Буткемп сбербанка что это
Boot Camp Сбербанка
Огонь, вода и медные трубы в интерьере IT-кампуса
О проекте
Адрес: Москва, ул. Поклонная, д. 3
Общая площадь: 2400 кв.м
Проектирование и строительство
Проектирование: Дизайн-центр СБТ, Блок Технологии Сбербанка
Авторы проекта: Александр Михайлик, Евгения Ивашура
Генеральный подрядчик: Рабочее пространство
Производители и поставщики
Изделия на заказ: РПК Графит
Сбербанк — современная технологичная компания, которая находится в процессе непрерывной трансформации. Являясь крупнейшим банком России, Центральной и Восточной Европы, Сбербанк строит экосистему из технологических компаний. Чтобы соревноваться за ценные IT-кадры с такими компаниями, как Google, Яндекс и др., активно создаются конкурентоспособные условия. Одним из проектов для реализации этой цели стал кампус для адаптации новых сотрудников.
Бизнес-задача
Создать новое пространство для первого кампуса Boot Camp в Сбербанке — место для новых IT-сотрудников, где они пройдут трехнедельную программу адаптации. «Свежую кровь» здесь ожидают входные испытания большого мира блока «Технологий» Сбербанка. Будущие специалисты познакомятся с базовыми сервисами и процессами банка, изучают инфраструктуру, инструменты и лучшие практики разработки. Атмосфера должна располагать к командной работе, обмену знаниями, поиску новых решений, проявлению самостоятельности.
Организация пространства
Пространство предлагает множество зон для погружения в любую из офисных активностей: индивидуальная и командная работа, социализация и обучение. Все столы в офисе снабжены моторизованной регулировкой высоты для выполнения долгих задач. Рабочие места не привязаны к сотруднику и их можно менять при необходимости.
Специфика работы предполагает большое количество командных встреч. Для быстрых совещаний подойдут полузакрытые переговорные будки и приставные барные столики, а для более затяжных — переговорные комнаты с видеосвязью. В офисе была предусмотрена система активного маскирования речи, что позволило разбавить рабочие места переговорными зонами без ущерба для концентрации внимания.
Планировочное решение формируется перетекающими друг в дуга открытыми пространствами. За счет дополнительного зонирования удалось избежать огромных open space.
Для отдыха и переключения предусмотрены небольшие комнаты и тихие зоны с пуфиками.
Креативные инсталляции призваны создать неформальную атмосферу и помочь новым сотрудникам социализироваться. В конференц-зале возможна организация разных активностей: обучение, выступления и мероприятия.
Дизайн-идея
Идея огня, воды и медных труб прекрасно отражает смысл пространства: новички проходят испытания, учатся. Тема богата на визуальные образы, применяющиеся максимально смело и открыто. Не было опасения, что интерьер будет слишком активным или надоест. Новые сотрудники пройдут этап адаптации и отправятся на своё рабочее место в основной офис. Первые недели в Сбербанке должны запомниться и зарядить энергией на долгую карьеру. Так, в офисе появилось три зоны, каждая решена в своём характерном ключе.
Зона огня привлекает внимание соплом ракеты, «раскаляющей» пол, образуя температурные круги, расходящиеся по всей зоне. В эпицентре можно проводить встречи. Энергии для новых идей должно хватить всем. Зоны встреч обозначены соответствующими артефактами: барбекю, канистра, наковальня. Отдельно отметим цифровой камин с брёвнами-подушками. Видео настоящего камина и звуки потрескивания поленьев в огне создают атмосферу уюта. На время встречи экран легко превратить в рабочий инструмент и обсудить проект с коллегой. Переговорная «Стеклодув» иллюстрирует процесс обретения стеклом новой формы под воздействием жара от огня. Так же и новички перейдут в новое качество после прохождения Boot Camp.
Зона воды встречает лодкой, в которой можно выполнить задание с напарником. Водопад и русло реки читаются в отделке стен и линиях ковролина. Градиент на стенах создаёт дополнительное ощущение нахождения в толще воды. Бассейн — рабочая зона, символизирующая погружение в работу с головой: настоящие дорожки из бассейна, кафельная плитка на стенах, отметки глубины и приспособления для плавания. Зоны встреч здесь обозначаются «водными» объектами: парус с настоящего корабля, спасательный круг, ласты, переговорная с кранцами и вёсла. Артефакты служат объектами навигации, их названия используются в приглашениях, на них указывает навигация в офисе.
В зону медных труб ведёт оформленный в нейтральном стиле переход. Здесь находится HR-отдел Boot Camp. На входе в зону медных труб расположена имиджевая переговорная «Чайник». Огромный медный чайник с отметкой воды, стоящий на раскалённой плите, объединяет в себе все три темы (огонь, воду и медные трубы). Основной проход по коридору в тематике голливудской аллеи звёзд отсылает к образам успеха и славы. Местам для встреч назначены настоящие духовые инструменты. Это самое сбалансированное по цвету пространство. Если кричащие огонь и вода надоедают, можно прийти сюда.
Финальной точкой зоны медных труб является место выступлений — конференц-зал, спрятанный за потайными роторными дверьми. Поверхность дверей и стен отделаны медными листами, придающими солидный вес. Мощные магниты мягко фиксируют параллельное положение двух закрытых дверей. В закрытом виде они полностью сливаются с медной стеной. Потолок конференц-зала усеян цилиндрическими трубами, призванными создать комфортную акустику.
Очное обучение, новые форматы
Очное обучение, новые форматы (in-class learning, new formats) в цифровом мире развивают преимущественно компетенции (competences), связанные с творчеством, командообразованием, развитием коммуникаций и сотрудничества, и, как правило, являются формой обучения на опыте (experiential learning) и/или коллаборативного обучения (collaborative learning).
Появление новых форматов очного обучения — прямое следствие взрывного роста новых форматов дистанционного обучения (distance learning) и технологий перевернутого обучения (lipped learning), а интенсивность развития — эффект от высвобождения энергии и времени преподавателей в новой структуре образовательных услуг.
Митап (meetup)
Встреча специалистов в неформальной обстановке для обмена опытом.
Впервые термин использовали в 2001 году, когда была создана социальная сеть Meetup 1 : с помощью простых инструментов она помогает пользователям находить единомышленников и проводить встречи.
В корпоративном образовании митапы могут проводиться среди сотрудников для обмена опытом, генерации идей, решения проблем и других задач.
Принципы митапа:
► короткий формат (не более 2 часов);
► главными являются участники, а не организатор;
► неформальность обстановки, отсутствие регламента;
► фокус на теме обсуждения;
► выступления проходят в формате «свободного микрофона», когда высказаться может любой;
Образовательное путешествие (learning journey)
Образовательное путешествие (learning journey) — это выстроенная из всего массива доступных материалов коллекция учебного контента, как формального, так и неформального, представленная в виде карты обучения и развития. Такая коллекция материалов содержит активности до обучения, аттестационные и пост-программные мероприятия, необходимые для приобретения знаний, умений и навыков в конкретной роли.
Принципы образовательного путешествия:
► проектируется с учетом исследования потребностей целевой аудитории программы;
► продолжительность обучения, как правило, от нескольких недель до нескольких месяцев;
► программа спроектирована с учетом графика рабочих задач;
► разрабатывается под задачи конкретного заказчика для развития навыков в определенной роли.
Лаборатория трансформаций (transformation laboratory)
Пространство, где регулярно собирается группа людей с различным опытом и специализацией для коллаборативного изучения технологий и развития навыков.
► Определенные состав, цели и структура.
► Целью может быть как оптимизация существующих технологий и навыков, так и их трансформация.
Пример: Transformative Learning Technologies Lab 2 Стэнфордского университета ищет новые пути изучения речи студентов, их жестов, набросков и т. п. с помощью искусственного интеллекта (artiicial intelligence) с целью лучшего описания процесса обучения для задач курирования контента (content curation).
Хакатон (hackathon)
Хакатон (hackathon) — это мероприятие, во время которого специалисты сообща работают над созданием продукта/процесса для решения определенной задачи. Например, прототипа нового приложения, сервиса или продукта.
Термин «хакатон» появился в 1999 году: так назвали встречу, посвященную криптографии. После хакатоны стали проводиться среди хакеров: они соревновались во взломе информационных систем. В середине 2000-х годов компании начали устраивать хакатоны, чтобы проверить безопасность собственных приложений, баз данных и т. п.
Встречи в таком формате используются для мозгового штурма и быстрого прототипирования инновационных решений в области IT. Это полноценный инструмент коллаборативного обучения, во время которого выстраиваются горизонтальные связи. Хакатоны активно используются для отбора специалистов при найме и стали популярны даже среди учителей отечественной истории в России. 3
Особенности хакатона:
► жесткие временные рамки;
► ориентированность на результат;
Буткемп 4
Буткемп — техническая учебная программа для новичков, принятых в организацию на основании соответствия требуемым начальным компетенциям, длительностью от 3 до 4 недель. Первоначально это сло- во означало начальное интенсивное обучение военным навыкам в армии (BootCamp). В обыденном языке так назывался учебный лагерь, в котором призывники впервые надевают военные ботинки. В рамках цифровых организаций буткемп чаще всего организуется для обучения ИТ специалистов и дает навыки программирования в условиях актуального для данной организации процесса разработки, тестирования, внедрения и сопровождения продуктов и сервисов с программной составляющей, на основе наиболее актуальных текущих и перспективных потребностей рынка.
Принципы буткемпа
1. Интенсивность и скорость. Доступ к площадке и ресурсам обучения 24х7.
2. Включены разные форматы активностей.
3. Полное погружение в обучающий процесс: с первой секунды работать, думать и жить как разработчик продуктов для клиента.
4. Работа в команде.
5. Максимум практики: сразу задаются актуальные задачи, релевантные реальным проектам по возрастающей сложности с конкретным результатом на каждый день.
6. Дисциплина — благодаря интенсивности программы и поддержке команды у слушателей практически нет шансов отступать.
7. Совмещаются различные способы контроля, например взаимная проверка каждое утро по случайному выбору и итоговые экзамены.
8. Развитие слушателей и лидеров их новых команд на основе обратной связи.
Какие результаты могут быть достигнуты при использовании буткемпов
1. Быстрая адаптация сотрудников и их погружение в корпоративную культуру организации.
2. Быстрое развитие нескольких навыков и умений за короткий срок.
3. Высокая вовлеченность в образовательный процесс.
4. Быстрое формирование проектных команд.
Пример буткемпа в Сбербанке
Новые сотрудники ИТ-специальностей Сбербанка и СберТеха проходят смешанную образовательную программу, продолжительностью 15 дней. Программой предусмотрено выполнение ежедневных заданий и прохождение электронных курсов. Принцип обучения: без преподавателей, на основе задач, материалов, видеоматериалов, примеров в электронном виде. Основа успеха: коммуникации с коллегами одного потока и умение искать недостающую информацию среди ресурсов. Максимум семинаров и мастер-классов для обмена опыта команд с новичками. Внедрены элементы геймификации (gamiication). В качестве примера проекта можно привести программирование подсистемы логистики товарно-материальных ценностей. Задачи и коммуникации между участниками буткемпа организованы в средах: Jira, Conluence. Учебные материалы (материалы «ПостНауки», книги серии Библиотеки Сбербанка, информационно-аналитический дайджест Корпоративного университета Сбербанка SberKnowledge) и электронные курсы участники проходят на платформе «Виртуальная школа».
Источники
Stanford — Transformative Learning Technologies Lab
Как устроен первый российский буткемп и как там готовят кодеров
Спрос на ИТ-специалистов растет: по данным портала hh.ru, с 2016 по 2018 годы доля таких вакансий увеличилась на 5,5%. Медианная зарплата ИТ-специалиста в крупных городах в 2018 году составляла 92 тыс. рублей, а программистам без опыта работы платили около 46 тыс. рублей. Основатель первого российского буткемпа Elbrus Георгий Бабаян рассказал «Хайтеку», как появилась идея открыть такую школу, как там проходит обучение и в чем плюсы и минусы подобного образования.
Читайте «Хайтек» в
Георгий Бабаян — основатель первого российского буткемпа Elbrus. Родился в Москве. Закончил Экономико-статистический институт (сейчас часть Академии имени Плеханова) по специальности «Прикладная информатика в экономике». Занимался венчурным инвестированием и помощью стартапам. После поездки в США заинтересовался буткемпами и по возвращению в Россию открыл собственный буткемп Elbrus.
«Если в США говорят, что у тебя хорошая работа, это чаще всего означает, что работа плохая»
После окончания вуза Бабаян попробовал себя в венчурных инвестициях, но эта сфера оказалась ему не близка. Тогда в 2010 году он решил переключиться на сопровождение стартапов. Один из проектов (EasyDress) был связан с кейсом, который Бабаян с командой решал на онлайн-хакатоне Gagarin Capital. Идея стартапа заключалась в том, чтобы помочь потребителю точно понять размер одежды при онлайн-покупках на основании фото в социальных сетях. Анализом занимался искусственный интеллект.
Стартап не развился, потому что не хватило научно-исследовательской работы, были проблемы в технической части, надо было закапываться в B2B-продажи. Однако команда одержала победу в хакатоне, за что получила поездку в Кремниевую долину. Именно в США, выбирая образовательную программу, Георгий впервые услышал про буткемпы.
Георгию понравилась такая форма обучения, и он поступил в один из самых старых буткемпов Америки — Dev Bootcamp. В него набирают студентов с нуля и делают разработчиков начального уровня. Программа состоит из 18 недель технической подготовки (3 этапа) и 7 дней — профессиональной. Сначала студенты изучают основы программирования на Ruby, затем знакомятся с передовыми технологиями и, наконец-то, создают веб-приложение.
Кроме того, такая поездка оказалась полезна для Георгия, прежде всего в плане жизненного опыта. «Ты наглядно видишь, что люди разные, у них разный менталитет», — говорит Бабаян и приводит пример: если в США говорят, что у тебя хорошая работа, это чаще всего означает, что работа плохая. А вот подробный рассказ о плюсах говорит о том, что работа действительно достойная.
Другой вывод, который он сделал: для достижения результата очень важно работать в команде и уметь слышать других. Если у кого-то проблемы, надо озвучивать их, потому что неоптимальное психологическое или физическое состояние одного человека негативно сказывается на результатах общей работы.
После возвращения в Россию и анализа ИТ-рынка Георгий понял, что у людей есть потребность в очень интенсивном обучении. Так появились курсы Elbrus, которые за полтора года прошло около 150 человек, и большинство из них успешно устроились по специальности в крупные компании — Сбербанк, Wildberries, OZON и другие.
Найти программиста
Во время работы над проектом стартапа Easydress Георгий обнаружил, что очень сложно найти квалифицированных программистов. «Я был уверен, что в стране много хороших специалистов, но оказалось, что это не так. Стало понятно, что есть потребность в людях, а у людей — учиться, начать программировать. Онлайн-курсов в России много, но интенсивов мало (есть хорошее высшее, да), поэтому возникло желание сделать здесь буткемп», — вспоминает Георгий.
«При современном темпе жизни потратить несколько лет на получение высшего образования — слишком большая роскошь, — говорит он. — К тому же, потребность во многих профессиях, например, бухгалтерах, сокращается, а потребность в программистах постоянно растет».
Георгий стал набирать людей в команду. Параллельно он общался с основателями буткемпов из других стран, чтобы узнать об их опыте. Один из программистов (потенциальных преподавателей), с которым Бабаян проводил собеседование, работал в «Альфа-Банке». Тогда Георгию пришла в голову идея вместе с этим членом команды провести на территории банка тестовый двухнедельный интенсив. При этом сотрудники корпорации могли пройти его бесплатно. Для студентов со стороны курс стоил 14 тыс. рублей.
В итоге на учебу пришли лишь те, кто за нее заплатил. Ни один человек, который мог пройти обучение бесплатно, этой возможностью не воспользовался. «Если человеку приходится платить за учебу, он начинает более ответственно к этому относиться», — говорит Бабаян.
Программистов в нашей стране готовят более 300 российских вузов и около 250 ссузов, есть школы программирования для старшеклассников. Также программированию можно научиться на курсах. Есть очные варианты обучения (филиалы школ, курсы при вузах или учебных центрах) и онлайн-обучение. Обучиться можно даже бесплатно, например, на курсах от Mail.ru Group, Яндекса и Сбербанка. В зависимости от объема знаний курсы длятся от нескольких недель до двух-трех лет.
После тестового курса стало понятно, что на рынке есть интерес к такому обучению, и 1 октября 2018 года начала работать школа Elbrus. В открытие было вложено около 4 млн рублей. Из них 2 млн — кредит в банке, еще 2 млн дали знакомые Бабаяна. Деньги пошли на аренду, зарплату и разработку программы. Через три месяца проект вышел в плюс, а через восемь Бабаян вернул стартовые инвестиции. Основной доход — это плата за обучение, выручка тратится на аренду, оборудование, зарплату сотрудникам и продвижение.
В первом наборе оказалось всего пять человек. «Искать людей для первых двух групп было самым сложным, потому что у нас не было положительных примеров результатов учебы», — говорит он. Программа была построена на основе той, по которой учился Георгий в Dev Bootcamp, первого преподавателя удалось найти только через три месяца, отказав 50 кандидатам, все вместе разработали и программу обучения. Для первых участников была предложена специальная схема оплаты: 20% они вносили сразу, а оставшиеся 80% — после трудоустройства. Начиная со второй группы, Бабаян перешел на 100% предоплату.
Учебный марафон
«Мы стараемся сделать так, чтобы человек получал тот результат, за которым пришел, — говорит Георгий. — Чтобы он после окончания школы мог работать программистом. Но для этого ему надо обязательно выполнять все задания и следовать нашим рекомендациям, само собой ничего не будет». Цель — чтобы не менее 80% выпускников после окончания курсов устраивались работать по специальности. По данным школы, сейчас 90% их выпускников находят работу в течении 1-1,5 месяцев после завершения курса.
Обучение состоит из четырех фаз. Нулевая фаза, во время которой студентам преподают верстку сайтов, проходит онлайн, остальные три — очно. Учебный день длинный — с 9 утра до 19 вечера по будням. В выходные занятий нет, но некоторые студенты изучают материал самостоятельно. Большая часть курса — это практика, теорию дает лишь необходимый базовый минимум. Умение писать коды учащиеся получают через практические задания, которые они выполняют с преподавателем, в паре или в команде.
Сейчас набор проходит раз в месяц, размер группы — 20–30 человек. Курс длится относительно недолго: 12 недель, но заканчивают обучение не все — из-за высокой интенсивности с нагрузкой справиться очень трудно. Есть и те, кто вынужден прекратить учебу по иным причинам, например, по семейным обстоятельствам. Если с начала обучения прошло меньше шести недель, студенту возвращают деньги. Кроме этого, во время учебы есть промежуточная аттестация. Если преподаватели видят, что студент не справляется и программа для него слишком сложная, ему предложат попробовать другой формат обучения в буткемпе: менее интенсивный, удаленно и другие варианты.
С 2009 по 2016 года количество ИТ-специалистов выросло на 44%. В России большинство из них работает в отечественных компаниях — на иностранные компании и компании с совместной собственностью приходится около 11% специалистов.
По данным Минкомсвязи, ежегодно из вузов выпускается примерно 25 тыс. ИТ-специалистов, из которых программистами являются около 60% (примерно 15 тыс. человек). При этом аналитики отмечают четырехкратный дефицит квалифицированных специалистов. Также примерно 10 тыс. человек каждый год уходят из профессии — по возрасту, меняют сферу деятельности или эмигрируют.
Концентрация айтишников по регионам неравномерна. Например, в 2016 году в Ингушетии и Чукотском АО было не больше 100 программистов, в то время как в Татарстане, Нижегородской, Свердловской, Тюменской областях и ряде других регионов их более 10 000 человек, а в Москве — более 122 тыс.
По данным опроса, 48% ИТ-специалистов рассматривают возможность переезда в другой регион страны, а у 16% уже есть такой опыт. Основные мотивы — увеличение заработной платы и карьерный рост. В качестве приоритетных направлений для эмиграции опрошенные называют США (13,5%), Германия (11,4%), Австралия (9,2%). Точных данных, сколько человек реально уехало в другую страну, нет. Но, например, Олег Тиньков рассказал, что за год 10 его сотрудников перебрались в Кремниевую долину.
В школе Бабаяна есть карьерный коучинг: студентам помогают составить резюме, учат проводить переговоры и договариваться о зарплате. Карьерный коуч тесно общается с компаниями-партнерами и договаривается о льготном трудоустройстве выпускников без прохождения начальных этапов отбора. Среди таких партнеров — ВТБ и OZON. Многие выпускники устраиваются самостоятельно — около 4% из них сейчас работают в Сбербанке, хотя никаких специальных соглашений между ним и Elbrus нет.
Обычно выпускников приглашают на позицию junior-разработчиков, но некоторые сразу занимают более высокие должности. Чаще всего студенты востребованы в банковском секторе и ритейле, следом идут небольшие стартапы и работа на аутсорсе.
По данным Росстата, в 2016 году в России было около 450 тыс. работников ИТ-специальностей. Чуть меньше 20% из них были заняты в государственном и муниципальном секторе, остальные — в негосударственных компаниях. При этом почти четверть из них работает в Москве, около 11% — в Петербурге.
Условно программистов можно разделить на три категории. Прикладные программисты занимаются прикладным ПО (игры, бухгалтерские программы, редакторы, ПО для систем видеонаблюдения, пожаротушения и тому подобное). Также они адаптируют существующие программы под нужды компании или пользователя. Такие специалисты могут состоять в штате организации или работать на аутсорсе.
Системные программисты работают с сетями и распределенными базами данных, создают сервисы для управления процессором и периферийными устройствами.
Веб-программисты пишут программную составляющую сайтов, создают динамические веб-страницы и веб-интерфейсы.
Зарплаты программистов зависят от разных факторов: региона, опыта, языка программирования, места работы. Если в Москве программисты в среднем получают от 100 тыс. рублей, а в крупных корпорациях (Яндекс, «Авито», «Касперский» и других) зарплата опытных специалистов может быть 200 тыс. рублей и более, то в регионах средняя зарплата программистов — 30–40 тыс. рублей.
«Пилоты» для корпораций
Во время учебы студенты создают программные продукты, решающие практические задачи. Например, приложение, которое позволяет записывать интервью. Большую часть упражнений придумывают преподаватели, но некоторые задания — реальные заказы от компаний, которые таким образом бесплатно и в короткие сроки получают прототип продукта. Опыт такого сотрудничества есть с BMW, банком «Открытие» и другими компаниями. При этом заказчиков заранее предупреждают, что продукт создают студенты, и он может быть «сырым».
Для биофака МГУ студенты Elbrus разработали базу, куда заносятся результаты научных исследований на крысах. «Например, крысе вводят условный аспирин, и у нее начинается приступ. Исследователи понимают: ага, аспирин крысе вводить не надо, нужны другие препараты. И все это заносится в одну базу», — объясняет Бабаян. Базы, с которыми работали в лаборатории, были написаны очень давно — еще в 90-е годы на MS-DOS, и на многих современных компьютерах даже не открывались. В Elbrus создали прототип новой программы, на которой сейчас работают в лаборатории.
По словам Георгия, в России конкурентов в формате буткемпов у него нет. Есть различные курсы программирования — и очные, и дистанционные. Но подобное интенсивное обучение профессии программиста проводит только Elbrus. У каждого формата есть свои плюсы и минусы. «Наше достоинство — короткие сроки и большой объем знаний, которые получают студенты. Минус — высокая цена (170–230 тыс. рублей) и интенсивность. Человек может сам выбрать, какой способ достижения цели ему больше подходит», — комментирует Бабаян.
Штат компании пока небольшой: восемь преподавателей, четыре человека занимаются маркетингом и продажами и несколько человек на аутсорсе. Если составлять портрет среднестатистического студента Elbrus — это будет мужчина 27–28 лет с высшим образованием и опытом работы, который хочет сменить профессию. Как правило, сюда приходят те, чья работа уже связана с компьютерами, но кому не хватает навыков написания кодов. Однако есть и студенты с совершенно не техническим бэкграундом: сомелье, моряк дальнего плавания, шахтер.
Большинство студентов местные, но есть и те, кто специально приезжает из других городов. Среди студентов не только россияне, но и люди из Украины, Белоруси, Казахстана. Также в Elbrus обучались венгр и англичанка, которые хорошо говорили по-русски. Пока это обязательное условие — обучение ведется на русском языке и приглашать англоязычных преподавателей Бабаян в ближайшее время не планирует.
Клиенты приходят в основном благодаря «сарафанному радио» — рекомендациям друзей, знакомых, бывших учеников. Еще часть людей узнают о буткемпе через соцсети или контекстную рекламу.
Всего за два года курсы закончили около 200 человек. Сначала школа была только в Москве, в феврале 2020 появилось представительство в Петербурге. Также в планах открыть школы в других городах и расширить учебную программу.