сколько было храмов в россии до революции
СТАТИСТИКА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
[1] «История Новгородской епархии,» альманах Новгородские страницы, http://www.novgorod.net/
[2] Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 73.
[3] Покровский, И., Русские епархии в XVIII веке, Приложение 2; Завьялов, Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II, 1900, 235.
[4] ПСЗ, 16, № 12121; Милютин, «О недвижимых имуществах духовенства», Чтения, 1861, № 2, 568–569; Чудецкий, П., «Опыт исторического исследования о числе монастырей русских, закрытых в XVIII и XIX вв.,» ТКДА, 1877, № 4, 74; Завьялов, Вопрос о церковных имениях при имп. Екатерине II, 1900, 270–271.
[5] Цыпин, Владислав, История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (2-е изд., переработанное), М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006, 240.
[6] По данным выставки «Преодоление. Русская Церковь и Советская власть» организованной Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом зимой 2012/13 годов в Музее современной истории России. См. виртуальный тур на сайте ПСТГУ, http://download.pstgu.ru/misc/preodoleniye/pixiq_preodoleniye.html
[8] Чернявская Л. С., «Зарубежные русские православные миссии XIX века», портал Седмица.Ru ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 28 июля 2003, http://www.sedmitza.ru/text/397290.html
[9] Шкаровский М. В., «Влияние Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. в советскую эпоху», научный богословский портал Богослов.Ru, 25 января 2009, http://www.bogoslov.ru/text/377332.html
[11] ««Об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 октября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5048983.html
[12] По данным опубликованной статистики НКВД. ««Об исповедании православной веры при богоборческом строе и о значении нашей свободы сегодня». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Священного Синода Румынской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 28 октября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5048983.html
[15] До присоединения к СССР Прибалтики, Западных Белоруссии и Украины, а также Бессарабии. По данным Галкин, А. К., «Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 г.,» Вестник Церковной истории, Москва, 2008, №2(10), http://www.sedmitza.ru/text/413984.html
[16] «Статистические данные о положении Русской Православной Церкви в СССР (1945-1965 гг.», из книги Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (изд. 3-е, дополненное), Москва: Изд-во Крутицкого подворье, Общество любителей церковной истории, 2005, 398.
[17] sic., очевидно опечатка
[18] «Статистические данные о положении Русской Православной Церкви в СССР (1945-1965 гг.», из книги Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (изд. 3-е, дополненное), Москва: Изд-во Крутицкого подворье, Общество любителей церковной истории, 2005, 399.
[19] Данные оглашенные к Поместному Собору 1988 года. Из доклада местоблюстителя патриаршего престола митрополита Смоленского Кирилла на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27 января 2009 года, http://www.patriarchia.ru/db/text/541724.html
[20] Данные оглашенные патриархом Алексием II на Архиерейском Соборе 1994 года. «АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1994 г.,» Православная Энциклопедия, т. 3, http://www.sedmitza.ru/text/429307.html
[24] Данные были оглашены архиепископом Верейским Евгением на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года согласно ст. «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года», Православная Энциклопедия, т. 0 (новая статья интернет-версии), 29 февраля 2012, http://www.pravenc.ru/text/1189668.html
[25] Данные были оглашены протоиереем Димитрием Смирновым на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года согласно ст. «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года», Православная Энциклопедия, т. 0 (новая статья интернет-версии), 29 февраля 2012, http://www.pravenc.ru/text/1189668.html
[26] Данные были оглашены митрополитом Смоленским Кириллом на Архиерейском Соборе в октябре 2004 года согласно ст. «Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 3-8 октября 2004 года», Православная Энциклопедия, т. 0 (новая статья интернет-версии), 29 февраля 2012, http://www.pravenc.ru/text/1189668.html
[27] В России, странах СНГ и Прибалтике. Сведения по 8 епархиям дальнего зарубежья не используются кроме кол-ва епархий и архиеереев.
[28] Из доклада патриарха Московского и всея Руси Алексия на Епархиальном собрании духовенства г. Москвы 5 декабря 2006 г.
Численность монастырей и храмов
Количество монастырей в 1825–1914 гг. *
Год | Мужские монастыри ** | Женские монастыри | Всего монастырей |
---|---|---|---|
1825 | 377 | 99 | 476 |
1840 | 435 | 112 | 547 |
1850 | 464 | 123 | 587 |
1860 | 477 | 136 | 613 |
1870 | 445 | 154 | 599 |
1880 | 450 | 168 | 618 |
1890 | 496 | 228 | 724 |
1900 | 503 | 325 | 828 |
1914 | 550 | 475 | 1025 |
[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
[**] В том числе архиерейские домы.
Численность монашествующих в 1825–1914 гг. *
Год | Монахи | Послушники | Монахини | Послушницы | Итого |
1825 | 3727 | 2015 | 1882 | 3456 | 11080 |
1840 | 5122 | 3259 | 2287 | 4583 | 15251 |
1850 | 4978 | 5019 | 2303 | 6230 | 18530 |
1860 | 5648 | 5554 | 2931 | 7669 | 21802 |
1870 | 5750 | 5710 | 3226 | 11412 | 26098 |
1880 | 6481 | 2902 | 4759 | 14071 | 28213 |
1890 | 7189 | 5523 | 7306 | 20268 | 40286 |
1900 | 8578 | 8090 | 10082 | 31533 | 58283 |
1914 | 11845 | 9485 | 17283 | 56016 |
[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
Из каких сословий выходило монашество
(на примере 1843 г.) *
Сословия и социальные группы | Мужское пополнение (кол-во чел.) | Женское пополнение (кол-во чел.) |
Духовенство | 133 (51%) | 19 (20%) |
Дворянство | 19 (7,3%) | 15 (15,7%) |
Отставные нижние чины | 2 (0,7%) | |
Разночинцы | 34 (13,1%) | 25 (26,3%) |
Купечество и мещанство | 54 (20,6%) | 19 (20%) |
Лица солдатского звания | 1 (1%) | |
Вольноотпущенные | 3 (1,1%) | 8 (2,1%) |
Крестьяне | 14 (5,4%) | 14 человек (14,7%) |
Всего монашествующих | 259 | 95 |
Итого | 354 |
[*] Извлечение из отчета обер–прокурора Св. Синода за 1843 г. СПб., 1844. С. 19–20.
Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907–1908 и 1910–1911 гг.) *
Образование | Кол-во чел. |
Высшее образование | 1 |
Среднее образование (в том числе незаконченное) | 4 |
Духовная училище | 4 |
Сельская школа | 3 |
Городское приходское училище | 1 |
Домашнее образование и неграмотность | 23 |
Всего монашествующих | 36 |
[*] П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века (из книги «Монашество и монастыри в России XI-XX века»), М., 2002.
Количество монастырских больниц в 1841–1914 гг. *
Год | Число больниц | Количество мест |
1841 | 377 | 232 |
1851 | 435 | 500 |
1861 | 464 | 739 |
1871 | 477 | 1086 |
1881 | 445 | 990 |
1891 | 450 | 1386 |
1900 | 503 | 2027 |
1914 | 550 | 2698 |
[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.
Количество монастырских богаделен в 1841–1914 гг. *
Год | Число богаделен | Количество мест |
1841 | 21 | 363 |
1851 | 19 | 438 |
1861 | 23 | 709 |
1871 | 36 | 687 |
1881 | 51 | 1050 |
1891 | 73 | 1606 |
1900 | 123 | 1774 |
1914 | 169 | 2252 |
[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода… за 1900 год. То же за 1914 год.
Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914–2000 гг. *
Год | Храмы и молитвенные дома | Архиереи, священники и диаконы | Монастыри и насельники |
1914 | 54923 хр., 23593 час. | 130 арх., 53234 свящ., 15694 диак., 48987 псал. | 1025 мон., 94629 нас. |
1917 | 78767 хр. и час. | 130 арх., 120 тыс. свящ., диак. и псал. | 1256 мон.,107035 нас. |
1941 | 3732 (количество действующих православных храмов сильно увеличилось (более чем на 3 тыс.) в 1939 г. за счет территориальных приобретений СССР) | 28 арх., 5665 свящ. и диак. | 64 мон., 5100 нас. |
1945 | 10243 | 41 арх. | 104 мон., 4632 нас. |
1946 | 10544 | 62 арх., 9254 свящ. и диак. | 101 мон. |
1947 | 14092 | 66 арх., 9617 свящ. и диак. | 99 мон., 4668 нас. |
1948 | 14329 | 70 арх., 11846 свящ. и диак. | 85 мон., 4632 нас. |
1949 | 14477 | 73 арх., 11835 свящ. и 1280 диак. | 75 мон., 4787 нас. |
1950 | 14273 | 71 арх., 11571 свящ. и 1664 диак. | 75 мон., 4748 нас. |
1951 | 13867 | 69 арх., 11093 свящ. и 1152 диак. | 70 мон., 4766 нас. |
1952 | 13740 | 65 арх., 11093 свящ. и 1161 диак. | 62 мон., 4639 нас. |
1953 | 13508 | 65 арх., 12089 свящ. и диак. | 60 мон. |
1954 | 13422 | 65 арх., 11912 свящ. и диак. | 59 мон., 4481 нас. |
1955 | 13376 | 66 арх., 10863 свящ. и 1064 диак. | 57 мон., 4487 нас. |
1956 | 13417 | 65 арх., 12185 свящ. и диак. | 57 мон., 4564 нас. |
1957 | 13430 | 71 арх., 11122 свящ. и 1095 диак. | 57 мон., 4661 нас. |
1958 | 13414 | 73 арх., 11010 свящ. и 1086 дьяк. | 56 мон., 4706 нас. |
1959 | 13324 | 73 арх., 10835 свящ. и 1077 диак. | 56 мон., 4649 нас. |
1960 | 13008 | 11407 свящ. и диак. | 42 мон., 3724 нас. |
1961 | 11572 | 8252 свящ. и 809 диак. | 33 мон., 3048 нас. |
1962 | 10149 | 22 мон., 2185 нас. | |
1963 | 8580 | 73 арх., 7236 свящ. и 748 диак. | 16 мон. |
1964 | 7873 | 16 мон. | |
1965 | 7551 | 16 мон., 1500 нас. | |
1966 | 7523 | 16 мон. | |
1967 | 7481 | 6694 свящ. и 653 диак. | 16 мон., 1400 нас. |
1969 | 7369 | 16 мон., 1303 нас. | |
1970 | 7338 | 16 мон., 1273 нас. | |
1971 | 7274 | 75 арх., 6234 свящ. и 618 диак. | 16 мон., 1200 нас. |
1973 | 7150 | 6180 свящ. и диак. | 16 мон. |
1975 | 7062 | 58 арх., 5994 свящ. и 594 диак. | 16 мон. |
1976 | 16 мон. | ||
1981 | 7007 | 16 мон. | |
1985 | 6806 | 74 арх. | 17 мон. |
1986 | 6794 | 74 арх. | 17 мон., 1500 нас. |
1988 | 6893 | 74 арх., 6674 свящ. и 723 диак. | 22 мон., 1190 монашествующих |
1989 | 10000 | 6893 свящ. | 51 мон. |
1990 | 11110 | 92 арх. | 57 мон. |
1991 | 12000 | ок. 10000 свящ. и диак. | 117 мон. |
1993 | 14113 | 12013 свящ. и диак. | 260 мон. |
1994 | 15985 | 136 арх., 12841 свящ. и 1402 диак. | 289 мон. |
1995 | 17000 | 337 мон. | |
1997 | 18000 | 146 арх., 17000 свящ. и диак. | 390 мон. |
1998 | 19000 | 17500 свящ. и 2275 диак. | 487 мон. |
2000 | 19417 | 164 арх., 17500 свящ. и 2300 диак. | 545 мон. |
[*] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.
Дополнительная информация:
Много ли православных храмов в Москве? Немного статистических вычислений.
В Москве продолжается строительство православных храмов. Меня заинтересовал вопрос, сколько было церковных зданий в Москве до 1917 года? Согласно Википедии, население Москвы в то время было 1 854 400 человек. В настоящее время население столицы России оценивается, согласно того же источника — 12 500 123 человек. Неофициально, может проживать до 20-ти миллионов. Следовательно, храмов должно увеличиться минимум в 10 раз.
Москва-форум сообщает, что в 1917-ом году в Москве было 764 храма. Следовательно, в 2017-ом, учитывая рост населения должно быть в десять раз больше, т.е. 7 640 храмов.
ИНТЕРФАКС сообщает, что в течение 2018 года в рамках «программы-200» в Москве будет построен либо сдан в эксплуатацию 21 храмовый комплекс.
Сколько же храмов в Москве находится сейчас. Журнал «Фома» сообщал в конце 2015 года, что в Москве 1110 православных храмов и часовен. За прошедшие два года их количество, конечно же, увеличилось, но не думаю, что оно достигло хотя бы до 1200 храмов и часовен.
Как видим, дореволюционный рубеж уже пройден, но учитывая рост населения надо было бы их количество довести до 7 640. Не хватает еще минимум 6 500 храмов. Если предположить, что православные будут строить по 30 храмов в год, для этого понадобится 216 лет. Но построить храмы — это одно, а воцерковить людей (как православные говорят) — совсем другое. Информационно-аналитический центр «Сова» сообщает, что в Москве, по данным департамента региональной безопасности и противодействия коррупции, богослужения 6 и 7 января 2018 года состоялись в 400 храмах (а всего православных храмов и часовен в Москве около 1200), их посетили около 1 млн человек. Это 8% населения Москвы от 12,5 мл., а если взять 20 мл., то получится всего 5%.
А теперь давайте попробуем поверить официальной статистике, что в России 78% людей считают себя православными, это значит из 12,5 миллионов жителей Москвы — 9,75 миллионов. Таким образом, в настоящее время на один храм приходится 8 125 человек. Если построится 7640 храмов, то будет 1 276 человек на один храм. Как известно, православные храмы строятся на 50, 100, 200, 300 человек.
Статистика — наука не точная, потому что все живет и меняется, но все-таки она говорит о многом. Однако реальная картина намного сложнее, что говорит о том, что россияне очень далеко от Бога и живут не евангельскими и даже не православными скрепами, а чем-то совершенно далеким от библейских установок.
Москва. Златые купола
Церковь ждет от нового мэра Москвы реализации плана строительства 200 храмов
В Русской Православной Церкви возлагают большие надежды на нового мэра Москвы, который реализует программу по строительству в Москве двухсот храмов. …
До революции в России было порядка 65 тысяч храмов. В настоящее время Русская Православная Церковь, с храмами за границей — на Украине, в Белоруссии, Средней Азии, Прибалтике и так далее, имеет 29 тысяч храмов. За последние 20 лет в России построили и отреставрировали примерно 18–19 тысяч храмов.
Источник: KMnews
http://news.km.ru/rpcz_zhdet_ot_novogo_mera_moskvy
20:13 17.10.2010
Москва. Златые купола.
До революции 1917-го года нашу столицу называли Москвой, в которой сорок сорока церквей.
Потому что в ней было церквей именно это количество.
Откуда же они брались, кто и почему их строил?
Частично, конечно же, они были построены по заказу правительства и на государственные деньги, в том числе строились храмы и всем миром.
Но в большинстве своем возводили их купцы и предприниматели, согласно старинной русской традиции.
Каждый из обеспеченных граждан, становившийся купцом с достаточным объемом капитала, считал долгом чести построить храм во славу Божию.
И столь огромное количество храмов в Москве было показателем отличного развития предпринимательства в стране, а не приверженностью правительства к их строительству.
В отличие от ситуации в России в наши дни.
Соответственно, теперь, если бы предпринимательство в России развилось до дореволюционных размеров, у нас само собой, при соблюдении новыми купцами данной старинной традиции, появились бы церкви в количестве сорок сороков.
Дело за малым – за развитием самого предпринимательства в России, хотя бы в размере – дореволюционном*.
20.10.2010 г.
Запись на стене
Чем владела РПЦ до революции
Церковь всегда звала трудящихся к терпению, отказу от «земных благ». «Блаженни нищие, яко тех есть царство небесное», — поучало «святое» евангелие. Сама же церковь никогда не придерживалась этой заповеди.
Документы царского правительства, церковные и монастырские архивы показывают, что православная церковь в царской России владела огромными богатствами.
До официального упразднения крепостного права в 1861 г. православная церковь была крупнейшим рабовладельцем. По ревизии 1844 г. в 50 губерниях за православной церковью числилось 910866 душ, что вместе с семьями составляло не меньше 4.5 млн. человек.
После отмены крепостного права церковь осталась крупнейшим помещиком. По 60 епархиям церковь владела 2948841 десятиной земли. Соловецкий монастырь имел 66000 дес., Саровская пустынь наложила свою руку на 26000 дес., Кожесвирский монастырь имел 25000 дес. В руках монахов были огромные водные пространства, а рыбная ловля и зверобойный промысел давали им очень крупные доходы.
За церковью числилось по разным регионам огромное количество домовладений (в 1909 г. их было больше 50000). Только в Москве и Петербурге монастырям принадлежало 1320 домовладений со всякими подворьями. Одна эта собственность оценивалась в 760 млн. рублей.
Огромные доходы церкви составлялись также из средств, получаемых из казны, из прибылей от эксплуатации движимого и недвижимого имущества, из процентов с капитала, из всяких сборов (кружечного, кошелькового), из сборов за требы. За последние годы царизма церковь получала от казны ежегодно не меньше 40.000.000 руб. (в 1914 году, например, на церковь было отпущено 57.068.901 руб. официально, неофициальные же подачки казны не поддаются учету).
О доходах православной церкви в России, о сумме, в которую обходилась народу огромная рать священослужителей, дает представление следующая сводка за 1913 г.: от казны было получено 40 млн.руб., от земельных владений 39 млн.руб. Проценты на епархиальные капиталы составили 2 с лишним млн.руб. Кружечный и кошельковый сбор дали около 6 млн.руб. От необязательных треб, от продажи свечей поступило около 16 млн.руб. «Случайных» доходов было 5.317.030 руб. 96 коп. Всего официальных поступлений за 1913 г. церковь имела 117.760.211 руб. Если к этому прибавить другие доходы, то церковь в 1913 г. получила дохода не менее 185 млн.руб.
О том, какие средства скоплялись в руках «святых отцов», видно из таких цифр: московский митрополит ежегодно получал от казны 10.000 руб., от архиерейского дома — 8.000 руб., от Чудова монастыря — 6.000 руб., от Троицко-Сергиевской лавры — 12.000 руб., от Иверской часовни — 45.000 руб., а всего 81.000 руб.; петербургский митрополит получал в год 259.000 руб., новгородский архиепископ — 307.5000 руб. (т.е. немногим меньше тысячи рублей в день), киевский митрополит — 84.000 руб. Удивительно ли, что «чудотворец» Иоанн Кронштадтский оставил наследство в 1.500.000 рублей золотом?