Что может быть результатом экономических инноваций в области образования
Экономические инновации в области образования
Под воздействием инновационных образовательных технологий и развития рыночных механизмов в России формируются экономические инновации в области образования, а именно:
· новые механизмы государственного финансирования образования
· диверсификация источников финансирования образования
· новые механизмы финансирования образования предприятиями
· налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования
· новые механизмы оплаты труда в сфере образования
· механизм экономии от масштаба образовательной деятельности.
Освоение экономических инноваций происходит в условиях развития рыночных отношений в сфере образования.
Распространение образовательных инноваций ведет к значительному расширению рынка образовательных продуктов и услуг, поскольку:
1. Резко возрастает число потребителей образовательных услуг, спрос на образование.
2. Существенное увеличивается предложение образовательных продуктов и услуг.
3. Усиливается конкуренция в сфере образовательных продуктов и услуг.
Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии по своей сути способствуют расширению образовательного пространства, его глобализации, привлечению обучаемых независимо от территориальных делений и национальных границ, становлению мирового рынка образовательных услуг.
Информация и знания в ходе информатизации, в ходе становления информационного общества приобретают статус основного капитала. Поскольку знание, образование приносят выгоды, постольку за них необходимо платить. Вопросы, которые становятся актуальными, заключаются в том, кто получает выгоды от образования, а значит и кто должен за него платить, как определить эти выгоды, а значит, и распределить плату за образование.
Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, образованием, способствует утверждению образования в качестве товара.
При этом проявляется специфика образования как товара, которая заключается в том, что выгоды от него получает:
· и тот человек, который потребляет этот товар,
· и конкретное предприятие, на котором он работает,
· и общество в целом.
Эта специфика образования как товара является основанием для предпочтения смешанного финансирования образования по сравнению с чисто государственным или с чисто частным, особенно на высших ступенях обучения. При этом смешанное финансирование оказывается предпочтительным как в государственных, так и в частных учебных заведениях.
Заключение
Развитие искусственных средств коммуникации на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает большие возможности для развития взаимодействия между участниками учебного процесса. Однако для того, чтобы эти возможности были наиболее эффективно использованы, требуется распространение инноваций во всех элементах образовательной системы. Новые задачи встают перед разработчиками учебных курсов; перед преподавателями, консультирующими учеников, обучающихся дистанционно; перед администраторами, управляющими ходом учебного процесса; перед организаторами образования на различных уровнях и т.д. Для решения этих задач необходимо освоение образовательных инноваций.
В ходе развития инновационного образовательного процесса формируются различные модели дистанционного образования. На базе этих моделей возникают и развиваются современные институциональные формы дистанционных учебных заведений. При этом происходит не просто смена технологической базы функционирования образовательных заведений, а в корне меняется их институциональная сущность. Как результат, во всем мире появляются инновационные организационные формы учебных заведений, которые используют все расширяющийся спектр новых педагогических методов, новых экономических и организационно-административных механизмов их функционирования, образовательный процесс в которых осуществляется через разнообразные современные средства коммуникаций.
Под влиянием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в условиях развития рынка в сфере образования формируется новая модель университета.
1. Бекетов Н.В. Научно-инновационная система региона: теория, методология и практика организации. – М.: Институт науч. информ. по обществ. наукам РАН, 2008.
3. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: Банки и биржи, 2009.
5. Основы инновационного менеджмента: теория и практика. / под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М., 2008.
Инновационная экономика и профессиональное образование
Дата публикации: 04.06.2015 2015-06-04
Статья просмотрена: 573 раза
Библиографическое описание:
Павлова, Ю. Н. Инновационная экономика и профессиональное образование / Ю. Н. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19374/ (дата обращения: 28.11.2021).
Можно сказать, что инновационная экономика является результатом объективных тенденций. В России существуют объективные предпосылки формирования инновационной экономики – это и высокий уровень фундаментальной науки, а также достаточный научно-технический потенциал, высокообразованные и квалифицированные кадры, а также талантливость российских специалистов.
В сфере образования инновация представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. Результатами реализации инновационной экономики должны стать достижение высокого уровня социальной направленности научно-технического прогресса, повышение уровня жизни населения в результате роста эффективности общественного производства, а также качественно иной уровень ресурсосбережения экономики. Инновационная экономика – это экономика знаний, основанная на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, а не материальное производство. Инновационная экономика способна эффективно использовать любые полезные для общества инновации (патенты, лицензии, ноу-хау).
В настоящее время в экономике РФ наметился острый дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Необходимость внедрения инновационных изменений в профессиональную подготовку студентов обусловлена тем, что на сегодняшний день от будущих руководителей и работников требуются глубокие знания, умение в быстроменяющейся ситуации, приобретать новые знания, а также использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных.
Все это диктует нам необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения. В настоящее время существует различные противоречие между требованиями рыночной экономики к качеству подготовки квалифицированных кадров и слабым уровнем развития инновационной образовательной среды регионов. Разрешение этого противоречия заставляет создавать в регионах инновационную образовательную среду, которая будет способствовать реализации стратегических программ и развивать экономику с помощью государственного механизма и партнерства.
В данное время потребность в хороших педагогах резко возросла и творческая деятельность специалиста один из важных моментов. Решение данной проблемы зависит от технологии обучения будущего педагога.
Инновационная экономика включает в себя шесть основных составляющих:
образование; науку; человеческий капитал; инновационную систему (инновационные центры, территории освоения высоких технологий); инновационную промышленность; благоприятную среду функционирования инновационной системы.
Это говорит о совокупности взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности. Инновационные технологии в профессиональном образовании, ведущую роль отводят средствам обучения, которые благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий достаточно разнообразны. Технологией обучения является определенный способ обучения, в котором основную функцию выполняет средство обучения. Новые требования общества к уровню профессионализма предполагают и так называемые инновационные технологии в профессиональном образовании.
Инфраструктура инноваций предопределяет скорость развития экономики страны и рост благосостояния ее населения. Опыт развитых стран мира говорит о том, что в различных условиях глобальной конкуренции на мировом рынке неизбежно выигрывает тот, кто имеет очень хорошую и развитую инфраструктуру, кто владеет наиболее эффективным механизмом инновационной деятельности. Поэтому для эффективного использования инновационной экономики страны, инновационная инфраструктура должна быть функционально полной, то есть она должна обладать набором таких свойств, которые должны в полной мере реализовать различные технологии в масштабах регионов и страны в целом.
В профессиональном образовании используются различные методы обучения, в том числе инновационные.
Сейчас выделяют 5 методов обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический; исследовательский.
Инновационные технологии в профессиональном образовании наиболее эффективны в исследовательской деятельности. При этом исследовательский метод от непосредственно учебной работы плавно переходит в научно-исследовательскую деятельность. Какие бы методы мы не применяли при обучении, важно создавать такие условия, в которых студент занимал бы активную позицию и мог бы проявить себя как субъект учебной деятельности. Активная позиция в профессиональном образовании способствует повышению качества обучения. Инновации в системе профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования. К инновационным технологиям в образовании можно отнести следующее: личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение; блочно-модульное обучение; метод проектов; дистанционные технологии обучения.
Главной целью инновационной деятельности в образовании является подготовка человека к жизни. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать различные механизмы инновационной деятельности, находить разнообразные творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму существования человека.
Инновационные технологии в профессиональном образовании очень хорошо повышают эффективность обучения и воспитания личности, а также направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания.
В ходе осуществления инноваций в сфере образования формулируется и развивается современная образовательная система, открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом.
1. Асаул, А. Н. Введение в инноватику: учебное пособие / А. Н.Асаул, В. В. Асаул, Н.А. Асаул, Р. А. Фалтинский; под ред. засл. Деятеля науки РФ А. Н. Асаула. – СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010. – 280 с.
2. Гамидов, Г. С. Инновационная экономика: стратегия, политика, решения/ Г. С. Гамидов, Т. А. Исмаилов, И. Л. Туккель. – СПб.: Политехника, 2007. – 356 с.
3. Голиченко, О. Г. Возможности и альтернативы инновационногоразвития России / О. Г. Голиченко // Инновации. – 2013. – № 5. – С. 20-24.
4. Зоидов, К. Х. Инновационная экономика: опыт, проблемы, пути формирования / К. Х. Зоидов. – М.: ИПР РАН, ИМ АН РТ, 2006. – 168 с.
5. Иванов, В. В. Модернизация и политика инновационного развития / В.В. Иванов // Инновации. – 2012. – № 9. – С. 13-20.
Экономические инновации в образовании
Под воздействием инновационных образовательных технологий и развития рыночных механизмов в России формируются экономические инновации в области образования, а именно:
· новые механизмы государственного финансирования образования
· диверсификация источников финансирования образования
· новые механизмы финансирования образования предприятиями
· налоговое стимулирование инвестиций в сферу образования
· новые механизмы оплаты труда в сфере образования
· механизм экономии от масштаба образовательной деятельности.
Освоение экономических инноваций происходит в условиях развития рыночных отношений в сфере образования.
Распространение образовательных инноваций ведет к значительному расширению рынка образовательных продуктов и услуг, поскольку:
1. Резко возрастает число потребителей образовательных услуг, спрос на образование.
2. Существенное увеличивается предложение образовательных продуктов и услуг.
3. Усиливается конкуренция в сфере образовательных продуктов и услуг.
Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии по своей сути способствуют расширению образовательного пространства, его глобализации, привлечению обучаемых независимо от территориальных делений и национальных границ, становлению мирового рынка образовательных услуг.
Информация и знания в ходе информатизации, в ходе становления информационного общества приобретают статус основного капитала. Поскольку знание, образование приносят выгоды, постольку за них необходимо платить. Вопросы, которые становятся актуальными, заключаются в том, кто получает выгоды от образования, а значит и кто должен за него платить, как определить эти выгоды, а значит, и распределить плату за образование.
Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, образованием, способствует утверждению образования в качестве товара.
При этом проявляется специфика образования как товара, которая заключается в том, что выгоды от него получает:
· и тот человек, который потребляет этот товар,
· и конкретное предприятие, на котором он работает,
· и общество в целом.
Эта специфика образования как товара является основанием для предпочтения смешанного финансирования образования по сравнению с чисто государственным или с чисто частным, особенно на высших ступенях обучения. При этом смешанное финансирование оказывается предпочтительным как в государственных, так и в частных учебных заведениях.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Статья на тему: Иновационные процессы в образовании
Инновационные процессы в образовании
Модернизация образования сегодня невозможна без активной инновационной деятельности, ведь соответствие требованиям нового времени обязательно предполагает введение чего-либо нового в модернизируемый объект.
Инновация в образовании – это введение нового в цели, содержание и организацию образовательного процесса для развития образования, и оптимизации образовательной системы.
В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования посвящена отдельная статья (ст. 20). В качестве цели экспериментальной и инновационной деятельности определяется обеспечение «модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования».
Инновационная деятельность, согласно данному ФЗ, должна быть «ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования». В законе также указывается, что в ходе инновационной деятельности «должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом».
Инновационный процесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В.И. Загвязинский). Инновационный процесс отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т.И. Шамова).
Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности как важнейшая характеристика, отражающая процесс развития педагогической науки и практики. В современном образовании инновации приобретают всё более широкое распространение. Именно инновации сегодня призваны гармонизировать отношения в образовательном процессе, привести его результаты в соответствие с требованиями общества и индивидуальными потребностями человека, решить проблемы формирования социально полезной и успешной личности.
К частным относятся противоречия…
— между массовым характером образования и необходимостью индивидуального развития личности в образовательном процессе;
— между социальным заказом и содержанием школьного образования;
— между целостностью личности как продукта образования и множественностью компонентов и факторов образовательного процесса;
— между повышением профессионально обусловленных требований к педагогу и имеющимся у него уровнем профессионально-педагогической компетентности;
— между гуманистической направленностью современного образования и нормативно-командным характером управления учебно-воспитательным процессом и др.
а) разрешение противоречия осознаётся участниками инновационного процесса как необходимое, личностно и социально значимое;
б) разрешение противоречия представляется осуществимым;
в) противоречия преодолеваются последовательно, с опорой на возможности имеющейся образовательной системы и предыдущий опыт участников инновационного процесса.
Логика инновационного процесса подчинена идее модернизации и оптимизации образовательной системы и отражает путь обновления образовательной системы, включающий выдвижение идеи, разработку проекта, экспертизу новшества, его внедрение и корректировку, распространение и рутинизацию нового опыта.
Опираясь на работы Ю.К. Бабанского, П.И. Карташова, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, В.А. Сластёнина, Л.С. Подымовой, в проблеме педагогических инноваций можно выделить два основных аспекта:
1) внедрение достижений педагогической науки в практику образования;
2) изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
В любой сфере деятельности и сознания человека наука и практика дополняют друг друга, обеспечивая развитие данной отрасли знаний человечества в целом. Следовательно, оба выделенных аспекта логично рассматривать как
Современная школа становится адаптивной, стремящейся подготовить выпускников к жизни в новых социально-экономических условиях, в то же время сама, адаптируясь к их личностным особенностям. Социальный заказ, выраженный в целях образования, делает приоритетным не просто формирование высокого уровня знаний у выпускников, но развитие их исследовательских умений, творческих способностей.
Гуманистическая педагогика выработала ряд требований к осуществляемым в школе инновационным процессам :
— изменение целевой установки школы;
— переориентация внутренних личностных установок педагога на гуманистическую сущность инновации;
— индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания;
— создание благоприятной социально-психологической и предметно-пространственной образовательной среды;
— обеспечение социальной и психологической защиты детей;
— обоснованность уровня развития каждого ученика;
— гуманизация образовательных отношений;
— гуманитаризация образования, усиление его общечеловеческой, межпредметной направленности;
— научно-методическое обеспечение инноваций.
Для педагога-профессионала сегодня становится обязательным участие в происходящих инновационных процессах, а это значит, что в современных условиях существенно возрастают требования к нему.
Важнейшие инновации — образовательные
Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам — первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.
Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что чувствительно тормозит процесс.
Тем не менее инновационные технологии в образовании остаются действенным козырем государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.
Новое в системе образования
Инновации в образовании приоритетны для государств, заинтересованных в системном экономическом развитии, усилении роли науки, улучшении благосостояния населения и снижении социальной напряженности. Очевидно, что застой в системе преподавания — негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования.
Инновация — понятие широкое. В плане образования это использование новых технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов.
На сегодня российская педагогика представляет собой скопившиеся за годы независимости недоработки и упущения, базирующиеся на морально устаревшей системе образования. Проблема дифференцируется по следующим пунктам:
Присутствие подобных сложностей объясняет трудности внедрения инноваций и указывает направления для решения будущих задач. Это:
Большое значение имеют применяющиеся виды инновационных технологий и особенности их внедрения в образовательной сфере.
Усовершенствование обучения
Обучение — это инновационный образовательный проект. Само понятие синонимично терминам рост и созидание, то есть это и есть инновация.
Цель обновлений в образовании — воспитание личностей, способных достигать успеха в любой области применения способностей.
Под систематическими нововведениями в данной сфере следует предполагать осмысленное и рациональное изменение работы преподавателей посредством:
Таким образом, прогресс инновационных технологий в образовательном процессе — усовершенствование системы и повышение «отдачи» на практике.
К методам модернизации относят:
Задача инновационных технологий — качественное изменение личности субъекта относительно традиционной системы, что возможно при задействовании программ, локализующих проблему педагогического кризиса. Главные задачи подобных программ — формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся.
Структура инноваций в образовании
Инновационные процессы в образовании — сочетание процедур и средств, превращающих идею обучения в осязаемое нововведение. Основные элементы процесса — генерирование и использование новшеств в сочетании с системностью, интегральностью и целостностью.
Таким образом, реализующая идеи и формирующая систему руководства процессом деятельность — новая по форме и прогрессивная по содержанию.
Педагоги с аналитическим мышлением понимают суть процесса и видят способы для улучшения. Жизнеспособная структура — это сумма следующих элементов:
Процесс начинается с причины, затем появляется цель инновации, на основании чего формируется список задач и разрабатывается содержание и т. д.
Структура внедрения инноваций вытекает из теории новшеств в производственной сфере и включает следующие элементы:
Управленческая форма предполагает гармоничное взаимодействие перечисленных факторов. На практике введение новшеств в учебном заведении осуществляется в форме программы развития, в согласии с которой организуется деятельность коллектива, реализующего задачу. В итоге создается инновационная площадка — учреждение, где накопление новинок и идей улучшает образовательный процесс.
Проблемы инноваций в образовании
Проблемы нововведений в образовании начинаются уже на начальном этапе разработок, так как каждый из авторов инноваций не уверен в эффективности собственного плана. Всякая инновация — это риск без гарантии.
Но попытки усовершенствовать инновационный менеджмент в образовании не прекращаются. На сегодня нововведения классифицируются как:
Суть новшеств в педагогике заключена в применении эффективных методов обучения, соответствующих требованиям общества и технологий. Кроме того, инновации обязаны относиться к определенным областям распространения:
Введение изменений — это риск, но этот риск оправдан, так как в противном случае страна рискует застрять в устаревшей системе образования, что негативным образом отразится на развитии государства.
Управление инновациями
Введение новшеств — это инновационные процессы в образовании, означающие усовершенствование существующего, генерация идеи в готовый для практического применения продукт. Процесс обоснован и переводит действующую систему на новый уровень — режим развития.
Регулирование процесса обновления в учебном заведении — синхронизация регулирующих и регулируемых систем, конечная цель которого — «одушевление» образования и повышение качества преподавания.
На управление процессом влияет множество факторов, поэтому его нужно рассматривать как способ общего руководства следующими функциями:
Регулирование процесса внедрения инноваций — многопрофильная деятельность, включающая:
При этом главными направлениями руководства инновациями нужно считать разработку общей стратегии, материально-техническое обеспечение процесса и контроль за ним.
Законодательство РФ
На сегодня инновации в системе образования России регламентирует Федеральный закон, принятый 29.12.12, «Об образовании в Российской Федерации». В частности, внедрение инновационных проектов и программ в образовании регулируется ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования».
Закон об образовательных учреждениях определяет:
Одновременно, государственные органы субъектов РФ управляют общеобразовательной системой, создавая возможности для реализации проектов и их практического применения.
Международное законодательство
Инновационные процессы в современном образовании важны для развития государств сегодня и в перспективе. Правовое регулирование норм осуществляется документами, регламентирующими функционирование системы разработки и внедрения новшеств во всех сферах жизнедеятельности, включая образование.
Европейский союз
В Европейском Союзе инновационная политика базируется на информационном проекте «ПРО ИННО Европа», созданном для координации деятельности стран-членов ЕС. Проект основывается на трех документах: «Политика анализа», «Политика знаний», «Политика развития». В рамках Союза в 2000 г. разработана стратегия, в которой сформулированы основы европейской инновационной политики, предполагающей построение конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, примерах идей.
Великобритания
Определяющую роль в инновационной политике Соединенного Королевства играет информационная поддержка новейших разработок, в том числе и в области образования. Именно с этой целью Министерство инноваций, вузов и повышения квалификации размещает на официальном сайте документы для участников процесса. Одновременно ведется формирование структур для ведения инновационной деятельности, в частности, компаний, оказывающих консультативное обслуживание в области технологического развития. Обычно такие компании создаются на базе вузов и являются собственниками инновационных центров.
Германия
Отличительная черта инновационной политики Германии в сфере образования — определяющая роль государства как основного инструмента финансирования исследований и внедрения новшеств. Около 80% исследовательской деятельности, ведущейся в университетах страны, происходит за счет финансовых вливаний от грантов пяти научных сообществ.
Классификация инноваций в образовании
Инновационные проекты и программы в образовании появляются в виде идей конкретных людей, а затем преобразуются в авторские новинки либо становятся общепринятой нормой.
Без сомнений, внедрение новшеств — сложный инновационный процесс в образовании, включающий создание, испытание, анализ полученных результатов и их корректировку, после чего становится возможным введение инновации в образовательный процесс.
Многоступенчатой является и система управления нововведениями, включающая сотрудничество с педагогами, учащимися и родителями, информационное обеспечение и контроль за процессом.
Расширение опыта
Инновации — часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения и применения на практике. Новшества в педагогике не спонтанное явление, а результат накопленного опыта и научных разработок. А значит, данный процесс требует руководства.
Относительно учебного процесса, инновации в образовании — это обновление сути и методики обучения.
Выделяют следующие этапы процесса:
В сумме перечисленные этапы образуют локализованный цикл.
Направления по анализу и продвижению опыта:
Вопросы по внедрению инноваций в российское образование, анализ и распространение инновационного опыта прописаны в соответствующих нормативных документах: законах, указах Президента и приказах Министерства образования.