Былины что такое застава

На заставе богатырской — БЫЛИНА

Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович. И дружинники у них храбрые: Гришка — боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши. Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнёт, и птица не пролетит. Раз пробегал мимо заставы горностайка, да и тот шубу свою оставил. Пролетал сокол, перо выронил. Вот раз в недобрый час разбрелись богатыри-караульщики: Алёша в Киев ускакал, Добрыня на охоту уехал, а Илья Муромец заснул в своём белом шатре…

Едет Добрыня с охоты и вдруг видит: в поле, позади заставы, ближе к Киеву, след от копыта конского, да не малый след, а в полпечи. Стал Добрыня след рассматривать: — Это след коня богатырского. Богатырского коня, да не русского: проехал мимо нашей заставы могучий богатырь из казарской земли — по-ихнему копыта подкованы. Прискакал Добрыня на заставу, собрал товарищей: — Что же это мы наделали? Что же у нас за застава, коль проехал мимо чужой богатырь? Как это мы, братцы, не углядели? Надо теперь ехать в погоню за ним, чтобы он чего не натворил на Руси. Стали богатыри судить-рядить, кому ехать за чужим богатырём. Думали послать Ваську Долгополого, а Илья Муромец не велит Ваську слать: — У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька заплетается, в бою заплетётся и погибнет зря.

Думали послать Гришку боярского. Говорит атаман Илья Муромец: — Неладно, ребятушки, надумали. Гришка рода боярского, боярского рода хвастливого. Начнёт в бою хвастаться и погибнет понапрасну. Ну, хотят послать Алёшу Поповича. И его не пускает Илья Муромец: — Не в обиду будь ему сказано, Алёша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чуженине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря. А пошлём мы, братцы, лучше Добрыню Никитича. Так и решили — ехать Добрынюшке, побить чуженина, срубить ему голову и привезти на заставу молодецкую. Добрыня от работы не отлынивал, заседлал коня, брал палицу, опоясался саблей острой, взял плеть шелковую, въехал на гору Сорочинскую.

Посмотрел Добрыня в трубочку серебряную — видит: в поле что-то чернеется. Поскакал Добрыня прямо на богатыря, закричал ему громким голосом: — Ты зачем нашу заставу проезжаешь, атаману Илье Муромцу челом не бьёшь, есаулу Алёше пошлины в казну не кладёшь?! Услышал богатырь Добрыню, повернул коня, поскакал к нему. От его скоку земля заколебалась, из рек, озёр вода выплеснулась, конь Добрынин на колени упал. Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает он ни жив, ни мёртв, рассказывает всё товарищам. — Видно мне, старому, самому в чистое поле ехать придётся, раз даже Добрыня не справился, — говорит Илья Муромец. Снарядился он, оседлал Бурушку и поехал на гору Сорочинскую. Посмотрел Илья из кулака молодецкого и видит: разъезжает богатырь, тешится. Он кидает в небо палицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею, словно перышком. Удивился Илья, призадумался

. Обнял он Бурушку-Косматушку: — Ох ты, Бурушка мой косматенький, послужи ты мне верой-правдой, чтоб не срубил мне чуженин голову. Заржал Бурушка, поскакал на нахвальщика. Подъехал Илья и закричал: — Эй ты, вор, нахвальщик! Зачем хвастаешь?! Зачем ты заставу миновал, есаулу нашему пошлины не клал, мне, атаману, челом не бил?! Услыхал его нахвальщик, повернул коня, поскакал на Илью Му-ромца. Земля под ним содрогнулась, реки, озёра выплеснулись. Не испугался Илья Муромец. Бурушка стоит как вкопанный, Илья в седле не шелохнется. Съехались богатыри, ударились палицами,- у палиц рукоятки отвалились, а друг друга богатыри не ранили. Саблями ударились, — переломились сабли булатные, а оба целы. Острыми копьями кололись, — переломили копья по маковки! — Знать, уж надо биться нам врукопашную! Сошли они с коней, схватились грудь с грудью.

Источник

Богатырские заставы

Былины что такое застава. Смотреть фото Былины что такое застава. Смотреть картинку Былины что такое застава. Картинка про Былины что такое застава. Фото Былины что такое застава

«Уж кого мне послать с невежей ратиться,
Очищать дороги прямоезжие,
Постоять на крепких на заставушках.»

А Илья Муромец говорит, что на заставах, постоял он девятнадцать лет.
На станицах Несторовской летописи, после описания расселения славянских племен Нестор говорит о городах, которые рубились на границах земли русской. В другом народном сказании говорится:

«Ко тому ко стольному ко городу ко Киеву
На той ли на дороге на широкой
Была застава великая,
Крепость была крепкая,
Ни конник не проезживал,
Ни зверь не прорыскивал,
Ни птица не пролетывала.»

Порубежная служба сложилась в незапамятные времена, без нее не могла бы существовать никакая национальная территория. Ведь и Змиевы валы — многолетний трудовой подвиг древних славян — были насыпаны как оборонительный пограничный рубеж.

В былине о Дунае богатырь Дунай единоборствует с русским богатырем Добрыней, который въехал в степи и вошел незваным в его черный шатер.
Кто же такой богатырь Дунай и кто его жена-богатырша Настасья? Они вооружены не по-русски: булавой, саблей и длинным копьем. От их крови зачалась славная река тихий Дон.

На юго-востоке от Киева жили в те века аланы. Некогда их племена входили в союз кочевников-сарматов, они занимали Приаралье и Прикаспий, нижнее течение Волги и Дона. Нашествие гуннов оттеснило часть аланских племен к Северному Кавказу (потомки аланов — нынешние осетины). Аланы обладали высокой культурой, знали письменность, полк аланов-телохранителей состоял при византийском императоре Градиане (начало 5 века). Аланы строили каменные крепости. Как все кочевники, они прошли три стадии быта. Сначала кочевали круглый год, раскидывая по пути временный табор, не имея постоянных жилищ. Затем кочевали от весны до осени и возвращались на зимовье. Наконец кочует лишь некоторая часть племени, а другая живет оседло, занимается земледелием. Для кочевий появились определенные маршруты. Весной распахивали и засевали пашню, а осенью подкочевывали к ней для сбора урожая.

Знаком отличия у аланских мужчин служили пояса. Воинский чин обозначался количеством нашитых и свисающих с концов пояса бляшек. Расстегнутый пояс — знак позора, бесчестья, потерянной силы. У каждого владельца была своя форма бляшек и свой рисунок на них.

Бляшки делались круглыми, сердечком, треугольничком, звездчатые, цветковидные, крестообразные. Узоры попадались растительные (веточка с листьями), геометрические (шахматный узор, елочка), звериные (отголоски «скифского стиля»: львы, орлы, олени), с изображением людей (головы в рогатом уборе; фигуры, принимающие дары).

Кочевые союзы племен не были государствами и быстро распадались, как, например, гуннская империя после смерти Аттилы. Лишь Хазарский каганат полностью прошел стадию «табора», люди осели на землю, возникли города. Хазары успешно воевали с соседями (Армения, Великая Болгария).
Первые оседлые хазары появились после нападения арабов (737 год, полководцы Маслама и Мервап), которые разорили тысячи хазарских семей, потерявших единственное и главное свое богатство — скот и пастбища. Поневоле пришлось обрабатывать землю, чтобы прокормиться. Оставшиеся немногочисленные пастбища захватили богачи-аристократы. Они уже не принадлежали всему роду, как прежде, теперь их передавали по наследству.

Земледельцы-всадники «выходят летом на пашни для посевов хлеба, частью над рекой, а частью в степи и перевозят хлеб на повозках и рекою на судах» (аль-Истархи «Книга путей царств»), «С месяца Нисана мы выходим из города и идем каждый к своему винограднику и к своему полю» (каган Иосиф). Работали хазары плугами, мотыгами, серпами. Эти орудия по-явились одновременно и у славян.

Главой каганата считался каган, он подчинялся многим устаревшим и стеснительным обычаям: никто не мог его видеть, приближались к нему лишь избранные вельможи, и то проходя перед этим «очищение огнем».

Каганы выбирались из одной и той же древней семьи. Но правил реально не каган, а «шад» (царь). Под его началом находилось войско (10 тысяч всадников) и сборщики податей.

После нападения арабов хазары ушли с насиженных мест в верховья Северного Донца, Оскола, Дона. Taм в составе Хазарского каганата появились аланы (середина 8 века), жившие здесь ранее.

Хазары не разоряли белокаменных аланских замков. Аланы и болгары (столица Великой Болгарии — Фанагория) слились и вошли в Хазарский каганат со столицей Йтилем, где кирпичный дворец кагана стоял на острове, а сам город в дельте Волги был соединен плавучими мостами. В нем имелись бани, базары, мечети, но улиц не было. Скопище глинобитных домов и юрт разбросано как попало. Дворец строил византийский инженер, которого по просьбе кагана прислал император Феофил. Поблизости не нашлось подходящего строительного камня, поэтому прибегли к обжигу кирпичей. Стены были с башнями, но без фундамента. Население Итиля — до полумиллиона человек — алано-болгары, славяне, тюрки. В ремесленных мастерских работали ювелиры, кузнецы, горшечники, оружейники. Сам каган кочевал по окрестностям, где разводили бахчи и виноградники. Из зимнего становища Итиль превратился в разноплеменный город.

На русские былины в науке существует два взгляда. Одни ученые считают их выдумкой с начала и до конца. Другие ученые видят в былинах поэтическую летопись подлинных исторических событий с реальными действующими лицами. Конечно, в течение веков, переходя из уст в уста, былины менялись, и, на-пример, древние богатыри Иван Годинович, Дунай, По-ток своевольной фантазией народа переносились в более позднее время, ко двору киевского князя Владимира Святославича, Владимира Красное Солнышко, который очень радел об обороне Руси от Дикого Поля.

Три главных русских богатыря — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, изображенные на знаменитой картине Васнецова, давно привлекают внимание исследователей. Существовали ли они на самом деле?

Сомнений в князе Владимире давно уже нет. Это Владимир Первый, который княжил в Киеве с 980 по 1015 год. При нем совершилось крещение Руси, при нем были выстроены вдоль русских рек пять поясов крепостей, оборонявших Киев, Чернигов и другие города. Эти-то крепости и названы в былинах богатырскими за-ставами. Служили на них удальцы, пришедшие из раз-ных мест государства. Владимир за подвиги смело на-граждал простолюдинов боярским званием. Они пирова-ли с ним за одним столом. Князь полностью доверял своему «мужицкому боярству».

Во главе богатырской дружины стоял Илья Муромец.
В 1989-1992 годах Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными. Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45-55 лет, высокого роста — 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой человек считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см.Более того, на костях Ильи ученые обнаружили следы многих битв — множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был могучим воином, участником жестоких сражений.

Но больше всего ученых поразило другое: они утверждают, что, в полном согласии с народными преданиями, Илья действительно долгое время не мог ходить! По заключению исследователей, причиной тому было тяжелое заболевание — туберкулез костей или полиомиелит. Это и стало причиной паралича ног.

Правда, имени его нет в русских летописях, но ведь многие из них и не сохранились. А, возможно, имя мужика Муромца было позже выкинуто из летописи обиженными боярами и князьями середины 11 века?.

Но имя Ильи Муромца все-таки отыскалось в записках 16 века у Эриха Лясоты, посла германского императора к запорожцам. Когда тот был в Киеве, его водили в Храм Святой Софии и там он видел гробницу Ильи Муромца, который назван им Ильей Моровлином (моровлянином, выходцем из малоизвестного городка Моровийска, который существует и поныне). Есть и такое толкование: муравлянин — это обозначение профессии: каменщик, делающий изразцы. «Муром» — древнерусское слово «крепость», Илья Муромец — может означать и «Илья из пограничной крепости».

Но в эпоху князя Владимира крепости еще только возводились, и Илья мог не просто складывать камни, а руководить строительством всех пограничных поясов, очень важных для Руси, поэтому один из всех он и удостоился чести быть погребенным в Святой Софии в «богатырском приделе», а «Муромец» означает тогда «строитель крепостей». Память об Илье, народная любовь к нему находят, таким образом, разумное объяснение, ибо он стоял во главе обороны Отчизны.

Имя второго богатыря, Алеши Поповича, отыскано в летописях конца 12 — начала 13 века. Это мог быть ростовский «храбр» Александр Попович (в старину уменьшительным именем Алеша называли и Александра). Храбр Александр — сын попа — погиб в битве при Калке, где русские потерпели от татар поражение. Но по былине Алеша Попович не погиб, а сам победил Змея Тугарина и Идолище Поганое. Под именем Змея Тугарина выступал половецкий хан Тугоркан из династии Шаруканов (Шарукан по-половецки «змей»), Тугоркан погиб в 1096 году, во время похода на Русь, то есть на сто лет раньше, чем появился летописный храбр Попович. Подлинное имя Идолища Поганого тоже разгадано,это заслуга академика Б.А.Рыбакова. Идолище был знатный половчанин Итларь, которого былина презрительно именовала Итларищем. Но когда прошло время, половцы исчезли и забылись, трудное для русского слуха Итларище заменилось более привычным сказочным — Идолище. Идолище, как и реальный Итларь, был убит в княжеском дворце. Имя победителя Итларя и дата гибели половчанина — 1095 год, сохранились в летописи. Его победитель — славянин Ольбег Ратиборович. Ольбег — имя древнее, оно давно вышло из употребления, а звательный падеж от Ольбега — Оль- беже немного созвучен Алеше.

Вот этот-то подлинный Ольбег и был, возможно, прототипом былинного богатыря Алеши Поповича.

Но его вдова, умная княгиня Ольга, отомстив жителям Искоростеня, решила па этом прекратить давнюю и бессмысленную вражду: она воспитала при себе дочь Мала, скрыв ее происхождение (та считалась просто дочерью безвестного Малко Любечанина), и выдала ее замуж за своего сына, доблестного князя Святослава, а их сына нарекла символическим именем Владыки Примирения — Владимиром.

Источник

На заставе богатырской

Былина

Былины что такое застава. Смотреть фото Былины что такое застава. Смотреть картинку Былины что такое застава. Картинка про Былины что такое застава. Фото Былины что такое застава

Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнет, и птица не пролетит. Раз пробегал мимо заставы горностайка да и шубу свою оставил. Пролетал сокол да перо выронил.

Вот раз в недобрый час разбрелись богатыри-караулыщики: Алеша в Киев ускакал, Добрыня на охоту уехал, а Илья Муромец заснул в своем белом шатре.

Едет Добрыня с охоты и вдруг видит: в поле позади заставы, ближе к Киеву, след от копыта конского, да не малый след, а в полпечи. Стал Добрыня след рассматривать.

Прискакал Добрыня на заставу, собрал товарищей:

— Что же это мы наделали? Что же у нас за застава, коль проехал мимо чужой богатырь? Как это мы, братцы, не углядели? Надо теперь ехать в погоню за нахвальщиком, чтобы он чего не натворил на Руси.

Стали богатыри судить-рядить, кому ехать за нахвалыциком.

Думали послать Ваську Долгополого, а Илья Муромец не велит Ваську слать:

— У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька заплетается, в бою заплетется и погибнет зря.

Думали послать Гришку боярского. Говорит атаман Илья Муромец:

— Неладно, ребятушки, надумали. Гришка рода боярского, боярского рода хвастливого. Начнет в бою хвастаться и погибнет понапрасну.

Ну, хотят послать Алешу Поповича. И его не пускает Илья Муромец:

— Не в обиду будь ему сказано, Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на нахвальщике много серебра да золота, позавидует и погибнет зря. А пошлем мы, братцы, лучше Добрыню Никитича.

— Ты зачем нашу заставу проезжаешь, атаману Илье Муромцу челом не бьешь, есаулу Алеше пошлины в казну не кладешь?!

Услышал богатырь Добрыню, повернул коня, по скакал к нему. От его скоку земля заколебалась, из рек-озер вода выплеснулась, конь Добрыни на колени упал. Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает он ни жив ни мертв, рассказывает все товарищам.

Снарядился он, оседлал Бурушку и поехал на гору Сорочинскую.

Посмотрел Илья из кулака молодецкого и видит: разъезжает богатырь, тешится. Он кидает в небо па лицу железную весом в девяносто пудов, на лету ловит палицу одной рукой, вертит ею словно перышком.

Удивился Илья, призадумался. Обнял он Бурушку-Косматушку:

— Ох ты, Бурушко мой косматенький, послужи ты мне верой-правдой, чтоб не срубил мне чуженин голову.

Заржал Бурушка, поскакал на нахвалыцика. Подъехал Илья и закричал:

— Эй ты, вор, нахвальщик! Зачем ты заставу миновал, есаулу нашему пошлины не клал, мне, атаману, челом не бил?!

Услыхал его нахвальщик, повернул коня, поскакал на Илью Муромца. Земля под ним содрогнулась, реки-озера выплеснулись.

Не испугался Илья Муромец. Бурушка стоит как вкопанный, Илья в седле не шелохнется.

— Знать, уж надо биться нам врукопашную! Сошли они с коней, схватились грудь с грудью.

— Старый ты старик, зачем воевать пошел? Разве нет у вас богатырей на Руси? Тебе на покой пора. Ты бы выстроил себе избушку сосновую, собирал бы милостыню, тем бы жил-поживал до скорой смерти.

Так нахвальщик насмехается, а Илья от русской земли сил набирается. Прибыло Илье силы вдвое,- он как вскочит, как подбросит нахвальщика! Полетел тот выше леса стоячего, выше облака ходячего, упал и ушел в землю по пояс.

— Ну и славный ты богатырь! Отпущу я тебя на все четыре стороны, только ты с Руси прочь уезжай да другой раз заставу не минуй, бей челом атаману, плати пошлины. Не броди по Руси нахвальщиком.

И не стал Илья ему рубить голову.

Воротился Илья на заставу к богатырям.

Источник

Занков «Богатырская застава»

В. В. Занков «Богатырская застава»

Ещё во времена давние, незапамятные русский народ стал создавать особые песни — былины. Их исполняли народные сказители, исполняли по памяти, обычно под аккомпанемент старинного инструмента — гуслей. Эти песни посвящены подвигам могучих защитников родной земли. В былинах много неожиданного, удивительного, невероятного, однако они правдивы тем, что передают народные представления о долге, чести, справедливости.

В те времена, о которых поётся в былинах, Киевскую Русь (так тогда называлась земля Русская) окружали со всех сторон многочисленные враги. С севера и запада грозили ей немецкие и литовские короли, с юга и востока — половецкие и ордынские ханы. Враги завидовали, что на Руси среди широких просторов стоят богатые города и красивые сёла.

Для защиты от вражеских набегов на границах устраивались заставы. Службу на них несли самые сильные и умелые воины, которых народ называл богатырями.

Как гласит предание, одну из застав на южной границе так и прозвали — богатырская. Воеводой на этой заставе был сам Илья Муромец.

Родился он в крестьянской семье в небольшой деревушке под городом Муромом. С детства Илья не мог ходить и пролежал на печи тридцать лет и три года.

И вот однажды, когда Илья остался дома один, в дверь постучали странники и попросили воды напиться. Ответил Илья, что он с радостью бы им услужил, но даже с печи слезть не может. Однако странники настаивали, чтобы он не робел и поднимался. Рванулся тут Илья и спрыгнул на пол. Побежал он к колодцу, принёс в ведре свежей воды и подал незнакомцам. Один из них предложил Илье тоже испить водицы.

Зачерпнул Илья воду ковшиком, выпил из него всё до последней капли и почувствовал в себе силу богатырскую. Поведали тут Илье странники, что отныне его призвание — оберегать Русь от недругов, быть всему народу защитником.

Получил Илья у родителей благословение и поехал в стольный город Киев. По дороге встретил он богатыря Святогора. Святогор к тому времени был уже глубоким стариком, но всё ещё выезжал на службу, так как не находилось ему достойной замены. Испытал Святогор силу и воинское умение Ильи и понял, что этот богатырь сможет заменить его. Передал Святогор свой богатырский меч Илье и велел ему ехать к городу Чернигову. Там шла жестокая битва между русскими и ордынскими воинами.

Ордынцы уже давно осадили Чернигов, но никак не могли его взять. Защитники города отбивали все атаки врагов. Однако у осаждённых оставалось всё меньше еды, и они слабели от голода.

И тут на богатырском коне налетел на ордынцев Илья Муромец. Завязалась отчаянная схватка. Много воинов было у ордынского хана, но Илья одолел всех.

Когда бой закончился, жители Чернигова вышли из города и стали просить Муромца остаться у них воеводою. Поблагодарил их богатырь за доверие, но от предложения отказался. Сказал Илья, что он должен защищать не один город, а всю Русь. Вот почему держит он путь в стольный город Киев к князю Владимиру, чтобы тот указал, где расположить заставу.

Горожане стали отговаривать Илью. Они рассказали, что на дороге в Киев засел Соловей-разбойник и никого, ни пешего, ни конного, по ней не пропускает. От свиста его леса к земле клонятся, цветы осыпаются, а люди и лошади мёртвыми падают. Но ничего не испугался Илья, вскочил на коня и помчался по дороге в Киев.

Пролегала эта дорога через дубовый лес. В нём-то и обосновался Соловей-разбойник. Как услышал он стук копыт, засвистел так, что земля содрогнулась. А Илья в седле усидел, достал лук, натянул тетиву и пустил свою стрелу калёную. Попала стрела Соловью-разбойнику прямо в глаз. Повалился он с дерева, а Муромец тут его подхватил, ремнями скрутил да к седлу привязал.

Вскоре домчал добрый конь богатыря до столицы. Пришёл Илья к киевскому князю Владимиру и доложил, кто он такой и откуда. Владимир захотел узнать, как Илья до Киева добрался. Муромец ответил, что ехал он в столицу мимо города Чернигова. Не поверил князь Илье, рассердился. Знал он, что вокруг Чернигова стоит войско ордынское — мышь мимо него не прошмыгнёт, а на киевской дороге Соловей-разбойник ни пешему, ни конному проходу не даёт. Но не смутил Муромца гнев князя. Промолвил Илья в ответ, что войско ордынское всё побитое лежит, а Соловей-разбойник на княжеском дворе связанный валяется.

Зауважал тут князь Владимир богатыря. Попросил он Илью охранять южную границу Киевской Руси. Отправился туда Муромец и основал там заставу богатырскую. А в Киев приезжал, когда беда туда приходила в обход его заставы. То от Идолища — богатыря заморского избавит, то от набегов воинов Калина — царя половецкого.

Много геройских дел Илья Муромец совершил во славу земли Русской. Постарел он с годами, но силы богатырской не растерял. И в старости уважали его все русские витязи, до самой кончины признавали Муромца за начальника на богатырской заставе.

Первым помощником Ильи Муромца на заставе был Добрыня Никитич, второй по силе и удали русский богатырь. Как и Муромец, Добрыня был из крестьянской семьи. С малых лет в играх и забавах отличался силой и смелостью. Жил он среди простых людей, близко к сердцу принимал их горести и обиды. Когда Добрыня подрос, начал он богатырские подвиги совершать.

Как-то узнал Добрыня, что на горе Сорочинской, у Пучай-реки, в логове Змея Горыныча много русских людей в неволе томится. Поехал он туда и освободил пленников. Возвратился вскоре Змей домой и увидел, что Добрыня всех людей из плена на волю выпустил. Рассвирепел Горыныч и решил Добрыне отомстить.

Сжалился над ним Добрыня и отпустил на все четыре стороны. Со спокойной душой стал он собираться к князю Владимиру в Киев. Прослышал он, что приедут туда удалые молодцы, богатыри русские.

Змей же Горыныч обманул Добрыню. Налетел он на Русь вскоре после отъезда Никитича. Многие деревни огнём пожёг, а людей в плен увёл. И случилось так, что сама племянница князя Владимира — Забава Путятична к этой нечисти в руки угодила.

Добрыня Никитич узнал об этом, когда в Киев приехал. Рассказал он князю Владимиру о Змее и об их уговоре. Рассердился на него князь, повелел, чтобы Добрыня ехал выручать его племянницу и других русских людей из плена.

Отправился Добрыня опять к горе Сорочинской. А Змей Горыныч испугался, в своём логове затаился. Подъехал Никитич к горе и закричал, чтобы выходил Змей биться в чистое поле, иначе он всю его пещеру разнесёт. Понял Змей, что некуда ему от Добрыни спрятаться, вышел в чистое поле. И день, и ночь они бились. Наконец Горыныч устал. Повалил его Никитич на землю и отрубил ему голову.

С той битвы по всей земле Русской Добрыня Никитич прославился. Немало добрых дел он потом совершил, защищая Русь от врагов, а простых людей — от обид. За эти подвиги назначил его Илья Муромец вторым воеводой на заставе.

Третий русский богатырь, служивший на заставе, — Алёша Попович, сын священника из Ростова.

Ещё в мальчишестве проявилась его богатырская сила. Пробовали его звонарём, так от Алёшиного усердия бока у колоколов трескались, языки обрывались. А когда брали Алёшу петь в церковный хор, то от его голоса штукатурка в храме осыпалась.

Прошло время детства, стал собираться Алёша Попович на службу. Приехал он в стольный город Киев к князю Владимиру, а там вовсю хозяйничает незваный гость — иноземец Тугарин Змеевич. Не даёт

он покоя ни князю Владимиру, ни гостям, ни мирным жителям.

Не успел Алёша с князем и словом перемолвиться, как в княжеские покои ввалился Тугарин. Ростом он был с большую копну, голова у него была что котёл многовёдерный. Растолкал Змеевич гостей и уселся за стол без приглашения. Ел за десятерых, пил за семерых, кушанья и питьё брал без спросу.

Икнул Змеевич и ушёл. Отправился и Алёша к битве готовиться. Знал он, что одной лишь силой Тугарина не одолеть, всем были известны его подлость и коварство. Поэтому богатырь решил пойти на хитрость.

Встретились они рано поутру возле городских стен. Выбрали место для поединка, встали друг перед другом. Тут Алёша вдруг спросил, почему это Тугарин не один на бой пришёл, а подмогу за собой привёл.

Оглянулся Змеевич, а Попович выхватил саблю острую, размахнулся во всю силу и отсёк Тугарину голову. Покатилась голова, словно гром прогремел. Алёша на шест её насадил и князю привёз.

Большие почести оказал ему Владимир, щедрые награды жаловал. Едва ли не силой пробовал при себе удержать. Но от всего Алёша Попович отказался. Лишь об одном просил — в богатырском дозоре с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем стоять. Так и было. Долго ещё Алёша служил на этой заставе, много подвигов совершил он во славу земли Русской.

Имена трёх богатырей о многом говорят русским людям. Былинные витязи остаются в памяти нашего народа олицетворением силы, доброты и душевного величия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *