Что может быть историческим источником

Исторические источники: виды и примеры, значение для истории

Что может быть историческим источником. Смотреть фото Что может быть историческим источником. Смотреть картинку Что может быть историческим источником. Картинка про Что может быть историческим источником. Фото Что может быть историческим источником

Откуда мы знаем, что в прошлом было все именно так, как об этом говорит история? Если сравнительно недавнюю историю, скажем, прошлого ХХ века мы знаем, в том числе из рассказов наших родителей, бабушек и дедушек, а чему-то возможно и сами были свидетелями, то говорить о событиях более древних можно, лишь при помощи исторических источников, являющихся главным фундаментом всей исторической науки. Какие есть виды и примеры исторических источников, в чем их общее значение для истории, об этом читайте далее.

Что такое исторический источник

Можно давать разные определения этого понятия, мне ближе то которое приводит Википедия: «Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события».

Виды исторических источников

В целом все исторические источники можно разделить на 3 большие группы: письменные и материальные (или вещественные) и фольклорные.

Письменные исторические источники

Разберем детальнее: письменные исторические источники включают в себя все, что когда-то было написано нашими предками и при этом сохранилось до наших дней (а многое, к сожалению и не сохранилось). Причем сюда входят не только труды историков прошлого, летописи, исторические манускрипты, а вообще все письменные источники прошлого: художественные романы, бухгалтерские и юридические документы, даже долговые расписки.

Порой именно из сухих бухгалтерских и финансовых документом можно узнать много интересного именно о жизни и быте простых людей, живших в древнем Шумере или Вавилоне, средневековом Новгороде или Праге. К слову, возможно, что и все написанное мной для этого исторического сайта также станет примером письменного исторического источника начала XXI века – уже для историков будущего.

Стоит заметить, что с письменными историческими источниками, написанными на древних забытых языках у историков порой возникают многочисленные трудности и приходится прибегать к помощи талантливых филологов и ученых в смежных областях в попытках дешифровать древний язык, понять и прочитать его. О дешифровке древних письменностей на нашем сайте есть серия интересных статей, переходите по ссылке.

Материальные исторические источники

Если мы говорим о временах более древних, чем возникновение письменности, в первую очередь о первобытном обществе, но и не только, то единственным источником наших знаний об этом периоде являются материальные исторические источники, полученные в результате археологических поисков, раскопок. Сюда относятся все материальные предметы, оставленные некогда теми, кто жил за много веков до нас: керамические осколки посуды, наконечники копий и стрел, наскальные рисунки на стенах пещер, старинные детские игрушки и монеты, и многое-многое другое.

Что может быть историческим источником. Смотреть фото Что может быть историческим источником. Смотреть картинку Что может быть историческим источником. Картинка про Что может быть историческим источником. Фото Что может быть историческим источником

Изучая вещественные исторические источники, археологи и историки могут восстановить быт тех людей, которые некогда пользовались ими. Впрочем, если говорить об эпохах с письменностью, то и при их изучении множество информации мы получаем из вещественных исторических источников, которые дополняют письменные свидетельства. К примеру, о былом величии Римской империи мы знаем не только благодаря многочисленным трудам римских историков и документов античности, доживших до наших дней, мы можем видеть их воочию по многочисленным материальным памятникам культуры, оставленным нам «римским миром» (Pax Romana): сохранившемся колонам, храмам, амфитеатрам, акведукам и многим другим.

Что может быть историческим источником. Смотреть фото Что может быть историческим источником. Смотреть картинку Что может быть историческим источником. Картинка про Что может быть историческим источником. Фото Что может быть историческим источником

Фольклорные исторические источники

Пожалуй, они представляют собой самый спорный вид исторических источников, так как это, по сути, устная народная память, которая передается из поколения в поколение в виде сказок, легенд, мифов, но как говорится «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Так многие сказки и мифы, как полагают историки, были отголоском реальных исторических событий, разумеется, в сказках и мифах реальные события сильно приукрашены и герои (как впрочем, и злодеи) гиперболизированы.

Ярким примером может служить наша сказка о трех богатырях: Илье Муромцы, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и их противостоянии со змеем. На самом деле все 3 героя реальные исторические личности, как и антагонист змей, историкам более известный как половецкий хан Тугоркан. В сказке о богатырях, их приключениях и подвигах можно проследить параллели с реальными историческими событиями, связанными с Киевскою Русью и ее борьбе с половцами.

Что может быть историческим источником. Смотреть фото Что может быть историческим источником. Смотреть картинку Что может быть историческим источником. Картинка про Что может быть историческим источником. Фото Что может быть историческим источником

Или другой не менее яркий пример уже из западного фольклора – легенда о короле Артуре. Король Артур, его советник, волшебник Мерлин, отважный рыцарь Ланселот, коварный Мордред и прочие герои эпоса, разумеется, от начала и до конца выдуманные персонажи. Но в самом эпосе, как полагают историки, содержаться отголоски реальных исторических событий, происходивших в Англии в V веке, когда она была завоевана племенами англов (собственно давших название «Англия»).

Анализ исторических источников на достоверность

К сожалению не всем историческим источникам можно доверять, как минимум доверять безоговорочно. Разумеется, если идет речь о фольклорных источниках, то понятно, что их достоверность будет под вопросом, ну а если мы имеем дело с письменными трудами историков прошлого. Тут тоже не все однозначно, так как часто историки тоже были далеко не всегда объективными. Все мы знаем фразу, что «историю пишут победители», к сожалению, она имеет смысл в отношении многих письменных исторических свидетельств. Те же летописцы, как правило, находились на службе у князя и о событиях современных им писали так, чтобы выставить своего покровителя (князя) в выгодном свете. За примером далеко ходить не надо, посмотрите, как освещают события современные СМИ и в каком свете. А летописцы это были по сути теми же средневековыми СМИ (только без телевидения и интернета)

Поэтому чтобы действительно правильно и объективно оценить какое-нибудь историческое событие необходимо иметь о нем информацию хотя бы из двух разных исторических источников. К сожалению не всегда это возможно…

А порой и вовсе бывают исторические источники-подделки, мистификации, сделанные специально, чтобы ввести в заблуждение с корыстной целью. Так, например, в 1867—1869 годах член Парижской Академии наук Мишель Шаль представил в академию целое собрание найденных будто бы писем Галилея, Паскаля, Ньютона и других известных личностей, включая даже письма Александра Македонского к Аристотелю. Причем сам Шаль был искренне уверен в их подлинности. Как оказалось, все эти документы были фальшивками, которые за огромную сумму продал Шалю мошенник Дени Врэн-Люка, выдав за переводы с подлинников.

Чтобы выявить подобные подделки, как письменные, так и вещественные, их тщательно проверяют. Если идет речь о письменном документе, то идет анализ речи, изучение лексики, стиля письма. К примеру, если в историческом документе встречается слово, которое появилось позднее, то это будет служить ясным сигналом о том, что документ подделка и не может рассматриваться в качестве исторического источника.

Заключение

Изучение исторических источников дает нам возможность приоткрыть многие страницы нашего прошлого. Именно благодаря ним мы знаем то, что было в былые давние времена, поэтому их значение для исторической науки попросту бесценно. Но даже несмотря на это на исторические источники надо смотреть с определенной долей скептицизма, тщательно проверять их происхождение и подлинность.

Источник

Лекция «Исторические источники», которую я читала на курсах повышения квалификации по предложению СКИРО ПК и ПРО

«Для историка обязательно иметь общее

понятие о главных источниках всех

народов и даже (поверхностное) знакомство

Бестужев-Рюмин Константин Николаевич

(1829-1897), российский историк.

1. Исторические источники и их классификация

2. Источниковедение как наука

3. Из опыта работы: традиционные методы

4. Пресса – как один из источников исторической информации

5. Инновационные подходы: лабораторный метод, работа с ЦОР

Стремление опереться на достоверные свидетельства источников для воссоздания реальности прошлого было присуще историкам издавна. Совершенно очевидно, что историческая наука не может обойтись без источников, поскольку она изучает прошлое, в том числе и весьма далекое от современности. Что может быть историческим источником. Смотреть фото Что может быть историческим источником. Смотреть картинку Что может быть историческим источником. Картинка про Что может быть историческим источником. Фото Что может быть историческим источником

С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники, как правило, передают хронологию исторических событий и их связь. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например, по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам).

По существу, носитель информации и является историческим источником в традиционном понимании. Все существующие классификации исторических источников представляют собой попытку классификации носителей информации по видам. В роли носителя может выступать как материальный, так и нематериальный объект, например, устный фольклор, незафиксированные слухи и т.д. Это значит, что для изучения исторической информации необходимо применять различные методы, в том числе методы фиксации информации.

Это особенно важно учитывать при работе с исторической информацией. Читая исторический источник, читающий не всегда может извлечь из него всю информацию, которую передавал автор источника в момент его написания. При работе с исторической информацией следует учитывать и то, что передается и воспринимается только целесообразная информация. Поскольку цели передающего и принимающего информацию субъектов всегда различны, информация не может быть передана в полном объеме. Вот почему, зачастую обращаясь к одному и тому же источнику многократно, мы всякий раз извлекая из него новую информацию. Изменение познавательных целей приводит к новому прочтению источника, к извлечению из него новых пластов информации, скрытых на первый взгляд. Все выше сказанное позволяет сделать вывод об информационной неисчерпаемости источников.

Расширение методов обработки скрытой информации становится одной из основных задач информационного источниковедения. Возникновение новых видов информации сопровождается усложнением системы исторических источников. Объемы исторической информации зависят от объемов действующих каналов передачи информации. Чем выше уровень образования, чем больше людей, способных облечь информацию в знаковую форму, тем больше каналов информации возникает, тем большие объемы исторической информации фиксируются и передаются в пространстве и во времени.

Если при разработке вопросов и заданий к историческим документам учитывать их видовое своеобразие, то работа школьников при изучении источников не замкнется на «выуживании» информации из источника, а станет прообразом серьезного научного исследования, приобщением к творческому труду историка.

В обобщенном виде Памятка по работе с любым историческим источником выглядит так:

1. характеристика источника:

— вторичный или первичный источник

2 краткое содержание источника, основные идеи, факты

3 основные исторические факты особенности текста, в т. ч. художественные

4. Что преобладает в документе: исторические факты или художественное описание событий.

5. Обоснуйте, насколько можно доверять источнику.

Чтобы успешно сдать ЕГЭ уч-ся должен читать, читать много, в том числе по тем предметам, которые планирует сдавать книги по истории. Ранняя ориентация на дополнительное чтение позволяет значительно более успешно решать задачи исторического образования. Не менее важно и умение самостоятельно писать, формулируя собственные взгляды, обрабатывая систему доказательств, аргументацию, уточняя собственную позицию. Всему этому дети могут научиться, работая с текстами исторических источников, отрывками из научной, научно-публицистической, художественной литературы

Целесообразно знакомить школьников с вторичными источниками. На этом материале учащиеся обучаются критической работе с интерпретациями. Историческая критика вводит в словарь школьника такие понятия, как заблуждение, подделка, подлинник, несоответствие, противоречие. Историческая критика начинается с формулирования сомнений в подлинности документа или в истинности сделанных в нем выводов, оценок. Для разрешения сомнений осуществляется поиск противоречий внутри источника (внутренняя критика), сравнение его с другими источниками (внешняя критика), фиксация разногласий.

Новая структура исторического образования создает условия для широкого изучения на уроках истории произведений древнерусской литературы. Когда отечественная история до конца XVIII в. изучалась только на ранних этапах школьного образования (V-VIII классы) не было и речи о серьезной работе с документами, с историческими текстами, с произведениями древнерусской словесности. Сейчас, работающий в старших классах учитель получил возможность без чрезмерных упрощений говорить о событиях Киевской и Московской Руси, опираясь на документы. Формы использования древнерусских текстов на уроках в старших классах могут быть различными, равно как и решаемые на этих уроках задачи. Многое зависит от того, в рамках какого курса, в каком контексте учитель и школьники анализируют памятники отечественной истории.

В частности учитель может воспользоваться книгой для чтения «Древнерусская литература» (автор Е.Рогачевская, изд. Школа-Пресс, 1993г.). В книге приведены фрагменты «Повести временных лет», «Слово о разорении Рязани Батыем», «Слово о законе и благодати», извлечения из «Домостроя», «Житие протопопа Аввакума» и др. С опытом изучения первоисточников памятников древнерусской литературы учитель истории может познакомиться на страницах журнала «Преподавание истории в школе» N8, 1994 г., стр. 24-28.

На многих уроках, посвященных прошлому России, можно использовать фрагменты трудов крупнейших российских историков: В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, Д.О. Ключевского, Н.И. Ключевского, Н.И. Костомарова, С.М. Соловьева, Е.В. Тарле. Уже на первых занятиях «Истории России» уместно использовать отрывки из курса лекций В.О. Ключевского «Курс русской истории»

При изучении древнейшей истории восточных славян и киевского периода предлагать учащимся самостоятельно работать с текстом «Курса» не следует. Он слишком труден. Самостоятельно поработать с текстом (лекция XXI) школьники могут при изучении проблемы объединения русских земель вокруг Москвы. Анализируя текст учащиеся делают выводы о политических, торговых преимуществах Москвы. Вполне по силам учащимся и самостоятельно прочитать те страницы, где историк создает портреты исторических деятелей. Учащиеся могут подготовить сообщения, рефераты, сочинения-рассуждения.

Использование на уроках работ Н.И. Костомарова «Личность царя Ивана Васильевича Грозного», «Царевна Софья», «Царевич Алексей Петрович. Самодержавный отрок» поможет ребятам осознать отечественную историю как историю человека, его жизни, взглядов, убеждений.

Использование на уроках трудов выдающихся российских историков, расширит кругозор учащихся, сделает их учебную деятельность более разнообразной.

Также к инновационным методам работы с историческими источниками следует отнести работу с ЦОР. Так набор ЦОР к учебникам Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История государства и народов России». 6–9 кл.»содержит в том числе ис торические источники ( тексты , рисунки и фотографии , аудио и видеофрагменты )

Иллюстративный материалы могут быть использованы в качестве дополнения к тем или иным положениям в рассказе учителя при объяснении нового материала. Например, используя историческую фотографию, можно попросить учеников определить эпоху, к которой она относится, социальную принадлежность запечатленных на ней людей, отношения автора к запечатленным событиям и т. п.Обучение навыкам работы с историческими источниками разных типов поможет учащиеся научиться отличать мнение от факта, определять степень достоверности источника и т. д. Материал для обучения навыкам анализа исторических данных. Например, данные о падении покупательской способности населения за годы Первой мировой войны позволяют поставить учащимся вопрос о причинах недовольства населения политикой властей. По многим темам даны источники, представляющие различные политические позиции, противоположные взгляды на изучаемые события. При самостоятельном изучение той или иной темы, предваряющей или заменяющей объяснение учителя также желательно использование исторических источников разных типов (тексты, рисунки/фотографии, видео). Вопросы для анализа учащимися данных источников должны быть предварительно сформулированы учителем. Исторические задачи с открытыми вопросами к каждой теме (разделу) учебника позволяют оценить и знания учащихся (например, взаимосвязь исторических событий и явлений), и умение анализировать исторические события и документы, и умение формулировать ответ. Разработки уроков с применением ЦОР (смотри Приложение). Главное, чтобы учитель и уч-ся имели соответствующее оборудование: компьютер, оборудованный мультимедиа проектором, экран (для учителя); компьютеры (для учеников). Как правило оно есть только в кабинете информатики, а в школе он один единственный, а количество компьютеров на школе колеблется в пределах 1 ПЭВМ на 6-10 уч-ся.

Источник

Конспект по теме «Исторические источники»

Виды исторических источников.

Изучение исторического процесса и реконструкция событий прошлого ведется путем исследования исторических источников. Для того, чтобы исследование было качественным и профессиональным, историк должен собрать информацию о предмете исследования из максимально возможного количества исторических источников.

Исторический источник – это любой материальный объект, являющийся результатом человеческой деятельности и содержащий в себе информацию о прошлом человеческого общества.

! В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.

К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д.

Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.

К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского «нарраре» – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.

К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).

К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).

2. Хронологическая классификация исторических источников

В современном источниковедении существует сложная система классификации исторических источников, однако основными видами являются хронологическая и типологическая классификации.

Хронологическая классификация – это выделение групп источников по историческим эпохам в развитии общества. Данная классификация совпадает с общей периодизацией отечественной истории. В современной исторической науке принята следующая общая периодизация российской истории.

Общая периодизация отечественной истории :

I. Первобытное общество на территории современной России – с 700 тыс. лет назад (проникновение древнейших людей на территорию Восточно-Европейской равнины) до VI в. н. э. (начало перехода к феодальному обществу).

II. Период перехода от первобытного феодальному обществу у восточных славян – с VI в. (возникновение крупных племенных союзов у восточных славян – Куява, Славия, Артания) до начала XII века (1132 г., распад раннефеодального государства Киевская Русь и начало феодальной раздробленности):

1) период разложения первобытного общества и формирования предпосылок складывания государства у восточных славян – с VI в. до конца IX века (882 г.);

2) период раннефеодального государства Киевская Русь – с конца IX до начала XII вв. (1132 г.)

III. Период развитого феодализма в истории российского общества – с начала XII до середины XVIII века (1764 г., указ Екатерины Второй о запрещении лицам недворянского происхождения покупать крепостных для мануфактур, появление буржуазных мануфактур, начало перехода к капитализму).

IV. Период перехода от феодального общества к буржуазному – с середины XVIII в. до начала XX в. (социалистическая революция в октябре 1917 г.).

V. Период существования советского (бюрократического) общества в СССР – с 1917 г. (Октябрьская революция) до 1985 г. (начало политики перестройки, начало распада СССР и перехода к буржуазному обществу):

период ликвидации буржуазных отношений, а также остатков феодальных отношений и формирования бюрократического (социалистического) общества – с 1917 г. до конца 1930-х гг.;

период существования советского общества в сложившейся военизированно-бюрократической форме – с конца 30-х до середины 50-х гг. XX века;

период перехода советского общества от военизированной к административно-бюрократической форме – с середины 50-х до середины 60-х гг. XX века;

период существования советского общества в развитой административно-бюрократической форме – с середины 60-х до середины 80-х гг. XX века.

VI. Период перехода России от бюрократического общества к буржуазному – с середины 80-х гг. XX века до настоящего времени.

В соответствии с общей периодизацией отечественной истории в современном источниковедении выделяется 5 видов источников:

1) письменные исторические источники периода разложения первобытного общества и перехода к феодализму (VI – начало XII вв.);

2) письменные исторические источники периода развитого феодализма (начало XII – середина XVIII вв.);

3) письменные исторические источники периода разложения феодализма и перехода к капитализму (середина XVIII – начало ХХ вв.);

4) письменные исторические источники советского общества (1917 – 1985 гг.);

письменные исторические источники постсоветского (современного) периода – с 1985 г. по настоящее время.

Типологическая классификация исторических источников

Внутри каждой исторической эпохи письменные исторические источники делятся на типы.

Типы исторических источников – это совокупность источников одной исторической эпохи, выделенных по их происхождению и функциям в обществе.

Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:

· Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).

· Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).

· Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).

· Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).

· Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).

· Печати (изучаются сфрагистикой).

· Гербы (изучаются геральдикой).

· Почтовые марки (изучаются филателией).

· Эмблемы (изучаются эмблематикой).

· Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).

· Костные остатки людей и животных (остеология).

· Древние тексты (изучаются палеографией).

· Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).

· Берестяные грамоты (изучаются берестологией).

· Юридические документы (изучаются дипломатикой).

· Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).

· Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).

· Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).

· Имена собственные (изучаются ономастикой).

· Географические названия (изучаются топонимикой).

· Родословные книги (генеалогия).

Палеографические и эпиграфические источники составляют особую группу вещественных источников, поскольку они являются одновременно вещественными памятниками и носителями текстов. К вещественным, а не письменным источникам они относятся потому, что в рамках указанных дисциплин они изучаются прежде всего не с точки зрения содержания текста, а с точки зрения внешних характеристик материального носителя (качество и техника изготовления бумаги, качество и техника письма и т.д).

В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников:

2) законодательные источники;

3) актовые материалы;

4) делопроизводственная документация;

5) статистические источники;

6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);

7) литературные произведения;

Данные типы письменных источников возникли и существовали в различные периоды российской истории. По мере развития общества увеличивалось общее количество письменных источников, исчезали одни типы и возникали новые.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *