Булерия фламенко что это

Хуан Мартин (Juan Martin) >Bulerías — разновидность фламенко

Bulerías — форма фламенко

Быстрый темп и яркая пульсация Bulerías делают эту разновидность toque flamenco самой захватывающей. Блестящее исполнение этой формы может стать ярчайшим примером виртуозности гитариста.

Bulerías сегодня является центральной формой с огромным диапазоном возможностей для самовыражения. В сердце Bulerías — мощный ритмический «движок», движущая сила, которая и является самой сущностью фламенко. Энергию этой пульсации Вы должны начать вырабатывать и научиться слышать в аудиозаписях уже на самых ранних этапах своего развития как гитариста фламенко.

Старайтесь концентрировать своё внимание в первую очередь на формировании чувств и эмоций, вкладываемых в rasgueos и falsetas. Развитие скорости можно оставить на более позднее время. Таким образом Вы пойдете правильным путём развития, чем если Вы погонитесь за скоростью, потеряв из виду при этом самое главное.

Исторические аспекты формы фламенко — Bulerías

Слово Bulería произошло от испанского burlería — обман, надувательство, осмеяние. Есть несколько теорий о том, как исторически развивалась эта форма. Вряд ли Bulerías больше сотни лет. Корни его уходят в Cante Gitano. На протяжении всей своей истории Bulerías менялся и продолжает меняться.

Bulerías и по сей день не потерял связи с gitanos. Кто-то очень метко заметил, назвав Bulerías «всеядной» формой. Тематика Bulerías весьма разнообразна. Она даже может включать в себя популярные эстрадные песни и мотивы погребальных маршей.

Проанализировав compás, Вы обнаружите огромное сходство с Soleares. Возможно традиция пошла от того, что цыганские кантаоры повадились заканчивать Soleares в более быстром темпе. El Loco Mateo из Хереса, как известно, сделал это первым в 1870-ом году.

Более ранние версии Bulerías характерны более медленным темпом и назывались Bulerías al Golpe из-за их чёткого ритма и подчёркнутых акцентов. Diego del Gastor был одним из ярчайших представителей старой школы аккомпанемента cante Bulerías. Его aire было ближе к таким формам, как Soleá por Bulerías, чем к более быстрым современным формам.

Aire может быть страстным, серьёзным или трагичным, в отличие от праздного веселья и шумного легкомыслия, наблюдающихся в быстрых разновидностях Bulerías. Быстрые разновидности Bulerías, известные как Bulerías Ligadas, стали весьма популярны из-за своего менее резкого ритма и часто используются как аккомпанемент для танцев на праздниках или как яркий пример виртуозности при исполнении сольных композиций.

Широкая популярность Bulerías повлияла и на другие формы фламенко. Compás и aire так же претерпели изменения с появлением новых видов расгеадо, более сложной синкопы и контрапункта, новой гармонии, полученной из популярной музыки на которую, в свою очередь, оказала огромное влияние современная джазовая музыка.

Источник

Булериас (bulerias)

Ансельмо Гонсалес Климент, автор известных работ на темы фламенко, определяет булерию как «пробный камень для артистов фламенко», говоря об этом жанре: «Это, кажется, единственный вид канте, который для полного понимания требует обратить внимание на большую часть остального фламенкового репертуара». Мнение Гонсалеса Климента не уникально: среди специалистов принято считать, что этот жанр обладает большим достоинством и довольно труден для исполнения.

Булерия фламенко что это. Смотреть фото Булерия фламенко что это. Смотреть картинку Булерия фламенко что это. Картинка про Булерия фламенко что это. Фото Булерия фламенко что этоХарактер булерии

Булерия, известная также как griterío (гритерио), халео (jaleo), бурла (burla), бурлерия (burlería) — это бесшабашный, весёлый, радостный и зажигательный пало фламенко — непременный атрибут всех местных празднеств, гулянок и вечеринок, характерными чертами которого является чрезвычайно быстрый ритм. Традиционным элементом этого пало является образованный певцами полукруг, из которого они друг за другом выходят для исполнения танцевальной части музыкальной пьесы. Булерия — один из немногих пало фламенко, в котором допускаются экспрессивные выражения радости. Однако несмотря на всю свою эксцентричность и «безбашенность», булерия считается одним из сложнейших пало фламенко как для певцов с гитаристами, так и для танцоров.

Ускоряющийся ритм делает этот стиль более подходящим для халео (jaleo) и пальмас (clapping), по сравнению с другими стилями. Часто булерас используется для концовок в других стилях, в основном, в солеа (solea). Кроме того, булерией часто заканчиваются вечеринки фламенко: все встают в полукруг, в центр сцены выходят танцоры по одному, чтобы исполнить часть булерии. Как правило, булерия начинается с llamada и заканчивается возвращением на свое место в круг.

Этимология слова

По поводу этимологии слова «булерия» существует множество гипотез.

Происхождение жанра булерии

Булерия относится к самым молодым стилям. Она впервые появилась на сценах театров и кафе кантанте (Cafe Cantante) в конце XIX века и исполнялась в качестве «десерта» после того напряжения, которое создавалась во время фиесты исполнением драматичных песен канте хондо. В 20-х годах XX века она уже сформировалась и признавалась наравне с остальными стилями. Сейчас это один из самых любимых и часто исполняемых стилей фламенко.

Интересное высказывание можно найти у фламенколога Франсиско Родригеса Марина (род. в Севилье в 1855 г.): он утверждал, что во времена его молодости булериас еще не был известен, и в 1929 г. в своей книге «Душа Андалусии» («El alma de Andalucia») говорил о нем как о новом и странном явлении, не представляющем особой художественной ценности. И это было уже тогда, когда некоторые варианты булериас были записаны в исполнении таких фигур, как Эль Пена, Эль Гарридо де Херес или Хосе Сеперо, сама Пастора Павон, «Девушка с гребнями» (Nina de los Peines) уже успела записать их чуть ли не полдюжины под разными названиями.

Другой фламенколог, Иполито Росси (Hipolito Rossy), который родился в 1897 г., также утверждает, что о булериас известно очень мало вплоть до двадцатых годов ХХ века, хотя и с оговоркой, что некоторые исполнители все-таки пели и танцевали в этом жанре и раньше.

Мануэль Риос Руис говорит нам, что ни единого письменного упоминания булерии не встречается на протяжении всего XIX века, ссылаясь при этом на Демофила и его книгу «Коллекция канте фламенко», изданную в 1881 году. В книге продемонстрировано, что среди весьма разнообразных народных текстов булерия не встречается. Но в ней упоминается «серия тонадилий, называемых алегриас и хугетильос («безделушки»), которые считаются жанрами фламенко.

Подкрепляя гипотезу о хересском происхождении булерии, Мануэль Риос Руис ссылается на, возможно, первую граммофонную запись этого жанра, сделанную приблизительно в 1910-е годы. Название композиции ― «Bulerías Jerezanas», хотя эта булерия записана не хересцем, а жителем Трианы Пепе де ла Матрона.

В целом, фламенкологи утверждают, что булерия появилась лишь во второй половине XIX века.

Большинство фламенкологов единодушно утверждают, что булерия произошла от солеа, точнее, от припева, или «хвоста», которым заканчивается солеа, а ещё точнее, от финальной части солеа, которой завершал пение кантаор Loco Mateo («Сумасшедший Матео») из Хереса: вот эту финальную часть солеа он пел в ритме булерии.

Однако факт, что создателем булерии был Локо Матео, постоянно подвергается сомнению со стороны фламенкологов.

Тем не менее колыбелью булерии считается именно Херес: петь её начали обитатели улиц Nueva и Cantareria хересского района Сантьяго.

Также принято говорить о непосредственном родстве булерии с халео Хереса (jaleos de Jerez), с романсами (romances) и т.д., на этот счет существует много теорий и весьма немного точных данных.

Фламенкологи разделяют географию булерии на несколько зон: Херес де ла Фронтера (Jerez de la Frontera), Лебриха (Lebrija), Кадис (Cádiz), Утрера (Utrera) и Триана (Triana). Хересская манера исполнения фламенко означает «смазанность» или «обрезанность» терций. Говорят, что все без исключения хересские кантаоры блестяще исполняют булерию. Возможно, это преувеличение, но Херес был колыбелью этого жанра, на его улочках и кварталах булерия выросла и окрепла.

В Кадисе, по выражению Блас Веги, булерия «разбивается о скалы», то есть терции обрезаются, а компас ускоряется. По мнению Фернандо Киньонеса, булерия в Кадисе имеет индийский акцент, что явно проступает в творчестве Таситы де Плата.

В Триане и некоторых селениях провинции Севилья (Лебриха, Утрера, Морон) булерия (так же, как и другие жанры канте) несёт на себе отпечаток каждого из этих мест.

Есть кантаоры, которые остались в истории канте фламенко исключительно благодаря булерии, как это случилось с Ла Морено, Ла Макарроной Чикой («Меньшой»), Ла Хункерой, Перико эль Тито и другими. Чаще всего хороший исполнитель булерии имеет цыганское происхождение, но бывают исключения — например, Мануэль Вальехо, «Красавчик», который был учителем булерии и который был достоин войти в круг таких артистов, как Ниньо Глория, Ла Помпи, Пастора и Томас Павон, Мария Ла Морено… И более современные — Фернандо Терремото, Эль Боррико, Ла Пакера, Семита, Ла Перла де Кадис, Перикон, Чано Лобато и многие другие.

Гитаристы, играющие в стиле булериас: Пако де Лусия (Paco de Lucia), Херардо Нуньес (Gerardo Núñez), Мануэль Морено Хименес «Мануэль Морао» (Manuel Moreno Jiménez “Manuel Morao”), Мануэль Фернандес Молина «Паррилья де Херес (Manuel Fernández Molina “Parrila de Jeréz”), Пепе Абичуэла (Pepe Habichuela), Хуан Сантьяго Майа «Мароте»(Juan Santiago Maya “Marote”) и т.д. Однако это лишь та небольшая часть людей, которые смогли поднять этот жанр до такой высоты.

Компас. Компас состоит из 12 счетов. Булериас произошел путем ускорения ритма солеа или алегриас (есть 2 версии).

В теории компас булерии – тот же, что и компас солеа, но более быстрый. Однако на практике для традиционных исполнителей едва ли существует какая-либо связь между этими двумя жанрами. В самом начале своего пути булерия имела простой компас, который повторялся через 6 долей, но в конечном итоге он стал считаться на две «тройки» и три «двойки», в сумме составляющих двенадцать (compas de amalgama). Но так называемый этикет по соблюдению компаса – это ничто иное как малая часть общего знания, ведь во фламенко исполнитель в основном имеет дело с пульсацией, или акцентами, независимо от умозрительной системы счета на 12. В частности, в булериас компас выглядит подобно веревке с акцентами в виде прищепок, которые кантаор, гитарист или байлаор используют каждый на свой лад. Могут иметь место трехдольные, двухдольные, шести- и двенадцатидольные ритмические конструкции, их сочетания и даже противопоставление. Часто, например, танцор переходит на шаги, считающиеся на 3, а гитарист продолжает свою тему, поддерживая рисунок двенадцатидольника. Несмотря на то, что компас булериас универсален, существует несколько вариантов в зависимости от географических районов. Так, например, в булериас де Херес темп, как правило, быстрее, нежели в булериас де Утрера, а в булериас де Лебриха существуют традиционный способ маркировки компаса, восходящий к старинным романсам, которые исполняются в этой местности.

Варианты компаса:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Компас начинается с неакцентируемой ноты.

Часто музыкальные фразы все же начинают с акцентируемой ноты, но начало фразы в этом случае сдвигается на двенадцатую долю предыдущего компаса. Из-за того, что очень часто фразы начинают с 12-й доли, у слушателя, не знающего компасов, возникает оправданное ощущение, что акцент именно на первой доле.

12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 2 3 1 2 3 1 2 1 2 1 2 – другой вариант счета

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

В некоторых традиционных версиях булерий, в особенности в цыганских кругах, 12-ти дольный компас считается как 2 по 6, акценты делаются на 12 и 6. Эти акценты могут отмечаться как громкими ударами, так и отсутствием ударов (как паузы), или просто другой тональностью звука, т.е. совершенно необязательно акценты могут отмечаться более громким, по сравнению с не акцентируемыми счетами, звуком.

12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

| | | | | s/p | | | | | s/p

Другие варианты компаса:

| | s/p | | s/p | | s/p | | s/p

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

S | | | | | | | | | | | | | |

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

S | | | S | | | | | | | | | | |

Канте и тексты булерий

Традиционная булерия состоит из одной коплы (куплета) из трех или четырех восьмисложных строчек в каждой, что делает ее похожей на сегидилью (seguidilla), несмотря на то, что этот жанр допускает использование всех видов ритма, а также импровизации.

Булериас де Херес, обычно предполагает короткие куплеты из 3-4 строчек, по 8 слогов в каждой, например:

No te mando mas castigo

que estes durmiendo con otro

y estes sonando conmigo.

Я не желаю тебе худшего наказания,

Чем то, что ты будешь спать с другим,

А во сне видеть меня.

Это самая распространенная поэтическая форма для большинства вариантов канте, хотя есть несколько более коротких стилей, видимо, происходящих из других географических районов.

Примеры известных текстов булерии:

яд, который ты мне даёшь,

Tengo un novio relojero;
cada vez que viene a verme
se le para el minutero.

Мой жених ― часовщик;

каждый раз, когда он приходит повидать меня,

чувствую себя минутной стрелкой.

И, наконец, опередившая время предсказанием о мобильных телефонах:

Lo he dicho y lo voy «hacé»,
un teléfono sin hilo
«pa sabé» de tu «queré».

телефон без провода,

чтобы знать, что ты меня любишь.

Благодаря пластичности булерии, для неё подходят практически любые тексты; поэтому разнообразие её неисчерпаемо. Говорят, нет таких стихов, на которые нельзя было бы спеть булерию. Вследствие гибкости этого жанра булерию часто недооценивают, потому что раз «в ней встречается всё», то можно вообразить, будто булерия ― это неполноценный жанр, который используют, чтобы «сделать финал» для других канте. И всё-таки когда кантаор запевает булерию, «правильный» любитель отдаёт себе отчёт, что он слышит качественный фламенко. Булерии обычно отводят место среди «праздничных» жанров. Это заставляет думать, что речь идёт о «лёгком канте»; и это совершенно не так, если верить авторитетному мнению уважаемых кантаоров и слуху публики.

Булерия может питаться из разных музыкальных источников, вбирая в себя их особенности и переплавляя сообразно своей индивидуальности. Как подтверждение гибкости этого жанра, Мануэль Риос Руис описывает, как в Хересе одна из рок-групп пела булерию с цыганами. Риккардо Молина, вспоминая фламенковое Рождество, пишет: «В Рождество поют практически все разновидности фламенко. Ну, одно дело, если ты теоретически можешь спеть любой жанр, и совсем другое ― действительно спеть, не отклоняясь от рождественской темы… На самом деле, единственный жанр, в котором рождественская тема звучит естественно, ― это булерия».

Часто применяется в качестве припева или ремате в других жанрах, в основном, в солеа.

Среди всего разнообразия этого канте выделяют два основных типа булерии:

а) bulerías «al golpe», или поющиеся (их ещё называют bulerías por solea). Они исполняются в более медленном темпе.

б) bulerías ligadas («связанные»), или танцевальные, более быстрые и оживлённые.

Булерии «al golpe», согласно Блас Вега, «несмотря на все перемены, сохранили элегантность, чистоту и ритмический рисунок солеа. Их совершенство, наибольшая выразительность нашли отражение в творчестве Ла Помпи, её брата Эль Глория и Пасторы Павон, которые практически создали современную булерию.

Танец

Традиционно булерию пор фиеста исполняют так: байлаоры выходят в круг по очереди, танцуют короткую вариацию (patada por bulerias) и возвращаются назад, в круг. Часто танцующие стараются «перетанцевать» друг друга, поддразнивают друг друга. Другие участники действа, а зачастую и «подкованные» любители фламенко выполняют сложные комбинации пальмас и халео.

Характерные отличия в танцевальных стилях булерии зависят от того, где и когда исполняется танец. Если это профессиональное выступление на концерте или в театральном представлении, байлаор будет исполнять 1-2 летры, добавляя эскобилью и сложные, «богато украшенные» выход и уход (cierre). Если же байлаор танцует булерию на хуэрге (вечеринке фламенко) или со своей семьей и друзьями, танец становится более живым, с индивидуальными особенностями байлаора, и может включать или не включать перечисленные элементы структуры булерии.

В завершение снова приведём слова Ансельмо Гонсалеса Климента: «Тот, чьи чувства были ранены глубиной и силой мартинете, сигирийи и солеа, кто способен вдохнуть вольный воздух фандангового леса, кто познал точность выражений Востока, кто обладает достоинством, чтобы принять ангельские песни Кадиса, тот в нужной ситуации сможет правильно спеть булерию».

Перевод Людмилы Куванкиной и Ирины Никитиной

Источник

Булерия фламенко что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Булерия фламенко что это. Смотреть фото Булерия фламенко что это. Смотреть картинку Булерия фламенко что это. Картинка про Булерия фламенко что это. Фото Булерия фламенко что это
Булерия фламенко что это. Смотреть фото Булерия фламенко что это. Смотреть картинку Булерия фламенко что это. Картинка про Булерия фламенко что это. Фото Булерия фламенко что это
Студия фламенко «Lucero»
Булерия фламенко что это. Смотреть фото Булерия фламенко что это. Смотреть картинку Булерия фламенко что это. Картинка про Булерия фламенко что это. Фото Булерия фламенко что это
Булерия фламенко что это. Смотреть фото Булерия фламенко что это. Смотреть картинку Булерия фламенко что это. Картинка про Булерия фламенко что это. Фото Булерия фламенко что этоБулерия фламенко что это. Смотреть фото Булерия фламенко что это. Смотреть картинку Булерия фламенко что это. Картинка про Булерия фламенко что это. Фото Булерия фламенко что это

Компас и канте

Булериас – один из видов канте фламенко, который произошел путем ускорения ритма солеа. Традиционная булерия состоит из одной коплы (куплета) из трех или четырех восьмисложных строчек в каждой, что делает ее похожей на сегидилью ( seguidilla ), несмотря на то, что этот жанр допускает использование всех видов ритма, а также импровизации. Булериас – жанр праздничный, веселый, с быстрым ритмом, незамысловатым текстом и требует больших усилий от кантаора. Великолепно сочетается с халео, пальмас (хлопки в ладоши с определенным ритмом) и всяческим сопровождением со стороны участвующих в празднике: подбадривающими словами, фразами и т.д. Стоит также отметить, что этот жанр один из немногих, который допускает и даже приветствует возможность импровизации.

Уже довольно давно булериас популярен, и немало благодаря тому, что многие песни, куплеты и т.д., которые вливаются на протяжении эволюции этого жанра, далеко не всегда происходят из мира фламенко.

Херес де ла Фронтера знаменит тем, что считается родиной булериас, и то, что сейчас называется Булериас де Херес, обычно предполагает короткие куплеты из 3-4 строчек, по 8 слогов в каждой, например:

No te mando mas castigo Я не желаю тебе худшего наказания,
que estes durmiendo con otro чем то, что ты будешь спать с другим,
y estes sonando conmigo. а во сне видеть меня.

Компас булериас

В теории компас булерии – тот же, что и компас солеа, но более быстрый. Однако на практике для традиционных исполнителей едва ли существует какая-либо связь между этими двумя жанрами. В самом начале своего пути булерия имела простой компас, который повторялся через 6 долей, но в конечном итоге он стал считаться на две «тройки» и три «двойки», в сумме составляющих двенадцать ( compas de amalgama ). Но так называемый этикет по соблюдению компаса – это ничто иное как малая часть общего знания, ведь во фламенко исполнитель в основном имеет дело с пульсацией, или акцентами, независимо от умозрительной системы счета на 12. В частности, в булериас компас выглядит подобно веревке с акцентами в виде прищепок, которые кантаор, гитарист или байлаор используют каждый на свой лад. Могут иметь место трехдольные, двухдольные, шести- и двенадцатидольные ритмические конструкции, их сочетания и даже противопоставление. Часто, например, танцор переходит на шаги, считающиеся на 3, а гитарист продолжает свою тему, поддерживая рисунок двенадцатидольника. Несмотря на то, что компас булериас универсален, существует несколько вариантов в зависимости от георафических районов. Так, например, в булериас де Херес темп как правиль быстрее, нежели в булериас де Утрера, а в булериас де Лебриха существуют традиционный способ маркировки компаса, восходящий к старинным романсам, которые также исполняются в этой местности.

Танец

Источник

Словарь терминов фламенко

Aficionado (афсионадо) — восторженный последователь, фанат или хорошо осведомленный наблюдатель фламенко. Слово также означает любителя ( непрофессионального участника).

Afillа (афила) — тип фламенковского голоса, который является хриплым, низким и глубоким. Aflamencado (афламенкадо) — «подвергшийся влиянию фламенко». Этим словом обозначаются песни и танцы андалузского или другого фольклора, исполняющихся с характерными для фламенко ритмом и интонациями, а также для описания зон, где музыкальный фольклор имеет черты фламенко.

Aire (аире) — описание выразительности, атмосферы или общего характера выступления (концерта) фламенко.

Alante (аланте) — положение «анфас», лицом к зрителям; передняя часть сцены. Alboreas (альбореас) — форма песни и танца, которые имеют чисто цыганское происхождение. Традиционно, alboreas исполняются только на свадьбах и воспринимаются несчастливым знаком в качестве исполнения для других случаев. Таким образом, это – основная цыганская свадебная песня, исполняемая в ритме булериас (compаs bulerias).

До словно » alba » означает рассвет или зарю, которые могут показать, что alboreas были первоначально спеты на рассвете или как символическое представление зари новой жизни.

Las Alegrias (алегрия, алегрияс) — радостная песня и танец имеющие двенадцати счетный ритм, обычно исполняемые в ключе А мажор. Главные особенности этого стиля фламенко — богатство его гитарного сопровождения, запутанность танца, требования его трудного ритма и живого звука.

Алегриас — потомок семьи Soleares. Слова «alegria» (которое является единичным) и alegrias (которое является множественным) обычно взаимозаменяемы и означают одну и ту же самую вещь. Хотя многие исследователи считают, что своим происхождением алегрияс обязаны традиционной народной арагонской музыки, принесенной в область Андалусии солдатами во время войны за Независимость, в начале Девятнадцатого столетия. Истоки происхождение этого танца обнаружены в хотах Кадиса, города, расположенного на Юге Испании. Его название происходит от испанского слова «alegria» — радость. Действительно, песни алегриас — одни из самых жизнерадостных во фламенко. Это пение унаследовало от земли Кадиса все ее солнечное тепло и свет. Песни алегриас обычно не длинные и состоят из трех частей: «преамбуло» (preambulo — вступление), «меольо» (meollo — сама копла, куплет) и «эпилого» (epiogo — заключение).

Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом

Вступление обычно бывает задорным и сложным для исполнения; «меольо» это середина, сущность всей песни, а заключение — это мягкий по звучанию припев, где кантаор может показать всю красоту и оттенки своего голоса. Ритмически алегриас близки к солеа, но они более легкие и воздушные. Эти песни считаются одними из самых красивых среди всех стилей фламенко. Изначально они были созданы для аккомпанемента танцу и поэтому полны живости, динамизма и грации.

Alegrias Por Rosas (алегриас пор розас) — часто известный просто как «розы,» это — alegrias, обычно играемый в E Мажор, который типично является несколько медленным и довольно печальным в мелодии.

Alzapua (альсапуа) — техника игры, которая использует правую руку. Большой палец используется, чтобы играть вниз-и-наверх удары поперек одной или группы струн в комбинации с исполнением простых нот в стиле apoyando. Может быть, что эта техника развивалась как имитация манеры, в которой средневековый арабский музыкальный инструмент в форме лютни, игрался с деревянным плектром.

Ambiente (амбьенте) — атмосфера или окружение. Anacrusis (анакрузис) — один или более количество шагов, которые можно услышать немедленно до главного акцента фразы (такие как четыре шага redoble).

Andalucia (Андалусия) — региональная область расположенная на Юге Испании, которая состоит из восьми Провинцей (Областей).

Андалусия является общепринятым традиционным местом рождения искусства фламенко.

Anular (анулар) — безымянный палец и гитарное примечание для правой руки, обозначенное строчной буквой «a».

Apagado (апагадо) — техника заглушения гитарного звука, которая может быть достигнута любой рукой и используется, чтобы прервать звук. Apagado также упоминается как «parado», что означает, «остановится».

A Palo Seco ( а пало секо) — несопровождаемый музыкой стиль пения, за исключением ритмичных ударов вертикальной тростью в пол. Буквально, фраза означает «глухой звук».

Arabesco (арабеско) — украшение из нескольких мелизмов в песне или в игре на гитаре. Aro (аро) — используется для описания кривой стороны гитары. Это буквально означает «обруч».

Arpegio или Arpeggio (арпеджио) — аккорд, в котором ноты играются последовательно в противоположность одновременной игре… аккорд, разбитый на ряд отдельных нот.

Arrastre (аррастре) — техника игры на гитаре, при которой безымянный палец придерживает струны от третей до баса.

Atrаs (атрас) — положение в профиль, боком к зрителям; задняя часть сцены.

Ayeo (айео) — вступление кантаора перед песней, которое следует за тьенто (tiento).

Название происходит от слова «ay». Ay — это протяжное сочетание звуков, добавляемое кантаором к песне, чтобы придать ей характер, экспрессию и особый драматический оттенок. Ayeo исполняется без слов и состоит из протяжных «Ay».

Bailaor(-а) (байлаор/-а) — танцовщик/танцовщица.

Baile (байле) — танец. Bambas (бамбас) — Этот стиль появился в одной деревушке в провинции Севилья, которая называется Асналькaсар (Aznalcazar).

Согласно народной традиции, там существует обычай во время летних и весенних праздников устраивать состязания в силе между жителями деревни. Каждый район или улицы состязаются в том, кто поднимет самый высокий и тяжелый столб. В состязании женщины принимают участие наравне с мужчинами. Самый огромный столб, который удается поднять, называется «бамба» (bamba).

Один участник команды поднимает его, а остальные поддерживают столб за привязанные к нему веревки. Все это сопровождается куплетами, которые называются «бамбас».

Bamberas (бамберас) — народная Андалузская песня средневековой традиции, которая может быть кельтской по происхождении. Слово «bamboleo» означает «качаться». Bamberas — одна из более неясных форм песен фламенко.

Boca (бока) — звуковое отверстие гитары. Непереносное значение слова — «рот».

Bolero (болеро) — хотя не полагавший быть компонентом фламенко, стиль болеро (Bolero) тем не менее играл важную роль в развитии некоторых более знакомых формах танца. Слово происходит от глагола «volar», что означает «лететь».

Bout (боут) — корпус («тело») гитары.

Braceo (брасео) — работа и расположение рук, специфика техники испанского танца, которая включает непрерывное движение одной или обоих рук, проходящее от одного положения к другому. Термин также символизирует движения руками /упражнения, при котором движения «текут» и происходят из центра спины (точки между лопатками).

Cabales (кабалес) — эксперты Фламенко. Cabeza (кавеза) — глава (голова) гитары. Cadenas (каденас) — комбинация работы ног в тройках, начинается с полного удара (golpe) одной ногой, сопровождается пяткой противоположной ноги и затем возвращается к начинающей ноге.

Cafe Cantante (кафе кантанте) — кофейня, кафе где происходят показы фламенко. Эти учреждения первоначально организовались как места где пелось фламенко, но в конечном счете популяризировались настолько, что стали охватывать все формы фламенко. Конец 1800-ых, как говорят, является «Золотым Веком» Cafe Cantante. Cajon (кахон) — ритмический ящик фламенко… ударный инструмент, подобный в дизайне пустой деревянной коробке, которая несколько похожа на маленькую чайную коробку с круглым звуковым отверстием, на оборотной (задней) стороне. Исполнитель сидит на кахоне (cajon) и двигаясь вниз ладонями по передней стороне, ударяя извлекает звук.

Жестовое пение Шинкарёва

Cales (калес) — цыганское слово для обозначения цыган.

Calo (кало) — испанский цыганский язык. Campanas (кампанас) — музыкальная секция в zapateado, которая подражает звуку колокольчиков.

Campanilleros (кампаньерос) — традиционно, кампаньерос (campanilleros) исполняются в течение религиозных процессий, которые начинаются на рассвете и сопровождаются звоном маленьких колокольчиков. Хотя не строго связаны с фламенко, они часто исполняются и играются некоторыми артистами как часть их репертуара. Происхождение этих песен связывается с сельскими монахами. Существовал обычай, когда в конце каждой недели или месяца один из монахов должен был разбудить своих соседей, чтобы они были готовы к утренней молитве. Чтобы привлечь к себе внимание, он звонил в колокольчик (по-испански campanilla).

Иногда его сопровождали еще несколько человек, которые ударяя по пустому кувшину и металлическому треугольнику. Таково происхождение стиля кампанилльерос, а его становление в качестве одного из направлений фламенко приписывается кантаору Мануэлю Торресу, исполнительский талант которого превратил кампанильерос в серьезный музыкальный жанр. Он исполнял эти песни в сопровождении таких знаменитых токаоров как Ниньо Рикардо и Куррито де ла Херома.

Cana (канья) — форма фламенко, который близко связан с soleares и, возможно, даже был его предшественником. Cana, является обычно cante jondo в природе и общепринятый как одна из самых старых форм фламенко. Это считается самым истинным и красивым. Канья относится к древнейшим стилям канте хондо, и поэтому практически нет песен, которые бы что-нибудь у нее не позаимствовали. Она повлияла не только на малые стили фламенко, но и на те, которые сами считаются фундаментальными, например, от каньи берет свое начало поло. Считается, что название стиля происходит от арабского слова «gamia» («песня»), которое позднее трансформировалось в «канья». В настоящее время это пение не очень распространено, период его расцвета приходится на первую половину XIX века. Канья относится к тем песням, которые называют «чистым золотом» канте. Это сложнейший для исполнения стиль, чтобы исполнить канью, сохранив все ее особенности, необходимо не только в совершенстве знать этот стиль, но и обладать выдающимися вокальными данными. Роль гитары в канье второстепенная — она находится на втором плане и лишь подчеркивает голос, вся сила этих песен заключается в пении. Точно неизвестно, цыганского канья происхождения или нет, но одно можно сказать точно — цыганские кантаоры как нельзя лучше раскрывают всю глубину и магию этих песен. Одними из самых великих мастеров каньи были Эль Фильо, Курро Дульсе, Сильверио Франконетти и Антонио Чакон.

Cantaor(-а) (кантаор/а) — певец / певица. Cante (канте) — песня или пение.

Cante a compas (канте а компас) — песня, исполняемая в соответствии с четким ритмом и согласованностью между кантаором и токаором.

Сante a palo seco (канте а пало секо) — пение без гитарного аккомпанемента, в сопровождении лишь хлопков в ладоши или ударов каблуками слушателей, отбивающих ритм.

Сante ad libitum (канте ад либитум) — пение, не подчиняющееся строгому ритму.

Сante alante (канте аланте) — дословно «пение впереди». Пение, исполняемое для аккомпанемента танцу. Название произошло от того, что кантаор располагался на передней, ближней к слушателям, части сцены.

Сante Atras (канте атрас) — дословно «пение позади», это пение, предназначенное только для слушанья. Название произошло от того, кантаор находится в глубине сцены, чтобы уступить место танцорам.

Cante Bonito (канте бонито) — дословно «красивое пение». Так говорят про песню, которую кантаор исполняет, чтобы показать все достоинства своего голоса и все свое мастерство, украшая и усложняя ее, смешивая различные стили.

Cante Chico (канте чико) — третья из трех общих классификаций песен фламенко. Это направление является беззаботным, праздничным, фольклорным и несколько фривольным в представлении. Название буквально означает «небольшую песню» — «малое пение». Это песни праздничного характера, не относящиеся к древнейшем стилям.

Сante corto (канте корто) — дословно «короткое пение». Песня с небольшим числом куплетов или та, фразы которой кантаор не удлиняет.

Cante de faena (канте де фаэна) — так называют песни, созданные для исполнения во время работы.

Сante de las minas (канте де лас минас) — так обозначают песни Леванта, берущие свое начало в шахтах Альмерии, Хаэна и Мурсии (такие стили как картахенера, таранта, минера).

Cante de ida y vuelta (канте де ида и вуэльта) — это песни, возникшие на основе испано-американского фольклора и подвергнувшиеся влиянию фламенко. Cante Flamenco (канте фламенко) — песня фламенко.

Cante Grande (канте гранде) — первая из трех общих классификаций песен фламенко … Так называемые основные песни, которые, как полагают, являются самыми ранними формами фламенко. По своей природе, это — глубокая форма, которая является также cante jondo. Название означает «важную песню».

Cante Intermedio (канте интермедио) — вторая из трех общих классификаций песен фламенко… Произвольная «средняя» классификация между cante grande и cante chico. Название буквально означает «среднюю песню.»

Cante Jondo (канте хондо) — глубокая песня или стиль пения, которое покрывает и темноту и серьезные аспекты фламенко, часто кажущийся резким и примитивным к нетренированному уху. Песни стиля Jondo страстны и глубоки, обычно исполняются с большой эмоциональной энергетикой исполнителем.

Cante Largo (канте ларго) — это песня с большим количеством куплетов или та, где кантаор удлиняет фразы различными украшениями и мелизмами. Сante para bailar (канте пара байлар) — пение, исполняемое для аккомпанемента танцу. Также называется сante alante.

Сante para escuchar (канте пара эскучар) — это пение, предназначенное только для слушанья. Также называется сante atras. Сante por lo jondo (канте пор ло хондо) — исполнение древнейших стилей фламенко, относящихся к канте хондо.

Влияние бального танца на двигательную активность детей дошкольного возраста

Cantes de Trilla (Trilleras) (кантес до трилья — трильерас) — Это пение относится к части репертуара фламенко, связанного по своему происхождению с работой («trilla» переводится как «молотьба»).

Этот стиль сформировался в результате воздействия фламенко на традиционные песни. Когда жатва закончена, в конце рабочего дня, приходит время кантес де трилья, простого и светлого пения, которое опирается не на размеренный ритм гитары, а исполняется лишь под аккомпанемент молотилок и голосов крестьян, понукающих мулов. В песнях поется о весне, лете, красивых девушках, природе и обо всем том, что сопровождает работу в поле.

Формы культурно-досуговых программ

Шаг может также быть выполнен одновременно на обеих ногах. Chuflas также обращается к песне и форме танца, которая является в исполнении легким, игривым, несколько подобным tanguillos, с акцентом на спонтанности и юморе. Cierre (сьере) — Действие окончания; закрытия. Термин фламенко обращающийся к закрытию ритмичной фразы (compаs) секции, или окончанию танца. Это — тип llamada. (см. определение llamada).

Danza Mora (данса мора) — стиль фламенко, который был под влиянием культуры мавров Северной Африки, так же как и арабского стиля музыки и танца. Это буквально означает «мавританский Танец» и обычно играется с шестой струной гитары, настроенной к ключу D (ре).

Debla (дебла) — песня tona с религиозным подтекстом. Сегодня это пение почти не исполняется, но в свое время дебла была одним из ярчайших представителей канте хондо. Уже к 1880 году дебла была практически предана забвению. Как и канью, ее относят к одному из самых сложных для исполнения стилей, возможно, по этой причине она сейчас находится на грани исчезновения. Характер этих песен меланхолический, и для их исполнения нужен действительно выдающийся голос. Название этого пения происходит из цыганского языка и в переводе означает «богиня». О дебле говорят как о фундаменте, на который опирается канте хондо, она составляет одну ветвь канте хондо вместе с мартинете и карселерас. Desplante (деспланте) — танцевальные шаги, которые указывают приближающийся перерыв, как в «desplante por bulerias», который выполняется после «звонка (llamada)». Desplante может колебаться и состоять от нескольких шагов до многочисленного ритма (compas), в зависимости от вовлеченной хореографии, и обычно считается климатической точкой в выступлении. Тип сигналов (llamada), который показывает изменение в хореографических последовательностях. Desplante более длинен чем llamada. Он имеет последовательную музыкальную фразу (музыкальную фразу, отвечающую на первую фразу).

Психологический аспект движения в танце

В 12-ти счетных танцах, desplantes — обычно длительностью 24 счета; в 4-х счетных танцах, desplantes — вообще 2 набора по 8 счетов каждый. Duende (дуэнде) — дух, сила души, которая, как говорят, вдохновляет искусство фламенко. Это было также описано как фиксирование состояния подобное трансу или экзалькации — часто возникающее ощущение во время просмотра зрелища фламенко. По существу, duende — внутренний дух, который, как полагают, возникает в результате интенсивной эмоциональной причастности исполнителя с музыкой, песней и танцем.

Entrada (энтрада) — выход танцовщика или начало представления. Escobilla (эскобия) — танцевальный шаг, который напоминает широкое движение метлы, который выполняется стопой ноги, которая мягко скользит тщательно вычищая по полу, двигаясь вперед и/или обратном движении, таким образом делая мягкий чистящий звук. Первоначально, под escobillas понимались маленькие скользящие ( чистящие) шаги, которые позволяли танцовщицам продемонстрировать красоту их ног и рук. Сегодня, escobilla также обращается к продолжительной последовательной комбинации работы ног, разработанных, чтобы продемонстрировать мастерство танцовщицы. На данный момент, escobillas стали очень техническими и часто весьма продолжительными. Paso de Escobilla (эскобильа пасо) — Буквально означает метелку. Шаркающий шаг, выполненный как стопа тщательно двигается («метет», вычищает) по полу вперед и/или назад. Нога делает мягкий шаркающий звук по полу. Escobillo (эскобильо) — часть танца, в котором акцент на работе ног, а не рук. Estribillo (эстребильо) — музыкальная фраза. Epilogo (эпилого) — заключение

Falda (фальда) — юбка. Falseta (фальсета) — мелодичная вариация, исполняемая гитаристом.

Falsete (фальсете) — (фальцет) высокий (имеющий определенную высоту) голос. Falsetas (фальсетас) — мелодические фразы, сольные фрагменты, иногда очень развернутые, заполняющие паузы между вокальными фразами, играя которые токаор может дать волю своей творческой фантазии, импровизируя и украшая их. Исполняются в основном приемом «пунтеадо».

Fandango (фанданго) — древняя андалузская народная песня и танец, корни которого вероятно происходят до арабского вторжения в 711 г. нашей эры. Это, как полагают, произошло от хоты (jota), живого парного танца из Арагона, местечка расположенного на Севере Испании. Почти каждая область Андалусии имеет свою собственную версию фанданго (fandangos), включая город Уэльву, который утверждают был истинным местом рождения формы и одной из столиц Испанского фламенко. Есть два типа фанданго: fandango grande (большой, великий фанданго) и fandanguillos (небольшой фанданго), последний тип более характерен для праздничных мероприятий. Говорят, что «андалузец не может ни ехать, ни идти, ни работать» без фанданго, излюбленной на юге мелодии. Колыбелью этого пения считаются Малага, Кордова и Лусена. Изначально фанданго являлось песней, аккомпанирующей танцу. Это танец для одной пары, и его хореографическое содержание — любовная пантомима. Оживленный и страстный, он и сейчас пользуется популярностью во многих провинциях Испании.

Существуют разновидности фанданго, унаследовавшие название от тех городов, где они получили наибольшее распространение:

малагенья (malaguena, от Malaga — Малага),

ронденья (rondena, от Ronda — Ронда),

гранадина (granadina, от Granada — Гранада),

мурсиана (murciana, от Murcia — Мурсия),

аликантина (alicantina, — от Alicante — Аликанте),

фанданго де Уэльва (fandango de Huelva, от Huelva — Уэльва)… Различают fandango rapido (быстрое) (например, фанданго де Уэльва), fandango moderado (умеренное) (например, вердиалес) и fandango lento (медленное) (фанданго де Альмерия).

Фанданго распространилось далеко за пределы Андалусии. Например, в Астуриас это один из наиболее популярных стилей, наравне с альборадас (alboradas) и алалaс (alalas).

Словарь терминов фламенко — Стр 2

В Экстремадуре фанданго помимо гитары и кастаньет сопровождается аккордеоном и бубном. Также эти песни можно встретить в Мурсии или на Майорке (вместе с хотой и болеро) и в Португалии, где они разделяют славу с такими стилями как вира (vira), малао (malhao) и камина верде (caminha verde).

Fandango Grande (фанданго гранде) — абстрактная форма песни, которая развилась как серьезная версия оригинала fandangos. Это может быть спето без ритма (compаs) и может также упоминаться как истинное фанданго ( fandangos naturals).

Fandangillo (фандангильо) — разновидность фанданго, отличающаяся более свободным ритмом и менее возвышенным характером поэзии. Родина фандангильос — Уэльва, откуда это пение распространилось по многим регионам Андалузии. Но основными зонами его распространения считаются земли, граничащие с Португалией, где располагались шахты добычи угля, золота и меди. Почти в каждой деревне этого района имеется свое фандангильо, возникшее в полумраке и сырости шахт, но, тем не менее, в этих песнях нет ни угнетенности, ни тоски, а напротив, поется о противостоянии невзгодам жизни.

La Farruca (фаррука) — захватывающий мужской танец размером 4/4, который первоначально был песней из Северной Области Галисии. Общепринято, что цыгане Андалусии приняли фарруку и затем изменили этот стиль, чтобы удовлетворить своим собственным вкусам. Это, как часто полагают, является одной из более современных форм фламенко и обычно исполняется в ключе А Минор. Хотя ритм четкий и строго определен, некоторые пассажи начинаются медленно и постепенно набирают скорость, особенно в заключительных стадиях танца. Первоначально танец исполнялся только мужчинами, сейчас женщины также исполняют танец с большим эффектом (хотя многие используют мужские костюмы).

Фаррука никогда не поется в идиоме чистого фламенко (pure flamenco) и, как танец или гитарное соло, как полагают, является очень драматичным спектаклем. Название стиля происходит от слова «farruco». Так андалузцы называли цыган из Галисии и Астуриас, обосновавшихся на юге Испании. Попав в Андалузию, фаррука смешалась с местными напевами и приобрела черты фламенко. Изначально она пелась и танцевалась в основном в портовых местечках близ Кадиса. Первым кантаором фарруки считается Мануэль Лобато (Эль Лоли), который сделал этот стиль знаменитым не только в Андалусии, но и в Каталонии и Мадриде. В настоящее время фаррука часто поется для аккомпанемента танцу, занимая почетное место в репертуаре как кантаоров, так и байлаоров.

Fiesta flamenca (фиеста фламенка) — собрание слушателей и исполнителей, вечеринка, во время которой исполняется фламенко. Для фиесты характерна особая атмосфера теплоты и расположения к исполнителям, благодаря чему они чувствуют себя в комфортной и дружелюбной обстановке, побуждающей их продемонстрировать свое искусство.

Flamenco (фламенко) — основной термин, который обращается к телу музыки, песни и танца, обычно ассоциируется с цыганами Андалусии. Берет свое начало в Южной Испании и первоначально использовался для описания народного искусства бедных. Слово может также использоваться, чтобы определить исполнителя фламенко или поклонника. Вообще полагается, что корни фламенко развились от комбинации индийских, арабских и испанских культур, с более поздними влиянием Грегорианской музыкальной христианской системы и возможно даже литургической музыки евреев.

Flamenco Puro (фламенко пуро) — термин, который в основном применяется, чтобы обозначить «подлинный» или «традиционный» фламенко.

Floreo (флорео) — движение рук танцовщиц; украшение, прием игры на гитаре, когда гитарист касается двух или трех струн гитары поочередно указательным, средним и безымянным пальцами в быстром темпе, заставляя ноты звучать непрерывно.

Garrotin (гарротин) — форма песни и танца, которые являются чувственными и счастливыми. Сильно схожа с фаррукой, так же произошло из Северной Испании и имеет медленные секции с внезапными остановками и началами, которые часто начинают в буйном темпе. Gitano(-a) (гитано/а) — испанское название для цыгана/ цыганки. Glissade (глиссаде) — скольжение, скользить. Golpe (гольпе) — понятие связано с работой ног … полный звук как результат удара полной стопой ноги или топанья в пол. Нога делает слышимый звук в пол. Как ставит печать. Гольпе также обращается к ритмическому ускорению. Так же понятие связано с акустическим эффектом, производимым при игре на гитаре. Когда музыкант ударяет ногтями по гольпеадору ( golpeador-пластмассовая пластинка на верхней деке гитары).

И третьим значением являются обозначение ударов кулаком по столу. Granadina/Granaina (гранадина/гранаина) — относится к группе фанданго и ее отличительная черта — арабский колорит музыки. Из всех стилей гранадина наиболее близка к мусульманскому пению. Мелодическая линия коплы гранадины — простая и ровная, унаследованная от фанданго, а наиболее сложной и красивой является заключительная часть песни. Guajiras (гуахирас) — форма песни и танца, которая организовалась под дейтвием кубинских ритмов. Guajiras была привезена в Испанию в Шестнадцатом столетии возвращающимися Конкистадорами. Это — довольно нахальная форма танца, обычно играемая в ключе А Мажор. Эта форма считается афламенкозированной, т.е. подвергнувшейся влиянию фламенко и часто используется как яркий пример в репертуаре гитариста для подчеркивания его искусности.

Habanera (абанера) — кубинский народный танец — песня; возник на острове Куба, позднее получил свое распространение в Испании. Музыкальный размер 2/4, с характерной ритмической фигурой, акцентом на последней доли такта, темп медленный. Хабанера сопровождается пением, движения носят импровизационный характер с характерным «ритмом Хабанеры». Hembra (эмбра) — кастаньета, которую держат в правой руке ( в дословном переводе – «самка»).

Hondo (ондо) — глубокий и глубинный. Затем перешло в Jondo.

Примеры похожих учебных работ

Психология классических стилей руководства

Глава 1. Теория стиля

Жестовое пение Шинкарёва

Влияние бального танца на двигательную активность детей дошкольного возраста

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *