Букв больше чем гласных 3 класс
Русский язык 3 класс рабочая тетрадь Канакина 1 часть страница 37
👉 Ответы к странице 37. Русский язык 3 класс рабочая тетрадь 1 часть. Авторы: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Прочитайте. Продолжите записи.
Подчеркните буквы, которые в одних словах могут обозначать гласный звук и мягкость предшествующего согласного, в других — слияние звука [й’] и последующего гласного звука, например: [й’а́], [й’о́], [й’у́], [й’э́].
Гласный звуки: а, и, о, у, ы, э.
Буквы, обозначающие гласные звуки: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.
Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните в предложении обращение. Определите вид предложений по цели высказывания.
Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.
Вы хотите (хо́чет), листья (обращение), танцевать (та́нец),
Над осенним (́осень) городом (словарное слово) летать (полё́т).
Стайкою волшебных птиц кружить (жи-ши с и)?
На прощальный (ча-ща с а) бал нас пригласить?
Вид предложений – вопросительные.
Запишите по 3 слова, в которых надо запомнить написание выделенных букв.
Проверьте, правильно ли вы записали слова.
Выбери верное утверждение, свой выбор объясни?
Выбери верное утверждение, свой выбор объясни.
1. В русском языке одинаковое количество гласных звуков и гласных букв.
2. Гласных звуков больше, чем гласных букв.
3. Гласных букв больше, чем гласных звуков.
Дополни схему и запиши её в тетрадь.
Вспомни и напиши слова, в которых один и тот же гласный звук обозначается разными буквами.
Сделайте пожалуйста дам 50 баллов.
Правильный ответ 2.
Потому что гласные буквы, такие как, е, ё, ю, я, могут обозначать по два звука.
Дополни схему : звуки а о у и ы э
буквы а я её ы и у ю е э
Если да, могу ещё придумать))).
Прочитай слова?
Над буквами гласных звуков с помощью транскрипции (знака [ ] ) напиши, какой звук они обозначают.
Выбери правильный ответ : «Гласные звуки в словах каждой пары одинаковые», «Гласные звуки в словах каждой пары разные».
Объясни свой выбор.
Почему один и тот же гласный звук обозначается разными буквами?
Не путай звуки и буквы.
Гласных звуков шесть :
Букв гласных звуков десять :
Запишите односложные слова с гласными буквами а, о, и, э, ы, у?
Запишите односложные слова с гласными буквами а, о, и, э, ы, у.
Обозначте в них гласные звуки.
Над буквами гласных звуков с помощью транскрипции (знака [ ] ) напиши, какой звук они обозначают.
Выбери правильный ответ : «Гласные звуки в словах каждой пары одинаковые», «Гласные звуки в словах каждой пары разные».
Объясни свой выбор.
Почему один и тот же гласный звук обозначается разными буквами?
Не путай звуки и буквы.
Гласных звуков шесть :
Букв гласных звуков десять :
С каким утверждением согласных звуков и букв следует согласиться?
С каким утверждением согласных звуков и букв следует согласиться?
Почему одинаковые гласные звуки обозначаются разными буквами?
Почему одинаковые гласные звуки обозначаются разными буквами?
Почему количество гласных звуков, существующих в русском языке, и букв в русском алфавите, обозначающих гласные звуки, не совпадает?
Почему количество гласных звуков, существующих в русском языке, и букв в русском алфавите, обозначающих гласные звуки, не совпадает?
Вспомните : сколько в русском языке гласных звуков и букв, их обозначающих?
Вспомните : сколько в русском языке гласных звуков и букв, их обозначающих?
. спишите, продолжая список гласных звуков и пропущенных букв.
ПРАВ ЛИ ОН ВЕДЬ В СЛОВЕ НЕТ ОДИНАКОВЫХ ГЛАСНЫХ БУКВ?
ВСПОМНИ И ЗАПИШИ СЛОВА В КОТОРЫХ ОДИН И ТОТ ЖЕ ГЛАСНЫХ ЗВУК ОБОЗНАЧАЕТСЯ РАЗНЫМИ БУКВАМИ.
У гласных звуков преграда, а у согласных звуков?
У гласных звуков преграда, а у согласных звуков?
В русском языке букв, обозначающих гласные звуки, а гласных звуков?
Гласные звуки и буквы обозначающие гласные звуки?
Гласные звуки и буквы обозначающие гласные звуки.
1. Ваня подошёл к Вере Андреевне и спросил о том о чём она не задавалась ли вопросом.
А что такое Синтаксический разбор.
(Добрые) (злые) Спасибо. Отдай Пожалуйста. Отстань Здравствуйте уйди Досвидания.
Милый, красивый, божественный, солнечный, восхитительный Уродливый, серый, скучный, бездарный, пусто место.
Букв больше чем гласных 3 класс
Упражнение № 218 Прочитайте. Как узнать, какой буквой надо обозначить выделенный звук в каждом слове?
Ре[с]кий голо[с], ре[т]кий ле[с], сколь[с]кий лё[т], у[с]кий прохо[т], ги[п]кий пру[т], ло[ф]кий челове[к], мя[х]кий хле[п], лё[х]кий гру[с], сла[т]кий пиро[к], бли[с]кий дру[к].
• Спишите словосочетания, обозначая в каждом слове парный согласный звук буквой.
Ре з кий (резок) голо с (голоса),
редкий (редок) ле с (леса),
сколь з кий (скользит) лёд (ледяной),
у з кий (узок) проход (проходы),
ги б кий (гибок) пру т (прутик),
ло в кий (ловок) челове к (человеком),
мя г кий (мягок) хле б (хлеба),
лё г кий (лёгок) гру з (грузовой),
сладкий (сладок) пиро г (пироги),
бли з кий (близок) дру г (друга).
Упражнение № 219 Прочитайте. Придумайте заголовок к стихотворению.
Приветливые 2 птичьи г..л..са.
В лучах зари берё..ки-б..лосне..ки.
И с папоротника крупная р..са
Спускается в тарелку сырое..ки.
• Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Утро
Приветливые птичьи г о л о са.
В лучах зари берё з ки-б е лосне ж ки.
И с папоротника крупная р о са
Спускается в тарелку сырое ж ки.
• В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для обозначения буквой безударного гласного звука и парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слов?
При подборе проверочных слов в обоих случаях надо изменить слово или подобрать однокоренное, при этом безударный гласный должен встать под ударение, а для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного в корне слов надо, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками [л], [м], [н], [р], [в].
Разбор слова приветливые по составу:
Упражнение № 220 Прочитайте.
1. Золушка, в, и, большую, огород, побежала, выбрала, тыкву. (Ш. Перро) 2. Лебедь, в, Рак, Щука, облака, пятится, воду, в, рвётся, назад, а, тянет. (И. Крылов) 3. Нина, украдкой, прошла, рощу, в. 4. Чук, тёплую, позабыл, на, опушке, варежку, леса. (А. Гайдар)
• Составьте из слов предложения. Можете ли вы назвать произведения, из которых они взяты?
• Запишите предложения. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
• Найдите сложное предложение. Объясните употребление в нём знаков препинания.
Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. (Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой).
Звуки и буквы. Согласные звуки
Урок 20. Русский язык 3 класс (ФГОС)
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Звуки и буквы. Согласные звуки»
Добрый день, друзья мои.
Сегодня мы продолжим разговор о звуках и буквах.
Прошлый урок был посвящён гласным звукам. Что вы знаете о них?
* В русском языке 10 гласных букв, но 6 гласных звуков.
* Гласные звуки состоят только из голоса.
* Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно, без преград, проходит через рот.
* Гласные звуки можно легко тянуть, петь.
* Гласные звуки образуют слоги.
* Гласные звуки бывают ударными и безударными.
А теперь посмотрите на алфавит. Те буквы, которые в нём обозначены синим цветом, называются согласными. И сейчас мы будем разбираться, чем они отличаются от гласных.
Сколько же согласных букв в русском алфавите?
Одна, вторая, третья, четвёртая. Считайте сами. Итак, согласных букв – двадцать одна. А вот согласных звуков гора-а-здо больше – тридцать шесть. Хотя некоторые учёные утверждают, что их даже не тридцать шесть, а тридцать семь. Но мы пока будем считать, что их тридцать шесть. О том, почему согласных звуков больше, чем букв, мы поговорим чуть позже. А сейчас давайте разберёмся, из чего состоят согласные звуки. Гласные, как мы уже знаем, состоят из голоса. А-а-а, о-о-о, у-у-у, и-и-и, э-э-э, ы-ы-ы. А вот согласные? Давайте попробуем произнести некоторые из них: Б, В, Г, Д, П, Р, Т, С, Ш. Вы слышите? Одни звуки произносятся с помощью голоса и шума, а другие только с помощью шума. При этом воздух с трудом прорывается через преграду. Такой преградой могут быть губы, зубы, язык и даже слегка сжимающееся горло.
Значит, согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
Если согласные звуки произносятся при помощи голоса и шума, то они звучат звонко: [б], [в], [г], [д], [ж], [з]. Их так и называют – звонкие согласные.
Если согласные звуки произносятся только при помощи шума, то они звучат глухо: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. Их так и называют – глухие согласные.
Есть пары согласных звуков, при произнесении которых рот делает одинаковые движения. Сжали губы, а потом резко оторвали одну от другой и выдохнули воздух. И вот мы произнесли звук [п]. А если при этом добавили голос, то получился звук [б].
[б] и [п] – парные согласные. Они обозначены буквами Бэ и Пэ. И ещё парными являются согласные Вэ, эФ, Гэ, Ка, Дэ, Тэ, Же, Ша, Зэ, Эс.
А вот звонкие согласные, обозначенные буквами эЛь, эМ, эН, Эр, И краткое и глухие согласные Ха, Цэ, Че, Ща не имеют пар. То есть они непарные по звонкости-глухости.
Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает во рту преграду – губы, зубы, язык. Некоторые согласные можно потянуть. РРРРРР, СССССС, ЖЖЖЖЖЖ. Но всё равно воздух при этом не выходит изо рта свободно, без препятствий.
А могут ли согласные звуки самостоятельно образовывать слоги? Мы уже знаем, что слоги образуют гласные звуки. Но согласные могут им помогать. В каждом слоге обязательно должен быть один гласный звук, а вот согласных может и совсем не быть, как, например, в словах уха, оса. Или в слоге может быть один или несколько согласных, как в словах окрестность, счастливый.
Значит, согласные звуки только вместе с гласным могут образовать слог.
Ну а теперь разберёмся, почему согласных звуков гораздо больше, чем букв.
Возьмём пару слов: лук и люк. Как звучит первый звук в слове лук? Конечно, твёрдо – [л]. А вот в слове люк первый звук мягкий – [л’]. Значит, одна буква эЛь может обозначать два звука – твёрдый звук [л] или мягкий звук [л’]. И твёрдыми, и мягкими могут быть звуки, обозначенные буквами Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Зэ, Ка, эЛь, эМ, эН, пЭ, эР, Эс, Тэ, эФ, Ха.
Если после согласного стоят буквы е, ё, ю, я или ь, то согласный звучит мягко.
Как в словах люк, мял, рис, клён, мель.
А если после согласного стоят буквы а, о, у, э, ы или ещё один твёрдый согласный, то согласный звучит твёрдо. Например, лук, мал, крыса, поклон, мэр, стол.
Мы можем сказать, что согласные звуки могут быть парными по твёрдости-мягкости.
Но не все согласные могут быть и твёрдыми, и мягкими. Согласные звуки [ж], [ш], [ц] всегда звучат твёрдо, какой бы гласный за ними не стоял.
Я надеюсь, вы не забыли? В русском языке ЖИ-ШИ пишутся с буквой И, ЖЕ-ШЕ, ЦЕ пишутся с буквой Е. После буквы Ц в разных словах пишется И или Ы. Но при этом всё равно звуки [ж], [ш], [ц] остаются твёрдыми.
Послушайте, как звучат слова с этими сочетаниями: жил, шил, жесть, шесть, центр, цирк, цыплёнок.
А вот согласные [й], [ч] и [щ] всегда мягкие. Я уверен, что вы все знаете правило: ЧА-ЩА пишем с гласной А, ЧУ-ЩУ пишем с гласной У, ЧК-ЧН пишем без мягкого знака. Но во всех этих сочетаниях звуки [ч] и [щ] звучат мягко.
чаща, чулок, щука, кочка, ночной.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что согласные ж, ш, ц, й, ч, щ не имеют пары по твёрдости мягкости.
Ну, вот мы с вами и вспомнили о согласных звуках всё то, с чем вы знакомились ещё в первом и втором классах.
А сейчас я расскажу вам о том, как можно дать характеристику согласным звукам в слове.
Вот, например, слово «зайка».
Как вы видите, в нём пять букв. Но из них согласных только три.
Первый звук [з]. Он согласный. Произнесу его ещё раз [з]. Он твёрдый. Произносится [з] при помощи шума и голоса, то есть звучит звонко. Значит, он звонкий. Может иметь пару и по звонкости-глухости, и по твёрдости-мягкости. Так и говорю: «Парный».
Согласный звук [й’]. Мягкий, звонкий, непарный.
Согласный звук [к]. Твёрдый, глухой, парный.
А теперь возьмём слово «ряд».
Первый звук [р’] – согласный, мягкий, звонкий, непарный по звонкости-глухости.
А вот в конце слова «ряд» пишется буква Д., но произносится звук [т]. Ведь мы говорим не [ряД], а [ряТ]. Поэтому здесь звук [т]. Он согласный, твёрдый, глухой, парный.
Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я сегодня хотел рассказать.
А сейчас осталось подвести итоги этого урока. Так чем всё-таки согласные отличаются от гласных?
* В русском языке 21 согласная буква, но 36 согласных звуков.
* Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.
Звуки, состоящие из голоса и шума, называются звонкими, а те звуки, которые состоят только из шума, называются глухими.
* Когда мы произносим согласные звуки, воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык).
* Некоторые согласные звуки можно тянуть, но преграда во рту остаётся.
* Согласные звуки вместе с гласным могут образовать слог.
А ещё не забывайте.
Мягкость согласного звука на письме обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и или буквой ь (мягкий знак).
Исключение составляют слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци – це, в которых согласные звучат твёрдо.
Твёрдость согласного звука на письме обозначается гласными буквами а, о, у, э, ы, или ещё одним твёрдым согласным.
Исключение составляют слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, чк-чн, в которых согласный звучит мягко.
Ну и не забудьте, как правильно давать характеристику согласным звукам.
А теперь пришло время прощаться. До свидания, мои дорогие друзья!
Конспект по русскому языку на тему» Звуки и буквы. Гласные звуки» ( 3 класс)
учитель начальных классов
Конспект урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе
Тема урока: Звуки и буквы. Гласные звуки.
Тип урока : Изучение нового материала.
Цель : формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать ударные и безударные гласные звуки
Планируемые результаты : учащиеся научатся распознавать гласные звуки и буквы, обозначающие их.
Познавательные : построение речевых высказываний в устной и письменной формах; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез, как составление целого из частей, достраивание, восполнение недостающих компонентов.
Личностные : положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения; сознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива.
Регулятивные : планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контроль в форме сличения.
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; вступать в учебный диалог с учителем.
Оборудование: презентация, карточки для работы в парах.
1. Организационный момент.
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
— Ребята, девиз нашего урока сегодня будет такой. Давайте, его прочитаем с вами вместе
Проверка домашнего задания
— Прочитайте однокоренные слова каждой группы. Назовите корень.
— Назовите лишние слова в каждой группе.
— Какие слова называются однокоренными? Кто мне может рассказать правило?
3 Актуализация знаний
Игра «Как зовут мастера?»
— Ребята, вам нужно от названия предметов образовать названия профессий и записать их. Выделить в словах корень.
Мальчик, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы, рыбалка, удачная. (Проверка)
Самоопределение к деятельности
На доске два облака из букв: Е, Э, О, Ё, А, Я, У, Ю.
— На какие две группы можно разделить буквы?
— Назовите буквы, которые обозначают один звук.
— Назовите буквы, которые могут обозначать два звука?
— Чем отличается звук от буквы?
— Сформулируйте тему урока.
— Ребята, укажите слова, в которых букв, больше, чем звуков?
1.соловьи 2.мальчик 3.вечный 4. печальный 5.букварь 6.лебедь 7.угольки
— Укажи слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука.
1. юла 2. пятница 3. мяч 4. яма 5. ёлка 6. Илья 7. колье 8. пень 9. юбка
Физкультминутка для глаз
Работа по теме урока
— Ребята, звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и называем. Во многих случаях между ними есть полное соответствие. Однако букв в русском алфавите 33, а звуков — 42.
Некоторые буквы обозначают несколько звуков. Например, буква б обозначает целых четыре звука: буря [б], битва [б’], хлеб [п], дробь [п’].
А ведь есть ещё «неразлучные» звуки: [йа], [йу], [йо], [йе], которые обозначаются соответственно буквами я, ю, е, ё, т. е. каждая из этих букв может одновременно обозначать два звука!
— А теперь задание. Напишите сначала все звуки, а потом буквы.
— Сколько несоответствий вы нашли между звуками и буквами?
— Попробуйте отыскать в алфавите мягкие согласные. Правильно, безнадёжное дело, так как и для твёрдых, и для мягких звуков буквы одинаковые, например, звуки [т] и [т’] обозначаются одной буквой т.
Вы представляете, как трудно иностранцу читать русские слова, если он не знает способов обозначения мягкости согласных. Простую фразу «Мальчик пил воду» он может произнести так: «Мялчык пыль водю!»
Мягкие согласные прибегают к услугам других букв: прислуживает им мягкий знак и буквы и, ю, е, ё, я, которые показывают мягкость стоящего впереди согласного звука.
Вы, конечно, поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки — в царстве того, что мы слышим, а буквы — в царстве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков — букв. Тот, кто читает, действует наоборот: переводит видимые знаки в звучащие слова.
Работа по учебнику: упр. 113 с. 63.
— Прочитайте слова. Назовите безударные гласные и объясните написание слов.
— Как правильно обозначить безударный гласный звук в слове? упр. 112. с. 63
Работа в парах. Ученики готовят сообщение о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.
— Прочитай звуковую схему и запиши слово.
6 Физкультминутка «Сколько звуков в слове»
Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове ёж.
Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.
Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано слово язык.
Хлопните в ладоши столько раз, сколько звуков в слове пять.
7 Закрепление изученного материала
Работа по учебнику. Упр. 114 (с. 64).
— Прочитайте выделенные слова. Как можно назвать одним словом?
— Кто помнит чем закончился спор овощей?
Упр. 115 (с. 64). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
Работа со словами из словаря
— Найдите названия овощей, которые встретились в упр. 114 и 115, в орфографическом словаре, а также слова овощи и огород. Найдите названия овощей из упр. 114 в орфографическом словаре, а ещё овощи и огород, запишите их в тетрадь, обозначьте орфограммы. Составьте предложения с этими словами.
— Объясните написание слов с орфограммами
— Как правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?
— Оцените свою работу
9 Подведение итогов урока
— Как звуки обозначаются на письме?
— Чем отличается звук от буквы?
Домашнее задание : упр. 116 с. 64
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.