собор парижской богоматери архитектура кратко
Собор Нотр Дам де Пари
Собор Нотр Дам де Пари
Собор Парижской Богоматери, или Нотр Дам де Пари, – пожалуй, самый узнаваемый образец готической архитектуры. Его облик знаком практически каждому, как его название, ведь собор увековечен во множестве произведений искусства. Наряду с Эйфелевой башней, Монмартром, базиликой Сакре Кер, собор Нотр Дам является одной из главных достопримечательностей Парижа, пропустить которую не позволяет себе практически ни один турист. Ежегодно собор посещает примерно 13,5 миллионов (!) человек. Нотр Дам притягивает путешественников не только своей уникальной архитектурой – собор окутан мистическим ореолом, полон тайн, легенд и удивительных историй.
Содержание:
Нотр Дам через века: история знаменитого собора
На месте дошедшего до наших дней собора Нотр-Дам с античных времен возводили святилища. Еще во времена римлян здесь стоял храм Юпитера. Затем здесь появилась первая христианская базилика Парижа, возведенная на фундаменте римского храма. А в 1163 году было начато строительство того величественного собора Нотр-Дам, который мы знаем.
На протяжении веков Нотр-Дам играл важнейшую роль в жизни Парижа и всей Франции. Здесь короновали и венчали французских королей. Здесь отпевали выдающихся сынов Франции.
Но во время Великой французской революции эта богатая история стала почти приговором собору: здание чудом уцелело! Якобинцы жаждали снести «твердыню мракобесия», но за свою главную святыню вступились сами парижане, собрав за него огромный выкуп. Здание сохранили, но изрядно над ним «поиздевались»: в частности, Нотр-Дам лишился своего знаменитого шпиля, размещенного на крыше, почти все его колокола переплавили на пушки, разрушили множество скульптур. Особенно пострадали скульптуры иудейских царей, размещенные над тремя порталами фасада: статуи обезглавили. А сам собор объявили Храмом Разума.
С 1802 года в Нотр-Даме снова стали проходить богослужения, а тремя годами позже именно здесь было совершена коронация Наполеона Бонапарта и Жозефины. Впрочем, несмотря на значимость собора, Нотр-Дам пребывал в крайне ветхом состоянии и отчаянно нуждался в реставрации. Кто знает, сохранилось бы это здание до наших дней, если бы не… Виктор Гюго и его знаменитый роман «Собор Парижской Богоматери»!
После публикации книги в 1830 году парижане вспомнили о своем архитектурном и историческом сокровище и наконец, задумались о его сохранении и реставрации. К тому времени возраст здания составлял уже почти 7 веков! В XIX веке под умелым руководством архитектора Дюка была проведена первая серьезная реставрация собора. Тогда же Нотр-Дам обрел и знаменитую галерею химер, которая сегодня так впечатляет гостей Парижа.
А в 2013 году Париж отмечал 850-летие Нотр-Дама. В качестве подарка собор получил новые колокола и отреставрированный орган.
В Нотр-Дам-де-Пари хранятся две христианские реликвии: один из фрагментов Тернового венца, который по преданию был водружен на голову Иисуса Христа, а также один из гвоздей, которыми римские легионеры прибивали Христа к кресту.
«Каменная симфония»: архитектура собора Нотр Дам
Величественное и монументальное здание собора является подлинным шедевром ранней готики. Особое впечатление производят его стрельчатые крестовые своды, прекрасные витражи и окна-розы, украшенные скульптурами входные порталы. В этом сооружении восхищает и архитектурная гармония, и дыхание истории, которое ощущается во всем его облике. Не зря Виктор Гюго называл собор Парижской Богоматери «каменной симфонией».
Нотр-Дам де Пари снаружи
Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора – он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали. В нижней части находятся три портала (монументальных входа), каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый). Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов.
В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, отправляющиеся в ад. По правую – праведники, идущие в Рай.
Над порталами расположена так называемая «галерея царей«, представленная 28 статуями иудейских правителей. Она пострадала сильнее всего во время революции, и в процессе большой реставрации в XIX веке все разрушенные статуи были заменены на новые.
Любопытно, что уже 1977 году, во время строительных работ под одним из парижских домов, были найдены оригинальные скульптуры, утраченные в годы революции. Впоследствии выяснилось, что будущий владелец дома в разгар революционных волнений выкупил несколько статуй, заявив, что они нужны ему для фундамента. В действительности этот человек сохранил изваяния под своим домом – видимо, «до лучших времен». Сегодня эти статуи хранятся в музее Клуни.
Со стороны западного фасада можно и рассмотреть две колокольные башни, взмывающие ввысь. Кстати, хотя на первый взгляд они кажутся симметричными, присмотревшись можно заметить легкую, едва уловимую асимметрию: левая башня несколько массивнее правой.
Если будет возможность, обойдите собор по периметру, чтобы увидеть и боковые фасады, их впечатляющие входные порталы с виртуозно выполненными рельефами, а также рассмотреть восточную апсиду храма (алтарный выступ) с удивительно красивыми резными сводчатыми арками.
Внутреннее пространство
Первое, что бросается в глаза внутри собора – необычное освещение. Свет проникает внутрь здания через многочисленные разноцветные витражи, создавая причудливую игру света на сводах центрального нефа. При этом больше всего света попадает на алтарь. Такая продуманная система освещения создает особую мистическую атмосферу.
Вместо массивных стен внутри собора Нотр-Дам – сводчатые арки и колонны. Такая организация пространства стала настоящим открытием готического стиля и позволила украсить собор множество цветных витражей.
Центральный неф Нотр-Дама кажется огромным. Масштабность собора связана с его изначальным предназначением – ведь по задумке создателей, он должен был вмещать в себя все население Парижа! И Нотр-Дам действительно прекрасно справлялся с этой задачей в то время, когда количество жителей французской столицы не превышало 10 тысяч человек. И все это население проживало на острове Сите, где находится собор.
Узнать много интересного об истории острова Сите, где и зародился Париж, можно в нашей аудиоэкскурсии «Колыбель Парижа«, доступной в приложении Travelry.
На что обратить внимание в соборе Нотр Дам
С западной стороны собора находится гордость Нотр-Дам – большой старинный орган, созданный еще в XV веке! А за ним виднеется и одно из трех витражных окон в форме розы, которые являются настоящими готическими шедеврами и украшают собор с XII столетия.
Перед алтарем находится отгороженное пространство, предназначавшееся для священников и церковных певчих и называемое хОрами. Отдельного внимания заслуживает ограда хоров – она искусно украшена цветными скульптурными композициями с изображением евангельских сюжетов, созданными еще в XIII-XIV веках! Их цветовое оформление было восстановлено при реставрации в XIX веке.
Ваше внимание привлекут и многочисленные интересные скульптуры, украшающие собор Нотр Дам. В частности, барочная скульптура «Пьета» за главным алтарем.
В нашей аудиоэкскурсии по острову Сите мы пройдемся по собору Нотр-Дам, обращая внимание на самое интересное и узнавая об истории и оформлении здания.
Сокровищница
Со стороны реки к Нотр-Даму примыкает небольшая пристройка, которая заслуживает особого внимания. Ведь именно в ней находится храмовая сокровищница, где хранятся важнейшие христианские реликвии (в том числе легендарный Терновый венец, попавший в Париж, по преданию, еще в 1239 году!), а также ценные предметы церковного обихода, представляющие собой изящные произведения искусства. Коллекция очень богата и разнообразна.
Интересные факты о соборе Нотр Дам
Еще много любопытных фактов о соборе Нотр Дам и других достопримечательностях острова Сите Вы узнаете из нашей аудиоэкскурсии «Колыбель Парижа».
Вокруг собора Нотр Дам: что интересного поблизости
Как видите, не только в самом соборе Нотр Дам, но и вокруг него можно провести много насыщенных и познавательных часов, рассматривая окружающие его сооружения, изучая памятники старины и отдыхая в близлежащих скверах. Ну а если пройти чуть дальше, то перед Вами откроются и другие исторические и архитектурные сокровища острова Сите: часовня Сен-Шапель, Дворец Правосудия, замок Консьержери и другие интересные достопримечательности. Они входят в маршрут нашей аудиоэкскурсии «Колыбель Парижа», в которой Вас ждет много увлекательных историй и интересных рассказов.
Нотр Дам: практическая информация
Как добраться
Из отдаленных районов Парижа добраться до Собора Парижской Богоматери удобнее всего на метро – неподалеку от собора расположены станции Cite и Saint-Michel — Notre-Dame.
А из близлежащих районов (например, 1, 2, 5, 6 округов) вполне удобно дойти пешком. Остров Сите, на котором расположен собор Нотр Дам де Пари, соединяется как с правым, так и с левым берегами Сены старинными мостами.
Собор закрыт на реконструкцию после пожара, случившегося в апреле 2019 года и серьезно повредившего сооружение.
Читайте также:
Нотр Дам: лайфхаки и советы туристам
Как избежать очереди
Раньше «головной болью» туристов была огромная очередь в собор Нотр-Дам. Теперь это уже не такая большая проблема, т.к. с недавнего времени можно выбрать точное время посещения с помощью специальных аппаратов, установленных рядом с собором, или с помощью мобильного приложения Jefile (в русском варианте – «ВнеОчереди»). Скачайте его на мобильное устройство, укажите в приложении количество человек, желающих посетить собор, и выберите время посещения. Таким образом, Вы заранее «займете» очередь и сможете подойти к собору в нужное время!
Как послушать орган
Богослужения в Нотр-Даме проводят каждый день. Начинаются они в 11:30 и примечательны тем, что во время литургии можно послушать знаменитый орган собора – один из самых мощных и больших в мире.
Когда увидеть Терновый Венец
Увидеть главную святыню собора Нотр Дам – Терновый Венец Спасителя — можно в первую пятницу каждого месяца и в каждую пятницу католического Великого поста, в 15.00. А в Страстную пятницу (по католическому календарю) Терновый Венец выносят почти на целый день: с 10 до 17.00.
Что еще стоит знать туристам
Аудиогид по собору Нотр Дам де Пари
Туристы могут воспользоваться официальным аудиогидом, в который также включен русский язык. За использование официального аудиогида придется заплатить € 5.
Напомним также, что подробный, обстоятельный и увлекательный рассказ о соборе Нотр Дам де Пари входит в нашу аудиоэкскурсию по острову Сите, в которой мы предлагаем совершить путешествие по разным эпохам истории Парижа, с самого момента зарождения города, и узнать много любопытных фактов и о соборе, и об острове, на котором он стоит.
Собор Нотр Дам на карте Парижа
Нотр-Дам де Пари: история, архитектура, особенности собора Парижской Богоматери
На небольшом острове посреди Сены в самом сердце Парижа вы найдете всемирно известный собор Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери), башни которого устремляются куда-то в небеса. Собор Парижской Богоматери – самая посещаемая достопримечательность Парижа, привлекает более 14 миллионов туристов в год. Нотр-Дам является признанным шедевром французской готической архитектуры и находится в центре внимания католического Парижа на протяжении семи веков.
К сожалению, в связи с недавним пожаром 15 апреля 2019 года, собор ещё долгие годы будет закрыт для посетителей. Значительную часть реликвий и предметов искусства удалось спасти, однако часть уникального достояния собора была утеряна. Так, например, в результате пожара был полностью уничтожен шпиль, деревянные интерьеры собора, повреждена северная роза (один из малых оконных витражей), а также Большой орган. И пока Нотр-Дам будет находиться на реставрации, мы предлагаем вам совершить виртуальное путешествие по культовой парижской достопримечательности.
В соборе Парижской Богоматери хранится одна из величайших реликвий христианства – Терновый венец, который, согласно преданию, по приказу Понтия Пилата возложили на голову Иисуса Христа перед тем, как он понёс свой крест на Голгофу. Среди основных отличительных особенностей собора выделяют три эффектные витражные розы, сокровищницу и колокольни, с которых открывается потрясающий вид на Париж. Обширный интерьер собора вмещает 6000 верующих.
Немного истории Нотр-Дам де Пари
В 1160 году епископ Морис де Сюлли распорядился снести предыдущий парижский собор Святого Стефана. Три года спустя началось строительство нового собора Нотр-Дам де Пари. Епископ де Сюлли посвятил свою жизнь и большую часть своего богатства созданию «Богоматери Парижа». Строительство продолжалось в течение многих лет и после его смерти в 1196 году. Четыре разных архитектора работали над собором на протяжении всего периода строительства. К 1250 году западные башни и северная роза были завершены, а остальные элементы были установлены лишь к 1345 году.
Собор Парижской Богоматери был значительно поврежден революционерами в 1792-93 гг., когда были разрушены многие статуи и соборные порталы. В 1845 году началась обширная реставрация собора под руководством архитекторов Антуана Лассуса и Эжена Виолле-ле-Дюка, которая заняла 25 лет. В результате реставрации были не только восстановлены здание и скульптуры собора, но и сооружён знаменитый шпиль. В эти годы были снесены примыкавшие к собору постройки, в результате чего перед фасадом Нотр-Дам и образовалась Соборная площадь. Сейчас здесь же, на площади, находится нулевой километр – начальная точка отсчёта французских дорог.
Соборная площадь перед фасадом Нотр-Дам // Фото: Flickr.com – Claude Attard
Архитектура Нотр-Дам де Пари
Нотр-Дам считается одним из лучших примеров французской готической архитектуры. Это было одно из первых зданий в мире, где использовались «летающие» контрфорсы в качестве средства поддержки внешних стен. Вокруг здания можно увидеть множество небольших статуй, выполненных в индивидуальном стиле. Некоторые статуи использовались в качестве опор для колонн, а другие, такие как знаменитые гаргульи – в качестве водостока. Три больших розовых витража считаются одним из величайших шедевров христианства.
Западный Фасад
Внушительный западный фасад как только ни называли – от «шедевра композиции и исполнения» Марселя Обера до «чистого творения духа» Ле Корбюзье. Это просто, но сложно; контрастно, но гармонично.
Фото: Flickr.com // Автор: Lawrence OP
Западный фасад растянулся в ширину на 41 метр и поднимается ввысь на 63 метра к вершине башни. В центре изображена большая роза диаметром 9,6 метра, которая образует ореол над статуей Девы с младенцем. Слева и справа от Девы стоят два ангела. Под балюстрадой находится галерея ветхозаветных царей. Это ряд из 28 статуй, обезглавленных во время Великой французской революции и заново созданных в период реставрации в XIX веке.
На нижнем уровне есть четыре контрфорса, каждый из которых имеет нишу со статуей. На северной опоре изображен Стефан Первомученик, на южной – Дионисий Парижский.
Между опорами находятся три больших портала, каждый из которых отличается от другого. Правый, южный портал называется Порталом Святой Анны. Левый, северный портал – это портал Богородицы, увенчанный треугольным фронтоном. Центральный портал, Портал Страшного Суда, является самым высоким и широким из трёх.
Портал Страшного Суда
Портал Страшного Суда богат символикой и рассказывает довольно интересную историю.
На нижней перемычке изображены метрвецы, восставшие из могил. На верхней перемычке архангел Михаил взвешивает их души. Избранных людей, проявивших любовь к Богу и ближнему, ведут к Небесам слева. Осуждённых же дьявол ведёт в ад справа. Помимо этого, на одной из перемычек Христос величественно восседает на своем престоле славы. Над Христом расположены фигуры Небесного Двора
Архангел Михаил (слева) и дьявол (справа) // Фото: Günther Simmermacher – Pixabay
Шпиль собора
Оригинальный шпиль Нотр-Дам, который также служил колокольней, был разрушен в 1786-1792 гг. Во время реставрации Виолле-ле-Дюк решил построить второй шпиль, смоделированный по образцу шпиля, построенного в Орлеане в 1852 году. Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора, имеет высоту 96 метров. Основание шпиля украшают четыре группы бронзовых статуй апостолов – всего их двенадцать. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, – он обращён лицом к шпилю и рукой касается лба.
Гаргульи
Одна из самых известных черт собора Парижской Богоматери – это гаргульи, некоторые из которых также служат водостоками. Поднявшись по винтовой лестнице на 387 ступенек к вершине колокольни можно не только рассмотреть знаменитые статуи гаргулий в деталях, но и полюбоваться захватывающим панорамным видом на город.
Фото: instagam.com // Автор: @maria_demina_one
Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери
Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным, образуют крест. Главный продольный неф украшен серией скульптур, изображающих сцены из Евангелия. В часовнях, расположенных в правой части собора, представлены картины и скульптуры разных художников. Эти работы, предметы искусства, следуя многовековой традиции, передаются в дар собору ежегодно в первый день мая.
Архитектура Нотр-Дам де Пари, Собора Парижской Богоматери
Вы будете перенаправлены на Автор24
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери, или Нотр-дам-де-Пари – католический храм в центре Парижа. Сооружение является одним из символов французской столицы. Располагается в восточной части города на месте первой христианской церкви (базилики Святого Стефана).
Собор Парижской Богоматери является типичным образцом европейской готической архитектуры. Примечательно, что он строился на протяжении двух веков – с 1163 по 1345 гг. Высота собора 35 метров, высота колоколен – 69 метров. На сегодняшний день известны лишь два архитектора, приложивших руку к строительству собора, это Жан де Шель и Пьер де Монтрей.
Следует заметить, что Нотр-дам-де-Пари – далеко не первый готический собор во Франции, однако, именно на этом месте была впервые предпринята попытка создания монументального сооружения. По задумке архитекторов этот объект должен был стать образцом нового стиля и в то же время обладать некоторыми индивидуальными чертами.
Внешний вид собора
Внешней Собор Парижской Богоматери представляет собой базилику с галереями и двойными боковыми нефами. До строительства данного сооружения такая схема практически не использовалась при строительстве религиозных сооружений. На сегодняшний день её можно увидеть лишь в соборе Святого Петра в Риме. Двойные нефы разделяются на две части продольными рядами колонн и плавно переходят в апсиде в двойной деамбулаторий.
Рисунок 1. Архитектура собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Удачная концепция внутреннего пространства и интерьера религиозного сооружения сохраняется благодаря тому, что аркады центральных нефов опираются на единообразные колонны. Удивительно, что в конструкции центрального нефа собора используются шестилопастные своды, поскольку во всех похожих соборах в таких ситуациях прибегали к чередованию массивных опор с более тонкими (в зависимости от того, сколько нервюр сходились в одной точке).
Готовые работы на аналогичную тему
Известно, что в ходе одной из реконструкций (их за время существования собора было несколько), были внесены некоторые изменения. Пролеты галерей после реконструкции разделялись на три части, а их боковые стены стали упираться не на круглые стойки, а на плоские пилястры. Данные опоры контрастируют с пилястрами центральной части собора, уже не сливающимися со стеновыми конструкциями, как было ранее.
Плоские поверхности стеновых конструкций дублируются и на западном фасаде здания. Башни в этой части сооружения венчаются двойными боковыми нефами, поскольку они шире и устойчивее. Благодаря такому решению контрфорсы не слишком выпирают за пределы объема, более того, в уровне первого этажа они и вовсе «поглощаются» стеной напротив, которая выступает далеко вперед.
Экстерьер
Площадь перед Собором Парижской Богоматери окружается рекой Сеной, старейшей городской больницей Отель-Дьё и казарменными постройками. На этой площади расположен «нулевой километр» Франции.
Главный (западный) фасад здания имеет три входа:
Над каждым из них предусмотрены различные скульптурные панно, на которых изображаются библейские сцены.
Рисунок 2. Скульптуры на фасаде. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Выше ряда входных порталов установлен ряд каменных фигур. Эти фигуры изображают царей из Ветхого Завета (во времена Французской Революции статуи были сброшены и обезглавлены). Те, что установлены сегодня – их копии, выполненные в XIX веке.
Западная роза главного фасада была выполнена в 1220 году, под конец царствования Филиппа Августа. Это уникальное изделие занимает центральное место на главном фасаде. Роза является одной из трех соборных роз, датированных XIII-м веком.
Что касается башен главного фасада, то они не совсем идентичны: северная несколько массивнее южной. До начала XV века колокола располагались только в северной башне собора.
В качестве кровельного материала в Соборе Парижской Богоматери использована свинцовая плитка, толщиной 5 миллиметров (поэтому вес всей кровли составляет около 210 тонн). Известно, что при реставрации XIX-го века, которой занимался Виолле-ле-Дюк, была взята за образец кровельная конструкция Шартрского собора (до пожара 1836 года она была выложена из длинных узких пластин).
Верхняя часть сооружения украшается статуями горгулий и химер, они установлены на выступающих частях балок. Во времена Средневековья статуй химер на соборе не было, они были установлены в ходе масштабной реконструкции Виолле-ле-Дюка.
Помимо этого, в 1786 году был добавлен дубовый шпиль собора, имеющий высоту 96 метров. Основание шпиля окружается четырьмя статуями апостолов.
Внутреннее оформление
Поперечные нефы собора, пересекаясь с главным продольным трансептом, образуют в плане крест. По центру длинного нефа расположена серия скульптур из Евангелия.
В часовнях, расположенных в восточной части собора размещены картины и скульптуры разных мастеров (согласно многовековой традиции они даруются собору ежегодно).
Люстра собора была изготовлена по уникальному рисунку Эжена Виолле-ле-Дюка (за его основу было взято прежнее паникадило).
Рисунок 3. Интерьер собора. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В соборе насчитывают 110 застекленных витражных окон, пропускающих внутрь помещений дневной свет. Известно, что первые витражи Собора Парижской Богоматери подвергались коренным изменениям в начале XIV века. По сути, на сегодняшний день уникальными являются лишь три витража больших роз, о которых упоминалось выше. Здесь следует отметить, что средневековые стекольные изделия были весьма массивными и зачастую состояли из инородных вкраплений. Но витражисты собора умело использовали недостатки остекления для усиления эффекта сверкания и вспышек света.
Примечательно, что в соборе хранится одна из известных христианских реликвий – терновый венец Иисуса. До середины XI века он находился на территории современного Израиля, откуда его вывезли в Византию. Последний император Константинопольской империи был вынужден заложить реликвию в Венецию, но из-за недостатка средств не смог ее выкупить. В 1238 году Людовик IX купил терновый венец у императора и внес его в Нотр-дам-де-Пари.