Бычья желчь для акварели для чего
Бычья желчь и гуммиарабик: что это такое, зачем нужно и как использовать
Бычья желчь и гуммиарабик – это компоненты, которые придадут изюминку вашей работе или помогут достичь определенного эффекта, который вы воображаете. Без них работа могла бы сложиться иначе, они толкают на эксперименты.
С гуммиарабиком все мы знакомы, даже не зная об этом. Это традиционное связующее для акварельных красок, причем натурального происхождения. Художники пользовались им еще несколько веков назад, и не только при изготовлении красок. Это желтоватая и несколько плотная жидкость, которая в малых пропорциях прозрачна и не будет желтить работу даже через несколько лет или столетий (посмотрите на работы мастеров прошлого).
Бычья желчь увеличивает текучесть краски, а также более активно «растаскивает» пигмент по бумаге, взаимодействуя с водой и компонентами краски. Это особенно заметно с гранулирующими красками.
Как использовать бычью желчь?
Итак, посмотрим на них в действии. Единицей обозначены области, в которых использовалась смесь бычьей желчи и воды. В какой пропорции? Бычьей желчи много не нужно – несколько капель пипеткой из банки, перенесенные в небольшой флакон с водой (примерно 30 мл). Если захотите развести краску бычьей желчью, сделайте это на керамической палитре, не в самой краске. Даже в работе с раствором желчи лучше использовать синтетические кисти, либо не ваши любимые: со временем ворс высыхает и может ломаться под воздействием компонентов желчи.
Бычья желчь, как я уже писала ранее, хорошо «разгоняет» пигменты и лучше показывает свои способности на фактурных листах бумаги. Бычья желчь по сухой бумаге равномерно распределяет пигмент по листу, образуя небольшие пятна (верхний левый круг). Если в такой круг ввести пятна краски («мокрым-по-мокрому»), получится эффект, как на следующем круге, − в виде расплывающихся звезд с нечетким контуром. Третий круг: если бумагу сперва намочить раствором, подождать немного и добавить краску, получатся более выделенные тональные переходы. Это же видно и в голубоватой волне ниже.
После высыхания бычья желчь никак не проявляет себя, на нее можно спокойно накладывать новые слои краски, а также использовать сверху линеры или ручки.
Как использовать гуммиарабик?
Так же, как и бычью желчь, гуммиарабик не нужно брать прямо из банки – лучше накапайте пипеткой на керамическую палитру (1 мл) и смешивайте краску там. При высыхании у гуммиарабика появляется блеск, но только в том случае, если вы переборщили или специально добивались блеска. Гуммиарабик делает акварель прозрачнее, увеличивает время ее высыхания, что важно при работе с большими участками фона, особенно когда его перекрывают другие изображения, когда он не сплошной.
На первых двух кругах примера с номером 2 показано растяжение краски по сухой бумаге. На следующих двух кругах, в правом углу, показано введение краски в смоченный ранее лист с использованием небольшого количества гуммиарабика. В последнем круге образуются характерные звезды с более четкими краями, этот эффект получается потому, что гуммиарабик, словно мед, тормозит расползание пигмента по бумаге.
Если чистый гуммиарабик наложить на бумагу толстым слоем и дать ему просохнуть пару дней, а затем свернуть и согнуть бумагу, получится желтоватый лист с кракелюрами – это хорошая техника состаривания бумаги. Рисовать сверху в этом случае не надо – гуммиарабик растворится.
Помимо всего этого есть особенность, которой вот уже многие века пользуются художники. Гуммиарабик используется в качестве маскирующей жидкости. Он не портит кисти (даже ухаживает за ними), контуры при смывании его с листа получаются мягкими, не режут взгляд, как бывает с синтетическими латексными и прочими масками. Важно наносить чистый гуммиарабик и дать ему полностью высохнуть. Можете нанести в два слоя с промежуточной сушкой; видите, что поверхность блестит и нелипкая на ощупь − можно приступать к рисованию акварелью.
Меркулов Сергей
История и производство акварели.
Немного слов о истории акварели.
В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США и Франции.
А теперь производство.
Характеристики акварели.
Гуммиарабик.
Относится к группе коллоидов ( растительных веществ), хорошо растворимых в воде и называющихся камеди или гумми.
Вторым пунктом будет Патока.
Добавление патоки в связующее вещество предохраняет акварель от быстрого высыхания краски и сообщает красочному слою эластичность.
Глицерин относится к группе трехатомных спиртов. Сиропообразная густая жидкость смешивается с водой во всех соотношениях. Весьма гигроскопичен и вводится в связующее вещество акварели для сохранения ее в полусухом состоянии. В акварели применяется после тщательной очистки и отбелки.
В связи с большой гигроскопичностью глицерин сильно притягивает воду из воздуха и придает красочному слою влажное и неустойчивое состояние ( краска при избытке глицерина неровно и рыхлым слоем ложится на бумагу).
Бычья или свиная желчь.
Небольшое добавление в акварельные краски бычьей желчи улучшает связь краски с грунтом и бумагой.
Основная составная часть меда представляет собой смесь равного количества фруктозы и глюкозы с примесью воды ( 16—18%), воска и небольшого количества белковых веществ.
Мед делает акварель мягкой и способствует сохранению краски в полужидком состоянии в течение довольно длительного времени.
Декстрин
Приготовление связующего.
Связующее для акварельных красок в тюбиках можно приготовить по рецепту:
Состав ( в весовых частях):
III. Декстриновое связующее для стронциановой желтой и окиси хрома:
Состав ( в весовых частях):
Сахар или патока…3—5
IV. Декстриновое связующее с линолеатом калия для умбры натуральной и
Состав ( в весовых частях):
Сахар или патока 2—5
Линолеат калия 1,5—2
Связующее из отечественных гумми.
При гидролизе камеди дают смесь различных глюкоз:
Вишневая камедь.
Этот недостаток был известен еще старым мастерам: в письменных источниках XVII века имеется описание способа получения текучего и мало вязкого клея.
Пигменты для акварели.
От степени дисперсности пигментов зависят основные свойства акварельных красок: прозрачность и ровность наложения красочного слоя.
В основном пигменты для акварели должны иметь следующие качества: чистоту цвета; тонкую измельченность;
нерастворимость в воде; светостойкость и прочность в смесях;
отсутствие водорастворимых солей.
Производство акварельных красок.
Акварельные краски выпускаются в фарфоровых или пластиковых чашечках и тюбиках. Техника производства этих видов красок не имеет принципиального различия и в основном проходит следующие стадии обработки: 1) смешение связующего с пигментом; 2) перетир смеси; 3) подсушка до вязкой консистенции; 4) наполнение краской чашечек или тюбиков; 5) упаковка.
При перетире на краскотерочной машине пигмент тщательно смешивается со связующим веществом в однородную красочную пасту.
При переходе к перетиру другой краски необходимо тщательно промыть и очистить валы машины.
Хотела спросить про БЫЧЬЮ ЖЕЛЧЬ, что это и для чего используется? Поделитесь секретом.
Обожаю мужчин с юмором)))))))))))
Ее в воду можно добавлять или же на палитру капать?
Мдаааа. ну, ладно, что ж. растереть, так растереть.
не свиную, а свинячью
А гуммиарабик тогда, что делает?
ну, как что. это ж просто камедь! )))
Камедь, это что такое?
связующее. в смысле одно из его. ее.. их! видов. в смысле связывающее-е-е пигмент
. ток не спрашивай, что такое пигмент.
Пигмент я знаю, спасиба!
а что такое пигмент?
Милиционер у пигмеев
тада у поросей получается.
гуммиарабик замедляет высыхание и краска потом вязкая и блестящая. Глицерин ещё тоже можно. А бычачья желчь, вроде убыстряет, как-то так. А добавлять в краску, когда она в палитре в ванночке разведена уже.
Ольга, спасиб, ОГРОМНЫЙ за консультацию. Теперь прям руки чешутся попробовать)))))
Интересно. Надо будет попробовать на практике такую жидкость) Спасибо, Таня! +
Глеб Георгиевич, спасибо! Очень познавательно))))
У меня в детстве была очень хорошая преподавательница в изостудии, прям в моем доме. но, я была капризная и глупая и очень редко ходила туда. К сожалению! Тоже, светлая ей память.
Гуммиарабик добавляют в акварель в небольших количествах, для придания фону большей глубины и насыщенности темных фоноd, и в основном на последних слоях, когда краска кладется почти корпусно. Желчь добавляю в акварель, при нанесении первых слоев, так как она делает акварель не стабильной и последующее нанесение дает не контролируемые разводы. То же не плохой эффект.
О, спасибо! Очень полезная информация. Надо будет все попробовать)))
Лев Каплан: Андрей, есть такой еще финт (может Вы о нем знаете, но все-таки) если Вам надо смывать (детальки там всякие) то пишите с добавлением в водичку бычьей желчи и смывайте деталюшки окуная жесткую кисть в неразбавленную бычью желчь. тогда смывается гораздо лучше и края смывки точнее.
Это цитата из обсуждения на странице Андрея Задорина
Сам не пробовал, собираюсь на практике изучить.
А, я губкой на палочке смываю, тоже очень удобно, особенно, когда губка уже старая и очень мягкая.
у всех свои секреты))) Андрей Аринушкин в подобной ситуации использует ушные палочки)))
да—это отдельный жанр))) резьба по толстой бумаге)))
Нет, ну, я так не смогу срезать. этому надо учиться)))))
Да))) отдельный вид графики)))
Татьяна, тема очень интересная, жаль по сути вопроса не очень много написано, больше соревнования в ЮМОРЕ))) Нужно ЛЬВА КАПЛАНА распросить подробнее, он эту технику применяет
Оформить как: «Вопросы к Льву!» ))
Вот, Лев Каплан мне ответил:
Прекрасный ответ!))) Все четко и понятно—дальше практика.
Я вспоминаю еще, на студии, фоновщики писали акварельные фоны для мультов и если, случался огрех, вырезали это место бритвой насквозь и вставляли точно такой же кусочек бумаги, с обратной стороны приклеивали скотчем, закрашивали края так, что не было заметно вообще)))) Тоже, уметь надо))))) Задували аэрографом))))
Это дргая тема—ИНКРУСТАЦИЯ
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
Уроки рисования- «Использование разных материалов в создании интересных фонов, фактур.»
В старых книгах по технике акварельной живописи рассказывается о традиционной технике, где кисть является основным инструментом художника, и все эффекты создаются ею, а в современных книгах перечисляются разнообразные приемы для создания фактур, но никто не пишет, какое сочетание приемов уместно и гармонично.
Этим уроком я хочу проиллюстрировать своё мнение, что множество приемов легко могут соединиться в одной работе.
Применение соли и спирта, воска и маскирующей жидкости общеизвестно. Но пробовал ли кто-то использовать их в одном сюжете на листе акварельной бумаги?
А теперь фотография различных материалов и инструментов, с которыми я предлагаю вам поближе познакомиться. Хороший набор, правда?
Все предметы пронумерованы
1. Бумажная салфетка в качестве трафарета;
2. Обрывок пластиковой салфетки в качестве трафарета;
3. Наждачная бумага, номер 0;
4. Акварельные мелки:
5. Пищевая пленка;
6. Зазубренная деревянная линейка;
7. Самодельный штамп «листик»;
8. Пульверизатор с водой;
9. Самодельный трафарет;
10. Смесь морской и столовой соли;
11. Кусочек парафина от расплавленной и застывшей свечи;
12. Кусочек картона для нанесения ровных и пунктирных линий маскирующей жидкостью;
13. Обрывок багажной пленки;
14. Пластиковая растушка для пастели;
15. Мастихин;
16. Перо;
17. Зубная щетка;
18. Рейсфедер;
19. Ватные палочки и ватные шарики;
20. Масляная пастель золотого цвета;
21. Акварельные карандаши;
22. Бычья желчь;
23. Маскирующее средство;
24. Акварельные белила;
25. Пульверизатор со спиртом;
26. Гуммиарабик;
27. Кисть с волосом в форме закругленного меча (возможно, существует нормальное название?) – может всё;
28. Прореженная кисть (рисует полосками);
29. Шаблонная кисть;
30. Водяная кисть;
31. Старая облезшая беличья кисть (может почти всё);
32. Синтетическая кисть с волосом в форме меча;
33. Шлеппер (кисть для тонких длинных линий);
34. Веерная кисть;
35. Восковые мелки-блоки;
36. Пробка с иссеченными ножом бочками (используется как штамп);
37. Самодельные трафареты из календариков.
Если вы дочитали список до конца, то значит вы – не пурист, и уже много поняли про мои суровые методы обращения с бедной акварелью.
На фотографии нет обычных кистей, моделирующей пасты для акварели фирмы Schminke, металлической щетки и пластмассовых ножей, пульверизаторов с краской, заостренной палочки, цветной туши, пластиковых карточек для соскребания краски, кистей, модифицированных мною или временем и т.п. Но я постараюсь рассказать обо всем, что уже испробовала.
Я обожаю, когда меня спрашивают: «Ой, а как это сделано?!». На картинке ниже вы можете рассмотреть фактуры, которые я применяла в работах последних двух месяцев:
В левом образце маскирующая жидкость наносилась с помощью рейсфедера (полосками) и зубной щетки (брызги-точки), после высыхания заливки, снова были выполнены линии рейсфедером и прореженной кистью (вы можете сами такую смастерить из плоской щетинной кисти).
В среднем образце штампы иссеченным бочком пробки сочетаются с потеками краски.
В правом образце монотипия пищевой пленкой перекрыта мазками сухой кисти, постепенной заливкой и брызгами.
А знаете ли вы, из чего состоят акварельные краски? Правильно: из пигмента, гуммиарабика, глицерина, бычьей желчи, загустителя и консерванта. При изменении пропорции любого компонента, свойства краски меняются. Это можно использовать!
В этой таблице представлены результаты воздействия соли, спирта, бычьей желчи и смывания краски чистой влажной кистью на заливках:
1.обычной краской (образец слева),
2.краской с повышенным содержанием бычьей желчи (в середине) и
3.краски с повышенным содержанием гуммиарабика (справа).
Каждый год промышленность предлагает для акварелистов что-то новое: средства для усиления блеска и грануляции красок, пасты для грунтовки бумаги между слоями краски и для выпуклых фрагментов в работе, появились акварельные мелки, карандаши и жидкая акварель, водяные кисти, акваборд и YUPO бумага (альтернативная бумаге поверхность).
Неужели не хочется всё это попробовать?
Приступаем к практической части: рисуем кошку за занавеской с использованием разных фактурных эффектов.
Я использовала: бумага ARCHES 356 г./кв.м размером 34х50 см,
акварельные краски Winsor&Newton:
желтый (ауреолин, кобальт желтый)
хинакридон золотистый (желто-коричневый цвет),
кобальт синий,
кобальт бирюзовый (цвет морской волны),
диоксацин фиолетовый,
индиго
серая Пейна
коричневый Ван Дейк,
белая гуашь для каллиграфии Schminke,
кусочек пластиковой ажурной салфетки,
полоса багажной пленки шириной 12 см,
пищевая пленка.
1. Намечаю рисунок и мочу бумагу. По сырому фону ставлю пятна желто-золотистой и коричневой на свету, голубой и фиолетовой краской в тени.
2. После полного высыхания фиксирую лист малярной клейкой лентой и маскирующей жидкостью покрываю блики на глазах, затем рисую кошку по сухому теми же смесями: золотистой, коричневой, голубой и фиолетовой, края мазков размываю чистой водой.
На этом живописные приемы заканчиваются, начинаются графические, приближающие работу то ли к декоративной живописи, то ли к цветной графике.
4. Для второй фактуры вырезаю полосу из багажной пленки и намазываю пупырышки маскирующим средством с помощью заранее намыленной щетинной кисти. Прикладываю и тут же снимаю. Жду, пока высохнет. Пурпурной смесью крашу область, ограниченную малярной лентой, добавляю пару пятен зелено-голубой и фиолетовой, затем солю и кистью капаю бычью желчь с краю пятна. Сохло больше часа, пока не взяла фен!
Снимаю соль, маскирующую жидкость и покрываю этот фрагмент сине-фиолетовой смесью с мазками желто-коричневой краски.
5. Заливаю еще два фрагмента слева синей смесью, вкапываю в сырое пятно серую Пейна и темно-коричневую краски. Края слева размываю водой.
6. Заливаю нижнюю полосу цветом индиго и коричневой и сразу на мокрую заливку накладываю кусок пищевой пленки. Расправляю складки вдоль для имитации структуры доски.
То же самое делаю на занавеске: намечаю складки, заливаю полоски голубой и фиолетовой смесями, размываю с одного края водой и накладываю пленку. Расправляю складки для имитации висящей ткани.
7. Снимаю пленку через минут 10-15, сушу феном. Прореженной кистью провожу темно-коричневые полоски для усиления эффекта старой деревянной доски. Добавляю глубины в складки занавески синей смесью.
8. Готовлю в маленьком блюдце голубую (кобальт синий, индиго) и светло-коричневую смеси. Добавляю в каждую смесь чуть-чуть гуммиарабика на кончике кисти, снова размешиваю каждую смесь.
По салфетке полусухой шаблонной кистью набиваю (втираю) узор на занавеске то голубой, то цветом индиго, а там, где просвечивает кошка – светло-коричневой. Гуммиарабик в составе краски позволяет легко снять лишние и размазанные пятна с помощью чистой влажной щетинной кисти и салфетки.
Брызгаю с помощью зубной щетки белой краской, снова углубляю складки цветом индиго.
9. Дорисовываю усы акварельными карандашами.
В заключение хочу пожелать вам интересного и удачного экспериментирования, вдохновения и признания!