Быличка что это 7 класс
Значение слова «быличка»
были́чка
1. филол. жанр устного народного творчества; рассказ героя о встрече с «нечистой силой» ◆ Думается, именно к экзотерическим мифологическим рассказам генетически восходит быличка. В. Н. Евсеев, «Былички и бывальщины Ишима и Приишимья», 2004 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: заживо — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «быличка»
Предложения со словом «быличка»
Понятия со словом «быличка»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «быличка»
Проводился комплексный сбор материалов, наиболее важными из которых для данной работы являются описания ритуалов, высказывания, размышления о верованиях, тексты быличек.
Возможно, они имеют под собой рациональное зерно, но скорей всего это так называемые былички…
Традиционная быличка содержит прямой или косвенный вывод о том, чего нельзя и что следует делать, чтобы не произошло нежелательной встречи, или что необходимо предпринять для спасения от гнева того или иного духа.
Быличка
Содержание
Происхождение термина
Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. [2] [3] Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.
Специфика жанра
В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.
Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.
Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.
Классификация быличек
Функционирование в литературе
Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е. М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки» [5]
Что такое быличка?
В статье рассказывается об одном из жанров устного народного творчества. Как появилась быличка и развивалась, в чём её особенности и отличие от других видов фольклора. Какой след оставила в русской литературе. Всё это можно узнать из материала работы.
В устном народном творчестве существует много жанров, каждый из которых имеет свои особенности. Одним из них является быличка, о ней и пойдёт речь.
Быличка как жанр устного народного творчества
Сегодня этот термин обозначает жанр устного народного творчества, его синонимами являются легенда, былина, бывальщина, предание. На первый взгляд кажется, что это одно и тоже, но у былички свои особенности и назначение – она представляет собой мифологические рассказы об общении «очевидцев» с представителями нечистой силы. Эта специфичность объясняет второе название жанра – страшилка.
Происхождение и эволюционное развитие жанра
Происхождение былички таится где-то в глубинах истории Руси. Слово было заимствовано у крестьян Белозерья (один из северных районов Вологодчины) и стало употребляться фольклористами в практике исследовательской работы.
Само название «быличка» утверждает правдивость истории, реальность событий, которые случились с людьми, хорошо известными рассказчику. Возможна и передача повествования знакомых, ставших очевидцами.
В любом случае жанр подразумевает искреннюю веру в реальность произошедшего. События былички обязательно происходят в обычной жизни. Место действия – территория хорошо известная рассказчику и его слушателям. Это дополнительный способ придания правдивости истории.
Изначально целью этого вида устного народного творчества было предостережение от каких-то поступков. Например, ходить ночью на кладбище (мертвеца встретишь) или не наклоняться близко к воде в реке (водяной утащит). С другой стороны, просто череда праздных историй о встречах с мифическими персонажами во время общения группы лиц на отдыхе.
Лесовики не всегда приветливы, часто они нападают на тех, кто вторгается на их территорию.
В начале ХIХ века набирает обороты интерес исследователей к этим произведениям. Начинается сбор и публикация их в общих сборниках наряду со сказками и другими устными жанрами. Многие писатели включают их в канву своих произведений как часть повествования.
Во второй половине 20 века быличка оформилась как официальный жанр, когда началось её детальное изучение и разграничение с другими видами устного народного творчества.
Классификация быличек
Литературоведами был составлен каталог быличек по тематическим разделам:
Сюжеты устного фольклора объединили дохристианские и христианские представления народа о сверхъестественных силах. Характерно, что нечистая пришла из язычества, а вот обереги (молитва, крестное знамение, святая вода и другие атрибуты) взяты из христианства.
Былички или страшилки в литературе
Использовали былички в своих произведениях и многие писатели, делая их основой сюжета или художественно вплетая в канву повествования. Часто элементы встречаются у Гоголя и Пушкина. Примером такого использования может служить рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».
«Бежин луг» – яркий пример страшных историй
В цикле рассказов «Записки охотника» у И.С. Тургенева есть замечательное произведение о деревенских мальчишках. Юные пастухи, сидя у костра, рассказывают страшные истории про покойников и нечисть. Они искренне верят в то, о чём рассказывают. А как же, ведь это происходило у них на глазах.
Всего быличек в рассказе 13, они повествуют о ряде мифических персонажей, с которыми сталкивались земляки ребят в окрестных землях. Это домовой, русалка, оборотень под видом белого барашка, барин-покойник, леший, небесные предвиденья и многое другое.
Провоцируют возникновение тематики ночь и костёр, за светлым кругом которого прячется этот таинственный мир. Рассказывая поочерёдно страшилки, мальчишки коротают время в ожидании утра, набираются знаний правильного общения и поведения с окружающими их духами.
Вместо заключения
Знакомство с быличками формирует у рассказчиков умение отлично разбираться в значении различных примет, правильно понимать предсказания и символы. Наивный суеверный слушатель набирается необходимого багажа знаний и уже знает, как распознать злые силы, избежать контактов с ними и защититься в случае опасности.
Быличка :: Общие сведения
Быличка – жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е.М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки».
Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.
Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале XIX века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э.В. Померанцева, «само слово «быличка» было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их лёгкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминам «предание», «легенда», «бывальщина»».
В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.
Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще – с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.
В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей, – о злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвящённых) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин – полноправных членов племени.
Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок. Традиционно былички классифицируются по содержанию, в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по сановным мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о чёрте, змее, проклятых и т.д.
Зачастую былички становятся основой сюжета художественного произведения (Н.В. Гоголь «Вий») или включаются в текст (например, И.С. Тургенев включил быличку в рассказ «Бежин луг»).
Былички русской фольклорной прозы
Быличка – что это такое в литературе? Определение былички (не из википедии).
Почему быличку назвали быличкой? Этимология слова «быличка».
Былички как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация быличек.
Чем быличка отличается от бывальщины, побывальщины и в чём их сходства.
Былички героев рассказа Тургенева «Бежин луг»: мальчика Феди и других детей.
Примеры кратких (небольших) быличек про русскую нечисть: домового, лешего, водяного, русалок, чертей, ведьм, колдунов.
Какие былички были в старину на территории Вологодской области, Воронежского и Забайкальского краёв?
Тест по литературе на тему «Устное народное творчество» (7 класс)
Тест по теме «Устное народное творчество. 7 класс.
1. Что из указанного не относится к фольклору?
а) сказки
2. На каком инструменте играл Садко?
3. Зачем Садко отправился в заморские страны?
а) хотел найти морского царя
б) хотел путешествовать
в) ему нужно было продать товар
4. Кем был Микула Селянинович?
6. Соотнесите термин и его определение.
а) Краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость.
б) Яркое, меткое народное выражение, часть суждения.
в) Устный рассказ, содержащий сведения об исторических лицах, о событиях или
происшествиях, которые считаются достоверными, подлинными.
г) Устный рассказ о встрече с нечистой силой, который поведал сам очевидец.
д) Устный рассказ о встрече с нечистой силой, в котором рассказчик повествует о случившемся с другими.
е) Произведения русской поэзии о русских богатырях и народных героях.
7. Укажите верные утверждения.
а) Руны «Калевалы» были собраны и литературно обработаны Томасом Эдисоном
б) Эпос «Калевала» является карело-норвежским
в) В «Калевале» содержится 55 рун
г) Руны – это небольшие песни, из которых состоит «Калевала»
д) Эпос «Калевала» издавался дважды
8. Укажите НЕВЕРНОЕ(ЫЕ) утверждение(я).
а) Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл.
б) Былины делятся на два основных цикла: Новгородский и Киевский
в) Садко – герой былины киевского цикла
г) Основная тема былин киевского цикла – защита русских земель.
9. Выбрать пример употребления гиперболы в былинах?
а) «чисто поле», «добр конь»
б) «птицей-соколом лететь ему под оболока»
в) «ударь о велик заклад»
г) мужичков-разбойничков «положил тут их я ведь до тысячи»
10. Среди художественных особенностей былин укажите ту, которая былинам несвойственна.
б) приём троичности
д) использование речитативов
е) постоянные эпитеты
Тест по теме «Устное народное творчество. 7 класс.
2. На каком инструменте играл Садко?
3. Укажите верные утверждения.
а) Руны «Калевалы» были собраны и литературно обработаны Томасом Эдисоном
б) Эпос «Калевала» является карело-норвежским
в) В «Калевале» содержится 55 рун
г) Руны – это небольшие песни, из которых состоит «Калевала»
д) Эпос «Калевала» издавался дважды
4. Кем был Микула Селянинович?
5. Зачем Садко отправился в заморские страны?
а) хотел найти морского царя
б) хотел путешествовать
в) ему нужно было продать товар
6. Соотнесите термин и его определение.
а) Яркое, меткое народное выражение, часть суждения.
б) Краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость.
в) Устный рассказ, содержащий сведения об исторических лицах, о событиях или
происшествиях, которые считаются достоверными, подлинными.
г) Устный рассказ о встрече с нечистой силой, который поведал сам очевидец.
д) Устный рассказ о встрече с нечистой силой, в котором рассказчик повествует о случившемся с другими.
е) Произведения русской поэзии о русских богатырях и народных героях.
7. Что из указанного не относится к фольклору?
а) пьесы
8. Среди художественных особенностей былин укажите ту, которая былинам несвойственна.
б) приём троичности
в) постоянные эпитеты
д) использование речитативов
9. Укажите НЕВЕРНОЕ(ЫЕ) утверждение(я).
а) Садко – герой былины киевского цикла
б) Былины делятся на два основных цикла: Новгородский и Киевский
в) Основная тема былин киевского цикла – защита русских земель.
г) Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл.
10. Выберите пример употребления гиперболы в былинах.
а) «ударь о велик заклад»
б) «птицей-соколом лететь ему под оболока»
в) «чисто поле», «добр конь»
г) мужичков-разбойничков «положил тут их я ведь до тысячи»
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-052940
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.