Бухгалтер субъекта малого бизнеса что
Бухгалтер
Зачем нужен бухгалтер в малом бизнесе
Открывая собственное дело, бизнесмены стремятся максимально сэкономить на затратах. Иногда в категорию «лишних» попадают и расходы на зарплату бухгалтера.
Зачастую собственник компании думает, что бухгалтер всего лишь «жмет на кнопки», а затем программа все «считает сама». Да и у нового бизнеса часто бывает не очень много операций. Но задачи бухгалтера не ограничиваются только оформлением документов и отправкой отчетности.
Разберемся, зачем в малом бизнесе нужен бухгалтер и можно ли без него обойтись.
Кто должен вести бухгалтерский учет
В соответствии с законом № 402-ФЗ все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет и сдавать отчетность в налоговые органы. Индивидуальные предприниматели от бухгалтерского учета освобождены. Однако на деле им в большинстве случаев тоже приходится вести бухгалтерию . Если ИП работает на общей системе, то только грамотный бухгалтерский учет поможет не ошибиться при определении налоговой базы. Да и при использовании спецрежимов контроль за доходами и расходами все равно необходим.
Если предприниматель захочет взять кредит в банке, то предоставление бухгалтерской отчетности — это обязательный пункт при сотрудничестве с финансовым учреждением. Также без нее не обойтись в случае заключения крупного контракта или привлечения дополнительных средств в бизнес. Поэтому по мере развития вопрос ведения бухгалтерского учета встает практически перед всеми предпринимателями.
Может ли директор стать бухгалтером
Закон дает право директору малого предприятия или предпринимателю вести учет самостоятельно. Но стоит ли так делать?
Начиная изучать бухгалтерию, руководитель должен помнить – это требует большой концентрации и усидчивости. Учет основан на множестве рутинных операций. Для управления бизнесом часто нужны сложные и нестандартные решения, обдумывание которых требует времени. А директор вместо этого будет занят работой с первичными документами или отправкой платежек.
Руководителю потребуется немало времени и сил, чтобы разобраться в основах бухгалтерского учета. Безусловно, сделать это возможно. Но законодательство в финансовой сфере очень изменчиво. Требуется практически ежедневно вникать в нововведения, уточнения и разъяснения. И если директор, помимо управления бизнесом, берет на себя еще функции бухгалтера и ведение бухгалтерского учета, то что-то из этого будет страдать. Скорее всего — пострадает и учет, и бизнес в целом.
Поэтому намного проще делегировать бухгалтерский учет бухгалтеру, который будет посвящать ему все свое время. Директор же сможет заняться своими непосредственными обязанностями.
Может ли учетный сервис заменить бухгалтера
При заключении договора на обслуживание расчетного счета многие банки предлагают свои сервисы по ведению бухгалтерии. Главный аргумент – эти программные продукты помогут сэкономить и заменить бухгалтера. Как утверждают банкиры, используя сервис, встроенный в клиент-банк, руководитель компании может сам без проблем вести учет, считать налоги и сдавать отчетность.
Действительно, подобных инструментов разработано множество. Банковские учетные сервисы позволяют сформировать первичные документы и заполнить отчеты. Но вряд ли такие программы смогут на деле полностью заменить бухгалтера.
— эквайринг, когда деньги приходят позднее и, как правило, за вычетом комиссии банка;
— валютная выручка, когда доход при УСН нужно учесть по курсу ЦБ на дату прихода денег на транзитный счет (письмо Минфина России от 27.01.2012 N 03-11-06/2/10).
Получается, что без проблем пользоваться банковскими учетными программами могут только ИП без работников, которые применяют УСН «Доходы», ЕНВД или патент. Впрочем, в последнем случае отчетность вообще не требуется, а бухучет каждый предприниматель может вести в любой удобной для себя форме, которая позволит ему управлять бизнесом.
При появлении же работников (это относится ко всем юридическим лицам) или при проведении любых нестандартных операций лучше воспользоваться для ведения бухучета услугами бухгалтера.
Оптимизация налогов
Компьютерная программа не может проанализировать налоговую нагрузку предприятия и предложить пути по ее снижению. А ведь для этого существует масса законных способов: использование спецрежимов, различные льготы и т.п.
Только грамотный бухгалтер или группа специалистов аутсорсинговой фирмы смогут провести всесторонний анализ фискальной нагрузки компании и сократить затраты. Для этого нужно обладать в полной мере знаниями в области бухгалтерского, налогового и «смежных» видов законодательства, например — трудового права.
К сожалению, руководители организаций часто не обладают достаточным объемом знаний для грамотной налоговой оптимизации. Поэтому либо платят больше, когда можно было легально сэкономить, или же прибегают к незаконным способам, что впоследствии негативно отражается на всем бизнесе.
Задача бухгалтера или аутсорсинговой компании состоит не только в том, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку. Бухгалтер должен рассчитать налоговую базу таким образом, чтобы в дальнейшем у проверяющих не возникло никаких претензий.
Взаимодействие с контролирующими органами
Работающий бизнес, к которому никогда не возникает вопросов со стороны налоговой инспекции или страховых фондов – это что-то из области фантастики. Взаимодействовать с контролерами придется в любом случае. И здесь очень пригодится грамотный бухгалтер, который сможет говорить с проверяющими «на одном языке».
Бухгалтер и аутсорсинговые фирмы, кроме того, имеют налаженные каналы связи со всеми контролирующими органами. Поэтому большинство вопросов решают самостоятельно, без привлечения руководства компании.
Автоматизированные сервисы такие вопросы решать не могут вообще. Напротив — как раз из-за их формального подхода к учету или стандартных настроек, которые не учитывают особенности компании, у налоговиков часто и возникают вопросы.
Ответственность
Никакой ответственности перед бизнесменом разработчики учетной программы не несут. Поэтому остается только надеяться, что все необходимые изменения порядка учета вносятся в алгоритмы сервиса вовремя.
Если же организация заключает договор с аутсорсинговой фирмой, то, в большинстве случаев, она застрахована от ошибок в буквальном смысле. Недочеты могут быть допущены и «внешними» консультантами, но они, в соответствии с договором, берут на себя все последствия, в том числе — компенсацию штрафов и пени. Нередко аутсорсинговые фирмы для дополнительной защиты от финансовых рисков привлекают страховые компании.
Управленческий учет
С ведением управленческого учета никакие автоматизированные сервисы точно не справятся. Ведь его нужно настраивать и вести с учетом особенностей конкретного бизнеса. А если директор возьмет на себя еще и эту обязанность, то времени на то, чтобы заниматься управлением, у него совсем не останется.
Аутсорсинг или штатный бухгалтер
Бухгалтер должен обладать обширными знаниями не только в области учета. На деле же многие из них оказываются узкими специалистами, которые не имеют представления о налогах, кадровом учете или бюджетировании. Однако все эти сферы тесно связано с деятельностью бухгалтера. Аутсорсинговые фирмы имеют в своем штате специалистов различного профиля, которые работают совместно и могут решить любые возникающие вопросы.
Вывод
Бухгалтер — это не просто человек, который нажимает на «волшебные кнопки», а специалист, контролирующий все финансовые потоки компании. Бухгалтер — посредник между бизнесом и государством в лице контролирующих органов.
Никакой автоматизированный сервис не может в полном объеме заменить профессионального бухгалтера или работу консалтинговой фирмы.
Поэтому нужно очень тщательно подходить к выбору бухгалтера или организации, на которых возлагается ответственность за финансы компании. При правильном выборе директор сможет спокойно заниматься развитием бизнеса, не отвлекаясь на рутинные учетные процессы.
ВТБ запускает бесплатный курс по бухгалтерии для малого бизнеса
ВТБ запустил бесплатный образовательный онлайн-курс «Бухгалтер субъекта малого бизнеса». До конца года по нему смогут пройти обучение около 3 тыс. человек. Курс организован в рамках федерального проекта «Содействие занятости». Прием заявок на участие продлится до 10 ноября.
Образовательная программа подготовлена экспертами сервиса мобильной бухгалтерии ВТБ Cifra и включает в себя 256 учебных часов − цикл лекций, семинары, а также задания для самостоятельной работы. За 10 недель студенты освоят профессию бухгалтера, получат практические навыки ведения бухгалтерского учета и составления налоговых деклараций.
Овладеть основами бухгалтерского учета смогут все, кто обратился в службу занятости для помощи в трудоустройстве. Проект ВТБ направлен, в том числе на помощь, профессиональное развитие и переподготовку нетрудоустроенных, граждан предпенсионного возраста, женщин с детьми дошкольного возраста или в отпуске по уходу за ребенком. Партнером курса выступает Национальный исследовательский Томский государственный университет, благодаря сотрудничеству с которым по итогам обучения слушателям будет выдан диплом государственного образца.
Лучшие выпускники курса получат приглашение на работу в сервисе ВТБ Cifra, в котором предприниматели могут вести бухгалтерский и налоговый учёт «под ключ», отслеживать финансовые операции, управлять несколькими счетами в разных банках. Приложение напоминает пользователям о ближайших платежах, рассчитывает суммы налоговых выплат и формирует отчетность.
«Задача образовательных проектов ВТБ — создавать условия для получения современных навыков, которые впоследствии будут востребованы на рынке труда. Опыт реализации цифровых решений для бизнеса позволяет нам не только предоставлять актуальные продукты и сервисы для предпринимателей, но и делиться накопленными знаниями, помогая людям. Бесплатный онлайн-курс по бухгалтерии для малого бизнеса поможет слушателям с нуля развить профессиональные компетенции, необходимые для получения работы по специальности, и отработать полученные навыки на практике», − отметил Спартак Солонин, руководитель департамента корпоративного цифрового бизнеса — старший вице-президент банка ВТБ.
«Эффективная реализация федерального проекта „Содействие занятости“ тесно связана с вовлечением бизнеса. Созданная программа — яркий пример сотрудничества университета и крупной компании. Нам удалось создать программу, отвечающую высоким стандартам качества и практикоориентированности. Это еще раз доказывает, что разработка программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки под задачи развития рынка труда отрасли или субъекта Российской Федерации является одним из перспективных направлений сотрудничества университетов и бизнеса», − прокомментировал Евгений Луков, проректор по образовательной деятельности ТГУ.
Подробная информация и регистрация на курс на сайте https://tgu-dpo.ru/program/accountant
Справка
Федеральный проект «Содействие занятости» реализуется в рамках национальной программы «Демография» с 2021 по 2024 годы при поддержке министерства труда и социальной защиты, министерства науки и высшего образования и министерства просвещения РФ.
Бухгалтер для ИП: роскошь или необходимость
По закону, ИП не обязан вести бухгалтерский учет. Однако может это делать по желанию, например, чтобы держать финансы в порядке. Вести бухгалтерию можно самостоятельно, а можно нанять специалиста или обратиться за помощью к онлайн-сервисам. В этой статье расскажем, как индивидуальному предпринимателю самостоятельно заниматься бухучетом.
Нужен ли бухгалтер для ИП
По 402-ФЗ, индивидуальные предприниматели не ведут бухгалтерский учет в обязательном порядке, но не освобождаются от ведения налогового учета. Это означает, что предпринимателю все равно нужно отчитываться перед налоговой о доходах и расходах.
Однако предпринимателю рекомендуется вести бухгалтерский учет, чтобы эффективнее заниматься бизнесом. Например, с бухучетом видно:
Бывает, что ИП начинает бизнес с малого, а затем расширяется и регистрирует юридическое лицо. В этом случае обязательно нужно вести бухучет.
Основные функции бухгалтера для ИП
Бухгалтер для ИП может не только навести порядок в финансах предпринимателя или сдавать в налоговую документы. Также бухгалтер полезен, чтобы:
Если работаете с бухгалтером, также можете консультироваться со специалистом по финансовым вопросам.
Стоимость бухгалтерских услуг для ИП
Зарплату штатного специалиста в вашем регионе можете посмотреть на сайте с вакансиями, например, rabota.ru или hh.ru. Обычно оклад зависит от обязанностей, например, если у вас просто ИП на упрощенке, то работа бухгалтера не будет занимать много времени, а если помимо ИП у вас три юрлица, то один специалист может и не справиться.
Некоторые банки предлагают бесплатное бухгалтерское обслуживание, например в Модульбанке работать с бесплатным бухгалтером могут ИП на УСН 6%, если у них нет сотрудников. Бухгалтер считает налоги и взносы, а также готовит декларации — предпринимателю остается подписать их одной кнопкой.
Бухгалтер Модульбанка берет на себя ведение бухгалтерии ИП. Все это бухгалтер делает через интернет: если для отчета нужен договор или акт, мы попросим прислать скан в чат. Когда придет время платить налоги, вы увидите платежку в личном кабинете и подпишете одной кнопкой — деньги отправятся в налоговую.
Бухгалтер готовит отчеты и отправляет их сам. Для этого у бухгалтера есть цифровая подпись. С цифровой подписью бухгалтер отправляет отчеты в налоговую и фонды, а платежи вы подписываете сами.
Правильно вести бухучет особенно важно, если ИП работает с валютой, потому что штрафы могут быть еще выше. Также если вы работаете с иностранными компаниями, то проходите валютный контроль, когда переводите им деньги или получаете валюту из-за рубежа.
При прохождении контроля вы подтверждаете банку, что деньги заработаны честным путем, а банк отчитывается о переводе перед ЦБ. Чтобы проходить валютный контроль без бумажной волокиты и всего за два часа, откройте расчетный счет в Модульбанке: и специалисты будут готовить для вас все необходимые документы.
С расчетного счета обычно невыгодно выводить деньги, но с опцией «Зелёный лимит» вы сможете переводить на карту любые суммы с небольшой комиссией — от 0,75%.
Как упростить бухгалтерский учёт для малого бизнеса
В отличие от крупных компаний, представители малого бизнеса могут вести упрощённый бухучёт и сдавать всего две формы бухгалтерской отчётности. Рассказываем, что и как можно упростить в бухгалтерском учёте. В конце статьи — видео с вебинара Алексея Иванова по применению упрощённой системы бухгалтерского учёта.
Кому можно вести упрощённый бухучёт
Бухучёт обязаны вести все организации, включая малые и микропредприятия. Неважно, какой режим налогообложения они применяют, — даже на упрощёнке у юрлиц нет освобождения от бухгалтерского учёта.
Но п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» разрешает субъектам малого предпринимательства использовать для ведения бухучёта упрощённые способы. В 2021 году это касается организаций, у которых:
Налоговая вносит такие организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП). Вновь созданное юрлицо можно считать малым предприятием, если оно соответствует всем критериям за период со дня госрегистрации. В реестр МСП его включат автоматически 10-го числа месяца, следующего после регистрации.
Кроме малых предприятий, упрощённые способы ведения бухучёта и составления бухотчётности могут выбрать некоммерческие организации (НКО) и участники проекта «Сколково».
Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ, у индивидуальных предпринимателей нет обязанности вести бухгалтерию при условии, что они ведут налоговый учёт доходов, расходов и других объектов налогообложения. Но если ИП решит, что ему нужен бухучёт, то может выбрать полный или упрощённый вариант. В любом случае, предпринимателям не надо сдавать в ИФНС бухгалтерскую отчётность.
Какие предприятия не имеют права на упрощённый учёт
Нельзя упрощать бухучёт, если предприятие обязано проводить ежегодный аудит своей бухгалтерской (финансовой) отчётности. В частности, такая обязанность появляется, если организация:
Полный перечень случаев обязательного аудита бухотчётности приведён в п. 1 ст. 5 закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Также нельзя пользоваться упрощёнными способами бухучёта жилищным, жилищно-строительным, кредитным потребительским кооперативам и другим организациям, перечисленным в п. 5 ст. 6 закона № 402-ФЗ.
Чем регламентируется упрощённый бухучёт
Особенности ведения бухучёта упрощёнными способами приведены в рекомендациях в области бухучёта.
При упрощённом бухучёте можно не применять некоторые ПБУ и ФСБУ или их отдельные положения, например:
Ведение бухучёта и составление бухотчётности в упрощённой форме
Если организация планирует вести упрощённый бухучёт и пользоваться специальными формами бухотчётности, нужно прописать это в учётной политике. При выборе методов учёта руководствуются требованием рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»). Это значит, что нужно проанализировать и выбрать методы, благодаря которым можно сформировать полную и достоверную финансовую отчётность с минимальными затратами.
Способы упрощения бухучёта
Есть три вида упрощённого учёта.
Сокращённый план счетов
При упрощённом бухучёте можно сократить обычный план счетов, объединив некоторые счета друг с другом. Например, применять:
Рабочий план счетов нужно приложить к учётной политике.
Первичные документы и бухгалтерские регистры
Для ведения бухучёта упрощёнными способами можно самостоятельно разработать подходящие первичные документы (акты, накладные и др.). За основу обычно берут бланки из альбомов унифицированных форм первичных документов и просто удаляют лишние поля или добавляют новые. Главное — сохранить все обязательные реквизиты первичных документов из п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ: наименование и дату документа, название организации, содержание факта хозяйственной жизни, его измерители и их величину, наименование должностей составителей документа, их фамилии и личные подписи.
При сокращённом и простом видах упрощённого учёта можно не вести бухгалтерские регистры имущества. В этом случае все хозоперации заносят в книгу (журнал) учёта фактов хозяйственной жизни.
При полном виде упрощённого бухучёта для регистрации фактов хозяйственной жизни можно разработать свои бланки регистров.
Формы самостоятельно разработанных первичных документов и бухгалтерских регистров закрепляют в учётной политике.
Учёт доходов и расходов
При упрощённом бухучёте организации могут учитывать доходы и расходы кассовым методом, то есть признавать:
Обычно этим упрощением пользуются организации, которые применяют кассовый метод и в налоговом учёте, например, при УСН.
Упрощённая отчётность
При упрощённом бухучёте не обязательно заполнять полный комплект бухгалтерской отчётности. Можно обойтись только бухгалтерским балансом и отчётом о финансовых результатах по специальным формам из приложения № 5 Приказа Минфина № 66н от 02.07.2010. Некоммерческие организации заполняют ещё и третью форму — отчёт о целевом использовании средств.
Сдают упрощённую бухгалтерскую отчётность в свою налоговую инспекцию. Срок сдачи такой же, как и по обычным формам — до 31 марта года, следующего после отчётного.
Начиная с отчётности за 2020 год отчёты принимают только в электронном виде через операторов электронного документооборота.
Благодаря упрощённым способам ведения бухучёта можно значительно снизить нагрузку на бухгалтерию. Ещё больше облегчить работу поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер». В нём план счетов и бухотчётность для малого бизнеса упрощённые, а нетиповые факты хозяйственной жизни оформляются бухгалтерскими справками. Бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС.
ФСБУ 6/2020 в деталях
Подарок для наших читателей — запись вебинара по упрощённой системе бухгалтерского учёта. Час подробного разбора особенностей системы, конкретных примеров и ответов на вопросы! Спикер — Алексей Иванов — директор по знаниям и развитию учётной системы интернет-бухгалтерии «Моё дело».
Бухгалтер у ИП на УСН: радости и сложности в работе
Быть бухгалтером у ИП — что может быть проще. Или нет? Насколько радужна и беззаботна жизнь бухгалтера индивидуального предпринимателя — какие радости и трудности ожидают его у ИП на упрощенке, узнаете, прочитав статью. Предпринимателям тоже советуем почитать — удивитесь, как оказывается много умеет бухгалтер и что (вот странно) совсем не входит в его обязанности (но он все равно делает).
Основная обязанность — налоговый учет
Проблема № 1 : ИП часто относятся к документам небрежно. Бухгалтерам приходится проявлять ангельское терпение и стойкость духа, чтобы навести порядок в учете.
Чего только не услышит бухгалтер от владельца бизнеса:
Отладка и настройка налогового учета, формирование ответственности предпринимателя — это нервы, время и силы. Будьте к этому готовы!
Но есть и положительный момент.
Радость № 1 : декларацию по УСН сдают только раз в году. А у ИП срок сдачи наступает позже, чем у ООО на целый месяц. Мелочь, а приятно.
За что еще отвечает бухгалтер у ИП
Бухгалтер у ИП — всегда мастер-многостаночник, просто потому, что часто работает за всех в единственном лице. Какие функции еще ведет бухгалтер у ИП?
Начисление зарплаты работникам
Это скорее «стандарт» любого малого бизнеса, чем исключение.
Но часто ИП не готовы уплачивать взносы за работников государству. Плюс вечная проблема НДФЛ: чтобы выдать на руки работнику 50 тысяч рублей, это ж еще и в бюджет надо почти 7,5 тысяч заплатить. Не любят ИП такую арифметику. И именно на бухгалтера возлагают решение дилеммы: как оплатить труд работникам, но при этом ничего сверху никуда не доплачивать.
«Зачем нам трудовые договоры, Наталья Ивановна? Давайте оформим всех самозанятыми по ГПХ, все так делают, а еще лучше — в договоре поставим копеечное вознаграждение, а остальное будем просто на руки выдавать».
Отстоять свою позицию — не просто. Даже оперирование статьями закона помогает не всегда. Часто владельцы бизнеса просто не готовы тратить на содержание работников больше определенной суммы и точка.
Проблема № 2: доказать работодателю, что по жалобе работников на предприятие может пожаловать проверка. И объяснить, что переквалификация договора ГПХ в трудовой влечет серьезные последствия в виде доначислений налогов, взносов, штрафов и пеней.
Если же ИП будет привлекать сторонних исполнителей-самозанятых время от времени на конкретный объем работ — это заметно облегчит жизнь бухгалтеру. Главное, чтобы первичка была в порядке.
Радость № 2 : если ИП в рамках правовых норм сотрудничает с самозанятыми, бухгалтеру не нужно начислять НДФЛ и страховые взносы, рассчитывать и выплачивать больничные, отпуска, компенсации — просто мечта!
Кассовые операции
От кассовой дисциплины бухгалтеру ИП точно не сбежать («в одном лице», помните?):
Думаете все? Как бы ни так. Если есть работники и наличные расчеты с контрагентами, то есть и онлайн-касса. Угадайте, кто будет ставить ее на учет, оператора ОФД подыскивать? А если у ИП, например, услуги, а касса в офисе стоит, кто будет чеки пробивать?
Проблема № 3: работа с кассовым аппаратом и материальная ответственностьза наличные средства предпринимателя.
Кадровый учет
Ну, кадры — это просто классика жанра. Помним, предприниматель не дока в видах учета: бухгалтерский или кадровый — все одно, работа с документами.
Ведение бумажных и электронных трудовых книжек, приказы, личные карточки, СЗВ-ТД в Пенсионный фонд.
Проблема № 4: кадровый учет у ИП почти всегда ведет бухгалтер.
Правда есть обстоятельства, облегчающие задачу: если у ИП микробизнес (персонала не больше 15 человек, а годовой доход не превышает 120 млн. рублей), то кадровый учет можно вести в упрощенной форме.
То есть можно отказаться от целого ряда локальных нормативных актов, а вместо этого заключать с персоналом типовые трудовые договоры (постановление Правительства РФ от 27.08.2016 № 858).
Радость № 3 : для микропредприятия кадровый учет может быть упрощенным.
Делопроизводство
Еще одна сторона нелегкой жизни бухгалтера у ИП:
Проблема № 5: на бухгалтера, как правило, скидывают любую административную работу. Кто у нас тут главный специалист по бумажкам, не забыли?
Еще и без пяти копеек штатный юрист
«Наталья Ивановна, нам бы там ОКВЭД добавить. И еще договорчик проверить, контрагент прислал, а там целых 20 листов. А давайте на будущее лучше свой договор составим, сделаете?» — и это тоже будни бухгалтера.
И еще целая масса вопросов и текущих проблем:
Проблема № 6: даже при отсутствии юридического образования, бухгалтеру придется решать правовые вопросы.
Главная радость: бухгалтер ИП умеет делать абсолютно все. Нет такой проблемы, которую бы он не смог решить. Функционал у него широчайший, и любая задача ему по плечу!
А чтобы не бояться трудностей, быть уверенным в своих силах, подтянуть знания и быть готовым к любым поворотам судьбы — пройдите обучение у лучших экспертов-практиков в Школе главбуха на упрощенке.