Буктрейлер что это такое
Памятка для создания буктрейлера
Буктрейлер – это жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство и электронные и интернет-технологии.
В отличие от большинства рекламных продуктов, буктрейлеры потребуют минимальных затрат, и их можно сделать дома, самостоятельно. Буктрейлер очень поможет раскрутке вашего произведения в Сети, если вы издали книгу за свой счет или продвигаете электронную книгу.
Материалы для ролика:
План работы должен быть ориентирован на четыре важных момента:
План для буктрейлера можно создать двумя способами:
При этом нужно четко понимать, какой именно буктрейлер вы создаете – атмосферный или повествовательный. И, исходя из этого, подбирать и цитаты, и иллюстрации, и музыку. И в предварительном плане прописать: «картинка 1 = цитата 1 = музыкальный момент 1».
Технические средства:
Буктрейлер только выходит в моду, но общие принципы его создания уже сформировались:
1. Средний интервал ролика – 1-3 минуты. Конечно, при желании можно взять и больший временной отрезок, но лишь при условии логично выстроенного и сюжетного видеоряда. Не стоит переутомлять зрителей красивой и эффектной «водой». Ваше дело как создателя – рекламировать свою книгу, а не хвастать коллекцией картинок. Если же по плану получается больше 4 минут, можно разбить ролик на две части.
2. Желательно соблюдать единообразие иллюстраций: если рисованные иллюстрации – значит рисованные, если аниме – значит аниме, если фото – значит фото. При этом желательно соблюдать стилистику музыки и видеоряда.
Так, строгие картинки в стиле фэнтези вряд ли будут сочетаться с разухабистыми частушками, а классический «Вальс цветов» – с аниме.
3. Ролик должен цеплять и интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.
Если есть сложности с написанием сценарных фраз, можно использовать, например, яркие диалоги с обрисовкой конфликта и дальнейшим представлением главных героев.
4. Акцент на качество и простоту. Аудиотрек должен быть качественным, без шумовых эффектов и с одним уровнем громкости. Иллюстрации – четкими и без чужеродных элементов.
Так, если вы скачали картинки из Интернета, то сопровождающую их рекламу лучше замазать (редакторы для обработки – простейший Paint или ACDSee). Или сразу ищите рисунки и фото без крупных значков чужой рекламы.
И, как уже было сказано, если позволяют возможности, лучше вложиться в профессиональную звуковую дорожку. Благо, сейчас есть самые разные сервисы — в том числе, предлагающие озвучку в хорошем качестве, на разные голоса и с любым сопровождением (шум волн, птичье пение, скрипение половиц и т. п.).
5. Шрифт в титрах и субтитрах должен быть разборчивым и читабельным. Лучше использовать простой и привычный TimesNewRoman, чем красивый и витиеватый готический шрифт, который не сможет прочесть никто, кроме вас. Буктрейлер вы создаете не для себя, а для потенциальных читателей. А значит – избегайте лишних сложностей и желания сделать «полуфабрикат».
6. Помните про закон об авторских правах. Если вы используете чужие видеоматериалы, аудиотреки или иллюстрации, то убедитесь, что они лежат в свободном доступе.
Конечно, лучше использовать классическую музыку или нарезку из старых фильмов, но если ваш выбор пал на редкую музыку или на работы современного художника, то по возможности нужно связаться с правообладателем и спросить разрешение на использование материалов.
В любом случае заключительных титрах нелишним будет заметить: все права на использованные материалы принадлежат правообладателям, указать на владельца и название источника (фильм, песня) и уточнить, что материалы использованы в ознакомительных целях.
Еще совет: актуален опрос читательской аудитории. Какие моменты в целом по сюжету и в частности – из сцен нравятся, чем книга цепляет, а чем – может оттолкнуть. Зачастую мнения расходятся: и то, что нравится автору, проходит мимо читателя, а то, что написано абы как и между делом, у читателей вызывает восторг. А буктрейлер делается для читателей.
И еще один момент: прежде чем записывать видеоролик, протестируйте его черновик «на кошках», то бишь – на друзьях или родственниках. И обратите внимание на их замечания.
Может быть, им покажется слишком мелким или неразборчивым шрифт. Может быть, они заметят, что титры и субтитры мелькают слишком быстро, и их не успеваешь прочитать. Может быть, им покажется, что иллюстрации «тормозят» или «торопятся», не соответствуя темпу музыки.
Таких «может быть» может быть много. И все чужие пожелания важно учесть, проверить их лично и исправить, если они актуальны. Ибо буктрейлер – это реклама, которая создается для потребителя и должна обязательно учитывать его запросы – от подсознательного желания прочитать определенную книгу до визуальных и аудиальных мелочей ролика.
И ваша задача — убедить читателя, что книга ему нужна не «определенная», а именно та, которую написали вы.
Буктрейлер что это такое
Буктрейлер: что это такое и с чем это едят?
Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.
История буктрейлеров началась в 2002 году, а широкой публике трейлер впервые продемонстрировали на книжной ярмарке в Луизиане в 2003 году. Ролик рекламировал книгу Кристин Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии. Однако популярность практика создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги в США и Европе не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. Существует даже несколько ежегодных премий за достижения в этой области. Наиболее известные: MobyAwards (вручается американским издательством MelvilleHousePublishing); BookVideo (учреждена лондонским книжным магазином Foyles); Trailee (вручается американским изданием для детских библиотекарей SchoolLibraryJournal).
В России одним из первых и, пожалуй, самых дорогих буктрейлеров стал ролик на книгу Алексея Маврина «Псоглавцы». Он построен по всем законам короткометражного фильма. Активное продвижение неизвестного автора и количество потраченных на его рекламу средств (один только ролик обошелся холдингу «Азбука-Аттикус» без малого в 10 000 долларов) не принесли успеха, и издателям пришлось раскрыть тайну. Оказалось, что под псевдонимом «Маврин» писал пермяк Алексей Иванов.
Как считают журналисты, «можно прогнозировать, что в ближайшем будущем такие опыты станут повальным молодежным хобби. И это вполне в духе времени: цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки».
Классификации буктрейлеров
До сих пор не существует общепринятых требований к буктрейлерам, даже к их продолжительности. Специализированный англоязычный блог о буктрейлерах заявляет как оптимальную продолжительность ролика одну-полторы минуты. Выходящие в последние несколько лет российские ролики в среднем укладываются в интервал от одной до трех минут.
Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:
1) игровые (минифильм по книге);
2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);
3) анимационные (мультфильм по книге).
Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, встречаются ролики:
1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
Примеры библиотечных повествовательных буктрейлеров:
О.Славникова «Легкая голова» (из цикла «Читай ЭТО» библиотеки им. Горького г. Екатеринбурга)
2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).
Примеры библиотечных атмосферных буктрейлеров:
А.Холина “Письма на воде” (Научная библиотека Волгоградского государственного университета)
3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
С большой натяжкой к таким буктрейлерам можно отнести буктрейлер по книге У.Нова «Инка» (проект «Книжные сезоны», «Кофейная полка»).
Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно “повествовательным” и “атмосферным” (как, например, буктрейлер по книге Э.М.Ремарка «Триумфальная арка» ЦГБ г.Каменск-Уральский) и т. п.
Библиотеки активно привлекают для создания буктрейлеров детей и молодежь. И судя по их качеству и фантазии, это явно приносит им большее удовольствие, чем написание традиционных отзывов или сочинений.
Основные этапы создания буктрейлера
1. Выбор книги для рекламы.
Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это и реклама новых книг, и продвижение книг-юбиляров, и создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др. Но самое главное: выбранную книгу надо любить.
2. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).
3. Подбор материалов для видеоряда.
Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма.
5. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество. Вот некоторые из них:
б) SonyVegas Pro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэфектов, переходов, кадр в кадре.
Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах. У онлайновых сервисов есть еще одно важное преимущество: благодаря тому, что все операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера, на котором вы работаете, не имеет значения. А это значит, что даже на маломощном ноутбуке можно без проблем редактировать видео высокого разрешения. Например, можно использовать сервис видеоредактор www.youtube.com/editor Он очень простой, можно обрезать начало или конец, склеить несколько роликов, добавить звуковую дорожку.
6. Работая над видеороликом, можно использовать гиф анимацию и футажи.
При использовании чужих материалов в своем видео, следует в титрах или в описании под видео указать ресурсы, откуда скачан материал, авторов и правообладателей.
Более подробно о создании буктрейлера можно узнать на ВикиСибириаДе. Там же есть примеры буктрейлеров.
Подборки буктрейлеров можно также посмотреть на сайте “Чтение-21″
Консультация составлена для занятия в «Школе информационной компетентности» МБУК ЦБС г.Апатиты по теме «Работа в Movie Maker». Заключительным этапом обучения являлся конкурс буктрейлеров «Роман с библиотекарем» (май-ноябрь 2013 г.).
Буктрейлеры, снятые библиотекарями ЦБС г.Апатиты, можно посмотреть на нашем канале на YouTube.
Буктрейлер как инновационное средство повышения интереса к чтению у школьников
(Буктрейлер как инновационное средство повышения интереса к чтению у школьников)
учитель русского языка и литературы
ГБОУ ООШ №11 г.о. Новокуйбышевск
Еще совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспорима. Однако в последние годы интерес к чтению художественной литературы в нашей стране падает. Это не дает покоя школьным учителям литературы.
Как правило, в начальных классах дети любят читать. В пятом классе этот интерес еще сохраняется, но, к сожалению, постепенно угасает. И вот в этот период важно укрепить желание узнавать из книг новое, интересное, полезное. Поэтому учителя-словесники ищут, находят и применяют разные способы и методы повышения интереса к чтению своих учеников.
В данной статье я хотела бы обратиться к вопросу инновационной деятельности на уроках литературы на примере относительно нового явления – буктрейлера.
короткий видеоролик, созданный по мотивам книги;
видео аннотации книг;
тизер ( teaser ), который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание;
небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Цель таких роликов – пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств. В ролике, длиной около трех минут, информацию о книге надо подать так, чтобы сразу захотелось её прочитать. Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Большинство буктрейлеров выкладывается в сеть Интернет, что способствует их беспрепятственному просмотру и активному распространению.
Сегодня буктрейлеры прочно вошли в повседневную жизнь библиотек. Буктрейлеры могут быть посвящены какому-либо автору, серии книг или даже какой-нибудь теме, дате, например, краеведению, юбилею писателя. Также возможно создание буктрейлеров о книжных выставках библиотеки или о самой библиотеке.
В образовательных учреждениях тоже можно использовать такую форму работы. Применение создания буктрейлеров на уроках литературы является инновационным методом, позволяющим не только повысить читательский интерес, но и развить творческий потенциал детей.
С помощью буктрейлеров можно познакомить человека, который не читает книги, с замечательными авторами, интересными и действительно качественными книгами. Буктрейлеры непременно заинтересуют, и книги найдут своих читателей.
Из истории появления буктрейлеров
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями. Именно таким было первое видео, снятое к роману Джона Фарриса в 1986 году.
В 2003 году на книжной ярмарке в Луизиане был впервые показан буктрейлер к книге Кристин Фихан «Темная симфония». Это событие дало начало распространению буктрейлеров среди широкой публики.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Специалисты издательства «Азбука Аттикус» стали одними из первых, кто использовал буктрейлер для продвижения книги.
Ролик к книге Алексея Маврина «Псоглавцы» стал одним из первых и самых дорогих.
Сейчас активно поддерживает направление создания буктрейлеров и издательство «Эксмо».
На сайте издательства есть специальный раздел, где пользователь может найти ролики к книгам-новинкам.
Итак, мы узнали, что такое буктрейлер и познакомились с историей их возникновения. Далее рассмотрим их виды (жанры). Существует классификация буктрейлеров. Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.
По способу визуального воплощения текста:
игровые (минифильм по книге);
неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
анимационные (мультфильм по книге).
повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).
концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
Первый этап: Выбор книги.
Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это и создание буктрейлеров к тем произведениям, которые изучаются в школе, с целью пропаганды чтения, это и реклама новых книг, и продвижение книг-юбиляров, и книг, приуроченных к датам и событиям. Или просто создание ситуации заинтересованности в прочтении интересного произведения.
3.1 Подбор материалов для видеоряда.
Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма.
3.2 Записать необходимый аудиоматериал: озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию, музыку, звуки. Для записи и редактирования звуков можно использовать программу SoundForge
3.3 Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество. Вот некоторые из них:
а) Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео.
б) SonyVegas Pro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэфектов, переходов, кадр в кадре.
в) Adobe Premiere для создания профессиональных буктрейлеров.
Футаж (от англ. Footage) — видеофайл, содержащий какое-либо анимированное или просто снятое изображение, используется при видеомонтаже.
Четвертый этап: просмотр получившегося буктрейлера, при необходимости редактирование.
Более подробно о создании буктрейлера можно узнать на ВикиСибириаДе. Там же есть примеры буктрейлеров.
Подборки буктрейлеров можно также посмотреть на сайте “Чтение-21″
Для меня и моих учеников создавать буктрейлеры – одно из увлекательнейших занятий на сегодняшний момент. В процессе работы над видеопроектом ученики приобретают навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, изучают новые программы и сервисы, более глубоко познают окружающий мир. У школьников развивается умение видеть, выражать свои мысли, чувства через авторские фильмы и видеоролики. Это возможность раскрыть творческие способности, научиться мыслить по-новому, быть модным и современным. И это действительно работает – повышает читательский интерес!
Библиографический список (электронные ресурсы)
Семинар: Буктрейлер это – …
4 апреля 2018
Буктрейлер (Скачиваем)
Буктрейлер (Смотрим)
Семинар
Слайд 1
Как соединить вместе литературу, кино и рекламу? Нужно просто создать буктрейлер. Что это такое, и какие они бывают, попробуем разобраться на нашем семинаре.
Из истории явления
Слайд 2
Современный человек давно привык к таким явлениям, как
Слайд 3
Дело здесь чаще всего оказывается в том, что для трейлера, как правило, используются самые эффектные и зрелищные сцены. Часто они построены по принципу калейдоскопа. То есть действие в таких кадрах может быть вообще не связано между собой. Иногда даже нарушается хронологический порядок. Человек, посмотревший трейлер, старается сложить в своем воображении цельную картинку, ему не хватает многих причинно-следственных связей, фактов. Вы уже догадались, каким будет результат? Ну, конечно, он обязательно пойдет на премьеру, чтобы расставить все точки над i.)
Анонс на тот или иной фильм, передачу или мероприятие стал неотъемлемой частью программы, которая в том или ином виде презентуется зрителю. Потрясающие воображение визуальные эффекты, великолепное музыкальное сопровождение и самые яркие, запоминающиеся и интригующие кадры – вот обязательные составляющие любого трейлера. Для чего это придумано?
Слайд 4
Первоначальной и основной задачей такого рода компиляций (сочинительство на основе чужих исследований или произведений) можно смело называть привлечение зрительской аудитории. Чтобы сделать книгу популярной, в XXI веке устроить книжную выставку мало. В эру смартфонов, когда от экрана любимого гаджета за шиворот не оттащишь ни почитаемого дедушку, ни двоечника Петю, ответственный библиотекарь непременно позаботится о качественном буктрейлере на книгу.
Джори Джона и Бенджи Дэвиса «Спокойной ночи уже!»
Вы посмотрели историю об уставшем медведе, который мечтал выспаться, но имел одну проблему: шумного соседа. На первый взгляд, это смешной мультик, а на самом деле буктрейлер на книгу Джори Джона и Бенджи Дэвиса «Спокойной ночи уже!»
Слайд 5
Как видите, буктрейлер — это короткий видеоролик, вдохновляющий прочитать книгу. Цель таких роликов — привлечь внимание к новому изданию или классическому произведению: рассмешить или растрогать, напугать или привести в восторг.
Как это работает
Об ориентации на впечатление мы только что сказали. В некотором смысле трейлер – это промо-ролик, который завлекает зрителей, подталкивает человека к приобретению билета на очередной сеанс или покупку лицензионного диска с уже готовым продуктом. Задача его – завладеть вниманием аудитории, заинтересовать, продемонстрировать основные преимущества фильма или другого продукта киноиндустрии.
Слайд 6
Особый вид
Если к трейлерам фильмов или игр современный зритель давным-давно привык, то в отношении буктрйлера, процесс привыкания только начался. Заимствуя основную модель, специфику подачи, авторы преследуют более широкие цели – не только рекламу продукта, но и его популяризацию в целом.
Буктрейлер – это, можно сказать, новый шаг навстречу передаче информации. Совершенно очевидно, что предмет изображения в такого рода видео-компиляциях будет особый, а именно литература, а не кинематограф. С одной стороны, сама система такого рода продуктов для нас понятна и однозначна, с другой же, буктрейлер – это нечто новое, особенное в силу целого ряда факторов.
Отличительные признаки
Как уже мы поняли, создание такого вида роликов направлено на рекламу произведения литературного, которому, в принципе, достаточно чужд язык кинематографа, визуального искусства в целом. Именно в этом и состоит главное, самое важное отличие видео-презентаций такого рода. Если в случае фильмов речь идет о компиляции самых ярких моментов уже готового произведения искусства, то буктрейлер – это всегда необходимость создавать подобные кадры с нуля. По сути это преобразование слова в картинку, переход из одного вида искусства в другой, их взаимодействие, диалог между ними.
А. Грин «Алые паруса»
Широта предназначения
Сегодняшнему человечеству достаточно сложно найти время и желание для изучения литературы. Постоянная спешка, заботы и наличие богатого кинематографа заставляют огромный процент населения предпочитать более простые варианты получения впечатлений обычному чтению.
Буктрейлер – это еще и своего рода способ популяризировать любовь к книге и слову. Вызывая интерес читателя, он призван провоцировать отложить насущные дела и ознакомиться с текстом, а чем больше человек читает, как известно, тем более богатым становится его словарный запас и внутренний мир.
Новизна
Буктрейлеры по книгам открылись современному обществу сравнительно недавно. Еще 10 лет назад подобная идея не приходила никому в голову, однако сейчас промо-ролики к шедеврам литературы стали явлением достаточно обыденным и многосторонним.
Возможно, идея создания такого жанра визуального искусства появилась благодаря многочисленным экранизациям культовых произведений. Внимание, которое они привлекают, способствуют повышению интереса к самой книге. Взять, к примеру, последнюю экранизацию Ф. С. Фицджеральда “Великий Гэтсби” – благодаря ей, продажи книги и выдачи на абонементах увеличились в десятки раз. Естественно, буктрейлеры по книгам как способ агитации к чтению были приняты во внимание маркетологами, рекламщиками и самими писателями, и стали самостоятельным жанром видеоискусства.
Простота – сестра таланта
Одной из основных особенностей такого рода роликов можно назвать простоту их исполнения. Конечно, в данном случае не имеются в виду профессиональные клипы, на создание которых выделяются спонсорами тысячи, если не миллионы. Все дело в том, что выпуск такого ролика вполне по силам любому задумавшемуся о том, как создать буктрейлер.
Необходимые составляющие
Прежде всего, как и любое другое дело, выпуск промо-роликов к литературе требует наличия желания. Согласно философии Фихте, человек может ровно то, что должен, так что создание буктрейлера окажется простым для того, кто действительно задастся такой целью. Стоит сделать первые несколько шагов в нужном направлении, как факт простоты исполнения станет очевидным.
Во-вторых, как сделать буктрейлер по книге без самого материала? Качественный продукт требует не только высококлассной базы, но и особого отношения к ней. Произведение, по которому снимается ролик, должно интересовать режиссера, вдохновлять его, служить мощным подспорьем для идей. Наконец, техническая составляющая: актеры, декорации и аппаратура. Оборудование не обязательно должно быть первоклассным, а исполнители ролей – обладателями премии “Оскар”. При наличии внутренней необходимости, желания и энтузиазма хороший ролик можно снять на камеру мобильного телефона.
Читайте Кира Булычева
Слайд 7
Теперь поговорим об особенностях конечного продукта. В первую очередь необходимо разработать правильный сценарий буктрейлера. По большому счету, от рекламного ролика фильма данный продукт отличается мало, так что принцип выбора сцен примерно тот же. Поскольку главная задача – заинтересовать читателя и буквально привести его в библиотеку за воображаемую руку, выбор сюжетной линии достаточно очевиден. Самые яркие, самые запоминающиеся и впечатляющие моменты – вот что необходимо для этих целей. Естественно, сюжет книги раскрывать зрителю не стоит. Он может передавать эмоции, ассоциации к событиям в книге, но никогда не откроет главную тайну — разве интересно читать, когда все карты раскрыты? Красивая недосказанность – вот наша цель.
Кэрролл «Алиса в стране чудес»
Съемки и монтаж
Теперь поговорим об оборудовании, декорациях и процессе непосредственного создания ролика. Как я уже сказала, использование дорогостоящей аппаратуры совершенно необязательно. Невероятно впечатляющую вещь можно сотворить при помощи самой слабой камеры и диктофона, встроенного в фотоаппарат.
Вы спросите: “Как делать буктрейлер, если использование непрофессиональной техники серьезно бьет по качеству?” Очень просто: нужно сделать проблему своим преимуществом. В этом вопросе важно помнить, что плохая картинка с претензией на высокохудожественный, качественный материал будет выглядеть нелепо, дешево и пошло. Но стоит обратиться к стилизации – и буктрейлер приобретет оригинальность и запоминаемость. Характерным примером в этом отношении можно назвать придание вида любительского кино, домашней съемки или даже видеозаписи с камер наблюдения, как было сделано в фильме “Паранормальное явление”. Чтобы видео легко воспринималось зрителями, выбирай понятные шрифты и помни: видеоряд должен соответствовать комментариям.
Слайд 8
Исходя из того, что нам предлагает словарь, трактовка самого понятия «буктрейлер» подразумевает создание презентационного ролика (желательно в формате видео), который будет посвящен книге (литературному произведению).
Даже «Красная книга» или «Кулинарный справочник» могут превратиться в буктрейлер.
«Про варенье» Алёна Долецкая
Так называется своеобразная видеопрезентация книги: самое главное – в буктрейлере – его изюминка, то что притягивает читателя, то ради чего он смотрит буктрейлер, – стремление прочитать книгу. Буктрейлер должен привлекать читателя, заставлять его окунуться в новый мир литературный, и открыть для себя какую-то новую книгу.
С термином буктрейлер знакомы не все. На западе он распространился уже несколько лет назад и пользуется популярностью среди авторов и издателей. Однако, к нам этот термин пришел относительно недавно. Так, давайте же разберемся.
Буктрейлер — это визуальная презентация книги. Его главная цель — привлечь внимание читателей к книге. Этот способ популяризации книги. К тому же, ролик к книге можно сделать самому, не выходя из дома.
Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.
Буктрейлер: расскажи о книге по-новому!
Небольшой экскурс в историю:
Первый буктрейлер появился в 1986 году. Его снял американский писатель Джон Фарис из небольшого слайдшоу, но популярными на западе видеоаннотации стали лишь в 2003 году, случилось это на книжной ярмарке в Луизиане. Ролик рекламировал книгу Кристиан Фихан «Темная симфония», десятый по счету роман из многотомной вампирской серии.
Кристиан Фихан «Темная симфония»
Популярность практики создания буктрейлеров получила с 2005 года благодаря развитию видеохостингов (YouTubе и др.) и социальных сетей. Сегодня почти ни одна рекламная кампания книги не обходится без буктрейлеров, там он стал самостоятельным искусством. Несмотря на то, что вроде бы все выглядит просто, создание качественного материала требует усилий и ответственности. И по мере того, как этот жанр вызывает интерес, все больше творческих людей стараются совершенствовать это искусство. Существуют даже конкурсы на создание лучшего буктрейлера.
За рубежом существует даже несколько ежегодных премий за достижения в этой области. Наиболее известные: MobyAwards (вручается американским издательством MelvilleHousePublishing); BookVideo (учреждена лондонским книжным магазином Foyles); Trailee (вручается американским изданием для детских библиотекарей SchoolLibraryJournal).
В России одним из первых и, пожалуй, самых дорогих буктрейлеров стал ролик на книгу Алексея Маврина «Псоглавцы». Он построен по всем законам короткометражного фильма.
Алексея Маврина «Псоглавцы»
Но не всегда все гладко. Активное продвижение неизвестного автора и количество потраченных на его рекламу средств (один только ролик обошелся холдингу «Азбука-Аттикус» без малого в 10 000 долларов) не принесли успеха, и издателям пришлось раскрыть тайну. Оказалось, что под псевдонимом «Маврин» писал пермяк Алексей Иванов.
Также буктрейлеры более или менее постоянно «делает» издательство «Эксмо». Есть в России и свой эксперт по буктрейлерам – переводчик и критик Лев Оборин, который примерно полтора года вел на сайте Openspace.ru обзоры главных буктрейлеров месяца.
Намечается и другая тенденция: создание видеороликов по книгам становится увлечением непрофессионалов. Очень активно приступили к созданию буктрейлеров библиотеки.
Так, в сентябре 2011 года Алтайская краевая библиотека организовала праздник “Bookтрейлер – к знаниям!”, в рамках которого проводился конкурс «Сними книгу!» (трейлеры понимались тут как «краткие видеоролики на тему чтения»).
Толковый словарь
Вологодской областной юношеской библиотекой был объявлен конкурс буктрейлеров «Книга в кадре» .
В январе 2012 года Зал электронной информации Центральной городской библиотеки им. А. С. Пушкина г. Каменск-Уральска «запустил» проект «Книжные сезоны»: «Зима. Время читать … сказки», «Весна. Время читать… о чувствах», «Осень: время читать … о детстве», «Зима; время читать английскую литературу» и т.д.
Как считают журналисты, «можно прогнозировать, что такие опыты станут повальным молодежным хобби. И это вполне в духе времени: цифровая видеокамера сделала доступной возможность довольно качественной любительской съемки».
Итак, буктрейлер – это короткое видеорассказ о книге на 2-3 минуты. Он может быть создан в формате презентации, постановочного видео или с использованием современных спецэффектов и анимации. В буктрейлере раскрываются самые яркие моменты произведения.
Цель буктрейлера – рассказать о книге. Но этот рассказ должен содержать интригу, чтобы подвести его к чтению книги.
Зачем нам нужен буктрейлер?
Буктрейлер помогает нам находить новых читателей, решает несколько задач:
Казалось бы, к чему видеодополнение к книге, если гораздо быстрее прочитать аннотацию? Но время не стоит на месте, меняется и рядовой читатель. Современные авторы все больше времени уделяют продвижению своих творений, а самый перспективный канал – это, безусловно, Всемирная паутина. Наиболее заметны в такой среде изображения и видео, поэтому сначала формой рекламы стали красивые “арты” – иллюстрации для электронных книг и даже комиксы с участием героев книг, но перед всеми этими формами продвижения неоспоримое преимущество имеет именно буктрейлер. Как сделать? Инструкция проста: во-первых, необходимо определиться с сюжетом. Не следует включать в него слишком серьезные “спойлеры”, раскрывающие сюжет. При этом нужно осветить самые сочные моменты произведения и сохранить интригу, ведь задача видео – побудить читателя к прочтению книги.
Классификации буктрейлеров
До сих пор не существует общепринятых требований к буктрейлерам, даже к их продолжительности. Специализированный англоязычный блог о буктрейлерах заявляет как оптимальную продолжительность ролика одну-полторы минуты. Выходящие в последние несколько лет российские ролики в среднем укладываются в интервал от одной до трех минут.
Слайд 9
Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.
Слайд 10
По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:
В. Железников Чучело
Национальный парк Башкирия
Алес «Сдам квартиру недорого»
Сергея Ильина и Марины Дружининой «Сказки из разных стран»
Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию на:
Примеры библиотечных атмосферных буктрейлеров:
В. Астафьев «Пастух и пастушка»
Халед Хоссейни «Тысяча сияющих солнц»
Лаура Эскивель «Шоколад на крутом кипятке»
Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно “повествовательным” и “атмосферным” (как, например, буктрейлер по книге Э. М. Ремарка «Триумфальная арка» ЦГБ г.Каменск-Уральский) и т. п.
Библиотеки активно привлекают для создания буктрейлеров детей и молодежь. И судя по их качеству и фантазии, это явно приносит им большее удовольствие, чем написание традиционных отзывов или сочинений.
Г. Остер. «Вредные советы»
Также библиотекари используют в своих буктрейлерах детские творческие работы, например, рисунки. Так, основой буктрейлера по книге К. Чуковского “От двух до пяти” послужили рисунки студии “Гусеничка” при Муниципальной библиотеке им. В. Маяковского г. Зеленогорска.
Создание буктрейлеров стало уже настолько популярным, что превратилось в искусство. Во время книжных фестивалей вручаются награды за лучшие из них. В конкурсах по созданию буктрейлеров участвуют и взрослые, и дети. Я не оговорилась, потому, что наверное отпадут последние сомнения по поводу создания буктрейлера, после просмотра ролика, если не компьютер, так телефон точно изучен:
Как же сделать буктрейлер
Слайд 11
Как создать буктрейлер – основные этапы
Структура ролика
Буктрейлер создается в 5 шагов:
Основные этапы создания буктрейлера
Как сделать буктрейлер по книге? Итак, как уже говорилось выше, на первом этапе необходимо:
Это может быть реализовано в форме презентации, постановочного ролика с участием актеров или создание анимации. Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы.
Как же сделать буктрейлер
Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это и реклама новых книг, и продвижение книг-юбиляров, и создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др. Но самое главное: выбранную книгу надо любить.
По сути, это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер – важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь книгу. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано. Стоит взвешивать не то что каждое предложение, а каждое слово. Сюжет должен показать основные яркие точки книги, должны быть показаны герои, место, конфликт и интрига.
Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма.
Для создания буктрейлера используются:
Слайд 12
Подобрать музыку, или записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Музыка для буктрейлера тоже должна отображать общий настрой произведения. Можно, конечно же, использовать популярные композиции, однако это чревато последствиями, если трек вставляется в презентацию без соблюдения авторских прав. В этом случае уже лучше написать музыкальное сопровождение самому. Благо программ для этого сейчас хватает: FL Studio, Cubase, Orion, Ableton Live, Studio One и т. д.
Слайд 13
Простейшие буктрейлеры создают с помощью компьютерной программы PowerPoint или PhotoStory.
Для более сложных понадобится Киностудия Windows Live или Windows Movie Maker.
Слайд 14
Windows Movie Maker (Мови мэйкер) – одна из наиболее простых и доступных программ – пишите а адресной строке: Как найти Windows Movie Maker в Windows 7 и скачиваете.
а) Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Минусы – одна звуковая дорожка.
Слайд 15
б) Из альтернативных решений стоит отметить Sony Vegas. К сожалению, эта программа-редактор распространяется на платной основе, зато обладает большим функционалом. Принцип работы схож с Movie Maker. SonyVegas Pro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэфектов, переходов, кадр в кадре.
Слайд 16
г). для монтажа видео, лучше использовать пакеты вроде Camtasia Studio (Камтасия студия)
Многие наиболее востребованные операции по работе с фото и видео можно выполнить в онлайновых редакторах. У онлайновых сервисов есть еще одно важное преимущество: благодаря тому, что все операции по обработке файлов выполняются на удаленном сервере, производительность компьютера, на котором вы работаете, не имеет значения. А это значит, что даже на маломощном ноутбуке можно без проблем редактировать видео высокого разрешения.
Слайд 17
Слайд 18
(вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, «свести» звук), потом записать на жесткий диск ПК.
Слайд 19
При использовании чужих материалов в своем видео, следует в титрах или в описании под видео указать ресурсы, откуда скачан материал, авторов и правообладателей.
Используйте все возможности высоких технологии. Благо, мы живем в очень продвинутом мире, где видеоролики можно создавать дома, на своем компьютере.
Слайд 20
Маркетинг и продвижение буктрейлера
Но и это еще не все. Допустим, материал смонтирован. В «чистовом» варианте это и есть наш буктрейлер. Как сделать дальнейшее продвижение, чтобы потенциальный читатель заинтересовался книгой и ее сюжетом? Тут не обойтись без продвижения в тех же социальных сетях или на таком популярном видеохостинге, как YouTube.
Поскольку наш промо-ролик изначально предполагается создавать в видео-варианте, именно YouTube для дальнейшей раскрутки подойдет лучше всего. Это самый популярный сейчас сайт с видеороликами. Некоторые из них набирают миллионы просмотров, к тому же с него очень удобно «заливать» видео на другие сайты: личный сайт автора, а также социальные сети, о которых следует поговорить подробнее.
Продвижение в социальных сетях
Заинтересовать потенциального читателя – вот задача, которую должен выполнить буктрейлер. Как сделать, чтобы его увидели люди? «ВКонтакте» и “Одноклассники” – две наиболее популярные в России социальные сети. Существует также Facebook – сеть для иноязычных пользователей, однако продвигать трейлер только в качестве дополнения. Делать Facebook основной платформой рекламы нет смысла, если автор не ориентирован на иностранного читателя.
Большая часть пользователей сети Вконтакте – молодежь, поэтому если книга ориентирована на молодую публику, то и сконцентрироваться нужно на этом сайте. «Одноклассниками» же пользуется в основном старшее поколение.
Эта разделение действительно существует, чтобы проверить, достаточно просто посмотреть статистику любой большой группы “ВКонтакте”, насчитывающей несколько миллионов человек. Таким образом, необходимо определиться, на какую аудиторию ориентирована книга, и большую часть времени уделять какому-то одному сайту. Помните: вам не удастся охватить всех, ищите свою аудиторию.
Но проще сказать, чем сделать. Как же заниматься продвижением? Во-первых, необходимо создать группу, посвященную книге, после чего попросить друзей сделать репост. (репост – это возможность мгновенно поделиться информационной заметкой, размещенной в соцсетях, при этом не меняя ее содержания и оставляя ссылку на исходник). Если каждый из друзей, в свою очередь, отправит трейлер пяти своим друзьям, а те – своим пяти, постепенно даже «сарафанное радио» будет работать на книгу.
Во-вторых, можно публиковать буктрейлер в группах, посвященных литературе, искусству. Почему важно, чтобы тематика подходила? Потому что пользователи сообщества, посвященного, к примеру, починке автомобилей, заходят в группу, чтобы читать информацию именно на эту тему и лишние новости «не по теме» только раздражают.
В-третьих, можно воспользоваться контекстной рекламой в социальной сети. По нынешним ценам это обойдется сравнительно недорого и привлечет в сообщество автора людей, а дальше дело будет стоять только за тем, заинтересует их буктрейлер или нет.
Само собой разумеется, не стоит сбрасывать со счетов и публикацию рекламы на каких-то сайтах, однако здесь стоит учитывать и специфику самого литературного произведения, и направленность каждого интернет-ресурса, где предполагается размещать искомый ролик.
Продвижение детской литературы также имеет свои особенности, потому что смотреть трейлер будут не дети, а родители, которые потом пойдут за книгой в библиотеку, чтобы дать почитать ребенку. Поэтому и аудитория несколько меняется: в социальных сетях к уже указанным выше тематикам сообществ (искусство, литература) прибавляются группы тематик «молодые мамы», «дети и родители» и так далее, ведь в большинстве случаев именно матери стараются привить детям любовь к чтению. Также к аудитории прибавляются женщины и мужчины старшего поколения, которые могут заинтересоваться книгой, если у них есть внуки.
Безусловно, это не единственные инструменты. Мир не стоит на месте и с каждым годом технических новшеств все больше и больше. Выберите то, что подходит вам.
Слайд 21
Частые ошибки
Чаще всего сами авторы первыми задумываются о том, чтобы создать буктрейлер. Как сделать его более профессиональным? Всегда есть возможность сначала просмотреть множество любительских работ и сравнить их с работами мастеров своего дела.
Слайд 22
Заключение
Как видим, создать буктрейлер, в общем-то, не так уж и сложно. Главное здесь – учесть некоторые моменты оформления, подачи основной темы произведения, а также дальнейшее продвижение книги в сети с целью ее максимальной популяризации, ведь нужно, чтобы читатель при просмотре ролика сразу же заинтересовался книгой. И в заключение приведу слова одного из организаторов конкурса буктрейлеров VideoBooks Саши Мартыновой: «Продвижение книг с помощью талантливо и любовно сделанных буктрейлеров – достойный и качественный промометод, хоть и не единственный и не лучший в мире: по-прежнему лучший, на мой взгляд, личная рекомендация референтного читателя. Буктрейлер же – это замечательный метод выражения признательности книге и автору, который доступен почти любому читателю, у кого есть компьютер, фотоаппарат или видеокамера и немного свободного времени».