Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе

Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе

М.: Рольф, 2001. 240 с. 5000 экз.

Рецензенты: доктор философских наук проф. МГУ Н.Н. Кохтев; проф. М.А. Теленкова.

Учебное пособие составляет комплекс с теоретическим курсом «Стилистика современного русского языка» того же автора. В пособии представлены все разделы соответствующего курса: Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Упражнения помогут студентам-филологам изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики. Задания строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность работать с книгой самостоятельно, а также при заочном обучении.

Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика»

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации без письменного разрешения Правообладателя.

Предлагаемое пособие дополняет наш учебник «Стилистика современного русского языка» (М., 1997). Сборник упражнений написан в полном соответствии с программой курса «Практическая стилистика русского языка», изучаемого в университетах, пединститутах, а также в Московском государственном университете печати.

В пособии ставится цель закрепить теоретические знания по курсу стилистики, научить студентов стилистическому анализу текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка, а также в звуковой организации речи. При этом особое внимание уделяется выработке навыков стилистической правки текста и литературному редактированию. Во многих упражнениях предлагается сопоставить неотредактированный и отредактированный варианты текстов, сравнить их разные редакции, проанализировать поучительные примеры авторедактирования писателей-классиков.

«Сборник упражнений по стилистике современного русского языка» создавался и дополнялся автором в процессе многолетней педагогической работы со студентами МГУП и слушателями курсов повышения квалификации редакторов при Московском полиграфическом институте. Автор благодарен своим ученикам, собиравшим забавные примеры речевых ошибок, текстов для литературного редактирования и стилистической правки.

Автор несет ответственность за правильность цитируемых текстов.

1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1.1. Смысловая точность речи

Источник

Контрольная работа по «Морфологии современного русского языка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 15:36, контрольная работа

Описание работы
Файлы: 1 файл

морфология.docx

1. Согласуйте в роде и числе определения и сказуемые с выделенными существительными, объясняя их значение и выбор грамматической формы.

2. Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных; назовите другие речевые ошибки. Дайте варианты стилистической правки предложений.

Все подчеркнутые слова являются морфологическими ошибками.

3 В отрывках из текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям, употребите простые или сложные формы степеней сравнения, выбирая синонимические формы из данных в скобках. Обоснуйте выбор той или иной формы, особо отметьте случаи стилистически оправданного использования обоих вариантов и, напротив, такие, в которых возможно употребление лишь одной из форм.

1. Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней (более непринужденные) формы, чем в письменной. (Уч. пособие). 2. Если утверждается, что А (сильнее) Б и (сильнее) В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же время А является ( сильнейшим) относительно этих трех носителей признака (монография). 3. Различия между мерой и степенью проявляются (контрастнее), если рассматривать признак в динамике и в статике (монография). 4. Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря, от Карпат почти до самого Дона… (Благодатнейший) край! (Из газ.) 5. Обычно поздно вечером, управившись с делами, Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь; кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой случай или что-нибудь (повеселее) из довоенного прошлого (повесть). 6. С того вечера она стала еще ( веселее), с беззаботной ловкостью прыгала между носилками, шутила с бойцами (повесть). 7. Он привязался к Анюте, как к (самой младшей) сестре, а может, даже и больше (повесть). 8. Твардовский был (образованнейшим) человеком, читателем, жадным к книге, но не безразборчивым (крит. статья). 9. Смягчение согласных перед мягкими согласными в старом московском произношении было значительно ( последовательнее и полнее), чем в современном русском языке (монография).

4. Укажите ошибки в употреблении количественных числительных (неправильное склонение числительного, ошибка в выборе падежной формы существительного в количественно-именном сочетании, неоправданное согласование существительного с числительным при обозначении даты, немотивированный отказ от склонения числительного и др.); отредактируйте предложения.

1. В митинге участвовало более 4,5 (четырех с половиной) тысяч горожан. 2. После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 (двенадцати с половиной) триллионов рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4 (десяти и четырех десятых) триллионов. 3. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25(двадцать пятому) декабря. 4. К 1 (первому) апреля тысяча девятьсот пятьдесят восьмого года Мальцев выполнил эскиз на 1/20 (одну двадцатую) размера живописного полотна. 5. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 (сто двадцать пять целых пятьдесят пять сотых) балла. 6. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных задания. 7. Желающим получить путевки для детей на время рождественских каникул следует внести по сто сорок пять тысяч рублей. 8. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает трехсот тысяч рублей.

5. Дайте оценку выбору и употреблению местоимений. Устраните речевые ошибки, возникшие в результате неправильного их использования.

1. Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Бюлова, я дам тому по физиономии. 2. Сможете ли вы что-то посоветовать в этом случае? 3. о какой-либо помощи не приходится и думать. 4. Труппа артистов, предварительно поискав друг друга в толпе вокзала, наконец собралась вместе и отправилась в Рузу. 5. Она спокойно обходилась без книг, без коих иные не мыслят существования. 6. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без пользы. 7. Создается впечатление, что страхи этих политиков сегодня используются в определенных целях. 8. По окончании школы я обязательно останусь работать в родном селе. 9. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите! 10. Когда в работе пятого отделочного потока почувствовалось отставание, руководить им направили В.В. Головина. 11. Много лет исследователи работали над созданием центрифуги для отделения и промывки красного шлама, но до сих пор ему не нашлось промышленного применения. 12. Завод накануне большого события: должна прибыть новая поточная линия. 13. Это сотая новинка для детей, производство которой освоено с начала года предприятиями города.

6. Проанализируйте выражение залоговых значений в причастиях, устраните ошибки в их образовании и употреблении. Отредактируйте предложения.

1.Мы покажем вам кадры из нового фильма, снятого на киностудии «Мосфильм». 2. Разместившись на острове, омытом (омываемом) рукавами реки, выставка займет площадь 40 гектар. 3. Не оставляйте топящиеся печи без присмотра. Последнее важно для всех, особенно для школ, больниц, детских учреждений, а также овощехранилищ. 4. Моряки, идущие в рейсы, выполняющиеся судами нашего пароходства, должны иметь возможность быстрого прохождения медкомиссии.

7. В предложениях определите субъект действия для сказуемого и для деепричастия. Объясните, в чем состоят ошибки в построении деепричастных оборотов; отредактируйте предложения.

1.Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени. Из-за занятий в секции у мальчика оставалось мало времени. 2. Я думаю, что, окончив институт, моя мечта сбудется. Я думаю, что по окончании института, моя мечта сбудется.

4. Так, готовясь к походу, проходили дни. В подготовке к походу проходили дни. 5. Употребляя существительные в различном роде, меняется смысл. При употреблении существительных в различном роде меняется смысл.

Источник

4.Исправить, где это необходимо, ошибки в предложениях. Указать причины ошибок. 1. Двое буйволов, кажется, успокоились. 2. Эта р

абота была исключительно важная для всего коллектива. 3. Мастер ещё раз напомнил ученику, что уборка рабочего места – это его обязанность. 4. Отчёт об этой конференции был представлен лишь к 1 октябрю. 5. Николаеву не хватило духа признать свою вину. 6. Специалисты отметили положительный сдвиг в этом прежде отстающем виде спорта. 7. Больной попросил сестру налить себе воды. 8. Бытовые условия в посёлке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе

Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе. Смотреть фото Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе. Смотреть картинку Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе. Картинка про Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе. Фото Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе

1. Два буйвола, кажется, успокоились.

2. Эта работа была исключительно важной для всего коллектива.

4. Отчёт об этой конференции был представлен лишь к 1 октября.

7. Больной попросил сестру налить ему воды.

8. Бытовые условия в посёлке оказались более предпочтительными, чем в леспромхозе.

Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе. Смотреть фото Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе. Смотреть картинку Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе. Картинка про Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе. Фото Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее чем в леспромхозе

1) Два буйвола, кажется, успокоились.

2) Эта работа была исключительно важной для всего коллектива.

3) Мастер ещё раз напомнил ученику, что уборка рабочего места – это его прямая обязанность.

4) Отчёт об этой конференции был представлен лишь к 1 октября.

5) Николаеву не хватило духу признать свою вину.

7) Больной попросил сестру налить ему воды.

8) Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительны, чем в леспромхозе.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Голуб Ирина Борисовна

Книга «Упражнения по стилистике русского языка»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Упражнение 266. Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных; назовите другие речевые ошибки. Дайте варианты стилистической правки предложений.

1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 2. В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта. 3. Снаружи «ЛАЗ-698» выигрывает у своих более старших собратьев. 4. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. 5. А сейчас, накануне праздника, более лучшие условия для плодотворного труда получают служащие государственных учреждений: в районном центре вступает в строй административное здание. 6. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. 7. В истории фигурного катания эта пара сыграла очень выдающуюся роль. 8. Ленька подскочил к двери и с наивозможнейшим сарказмом спросил: «Свои?» 9. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

Упражнение 267. Укажите стилистические недочеты; исправьте их.

1. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям. 2. Вера оказалась в преглупейшем положении. 3. Заказываем мы, к примеру, одно количество брюк и курток, а нам отпускают другое, в два раза меньшее необходимого. 4. Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 5. Нищету этого зрелища Подчеркивают все более ординарнейшие «вставки» в представление. 6. Этот призыв и в настоящее время действен. 7. Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы. 8. Результат работы актера становится зрим и ясен лишь после того, как заканчиваются съемки и фильм монтируется. 9. Писатель показывает, как человек с хорошими, здоровыми, самыми человеческими задатками теряет их, поддаваясь соблазну стать хозяином жизни, собственником. 10. В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трех недель.

Упражнение 268. Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Укажите исправленные морфолого-стилистические и другие ошибки; предложите свой вариант стилистической правки.

1. Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей.

2. К еще более строжайшей экономии материалов призвала Л. Тюнина.

2. К более строгой экономии материалов призвала Л. Тюнина.

3. Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочный и легкий.

3. Материал, применяемый для строительства скоростных судов, должен быть достаточно прочен и легок.

4. Проверками установлено, что склад спецодежды нуждается в переводе в более лучшие условия и гораздо большее помещение.

4. Проверка показала, что склад спецодежды необходимо перевести в лучшее и гораздо большее помещение.

5. Все это требует от участников совещания наиболее серьезного подхода к делу.

5. Все это требует от участников совещания самого серьезного подхода к делу

7. В голосовании приняли участие жители самых отдаленнейших мест.

7. В голосовании приняли участие жители самых отдаленных мест.

8. Там и сям виднелись блестящие, сверкающие снегом горы. Однако самой замечательнейшей из всех была гора Хельмера Хансена.

8. Видны были покрытые снегом сверкающие горы, и самой замечательной из них была гора Хельмера Хансена.

Упражнение 269. Укажите имена числительные, которые выполняют экспрессивную функцию. Покажите стилистические приемы их актуализации, разграничивая употребление числительных в прямом и переносном значении. Приведите примеры стилистического использования числительных в художественных текстах.

— Первая! Вторая! Третья!

И пятерки отделялись и шли цепочками отдельными, так что хоть сзади, хоть спереди смотри: пять голов, пять спин, десять ног.

А второй вахтер-контролер у других перил молча стоит, только проверяет, счет правильный ли. И еще лейтенант стоит, смотрит. Это от лагеря.

И опять бригада слилась вся вместе. И теперь сержант конвоя считает:

— Первая! Вторая! Третья!

И пятерки опять отделяются и идут цепочками отдельными.

(Солженицын А. Один день Ивана Денисовича.)

Упражнение 270. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными. Произведите замену количественных числительных на собирательные; отредактируйте предложения.

1. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Так мы и живем: семь в одной комнате.

Источник

Задание 1: перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания

Текст:
Я (не) берусь описывать спектакли по чеховским пьесам. Их прелесть в том, что (не) передает (?)ся словами а скрыто под ними в паузах или во взглядах актеров в излучении их внутр… (н, нн) его чувства. При этом ож… вают и мертвые предметы на сцене и звуки и дек… рации и образы создава… мые артистами, и само настроение пьесы. Все дело здесь в творч… ской интуиции и артистич… ском чу (?)стве.
Для раскрытия внутр… (н, нн) ей сущности произв… дений Чехова необходимо произв… сти раскопки его душевных глубин. Конечно этого требу… т всякое худож… стве (н, нн) ое произведение с глубоким духовным сод… ржанием.

Задание 2: в следующих предложениях найдите случаи нарушения языковых норм, исправьте их и запишите правильный ответ
№1
Прототипом Базарову является Печорин.
Древние наши города явились цитаделью русского национального зодчества.
Молодой человек не производил впечатления строевого офицера.
Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый.
По окончанию работы все должны собраться в зале.
Книга утомительная и не очень нужна.
Фруктовый салат из ананас, апельсинов и грейпфрут — мое любимое лакомство.
Пушкин связан крепкими узлами с декабристами.
Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе.
В галантерейном магазине имеется большой выбор чулков и носок.
Фруктовый салат из ананас, апельсинов и грейпфрут — мое любимое лакомство.
№2
Согласно распоряжения директора, курение в институте запрещено.
Фирма предложила заключить наивыгодный контракт на поставку оборудования.
Ввоз в страну отработавшего атомного топлива грозит новой экологической катастрофой.
В результате халатности в Приморье создалось нестерпимое положение с подачей тепла в жилые районы.
Поставлен новый электросчетчик на 10 амперов.
Придавив мне ногу, лошадь упала.
Благодаря интенсивной терапии состояние здоровья больного ухудшилось.
Артист завоевал признательность зрителей.
Можно было бы привести армады цифр, характеризующих экономику страны.
Басни соловья не кормят.

Я не берусь описывать спектакли чеховских пьес, так как это невозможно. Их прелесть в том, что не передается словами, а скрыто под ними или в паузах, или во взглядах актеров, в излучении их внутреннего чувства. При этом оживают и мертвые предметы на сцене, и звуки, и декорации, и образы, создаваемые артистами, и самое настроение пьесы и всего спектакля. Все дело здесь в творческой интуиции и артистическом чувстве.

Линия интуиции и чувства подсказана мне Чеховым. Для вскрытия внутренней сущности его произведений необходимо произвести своего рода раскопки его душевных глубин. Конечно, того же требует всякое художественное произведение с глубоким духовным содержанием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *