Быть или не быть вот в чем вопрос высоцкий
nihga
И вечный бой, покой нам только снится, сквозь кровь и пыль, летит степная кобылица и мнёт ковыль.
Конечно, отчасти тут играет роль то, что первый монолог читается на сцене в живой зрительный зал, а второй в закрытой студии на непривычную для Высоцкого видеокамеру. Естественно, энергетика присутствия зрителя это очень важный фактор, но это только отчасти, т.к. актёр уровня Высоцкого вполне мог сыграть равноценно и в отсутствии зрителя. Поэтому в целом впечатление создаётся (и не только впечатление, ведь есть ещё и биография живого человека Владимира Высоцкого, факты подтверждающие его душевное и физическое состояние крайней разбитости, усталости и болезни к году 1979-му, а летом следующего Владимир Семёнович скончался. ) именно такое, как я описал выше. Тут можно провести параллель с отличием монолога «Быть или не быть» из пьесы Шекспира «Гамлет», в переводе Пастернака (т.к. Театр на Таганке играл именно этот вариант) и пастернаковским же стихотворением «Гамлет».
Начнём с Шекспира в переводе Пастернака:
Быть или не быть, вот в чем вопрос.
Достойно ль, Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть. и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.
Об этом известнейшем монологе написано очень много я в данном случае хочу выделить только одно, главное сказанное Шекспиром и прямо перекликающееся с Лордом Тениссоном о чём я уже писал выше, это тема борьбы и не смирения с судьбой, тема героизма и жертвы собою во имя высокой цели. Гамлет мучительно думает об этом и выбирает кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Этот монолог – его окончательный выбор между горящим огнём жизни настоящей и болотом «гнойника довольства и покоя», выбор в пользу человека идущего вперёд наперекор Фортуне. И в этом – смысл существования Гамлета.
Теперь перейдём к стихотворению «Гамлет» Б.Пастернака 1946 года:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Высоцкий. Глава 94. Гамлет. 5 минут
Я попытаюсь объяснить в стихе.
Я начинаю с этой мрачной строчки:
«Я был зачат, как нужно, во грехе, —
В поту и в нервах первой брачной ночи».
Я знал — все будет так, как я хочу,
Что есть лицо, ребро или изнанка,
И что друзья по школе и мечу
На свист мой тотчас выбегут из замка…
Владимир Высоцкий
(«Мой Гамлет», из черновиков, апрель 1972 года)
1971 год.
Театр на Таганке. Репетиция «Гамлета». Отрывок из учебного фильма «Быть или не быть» студента ВГИКа Александра Иванкина. 18 минут записи. Более подробно этот спектакль так никто и не снимет: слушать
Варшава, 28 мая 1980 года
Гамлет.
Главная роль Владимира Высоцкого. Спектакль всей его жизни. Роль всей его жизни. Если разобраться, то и в кино, и даже в театре было не так много ролей, в которых Высоцкий смог показать свой талант во всем его объеме. Поэтому, как ни парадоксально, и нет единого мнения о том, насколько сильным он был актером. Но Гамлет Высоцкого, одна лишь эта роль, уже снимает все вопросы. Один из величайших спектаклей в истории русского театра.
«Гамлет», 1971 год
Одна из величайших ролей, когда-либо сыгранных на нашей сцене.
В этой Главе мы расскажем о том, как трудно рождался этот спектакль и почему так происходило.
28 июня 1970 года Владимир Высоцкий заполнил свою знаменитую анкету, в которой ответил Анатолию Менщикову на 47 вопросов.
Отвечая на вопрос «какое событие стало бы для тебя самым радостным», Высоцкий написал: «Премьера «Гамлета». До премьеры оставалось еще почти полтора года!
Вильям Шекспир, «Гамлет принц датский. Трагедия». Перевод Бориса Пастернака. Гослитиздат, 1941 год
Фрагмент передачи Югославского телевидения «Гамлет и вокруг Гамлета», 1976 год.
Юрий Любимов: слушать
Идея поставить «Гамлета» действительно принадлежала Высоцкому, а Любимов действительно сомневался.
Высоцкий откровенно говорил, что в какой-то момент был слишком настойчив, а Юрий Петрович привык, что решения принимал только он, и давить на него было бесполезно. Поэтому от возникновения идеи до начала репетиций прошли месяцы.
Фрагмент выступления Владимира Высоцкого во Всесоюзном алюминиево-магниевом институте — ВАМИ. Ленинград, 17 июня 1972 года: слушать
Репетиции шли не просто долго.
Пожалуй, ни одна другая постановка Юрия Любимова на Таганке не готовилась столько времени. Почти два года! Причем репетировали сразу на сцене. Хотя обычно репетициям предшествует читка – буквально сидя за столом, когда разбирается каждый персонаж и характеры. Здесь же все шло только на сцене!
«Не время пить! Продолжим!»
Кадр киносъемки Петра Солдатенкова. Последний «Гамлет». 18 июля 1980 года
И Юрий Петрович не лукавил, когда говорил, что впервые не имел четкого плана постановки.
Любимов был гением условного театра, в котором очень многое строилось на импровизации, полете фантазии. Один и тот же спектакль мог в разные дни выглядеть очень по-разному. Почти девять лет шел «Гамлет» на Таганке, и все эти годы репетиции и поиск не прекращались!
При этом не секрет, что отношения Высоцкого и Любимова именно в «Гамлете» были совсем не простыми.
Высоцкий мечтал об этой роли. Он поставил на нее буквально всё! Он не просто так постоянно теребил Любимова, у него в голове было свое четкое представление о том, каким будет его Гамлет.
29 ноября 1971 года. Фото Анатолия Гаранина
Любимов однажды несколько небрежно бросил, мол, Высоцкий так хотел играть Гамлета, а когда начали работать, то оказался не готов.
Мол, он и не читал-то пьесу толком. Но это было неправдой. Высоцкий не просто читал – он читал «Гамета» многократно! Причем читал в нескольких переводах. Еще в Школе-студии МХАТ Володя перечитал вообще всего Шекспира и настолько поразил своими ответами на экзамене преподавателя, что тот не поверил и решил, что студент Высоцкий просто очень хорошо зазубрил конспекты – хотя все равно поставил «пять».
Фрагмент выступления в Центральном статистическом управлении. Москва, декабрь 1971 года.
Две недели после премьеры: слушать
Афиша спектакля, 1971 год
Но первоначально идея была иной!
Высоцкий должен был не петь, а читать стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет». Именно с этого мы нынешнюю Главу и начали. Песней это стало только потом. И вот когда вступление к спектаклю было еще стихотворным, Любимов бесконечно требовал от Высоцкого перечитывать. Режиссер хотел, чтобы Высоцкий будто бы рождал строки на глазах у публики, а Высоцкий слушал и делал по-своему. Любимов злился и просил переделать снова и снова. Пока вдруг не стало ясно очевидное. Любимов не писал стихов, у него было стереотипное представление о том, как они рождаются. А Высоцкий был поэтом и хорошо знал свое состояние в тот момент, когда строки возникают стремительно, одна за другой, сплошным потоком.
Но стычки Высоцкого с Любимовым случались не только по этому поводу.
Любимов был крайне требователен, деспотичен, придирчив, въедлив, и Высоцкому доставалось больше всех.
Владимир Высоцкий и Юрий Любимов. Репетиция спектакля «Гамлет», 1971 год. Фото Владимира Цымайло
Однажды не выдержал Вениамин Смехов и сказал Юрию Петровичу: «Зачем вы унижаете актера? Он уже все понял, а вы его совсем хотите уничтожить!».
После этого выступления несладко приходилось уже и Смехову. А Высоцкий, при всем взрывном характере своей натуры терпел и старался играть еще, еще и еще лучше. До изнеможения. И в этом конфликте рождался величайший спектакль того времени: слушать
29 ноября 1971 года. Фото Анатолия Гаранина
Любимов свой замысел определил в интервью Югославскому телевидению в 1976 году: слушать
Да, это правда.
Гамлет – главная роль в жизни Высоцкого. Но в спектакле «Гамлет» главная роль принадлежала не ему. Главным на сцене был Занавес. Гениальная идея пришла в голову художнику Таганки Давиду Боровскому. Сложнейшую подвижную конструкцию для занавеса изготовили авиаторы-вертолетчики. А по линии Внешторга закупили в Англии 600 килограммов шерсти.
Занавес перемещался самым неожиданным образом.
Персонажи пропадали в нем и возникали из него. Иногда Занавес устраивал ловушки, иногда делил сцену надвое, отделяя героев друг от друга и рождая параллельное действие. Благодаря Занавесу действие идет непрерывно, без обычных пауз для смены декораций и появления новых действующих лиц: слушать
Высоцкий рассказывал обо всем с юмором, но это чудо, что во время обрушения занавеса никто не погиб и даже серьезно не пострадал.
Однако из-за аварии премьеру пришлось отложить аж на полгода.
Вообще до Таганки никто таким приемом не пользовался и вязаных занавесов из чистой шерсти тоже никто в театре не делал.
И примерно в таких же простых, вязаных костюмах и свитерах играли и сами актеры. А Гамлет Высоцкого был в черном свитере.
Мог ли сыграть эту роль кто-то другой?
Мог. Замысел постановки возникал еще до ухода из театра Николая Губенко, и есть все основания предполагать, что и роль Гамлета, и роль Галилея, тоже блестяще сыгранного Высоцким, были предназначены именно Губенко. А когда только начинали репетировать, то помимо Высоцкого на Гамлета пробовались и Леонид Филатов, и Валерий Золотухин. Но быстро стало очевидно, что играть будет только Высоцкий. И у Высоцкого был свой, совершенно иной взгляд на Гамлета, отличавшийся от прежних трактовок.
Варшава, Театр оперетты, 28 мая 1980 года
Ленинград, 17 июня 1972 года, ВАМИ: слушать
На премьере «Гамлета» 29 ноября 1971 года был Иннокентий Смоктуновский.
Знаменитый гамлетовский вопрос «быть ли не быть». Такой же знаменитый театральный вопрос: Гамлет – это Смоктуновский или Высоцкий? Смоктуновский в 1964 году сыграл Гамлета в знаменитой картине Григория Козинцева. Гамлет Смоктуновского считается образцом классической манеры исполнения.
Гамлет — Иннокентий Смоктуновский
А Высоцкий – образцом абсолютного новаторства.
Так вот Иннокентий Михайлович, посмотрев в этой роли Высоцкого, сказал, что можно принимать или не принимать такую трактовку, но играть по-другому отныне невозможно.
И вот наконец ключевой момент шекспировской пьесы.
Быть или не быть? И здесь уже новаторство Юрия Любимова соединилось с новаторством Владимира Высоцкого.
В мае 1979 года в телестудии факультета журналистики МГУ Владимир Высоцкий записал с помощью руководителя студии Юрия Дроздова видеописьмо американскому актеру и режиссеру Уоррену Битти.
И в этом послании рассказал, в том числе, о своей роли Гамлета и главном гамлетовском монологе: слушать
Монолог Гамлета.
Фрагмент съемки для Уоррена Битти. Факультет журналистики МГУ, 19 мая 1979 года.
Съемка в телестудии факультета журналистики МГУ, 19 мая 1979 года
Уоррен Битти так никогда и не увидел этой пленки и не посмотрел «Гамлета» Высоцкого и Таганки.
Этот спектакль шел 220 раз. Все 220 раз на сцену выходил Владимир Высоцкий, у которого вопреки театральной традиции никогда не было дублера, не было актера из второго состава, который бы его заменял.
220 спектаклей и ни одной полной съемки.
Кадр съёмки TV Higardo (Венгрия). Будапешт, театр оперетты «Operettszinhaz», 2 октября 1976 года
И не только потому, что Юрий Любимов не любил, когда его постановки снимали, опасаясь, что съемочный свет нарушит ауру спектакля.
Сегодня о самом спектакле и об игре в нем Высоцкого мы можем судить лишь по отдельным киносъемкам, сделанным советскими документалистами Александром Иванкиным, Юрием Дроздовым и Петром Солдатенковым. В мае 1972 года Высоцкий впервые прочел монолог Гамлета на телевидении – в Таллине, где была записана целая передача о его работе в любимовском театре.
Телевидение Таллина, 18 мая 1972 года. Фото Jaan Rõõmus
Фрагменты репетиций спектакля во второй половине 70-х снимали венгры, югославы, поляки, итальянцы.
В сумме чуть более 40 минут, с учетом телесъемок Высоцкого, где он рассказывал о спектакле или читал монолог Гамлета.
А вот непосредственно на сцене во время настоящего спектакля снято не более 5 минут.
И запечатлены оказались эти минуты в 1980 году, в последние два месяца жизни. Сперва – польским телевидением, в конце мая, во время варшавских гастролей Таганки.
Варшава, Театр оперетты, 28 мая 1980 года
А затем – Петром Солдатенковым, 18 июля, в Москве.
Когда Гамлет вышел на сцену в последний раз…
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Олега Васина, Александра Петракова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.
К счастью, сохранились несколько практически полных аудиозаписей «Гамлета», сыгранного на сцене Таганки.
В следующей Главе мы обратимся именно к ним, чтобы вы постарались получить хотя бы приблизительное представление о постановке, ставшей легендой – и Владимире Высоцком в его главной роли.
«Гамлет». Ленинград, 1972 год. Фото Александра Укладникова
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.
Мой Гамлет
Я только малость объясню в стихе —
На все я не имею полномочий…
Я был зачат, как нужно, во грехе —
В поту и в нервах первой брачной ночи.
Я знал, что, отрываясь от земли,
Чем выше мы, тем жестче и суровей;
Я шел спокойно — прямо в короли
И вел себя наследным принцем крови.
Я знал — все будет так, как я хочу.
Я не бывал внакладе и в уроне.
Мои друзья по школе и мечу
Служили мне, как их отцы — короне.
Не думал я над тем, что говорю,
И с легкостью слова бросал на ветер.
Мне верили и так, как главарю,
Все высокопоставленные дети.
Пугались нас ночные сторожа,
Как оспою, болело время нами.
Я спал на кожах, мясо ел с ножа
И злую лошадь мучил стременами.
Я знал — мне будет сказано: «Царуй!» —
Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег.
И я пьянел среди чеканных сбруй,
Был терпелив к насилью слов и книжек.
Я улыбаться мог одним лишь ртом,
А тайный взгляд, когда он зол и горек,
Умел скрывать, воспитанный шутом.
Шут мертв теперь: «Аминь!» Бедняга Йорик.
Но отказался я от дележа
Наград, добычи, славы, привилегий:
Вдруг стало жаль мне мертвого пажа,
Я объезжал зеленые побеги…
Я позабыл охотничий азарт,
Возненавидел и борзых и гончих,
Я от подранка гнал коня назад
И плетью бил загонщиков и ловчих.
Я видел — наши игры с каждым днем
Все больше походили на бесчинства.
В проточных водах по ночам, тайком
Я отмывался от дневного свинства.
Я прозревал, глупея с каждым днем,
Я прозевал домашние интриги.
Не нравился мне век и люди в нем
Не нравились. И я зарылся в книги.
Мой мозг, до знаний жадный как паук,
Все постигал: недвижность и движенье, —
Но толка нет от мыслей и наук,
Когда повсюду — им опроверженье.
С друзьями детства перетерлась нить.
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами — «быть, не быть»,
Как над неразрешимою дилеммой.
Но вечно, вечно плещет море бед,
В него мы стрелы мечем — в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.
Зов предков слыша сквозь затихший гул,
Пошел на зов, — сомненья крались с тылу,
Груз тяжких дум наверх меня тянул,
А крылья плоти вниз влекли, в могилу.
В непрочный сплав меня спаяли дни —
Едва застыв, он начал расползаться.
Я пролил кровь, как все. И, как они,
Я не сумел от мести отказаться.
А мой подъем пред смертью есть провал.
Офелия! Я тленья не приемлю.
Но я себя убийством уравнял
С тем, с кем я лег в одну и ту же землю.
Я Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на Датскую корону, —
Но в их глазах — за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону.
О дева! Нимфа! О богиня, молись скорее за меня
Молись о мысли совершённой незавершённого греха.
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть. и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.
Перевод Б.Пастернака, адаптированный
для спектакля Театра на Таганке
в исполнении Владимира Высоцкого:
———————————
Фима Жиганец
——————-
Шекспир в переводе на блатной
ПОГОНЕНИЯ ГАМЛЕТА,
БОСЯКА ДАТСКОГО
Так быть иль нет, не быть? Вот он, вопрос!
Что благороднее: в душе ль сносить удары
и раны наносимые безжалостной судьбой,
иль, взяв клинок, упершись в острие,
покончить разом с этим морем бедствий?
Уйти в небытие. Заснуть. Не продолжать.
И этим сном сказать: “ Мы прекратили
и сердца боль, и тысячи природных катаклизмов,
которым плоть подвержена.” Не это ли венец
подспудного желанья. Уйти в небытие. Уснуть.
Уснуть. быть может, видеть сны. А, вот оно, сомненье!
Какие ж сны быть могут в смертном небытье,
когда мы уж отринули всех смертных суету?
Вот это заставляет колебаться, и в этом объяснение тому,
Что мы влачим так долго жизни бремя.
Иначе, кто бы стал сносить побои и глумления эпохи,
и гнет неправедный, и дерзость гордеца,
И боль отвергнутой любви, судебный произвол,
Презренье ведомств, и пинки,
что получает добродетель от подонков,
Когда утешиться он мог бы
одним клинка ударом? И кто б тянул такую ношу,
стеная и потея от тягОты жизни,
когда б не ужас неизвестного по смерти,
той тайной стороны от рубежей которой
еще и разу не вернулся путник? Тот ужас мутит волю
и убеждает, что лучше уж терпеть те беды, что имеем,
чем в поисках неведомых носиться.
И осознанье этого вдруг трусов делает из нас,
и вот простейший вывод
уже сокрыт под патиною мыслей,
и мощный наш порыв
при этих доводах меняет свой поток
и к действу не приводит. Но тише!
Вот прекрасная Офелия! О, нимфа, все мои грехи
в твоих молитвах упомянуты пусть будут.
Монолог Гамлета в разных переводах
Что я такого сделала, что ты
Так груб со мной?
Вы сделали такое,
Что угашает искренность и стыд,
Шельмует правду, выступает сыпью
На лбу невинности и чистоты
И превращает брачные обеты
В торг игроков. Вы совершили то,
Что обездушивает соглашенья
И делает пустым набором слов
Обряды церкви. Небеса краснеют
И своды мира, хмурясь, смотрят вниз,
Как в судный день, чуть вспомнят ваш
поступок,
Нельзя ль узнать, в чем дела существо,
К которому так громко предисловье?
Гамлет, перестань!
Ты повернул глаза зрачками в душу,
А там повсюду пятна черноты,
И их ничем не смыть!
Валяться в сале
Продавленной кровати, утопать
В испарине порока, любоваться
Своим паденьем.
. с убийцей и скотом,
Не стоящим одной двухсотой доли
Того, что тот. С петрушкой в королях.
С карманником на царстве. Он завидел
Венец на полке, взял исподтишка
И вынес под полою.
Со святочной игрушкою.
О, горе, с ним припадок!
Ленивца ль сына вы пришли журить,
Что дни идут, а он под злую руку
Приказов ваших страшных не свершил?
Не правда ли?
Нет, что с тобой? Ты смотришь в пустоту,
Толкуешь громко с воздухом бесплотным,
И дикостью горят твои глаза.
Как сонные солдаты по сигналу,
Взлетают вверх концы твоих волос
И строятся навытяжку. О сын мой,
Огонь болезни надо остужать
Невозмутимостью. Чем полон взор твой?
Нет. Ничего. Лишь то, что пред глазами,
Да вот же он! Туда, туда взгляните:
Отец мой, совершенно как живой!
Вы видите, скользит и в дверь уходит.
Все это плод твоей больной души.
По части духов бред и исступленье
Весьма искусны.
Ах, Гамлет, сердце рвется пополам!
Вот и расстаньтесь с худшей половиной,
Чтоб лучшею потом тем чище жить.
Спокойной ночи. Не ходите к дяде.
Взамен отсутствующего стыда
Усвойте выдуманную стыдливость.
Она привьется. В маске доброты
Вы скоро сами пристраститесь к благу.
Повторность изменяет лик вещей.
В противность злым привычкам добрый навык
Смиряет или гонит прочь чертей.
Впоследствии, когда вы захотите,
Чтоб вас благословили, попрошу
Тогда и я у вас благословенья,
А что касается до старика,
(показывает на Полония)
Что ж теперь мне делать?
Еще вы спрашиваете? Тогда
И продолжайте делать, что хотите.
Ложитесь ночью с королем в постель
И в благодарность за его лобзанья,
Которыми он будет вас душить,
В приливе откровенности сознайтесь,
Что Гамлет вовсе не сошел с ума,
А притворяется с какой-то целью.
Ты знаешь сам, что я скорей умру,
Чем соглашусь предать тебя.
Меня
Шлют в Англию. Слыхали?
Да, к несчастью.
Я и забыла. Это решено.