Что может быть источником материала при написании сочинений
Что может быть источником материала при написании сочинений
Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы разрабатываются в рамках открытых направлений, которые размещены на сайте ФИПИ. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.
В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТЫ:
Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации?
Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.
Область для оценки работы.
Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).
Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет?
Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.
Итоговое сочинение 2021: как подготовиться
Подготовиться за месяц, поговорить от лица предметов в комнате и получить за это дополнительные баллы в вузе
Направления
Требования к сочинению
Критерии оценивания, или как получить незачёт
Советы по подготовке
Краткие ответы на главные вопросы
Итоговое сочинение, которое обычно проходит в декабре, в 2021 году состоится 15 апреля. О чём писать в итоговом сочинении, где искать аргументы, как подготовиться за месяц и каких типичных ошибок нужно избегать, рассказывает преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд» по литературе Юлия Дэль.
Направления
Не путайте направления и темы сочинения. Сами темы вы узнаете только на экзамене. Например, в прошлом году были темы «В чём заключается рыцарское отношение к женщине» по направлению «Он и она» и «Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует» по направлению «Надежда и отчаяние». Тем будет пять по числу направлений.
Забвению не подлежит
Здесь необходимо поразмышлять о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки, культуры, которые повлияли на развитие общества и цивилизации в целом.
Я и другие
В этой теме подумайте о взаимоотношениях личности и общества. Эта тема позволит максимально выразить свою позицию, своё мнение. В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения конфликтов и способах их избежать. В качестве аргументов используйте и произведения, и примеры из собственного опыта.
Время перемен
Ваша задача — подумать и написать о меняющемся мире, вспомнить, как было раньше, а как сейчас, сравнить прошлое и настоящее. Напишите о своём отношении к современности, оцените происходящее в историческом контексте. Можно поразмышлять о том, как формируется мировоззрение. Для примеров в этом направлении хорошо подойдут мемуары, публицистика.
Разговор с собой
В этом направлении затрагивайте важные для всех вопросы: что значит быть собой, любить и принимать себя, в чём смысл жизни, зачем понимать свои и чужие поступки. Здесь же можно затронуть тему, почему важно сохранять внутреннюю цельность, быть стойким и не хандрить, и, наоборот, чем опасно слишком легкомысленное отношение к жизни.
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Вы должны охватить такие темы, как запросы современного человека, его культурные ценности. Опишите, что важно для нынешнего поколения, для вас лично. Подумайте, какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у человечества XXI века.
Требования к сочинению
Сочинение должно соответствовать двум основным требованиям:
Рекомендуемый объём — 350 слов, максимальный не оговаривается, но чем больше вы напишете, тем лучше. Если в сочинении будет 250 слов или меньше, его просто не будут проверять.
Сочинение должно быть написано самостоятельно, без подсказок, списывания или использования заученных фрагментов чужого текста. Важно излагать собственные мысли. Цитирование допускается в небольших количествах.
Критерии оценивания, или как получить незачёт
Чтобы получить зачёт за всё сочинение, необходимо получить зачёт по трём критериям: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке, а также по одному из других критериев.
Соответствие теме
Здесь проверяют содержание сочинения. Главное — отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над проблемой, обозначенной во вступлении.
Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, нет ответа на поставленный вопрос, нет ясной цели высказывания.
Типичные ошибки
Аргументация. Привлечение литературного материала
Этот критерий позволяет оценить, умеете ли вы строить рассуждение и доказывать свою позицию. Кроме того, так проверяют ваш литературный багаж. Для аргументации используйте художественные произведения, публицистику, мемуары, научную литературу и даже устное народное творчество, за исключением малых форм. Можно брать как отечественных, так и зарубежных авторов.
Требуется не менее двух аргументов. Они могут быть из одного произведения.
Не старайтесь написать сочинение так, чтобы оно понравилось проверяющему. Высказывайте своё мнение и позицию.
Незачёт ставится, если:
Типичные ошибки
Композиция и логика рассуждения
Здесь оценивается, насколько хорошо вы умеете выстраивать свои мысли.
Незачёт ставится, если:
Типичные ошибки
Качество письменной речи
Этот критерий оценивает, насколько хорошо вы умеете излагать свои мысли письменно.
Незачёт ставится, если:
Типичные ошибки
Грамотность
Незачёт ставится, если на 100 слов допущено более 5 ошибок любого вида — и пунктуационных, и орфографических.
Советы по подготовке
Читайте
Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.
Начните с литературы по школьной программе. Не бойтесь использовать «банальные» произведения и аргументы. Главное — не блеснуть оригинальностью, а правильно аргументировать мысль и не наделать фактических ошибок. Поэтому берите те произведения, в которых точно уверены. Если сомневаетесь — лучше не надо.
Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.
Не старайтесь найти универсальное произведение, в котором найдутся аргументы для всех тем. Такого не существует. Конечно, в объёмных произведениях — например, в «Войне и мире» — поднимается больше проблем. Но есть и короткие книги с разными темами и конфликтами: рассказы Чехова, «Котлован» Платонова.
Ведите читательский дневник
Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:
Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.
Смотрите фильмы
Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета.
Анализируйте чужие сочинения
Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт.
Можно использовать не только хорошие, но и плохие сочинения, пусть они станут образцом, как не надо делать. Анализируя чужие сочинения, отмечайте удачные предложения и идеи, выписывайте их, неудачные старайтесь исправить.
Составляйте план
Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Не пишите коротко, потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание. Чем больше деталей в плане, тем проще писать сочинение.
Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.
Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.
Какова роль любви в жизни человека?
В жизни человека любовь играет главную/важную роль.
В жизни человека любовь не играет никакой роли.
Пишите сочинения для тренировки
Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.
Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения 2020 года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.
Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.
Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.
Отдавайте готовые сочинения на проверку
Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.
Как сочинение поможет поступить в вуз
Не все вузы просят предоставить сочинение на проверку, уточняйте этот момент в приёмной комиссии.
Оценивается сочинение примерно по тем же критериям. Некоторые вузы формируют дополнительные критерии высокобалльного сочинения, например опора на более чем одно произведение, подбор нетривиального литературного материала и нестандартные композиционные решения. Обычно критерии приведены на сайте вуза.
Количество дополнительных баллов, которые можно получить за сочинение, также различается от вуза к вузу.
Итоговое сочинение: вопросы и ответы
ФИПИ опубликовал ответы на популярные вопросы об итоговом сочинении.
Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.
На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
В Критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).
Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. По Критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» проверяется «умение строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала». Не предполагается проведение литературоведческого анализа произведений, но участник вправе применить и такой анализ при раскрытии темы.
Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
В Критерии 2 сказано «Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.
В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТЫ:
Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации?
Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.
→ Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
→ Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по требованию 2 и всем критериям оценивания выставляется «незачет».
→ Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».
Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).
Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет?
Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.
Какова специфическая роль учителя-словесника при проведении итогового сочинения?
Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.
Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)?
Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: «ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.
Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В Критерии №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст)».
О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.п.).
Как написать сочинение. Школьный помощник
Школьный помощник это помощь учащимся в освоении школьных предметов по русскому языку и литературе. Это не словарь и не учебник, а скорее небольшой сборник статей, советов и решений о том, как подготовиться к выполнению письменных и устных работ: как написать определенную форму сочинения, как правильно писать изложение, диктант, как легче выучить стихотворение, небольшой рассказ и другая помощь в подготовке к школьным заданиям.
Как написать сочинение правильно и красиво?
В сочинении ставится задача раскрытия темы в соответствии с поставленными вопросами.
Пишем сочинение правильно:Если нам требуется написать самое обыкновенное школьное сочинение, то рассмотрим его здесь же на наглядном примере.
Будем придерживаться трех (классических) основных частей: Вступление; содержание; заключение.
Вступительная часть
Вступительная часть знакомит читателя с темой сочинения и подводит к раскрытию основных аспектов работы. Можно описать название темы сочинения, раскрыть суть названия, задаться вопросом, ответ на который будет раскрыт в содержательной части и резюмирован в заключении.
Допустим, пишется сочинение на тему “Природа родного края”. Опишите во вступлении, чем примечательна родная природа, и почему именно красота природы родного края послужила темой сочинения. Если сочинение на тему времен года, опишите, почему именно рассматриваемое время года послужило темой сочинения, чем затрагивает вас именно этот период, чем привлекает и, может быть, вызывает особую симпатию любимое время года.
Содержательная часть
Содержательная часть — самая главная, основная часть сочинения, в ней раскрывается тема, разъясняется суть сочинения. Покажите ваше видение природы, как видят природу другие авторы в художественной литературе. Избегайте простого изложения или пересказа, попробуйте осмысленно описать самые яркие впечатления, которые оставляет у вас природа.
Для большей наглядности, попробуйте мысленно совершить прогулку по любимым местам родного леса, заглянуть в любимые уголки родной природы, опишите то, что вы видите вокруг, то, как представляете себе природу и какое природа имеет значение для вас. Осмысление донесение темы сочинения до читателя станет главной задачей содержательной части работы.
Заключительная часть
В заключительной части подводятся итоги всей работы, делаются выводы из раскрытой темы сочинения; заключительная часть должна быть не большой, но основательной. В заключительном абзаце можно сгладить все недочеты в ходе работы над сочинением, если он будет ясным, по возможности, кратким и уверенно завершит сочинение, полностью ответив на все поставленные вопросы. Расставьте, как говорится, все точки над буквой “Ё”!
Как писать школьные сочинения
Как написать сочинение рассуждение? Такая форма учебного сочинения, как правило, подразумевает написание сочинения на свободную, не обязательно по литературному произведению, тему в виде небольшого рассказа своими словами с рассуждением на заданную тему сочинения, например “Мое любимое время года”, “Наша планета — Наш дом” и т.п.
Как написать небольшое сочинение в виде эссе? Жанр мини-сочинения в виде небольшой зарисовки на заданную тему называется эссе. В художественной литературе эссе чаще имеет эмоциональную, чувственную передачу настроения описываемого пейзажа, события. Главная особенность эссе — свободное изложение мыслей и чувств, ответ на поставленный вопрос в довольно небольшом объеме текста.
Как написать сочинение по картине художника? — Описание картины подразумевает раскрытие темы сюжета произведения. Важно обратить внимание на каждую деталь для полного представления действия, сюжета или пейзажа: что хотел показать художник через картину.
Как подготовить сообщение на заданную тему? — Сообщение представляет собой краткое изложение непосредственной сути. В этом случае всегда имеется четкая тема, а также полностью отсутствует художественная ценность сочинения.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? — Такие сочинения связаны с языком и имеют форму рассуждения, раскрывающего смысл определенного высказывания известного человека, например “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию К. Паустовский”.
Как написать сравнительную характеристику двух героев? — В сочинениях по теме литературного произведения часто приходится прибегать к написанию сравнительной характеристике героев. Часто в этой роли сравнения оказываются главные герои, обычно двое и с разными характерными чертами, это может быть характер, возраст, социальное положение и т.д. Поэтому важно не только дать характеристику каждому герою, но и суметь сравнить героев в сюжете произведения.
Как писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ? — Сочинение на ЕГЭ — значительно отличается от привычного школьного сочинения и писать его труднее, основная сложность в работе по русскому языку ЕГЭ — определение проблемы, затронутой в предложенном тексте, поэтому подход и строение такого сочинения несколько другое, более сложное по форме, но и страшного в этом ничего нет. Смотрите сами.
Как правильно написать сочинение-рассуждение?
Статья о том, как правильно подготовиться и написать, используя все тактические-литературные приемы в написании сочинения в виде рассуждения.
Сочинение-рассуждение всегда имеет цель убедить читателя (слушателя) в чём-либо, изменить или закрепить его мнение по определённому вопросу (если мнение автора и читателя совпадают.
Поэтому основой рассуждения, его стержнем становится чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций одна главная мысль.
Пишем сочинение-рассуждение на свободную тему
Шаг первый. Чётко и полно сформулируйте мысль, которую хотите доказать.
Проверить успешность этого шага можно следующим образом. Прочитайте формулировку нескольким людям: если у них не останется вопросов по поводу вашей позиции (возражения по сути вопроса — не в счёт), то формулировка удачна. Теперь можно переходить к написанию сочинения-рассуждения.
Из каких частей состоит сочинение-рассуждение?
Полное сочинение-рассуждение состоит из 3 частей. Это:
Необязательной, но желательной частью рассуждения является краткое вступление, задача которого — вовлечь читателя в диалог, обозначить суть и актуальность проблемы.
Пример. Тема сочинения-рассуждения — «Первая любовь…». Рассуждать о первой любви можно бесконечно (как и о других вопросах), потому немедля делаем шаг первый — формулируем тезис.
При тезисе «Первая любовь — важнейший этап в жизни человека, который повлияет на все будущие взаимоотношения и на саму личность» вступление может быть таким: «Для подростков она становится смыслом жизни, а у взрослых вызывает снисходительную улыбку. Однако напрасно родители и знакомые усмехаются: по мнению психологов, в первой любви скрыт источник нашего «взрослого» счастья и несчастья».
Основная часть: аргументы, содержание аргументов
Аргументация в сочинении-рассуждении должна занимать не менее 2/3 всего объёма. Оптимальное количество аргументов для небольшого (школьного или экзаменационного) сочинения — три.
Лучшими аргументами являются широко известные исторические факты (или не очень известные, но которые можно легко найти в авторитетных источниках — энциклопедиях, справочниках, научных трудах и т. д.). Хорошим доказательством станут статистические данные, обсуждаемые события. В практике школьных сочинений самый весомый аргумент — литературное произведение, но не всё, а тот его эпизод, сюжетная линия, история героя, которые подтверждают вашу мысль.
Чтобы подобрать аргументы правильно, мысленно каждый раз проговаривайте свой тезис и задавайте от него вопрос «Почему?»
Пример. Возьмём другой тезис, относящийся к теме «Первая любовь» — «Любить — значит становиться лучше». Почему?
Аргументом может служить и личный опыт, но помните, что такое доказательство наименее убедительно и его хорошо представлять в виде расширения к основным фактам, известным и авторитетным.
Шаг второй. Подберите аргументы, подтверждающие вашу мысль, и расположите их в следующем порядке: «весьма убедительный — достаточно убедительный — самый убедительный».
Вывод
Вывод углубляет тезис, содержит — пусть не явные — советы, правила, предлагает прогнозы.
Пример. Первая любовь, в каком бы возрасте она ни случилась, может сделать из человека и жёсткого, безжалостного циника, и неисправимого романтика, и реалиста, не исключающего для себя любых возможностей.
Первый окажется глубоко несчастен: он не сможет любить, а значит, останется одинок. Второй от абсолютного оптимизма «любви навеки» часто переходит к такому же пессимизму «любви нет». И только третий способен обрести гармонию. Чтобы таких становилось всё больше, взрослым, родным, друзьям следует бережно и серьёзно относиться к чувствам подростков и детей.
Как правильно писать эссе?
Написание эссе крайне полезно, поэтому каждый человек должен знать, как подобного рода мини-сочинения пишутся.
План эссе
Для улучшения общего вида вашего мини-сочинения можно использовать подзаголовки. Это позволит читающим лучше воспринимать текст и проследить его общую логику.
Обратите внимание и на объем эссе. Оно должно занимать не более семи страниц печатного текста. Конкретно сформулируйте тему сочинения. Эссе должно отвечать лишь на один вопрос. Делайте акцент на доверительном стиле общения с читателем. Пусть повествование будет непринужденным. Избегайте усложненных предложений и неясных изречений.
Постарайтесь удивить читателя, размышляя над каким-либо афористическим высказыванием. Не употребляйте в эссе сленг, сокращения и легкомысленные тона. В то же время не употребляйте замысловатых фраз, чтобы текст был понятен любому читателю.
Как подготовить сообщение на заданную тему?
Структура сообщения
Никогда данный тип сочинения не бывает громоздким. В отличие от классических сочинений, такой текст не допускает длинных сообщений с красивыми, яркими эпитетами.
Пишем правильно
Оформляя сообщение, нужно помнить о следующем:
При этом очень важно хорошо изучить заданную тему, прочитать учебную или методическую литературу. Желательно использовать для работы сразу несколько источников — это позволит сделать сообщение полноценным и полным.
Если тема совершенно незнакома, то, возможно, будет актуальным проконсультироваться с учителем или родителями. Если потом придется читать сообщение в классе у доски вслух, то нужно хорошо подготовиться, и постараться не просто прочитать с листа, а по памяти пересказать основную суть текста, используя активно для подчеркивания основных данных или цифр заранее выписанные на доску данные.
План сообщения обычно достаточно прост в силу природы данного типа текста:
По завершении работы над сообщением нужно его перечитать, чтобы избавиться от лишних эпитетов, сложных словосочетаний и оборотов. Это как раз тот случай, когда можно писать кратко и по сути, без дополнительных описаний и красивых слов!
Как написать изложение кратко и правильно?
Как написать сжатое изложение
Есть классическая памятка по написанию кратких изложений – очень действенная и практичная.
1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.
2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.
3. Уточните значение непонятных слов.
4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.
5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.
6. Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.
7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.
8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.
Основные правила краткого изложения текста
Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.
1. Исключение.
Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:
Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.
Приносить людям добро – цель, достойная человека.
Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.
Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.
Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.
2. Обобщение. Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.
Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.
Учитель – это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.
3. Упрощение. Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.
Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.
Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.
Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать, самые диковинные и умные звери, несомненно, бобры.
Бобры – самые умные и диковинные звери.
Самые распространенные ошибки
Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.
Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.
Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.
Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.
Как написать диктант правильно и без ошибок?
Основные правила написания диктанта
Внимательно прослушайте текст, когда его будут читать первый раз. На этом этапе ваша задача – определить общую структуру и стиль текста, мысленно выделить его смысловые части. Постарайтесь сразу уловить строение каждого предложения, это поможет грамотно расставить знаки препинания. Внимательное прослушивание текста диктанта позволяет настроиться на работу, выявить сложные места, понять, какие орфограммы и пунктограммы будут проверяться.
При написании диктанта нужно быть предельно сосредоточенным. Написав одно предложение, не «застревайте» на ошибках, которые, возможно, сделали. Сразу переключайтесь на следующую фразу, думайте о том, что пишете в данный момент. Времени на проверку дается достаточно, и у вас будет возможность все обдумать.
По окончании диктовки сделайте маленькую паузу и затем приступайте к проверке. Сначала проверьте орфографию, затем пунктуацию. Важно уметь отстраниться от текста, который лежит перед вами, как будто его писали не вы. Если вам удастся сделать это, многие ошибки сами бросятся в глаза.
Как подготовиться к диктанту
Чтобы хорошо писать диктанты (и вообще быть грамотным человеком), необходимо усердно и старательно изучать родной язык. Важно:
Накануне контрольного диктанта нужно еще раз повторить правила, пройденные за определенный период времени (например, за учебную четверть). Попросите родителей подиктовать вам текст, чтобы прорепетировать предстоящий диктант.
Самые распространенные ошибки (на что обратить внимание)
К ошибкам в диктантах приводит несколько причин. Это элементарная неграмотность, незнание правил, невнимательность, боязнь. Успешное написание диктанта — это основательная подготовка, а также умение сосредоточиться, быть предельно внимательным, не отвлекаться. Побороть страх можно постоянными тренировками. Если вы будете регулярно писать под диктовку, то привыкнете к этому виду заданий и в классе будете чувствовать себя уверенно.
Как выучить стих быстро и правильно?
Учить стихотворения – не всегда самое любимое занятие для школьников. Но, зная некоторые правила, вы сможете даже в рекордно короткое время выучить довольно большое поэтическое произведение.
Как правильно учить стихи
Рассмотрим для начала, как правильно следует учить стихи. Предлагаемый способ считается классическим и позволяет запоминать стихотворения надолго, что непременно пригодится в дальнейшем, например, при написании сочинения.
1. Учить стихотворение следует начать заранее, когда в запасе есть дня 2–3.
2. Для начала прочитайте все стихотворение вслух и желательно не один раз.
3. Мысленно нарисуйте себе картину описываемых в произведении событий. В любом стихотворении, даже в описании пейзажа, есть сюжет. Если есть способности к рисованию, можно даже набросать эскиз.
4. Выделите главных героев стихотворения, проникнетесь теми чувствами, которые старается передать поэт.
5. Перепишите стихотворение. Так вы задействуете еще один вид памяти.
6. Прочитайте стихотворение еще раз вслух, но медленно, мысленно представляя себе героев и события и акцентируя внимания на словах, их форме и времени.
7. Теперь переходим непосредственно к заучиванию. Читаете первую строчку несколько раз и запоминаете. Потом к первой добавляете вторую строку. Запоминаете уже две. Так, постепенно, заучиваете все стихотворение, каждый раз добавляя по одной строке.
8. Напишите шпаргалку, в которой будут обозначены первые слова каждой строфы.
Как выучить стих быстро наизусть
Бывает, что требуется срочно выучить стихотворение. Конечно, за 5 минут вы его не осилите, если память не натренирована. Но за относительно короткий промежуток времени запомнить несколько рифмованных строк не сложно.
1. Задействуйте сразу все виды памяти. Прочитайте стихотворение несколько раз вслух, перепишите его, запишите на диктофон и слушайте, пока не надоест. Этот прием работает, если нужно заучить и стихотворение на английском, смысл которого вы не улавливаете.
2. Разбейте стих на циклы по две строки и запоминайте их поочередно.
3. Повторяйте запомненные строки через короткие промежутки времени. Не важно, если вы пропустите несколько строк. Восстановите пробелы позже, прочитав стих еще раз. И продолжайте эти действия, пока не выучите все стихотворение.
Как выучить очень большое стихотворение
Самые распространенные ошибки
И самый главный совет – тренируйте память. Чем больше стихов вы знаете, тем легче запоминать новые.
Как выучить рассказ с пересказом?
Как выучить рассказ быстро
Выучить рассказ ни в коем случае не означает вызубрить его. Ставку следует делать на другое: любопытство, образное восприятие мира, применение игровых технологий там, где это возможно. Есть правила запоминания текста рассказа, которые могут помочь школьникам разного возраста. Изложим их здесь в виде добрых советов ребятам.
Отнесись к рассказу как к новой интересной истории. Представь себя в роли сыщика Колобка или Шерлока Холмса. Предстоит разобраться в следующих вопросах:
Прочитай рассказ вслух, так запоминать легче. Постарайся мысленно представить образы героев рассказа, понять смысл и суть их поведения и поступков. Они тебе нравятся? Чем? Если нет, то почему? Какие детали рассказа показались самыми интересными? Ты понимаешь значение всех слов? Если нет, загляни в словарь и разберись, что они означают.
Как подготовить пересказ
1. Детективу предстоит составить отчет. Кратко запиши ответы на поставленные перед чтением рассказа вопросы, просматривая его текст.
2. Отдохни, посмотри в окно, сделай упражнения для глаз: поморгай, зажмурься, поводи ими по кругу, посмотри вверх и вниз.
3. Прочитай рассказ еще раз.
4. Перескажи его своими словами, пользуясь написанным «отчетом».
5. Еще раз перескажи рассказ, уже не заглядывая в записи.
6. Проверь себя и просмотри «отчет» — ничего не пропустил? Если забыл что-то важное, перескажи еще раз.
7. Очень хорошо доложить результаты проведенного «расследования» — пересказать текст слушателям — бабушке, маме, брату или сестре.
Перед уроком можно просмотреть свой план пересказа и быстро просмотреть текст рассказа, чтобы вспомнить его.
Самые распространенные ошибки
При пересказе следи за тем, чтобы:
• не путать события в рассказе, ведь они происходили в определенной последовательности;
• не придумывать то, чего в рассказе не было, не перевирать имена и названия;
• не пересказывать какую-то часть текста слишком подробно, а другую, наоборот, слишком кратко;
• правильно использовать значения слов, строить предложения по правилам русского языка, не нарушать порядок слов и не повторять много раз одни и те же слова.
Сочинение рассуждение на лингвистическую тему. Как писать сочинение?
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему имеет такую же структуру, как и любое другое сочинение:
Структура сочинения
Рассуждение можно вести в одном из трех форматов: доказательство, объяснение или размышление. Обязательно приводятся примеры для иллюстрации аргументов.
Готовая работа может выглядеть следующим образом:
Чтобы удачно написать сочинение, необходимо подробно написать о том, как вы понимаете смысл высказывания, и найти интересные примеры.
В устной речи мы используем паузы, чтобы выделить определенные фрагменты фразы, а на письме с этой же целью применяются запятые. Что будет, если их совсем убрать или перепутать местами? Смысл предложения в таком случае может измениться до неузнаваемости. Попробуем доказать.
Большинству из нас известна лингвистическая загадка «казнить нельзя помиловать». От того, куда будет поставлена запятая, в прямом смысле зависит жизнь человека. Поставим после «казнить» – станем свидетелями трагедии, поставим после «нельзя» — спасем от смерти. Этот пример нагляднее всего демонстрирует актуальность использования запятых в письменной речи.
Иногда запятые почти не влияют на смысл предложения, но позволяют сделать его более понятным и выразительным. Так же, как в устной речи мы самое важное и главное выделяем голосом, так же и на письме эта благодарная роль отведена запятым. Рассмотрим такое предложение: «Удивительно, насколько прекрасно начало дня, когда солнце только поднимается над горизонтом, похожее на спелый апельсин». Если убрать из этого предложения все запятые, то читателю придется несколько раз пробежаться по нему глазами, чтобы из набора слов получился осмысленный текст.
Запятые в письменной речи необходимы, чтобы правильно передавать смысл высказывания и облегчать прочтение. Они дают возможность определить, в каком месте сделать паузу, а также обозначают конец простого предложения в составе сложного.
2. «Актуальность синонимов в русском языке»
Одно из бесценных свойств русского языка – возможность передавать тончайшие смысловые оттенки. Поэтому в своей речи мы так часто используем синонимы. Их изобилие позволяет подобрать точное слово для обозначения предмета, признака, действия. Попробуем доказать актуальность использования синонимов на наглядных примерах.
Для начала необходимо вспомнить, что такое синонимы. Это – слова одной части речи, схожие по своему лексическому значению, но различные по написанию/звучанию. Они могут образовывать достаточно длинные синонимичные ряды (некоторые исчисляются несколькими десятками вариантов). Поэтому мы всегда можем выбрать самое подходящее слово, в точности передающее определенный оттенок смысла. Для примера рассмотрим возможные синонимы к слову «сложный»: затейливый, витиеватый, хитроумный, причудливый, мудреный, замысловатый, претенциозный. Какой из перечисленных синонимов лучше всего подходит для описания сложного узора вышивки на одежде? Полагаю, что «затейливый». А для сложной загадки? Думаю, что «замысловатая» или «хитроумная».
Кроме того, синонимы украшают нашу речь. Чтобы не повторять одно и то же слово несколько раз в тексте, лучше подобрать другое – близкое по смыслу. Допустим, вместо «например»в этом предложении только что мною было использовано иное вводное слово. Равно как и «иное» заменило «другое» — и всё в пределах одного абзаца.
Можно сделать вывод, что синонимы позволяют передавать тончайшие оттенки значений, а также помогают избегать повторов одного и того же слова в тексте.
Как правильно написать сочинение по картине художника?
(На иллюстрации картина Богдана-Бельского “Дети на уроке”)
Для того, чтобы написать качественное сочинение о картине, не требуется на профессиональном уровне разбираться в живописи или уметь рисовать. Достаточно знать, на что обратить внимание, какие пункты обязательно упомянуть в сочинении и какую информацию вообще стоит искать о картине и ее создателе.
Составляем план сочинения
Чтобы было проще, нужно разбить одну большую задачу — написать сочинение о картине — на несколько мелких. Именно эти мелкие задачи и станут пунктами плана. Обязательно нужно упомянуть:
Описание картины
Лучшая стратегия в описании картины — «что вижу, то пою». Внимательно вглядитесь в картину. Что вы заметили на переднем плане (что в первую очередь бросается в глаза?), что — на заднем. Что изображено на картине: человек или группа людей, предметы, природа? Исходя из этого, можно определить жанр картины: пейзаж, натюрморт и т. д. Обязательно нужно обратить внимание и на задний план, отметить фон, на котором разворачиваются события, упомянуть в сочинении интересные и необычные детали, которые показались любопытными.
Нужно указать, как написана картина — материал (масло, уголь и т. д.), техника, стиль. Информация обычно дается в любом справочнике или учебнике.
Затем стоит обозначить, какое впечатление производит изображение. Например, если на картине нарисован темный лес, а небо над ним хмурое, можно с уверенностью утверждать, что художник хотел передать тревожное или печальное настроение.
Раскрытие темы и вывод
Соотнеся название картины и ее содержание или сюжет, раскройте тему, которую пытался передать художник. Не обязательно обращаться к справочникам и книгам по истории (хотя если на картине изображена историческая сцена или древний правитель, это сможет помочь). Важно помнить, что все самое важное, все подсказки уже есть на картине — просто нужно отметить все детали и собрать их в единое целое.
К справочной литературе же можно обратиться для заключительной части сочинения — краткого вывода, в котором стоит написать, насколько типично указанное произведение для конкретного художника и какое место оно занимает в его творчестве.