Что может быть положено в основу либретто

Что положено в основу либретто?

Либре́тто (из итал. libretto «книжечка») — текст музыкально сценического произведения, например, оперы, балета, оперетты и т. п. … Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям.

Что может положено в основу либретто?

Ответ: В основу оперы положено либретто — литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения. Открывается опера оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы. Оно может называться прелюдией, увертюрой, вступлением или интродукцией.

Что входит в состав оперного коллектива?

В состав оперного коллектива входят: солист, хор, оркестр, военный оркестр, орган. Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас). Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Какое литературное произведение послужило основой сюжета мюзикла?

Либретто – краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение – миф, легенда, поэма, сказка, роман, повесть.

Что лежит в основе музыкально сценических произведений?

Опера (от итал. opera – «сочинение») – основной жанр музыкального театра, род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки.

Какое литературное произведение лежит в основе либретто балета Ярославна кто автор музыки?

Хореографические размышления в 3 актах по мотивам «Слова о полку Игореве» на музыку Бориса Ивановича Тищенко.

Что легло в основу балета Ярославна?

«Героиней нашего балета стала Ярославна. Образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) — собирательный символ Родины — определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства.»

Что называют оркестром?

Что лежит в основе оперного спектакля?

В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении. Условный термин «опера» появился позже, чем обозначаемый им род произведений.

Что входит в состав оперы?

Что послужило основой сюжета мюзикла л Бернстайна Вестсайдская история Автор и название?

Мюзикл представляет собой адаптацию классической пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Действие разворачивается в Нью-Йорке середины 1950-х гг., повествуя о противостоянии двух уличных банд — «Ракет» («Jets»), потомков белых эмигрантов, и «Акул» («Sharks»), пуэрториканцев.

Какие есть мюзиклы?

Самые известные мюзиклы

Кто был автор сюжета взятого для мюзикла кошки и как называлось это произведение?

Cats) — мюзикл английского композитора Э. Ллойда Уэббера по мотивам сборника детских стихов Т. С. Элиота «Популярная наука о кошках, написанная старым опоссумом».

Что лежит в основе музыкальной драматургии в симфонии?

В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка) и т.

Что такое опера кратко 5 класс?

Опера – это музыкальный жанр, а точнее вокально-театральный жанр музыки. … В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают узнать зрителю героев, на сцене располагаются декорации. Все как в обычном театре. Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их.

Кто является автором балета Ярославна?

Балет «Ярославна (Затмение)» Борис Тищенко написал в 1974 году для ленинградского Малого оперного театра.

Источник

Либретто

Что может быть положено в основу либретто. Смотреть фото Что может быть положено в основу либретто. Смотреть картинку Что может быть положено в основу либретто. Картинка про Что может быть положено в основу либретто. Фото Что может быть положено в основу либретто

Либретто это текст, который представляет собой литературно-драматическую основу большого вокально-музыкального произведения (опера, оперетта, оратория, кантата, мюзикл); литературная форма сценария, краткий обзор балетного или оперного спектакля.

Происхождение термина

Термин «либретто» («книжечка») произошел от итальянского libretto – уменьшительного от libro («книга»). Такое название обусловлено тем, что в конце XVII века для посетителей европейских театров издавались небольшие книги, содержащие подробное описание истории оперы и балета, список исполнителей, ролей, героев и действий, которые происходят на сцене. Слово «либретто» также применяется для обозначения текста богослужебных произведений, например: месса, священная кантата, реквием.

Буклеты либретто

Книжечки с описанием оперных и балетных спектаклей печатались в нескольких форматах, некоторые из них были больше, чем другие. Такие буклеты с лаконичным содержанием спектакля (диалоги, текст песен, сценические действия) обычно издавались отдельно от музыки. Иногда этот формат дополнялся мелодическими отрывками музыкальной нотации. Либретто получили широкое распространение в театрах, т. к. позволяли зрителям ознакомиться с программой представления.

Оперное либретто

Оперное либретто возникло в Италии и Франции в XVII в., во времена развития музыкально-драматических жанров, и представляло собой стихотворный текст, хотя театральные речитативы часто сочетали поэзию с прозой. Либретто изначально писали известные поэты. Составитель либретто назывался либреттистом. Оперные либретто не только способствовали развитию европейской музыкальной драмы, но и образовали новый литературный жанр.

Известные либреттисты

Наиболее известный либреттист XVIII века – итальянский драматург Пьетро Метастазио, чьи либретто были положены на музыку многими композиторами, среди которых – А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, А. Сальери и др.; а также неоднократно использовались в театральных постановках. Драмы П. Метастазио независимо от музыки имели самостоятельную ценность и вошли в классическую итальянскую литературу.

Пример либретто

Либретто П. Метастазио «Милосердие Тита» (1734 г.), основанное на трагедии П. Корнеля «Цинна» (1641 г.), использовалось для создания одноимённой оперы В. А. Моцарта 1791 года.

Другой ведущий либреттист XVIII века – Лоренцо да Понте – является автором 28 либретто к музыкальным сочинениям, в том числе операм В. А. Моцарта и А. Сальери. Французский драматург Эжен Скриб – один из самых плодовитых либреттистов XIX века – создавал тексты для музыкальных произведений Дж. Мейербера, Д. Обера, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Россини и Дж. Верди.

Либреттисты-композиторы

С XIX века появились случаи, когда автором либретто выступал сам композитор. Р. Вагнер самый знаменитый в этом отношении с преобразованиями легенд и исторических событий в эпические сюжеты музыкальных драм. Г. Берлиоз написал либретто для своих произведений «Осуждение Фауста» и «Троянцы», А. Бойто создал текст для оперы «Мефистофель». В русской опере литературно-драматическим талантом обладал композитор М. П. Мусоргский, который иногда самостоятельно писал тексты к своим произведениям.

Сотрудничество либреттистов с композиторами

Отношения между некоторыми либреттистами и композиторами характеризовались продолжительным сотрудничеством, например: длительное партнерство либреттиста Л. Да Понте и композитора В. А. Моцарта, Э. Скриба и Дж. Мейербера, А. Бойто и Дж. Верди, В. И. Бельского и Н. А. Римского-Корсакова. Либретто для П. И. Чайковского писал его брат, драматург М. И. Чайковский.

Источники сюжетов либретто

Источники для сюжетов либретто – преимущественно фольклорные (легенды, мифы, сказки) и литературные (пьесы, поэмы, повести, романы) произведения, переделанные согласно с музыкально-сценическими требованиями. При адаптации под либретто литературные сочинения большей частью претерпевали изменения. Либретто упрощает произведение, сокращая его элементы в пользу музыки, которая таким образом получает время, необходимое для развития. Такая переработка нередко приводит к изменению композиции и идеи сочинения (повесть «Пиковая дама» А. С. Пушкина и созданная на её основе одноимённая опера П. И. Чайковского).

Оригинальные либретто

Либретто бывает оригинальным произведением, сюжет которого не заимствован из литературных источников. Таковы либретто Э. Скриба к опере Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол», Г. фон Гофмансталя к опере Р. Штрауса «Кавалер розы», М. П. Мусоргского к опере «Хованщина». Либретто не всегда записывается перед музыкой. Некоторые композиторы – М. И. Глинка, А. В. Серов, Н. А. Римский-Корсаков, Дж. Пуччини и П. Масканьи, – писали музыкальные фрагменты без текста, после чего либреттист добавлял слова в строки вокальной мелодии.

Статус либреттистов

Либреттисты зачастую получали меньше признания, чем композиторы. В конце XVIII века имя либреттиста редко указывалось, как упоминал Лоренцо да Понте в своих мемуарах.

Либретто и синопсис

Сокращенной формой, или сжатым изложением, либретто считается синопсис. Вместе с тем, либретто отличается от синопсиса или сценария, поскольку либретто содержит театральные действия, слова и ремарки, синопсис же обобщает сюжет.

Современное значение

Термин «либретто» используется в разных видах современного искусства (музыка, литература, театр, кинематограф) для обозначения плана действия, который предшествует сценарию. Наука, изучающая либретто как литературную основу музыкальных произведений, называется либреттология.

Слово либретто произошло от итальянского libretto, что в переводе означает книжечка.

Источник

Что такое либретто

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мир музыки и мир литературы связаны теснее, чем может показаться с первого раза.

В таких жанрах, как опера, оперетта, мюзикл помимо непосредственно музыкальной стороны немаловажную роль играет текст.

Что может быть положено в основу либретто. Смотреть фото Что может быть положено в основу либретто. Смотреть картинку Что может быть положено в основу либретто. Картинка про Что может быть положено в основу либретто. Фото Что может быть положено в основу либретто

Здесь на первый план выходит либретто. Что это такое – узнаем подробнее.

Либретто — это.

В современном искусстве, где распространено взаимное проникновение родов и жанров, термином «либретто» обозначается краткое изложение содержания кинофильма, романа (это как?), оперы или мюзикла, которое представляет собой основу сценария.

В классическом историко-литературном понимании либретто – это литературно-драматический жанр, который представляет собой переложение ранее написанного или специально сочинённого произведения художественной литературы на музыку.

Это своеобразная адаптация текста к законам каждого конкретного крупного вокального или танцевального жанра.

Что может быть положено в основу либретто. Смотреть фото Что может быть положено в основу либретто. Смотреть картинку Что может быть положено в основу либретто. Картинка про Что может быть положено в основу либретто. Фото Что может быть положено в основу либретто

Слово происходит от итальянского «libretto», уменьшительного от «libro» («книга»). В 17 веке посетителям европейских театров перед началом представлений выдавали специальные книжечки с кратким содержанием спектакля.

По внешнему виду они напоминали современные брошюры и служили для ознакомления публики с сюжетом музыкального произведения, действующими лицами, исполнителями.

Термин «либретто» используется также в церковном обиходе при исполнении кантат, реквиемов, ораторий и других богослужебных произведений.

Знаменитые либреттисты

Первые либретто были оперными. Они появились в конце 17 столетия в театрах Италии, а затем и других стран Европы.

К сочинению либретто привлекались известные поэты, так как тексты, которым предстояло лечь на музыкальную основу, должны были быть стихотворными. В речитативах фрагменты прозы и поэзии искусно сочетались, но большая часть текста писалась строго определённым стихотворным размером, который соответствовал ритму, заданному композитором.

Что может быть положено в основу либретто. Смотреть фото Что может быть положено в основу либретто. Смотреть картинку Что может быть положено в основу либретто. Картинка про Что может быть положено в основу либретто. Фото Что может быть положено в основу либретто

От либреттиста требовалось наличие музыкального слуха и большого технического мастерства: объёмные вокальные произведения должны были легко заучиваться исполнителями и хорошо восприниматься слушателями.

Следует назвать несколько имён выдающихся либреттистов своего времени:

Либретто в русской культуре

В России над данным жанром также трудились не худшие сочинители. Обычно основой крупных музыкальных творений становились произведения, имеющие всенародное значение.

Так, композитор Н.А.Римский-Корсаков написал оперу «Садко» на материале русской былины, музыкально воссоздал «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», обобщив сюжеты древнерусской духовной литературы, а также создал оперы «Золотой петушок» и «Сказка о Царе Салтане» по сказкам А.С.Пушкина.

Что может быть положено в основу либретто. Смотреть фото Что может быть положено в основу либретто. Смотреть картинку Что может быть положено в основу либретто. Картинка про Что может быть положено в основу либретто. Фото Что может быть положено в основу либретто

Подготовить текстовую основу для всех четырёх опер помог композитору поэт В.И.Бельский.

Иногда композиторы самостоятельно писали тексты либретто, никому не доверяя этого ответственного дела.

Так создавалась опера М.П.Мусоргского «Хованщина». Правда, завершить и оркестровать её довелось Н.А.Римскому-Корсакову. А сюжет оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин», созданной на материале пушкинского романа, пришлось слегка адаптировать для сцены.

Составляя текст либретто вместе с поэтом К.Шиловским, композитор счёл нужным дать право высказывания мужу Татьяны. Так появилась «Ария Гремина», слова которой известны каждому:

«Онегин, я скрывать не стану.
Безумно я люблю Татьяну…».

Заключение

Одним словом, знакомство с историей жанра и примерами из истории искусства очень увлекательно. Изучением либретто занимается отдельная наука – либреттология.

А нам с вами либретто полезно тем, что можно заранее почитать его в интернете перед тем, как отправиться в театр на премьеру оперы или балета (это что такое?).

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Либретто — это способ существенно расширить восприятие того или иного произведения, рассмотреть его с другой стороны. Главное, чтоб для этого выбирались достойные сюжеты, а не плодились бессмысленные истории.

Источник

ЛИБРЕТТО

Ис­точ­ни­ка­ми сю­же­тов Либретто яв­ля­ют­ся ми­фо­ло­гия, народные ле­ген­ды, бы­ли­ны, сказ­ки, ху­дожественная литература (по­эмы, ро­ма­ны, но­вел­лы, дра­мы и т. д.). Ре­же встре­ча­ют­ся Либретто, не имею­щие какого-либо литературного про­об­ра­за (Либретто опе­ры «Хо­ван­щи­на» М.П. Му­сорг­ско­го, соз­дан­ное са­мим ком­по­зи­то­ром). При пе­ре­ра­бот­ке в Либретто литературного про­из­ве­де­ния большая часть под­вер­га­ют­ся зна­чительным из­ме­не­ни­ям: по­рой за­им­ст­ву­ет­ся толь­ко сю­жет, в других слу­ча­ях ис­поль­зу­ет­ся об­щая ком­по­зи­ция, от­час­ти и текст. При этом не­ред­ко су­ще­ст­вен­но ме­ня­ет­ся са­ма кон­цеп­ция про­из­ве­де­ния (например, пуш­кин­ской «Пи­ко­вой да­мы» в либретто П.И. Чай­ков­ско­го). Слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния дра­ма­тических про­из­ве­де­ний в Либретто пол­но­стью или с не­зна­чительным со­краще­ни­ем и до­пол­не­ни­ем тек­ста в XIX и начале XX веков бы­ли еди­нич­ны­ми («Ка­мен­ный гость» А.С. Дар­го­мыж­ско­го, «Мо­царт и Салье­ри» Н.А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Ску­пой ры­царь» С.В. Рах­ма­ни­но­ва по А.С. Пуш­ки­ну, «Пел­ле­ас и Ме­ли­зан­да» К. Де­бюс­си по М. Ме­тер­лин­ку, «Са­ло­мея» Р. Штрау­са по О. Уай­ль­ду и др.), в современной опе­ре они встре­ча­ют­ся до­воль­но час­то, как и це­ли­ком про­за­ические Либретто, по­нача­лу экс­пе­ри­мен­таль­ные («Же­нить­ба» Му­сорг­ско­го на не­из­ме­нён­ный текст Н.В. Го­го­ля).

2) Крат­кое из­ло­же­ние со­дер­жа­ния опе­ры, опе­рет­ты, ба­ле­та.

Источник

Значение слова «либретто»

Что может быть положено в основу либретто. Смотреть фото Что может быть положено в основу либретто. Смотреть картинку Что может быть положено в основу либретто. Картинка про Что может быть положено в основу либретто. Фото Что может быть положено в основу либретто

1. Словесный текст большого музыкально-вокального произведения (оперы, оперетты, оратории).

2. Краткое изложение содержания оперы, балета и т. п. (обычно помещаемое в театральной программе).

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных. Для речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям. Реже либретто представляет собой совершенно оригинальное сочинение; как замечает Х. С. Линденбергер, если считать показателем самобытности либретто его способность существовать автономно от написанной на его основе музыки, то этот тест выдерживает разве что либретто Гуго фон Гофмансталя к опере Рихарда Штрауса «Кавалер розы», имеющее собственную постановочную судьбу. В то же время в истории либреттистики известны примеры значительного вклада авторов либретто в создание выдающихся произведений и развитие жанра — прежде всего, деятельность Лоренцо да Понте и роль Раньери да Кальцабиджи в оперной реформе Кристофа Виллибальда Глюка. В некоторых случаях автором либретто становится сам композитор, — наиболее значителен в этом отношении пример Рихарда Вагнера, чья работа в этой области, по мнению автора первого обзора истории либретто Патрика Смита, представляет собой наивысшее достижение. В истории русской оперы на собственное либретто писал, в частности, Александр Серов («Юдифь»).

В издания либретто иногда включаются ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Краткий пересказ либретто называется синопсис.

Изучение либретто и вообще вербального элемента в синтетическом или синкретическом словесно-музыкальном произведении стало развиваться начиная с 1970-80-х гг. и получило название либреттологии.

ЛИБРЕ’ТТО, нескл., ср. [ит. libretto] (театр.). 1. Словесный текст большого музыкально-вокального произведения, преимущ. оперы. || Краткое изложение (обычно помещаемое в театральной программе) сюжета исполняемой оперы, пьесы (разг.). 2. Сюжетный план, схема сценария для балета или кинофильма. Л. готово, остается разработать сценарий.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

либре́тто

1. искусств. словесный текст большого музыкально-вокального произведения (оперы, оперетты, оратории)

2. сценарий балетного спектакля

3. краткое изложение содержания оперы, балета и т. п. (обычно помещаемое в театральной программе)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что может быть положено в основу либретто. Смотреть фото Что может быть положено в основу либретто. Смотреть картинку Что может быть положено в основу либретто. Картинка про Что может быть положено в основу либретто. Фото Что может быть положено в основу либреттоПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: енотовидный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *