Бытие или небытие в чем разница
Бытие и небытие
Если мы рассмотрим небытие как отрицание бытия, то на всякое отрицание найдется свое отрицание и так бесконечно! Диалектика тут как раз довольно здорово нам помогает. Ведь раз есть что-то отрицающее чего-то, то это «что-то» уже есть как бы нечто существующее, пусть и не относящееся к категории бытия. Если небытие или пустота существуют, то значит это то же самое бытие, только другого плана. Просто человеческий разум ограничен и мы живем лишь в какой-то одной данной нам реальности со своими законами и ограничениями. Но стоит отбросить нашу существующую реальность, то мы должны попасть в другую и так хоть бесконечное множество раз. Бытие, можно сказать, есть нечто совершенно бесконечное и в то же время конечное в рамках наших понятий. Опять же парадокс! Отбросим бытие, а получаем небытие, но которое по-сути нечто существующее и потому не является пустотой в подлинном смысле этого понятия. Как бы мы не пытались выкрутится, а все приходим к тому, что все представимое нами в абстракции суть бытие в его многомерности и парадоксальности. Напрашивается вывод, что бытие и вправду самодостаточно, могущественно и бессмертно. Значит, бытие никто и ничто не породило, а оно всегда было, есть и всегда будет во веки веков. И Вселенная пусть и умрет, но бытие то никуда не денется. Пустоты в ее подлинном понятии существовать не может, так как иначе бы и не было бытия как такового, а только пребывала бы вечная пустотность. И опять таки, раз пребывает некое самодостаточное ничто, то не есть ли это особого рода существование, а значит бытийственность? Парадоксы начинают сводить с ума. Но раз бытие в целом самодостаточно, то не есть ли оно нечто божественное? Ведь бог как таковой ни кем и ни чем не создаваем, всегда пребывает сам в себе. Тогда выходит, что само бесконечное бытие и есть бог! Ну, а что еще можно сказать? Спиноза приходил к аналогичным выводам. Или же есть причина бытия, то есть сверхбытие, о котором мы уже сказали. Но ведь сверхбытие по-сути как раз и есть подлинное бытие, основа всего сущего. Тогда представляемое нами бытие суть ограниченное в каких-то рамках сверхбытием, что уже противоречит тому, как мы понимаем бытие в целом. Таким образом, все есть бытие, нигде от него не укрыться. Но получается, что все есть бог и мы приходим к чистому пантеизму. Что ж, пора мне завершать свои ментальные построения, дорогой мой читатель. Сам автор не претендует на истину, а лишь дает пищу для размышлений, выстраивая свои гипотезы. Поломаем же мы еще с вами голову над этими сложными, но очень важными вопросами! В любом случае, нужно искать истину, в этом призвание человека.
Философия всего бытие и небытие
2. Скачок. Результат Дискрета – БЫТИЕ и НЕБЫТИЕ– «ВСЕ»
Бытие есть существование ВСЕГО в наблюдаемой среде, или – в рамках обособленной системы – существование масс в континууме обитания, то есть наличие тел с их объемностью, инерцией, температурой, полем и временем жизни. Каждому телу присущи все элементы континуума обитания – пространственность, инерционность, температура, поле и время (жизни). Всякий живой организм (живое чувственное тело) обладает всеми континуальными проточувствами (первоощущениями) – чувством времени, чувством массы (гравитации), чувством пространства и чувством температуры. А человек обладает еще и чувством духа – собственного «я», что имеет, видимо, «полевую»-виртуальную природу. Из этого следует еще один постулат.
Постулат 4. Явление ВСЕГО как системы произошло одновременно во всех ипостасях континуума Бытия: «пространство-время-температура-масса» – (см. рис. 13); ВСЕ содержало в себе все действительные элементы и потенции непроявленных, последующих элементов и свойств. Следствие 1) рождение любой системы содержит в себе все элементы системы, включая и потенции элементов будущего(реализация потенций может и не состояться); следствие 2) мироздание едино, вопрос о первичности (материя-разум) решается в пользу первичности их единства; следствие 3) система изначально одухотворена, присутствие духа в системе имеет природу поля.
Каждая система-сгусток (см.теорию густот) обладает полем; каждое тело-масса в системе обладает полем (окружающим массу тела); масса и поле одного тела в едином измерении (с применением единой меры) равны между собой; это обстоятельство называется Балансом вещества и поля. Отсюда:
Постулат 5. В рамках обособленной системы тел (единичного тела), в ее статике существует Баланс первородных сущностей, начиная с баланса вещества (массы) и поля (энергии).
Что такое Бытие и Небытие в чем отличия?
Бытие — в самом широком значении — существование.
Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком (Хайдеггер считает, что вопрос о бытии, который, по его утверждению, является основным философским вопросом, оказался забыт во всей истории западной философии, начиная ещё с Платона. Бытие трактовалось неправильно, так как не имело чисто «человеческого» измерения. Уже у Платона мир идей в своей объективности безразличен к человеку. «Только выяснение сущности человеческого бытия раскрывает сущность бытия») значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего, в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens»
Бытием названа первая книга Ветхого Завета. В церковнославянском переводе словом бытие (Сiа книга бытiя небесе и земле) названо то, что в синодальном именуется происхождением (греч. γενέσεως; лат. generationes) (Быт. 2:4). Термин бытие встречается в Премудростях Соломона (Прем. 13:5) в книге пророка Даниила (Дан. 13:42). У философа Григория Сковороды Бытие является синонимом мироздания. У Григория Теплова бытием переводится латинское слово ens.
Небытие — отсутствие, отрицание бытия, несуществование вообще, несуществующая реальность. Ничто — способ существования небытия. По Демокриту небытие находится среди бытия, наполняя и пронизывая его.
Небытие — онтологическая категория, являющаяся отрицанием понятия «бытие». Сложность осмысления «небытия», отмеченная в своё время ещё Парменидом, заключается в следующем: в общем смысле, небытие — это отсутствие, однако описание отсутствия должно опираться на какие-то признаки, а наличие признаков, в свою очередь, обуславливает наличие объекта описания. Таким образом, возникает парадокс наличия абсолютного отсутствия. В русский философский лексикон введено Григорием Тепловым в 1751 году.
Бытие и небытие, их взаимосвязь
Философская категория бытия в самом общем смысле означает все то, что существует. Бытие– это совокупность всего существующего здесь и теперь, т.е. материальных и духовных образований. Бытие – это способ существования материальных и духовных образований, составляющих все богатство вещей, явлений и процессов реального мира.
В философии выделяются следующие концепции бытия:
1) космическая концепция,представляющая бытие как все существующее (весь бесконечный мир, космос, метагалактики, галактики, звездные системы, звезды и планеты и т.д.), а человека (и человечество) с их культурой и земной природой считающая частью бесконечных проявлений бытия; рассматривает бытие как всё время изменяющееся, развивающееся, совершенствующееся или деградирующее;
2) социологическая концепция, утверждающая:
· бытие – это, прежде всего, общественное бытие, реальный процесс жизни людей в обществе, в условиях политической организации;
· сущность жизни отдельного человека определяется совокупностью экономических, политических, социально-классовых и др. общественных отношений;
3) экзистенциальная концепция: бытие – это внутренний духовный, эмоциональный мир отдельного человека.
Философская категориянебытия
Вместе с тем в окружающем мире есть не только «эффект присутствия» – бытия, но и «эффект отсутствия» вещей и явлений. В реальной действительности нет многих предметов, которые человеку хотелось бы иметь, а уже существующие вещи (да и сами люди) рано или поздно погибают, уходят «в никуда». Так в философии возникает категория небытия, которая обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство, во-первых, в виде возможности присуще любому конкретному сущему, поскольку оно не вечно (за всяким присутствием всегда стоит тень отсутствия). Во-вторых, оно характерно для таких явлений, которые не существуют (и вряд ли будут существовать) в действительности (например, вечный двигатель). Небытие – это то, чего нет, это «отсутствие чего-то в другом, т.е., если я здесь, то дома меня нет. Иными словами, небытие проявляется как:
– несуществование до возникновения (когда-то меня не было);
– несуществование после уничтожения (когда-то меня не будет);
– отсутствие связей между вещами.
Таким образом, категориейнебытия обычно обозначают:
· полное отсутствие чего бы то ни было – абсолютное Ничто:«Ничто есть отрицание всей совокупности сущего, оно – абсолютно не-сущее» (М. Хайдеггер Что такое метафизика?)
· первичный источник всякого бытия.
Небытие противоречит бытию. Снимают это противоречие такие категории, как сверхбытие, инобытие, странность (аномалия).
Бытие и небытие в истории философии
Западная философия традиционно уделяла основное внимание, прежде всего, проблеме бытия. Философская мысль была склонна к абсолютизации категории бытия и, соответственно, недооценке категории небытия: «Бытие есть, небытия же нет» (Парменид).
• В философии Древнего Востока небытию, напротив, придавалось значение источника всякого бытия. Именно небытие считалось началом небес и земли, а бытие — матерью всех конкретных вещей (дао в философии Лао Цзы).
• В философии экзистенциализма, которая анализирует специфику человеческого существования, серьезное внимание уделяется категориям и бытия, и небытия.
• В художественной культуре, особенно литературе, трагическая тема небытия личности вызывает зачастую глубокую философскую рефлексию: например, гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» или строки И. Бродского:
«Век скоро кончится, но раньше кончусь я.
Это, боюсь, не вопрос чутья.
Скорей влияние на бытие небытия …»
Единство бытия и небытия
В совокупности эти две категории отражают «онтологическую судьбу» всех индивидуальных вещей и явлений. Любое из них сначала как бы таится в небытии, его нет в реальности (как до нашего рождения в мире нет каждого из нас); затем оно «приходит» в реальность (в результате действия природных или человеческих сил), существует в ней в течение определенного времени и рано или поздно исчезает, уходя в небытие. А. Н. Чанышев, автор «Трактата о небытии» комментировал это так: «Человек приходит из небытия и уходит в небытие». «Все возникает на время, а погибает навечно». Поэтому всякое явление в мире выступает как неразрывное единство бытия и небытия, оно относительно и в своем бытии, в своем небытии.
Неопределенность реального и кажущегося бытия
Одна из главных проблем онтологии – определение, что существует подлинно, а что оказывается иллюзией (кажимостью). В своей жизни и практической деятельности человек критически оценивает бытие окружающих его явлений и собственное бытие: «Есть ли то, что есть?», «Таковы ли вещи в действительности?». Однако проблема реального и кажущегося бытия – трудно разрешимая проблема, так как вещи отличаются от того, как мы их воспринимаем. Поэтому необходим критерий проверки реальности. Правда, акцентируя внимание на различии «вещей в себе» и их феноменов, И.Кант утверждал: «Мы не можем доказать, что этот мир реально существует», поэтому критерий истинности не может быть найден. Однако попытки его найти присутствуют в разных философских системах. Логические позитивисты видели критерий истинности существования в возможности квантификации (деления) или счета: «Если можно вещь сосчитать, значит, она существует». Современные естествоиспытатели считают, что «быть – следовательно, занимать определенное место в пространстве». Вместе с тем, в квантовой физике, например, местонахождение электрона в данной точке можно определить только с какой-то долей вероятности.
Мировоззренческая роль бытия и небытия
В человеческой деятельности категории бытия и небытия выступают как культурные ценности: они ориентируют каждого человека на осознание уникальности, неповторимости и бренности бытия любого явления в мире и, в первую очередь — своего существования на Земле. Небытие подчеркивает ценность человеческой жизни, ее хрупкость и быстротечность. Смысл и бессмысленность жизни – отражение противопоставления бытия и небытия. С этической точки зрения проблема небытия рассматривается недостаточно. Мы должны помнить о небытии, чтобы еще раз отдать должное ценности бытия. Отсюда вытекает необходимость наполнения повседневного бытия подлинно человеческим содержанием, ориентации не только на сиюминутные практические цели и интересы, но и на высокие ценности.
Быть Человеком — непросто, но им надо Быть.
Основные виды и формы бытия
Реальное многообразие бытия (вещей, явлений, процессов как целостного бытия) может быть классифицировано, в нем можно выделить определенные виды сущего и его атрибуты, т.е. необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений. Выделяют два основных вида бытия: материальное и духовное бытие. В своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира.
1.Материальное бытие
К нему относятся те явления, которые существуют вне и независимо от человеческого сознания и представляют собой объективную реальность, включающую в себя все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества, отвечающих данному критерию. Для обозначения объективной реальности вводится понятие материи.Итак,материальное бытие– это теприродные объекты, явления, феномены жизни общества, которые:
а)составляютобъективную реальность;
б)существуютнезависимоот человека;
в)могут оказывать на его органы чувстввоздействие.
2. Идеальное (духовное) бытие
К нему относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания (чувства, настроения, мысли, идеи, теории) и составляющие содержание субъективной реальности. Эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, многие из них так и остаются достоянием лишь одной личности. Но чаще духовные явления принимают объективированную, физическую форму (в виде устного сообщения, текста, формулы и т.д.), и тогда они входят в систему материального бытия.
3. В реальной жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны и представляют собой неразрывное целое – субъект-объектную реальность. Действительно, существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества.
В структуре бытия выделяют также основные формы бытия:
• бытие вещей и процессов природы;
Все формы бытия взаимосвязаны друг с другом и, вместе с тем, имеют свою специфику
1.Бытие вещей (явлений, процессов), которое определяется законами природы, имеет пространственные и временныепараметры, скорость и ритм процессов, целостность структур, включенность в общий процесс космической эволюции, и включает в себя:
а) бытие «первой природы», т.е. объективной первичной реальности, существующей миллиарды лет;
б) бытие «второй природы», т.е. бытие вещей, произведенных человеком. «Вторая природа» – это комплекс природной, духовной и социальной реальности, который включает в себя:
· созданные человеком предметы повседневного обихода;
· орудия и средства производства;
· производственную и социальную инфраструктуру;
· выведенные живые организмы (путем естественного отбора или средствами генной инженерии).
2. Бытие человека– это жизнедеятельность человека в единстве его телесного (биологического), психического и социального измерений. Бытие человека происходит в мире вещей первой и второй природы, причем первая природа выступает условием возникновения и существования человека, а вторая – продуктом его жизнедеятельности.
3. Бытие духовного (идеального)– это:
а) бытие индивидуального духовного, включающего различные проявлениясознанияотдельного человека(поток его чувств, мыслей, эмоций, знаний, ценностей, стереотипов поведения и т.д.) и различныеформыбессознательного(неосознанные влечения, творческие ресурсы, механизмы неосознаннного психического контроля за состоянием тела и др.);
б) бытие объективированного духовного, существующего в различных формах общезначимых моральных предписаний; религиозных догм и институтов; научных знаний, зафиксированных в законах, формулах и разнообразных носителях информации; в произведениях искусства, архитектуры; в языке и литературе.
4. Социальное бытие, включающее в себя:
а) бытие отдельного человека в обществе и истории, т.е.:
– процессы социализации и жизнедеятельности отдельного человека в обществе в конкретную историческую эпоху;
– механизмы влияния конкретной личности на ход общественных событий.
б) бытие общества, т.е. совокупность проявлений жизнедеятельности общества как целостного организма в единстве материально-производственной, социальной и духовной сфер, движущих сил и механизмов общественно-исторического развития, а также культурно-цивилизационных явлений и процессов.
Что же объединяет все формы бытия и обеспечивает внутреннее единство многообразных вещей, явлений, процессов? Из какой основы и первоначала произошло всё сущее? Поиски ответов на эти вопросы привели к выработке понятия«субстанция».
Субстанция(от лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе) –философская категория, обозначающая основу и сущность всего существующего – то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и благодаря другому. Именно она обеспечивает внутреннее единство разнообразных конкретных вещей, явлений и процессов.
Вопросы и упражнения
1. Сравните и дайте разъяснения следующим высказываниям древнегреческих философов – основоположников онтологии: «Бытие есть, небытия же нет» (Парменид); «Бытие» и «есть» означает, что нечто истинно, а «небытие» – что оно не истинно, а ложно» (Аристотель). Согласны ли Вы с ними?
2. «Скука – это зевок небытия». Что имел в виду поэт С. Маршак?
3. Философ А.Н. Чанышев в «Трактате о небытии» приходит к следующим выводам: «Я утверждаю, что небытие не только существует, но оно первично и абсолютно. Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию. Бытие есть только тень небытия, его изнанка. Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Сформулируйте Ваше отношение к позиции А.Н. Чанышева.
4. Каков основной критерий разграничения объективной и субъективной реальности? Существует ли непроходимая грань между ними? Охарактеризуйте основные формы бытия с точки зрения субъект-объектных отношений.
5. Какое содержание вкладывает современная материалистическая философия в понятие «бытие»? В каком из приведенных ниже суждений дается правильное определение этого понятия:
а) Бытие – это Вселенная.
б) В содержание понятия «бытие» входят природа и общество.
в) Бытие – это материя. Эти понятия тождественны.
г) Бытие – это природа.
д) Бытие – это все, что существует объективно.
е) Бытие – все существующее, т.е. и материя, и сознание.
ж) Бытие – это то, что существовало в прошлом и существует сейчас.
6. «Бытие есть все то, что существует. » (Спиркин А.Г. Основы философии). Если принять такое определение бытия, то какое понятие будет его противоположностью?
7. Один из докладов ЮНЕСКО был посвящен проблеме непрерывного образования и назывался «Учиться, чтобы быть». Как Вы это понимаете?
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Так бытие или небытие? Что первично?
Понятие «небытие» или «ничто» не может быть определено через категорию «существует небытие, или существует ничто», ибо существование есть прерогатива только бытия, только того, что есть.
Также любое определение небытия или ничто входит в категорию бытия, т.к. определение подразумевает существование того, что определяют.
Категория небытие или ничто подразумевает отсутствие чего-либо, в том числе вечности и времени, причины и следствия.
Но если мы признаем, что бытие возникает из ничто, из небытия, то мы будем вынуждены признать абсурдный тезис о том, что возможно возникновение следствия (бытия) без причины и следствия (из ничто).
Ну ладно, еще можно представить себе следствие без причины, хотя уже это более чем странно, это все равно что признать разумным человека вообще без головы, но признать следствие без следствия, это уже слишком!
Это полное игнорирование действующих в бытии законов логики, и признание в бытии законов небытия, законов хаоса и абсурда. Только представьте себе, ученые на полном серьезе должны признать, что возможно не только следствие без причины, но и следствие без самого следствия! Это уже даже не мистика, это покруче!
И все это вместо того, чтобы просто признать закон сохранения бытия, его несотворимость (вечность) и неуничтожимость.
Но мы все знаем, что у любого следствия есть причина, и что у любой причины есть следствие. Законы логики, действующие в бытии, которыми пользуется наука при познании мира, являются лучшим доказательством того, что бытие не произошло от небытия, а было, есть и будет вечно.
Поэтому вера в небытие и ничто ненаучна, есть вера в абсурд и является просто формой острого психического расстройства.