Бурятские норты что такое
xommep
xommep
В этом посте соберу всякие интересные и смешные названия населённых пунктов, рек и прочих объектов, встреченных в недавней экспедиции.
Встретили по пути речку Бурятские Норты.
К востоку от Петровска встретили несколько речек с таким интересным окончанием, что кто-то из местных даже не удержался и «подправил» указатель. 😉
В с. Малоархангельское встретили мега-тех-сервис.
С. Тугнуй. Вообще разнообразных *уев там очень много, больше приводить не буду по соображениям «облико морале».
Бар. Видимо, село или посёлок.
Село Ошурково. По мне так звучит прикольно. 😉
Река Чернушка. Вот где источники наших СМИ!
Где-то там же, возле Байкала, обнаружили Брянск. Эвона как.
Речка Большая Тельная.
Шаманка. Одна, а какое внимание!
В городе-герое Иркутске (где нам пришлось чиниться, иначе бы мимо прошли) встретили вывеску «БГУЭП даёт ключ к успеху». Может и даёт, только почему его успешные выпускники на плакате мелом обведены.
Брянск проехали, теперь вот Владимир проезжаем.
Норы. Тут, похоже, какие-то жёсткие проблемы с жилищными условиями. 😉
Булюшка. Просто интересное название. 🙂
Варяг. Видимо, последний оставшийся внешний управленец Руси.
Худоеланск; ещё одно епическое название.
Речка Уват-2. Обычно всё-таки речки не так называют.
Р. Худенькая. Возможно, где-то на слиянии её с Еланью и стоит город ХудоЕланск.
Речка Байроновка. Там рядом и село такое же есть. И что, казалось бы, тов. Байрон делал в этих краях? Разве что за облепихой ездил.
Р. Бирюса. Именно её именем названа известная ещё с советских времён марка холодильников.
С. Юрты. Здесь, видимо, жилищную проблему имени Нор решают традиционными методами.
Речка Погорелка. Сразу вспоминается классика «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли». Интересно, как они тут борются с речными пожарами. Тоже сушёными грибами?
Карапсель. Что-то среднее между Карапузом, карамелью и каруселью.
Большая Уря. Там эти Урей довольно много. Уря-я-я!
Просто забавный указатель.
Вагино. Ну, тут без комментариев.
На этом путешествие из Забайкалья в Нск завершаю; возможно, ещё будут дополнения, но в основном материалы экспедиции выложил.
Тысяча и одна версия: Продолжаем разгадывать тайны названий поселков Бурятии
Итак, приглашаем вас в очередной раз окунуться в загадочный мир топонимики Бурятии. На очереди Кабанский и Хоринский районы.
Приглашаем вас в очередной раз окунуться в загадочный мир топонимики Бурятии. На очереди Кабанский и Хоринский районы.
Кударинские степи
Русские крестьяне переселились сюда значительно позже. Они образовали такие сёла, как Кудара, Шергино, Фофаново, Романово, Пашино, Горбово, Жилино, Красный Яр, Шерашево, Дубинино, Инкино, Оймур и Сухая. Старики буряты из улуса Хандала рассказывали, что возле их усадьбы в 1800 году поселились двое русских по фамилии Мертвецов и Шергин. Отсюда, к слову, и появилось название деревни Шергино.
Но идём дальше. Село Байкало-Кудара основали в конце XVII века. В него «вплели» название здешней степи Кутора (от бурятского «худара», «хударха» – «незаметно проникнуть»). В честь возведенной тут Благовещенской церкви село именовалось Кудара-Благовещенк. В конце XVIII века здесь с 15 декабря и по 1 января проводилась ярмарочная торговля «при Байкал-море в Кударинской слободе.» Село также было местопребыванием ссыльно-каторжных.
Бабушкин. Выселок Посольского монастыря Мысовский на месте нынешнего города основан предположительно между 1760 и 1765 годами. Здесь начинался Удунгинский тракт через Хамар-Дабан.
31 мая 1902 года Высочайшим повелением посёлок при станции Мысовой получил статус безуездного города Забайкальской области и официальное название Мысовск. В период революции 1905—1907 годов Мысовск был одним из центров революционного движения в Забайкалье. 18 января 1906 года здесь расстреляли каратели шестерых революционеров, в том числе Ивана Бабушкина, в честь которого поселок и был переименован.
Большая Речка – так называется село, название которому дала река, протекающая недалеко от села. История села неразрывно связана с Посольским Преображенским монастырем, так как село возникло на землях, отведенных монастырю.
Колесово. Первое упоминание встречается в «отписке» приказчика Кабанского острога Максима Посельского в 1693 году. Село основано как земледельческая слобода, но вместе с тем представляло собой полувоенное сооружение. Через слободу проходила сухопутная дорога на Посольск, по которой возили различные грузы из России в Забайкалье. В 1707 году село стало достаточно богатым, и население обратилось к епископу Иркутскому за разрешением построить церковь и содержать ее служителей.
Интересно, что изначально Колесово называли Колесникова слобода. В честь атамана Василия Колесникова, который в 1645 году первым перешёл Байкал и, таким образом, открыл прямой и короткий путь из Ангары на Селенгу. И только годы спустя село переименовали.
Выдрино. Здесь всё просто: в реке, что находилась 13 километров восточнее посёлка, было очень много выдр. Кстати, сама река также называется Выдриная. Ещё в 17 веке русский посол Н. Спафарий писал: «Река Выдриная, а называют Выдриной для того, что бобры и выдры ловят по ней много». (Спафарий Н.Г. «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Н. Спафария в 1675 г.» – СПб, 1882). Одна из старейших жителей Выдрино, Харченко Екатерина Даниловна, 1914 г.р. (проживала в Выдрино с 1930 года), также подтверждает этот факт. Правда, поговаривали, якобы тут когда-то жил железнодорожный мастер Выдрин. Но вряд ли в честь него назвали бы целое село.
Елань — топоним, от диалектного «елань», что значит обширная прогалина, луговая или полевая равнина; возвышенная, голая и открытая равнина.
Основателем села Жилино считается некто Жилин. Относительно того, кем он был, есть несколько версий. Одни говорят, что речь идёт о ссыльном, другие – о купце, третьи утверждают, что он был казаком. А предание гласит: за какую-то провинность по службе казака Жилина и хорунжего Юрьева перевезли через реку Селенгу из Кабанского острога и оставили на косе, на малых межах. Пришлось им вырыть землянку и приспосабливаться к новой жизни. Казак Жилин взял в жену бурятку из ближнего улуса, от них пошли потомки карымы, то есть метисы. Поэтому улицу, где они жили, прозвали Корымовской.
Корсаково. До 1822 года кударинские буряты управлялись Кударинской степной конторой. В 1824 году там образовали Кударинскую степную думу (так то!) В 1868 году Дума получила название Корсаково, в честь покровителя христианской миссии Кударинской Степной Думы генерал-лейтенанта Михаила Семеновича Корсакова. Так и дали название селу.
Степной Дворец. Деревня со сказочным названием – ровесник Посольского монастыря, ей идёт четвёртый век. В этих местах были расположены монастырские пастбища и сенокосы. Скот стоял здесь же, в огороженных дворах. Их так и называли – «степные дворы». Крестьяне, ходившие за скотом, обживали эти места, ставили дома. Постепенно выросла целая деревня.
Таракановка упоминается в «Ведомости Селенгинского дистрикта о земельных делах» за 1740 год в числе прочих населённых пунктов от Верхнеудинска вниз по Селенге как Таракановская деревня. По преданию, основана в начале XVIII века крестьянами Таракановыми, поселёнными на вотчинных землях Селенгинского Троицкого монастыря.
Название села Инкино произошло от фамилии Инкин. Скорее всего, основатель рода Инкиных был человеком из простого сословия. Дело в том, что фамилии, образованные от полной формы имени (Иннокентий), имела в основном социальная верхушка, знать или семьи, пользовавшиеся в данной местности большим авторитетом. Другие же сословия обходились уменьшительными производными обиходными именами, типа «Инка». К сожалению, фамилия Инкины в селе не сохранилась.
Бегом по Хоринскому району
Более двух веков назад ссыльные казаки из центральных областей России образовали на левом берегу реки Уда Кульск. По предположению некоторых жителей, название этого села происходит от слова «куль», или мешок. И тому вот какое подтверждение: от села на юг расположено место между двумя горами, в середине большая равнина, а горы эти в 5-7 километров как бы сходятся, образуя мешок. А вот профессор Мильхеев в книге «Топонимика Бурятии» происхождение этого названия объясняет иначе. В Кульске он видит бурятское «Хул», что означает «маленькое местечко», или «урочище».
В Хоринском районе ещё слишком много названий, которые хотелось бы разобрать. Поэтому постараемся кратко пробежаться по ним.
Алан – с тюркского – открытая луговая поляна среди леса или при выходе из него.
Ангирта – от бурятского «ангир» – шурпан, т.е. птица, которая водилась в изобилии в этой местности.
Ашанга – местные эвенки производят от слова «аспекта» – ель, еловый лес, по небольшому ельнику вблизи селения. Кстати, по сведениям Ц.Б. Цыдендамбаева, где-то здесь есть могила шаманки, почитаемой покровительницей близлежащих мест.
Байсан-Быр (Байсын-Эбэр) – урочище в долине Уды близ Хоринска – от бурятских слов «байса» – скала, «убыр» – южный склон. Это популярное название, т.к. оно относится к местности, богатой лугами и пастбищами, живописно расположенной на берегу реки, у скалистых гор. Бурятское «убыр» и бурятами, и русскими произносится как «быр» – непонятное, но сильно укоренившиеся искажение, противоположная сторона горы называется Ара байса, т.е. задняя, северная сторона.
Баян-Гол – в переводе означает богатая долина.
Бильчир – этим термином буряты называют место слияния двух рек. Бальчир – урочище близ Хоринска при впадении рек Оны и Худана в Уду.
Булаган тала – с бурятского – «соболиная степь». Название связано с легендой, в которой говорится, что когда-то в этой степи уронил свою соболиную шапку местный богач во время свадьбы своей дочери. С тех пор стали эту степь называть Булаган тала.
Булаганск (Булаг) – от бурятского «булаг» – родник, который имеется вблизи села.
Булам (булан) – угол, переносно – изгиб лука, кривизна, залив. Булан – распространенные собственные имена заливов, излучин рек, зажатых в угол, урочищ у реки или горы.
Додо-Анинск (Нижний Анинск) – бывшее название Хоринска.
Зун нахала, Баруун нахала – от бурятского слова «нахал», что означало распространенное раньше в этих местах заболевание глаз у лошадей и овец. Позже при распространении ламаизма улус был переименован ламами в Амгаланта – благополучный, спокойный, безмятежный.
Зэргэлэй – приток реки Оны от бурятского «зэргэлэд», т.е. рядом. Река протекает рядом с рекой Она.
Карасун – Хара упан – буквально значит «черная вода». Буряты так называли реки, не замерзающие зимой, т.е. остающиеся темными, черными – хара.
Куль (хул), Кульск, Кульский станок – село в Хоринском аймаке, это название происходит от бурятского термина «хул», что означает маленькое местечко, или урочище.
Курба – по-бурятски «хурьбэ». По преданию, Бабжи-Барас-батор после долгого пути достиг реки и сказал «хурэбэб», т.е. «достиг», «дошел».
Майла – название многочисленных урочищ, рек и селений в Забайкалье – от слова «майла» – прогалина, поляна в лесу, а также южные безлесные склоны гор.
Могой нуур – т.е. Змеиное. По преданию баянгольцев, после захода солнца нельзя ходить на озеро, т.к. из воды выходят змеи и греются на нагретых солнцем камнях.
Могойто – от бурятского «могой» – змея. Иначе говоря, речь идёт о местности, в которой водились змеи. Она – река, приток Уды, по-бурятски звучит как «Анаа» или «Аная Гол». Происхождение этого названия неясно.
Ониноборск – село за онинским сосновым бором.
Санномысск – (первоначальное название села Горячнино). На мысе во время своей поездки по Забайкалью цесаревич Николай отдыхал со своей свитой, их сон охраняли казаки. После сна, довольный воцарившимся покоем, Николай назвал его «Сонный мыс». Постепенно в говоре казаков звук «О» перешел в «А». Название села произошло от названия горы.
Тальцы – приток Уды от термина «талец», «талина» – незамерзающий родник, река, не покрывающаяся льдом, от выхода грунтовых вод.
Тарбагатай – ряд урочищ и сел в Бурятии – от бурятского «тарбаган» – степной сурок, места, изобилующие сурками.
Тохорюкта – от бурятского «тохорюун» – журавль. Это место, где водились журавли.
Тужинка – от бурятского «тужа» – густой лес.
Тэгда – «тыгдэ» в большинстве эвенкийских диалектов означает дождь. Тэгда находится на отрогах хребта Улан – Бургасы, где часто бывают дожди.
Уда – считают, что название Уда (приток Селенги) происходит от наименования меркитского племени Уду (удуит), жившего в ХII веке у Орхона и Селенги. Местные жители производят это название от слова «удэ» – полдень, связывая с легендой о том, что хоринский Бабжи-Барас-батор прибыл к этой реке в «удэ», т.е. в полдень, и назвал речку Удой. Древние монголы называли ее Зэрлэгын-Гол, или «река дикарей». Предполагают, что Уда есть селькупское (самодийское) «уд» – вода.
Унэгэтэй – улус в долине реки Уда, близ устья реки Курба – от бурятского «унэгэн» – лиса, «унэгэтэй» – лисий, лисье место. По рассказам местных жителей, здесь раньше было много лис, укрывавшихся в ущельях и скалах Уныгэтэя. Есть иное толкование значения. Буряты продали русским свои плодородные земли по дорогой цене, дорого, т.е. унэтэйгоор. Постепенно это «унэтэй» перешло в «унэгэтэй». Другая версия от бурятского слова «нэгэтэй» – однажды.
Хyиэй аршаан – небольшое урочище, где есть целебный источник.
Хандагай – от бурятского «хандагай» – лось. Место, где обитали лоси.
Хасурта – еловый, ельник.
Хоринск – по имени одного из трех основных бурятского племени – хори, хоридой. До революции здесь были два небольших разобщенных селения: Дума – центр Хоринской степной думы, официальная резиденция тайши, и Базар, в котором проживали в основном ясачные крестьяне и проходила торговая ярмарка. После упразднения степных дум селение стало называться Николаевское, в нем находилось волостное управление. В 1917 году село было переименовано в Додо-Онинское (по-бурятски «Доодо-Анаа», т.е. «Нижняя Она» – по названию реки, близ которой расположено село). После образования бурятской автономии и Хоринского аймака селу было присвоено название Хоринск.
Худун – приток реки Уды, месторождение слюды на берегу реки Уды – по имени бурятского князца Худунова, который получил от русского правительства право на разработку месторождения слюды, открытого якобы им. Отсюда месторождение и гора, в которой находилось оно, и река, стекающая с этой горы, стали называться Худунскими. Слюдяные копи посетил Паллас в 1772 году.
И, наконец, Шибээтэ (Шэбээтэ) – от бурятского «шэбээ» – плетень, непроницаемая изгородь, каменная стена. Ведь здесь как раз располагаются такие сооружения. Говорят, они были созданы турко-курыканами. В настоящее время сохранились остатки оборонительной стены. По преданию, хоринский Бабжи-Барас-батор, дожидаясь врагов, укрывался на горе у устья р. Ашанги. С тех пор стали называть ее Шэбээтэ (от «шэбээ – лээ» – укрывался), на русский переводится как «укрытие».
Вот такие тайны хранят в себе названия сёл Кабанского и Хоринского районов.
Буряты — древнейший народ Байкала
Буряты, или буряад — самый северный монгольский народ, коренной народ Сибири, ближайшими родственниками которых, согласно последним генетическим исследованиям, являются корейцы. Буряты отличаются своими древнейшими традициями, вероисповеданием и культурой.
История
Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, где сегодня расположена этническая Бурятия. Ранее территория носила название Баргуджин-Токум. Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты. В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.
Буряты подразделяются на этнические группы:
Все они населяли территории этнической Бурятии в 17 веке. В конце 17 и начале 18 века из других регионов Внутренней Азии к ним переселилась этническая группа сонголы.
Со второй половины 17 по начало 20 века существовали этнотерриториальные группы бурят, которые также подразделялись в зависимости от места проживания.
баргуты (буряты) Цинской империи:
забайкальские буряты, проживающие в Забайкальской области:
иркутские буряты, проживающие в Иркутской области:
Где живут
Сегодня буряты населяют земли, где исконно проживали их предки: Республику Бурятия, Забайкальский край России, Иркутскую область и округ Хулун-Буир, расположенный в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. В странах, где проживают буряты, они считаются отдельной самостоятельной национальностью или одной из этнических групп монголов. На территории Монголии буряты и баргуты поделены на разные этнические группы.
Численность
Общая численность населения бурят составляет около 690 000 человек. Из них примерно 164 000 проживают на территории КНР, 48 000 — в Монголии и около 461 389 — в Российской Федерации.
Название
До сегодняшнего дня происхождение этнонима «буряад» спорно и до конца не выяснено. Впервые он упоминается в «Сокровенном сказании монголов» 1240 года, второй раз этот термин был упомянут только в конце 19 века. Существует несколько версий этимологии этнонима:
Религия
На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племен и период Российской государственности. Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют пантеизм и тенгрианство, а монголы в свою очередь называли его хара шашын, что переводится черная вера.
В конце 16 века в Бурятии стал распространяться буддизм, а с 18 века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии.
Буряты всегда особенно относились к природе, что отразилось и на их древнейшей вере — шаманизме. Они почитали небо, считали его верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и ее силы — воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевленными. Ритуалы проводили на открытом воздухе у определенных объектов. Считалось, что так можно достичь единства между человеком и силами воздуха, воды и огня. Ритуальны праздники в шаманизме называются тайлаганы, их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались. Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил.
Шаманы были особой кастой, в них сочеталось сразу несколько характеристик: сказители, целители и манипулирующие сознанием психологи. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями. Их обряды очень впечатляли, иногда посмотреть на них собиралось большое количество людей, до нескольких тысяч. Когда в Бурятии начали распространяться христианство и буддизм, шаманизм стал притесняться. Но эта древняя вера глубоко залегла в основу мироощущения бурятского народа и не может быть полностью уничтожена. По сей день сохранились многие традиции шаманизма, а духовные памятники и сакральные места являются важной частью культурного наследия бурят.
Буряты, проживающие на восточном берегу, начали исповедовать буддизм под влиянием живущих по соседству монголов. В 17 веке в Бурятии появилась одна из форм буддизма — ламаизм. Буряты привнесли в ламаизм атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно в Бурятию пришла культура Монголии и Тибета. На территорию Забайкалья были привезены представители этой веры, которые назывались ламы, открылись буддийские монастыри, школы, развивалось прикладное искусство и выпускались книги. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал ламаизм одной из официальных религий на территории Российской империи. Был официально утвержден штат из 150 лам, которых освободили от уплаты налогов. Дацаны стали в Бурятии центром развития тибетской медицины, философии и литературы. После революции 1917 года все это прекратило свое существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали. Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.
В 1721 году в Бурятии была создана Иркутская епархия, с которой началось развитие христианства в республике. У западных бурят стали распространены такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму. Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Браки между русскими и бурятами начали поощряться, и уже в начале 20 века из всего населения бурят 10% были метисами. Все усилия властей не прошли даром и в конце 20 века было уже 85 000 православных бурят, но с началом революции 1917 года христианская миссия была ликвидирована. Деятели церквей, особенно самые активные, были сосланы в лагеря или расстреляны. После Второй мировой войны некоторые православные храмы были возрождены, но официально православная церковь была признана в Бурятии только в 1994 году.
В результате эпохи глобализации в 2002 году бурятский язык был занесен в Красную книгу как вымирающий. В отличие от других монгольских языков, бурятский имеет ряд фонетических особенностей и делится на группы:
и диалектные группы:
Буряты пользовались старомонгольской письменностью до середины 1930-х годов. В 1905 году ламой Агваном Доржиевым была разработана письменность под названием вагиндра. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и основал собственные исторические письменные источники. Они получили название бурятские летописи и были написаны в основном в 19 веке. Буддийские наставники и священнослужители после себя оставили богатое духовное наследие, свои труды, переводы по буддийской философии, тантрическим практикам, истории и тибетской медицине. Во многих дацанах Бурятии были типографии, в которых ксилографическим способом печатались книги.
Жилище
Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.
Деревянные жилища изготавливались из бревен или сруба, были 6-ти или 8-ми угольными, без окон. В крыше было отверстие больших размеров, предназначенное для освещения и выхода дыма. Крышу жилища устанавливали на 4 столбах, которые называются тэнги, на потолок укладывали большие куски коры хвойных пород внутренней стороной вниз. Сверху накладывали ровные куски дерна.
Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции. Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ. В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника. Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока. Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.
В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.
В кухне бурят всегда важное место занимали продукты животного и животно-растительного происхождения. Заготавливали впрок кислое молоко (курунга) особой закваски и сушеную спрессованную творожистую массу. Пили буряты зеленый чай с молоком, в который добавляли соль, сало или масло, готовили алкогольный напиток из перегонки курунги.
В бурятской кухне значительное место занимает рыба, травы, специи и ягоды земляника и черемуха. Очень популярное блюдо национальной кухни — копченый байкальский омуль. Символом бурятской кухни является бууза, которое русские называют позы.
Одежда
В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.
Летом дэгэл иногда заменяли кафтаном из сукна такого же кроя. Часто в Забайкалье летом носили халаты, которые шились у бедных бурят из бумажной материи, у богатых из шелка.
Штаны буряты носили длинные и узкие, пошитые из грубой кожи, рубашку шили из синей ткани. Зимой в качестве обуви носили унты из кожи ног жеребят, весной и осенью надевали сапоги с заостренным вверх носком, которые называются гуталы. Летом носили вязаную из конских волос обувь, с кожаными подошвами.
В качестве головных уборов женщины и мужчины носили шапки круглой формы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Цвет и детали убора имеют свой смысл и символику. Остроконечный верх шапки является символом благополучия и процветания, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки символизирует солнце, которое освещает всю Вселенную своими лучами. Кисти обозначают лучи солнца. Развевающийся на верхушке шапки залаа означает непобедимый дух и счастливую судьбу, узелок сомпи символизирует крепость и прочность. Буряты очень любят синий цвет, для них он является символом вечного и синего неба.
Женская одежда от мужской отличалась вышивкой и украшениями. Женский дэгэл кругом оторачивается сукном синего цвета, наверху в области спины он украшен вышивкой в виде квадрата. На дэгэл нашиваются украшения из медных и серебряных пуговиц и монет. Женские халаты состоят из пришитой к юбке короткой кофты.
В качестве причесок девушки носят косички, заплетают их в количестве от 10 до 20 и украшают большим количеством монет. На шее женщины носят золотые или серебряные монеты, кораллы, в ушах — серьги огромных размеров, которые поддерживаются перекинутым через голову шнуром. Сзади ушей надевают подвески полты. На руках носят медные или серебряные бугаки — браслеты в виде обручей.
Мужчины, принадлежащие к духовному званию, подстригали волосы на передней части головы, сзади носили косичку, в которую часто вплетали конские волосы для густоты.
Жизнь
Буряты делились на кочевых и оседлых. В основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Занимались и традиционными промыслами — рыболовством и охотой.
Буряты занимались переработкой шерсти, шкур и сухожилий животных. Из шкур шили постельные принадлежности, шорные изделия и одежду. Из шерсти изготавливали войлок, материалы для одежды, головных уборов и обуви, матрасы. Из сухожилий делали ниточный материал, который применяли при изготовлении веревок и луков. Из костей производили игрушки и украшения, применяли при изготовлении стрел и луков.
Мясо использовали для приготовления продуктов питания, перерабатывали его по безотходной технологии, делали деликатесы и колбасы. Селезенка животных использовалась женщинами при шитье одежды в качестве клейкого материала. Из молока производили различные продукты.
Культура
Фольклор бурят состоит из нескольких направлений:
Музыкальное творчество представлено различными жанрами, некоторые из них:
Буряты поют различные песни лирического, бытового, обрядового, застольного, хороводного и плясового характера. Песни-импровизации называются у бурят дуунууд. Ладовая основа относится к ангемитонной пентатонике.
Традиции
Единственный государственный праздник в Республике Бурятия, когда все население отдыхает официально, это первый день Нового года по Лунному календарю — праздник Белого месяца под названием Сагаалган.
Отмечают в Бурятии и другие праздники в соответствии с религиозными и национальными традициями:
По традиции буряты приглашают близких соседей на свеженину, когда режут барана, быка или коня. Если сосед не мог прийти, хозяин отправлял ему куски мяса. Дни перекочевок тоже считаются торжественными. По этому случаю буряты готовили молочное вино, резали баранов и устраивали гулянья.
Дети занимают важное место в жизни бурят. Всегда почиталась многодетность. Родители, у которых много детей пользуются большим почтением и уважением. Если в семье не было детей, это считалось наказанием свыше, остаться без потомства, означает прекращение рода. Если бурят умирал бездетным, говорили, что потух его огонь. Семьи, в которых дети часто болели и умирали, обращались к шаманам и просили их стать крестным отцом.