Бугельный торпедный аппарат что такое

Бугельный торпедный аппарат что такое

Первые торпедные аппараты, установленные в 1877 г. на русских минных катерах «Чесма» и «Синоп», представляли собой решетчатые пеналы, расположенные параллельно диаметральной плоскости. В дальнейшем, основываясь на этой идее, российский конструктор Джевецкий разработал рамочный торпедный аппарат для подводной лодки.

Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть фото Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть картинку Бугельный торпедный аппарат что такое. Картинка про Бугельный торпедный аппарат что такое. Фото Бугельный торпедный аппарат что такое

Устройство рамочного торпедного аппарата Джевецкого

Этот аппарат представлял собой раму из двух параллельных балок, соединенных друг с другом несколькими поперечными швеллерами. Рама поддерживала торпеду в двух точках: за хвостовую часть и возле ее центра тяжести.

Задняя часть рамы (там, где находился хвост торпеды) прикреплялась к поворотному кронштейну, расположенному вдоль борта, снаружи прочного корпуса субмарины.

(Непонятно почему отечественные авторы с редким единодушием называют аппараты Джевецкого «решетчатыми», хотя никакой решетки в их конструкции не было.)

При отдаче специального стопора поток воды разворачивал кронштейн до натяжения троса, ограничивавшего угол его поворота в соответствии с заданным значением (но не более 20-и градусов по отношению к корпусу лодки). Натяжение троса приводило в действие двигатель торпеды, и она самостоятельно устремлялась к цели.

Достоинства поворотных рамочных аппаратов заключались в следующем: а) возможность установки их на разные углы прицеливания и залповой стрельбы веером; б) простота устройства; в) возможность размещения вне прочного корпуса подводной лодки; г) отсутствие демаскирующего пузыря воздуха; д) отсутствие нарушений дифферента субмарины после торпедного залпа.

Главный недостаток аппаратов системы Джевецкого заключался в их неспособности защитить торпеды от пагубного воздействия забортной среды. В результате соприкосновения с морской водой торпеды ржавели, в зимнее время обмерзали, довольно высокой являлась вероятность внешних механических повреждений.

Но опаснее всего для торпед являлось погружение подводной лодки на глубину свыше 25–30 метров. Они не выдерживали высокого наружного давления: текли швы и соединения корпусов, сминались кормовые отделения, вода попадала внутрь торпед. Кроме того, точность пуска торпед по цели значительно уступала точности трубных аппаратов.

Источник

Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть фото Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть картинку Бугельный торпедный аппарат что такое. Картинка про Бугельный торпедный аппарат что такое. Фото Бугельный торпедный аппарат что такое

Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть фото Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть картинку Бугельный торпедный аппарат что такое. Картинка про Бугельный торпедный аппарат что такое. Фото Бугельный торпедный аппарат что такое

Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть фото Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть картинку Бугельный торпедный аппарат что такое. Картинка про Бугельный торпедный аппарат что такое. Фото Бугельный торпедный аппарат что такое

Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть фото Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть картинку Бугельный торпедный аппарат что такое. Картинка про Бугельный торпедный аппарат что такое. Фото Бугельный торпедный аппарат что такое

Black Sea

опытный

Крайне интересная тема, пока еще не звучавшая во всяком случае на данном Форуме.

Начнем с наиболее распространенных на настоящий момент ТА.

Торпедный аппарат ДТА-53 предназначен для стрельбы торпедами калибра 533-мм и состоит из собственно торпедного аппарата, устанавливаемого на палубе в диаметральной плоскости корабля, прибора для дистанционного управления поворотом аппарата, электромагнитного пускателя и комплекта торпедозагрузочных средств, включающего тележку, лебедку, грузовой бугель, хвостовой зацеп и другие приспособления.

Труба представляет собой свальцованный и сваренный из листов алюминиево-магниевого сплава цилиндрический корпус с приваренными внутри четырьмя направляющими дорожками, одна из которых, верхняя, Т-образная, и двумя обтюрирующими кольцами, расточенными под калибр 533 мм. Она снабжена передней вышибной и задней, закрываемой кремальерным замком, крышками. Снаружи имеются приварыши, к которым крепится патронник, предназначенный для размещения и сжигания порохового заряда. Продукты сгорания пороха выталкивают торпеду, придавая необходимые параметры вылета ее из трубы. Имеется также прибор установки режимов электрических торпед и прибор установки глубины (он отключается от торпеды пороховыми газами, образующимися в патроннике при выстреле).

Система поворота состоит из платформы с основанием, редуктора, механизма ручного поворота, системы центральной смазки, элементов ограничения поворота, прибора дистанционного управления, магнитного пускателя и электродвигателя. Система обеспечивает поворот торпедного аппарата из походного положения в боевое, а также поворот аппарата в сторону для загрузки (выгрузки) торпед.

Источник

Как наводились на цель торпеды

Пару недель назад второй раз смотрел фильм «Последняя подводная лодка Гитлера». Там рассказывалось о плавании немецкой субмарины, которая везла секретный груз в Японию, и её сопровождали японские морские офицеры. Но я не о фильме хочу написать, а об одной из сцен фильма. Узнав по радио, что Германия капитулировала, немецкая подводная лодка всплыла, подняв белый флаг, т.е. показывала, что сдается американскому эсминцу. Но из-за действий одного нациста-фанатика старпом лодки произвел торпедный залп по эсминцу и потопил его. Ничего особенного вроде, за исключением одного – оба корабля стояли параллельно друг другу. Как могла немецкая торпеда описать полукруг и попасть в эсминец, к тому же не имела традиционные пузырьки на поверхности, как у большинства советских торпед? Раньше я видел фильмы, когда подводники стреляли торпедами по судам, находящимся в передней полусфере. Я подумал, что создатели фильма что-то напутали. Но ошибался я. Шел май 1945 года, официально Германия подписала капитуляцию, поэтому и субмарина всплыла, чтобы сдаться союзникам. И я не знал, что к этому времени у немцев уже были очень совершенные торпеды. Вот о них и пойдет речь ниже.

Помимо разности режимов хода, торпеды Т2, в отличие от Т1, во время похода требовалось время от времени осматривать, из-за чего первоначально при выходе лодки из базы в торпедные аппараты заряжали паро-газовые Т1. В противном случае, команде приходилось время от времени изымать «угри» (так подводники прозвали торпеды) из аппаратов, проверять ее, и заряжать снова. В среднем, зарядка торпедного аппарата занимала от 10 до 20 мин. Заряжались торпеды вручную, с помощью подъемников, перемещавшихся по специальной балке.

Торпедные аппараты на немецких субмаринах по тактико-техническим данным не сильно отличались от аппаратов союзников, но при этом имели ряд особенностей — в частности, выталкивание самой торпеды осуществлялось специальным пневматическим поршнем (а не сжатым воздухом), что было важно для маскировки подлодки после выстрела (система беспузырной торпедной стрельбы).

Немецкие аппараты были способны выпускать торпеды с глубин до 22 м, торпеда была способна занять заданную глубину хода, а затем и изменить курс хода. Торпедой, подобной Т2, союзники смогли обзавестись только к середине войны.

Помимо торпед, особенно в начале войны, немецкие подводные лодки использовали и мины. Спроектированные специально под торпедный аппарат, они выпускались подлодкой, после чего в эти же аппараты заряжались торпеды, и лодка продолжала свой патруль.

Использовались мины типа ТМВ и ТМС, отличающиеся друг от друга только длинной (в один аппарат помещалось либо три ТМВ, либо две ТМС). Мины имели магнитный взрыватель, в 1940 г его заменили на акустический, а с сентября 1941 г стали использовать магнитно-акустический.

Торпеды имели различные скоростные характеристики. На G7a могли устанавливаться режимы 44-, 40- и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12 500 м соответственно (позднее дальности хода возросли до 6000, 8000 и 14 000 м). G7e на испытаниях в 1929 г. прошла всего 2000 м 28-узловым ходом, но к 1939 г. эти показатели возросли до 5000 м 30-узловым. В 1943 г. на вооружение поступила новая модификация G7e (T3a), в которой дальность удалось довести до 7500 м 29–30-узловым ходом. Обычный боекомплект „семерки“ в начале войны состоял из 10–12 G7e и 2–4 G7a.

Весной 1944 г. германское командование приняло на вооружение торпеду с прибором маневрирования LUT. По сравнению с предшественником новый прибор имел возможность двукратной установки поворотов по прохождению прямых участков траектории. Теоретически это давало возможность командиру подлодки атаковать конвой не с носовых курсовых углов, а из любой позиции. Длина участка „змейки“ могла изменяться в любых диапазонах от 1 до 1600 м. Скорость торпеды во время прохождения „змейки“ была обратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a с установкой на начальный 30-узловой режим 10 узлов при длине участка 500 м и 5 узлов при длине участка 1500 м. Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и СРП ограничили количество лодок, подготовленных к использованию LUT, всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подлодки выпустили всего более чем 10 000 торпед, из них только 70 торпед были оборудованы LUT. Видимо, именно такая субмарина и торпеда были в фильме, с которого я начал свое повествование.

Другой метод неприцельной стрельбы был реализован в самонаводящихся акустических торпедах. Торпеда, созданная на основе G7e, получила обозначение T4 „Фальке“. Она имела 7500-метровую дальность хода при скорости в 20 узлов… Дальнейшим развитием T4 явилась торпеда T5 „Цаункёниг“. За счет оснащения ее более совершенным взрывателем и прибором самонаведения (улавливал шум винтов корабля, идущего на скорости от 10 до 18 узлов на расстоянии около 300 м) удалось значительно снизить вес и повысить скорость торпеды… С апреля 1944 г. штатный боекомплект лодок состоял из 3 торпед T5, 5 торпед LUT в носовом отсеке и 2 торпед T5 в кормовом.

Попытки немцев исправить положение принятием на вооружение новой модификации „Цаункёнига“ T11 с помехозащищенным прибором самонаведения не дали ожидаемых результатов. По послевоенной статистике, использовав до конца войны около 640 торпед T5 и T11, немцы добились всего 58 попаданий (по другим данным — 72; не ясно, включают ли эти данные случаи торпедирования кораблей Советского ВМФ), что составило всего 9 % от общего числа выпущенных — значительно меньше соответствующего показателя у обычных прямоидущих торпед в начале Второй мировой войны».

В результате проведенных в 1920-х годах исследований немецкий инженер Гельмут Вальтер пришел к выводу, что в присутствии подходящего катализатора перекись водорода способна распадаться на кислород и водород и может быть использована для создания двигателя, работавшего на однокомпонентном топливе. Такие двигатели были особенно перспективны для использования на подводных лодках и торпедах, поэтому Вальтер по заданию морского отдела рейсхвера строит действующий прототип парогазовой турбины, названной в последствии его именем. Использование турбины Вальтера на подводных лодках встретило немало трудностей, но на торпедах этот двигатель использовался достаточно широко.

Первой торпедой, оснащенной турбиной Вальтера стала модель G7ut TVII Steinbutt, которая обладала феноменальной скоростью 45 узлов. Но практическое применение данных торпед было усложнено проблемами с баллистикой, поэтому вскоре был разработан модифицированный вариант, модель G7ut TVIII Steinbarsch, но она поступила на вооружение в апреле 1945 года и в боевых условиях не применялась, как и вариант G7ut TIX Goldbutt для сверхмалых подводных лодок, и его модификации, удлиненная G7ut TXIII K-Butt и укороченная G5ut Goldfisch.

Торпеды с турбиной Вальтера могли произвести настоящую революцию в подводной войне, но из-за технических сложностей появились слишком поздно, чтобы оказать значительное влияние на ход боевых действий.

Помимо серийных образцов, в Германии было разработано множество экспериментальных торпед, а также нереализованных «бумажных» проектов.

Для сверхмалых подводных лодок разрабатывалась парогазовая торпеда G7a TXIV, которая отличалась от модели G7a TI возможностью изменения плавучести.

Несколько проектов торпед разрабатывались для исследования возможностей двигателей: G7t, G7u Klippfisch и G7ut Schildbutt с турбиной Вальтера, G7m с газолиновым двигателем замкнутого цикла, G7p с магний-углеродными и цинковыми аккумуляторами, G7ur Hecht и G7ur Mondfisch с ЖРД. Множество экспериментов велось с система управления торпед. Модель G7es Lerche оснащалась обычным сонаром, но принятые им сигналы транслировались на борт подводной лодки, где оператор мог вручную управлять движением торпеды. Модели G7es Geier I и G7es Geier II оснащались активным гидролокатором самонаведения и системой дистанционного управления. Разработка велась совместно с программой Люфтваффе, которые в итоге были готовы принять свой вариант торпеды, получившей название Pfau, на вооружение. В Кригсмарине остались недовольны полученными результатами и продолжили работы над вариантом G7es Geier III. Системой акустического наведения оборудовалась экспериментальная парогазовая торпеда G7as. Остальные проекты, как правило, остались не реализованы, в том числе проект Zaunbutt с акустическим наведением и телеуправлением и его вариант неуправляемый вариант Taube, Ackermann, Fasan и Ibis с активным сонаром и M;rchen с магнитным наведением.

При прочтении этого материала у читателя может возникнуть впечатление, что роль экипажа сводилась лишь к команде командира «залп» и нажатию в торпедном отсеке на соответствующую кнопку. Но это не так. Все координаты цели вводились в автомат торпедной стрельбы, расположенный рядом в перископом, глядя в который, командир определял параметры цели и давал команды подчиненному. Можно было атаковать и не поднимая перископ, но тогда требовались хорошие гидроакустики, которые определяли пеленг на цель.

Приведенные мной материалы свидетельствуют о том, что в Германии проводились широкие научные исследования с целью повышения качества и меткости поражения торпедами судов противника. Это дало возможность немецким подводникам в первый период войны чуть не поставить на колени Британию, почти блокировав её снабжение из колоний и дружественных стран. Но вступление в войну США с их огромным промышленным потенциалом позволило переломить ход неудачно складывающейся битвы за Атлантику, и в результате Германия потерпела поражение и на суше, и на море. Особенно тяжелые потери имел подводных флот, в котором погибло за годы войны 75% подводников. Такие потери не имел ни один род войск.

После гибели в мае 1941 года линейного корабля «Бисмарк» Гитлер запретил своим адмиралам рисковать линкором «Тирпиц» и менее крупными линкорам «Шарнхорс» и Гейзенау», поэтому всю тяжесть борьбы на море несли немецкие подводники. Развитию субмарин уделялось огромное внимание, в отличие от союзников, у которых в достатке было и крупных кораблей, и авианосцев, которые стали доминировать на море. А подводных флот и Англии, и США, да и советский, не мог похвастать большими успехами. И одной из причин этого были не очень хорошие торпеды подводников союзных флотов.

Сразу хочу отметить, что львиную долю информации я почерпнул из книги М.Морозова и В.Нагирняка «Стальные акулы Гитлера. Серия VII».

Источник

Бугельный торпедный аппарат что такое

В 1927 году, когда еще только-только начиналось возрождение Красного Флота, уже была принята на вооружение первая советская торпеда, получившая обозначение 53-27 (калибр 533 мм, заряд в 265 кг тротила и дальность 3700 м при скорости хода 45 узлов). В 1938 году была создана новая парогазовая торпеда 53-38, имевшая 300 кг ВВ и три режима хода: 4000 м при 45 узлах, 8000 м при 35 узлах и 10000 м при 30 узлах. Через год ее модернизировали (обозначение 53-39), в результате чего увеличились масса заряда (до 317 кг) и скорость движения на каждом из режимов (на 5—6 узлов). Торпеда отличалась высокой точностью попадания в цель (при стрельбе на дальность 10 км отклонение составляло не более 100 м). В ходе войны ее модификацию 53-39ПМ оснастили прибором маневрирования для обеспечения траектории типа “зигзаг”.

Эффективность торпед также существенно повысили неконтактные взрыватели, реагирующие на магнитное поле и подрывающие заряд в самом уязвимом месте корабля-цели — под днищем, за пределами противоминной защиты. (Именно такой торпедой в 1939 году немецкая подлодка U-39 потопила английский линкор “Ройял Оук”.) Взрыватели этого типа были разработаны в США еще в середине 20-х годов (Мk VI), однако на вооружение американского флота они так и не поступили: морское командование посчитало достаточным иметь проверенный ударный взрыватель Mk V. Немецкие адмиралы в этом отношении оказались более дальновидными.

Продолжались поиски и новых видов горючих веществ. В США с 1934 года началась разработка двигателя, работающего на перекиси водорода. Через три года появилась опытная торпеда Мк-10, в которой новое топливо позволило увеличить дальность на 275%! Уже в годы войны на ее базе создали торпеды Мк-16 и Мк-17, однако применить их в бою так и не успели.

Большой интерес к перекиси водорода проявляли и немецкие конструкторы. До 1945 года в Германии было разработано 12 типов торпед на этом виде топлива — оснащенных как турбинами, так и ракетными двигателями. Результаты, правда, оказались скромными. Торпеда G7ut оказалась ничуть не лучше своего прототипа — парогазовой С7а. Пожалуй, единственным достижением гитлеровских инженеров в данной области следует считать создание турбинной 533-мм торпеды “Штейнваль”, развивавшей мощность 435 л. с. и способной двигаться со скоростью 45 узлов на дальность свыше 20 км. Однако из-за нехватки перекиси водорода, все в больших количествах требовавшейся для ракет “Фау-2”, от крупносерийного производства “Штейнвалей” отказались. Не оправдались надежды фашистских адмиралов, связанные и с разработкой торпед с реактивным двигателем. Снаряды этого типа — фактически подводные ракеты — оказались крайне несовершенными.

Система Симса-Эдисона состояла из двух основных элементов: поплавка и Непосредственно торпеды. Поплавок представлял собой металлический цилиндр длиной 9,1 м и диаметром 0,6 м, заполненный волокном кокосового ореха. Если обшивку пробивала пуля или осколок, волокно разбухало от поступавшей воды и, по идее авторов, должно было перекрывать пробоину. К поплавку на кронштейнах подвешивалась торпеда длиной 9,1 м диаметром 0,5 м. В носовой части торпеды располагался 450-килограммовый заряд ВВ, за ним сравнительно большой отсек занимал барабан для кабеля. Последний имел длину 1829 м (позже — 4100 м), диаметр 10 мм и включал четыре провода: два для подачи электропитания и два для системы управления. Специальный рукав, через который выпускался кабель, предохранял его от попадания под винт. Общий вес торпеды составлял 1350 кг, из которых 272 кг приходилось на кабель. Гребной винт диаметром 750 мм вращался с частотой 800 об/мин и обеспечивал скорость в 20 узлов.

Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть фото Бугельный торпедный аппарат что такое. Смотреть картинку Бугельный торпедный аппарат что такое. Картинка про Бугельный торпедный аппарат что такое. Фото Бугельный торпедный аппарат что такое

Управляемая торпеда Симса — Эдисона: 1,3 — сигнальные мачты, 2 — поплавок, 4 — заряд ВВ, 5 — барабан, 6 — рукав для провода, 7 — электродвигатель, 8 — провод.

Основной недостаток идеи Гаскинса — это привязка к электромагнитному излучению цели, что само по себе априорно предполагало малую дальность действия системы. В этом отношении гораздо более перспективными оказались устройства, направляющие торпеду на акустическое поле корабля. Именно такую идею впервые предложили советские инженеры еще в 1927 году. Длительные исследования завершились в 1938 году испытанием первой в нашей стране торпеды с акустическим самонаведением (АСН). Правда, у созданного образца были выявлены некоторые недостатки, исправить которые помешала начавшаяся война. В результате приоритет создания первой АСН торпеды оказался принадлежащим Германии.

Головка самонаведения “Цаункенига”, состоящая из двух разнесенных гидрофонов, захватывала цель в секторе 30°. Дальность захвата зависела от уровня шума корабля-цели; обычно она составляла 300—450 м. Низкая собственная шумность, достигнутая благодаря применению электрической силовой установки, а также вполне приличная скорость — 24,5 узла — делали борьбу с торпедой весьма затруднительной. До конца войны единственным противодействием АСН торпедам гитлеровского флота стали разработанные в Англии специальные буксируемые устройства — “фоксеры”, создававшие шум в 10—100 раз более мощный, чем гребные винты корабля.

“Цаункениг” создавался в основном для подводных лодок, но в ходе войны поступил и на вооружение фашистских торпедных катеров. Модификация торпеды T-Va для “шнелльботов” имела дальность хода 8000 м при скорости 25 узлов.

Вместе с тем эффективность “Королевского забора” оказалась низкой. Чрезмерно сложная система наведения (а она включала 11 ламп, 26 реле, 1760 контактов и 30 км проводов!) била крайне ненадежной. А если еще учесть недостаточный опыт моряков “кригсфлотте” и принятые странами антигитлеровской коалиции меры безопасности, станет ясно, почему из 640 торпед T-V, выпущенных немцами за годы второй мировой войны, в цель попали только 58. Процент попаданий обычными торпедами в германском флоте был в три раза выше.

В самом конце войны в Германии была разработана очень любопытная торпеда “Лерхе” (“Жаворонок”), в которой удалось объединить две системы — телеуправления и АСН. Торпеда управлялась оператором с корабля-носителя с помощью многожильного кабеля длиной около 6 км, а на конечном участке включалась головка самонаведения. Правда, поступить на вооружение он” не успела.

Эволюция торпеды как вида вооружения в послевоенные годы приобрела явную противолодочную направленность. Действительно, именно самонаводящаяся торпеда стала основным противником современных атомных субмарин. Поэтому подавляющее большинство современных торпед — противолодочные или В крайнем случае двухцелевые.

Принципиально системы наведения остались теми же, что были созданы в годы второй мировой войны. Обычно это управление по проводам в сочетании с активным АСН. Правда, в последнее время большое внимание уделяют проектированию систем, наводящихся на кильватерный след корабля, но все они до сих пор носят характер экспериментов.

Важные усовершенствования претерпели и энергетические установки. Например, все шире начинает применяться твердое топливо (американская торпеда Мк-46 мод. 0) и однокомпонентное ракетное (торпеда Мк-48 мод. 1).

Современная торпеда — это комплекс сложнейшей автоматики, вычислительной техники, емких источников энергии. Достаточно сказать, что на борту разрабатываемой в настоящее время во Франции торпеды “Мурена” размещено два компьютера: один из них управляет энергетической установкой, выбирая оптимальный режим движения, другой — системой самонаведения. Причем ЭВМ позволяет не только распознавать и классифицировать цели, но и отличать их от имитаторов и ловушек, а также обеспечить попадание в наиболее уязвимое место корабля противника.

Источник

Бугельный торпедный аппарат что такое

История подводных лодок 1624-1904

Древние мыслители разделяли царство природы на четыре части: землю, воздух, воду и огонь. С огнем они связывали фантастических существ — саламандр, а три остальных элемента имели вполне реальных обитателей. Вода принадлежала рыбам, воздух — птицам, земля человеку и всем остальным животным.

Однако люди с незапамятных времен стремились летать в воздухе как птицы и плавать в море подобно рыбам. Нужные для этого органы, отсутствующие у них (крылья, жабры, плавники и прочее), люди старались заменить искусственными приспособлениями. Например, уже на очень ранних этапах своего развития человек научился передвигаться по воде с помощью плотов и лодок, сделанных из коры, тростника, древесных стволов, звериных шкур. Позже лодки превратились в корабли, поначалу гребные, затем парусные.

Возможность переплывать моря произвела гигантский переворот в истории человеческой цивилизации. Достаточно вспомнить плавания эллинов по Средиземному морю в античности, а также колонизацию Америки в Новое Время. Но помимо морских далей, человек стремился и в глубины морей. Во-первых, его привлекали богатства подводного царства: жемчуг, кораллы, губки, водоросли, рыба, грузы в трюмах затонувших кораблей. Во-вторых, люди всегда искали новые способы уничтожения себе подобных.

Невозможно установить, кого первым посетила мысль о создании судна, способного погружаться в глубину вод и всплывать на поверхность, а также самостоятельно перемещаться под водой. Достоверно известно лишь то, что в полном соответствии с Библией, «в начале было слово».

В 1578 году англичанин Уильям Бэрн опубликовал книгу, где впервые изложил основы теории подводного плавания. Как выразился один наш современник, «Бэрн сразу изобрел все». Это не совсем так, однако проницательность английского мыслителя действительно ошеломляет.

Он четко объяснил главное: погружение судна в глубину происходит благодаря изменению положительной плавучести на отрицательную, а всплытие на поверхность — путем превращения отрицательной плавучести в положительную. Обе эти процедуры способны обеспечить балластные цистерны, размещенные в корпусе судна. Сам корпус должен быть водонепроницаемым и обладать герметично закрывающимися люками. Людям, находящимся под водой внутри судна, необходимо постоянно подавать свежий воздух для дыхания.

Первую подводную лодку, способную не только погружаться, но и плыть в погруженном положении, построил в 1624 году голландский естествоиспытатель Корнелис Ван Дреббель, живший в Англии. Весьма примечательно, что уже эта первая подводная лодка предназначалась для истребления вражеского флота. За ней последовали субмарины других изобретателей. За редкими исключениями, почти все они создавались в военных целях.

В четырехвековой истории подводных лодок можно выделить десять выдающихся дат, своего рода «верстовых столбов» данной отрасли судостроения. Эта десятка включает в себя следующие события:

Первое изложение основ теории подводного плавания (1578 г.; У. Бэрн).

Первая подводная лодка (1624 г.; К. Ван Дреббель).

Первый металлический подводный аппарат (1692 г.; Д. Папен).

Первая подводная лодка с балластными цистернами, средствами навигации, специальным вооружением (1776 г.; Д. Бушнелл).

Первая подводная лодка с гребным винтом, раздельными двигателями для надводного и подводного хода, запасом сжатого воздуха, горизонтальными рулями (1800 г.; Р. Фултон).

Первая подводная лодка с механическим двигателем (1854 г.; П. Пайерн).

Первая подводная лодка с раздельными механическими двигателями для надводного и подводного хода (1863 г.; Алстит).

Первая двухкорпусная подводная лодка (1866 г.; Барбур).

Первая торпедная подводная лодка (1881 г.; Д. Холланд).

Первая дизель-электрическая подводная лодка (1904 г.; М. Лобёф).

Наибольшую известность среди старинных субмарин[1] получили три конструкции американских изобретателей. Прежде всего, это «Черепаха» Дэвида Бушнелла (1776 год) и «Наутилус» Роберта Фултона (1800 год). Они не только довели свои детища до завершения, но и смогли провести практические испытания их боевых возможностей. Третьей знаменитой субмариной далекого прошлого является «Ханли». Именно она во время гражданской войны 1861-65 гг. в США потопила шестовой миной паровой корвет «Хаусатоник». И хотя эта атака 14 января 1864 года стала первой и последней для «Ханли» и ее мужественного экипажа, сам факт потопления большого корабля (1200 тонн) крохотным суденышком доказал скептикам, что подводные лодки являются не курьезом технической мысли, а перспективным видом морских вооружений.

Именно в это время благодаря самоотверженным усилиям целого ряда конструкторов во Франции, США, Великобритании, Германии, Италии, России, появились подводные суда, ставшие прообразом современных субмарин. Они сочетали в себе, с одной стороны, небольшие габариты и относительную простоту устройства, с другой — скрытность действий при сравнительно мощном вооружении.

В то же время отсутствие опыта боевого использования субмарин, их техническое несовершенство, низкая мореходность заставляли командование военных флотов всех ведущих морских держав смотреть на них с большим недоверием и скептицизмом. Тем не менее, после русско-японской войны 1904–1905 гг. целесообразность и перспективность включения подводных лодок в состав боевых флотов стала настолько очевидной, что все наиболее крупные флоты начали ими обзаводиться.

К 1904 году Холланд и Лейк в США, Лобёф во Франции создали три боеспособные субмарины принципиально различных типов. Инженеры-судостроители других промышленно развитых стран вскоре последовали за ними. При этом одни копировали устройство «Фултона» Холланда, другие считали «Нарвал» Лобёфа образцом, наиболее достойным для подражания, третьи ориентировались на «Протектор» Лейка, четвертые старались брать все, что считали нужным, из конструкций этих знаменитых подводных лодок.

Но поистине революционным изобретением стала торпеда Уайтхеда — самодвижущаяся мина с пневматическим двигателем, сконструированная в 1866 году. Она позволила небольшим судам успешно атаковать крупные корабли, причем не только стоявшие на якоре, но и находившиеся в движении. Именно торпеда Уайтхеда сделала подводные лодки по-настоящему грозным средством морской войны.

Истории развития подводных лодок с самых ранних времен до начала XX века посвящена эта книга.

Часть I. Погрузиться несложно, удастся ли всплыть? (От Уильяма Бэрна до Карла Шильдера)

Глава 1. Первые упоминания о подводных лодках

В древности технические средства для спуска людей под воду и работы на глубине были чрезвычайно примитивными. Первое упоминание о таком средстве можно найти у древнегреческого историка Геродота.

По всему тексту данной книги термины «подводная лодка» (перевод немецкого термина «unterseeboot» и «субмарина» (калька английского слова «submarine») употребляются как тождественные.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *