Букв больше чем гласных 3 класс учусь
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Слово и слог. Звуки и буквы.
Тема. Звуки и буквы. Согласные звуки.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать и называть согласные звуки, понимать, различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки, шипящие звуки, которые являются опознавательным признаком орфограммы, учиться правильно писать слова.
Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Однокоренные слова, родственные слова, корень слова, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, шипящий.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим схему. Что вы можете рассказать по этой схеме?
Как видно из схемы, согласные звуки в русском языке делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные.
Сегодня на уроке повторим все, что знаем о согласных звуках, будем различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки, шипящие звуки, которые являются опознавательным признаком орфограммы, учиться правильно писать слова.
Звонкие согласные произносятся с участием шума и голоса: [н], [н’], [м], [м’], [л], [л’], [р], [р’], [й’], [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з’], [з].
При произнесении глухих согласных звуков слышится только шум: [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш] [щ’].
Некоторые глухие и звонкие согласные образуют пары. Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.
Согласные твердые парные по глухости-звонкости
Согласные мягкие парные по глухости-звонкости
Остальные согласные звуки называются непарными по глухости-звонкости.
Непарные глухие согласные звуки: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].
Непарные звонкие согласные звуки: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].
Согласные звуки русского языка могут быть твёрдыми и мягкими.
Звуки образуют пары по твердости и мягкости.
Есть только твёрдые звуки: [ц], [ш], [ж].
Есть только мягкие звуки: [щ`], [ч`], [й`].
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь).
Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, ы, э.
Согласных звуков в русском языке больше, чем гласных. Слова создаются при помощи звуков: гласных и согласных. Обратим внимание на интересную роль согласных в речи. Звуки сами по себе словами не являются (если это не предлог, не междометие, не союз и т.д.), но иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так случилось, например, со звуком [р], который входит в слова гром, гремит, гроза, раскаты, грохот. Теперь слова с этим звуком используются для передачи этих явлений.
Например, в произведении Ф. Тютчева «Весенняя гроза» использованы слова с этим звуком, чтобы нарисовать картину весенней грозы.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые…
Интересны по этому поводу рассуждения великого русского актёра М.А. Чехова: «Человек глубокой древности жил в тесном и близком общении со своим окружением. Он слышал раскаты грома и делал усилия их понять. Он искал звук, подобный раскатам грома. Он начинал имитировать их, и его речь все с большей отчётливостью формулировала звук [р]. Другой мир открывался ему во всём том, что лилось, наливалось, летело, цвело, ласкало..»
И вот такой пример звукописи в стихотворении М. Лермонтова:
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Вспомним, чтобы правильно обозначить согласный звук буквой, необходимо знать некоторые правила.
Помни! Согласный парный – это признак правила, которое нужно будет исполнить.
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять: ду[п]ки – дубок, лу[к] – луковый или луга, гара[ш] – гаражи.
Для того чтобы узнать, какая буква пишется, к проверяемому слову нужно подобрать проверочное слово.
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне слова перед другим парным согласным: грибки, серп, скрипка, ветка, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: грибок, серпик, скрипочка, веточка, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.
Чтобы подобрать проверочное слово надо:
В проверочном и проверяемом словах согласный звук обозначается одной и той же буквой.
Укажите наиболее полное правило проверки звонкой – глухой согласной в слове.
Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемая буква находилась перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком.
Укажите проверочное слово к слову сладкий.
Укажите слово, в котором пишется буква б.
Прочитайте слова. Определите, какое из слов соответствует заданным параметрам.
В слове 4 звука, 4 буквы; первый и четвёртый являются парными согласными.
Сборник фонематических упражнений для учащихся 3-4 классов
Раздел «Фонетика и графика».
Умение: различать звуки и буквы.
1. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
1) Львы едят только сырое мясо.
2) Ира вишенку сажает,
Ева с ёжиком играет,
Маша машет мне рукою,
Яна строит дом с трубою.
3) Объясни, Елена, Татьяна, поясок, ясельная, старый, сражение.
2. Подчеркни слова, в которых звуков меньше, чем букв.
Львята, вьюга, звёздная, блюдце, поезд, счастье, монета.
3. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает.
Овечья, честный, Ульяна, корзина, объём, зимний, ручьи, бульканье.
4. Рассмотри звуковой состав слов. Подумай по какому принципу подобраны слова и в каждой строке зачеркни 1 лишнее слово.
Письмо, мель, известный, калькулятор, ельник.
Яма, июльская, вьюжная, рояль, яблоня, тёплое.
5. Валя выписывала слова, в которых звуков и букв равное количество, а Варя слова, в которых букв больше, чем звуков. Определи, кто какое слово выписал. Соедини слова с именами девочек.
Въезд, чувства, денёк, польёт, коньки, грустный, ученик, здравствуй.
Умение: различать гласные и согласные звуки.
Отметь ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука.
1) □ радио, юла, олень, ульи;
□ тетрадь, нога, альбом, цифра;
□ ель, кровать, торт, йод;
□ попугай, мороз, электричество, щека.
2) □ Яна, крыльцо, ферма, игра;
□ енот, юбка, еда, ёжик;
□ экскаватор, индюк, жёлудь, черта;
□ рысь, тигр, дрозд, иволга.
Подчеркни слова, в которых согласных звуков больше, чем гласных.
Мастер, Алиса, электрики, жёлуди, увеличить, линейка.
Арифметика, друг, модель, диаметр, яйцо, сахар.
Отметь ряд, в котором все слова начинаются с гласного звука.
□ антилопа, ягуар, йог, игла;
□ укротитель, изюм, экран, окунь;
□ слива, окно, арена, укроп;
□ гора, парта, ветка, армия.
Подчеркни слова, в которых гласных звуков больше, чем согласных.
Учёный, акробат, какао, аквамарин, ульи, итоги.
Подчеркни в тексте все слова, начинающиеся с гласного звука.
Юля нашла во дворе маленького котёнка. Она взяла его в дом, напоила молочком, накормила котлетой. Котёнок поел и стал умываться. Он остался жить в доме. Девочка назвала его Яшей.
К осени котёнок подрос. Яша стал большим котом. Юля любила с ним играть.
Запиши слова в два столбика: в первый столбик – слова, которые начинаются с гласного звука, во второй столбик – слова, которые начинаются с согласного звука.
Юморист, эхо, открытие, треугольник, цыган, инструмент, записка, уголь.
Посчитай сколько в этом предложении согласных звуков.
1) Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное. ________ сол. зв.
На бобра из-за ели глазеют глаза газели. ______________ согл. зв.
Есть от лени не хотела. ____________ согл. зв.
Семья Евгения радостно праздновала новоселье ______ согл. зв.
Сколько звуков [а] в этой скороговорке.
Ходит чёрной бороздой
Ворон вслед за бороной
И, косясь, клюёт проворно
В землю брошенные зёрна.
Умение: различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Отметь ряд, в котором все слова начинаются с мягкого согласного звука.
1) □ сестра, бирка, керамика, ива;
□ жираф, лисица, пенал, люстра:
□ люди, мель, вилка, ширина;
□ единица, пень, синица, львята.
2) □ шиповник, терем, житель, щётка:
□ лещ, нищий, щетина, часы;
□ честь, вещи, кирпич, хлеб;
□ зима, юрист, печь, шитьё.
Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие.
Шире, печь, чаща, жители, хитрец, лисички, чижи, деревенька, вещи, юноша.
Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
Самовар, морщинка, живот, цифра, роща, бочка, часы, масло, мыши, силуэт.
Подчерни слова, в которых есть звук [з].
Витязь, зимородок, заморозки, зима, мороз, заноза, салазки, скользить, груз, узел.
Посчитай сколько в предложении мягких согласных звуков.
Елена Юрьевна купила Яночке чулочки и чашечки. __________ мягк. согл. зв.
Проанализируй в словах согласные звуки, подумай по какому принципу подобраны эти слова и найди лишнее.
Кладовка, холода, походка, шипы, вода, доктор, голосок, чашка, жив.
Зеленеть, щавель, семья, зверёк, ясень, девять, кисель, питьё, чаща.
Укажи слово, в котором второй звук – мягкий согласный.
□ ужи □ серьги □ сцена □ слива
Подчеркни 2 слова, в которых есть 4 мягких согласных звука.
Поженились, хищение, цветочки, рыбёшечка, линейки, сильный.
Укажи два слово, в котором количество мягких и твёрдых согласных звуков совпадает.
□ желаю □ редька □ белая □ жить
Ира выписывала слова, в которых количество твёрдых согласных и мягких согласных одинаковое. Отметь слова, которые Ира выписала ошибочно.
□ укрощать □ конечный □ ясный □ точечный □ удачный
Умение: различать звонкие и глухие согласные звуки, парные и непарные.
Отметь слова, в которых все согласные звуки звонкие.
□ дубки □ медовый □ друг □ ленивый □ звонок □ кузнец □ сделал
Отметь слова, в которых все согласные звуки глухие.
Таня и Ваня выписывали слова. Рассмотри звуковой состав этих слов и узнай по какому принципу дети выбирали слова, отметь нужный вариант ответа.
Таня: змей, воротник, сделал, ёлка, морковь, сбежал.
Ваня: пшено, фильм, вторник, цветы, вставка, щука.
□ все слова начинаются со звонкого согласного
□ все согласные звуки в словах звонкие
□ все согласные звуки в словах глухие
□ все слова начинаются с глухого согласного
□ все слова начинаются со звонкого согласного
□ все согласные звуки в словах звонкие
□ все согласные звуки в словах глухие
□ все слова начинаются с глухого согласного
Проанализируй согласные звуки в предложениях. Есть ли в них слова со звонкими согласными? Подчеркни эти слова.
Точит когти кот на мышь.
Наш Мишка малышке сварил кашу из шишки.
Подчеркни в предложении слова, в которых все согласные являются непарными.
Для здоровья очень полезны богатые кальцием молочные продукты.
Подчеркни в предложении слова, в которых все согласные являются парными.
На ветру качаются пушистые одуванчики, желтоглазые ромашки и розовая кашка.
Умение: характеризовать заданный звук.
Бумага, клубок, зубки, голубь, дуб.
Подчеркни слово, в котором буква б обозначает звук со следующей характеристикой, впиши пропущенный звук:
Выбери правильное утверждение о звуковом составе ель :
□ первый звук гласный
□ первый звук мягкий согласный
□ второй звук твёрдый согласный
□ второй звук мягкий согласный
□ второй звук гласный ударный
Прочитай слова: корка, мошка, цифра, чашка.
Подчеркни слово, которое соответствует данной звуковой характеристике:
1 звук – согласный, твёрдый непарный, глухой непарный
2 звук – гласный, ударный
3 звук – согласный, твёрдый парный, глухой парный
5 звук – гласный, безударный
Прочитай звуковую характеристику, проанализируй слова, зачеркни 2 слова, которое не соответствует данной звуковой характеристике.
Нолик, ранит, ранец, молит, лучик.
1 звук – согласный, парный твёрдый, непарный звонкий
2 звук – гласный, ударный
3 звук – согласный, парный мягкий, непарный звонкий
4 звук – гласный, безударный
5 звук – согласный, парный твёрдый, парный глухой
Подчеркни транскрипцию к слову лисьи:
[ л и с и ] [ л ‘ и с’ й’ и ] [ л’ и с ‘ и ]
Умение: группировать звуки по заданному основанию.
Запиши данные звуки на нужной строчке:
[ с’ ] [ й’ ] [ щ’ ] [ у ] [ з’ ] [ б ] [ п ] [ ч’ ] [ ж ] [ и ] [ в ] [ э ]
Гласные звуки _______________________________________
Согласные звонкие звуки _________________________________________
Согласные глухие звуки _________________________________________
Рассмотри ряды звуков в каждой строке зачеркни лишний, ниже в строке объясни свой выбор.
[ з’ ] [ щ’ ] [ в’ ] [ б’ ] [ г’ ] [ м’ ]
Лишний звук [ ] так как он _______________________
[ л ] [ м ] [ ж ] [ р ] [ б ] [ ц ] [ н ]
Лишний звук [ ] так как он _______________________
[ з’ ] [ в’ ] [ х ] [ к ] [ б’ ] [ г ] [ д’ ]
Лишний звук [ ] так как он _______________________
Рассмотри ряды звуков в каждой строке, определи закономерность, продолжи строку.
Умение: различать звуки и буквы.
1. Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.
Сажает, Ева, ёжиком, играет, рукою, Яна, трубою.
Елена, поясок, ясельная, сражение.
2. Подчеркни слова, в которых звуков меньше, чем букв.
3. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает.
Овечья, Ульяна, корзина, объём, зимний, ручьи.
4. Рассмотри звуковой состав слов. Подумай по какому принципу подобраны слова и в каждой строке зачеркни 1 лишнее слово.
5. Валя выписывала слова, в которых звуков и букв равное количество, а Варя слова, в которых букв больше, чем звуков. Определи, кто какое слово выписал. Соедини слова с именами девочек.
Валя: въезд, денёк, польёт, ученик.
Варя: чувства, коньки, грустный, здравствуй.
Умение: различать гласные и согласные звуки.
Отметь ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука.
1) □ ель, кровать, торт, йод;
2) □ енот, юбка, еда, ёжик;
Подчеркни слова, в которых согласных звуков больше, чем гласных.
Мастер, электрики, линейка.
Друг, модель, диаметр, яйцо, сахар.
Отметь ряд, в котором все слова начинаются с гласного звука.
□ укротитель, изюм, экран, окунь;
Подчеркни слова, в которых гласных звуков больше, чем согласных.
Подчеркни в тексте все слова, начинающиеся с гласного звука.
Запиши слова в два столбика: в первый столбик – слова, которые начинаются с гласного звука, во второй столбик – слова, которые начинаются с согласного звука.
1 столбик: эхо, открытие, инструмент, уголь.
2 столбик: юморист, треугольник, цыган, записка.
Посчитай сколько в этом предложении согласных звуков.
1) Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное. _38 сол. зв.
На бобра из-за ели глазеют глаза газели. __19 согл. зв.
Есть от лени не хотела. _18 согл. зв.
Семья Евгения радостно праздновала новоселье. 23 согл. зв.
Сколько звуков [а] в этой скороговорке.
Ходит чёрной бороздой
Ворон вслед за бороной
И, косясь, клюёт проворно
В землю брошенные зёрна. _11 звуков
Умение: различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Отметь ряд, в котором все слова начинаются с мягкого согласного звука.
1) □ единица, пень, синица, львята.
2) □ лещ, нищий, щетина, часы;
Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие.
Печь, чаща, лисички, вещи.
Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
Самовар, живот, цифра, масло, мыши.
Подчерни слова, в которых есть звук [з].
Посчитай сколько в предложении мягких согласных звуков.
Елена Юрьевна купила Яночке чулочки и чашечки. _15 мягк. согл. зв.
Проанализируй в словах согласные звуки, подумай по какому принципу подобраны эти слова и найди лишнее.
Зверёк – не все согласные мягкие
Укажи слово, в котором второй звук – мягкий согласный.
Подчеркни 2 слова, в которых есть 4 мягких согласных звука.
Укажи два слово, в котором количество мягких и твёрдых согласных звуков совпадает.
Ира выписывала слова, в которых количество твёрдых согласных и мягких согласных одинаковое. Отметь слова, которые Ира выписала ошибочно.
Умение: различать звонкие и глухие согласные звуки, парные и непарные.
Отметь слова, в которых все согласные звуки звонкие.
Отметь слова, в которых все согласные звуки глухие.
Таня и Ваня выписывали слова. Рассмотри звуковой состав этих слов и узнай по какому принципу дети выбирали слова, отметь нужный вариант ответа.
Таня: змей, воротник, сделал, ёлка, морковь, сбежал.
Ваня: пшено, фильм, вторник, цветы, вставка, щука.
□ все слова начинаются со звонкого согласного
□ все слова начинаются с глухого согласного
Проанализируй согласные звуки в предложениях. Есть ли в них слова со звонкими согласными? Подчеркни эти слова.
Точит когти кот на мышь.
Наш Мишка малышке сварил кашу из шишки.
Подчеркни в предложении слова, в которых все согласные являются непарными.
Для здоровья очень полезны богатые кальцием молочные продукты.
Подчеркни в предложении слова, в которых все согласные буквы являются парными.
Умение: характеризовать заданный звук.
Подчеркни слово, в котором буква б обозначает звук со следующей характеристикой, впиши пропущенный звук:
Выбери правильное утверждение о звуковом составе ель :
□ первый звук мягкий согласный
□ второй звук гласный ударный
Подчеркни слово, которое соответствует данной звуковой характеристике:
1 звук – согласный, твёрдый непарный, глухой непарный
2 звук – гласный, ударный
3 звук – согласный, твёрдый парный, глухой парный
5 звук – гласный, безударный
Прочитай звуковую характеристику, проанализируй слова, зачеркни 2 слова, которое не соответствует данной звуковой характеристике.
1 звук – согласный, парный твёрдый, непарный звонкий
2 звук – гласный, ударный
3 звук – согласный, парный мягкий, непарный звонкий
4 звук – гласный, безударный
5 звук – согласный, парный твёрдый, парный глухой
Подчеркни транскрипцию к слову лисьи:
[ л и с и ] [ л ‘ и с’ й’ и ] [ л’ и с ‘ и ]
Умение: группировать звуки по заданному основанию.
Запиши данные звуки на нужной строчке:
[ с’ ] [ й’ ] [ щ’ ] [ у ] [ з’ ] [ б ] [ п ] [ ч’ ] [ ж ] [ и ] [ в ] [ э ]
Гласные звуки [ у ] [ и ] [ э ]
Согласные звонкие звуки [ й’ ] [ з’ ] [ б ] [ ж ] [ в ]
Согласные глухие звуки [ с’ ] [ щ’ ] [ п ] [ ч’ ]
Рассмотри ряды звуков в каждой строке зачеркни лишний, ниже в строке объясни свой выбор.
[ з’ ] [ щ’ ] [ в’ ] [ б’ ] [ г’ ] [ м’ ]
[ л ] [ м ] [ ж ] [ р ] [ б ] [ ц ] [ н ]
Лишний звук [ ц ] так как он глухой
[ з’ ] [ в’ ] [ х ] [ к ] [ б’ ] [ г ] [ д’ ]
Рассмотри ряды звуков в каждой строке, определи закономерность, продолжи строку.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-354479
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.