Бунин цифры чему учит
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
19.07.2019
Бунин И. «Цифры»
Главные герои рассказа «Цифры» и их характеристика
Чему учит рассказ «Цифры»
Рассказ учит справедливости, доброте, умению прощать. Учит тому, что тот, кто сердится никогда не бывает прав. Учит держать себя в руках, сохранять спокойствие. Учит не срывать свое зло на маленьких и слабых. Учит тому, что взрослые не всегда бывают правы.
Отзыв на рассказ «Цифры»
Мне не понравился этот рассказ о страшном, безжалостном дяде, который настолько сильно страдал комплексом собственной неполноценности, что ему было важно победить маленького мальчика. Взрослые должны быть мудрее и добрее, а не равняться на капризных малышей.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Цифры»
Мальчик был большой шалун. Он часто не давал покоя всему дому криком и беготней. Но не было ничего трогательнее его, когда он прижимался к плечу своего дяди.
Но в тот день произошла слишком сильная ссора и мальчик не подошел к дяде, а просто пожелал ему спокойной ночи. Но мальчик слишком сильно мечтал об одной вещи, а потому пересилил свою гордость, забыл обещание вечно ненавидеть дядю, и подошел к нему, чтобы попросить его показать ему цифры.
В то утро он проснулся с мечтой иметь свои собственные книжки и карандаши, научиться читать и писать цифры. И поэтому Женя сразу стал доставать своего дядю просьбами срочно купить ему книжек.
Дяде не хотелось идти в город и он стал придумывать разные отговорки. Он говорил, что сегодня царский день, праздник, и магазины закрыты. Тогда мальчик стал просить хотя бы показать ему цифры, и дядя, чтобы отвязаться от малыша, пообещал показать ему цифры завтра.
Мальчик пришел в сильное волнение, начал бегать и ронять стулья, и все время переспрашивал дядю. Он мечтал, чтобы скорее пришло завтра.
И от избытка эмоций Женя стал прыгать и громко кричать. Взрослые кривились, но терпели, пока дядя не выдержал и не потребовал прекратить балаган. Мальчик снова крикнул, и дядя сорвался с места, встряхнул Женю и дал ему хорошего шлепка.
Мальчик выскочил из комнаты и стал громки кричать, заливаясь слезами. Взрослые сидели в зале, делая вид, что ничего не происходит. Им всем хотелось пойти и успокоить мальчика, но они сидели, показывая характер.
А мальчик все кричал и кричал, пока не обессилел.
Через полчаса дядя зашел к мальчику, делая вид, что ищет портсигар. Мальчик на полу играл с пустыми спичечными коробками. Он зло посмотрел на дядю, и сказал, что никогда не станет его любить и ничего ему не купит.
Дядя пожал плечами, сделав вид, что ему все равно.
Потом к мальчику заходили мама и бабашка, уговаривая его попросить прощения и грозя разными бедами. Но мальчик проявил характер.
Тогда взрослые сделали вид, что забыли про него.
Вечером бабушка вновь принялась уговаривать мальчика. Она напирала на то, что дядя обиделся и никогда ему ничего не купит и не подарит. И не покажет цифры.
Самолюбие мальчика было сломлено. Мечта сжигала его и у мальчика не было сил бороться с ней. Он был побежден.
Мальчик пришел к дяде и стал просить у того прощения. Дядя покапризничал для вида, но потом все-таки стал показывать мальчику цифры. Женя выводил цифры в тетрадке и был совершенно счастлив.
«Цифры» — читательский дневник по рассказу И. Бунина
Рассказ «Цифры» Иван Бунин написал в 1906 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Бунин Иван Алексеевич
Название произведения: «Цифры»
Жанр: рассказ
Год написания: 1906
Издательство: Азбука-Классика
Год издания: 2016
Главные герои и их краткая характеристика
Женя – маленький мальчик, живой, подвижный, любознательный, большой шалун.
Рассказчик – дядя Жени, взрослый мужчина, спокойный рассудительный, справедливый.
Мама и бабушка Жени – любящие, добрые женщины, которые заботились о правильном воспитании мальчика.
Краткое содержание и сюжет
Однажды утром Женя проснулся с новой мечтой – научиться читать, писать и рисовать. Мальчик страстно хотел стать владельцем пенала, цветных карандашей, книжек с картинками и детского журнала. Он принялся умолять дядю как можно скорее пойти в лавку и купить все необходимое, чтобы научиться писать цифры. Дяде совершенно не хотелось идти в город за покупками, и он объявил Жене сегодняшний день «царским». Мальчик принялся упрашивать дядю хотя бы начать учить цифры, но тот твердо настоял на своем – покупки и обучение будут только завтра. Женя немного покапризничал, но затем успокоился, смирившись.
Радость, смешанная с нетерпением, вылилась у Жени в проказу – он принялся подпрыгивать, с силой бить ногами по полу и при этом звонко вскрикивать. Эта шалость вызывала у него чувство эйфории, но крайне раздражала взрослых. После нескольких замечаний от мамы и бабушки, который мальчик будто и не слышал, дядя потерял терпение. Он дернул Женю за руку, шлепнул и вытолкнул из комнаты.
От внезапного оскорбления Женя горько заплакал и принялся умолять бабушку и маму прийти к нему на помощь. Любящим женщинам было трудно себя сдерживать, но они старались быть невозмутимыми – избалованность в детях в их семье не приветствовалась. Дяде также хотелось вскочить, распахнуть дверь и обнять плачущего племянника, однако он чувствовал на себе ответственность за его разумное воспитание.
Дядя выдержал характер и зашел в детскую только спустя полчаса, сделав вид, что зашел по делу. Все еще всхлипывающий Женя играл на полу пустыми спичечными коробками. Дядя направился было к выходу, когда мальчик сказал, что никогда больше не будет любить его. Зашли мама и бабушка, и посоветовали Жене попросить прощения у дяди, но тот наотрез отказался. Наконец, бабушке удалось переломить его гордость, напомнив о заветных цифрах.
Женя попросил у дяди прощения, и они помирились. Удобно усевшись за стол, Женя под руководством дяди принялся писать цифры, старательно выводя огрызком карандаша черточки – его мечта сбылась.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Мальчик хотел получить книжки, карандаши, научиться читать, писать и узнать цифры. Дяде не хотелось идти в магазин, и он обманул мальчика. Дядя обещал показать мальчику цифры завтра. Мальчик сильно радовался и дядя его шлепнул. Мальчик плакал от обиды, но его никто не успокаивал. Мальчик попросил прощения, и дядя показал ему цифры.
План пересказа
Основная мысль
Правильное воспитание – залог развития гармоничной, полноценной личности. Искренняя любовь к ребенку – это не вседозволенность и потакание его прихотям, а мудрое наставничество и забота о его физическом, моральном и духовном развитии.
Чему учит
Рассказ учит справедливости, доброте, умению прощать. Учит тому, что тот, кто сердится никогда не бывает прав. Учит держать себя в руках, сохранять спокойствие. Учит не срывать свое зло на маленьких и слабых. Учит тому, что взрослые не всегда бывают правы.
Отзыв и что понравилось
Мне не понравился этот рассказ о страшном, безжалостном дяде, который настолько сильно страдал комплексом собственной неполноценности, что ему было важно победить маленького мальчика. Взрослые должны быть мудрее и добрее, а не равняться на капризных малышей.
Вывод и мое мнение
Рассказ ведется от первого лица, автор вспоминает реальное происшествие, его ссору с племянником и напоминает о ней ему, уже повзрослевшему. Этот рассказ полезен как детям, так и взрослым, поскольку автор в мельчайших подробностях рассказывает о смене чувств и переживаний во время некрасивой ссоры. Я думаю, что и дети, и их родители найдут что-то полезное для себя в этом произведении.
Пословицы
Цитаты из текста
Словарь новых и незнакомых слов
Царский день – дни коронации и восхождения на престол, дни рождения государей.
Ушат – большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками – ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка для ношения.
Небось – вероятно, пожалуй, должно быть.
Обыденный – обычный.
Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.
Альт – второй по высоте голос в музыке четырехголосного склада.
«Цифры» читательский дневник
Всего получено оценок: 731.
Всего получено оценок: 731.
«Цифры» – это трогательный рассказ о том, как ребёнок постигает окружающий мир под чутким руководством взрослых, а также о том, насколько важным является правильное воспитание.
Краткое содержание «Цифры» для читательского дневника
Название: Цифры
Число страниц: 7. Иван Бунин. «Легкое дыхание». Издательство «Эксмо». 2001 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1906 год
Время и место действия
Действие произведения разворачивается в начале ХХ века в царской России. Время действия рассказа — всего один день, с утра до вечера, день, запечатлённый в воспоминаниях взрослого человека. Этот день разделён на семь глав, каждая из которых является определенным этапом в познании жизни ребенком, умении строить отношения со взрослыми людьми.
Главные герои
Женя – маленький мальчик, живой, подвижный, любознательный, большой шалун.
Рассказчик – дядя Жени, взрослый мужчина, спокойный рассудительный, справедливый.
Мама и бабушка Жени – любящие, добрые женщины, которые заботились о правильном воспитании мальчика.
Сюжет
Однажды утром Женя проснулся с новой мечтой – научиться читать, писать и рисовать. Мальчик страстно хотел стать владельцем пенала, цветных карандашей, книжек с картинками и детского журнала. Он принялся умолять дядю как можно скорее пойти в лавку и купить всё необходимое, чтобы научиться писать цифры. Дяде совершенно не хотелось идти в город за покупками, и он объявил Жене сегодняшний день «царским». Мальчик принялся упрашивать дядю хотя бы начать учить цифры, но тот твёрдо настоял на своём: покупки и обучение будут только завтра. Женя немного покапризничал, но затем успокоился, смирившись.
Радость, смешанная с нетерпением, вылилась у Жени в проказы: он принялся подпрыгивать, с силой бить ногами по полу и при этом звонко вскрикивать. Эта шалость вызывала у него чувство эйфории, но крайне раздражала взрослых. После нескольких замечаний от мамы и бабушки, которые мальчик будто и не слышал, дядя потерял терпение. Он дёрнул Женю за руку, шлёпнул и вытолкнул из комнаты.
От внезапного оскорбления Женя горько заплакал и принялся умолять бабушку и маму прийти к нему на помощь. Любящим женщинам было трудно себя сдерживать, но они старались быть невозмутимыми: избалованность в детях в их семье не приветствовалась. Дяде также хотелось вскочить, распахнуть дверь и обнять плачущего племянника, однако он чувствовал на себе ответственность за его разумное воспитание.
Дядя выдержал характер и зашёл в детскую только спустя полчаса, сделав вид, что зашёл по делу. Всё ещё всхлипывающий Женя играл на полу пустыми спичечными коробками. Дядя направился было к выходу, когда мальчик сказал, что никогда больше не будет любить его. Зашли мама и бабушка и посоветовали Жене попросить прощения у дяди, но тот наотрез отказался. Наконец, бабушке удалось переломить его гордость, напомнив о заветных цифрах.
Женя попросил у дяди прощения, и они помирились. Удобно усевшись за стол, Женя под руководством дяди принялся писать цифры, старательно выводя огрызком карандаша чёрточки – его мечта сбылась.
Вывод и своё мнение
Женя – обычный шаловливый ребёнок, с неуёмной энергией и жаждой знаний. И направить эту энергию в правильное русло – большая наука. В произведении красочно описаны моменты, когда состояние Жени вызывает искреннюю жалость. Но, если бы дядя, мама или бабушка в такие моменты проявили слабину, это бы негативно сказалось на воспитании ребёнка и он не смог бы получить важный жизненный урок: за свои поступки всегда нужно держать ответ.
Главная мысль
Правильное воспитание – залог развития гармоничной, полноценной личности. Искренняя любовь к ребёнку – это не вседозволенность и потакание его прихотям, а мудрое наставничество и забота о его физическом, моральном и духовном развитии.
Авторские афоризмы
«…Но разве это согласуется с правилами разумного воспитания и с достоинством справедливого, хотя и строгого дяди. »
«…тут пришло в голову мудрое правило: вредно, не полагается баловать детей…»
«…Чем неосуществимее мечта, тем пленительнее, чем пленительнее, тем неосуществимее…»
«…чем дороже мне моя мечта, тем менее надежд на достижение ее…»
«…детские волосы хорошо пахнут, — совсем как маленькие птички…»
Толкование непонятных слов
Царский день – дни коронации и восхождения на престол, дни рождения государей.
Ушат – большая деревянная кадка с двумя выступающими друг против друга боковыми дощечками – ушами, с прорезанными в них круглыми отверстиями, сквозь которые продевается палка для ношения.
Небось – вероятно, пожалуй, должно быть.
Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.
Новые слова
Альт – второй по высоте голос в музыке четырехголосного склада.
Анализ рассказа Ивана Бунина «Цифры»
Автор: Guru · 06.05.2018
Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».
История создания
Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».
Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.
Смысл названия
Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.
Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.
В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.
Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.
Жанр, направление, композиция
Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.
При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.
Главные герои и их характеристика
Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.
Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:
…Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!
Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.
Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.
Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.
Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.
Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.
Проблемы
В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.
Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.
Смысл
Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.
Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.
Чему учит?
Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.
Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.