Былина что это 4 класс

Былина что это 4 класс. Смотреть фото Былина что это 4 класс. Смотреть картинку Былина что это 4 класс. Картинка про Былина что это 4 класс. Фото Былина что это 4 класс

Отличительные черты

Большинство исследователей склоняется к тому, что первые былины появились во времена становления древнерусского государства (XI—XIII вв.). Они начинали своё существование в качестве песни, которая исполнялась под сопровождение игры на гуслях и передавалась из уст в уста. Напевы её были скучны и монотонны.

Некоторых интересует, можно ли найти в былинах какие-то исторические факты. Несомненно, эпосы отражают события, которые имели место быть, их герои реальные, они жили когда-то на нашей земле. Проще сказать, что предметом повествования было прошлое, поэтому изначально эти песни назывались старинами.

Былина что это 4 класс. Смотреть фото Былина что это 4 класс. Смотреть картинку Былина что это 4 класс. Картинка про Былина что это 4 класс. Фото Былина что это 4 класс

Северные певцы, например, в своих напевах описывали пейзаж Киевской Руси и её географию, отражали борьбу своего государства со степняками-кочевниками и с необычайной точностью передавали некоторые детали военного быта.

Сказатели былин не стремились к хронологической точности произошедших событий, они рассказывали лишь о важных моментах, которые находили место в песне.

Специалисты отмечают то, что сказания смогли донести имена реальных героев, существовавших в древнерусском государстве: Добрыня, Владимир Мономах, Илья Муромец, Алёша Попович, Батый и многие другие.

Народная память и рассказывание былин из уст в уста исказили расстояния между странами, названия городов, вытеснили упоминания о половцах и печенегах.

Традиция записи и собирательства легенд началась в XIX веке и закончилась в XX столетии. Последней сказительницей была Марья Дмитриевна Кривополенова. Ученые нашли ее в Онежском крае. Она рассказала несколько десятков текстов, которые нигде раньше не упоминались. Все они имели великое значение и были занесены в сборник эпосов. На этом собирательство основных циклов былин закончилось.

Авторы эпосов

Былина что это 4 класс. Смотреть фото Былина что это 4 класс. Смотреть картинку Былина что это 4 класс. Картинка про Былина что это 4 класс. Фото Былина что это 4 класс

Для многих ученых до сих пор остаётся загадкой, кто являлся автором былин. Большинство специалистов пришли к единому мнению, что их сочинял народ. Устный рассказ передавался из поколения в поколение, строго сохраняя все произошедшие события.

Бо́льшая часть былин была записана учеными-собирателями со слов жителей определённых местностей. Каждая из них входит в список художественных ценностей в русской литературе.

Человек, который рассказывал эпосы, назывался сказителем. Он должен был обладать специальными качествами. Короткий текст необходимо было запомнить и рассказать его, не искажая сути услышанного.

Сказителем мог быть кто угодно, человек абсолютно любой профессии. Поэтому часто в текстах упоминались сравнения, близкие рассказчику. Например, сказитель-портной мог сравнить отрубленную голову с маленькой пуговицей, отвалившейся от рубахи.

Рассвет былин и их виды

Былина что это 4 класс. Смотреть фото Былина что это 4 класс. Смотреть картинку Былина что это 4 класс. Картинка про Былина что это 4 класс. Фото Былина что это 4 класс

Самый ранний рассвет литературного эпоса происходил в Киеве в XI—XII вв. А после его ослабления они переместились в северные и западные части. Дошедшие до наших времён народные сказания позволяют судить только о содержании народного творчества Киевской Руси, но не о его форме.

Рассказы из уст в уста очень быстро усвоили скоморохи и внесли в них своё влияние. Например, в некоторых сценах говорится, что на пирах у Владимира присутствовали певцы-скоморохи.

Былины XVI—XVII вв. отражают быт казачества и высших кругов Московской Руси. Миру известно около ста сюжетов различных былин, а текстов насчитывается около трёх тысяч. По объективным причинам они не сложились в эпопею. Краткие сюжеты остались разрозненными по месту действию и по героям. Их также разделяют на три типа:

В первых прослеживается героическая борьба ради государственных целей. Они, в свою очередь, разделяются на две группы:

Герои сказаний

Былина что это 4 класс. Смотреть фото Былина что это 4 класс. Смотреть картинку Былина что это 4 класс. Картинка про Былина что это 4 класс. Фото Былина что это 4 класс

Русские былинные герои представляются как могучие и смелые защитники великой земли русской. Киевский князь Владимир Красно Солнышко собрал в своей дружине весь свет воинов (Илья из города Мурома, Добрыня из Рязани, Алёша, родившийся в Ростове, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чирило Пленкович).

Имеются предания и о новгородских героях (Василий Буслаев — силач, купец Садко). Существуют истории, в которых рассказывается о женщинах-богатырках. Так, Добрыня нашёл свою жену в битве и понял это только после того, как она закончилась. Прекрасный воин оказался дочерью Микулы Селяниновича.

С появлением этой героини происходит интересный поворот сюжета. После того как муж ее, Добрыня, уходит в поход на целых 12 лет, к Настасье приходит Алёша Попович и говорит, что видел её мужа убитым. После этих слов он делает предложение руки и сердца молодой женщине и она, не долго думая, соглашается.

Добрыня успевает вовремя вернуться и рушит планы Алёши, после чего учиняет разбор и задаёт ему трёпку. Дальнейшее их примирение устроил Илья Муромец.

Подвиги богатырей

Былина что это 4 класс. Смотреть фото Былина что это 4 класс. Смотреть картинку Былина что это 4 класс. Картинка про Былина что это 4 класс. Фото Былина что это 4 класс

Но главное в народных сказаниях — не любовные передряги, а ратные подвиги, читать про которые очень интересно. Каждый из героев смог чем-то прославиться и отличиться.

Например, в былине «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» рассказывается о расправе над коварным свистуном. Богатырь выколол ему стрелой глаза и привёз в Киев, чтобы показать разбойника народу и князю. Того мучали сомнения, настоящий ли Соловей перед ним, поэтому Илье пришлось приказать разбойнику свистеть вполсилы. После чего князь велел расправиться со свистуном и ему отрубили голову в чистом поле.

В сказании «Святогор» также упоминается Илья. Святогор, являясь старшим богатырем, хранит силу земли. Он ловит Илью Муромца, сажает его к себе в карман и носит два дня. Богатырь понимает, что Святогор сильнее его, и завоёвывает его расположение. Герои меняются крестами, обнимаются и дают друг другу клятву беречь землю русскую от врагов.

После в горах богатыри находят гроб, в который поочередно ложатся. Для Ильи он большой, а Святогору в самый раз. Муромец накрывает крышку по просьбе старшего богатыря, а открыть её обратно уже нет возможности. Тут Святогор понимает, что его пора прошла — он должен уйти, и передает свои богатырские силы Илье.

Следующим по популярности в народных сказаниях является Добрыня Никитич, а его главный враг — Змей Горыныч. В тот самый миг, когда схватка кажется проигранной, богатырь припадает к земле русской, вновь встаёт с прежними силами и побеждает коварного врага. Про Добрыню говорят, что он умный и хитрый. Именно его князь выбирает в сваты, когда едет просить руки королевны Апраски.

Следующий богатырь — Алёша Попович. Он прославился поединком с Тугариным — военачальником татарского ига. Герой убивает врага прямо у стен города Киева, вызвав его на бой из-за княжеского стола. Вражеское войско повержено. Алёша отказывается от награды.

Ученные до сих пор находят в летописях героев, которые упоминаются в былинах. Это подтверждает факт их реального существования. При чтении о подвигах непобедимых русских воинов мы вспоминаем наших предков и восхищаемся их отвагой и готовностью защищать свою землю. Былины являются источником вдохновения для композиторов, писателей, художников, кинематографистов.

Источник

Урок литературного чтения «Былины» в 4 классе

Урок по литературному чтению 4 класс

Тема: Былины

Учитель : Конова Н. Ю. МОУ Николаевская СШ

Цель урока: познакомить учащихся с понятием былина. Знакомство с произведением былинного характера.

Задачи урока:

-Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; сравнивать ее со сказкой, вызвать желание читать былины.

-совершенствовать навык чтения целыми словами; показать красоту, выразительность и напевность русского языка; показать роль силы и волшебности русской земли в становлении «простого» мужика богатырём.— Развивающие: развивать творческие способности, внимание, память, мышление, зрительное слуховое восприятие, речь.

-Знать о былине как произведении устного народного творчества

-применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

— Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.

Метапредметные.Познавательные: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Регулятивные: Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно; составлять совместно с учителем план действий;

Коммуникативные:оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; сотрудничать с другими, слушать мнения других

Оборудование к уроку: Картина Васнецова «Три Богатыря», портреты собирателей русских былин (презентация, песня и музыка «Богатырская наша сила»

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Пересказ сказки, выборочное чтение.

3. Мотивация учебной деятельности.

— Вспомните. какие жанры русского народного творчества вы знаете? (дети перечисляют)

(открывается запись на доске: загадки, скороговорки, пословицы, потешки, небылицы, поговорки, сказки, былины)

— Какое новое слово? (былины)

— Как вы понимаете слово былины?

А) Работа с записью на доске, понятие былины.

Былина- это русское народное сказание о богатырях, защищавших русские земли. Это не просто пересказ истории, её задача прославить богатыря и его подвиги, которые имеют решающее значение для русского народа.

В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень –озера нашли сапожок, который точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Былины пели, именно пели (в старину былины назывались песней), распевали распевно под гусли, а старцев называли гуслярами (рисунок гуслей). Таких исполнителей называли боянами. Они ходили по деревням и селам и там, перебирая гусли, нараспев рассказывали о подвигах русских богатырей. Былинное слово особенно красиво, торжественно, напевно и поэтично. В былинном стихе легко улавливается ритм, поэтому былину легко было исполнять под гусли. Они передавались из уст в уста, поэтому и дали до наших времён, благодаря собирателям былин, которые ездили по деревням и записывали их. Об одном и том же богатыре сложено множество былин, которые могли иметь несколько различных вариантов. Сюжеты многих из них похожи, они имеют лишь некоторые отличия.

(Портреты собирателей былин на слайдах)

— Павел Николаевич Рыбников. Собиратель былин. Открыл для нас бесценные сокровища духовной жизни народа, в 1861 – 1867 изданы 4 тома (165 былин)

— Алексей Федорович Гильфердин «Онежские былины записанные А. Ф. Гильфердингом.»

— Кирша Данилов (кто он до сих пор не установлено). Его сборник содержит 26 былин с 1804 года.

— Ну а теперь давайте перейдём к героям былин.

4. Актуализация знаний.

— Кто из героев былин является олицетворением смелости, героизма? (богатыри)

-Кого из русских богатырей вы знаете? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич., Микула Селянинович, Никита Кожемяка)

— Какими качествами были наделены богатыри? Вспоминаем, мультфильмы о богатырях. (мужественные, смелые, мудрые, преданные Руси, защитники народа, сильные, отважные и т. д.)

6. Изучение нового материала. Путешествие в историю.

В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень –озера нашли сапожок, который точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Богатыри – это собирательный образ русского народа, защитника Родины. Герои богатыри жили тысячу лет назад, а вот слава об их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошли до наших дней.

(Звучит музыка и песня «Богатырская наша сила, сила воли и сила духа» и идёт рассказ о трудных годах на Руси.)

Трудное время переживала Русь: набеги врагов, междоусобные (между русскими князьями) войны, разоряли деревни, губили урожай. Где искать защиты русским людям? Вот и пошли по земле русской рассказы о заступниках народных, о богатырях могучих. Русский народ показал на поле брани чудеса храбрости.

Чтение учителем :

Широка ты, Русь, по лицу земли

В красоте царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Встать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.

7. Применение знаний в новой ситуации.

— Ну а теперь поговорим о богатырях и о их жизни в былинах.

На Руси известно около 50 богатырей-воинов, которым посвящены былинные сюжеты. Самих сюжетов известно около ста.Богатыри старшего поколения: пахарь Микула Селянинович, Святогор, Вольга Святославович.

Самой старой считается былина о Святогоре – богатыре или Калыване, как его её прозвали. И был тот Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля – матушка носить его не могла. Конь под ним по колено проваливался, земля под ним прогибалась.

-Почему Святогора так прозвали? (его могли выдержать только горы. Вот там он и проживал)

— Какие подвиги он совершил? (никаких)

Во всех былинах Святогор мученик своей силы. Заключалась она в нём как в темнице, девать её некуда, а она день ото дня прибывала. Святогор – воплощение непремеримой, бесполезной силы, образ древнего великана, обреченного на гибель. А землю – русскую от степняков не защищал народ, его стал забывать.

Повстречал однажды Святогор Илью Муромца, да не стал с ним силой мериться, а побратались они.

— Кто расскажет как братались богатыри? (рассказ ученика)

(раскинули шатёр, отпустили коней по лугу зелёному, порассказали друг другу всё, золотыми крестами поменялися, да поцеловалися. Святогор – богатырь да будет большим братом, а Илья Муромец – да будет младшим братом.

— А умер Святогор так. Пошли они по Руси зашли на край земли, а там стоит гроб, лёг Илья Муромец в каменный гроб. Который они со Святогором нашли, да не подошёл ему гроб. Лёг тогда Святогор в каменный гроб – он ему в пору пришёл. Решил тогда богатырь, что пришло его время умирать. Отдал он свою силу Илье, да не всю взял Илья, а только столько. Сколько нужно человеку. И стал Илья защищать землю русскую. Да не один. Бок о бок с ним сражались ещё два богатыря.

Микула Селянинович – один из самых народных героев – богатырей, крестьянин, пахарь, скромный труженик. Любит мать – землю мужика – пахаря, поэтому и наделён сказочной силушкой, носит с собой суму с «тягой земной» (тяжесть хлебопашеского труда). (силой всей Русской земли, которую не может поднять даже сам Святогор.

Вольга Святославович – волхв (волшебник, оборотень и охотник. Умеет превращаться в разных животных (волка или орла, совершил путешествие в Индию.

Также выделяются богатыри, относящиеся к младшему поколению.Самых известных из них три: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. У всех трех богатырей есть исторические прототипы (реальные люди).

Интересна история о том, как Илья Муромец был причислен к лику святых. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илия (таков церковный вариант имени) принимает решение окончить свои дни иноком (монахом) и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру (расположенную в городе Киеве на Украине). Раньше такой шаг для воина считался вполне традиционным – сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.

Умер Илья Муромец, будучи монахом Киево-Печерской лавры. Первоначально он был захоронен на почетном месте (где и князей-то не всех хоронили) в усыпальнице для князей в киевском храме Святой Софии. Даже бояре не мечтали о погребении своем в храме Софии Киевской, так как для них это была честь неслыханная! А Илья Муромец был крестьянский сын. Впоследствии его гробница была разрушена. Тогда мощи (тело святого) были перенесены в Киево-Печерскую лавру, где они покоятся и поныне.

Ученые исследовали мощи (тело) Ильи и установили, что богатырь действительно был крупным человеком. На левой руке и в области левой груди обнаружены большие раны, что говорит о его принадлежности к воинам. Определен возраст Ильи – 40–55 лет, выявлены изменения в позвоночнике, которые позволяют говорить о перенесенной в юности болезни конечностей (в былине сказано, что «Илья сиднем сидел тридцать лет и три года», у него «болели ноженьки»).

День памяти святого Илии отмечается 1 января. Святому Илие Муромцу не было составлено церковного жития (рассказа о его жизни). Но полная биография богатыря от рождения и исцеления до кончины отражена в русских былинах.

На сегодняшний день известно и то, что частички мощей святого Илии Муромца хранятся в церкви Воскресения на Дебре в городе Костроме. Как и когда они туда попали, до сих пор неизвестно

— Следующий богатырь Добрыня Никитич – родился в Рязане, родом из «честной зажиточной семьи», носил прозвище «Тихий» Добрыня Никитич, о котором также сохранились упоминания в летописях. Добрыня – победитель злого Змея Горыныча и Батыги (Батыя). Былины рассказывают, что Добрыня знатного происхождения, он сын рязанского князя. Строг, справедлив, благороден Добрыня Никитич.Он обладает особенными умениями: поёт, играет на гуслях, искусно играет в шахматы, стреляет лучше всех. Добрыня ближе всех к князю и выполняет его поручения.. Каждый богатырь имеет свои достоинства,свое лицо: Добрыня Никитич – дипломат и храбрый змееборец.

— Алёша Попович – родился в Ростове, из семьи священнослужителя., Алёша Попович – молодой, нетерпеливый, любящий прихвастнуть, но смелый и отважный. Алёша Попович с самого детства был очень сильным, он не мог играть с остальными детьми. «Из –за неимоверной силы Алёша в детских играх у его сверстников руки – ноги отрывались. Кого возьмёт за руку – рука прочь, кого возьмёт за ножку – ножка прочь». Алёша Попович самый молодой на «заставе богатырской». Подобно другим богатырям, он приезжает в Киев из северо – восточной Руси (Ростова Великого) Выполо на его долю побороться с сыном змея Горыныча – Тугарином. Одолел он его не столько силой, сколько хитростью. Этот герой вообще хитроват,лукавец и насмешник: там, где другие богатыри открыто сражаются и порою бывает побеждают, Алёша непременно придумывает какую – нибудь увёртку и одолевает, пусть не всегда честно. Алёша был хвастлив, кичлив. Недаром ему присвоено прозвище Попович – поповских сыновей народная молва всегда полагала особенно хитрыми, пронырливыми. Но когда дело доходило до защиты русской земли, Алёша всегда показывал свою смелость и доблесть и не отступал перед опасностью.

Исторический прототипом считают Александра Поповича, который согласно летописи, погиб в 1224 году в битве при реке Калке.

8. Закрепление (если останется время, начать читать статью «Былины» на стр. 64, учебника.

9. Итог урока

— Ребята, нужны ли были богатыри земле русской? (Нужны)

— Как вы считаете, существуют ли богатыри в наше время?

— Почему современному читателю нужно знать и читать былины?

— Кто в наши дни мог бы сказать такие слова:

«Ещё есть на Руси, кому постоять за землю Русскую!»

— Чему вас научили подвиги богатыря?

давайте расшифруем завет, который оставили богатыри нам, своим потомкам. (составляют предложения – заветы из слов)

1. свою беречь Защищать Родину, и. (Защищать и беречь свою Родину)

2. бедных Защищать,, стариков слабых и детей. (Защищать стариков, детей, бедных и слабых)

3. храбрым, Быть сильным, мужественным, отважным. (Быть храбрым, сильным, отважным, мужественным)

4. землю Любить свою, свой народ, свою родную страну и Родину. (Любить свою землю, свой народ и свою родную страну, Родину)

(Раздать бумажные листочки дуба)

В древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной земли. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор, с тех далеких времен от наших предков.

Ребята, если вам понравилась наша беседа, то листочек дуба закрасьте в зеленый цвет, если не понравилась, то лист дуба закрасьте в желтый цвет.

11. Домашнее задание

Стр. 64 (учебника, читать)

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «С. Есенин «Лебедушка» СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «М. М. Зощенко «Золотые слова» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года Тема. М. М.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ПРИРОДА И МЫ». ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу Е. И. Чарушина «Кабан» Тема: Е. И. Чарушин «Кабан». Цели: Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа «Кабан». Предметные: познакомить с творчеством.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «Л. Н. Толстой «Лев и собачка» Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка». Цели урока: · ознакомления учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Лев и собачка» · совершенствования.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *