило: «Никогда не буду, добрый хозяин».
Смысл приведённого фрагмента я понимаю так: рассказчику удалось найти взаимопонимание со своим псом. Герой очень хорошо понимает чувства Ярика, что позволяет им по-своему общаться друг с другом.
Так, например, в 17-18 предложениях говорится о том, как рассказчик наказывает Ярика, так как тот снова нанёс другому псу «незаконный визит» без разрешения хозяина. Герой пытается сделать так, чтобы собака вернулась к нему «по доброй воле». Он хотел добиться взаимопонимания: пёс должен был осознать свою ошибку и больше никогда её не совершать.
В 60-63 предложениях описывается то, как происходит примирение рассказчика и его собаки. Ярик чувствует себя виноватым, но он всё-таки приходит к хозяину и, по всей видимости, отныне будет верно служить ему.
Таким образом, герой и его пёс научились понимать друг друга, а это очень важно и для людей, и для животных. Без взаимопонимания мы были бы одинокими.
9.3 Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОПОНИМАНИЕ?
Взаимопонимание – это умение учитывать интересы другого человека, выслушивать его точку зрения, ставить себя на его место. Это ключ к доверительным взаимоотношениям.
Так, в приведённом фрагменте текста М. Пришвина рассказчик и его пёс находят общий язык. В 12-14 предложениях происходит примирение двух героев: Ярик обещает хозяину, что больше никогда не покинет дом без разрешения. Он прыгнул рассказчику на грудь, и тот сразу понял, что это означает.
К сожалению, не каждый из нас способен к взаимопониманию. Главный герой романа М.Ю. Лермонтова Печорин нигде не может найти своё место, постоянно чувствует себя лишним. В разговоре с княжной Мери он объясняет это следующим образом: «Меня никто не понял, и я выучился ненавидеть». В «Герое нашего времени» поднимается важная проблема равнодушного отношения людей друг к другу. Именно это безразличие к чувствам других и мешает взаимопониманию.
В заключение хочется сказать, что умению слышать человека и понимать его мысли и желания следует учиться всю жизнь. Без взаимопонимания мы не сможем свободно общаться и получать от этого удовольствие.
Прямое и переносное значения слова
Урок 39. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Прямое и переносное значения слова»
Сегодня мы ответим на такие вопросы:
· Что такое прямое значение слова?
· Что такое переносное значение слова?
· Как происходит перенос значения?
Мы помним, что лексическое значение слова – это то, что слово обозначает. Однозначные слова имеют одно лексическое значение. Многозначные слова имеют несколько лексических значений.
Обычно мы используем слова в прямом значении. Например:
Каменный – относящийся к камню, сделанный из камня.
Мы сразу же представляем себе что-то каменное. Например, древний каменный стол.
Прямое значение – это основное значение слова. Лапа – конечность животного (могучая лапа).
У многозначного слова может быть несколько прямых значений. Именно об этом мы говорили на прошлом уроке. Например, дом может пониматься как жилое здание – деревянный дом. И как домашнее хозяйство – работа по дому.
Однако люди постоянно сравнивают предметы. Мы повсюду ищем сходство. Вот, например, лапы. Они такие мохнатые!
А это что? Ель. Её ветви тоже мохнатые, пушистые. Так и хочется воскликнуть: «Ух ты, у ёлки лапы, как у зверя!»
Но ведь в этом случае мы назвали лапой уже не конечность животного. Мы назвали так ветвь хвойного дерева.
Получается, что мы просто взяли это значение – «ветвь дерева». Перенесли значение на слово «лапа». И оставили значение вместе со словом.
Теперь у слова «лапа» стало два значения. Одно – прямое. А второе – переносное. Ведь мы его переносили.
Так что кроме прямого, у слов может быть и переносное значение.
Перенос происходит на основе сходства предметов или явлений.
Возьмём слово каменный. Каменный – это какой? Холодный, твёрдый и жёсткий.
А это мальчик. Он всем вокруг грубит, мучает животных и совсем не чувствует жалости.
Наверное, у него каменное сердце!
Мы использовали слово «каменный» в значении «жестокий, безжалостный». Это переносное значение слова.
Переносное значение слова обнаруживается только в сочетаниях с другими словами.
Рассмотрим слово «заря». Мы знаем, что оно обозначает «рассвет, начало дня». Например, занималась заря.
Это прямое значение. Но ведь начинаться может не только день, но и жизнь или даже новая эра.
Заря жизни. В этом сочетании слово «заря» используется в переносном значении. Оно обозначает «начало, зарождение».
У слова может быть несколько переносных значений.
Сладкий торт. В этом сочетании у слова прямое значение – имеющий сладкий вкус.
Сладкая улыбка. А это – уже переносное значение. Умильная, неискренняя улыбка.
Сладкий сон. Тоже переносное значение. Крепкий, доставляющий удовольствие сон.
Сладкие мечты – ещё одно переносное значение. Приятные мечты.
А как можно отличить прямое значение слова от переносного?
Посмотрим на выражение золотое кольцо. Слово золотое употребляется в прямом значении или в переносном?
Мы можем себе представить кольцо, сделанное из золота? Легко! Значит, это прямое значение.
А вот если мы говорим «у него золотые руки»… Разве мы имеем в виду, что его руки действительно сделаны из золота?
Конечно нет, имеется в виду, что у человека – умелые руки. Значение переносное.
То есть, нужно постараться представить себе выражение буквально – как оно есть.
Горький перец. Можем себе вообразить? ещё бы, можем даже вспомнить его вкус!
Горькая правда. Ну, правду точно никто на вкус не пробовал. Поэтому она не может быть горькой в прямом смысле слова.
Зато может быть – в переносном. Слово «горькая» здесь выступает в значении «неприятная, печальная».
Герань цветёт. Сразу же представляется цветущий куст герани.
А если мы скажем: «Наша соседка просто цветёт!»
Вряд ли на соседке расцвели ромашки.
Слово «цветёт» здесь употребляется в переносном значении. Оно обозначает «хорошо выглядит».
Как видите, если изображать переносное значение слов так, будто это прямое значение – получаются достаточно забавные картинки. Как вы думаете, что здесь изображено?
Это всего-навсего фраза «хурма вяжет рот». Потому что слово «вязать» в переносном значении обозначает «вызывать во рту ощущение сухости».
Если возникают трудности с определением значения слова, то можно заглянуть и в толковый словарь. В толковых словарях отражаются не только прямые, но и переносные значения.
Достаточно открыть любой словарь и найти нужное вам слово.
Рассмотрим, например, слово острый.
У этого прилагательного одно прямое значение:
Первое переносное значение слова «острый» – сужающийся к концу. Например, острый угол.
Это слово обозначает также – остроумный. Например, острый на язык.
Следующее переносное значение – напряжённый, болезненный. Например, острый момент в фильме.
Острый также обозначает – «сильно действующий на вкус или обоняние». Например, острая пища.
ещё одно переносное значение слова острый – сильный, ярко выраженный. Например, острая боль.
То есть, у слова – одно основное, прямое значение и пять переносных.
Иногда переносные значения становятся прямыми. Мы уже давно как что-то естественное воспринимаем выражения «ручка двери», «ручка кастрюли». А ведь когда-то это значение слова «ручка» было переносным.
Но постепенно оно стало настолько привычным, что сравнение стёрлось. Переносное значение стало одним из прямых значений многозначного слова.
Мы постоянно используем переносные значения слов и часто даже не обращаем на это внимание.
Особенно часто слова в переносном значении встречаются в литературе. Такие слова используются как средства выразительности.
Послушайте такой пример.
Море тихо спит, ветер умолк, и только луна спокойно и радостно смотрит с неба.
Иными словами, море спокойно, ветер прекратил дуть, а луна светит с неба. Слова спит, умолк и смотрит используются в переносном значении. Получается выразительная, яркая фраза, в которой о природе говорится, как о человеке.
Итак, что мы должны сегодня запомнить?
Прямое значение слова – основное. Это то, что слово обозначает по-настоящему.
Переносное значение образуется на основе сходства предметов или явлений.
Переносное значение слов проявляется только в сочетании с другими словами.
Чтобы отличить прямое значение слова от переносного, нужно попробовать вообразить фразу буквально.