Что такое оверхед в музыке
Что такое оверхед в музыке
Для начала посмотрим на стандартную барабанную установку (для барабанщика-правши).
Это довольно распространенный сет, состоящий из (Рис.1):
1. Бочка 22”
2. Рабочий барабан 14”
3. Том 10”
4. Том 12”
5. Напольный том 16”
6. Хай-хет
7. Две тарелки «крэш»
8. Тарелка «райд»
Самый важный секрет в снятии звука ударных кроется в том, что главные микрофоны для барабанов – это так называемые «оверхеды». Иногда их называют «тарелочные», и в этом кроется ошибка. Оверхеды снимают не только тарелки. Они снимают звучание ВСЕЙ установки. Поэтому – от того, как они расположены, зависит очень много. Самым распространенным способом размещения оверхедов является такое смотрим (Рис.2).
Какие подводные камни есть у подобного расположения? Для того, что бы это понять, необходимо обратиться к понятию «стерео-образа». Стерео-образ барабанной установки достигается панорамированием соответствующих ячеек микшерного пульта.
Обычно барабаны размещают по панораме следующим порядком:
Оверхеды – влево-вправо;
Бочка – по центру;
Рабочий барабан – по центру;
Хай-хет – немного вправо;
10” – немного вправо;
12” – по центру;
Напольный том 16″ – немного влево.
Идеально этот стерео-образ должен виртуально восприниматься следующим образом смотрим (Рис.3).
Но если расположить оверхеды, как на (Рис.4), то сформированный этими микрофонами стерео-образ будет восприниматься по другому.
Гораздо проще сразу разместить оверхедные микрофоны правильно относительно стерео-образа. Если у нас в середине стерео-образа должны находится бочка, рабочий барабан и 12” том, то их физическое расположение мы и будем считать центральной осью, относительно которой устанавливаются оверхеды. Выглядит это примерно так (Рис.5)
Желательно, чтобы они были максимально качественными (мне нравится для этой цели использовать AKG C414 в режиме «широкая кардиоида» или Neumann KM184).
Обработка ударных несколькими компрессорами
Как улучшить индивидуальные и групповые ударные треки при помощи нескольких компрессоров.
Динамическая обработка ударных зачастую подразумевает активное использование маршрутизации сигнала по различным каналам для достижения общего качественного звука.
В этом небольшом уроке мы покажем, как делать компрессию мультитрековой ударной установки при помощи набора компрессоров. При этом по результатам урока мы должны получить максимальное качественное студийное звучание ударных.
Мультитрек
Работа будет вестись с мультитрековой сессией записи ударных, состоящей из следующих дорожек:
Мультитрек ударных был взят с сервиса DrumDrops. Дорожки ударных, поставляемые DrumDrops, имеют великолепное качество звучания и поставляются в «максимальном наборе» каналов.
Первым делом импортируем все дорожки ударных в новый проект, а затем заглушим все стерео-дорожки (Stereo Overheads, Room 1-3, Crust).
Исходный мультитрек:
Бочка
Начало обработки ударной установки придется на бас-бочку. Дорожку Kick In обработаем при помощи компрессора UAD 1176 (можно использовать любые аналоги 1176). На сигнал дорожки Kick Out поместим компрессор Tube-Tech CL 1B.
Оба компрессора увеличат щелчок бочки, а большое значение времени Атаки позволит смягчит все переходы между частотами.
Компрессия на бочке:
Рабочий барабан (снэйр)
Отправим сигнал с обеих дорожек рабочего барабана на новую шину — именно суммированный сигнал подвергнется компрессии.
В роли компрессора для рабочего барабана выступит Native Instruments VC 160. Количество компрессии должно быть достаточно большим, чтобы сделать звук более объемным.
Компрессия на рабочем барабане:
Crust
Чтобы придать звучанию немного приятной «грязи», активируем дорожку Crust, а затем пропустим ее сигнал через компрессор UAD EL7 Fatso Sr. Компрессор придаст общему звуку ударных дополнительной динамики за счет поднятия громкости сигнала. Даже при довольно слабой обработке, компрессия улучшит общую картину.
Компрессия дорожки Crust:
Оверхед-секция
Теперь активируем стереодорожки оверхед-секции (Stereo Overhead L и Stereo Overhead R). Отправим сигнал с обеих дорожек на общую шину, на которую поместим компрессор UAD Manley Variable Mu Limiter Compressor. В случае, если у вас нет возможности воспользоваться таким же компрессором, попробуйте прибегнуть к помощи любого качественного компрессора/лимитера.
Компрессор от UAD славится теплом своей обработки, что наилучшим образом скажется на богатстве звучания оверхедов.
Оверхед-секция после обработки компрессором:
Комната
Наконец, вернем в микс дорожки комнаты, соберем их в группу и обработаем тремя компрессорами с разными настройками. Для каждой из трех дорожек будет использоваться свой компрессор:
В итоге каждый из компрессоров придаст своих «красок» общему саунду ударной установки. Просто сравните изначальный необработанный микс ударных с тем, что мы получили после применения активной компрессии.
Оригинальный мультитрек:
Мультитрек с компрессированными дорожками комнаты (общий итог):
Параллельная компрессия
Параллельная компрессия – это способ динамической обработки, который основан на подмешивании к оригинальному сигналу его компрессированной копии в определённой пропорции. Результатом подобной обработки является усиление тихих составляющих сигнала, тогда как составляющие с большой амплитудой остаются практически неизменными.
Если при обычной понижающей компрессии понижается уровень пиков для сжатия динамического диапазона, то при параллельной динамический диапазон сжимается, наоборот поднятием уровня тихих составляющих.
Параллельная компрессия, в отличие от стандартной, позволяет лучше сохранить резкую атаку сигнала. Её также можно использовать для художественного насыщения сигнала и создания характерного напористого звучания.
Обработка бас-гитары
В роке и метале бас-гитара – инструмент не менее важный, чем соло-гитара, ударные или вокал. Всем, наверное, известно, что плохо звучащий бас испортит любую аранжировку, сделает её вялой, мёртвой и бесхарактерной.
Однако, даже понимая это, далеко не всем и не всегда бывает легко добиться приличного звучания бас-гитары, особенно если она была записана не лучшим образом, например, напрямую «в линию», без каких-либо усилителей и процессоров.
Однако добиться приличного звука баса можно даже в этом случае и как раз о том, как этого добиться, и пойдёт речь в данном видеоуроке.
В данном видеоуроке речь пойдёт об обработке бас-гитары и её сведении с ударными в стиле Hard Rock. Будет показано, как сделать звук бас-гитары мощным, сочным и мясистым, используя только стандартные приборы обработки.
Сведение бочки с басом
Бочка и бас – неотъемлемые элементы, пожалуй, любой современной композиции. От качества звучания бочки и баса зависит всё: настроение композиции, её драйв, пульсация, а также звучание других инструментов и компонентов микса.
С точки зрения физики бочка и бас – простейшие по тембру инструменты, но с точки зрения музыки – это основа, фундамент, на котором держатся все остальные инструменты.
Как и в случае со строительством домов, от качества фундамента будет зависеть то, как будет стоять и сам дом, так и здесь, от качества сведения бочки и баса будет зависеть дальнейшее звучание всей композиции в целом.
Почему же тогда так трудно добиться от бочки и баса качественного звучания? Это звучит банально, но всё дело в опыте, знаниях, умениях и навыках. Добиться поистине качественного, гармоничного звучания бочки и баса отнюдь не так просто в большинстве случаев, но при наличии определённых знаний и умений это, разумеется, возможно.
О том, как именно сводить бочку с басом в танцевальной музыке и пойдёт речь в данном видеоуроке.
Сведение бочки и лупов
Казалось бы, чего собственно такого сложного в том, чтобы свести бочку с лупами? Да, с одной стороны это простая операция, но с другой – целая тема, которой отнюдь неспроста посвящён этот получасовой урок.
Очень часто начинающие аранжировщики и звукорежиссёры сталкиваются с грязным, мутным и размазанным звучанием при использовании бочки совместно с готовыми лупами, так называемыми ещё «top-loops», то есть лупами без бочки.
На самом деле, даже самые «грязные» лупы поддаются сведению, что доказывает данный урок, в котором производится сведение бочки и пяти лупов с использованием всего лишь эквализации и компрессии.
Обработка оверхедов
В этом видеоуроке автор отвечает на один из нередко задаваемых ему вопросов «Как обрабатывать оверхеды?».
Что такое оверхеды? Оверхеды (от англ. Over Head – над головой) – это стереопара микрофонов (или один стереомикрофон), расположенная над ударной установкой и предназначенная для съёма звука тарелок и общего плана барабанной установки.
От грамотной обработки звука, записанного с этих микрофонов, помимо звука самих тарелок, будут зависеть чистота, объём и пространственное впечатление от звучания установки в целом. Именно поэтому обработке оверхедов следует уделить особое внимание.
Что такое Noise Gate и как им пользоваться?
Данный видеоурок посвящён прибору Noise Gate.
Noise Gate – это устройство динамической обработки, которое позволяет либо пропускать, либо задерживать сигнал в зависимости от его уровня. Устроен он по простому принципу: как только уровень сигнала становится ниже установленного, срабатывает алгоритм его понижения на определённую величину.
Говоря простыми словами, гейт содержит условный клапан и этот клапан открыт только тогда, когда уровень сигнала выше установленного порога. Если уровень сигнала ниже порога, клапан закрыт и гейт не пропускает сигнал.
Как правило, этот прибор используется для подавления шума в паузах между полезным сигналом, например между фразами вокалиста. Но также этот прибор может быть использован и для других целей. Например, в концертной и репетиционной практике для подавления обратной связи.