Буллинг со стороны учителя что это такое
Вероника Захарова
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
О буллинге в последние годы говорят как об одной из самых сложных проблем школьного образования. Но случается, что ученика донимает не сосед по парте, а тот, кто по идее должен подавать положительный пример и быть обладателем высоких моральных качеств — учитель.
Грубое и неэтичное поведения педагога всегда вызвает шквал критики. Если о нарушении профессиональной этики становится известно широкой общественности, то действиями учителя начинает интересоваться прокуратура — как например, в случае с учительницей из Старого Оскола, которая на опубликованном в Сети видео называет ученика «урода ты кусок», «дебила кусок», а также желает, чтобы он «облез 20 раз».
Работая над этим материалом, мы задали 100 выпускникам школ разных регионов России вопрос: «Сталкивались ли вы с травлей со стороны учителя?». 58 процентов опрошенных ответили, что они или их знакомые страдали от издевательств, грубостей или бестактного поведения своих педагогов.
Откуда берется учительская грубость
Некоторые педагоги позволяют себе травить, «подкалывать» ученика, грубо или резко обращаться с ним, зная, что он не пойдет на конфликт с учителем и не ответит на издевательства.
Причины, из-за которых педагог срывается на ребенке, могут быть разные.
1. Педагогическая некомпетентность и недальновидность.
Встречаются учителя, которые практикуют императивный стиль общения с классом: они требуют неукоснительного подчинения, используют психологическое давление. Они грубы с детьми, поскольку искренне считают, что только таким образом можно добиться дисциплины.
2. Профессиональное выгорание.
Учитель, потерявший интерес к профессии, становится циничным, позволяет себе повышать голос и с пренебрежением общаться с кем-либо из учеников.
3. Месть в ответ на отсутствие уважения со стороны ученика.
Если ребенок относится к преподавателю или к его предмету без должного уважения, тот занижает оценки, оскорбляет или выставляет ученика в невыгодном свете.
4. Личная неприязнь.
Бывает и так, что учитель плохо относится к ученику без каких-либо видимых причин и на ситуацию не могут повлиять никакие поступки жертвы. Травмирующее поведение преподавателя наносит непоправимый урон психике ученика любого возраста.
Когда учитель переходит границы
«В 11 классе я много времени уделяла учебе и готовилась к олимпиадам, чтобы поступить в вуз на бюджет. Из-за большой нагрузки у меня были нервные срывы, поэтому я сильно располнела. По субботам нам поставили урок физкультуры к восьми утра, и иногда я прогуливала эти занятия, чтобы хоть немного поспать.
Один раз я пришла в спортивный зал, и моя учительница вывела меня в центр и стала отчитывать перед всей параллелью за то, что я пропускаю уроки, с фразой: „Тебе можно пропустить математику, но точно не физкультуру. Ты давно смотрела на себя в зеркало?“.
Сейчас я уже учусь на третьем курсе университета, сильно похудела, и у меня есть молодой человек, но до сих пор каждый раз, когда я ем лишнее, я вспоминаю ту фразу и бегу к весам. Постоянно боюсь поправиться, потому что тогда мне вновь могут сказать: „Ты давно смотрела в зеркало?“. Это не дает мне покоя даже спустя четыре года и более 40 часов общения с психологом», — рассказывает выпускница екатеринбургской гимназии Анна.
Из-за критики учителя ребенок рискует стать неуверенным в себе или усомниться в правильности своего выбора.
«Я занимаюсь плаванием с первого класса и всегда мечтал стать спортсменом, поэтому в 11 классе при выборе вуза у меня не было сомнений, что я пойду на физкультурное направление. При поступлении важнее предоставить высокие результаты в плавании, а не отличные баллы ЕГЭ, поэтому больше времени я уделял тренировкам.
Однажды классная руководительница решила провести со мной беседу на повышенных тонах о том, что великого спортсмена из меня все равно не выйдет и успешным в плавании я не буду. Она просила меня заняться учебой и отбросить „глупые“ мысли о плавании. Я возненавидел школу, потому что она говорила это мне каждый раз при встрече, и я обратился к психологу.
Сейчас я еду на чемпионат России и очень рад, что тогда ее слова не сломили меня и не заставили отказаться от мечты. А вот многие мои знакомые, которым преподаватели говорили то же самое, увы, прислушались к „добрым“ советам и пошли учиться на другие специальности», — говорит выпускник Челябинской школы Дмитрий.
«Я мечтала стать архитектором, поэтому в 11 классе точно решила, что буду сдавать на ЕГЭ профильную математику. Однако моя учительница громко рассмеялась после того, как я сообщила ей об этом, и сказала, что мне вряд ли удастся сдать даже базовый уровень.
Поначалу я решила не обращать внимания на ее издевки, но она забирала у меня тесты по профильной математике и выдавала базовый вариант на «пробниках», не говорила мне о переносе факультативных занятий, а прямо в день экзамена пожелала мне хотя бы минимальный балл. Я расплакалась прямо при входе в школу — у меня буквально тряслись руки от страха не сдать.
В итоге мне удалось набрать 88 баллов (средний балл сдачи — 50), но я до сих пор считаю себя слабой в этом предмете. В университете на занятиях по математике стараюсь отсидеться на задних партах, чтобы не выходить к доске«,— рассказывает выпускница петербургской школы Виолетта.
Кто может оказаться жертвой
Психолог Галина Швец говорит, что оказаться в немилости у учителя может любой ребенок.
Бывает, что ученик исправно посещает все уроки, выполняет домашнее задание и хорошо пишет контрольные, но педагог все равно относится к нему с пренебрежением. Поводом для неприязни и оскорблений с его стороны могут стать какие-то внешние особенности или черты характера школьника — лишний вес, слишком высокий/низкий рост, гиперактивность/ медлительность, одежда и даже родимые пятна.
«Моя первая учительница ненавидела меня. Она срывалась на мне и обращалась очень неуважительно и презрительно. Но на тот момент я не понимала, что причина не во мне, и думала, что заслуживаю такого отношения.
Сейчас я понимаю, что я просто раздражала ее и она таким образом вымещала свою злобу. В детстве я ходила с пластинками, и во рту постоянно скапливались остатки пищи после еды. Она вызывала меня к доске фразой: „Казанцева, покажи, что у тебя во рту“. А я стояла перед всем классом с открытым ртом и чувствовала себя, как в цирке. Хорошо, что мама быстро отреагировала на это и перевела меня в другой класс», — рассказывает психолог Вероника Казанцева.
Часто дети не понимают, из-за чего преподаватель настроен против них, поэтому начинают искать причины в себе. Так рождаются комплексы, пропадает желание ходить на занятия к этому педагогу и вообще изучать предмет.
«Чаще всего преподаватели, которые издеваются над детьми, сами подвергались издевательству, унижениям либо насилию со стороны взрослых. Это та боль, которую они отыгрывают на своих учениках», — объясняет Екатерина Материна, педагог-психолог с 17-летним стажем работы.
Поэтому причиной «учительской травли» могут стать те же факторы, из-за которых сам преподаватель когда-то подвергался нападкам.
Что делать с «трудным» учителем
Если ученик сталкивается с издевательствами от педагога, он обычно решает «мстить» ему — не посещать занятия, «забить» на предмет. Однако такая тактика не исправит положение, а лишь губительно скажется на успеваемости.
Галина Швец уверена: в одиночку справиться с травлей, которая исходит от учителя, невозможно. Ребенок может попробовать изменить свое поведение и отношение к предмету, но если он не угадает, в чем настоящая причина издевательств, то такой способ будет бесполезен.
Не стоит пытаться противостоять учителю с помощью агрессивных методов: обзывать его в ответ на резкие или бестактные замечания, кричать, устраивать скандалы или отказываться от посещения уроков. Такое поведение только усугубит проблему.
Если «буллинг» со стороны учителя случается систематически, Галина Швец советует школьникам рассказать об этом взрослым — в первую очередь, родителям или школьному психологу: они смогут объективно оценить ситуацию и принять верное решение.
Что нужно знать родителям
Если ваш ребенок жалуется на сложные отношения с педагогом, отнеситесь к его словам с пониманием и обязательно выслушайте до конца. Дайте ему высказать свою позицию и ни в коем случае не обвиняйте в сложившейся ситуации.
Первое, что нужно сделать, — это поговорить с преподавателем, объяснив что именно в его поведении и словах доставляет ребенку дискомфорт.
Психолог Галина Швец рекомендует придерживаться следующей тактики:
«Варианты есть всегда, главное — помочь своему ребенку: выслушать его и защитить», — считает Галина Швец.
Кроме того, она рекомендует в обязательном порядке обратиться к психологу (школьному или частному), чтобы сразу же проработать возникшие у ребенка психологические проблемы.
Между тем, Европейский суд по права человека (ЕСПЧ) запретил учителям оскорблять детей: суд рассмотрел иск отца из Хорватии, чей ребенок подвергся словесному унижению со стороны педагога и получил психологическую травму, которую вынужден был прорабатывать с психологом.
По итогам заседания ЕСПЧ призвал национальные власти принять надлежащие законодательные, административные, социальные и образовательные меры для безоговорочного запрещения любых форм насилия или жестокого обращения в образовательных учреждениях в отношении детей в любое время и при любых обстоятельствах и, таким образом, обеспечить «нулевую степень терпимости» по отношению к любому насилию или жестокому обращению.
Буллинг со стороны учителя что это такое
О теме учительского буллинга и о том, что делать, если ребёнок попал в такую ситуацию, рассказала специалист в области детско-родительских отношений, доктор филологии, создатель сайта mobbingu.net, посвящённого проблемам гонения и травли в подростковой среде и в киберпространстве, Дарья Невская.
— Дарья, сегодня о проблемах школьной травли говорят много: как дети обижают детей, как дети обижают учителей. За всем этим тема учительского деспотизма как-то стушевалась. Казалось, она осталась где-то в советских временах. И вот — новый всплеск. Выходит, никуда она не девалась.
— Как раз сейчас я готовлю статью на эту тему для своего сайта, собираю материал. И могу сказать точно: никуда не девалась. Потому что слышу много печальных историй о том, как учитель прессует ребёнка. Грубо или хитро, публично или скрыто. А порой — и не одного ребёнка, а целый класс. А иногда ученики оказываются под прессингом сразу нескольких учителей, которые не устают напоминать детям, что те — «идиоты». Дети и подростки мне рассказывают о том, что эти оскорбления длятся годами. Подросток мне рассказал, что когда они пожаловались директору, их попросили «потерпеть», так как учительнице осталось доработать два года до пенсии. Значит, директор был в курсе. Значит, эта история длилась годами. Другими словами, это истории не о том, как у учителя однажды сдали нервы, а о том, что он годами свой негатив, свою профессиональную беспомощность, страх перед детьми и, возможно, свою жизненную неудовлетворённость вымещал на учениках.
— Как проявляется учительский буллинг?
— В рассказах детей разного возраста, из разных школ и даже городов чаще всего встречается один «сюжет». Мне рассказывали его ребята из разных классов, разных школ и даже из разных городов. Учителя почему-то считают, что они вправе называть детей «идиотами», «недоумками», изо дня в день, внушая им, что «они ни на что не годятся», что «ничего в жизни не добьются». Это такой способ мотивировать детей хорошо учиться по своему предмету? Тогда учитель расписывается в своей полной профнепригодности, потому что — это известно всем — унижение и оскорбления никогда не приводят к повышению мотивации. Но какой же тогда смысл в этом действии? Только в желании получить дисциплину и подчинение. Учитель морально угнетает детей. Разумеется, класс, который постоянно сталкивается с подобным, свыкается с оскорблениями в свой адрес. Никто не пытается сопротивляться. И самое печальное, что у детей и подростков вырабатывается определённая модель поведения в данной ситуации: «взрослый прав, даже когда он совершенно не прав, но не стоит ему перечить, а то будет ещё хуже». Часто эту мысль озвучивают родители, призывая своих детей. «потерпеть». Родители не хотят проблем для своего ребёнка, не хотят, чтобы учитель вымещала на нём свою злость, так как не собираются переводить ребёнка в другую школу. Их в этой школе всё устраивает. Школа-то престижная, а предметники хорошие. И родителей можно понять. Они судят по своему школьному опыту, поэтому не хотят, чтобы именно их ребёнок стал «козлом отпущения» в классе. Пусть уж лучше весь класс прессуют, чем их сына или дочь. Но они не осознают, что утверждая это, они предают своего ребёнка, оставляют его один на один с проблемой, которая может разрастаться. И их ребёнок в любой момент при такой учительнице может стать жертвой травли. А ребёнок, взяв на вооружение этот тезис, не станет жаловаться родителям на учителя и будет воспринимать уже личные нападки на себя как норму. И всё это может продолжаться годами. В результате учительского буллинга у ребёнка падает самооценка, ему не интересен предмет, он скатывается в учёбе. Ребёнок, которого постоянно шпыняют, теряет интерес ко всему. Родители не отдают себе отчёта в том, что это стратегическое непротивление эмоциональному насилию, «необходимая тактика выживания в школе», влияет на неокрепшее сознание ребёнка, который формируется как личность, готовая смириться с любыми проявлениями агрессии, лишь бы его не трогали. И даже когда начинают трогать, срабатывает либо инерция непротивления, либо ребёнок идёт вразнос. И с ним никто не может уже справиться ни дома, ни в школе.
— Наверное, любому, кто учился в советской школе, такая история покажется знакомой. Но вы сказали, что учительский буллинг принимает разные формы.
— Да. Есть и другой способ воздействия учителя на ученика, и он гораздо более опасный. Это воздействие неявное, без оскорблений, без криков. Воздействие путём манипулирования, при котором доказать, что воздействие совершается, почти невозможно. Но оно есть, и оно по-настоящему способно навредить психическому здоровью ребёнка. Для примера расскажу реальную историю, о которой узнала недавно. Мне рассказали её дети. В их классе учится мальчик, назовём его Дима. Отличник, староста, со всеми в хороших отношениях. Одним словом, лидер. И вот почему-то вдруг его невзлюбила учительница. И тут Дима заболел. И вот, во время его отсутствия учительница начинает говорить детям о нём гадости при любом удобном случае, исподволь. В итоге, когда мальчик вернулся после болезни, он столкнулся с тем, что весь класс к нему стал относиться по-другому — плохо! И вы знаете, что сказали мне об этом подростки, его одноклассники? «Мы не знаем, почему так получилось, не понимаем, почему наше отношение к нему изменилось». То есть они понимают, что манипулирование мнением класса имело место. По сути, это история о том, как личная травля — буллинг — переросла в общественную травлю — моббинг. И сделала это учительница, используя свою силу, власть, возможности и способности. Она руководствовалась старым принципом «разделяй и властвуй». Она подточила авторитет лидера. У детей не изменилось к нему отношение, но у них появился страх. Они стали бояться, что учительница сможет когда-то и с ними так расправиться. Они увидели, что может произойти с человеком, который совсем ещё недавно всех устраивал. Поэтому они перешли на «тёмную сторону» без какого-либо сопротивления. Вот такие ситуации по-настоящему страшны.
— Почему? В чём их опасность?
— Но вообще складывается такое впечатление, что отношения учеников с учителями бывают такой запутанной историей, что разбираться надо в любом случае, причём очень тщательно и подробно.
— Разбираться, и очень аккуратно, надо обязательно. И не только потому, что идти с претензиями нужно всегда вооружившись конкретными фактами, которых часто просто нет, так как дети не рассказывают всей правды. Но и потому, что в процессе расследования могут всплыть и совершенно другие факты. Так, в похожей ситуации, которую тоже рассказывали мне реальные люди, когда родители стали разбираться, почему сын всё время жалуется на учительницу, всё оказалось как в сюжете одной из моих любимых книг, которую я советую читать всем родителям и детям, — «Битвы по средам» писателя Гэри Шмидта. Там герой всё время жалуется своей семье, что учительница миссис Бейкер его ненавидит. Это лейтмотив. А потом оказывается, что во всей его школе она, вообще-то, его единственный друг. Но она оставляет его после уроков, она заставляет его читать Шекспира. Она строга и требовательна. А избалованные дети очень часто принимают это за личные придирки. В книге учительница и ученик подружились, стали лучшими друзьями, и даже благодаря ей он выиграл в соревнованиях. Но это хеппи-энд, а я, к сожалению, знаю примеры, когда таким учителям приходилось уходить из школы по навету детей. И это оборотная сторона проблемы, о которой мы сейчас говорим.
— Когда ребёнок жалуется на учителя, а на самом деле жертва совсем не он.
— Такое, к сожалению, тоже бывает. Потому что некоторые дети — тоже превосходные манипуляторы. В какой-то момент они понимают, что маска жертвы — это очень удобно: и всё внимание на тебя, и многое можно выторговать под песню «Пожалейте меня, меня все обижают». Поэтому на любую подобную ситуацию родители обязательно должны научиться смотреть без шор, без родительской идеализации, постараться увидеть её трезво. Тем более что ведь это правда: есть совершенно невозможные дети, очень сложные, с которыми очень трудно справиться и которые объективно мешают учителям работать. Однако, когда учителя пытаются пожаловаться на это родителям, с их стороны встречают страшное возмущение: «Да вы что! Мой ребёнок идеальный! Он не мог такого сделать!» Но увы, такие родители сами не знают, каким становится их ребёнок за пределами своей квартиры. Родители, которые не знают, что ждать от своего ребёнка, которые его идеализируют, подвержены его «чарам», склонны обвинять во всех проблемах ребёнка учителя. Я знаю истории, в которых учителя теряли работу в двадцать четыре часа по навету хитрых деток-манипуляторов. Вся школа не могла справиться с одним парнем, который, чувствуя свою безнаказанность, хамил учителям и задирал одноклассников, не давал прохода девочкам. Учитель физкультуры просто по-мужски поговорил с парнем — и потерял работу. На самом деле, учителя поставлены в очень сложную ситуацию. И, честно говоря, ситуация «ученик против учителя» бывает запутаннее той, где учитель буллит ребёнка.
— Да, тут нетрудно запутаться, ошибиться, не перепутать виновного с жертвой. Но каков выход?
— Это для профилактики. А что посоветуете делать, если беда уже случилась?
— Во-первых, не держать ребёнка в этой токсичной, агрессивной среде, добиваясь правды от учителей и администрации. Если имеет место травля со стороны учителя, а учителя невозможно «вывести на чистую воду», то, скорее всего, не имеет смысла продолжать борьбу с учителем. Нужно срочно спасать ребёнка. До тех пор, пока ребёнок остаётся во власти этого учителя, травма усугубляется. И дальше сложнее будет его вывести из этого состояния. Ну а перевоспитать учителя — это точно невозможно. Поэтому переходите в другую школу. Включайте сарафанное радио, ищите в своём городе не лучшую школу, не лучших предметников, а доброго, человечного, настоящего учителя, который задаст нужную планку, правильный камертон отношениям с ребёнком, поможет ему компенсировать эту травму. Это касается и поиска школы для первоклассника. Первый учитель, сумевший стать ребёнку другом и наставником, закладывает основу для поведенческих моделей «ученик — учитель», «ребёнок — взрослый», «я — другой», «я — тот, у кого власть». Будет учитель хорошим — и в будущем, в средней школе ребёнок будет точно опознавать любое отклонение от нормы во взаимоотношениях между людьми. Формирование такого «камертона» может оказаться полезным и во взрослой жизни.
Буллинг со стороны учителя
Буллинг со стороны учителя – учительский буллинг глубоко травмирует ребёнка. В школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных.
Буллинг со стороны учителя
Слово «травля» само по себе хорошо всем знакомо, эмоционально окрашено и, как правило, вызывает в сознании довольно яркие картины. Что вы представляете при этом? Охоту, когда свора гончих травит зверя в лесу или же издевательства над человеком в группе?
Сейчас появился даже специальный термин «буллинг».
Раньше это было просто житейское понятие, но в последние 20 лет оно стало международным социально-психологическим и педагогическим термином, за которым стоит целая совокупность социальных, психологических и педагогических проблем.
Запугивание – это очень серьезная проблема с тяжелыми последствиями как для жертв буллинга, так и для самих хулиганов, и для молчаливых свидетелей эмоционального и физического насилия.
После поступления в школу у ребенка в жизни появляется еще одна важная авторитетная фигура – классный руководитель. В младшей школе педагог становится иногда даже более значимым взрослым, чем родитель. Это нормально: ребенок адаптируется к новой среде, а учитель ему в этом помогает. От личности учителя также зависит и мотивация ребенка к обучению, и в целом его успеваемость.
К сожалению, бывают случаи, когда педагоги предвзято относятся к ученику, прилюдно высмеивают его ответы, способности и даже внешний вид, используя грубое, унижающее порицание. Но это обычные конфликты, которые быстро возникают и также быстро проходят. В случае буллинга конфликт чаще всего имеет личностную подоплеку и носит затяжной характер.
Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог?
Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных.
Как это может проявляться?
Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослы.
Как проявляется учительский буллинг?
Учителя почему-то считают, что они вправе называть детей «идиотами», «недоумками», изо дня в день, внушая им, что «они ни на что не годятся», что «ничего в жизни не добьются».
Это такой способ мотивировать детей хорошо учиться по своему предмету?
Тогда учитель расписывается в своей полной профнепригодности, потому что — это известно всем — унижение и оскорбления никогда не приводят к повышению мотивации.
Но какой же тогда смысл в этом действии?
Только в желании получить дисциплину и подчинение. Учитель морально угнетает детей.
Разумеется, класс, который постоянно сталкивается с подобным, свыкается с оскорблениями в свой адрес. Никто не пытается сопротивляться. И самое печальное, что у детей и подростков вырабатывается определённая модель поведения в данной ситуации: «взрослый прав, даже когда он совершенно не прав, но не стоит ему перечить, а то будет ещё хуже». Часто эту мысль озвучивают родители, призывая своих детей… «потерпеть». Родители не хотят проблем для своего ребёнка, не хотят, чтобы учитель вымещала на нём свою злость, так как не собираются переводить ребёнка в другую школу. Их в этой школе всё устраивает.
И родителей можно понять. Они судят по своему школьному опыту, поэтому не хотят, чтобы именно их ребёнок стал «козлом отпущения» в классе. Пусть уж лучше весь класс прессуют, чем их сына или дочь. Но они не осознают, что утверждая это, они предают своего ребёнка, оставляют его один на один с проблемой, которая может разрастаться. И их ребёнок в любой момент при такой учительнице может стать жертвой травли. А ребёнок, взяв на вооружение этот тезис, не станет жаловаться родителям на учителя и будет воспринимать уже личные нападки на себя как норму. И всё это может продолжаться годами.
В результате учительского буллинга у ребёнка падает самооценка, ему не интересен предмет, он скатывается в учёбе. Ребёнок, которого постоянно шпыняют, теряет интерес ко всему.
Признаки учительского буллинга
✔️Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.
✔️Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.
✔️Третий признак учительского буллинга – заниженная самооценка у ребенка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.
✔️Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, – отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы. Для ребят 7–10 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.
✔️Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.
Последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»
Каковы последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»?
Они те же, что и последствия любого другого вида насилия: будь оно физическим или моральным – ребенок получает психологическую травму. Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести к суициду.
Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель – это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, «нелюбимчик» педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.
Что делать при учительском буллинге
Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей.
Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия.
Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.
Как психолог может помочь “жертве” буллинга?
• Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга.
• Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.
• Дать понять ребенку, ставшему “жертвой” буллинга, что его ценят. Очень часто такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
• Глядя в зеркало, научить ребенка спокойно и уверенно говорить “нет” или “оставь меня в покое”. Таким образом, “агрессор” ищущий в “жертве” признаки слабости, получает решительный отпор.
• Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно, вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.
• Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток, смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.
• Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т. п.).
• Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качества характера и способности. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получить признание со стороны других ребят.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.
Школьный буллинг – проблема сложная, комплексная и во многом социальная.
Для того, чтобы ребенок не стал жертвой травли со стороны педагогов, тщательно выбирайте школу, разговаривайте с учителями, администрацией, школьным психологом. Учителя-агрессоры всегда отличаются тоталитарным стилем преподавания и ярко выраженной профессиональной деформацией – выгоранием. Такие педагоги не испытывают удовлетворения от своей работы и любви к ученикам – обычно такое отношение чувствуется сразу.
Ежедневно разговаривайте со своим ребенком, интересуйтесь его успехами, переживаниями, жизненными событиями – тогда вы быстро сможете заметить какие-то изменения в его поведении.