Будда учил что жизнь сопровождается

Тест по истории Природа и люди Древней Индии. Индийские варны для 5 класса

Тест по истории Природа и люди Древней Индии. Индийские варны для 5 класса. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 5 заданий.

1 вариант

1. Первые государства в Индии возникли

1) раньше, чем в Египте и Двуречье
2) позже, чем в Египте и Двуречье
3) одновременно с государствами в Египте и Двуречье

2. Установите соответствие между именами и связанными с ними событиями. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Будда
Б) Ашока
В) Ганеша

1) один из главных богов древних индийцев с головой слона
2) основатель религиозного учения, названный просветлённым
3) царь, объединивший под своей властью индийские царства

3. Вера в то, что после смерти человек не перестаёт жить, а меняет свой облик, превращается в какое-либо животное, — это

1) вера в переселение душ
2) вера в бессмертие души
3) вера в священных животных

4. Индийские варны (продолжите перечень)

1) жрецы-брахманы
2) ___________
3) ___________
4) ___________

5. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Учеников Будды называют ___________. Будда учил, что жизнь сопровождается ___________, но человек спасётся, если освободится от ___________, откажется от богатств и удовольствий, будет стремиться к добру, преодолеет злобу и зависть.

2 вариант

1. Объединение индийских царств произошло

1) в 3 веке до н. э. под властью Рамы
2) в 3 веке до н. э. под властью Ашоки
3) в 5 веке до н. э. под властью Ашоки

2. Установите соответствие между понятиями и их значениями. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) земледельцы
Б) слуги
В) брахманы

1) высшая варна, возникшая, как верили индийцы, изо рта бога Брахмы
2) варна, возникшая из бёдер бога Брахмы
3) варна, возникшая из ступней бога Брахмы

3. Слуги, общение с которыми было строго запрещено и которые выполняли самую чёрную работу

1) неприкасаемые
2) изгои
3) неприкосновенные

4. Периоды жизни брахмана (продолжите перечень)

1) учение
2) ___________
3) ___________

5. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.

Юный царевич Гаутама жил счастливо и богато. Он думал, что в жизни нет ни горя, ни болезней, ни смерти. Однажды он понял, что жизнь сопровождается ___________, задумался о смерти и решил стать ___________. Его назвали ___________, то есть ___________, Мудрецом.

Ответы на тест по истории Природа и люди Древней Индии. Индийские варны для 5 класса
1 вариант
1-2
2-231
3-1
4. Воины, земледельцы, слуги
5. Буддистами, страданиями, желаний
2 вариант
1-2
2-231
3-1
4. Обзаведение семьёй, отшельничество
5. Страданиями, отшельником, Буддой, Просветлённым

Источник

Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Мудрецы древности

ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

МУДРЕЦЫ ДРЕВНОСТИ

Мудрецы древности о правилах поведения. Что общего в этих правилах? Чем ценны для людей нашего времени наставления библейских мудрецов, Будды, Конфуция, Сократа? Чем — поучения Иисуса Христа?

Мудрецов-мыслителей, философов, пророков в древности было более чем достаточно. Все они рассказывали людям о своих умозаключениях о том, какова должна быть жизнь и как достойно нужно ее прожить человеку. Конечно, они по-разному подходили к жизненно важным для людей понятиям. Одни считали, например, что некоторые люди рождены для того, чтобы быть рабами, другие проповедовали всеобщее равенство людей. Одни полагали, что гармонии можно достичь лишь при обретении просветления, отказа от всех благ материального мира, чувств и желаний. Другие считали, что гармоничное общество можно построить благодаря гармоничным взаимоотношениям людей с учетом их социального положения в обществе. Одни считали, что все в руках Бога, и человек должен поклоняться ему, другие полагали, что лишь человеческий разум обладает сверхличной универсальной частью, и эта часть – Вселенский разум, или Бог. Тогда, что же объединяет наставления библейских мудрецов, Иисуса Христа, Будды, Конфуция, Сократа? Ответ достаточно прост – все они пытались определить место человека в природе и обществе; понять, каковы должны быть взаимоотношения человека с Богом, природой и другими людьми; определить понятия добра и зла, добродетели и греха; создать понятные правила поведения, которым должен следовать человек, в попытке достичь добродетели или высшего состояния души.

Давайте попробуем рассмотреть основные философские и религиозные позиции известных мудрецов древности.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде. Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный разум, в свое сердце. Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления. Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения. Буддисты верят, что он достиг состояния существования, которое превосходит все остальное в мире. Будда стал свободен от привязанности и гнева, благ и соблазнов жизни. Его качества – мудрость, сострадание и свобода. Просветленный ум Будды смог проникнуть в суть глубочайших жизненных процессов, и, следовательно, в причину человеческих страданий – проблему, которая первоначально и подвигла Сиддхартху на духовные поиски.

На протяжении оставшихся сорока пяти лет жизни Будда много путешествовал по северной Индии, распространяя свои воззрения. Он говорил о том, что всякая жизнь сопровождается страданиями и лишениями, но свою участь можно улучшить, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого и не чувствовать злобы и зависти. Человек должен освободиться от бесконечных желаний богатств и удовольствий. Тогда круговорот перерождений его души будет прерван, и душа обретет вечный покой и блаженство. Будда считал, что главное для совершенствования души — это праведные дела и личные качества человека, а не его происхождение. Стать буддистом мог представитель любой касты. Он обращался к людям всех социальных групп. Многие из его учеников достигли Просветления. Они, в свою очередь, учили других людей, и таким образом непрерывная линия передачи учения продолжается вплоть до наших дней.

Основатель конфуцианства, древний китайский мыслитель и философ Кун Цю (Конфуций), тоже пришел к выводу, что гармония жизни заключена в гармоничных человеческих отношениях. Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество построено на идее преданности и лояльности в отношении между начальником и подчинённым, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.

Также Конфуций проповедовал очень разумный подход к осмыслению и отношению к различным понятиям, таким как благородство, справедливость, богатство, бедность, радость и невзгоды. Его поучения по отношению людей к этим понятиям действительно и сегодня могут сделать мир добрее и правильнее.

Сократ родился в обычной греческой семье в V веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия Сократа изложена в трудах Ксенафонта и Платона.

Сократ считал, что люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Однако несмотря на все стремления, люди не способны полностью понять истину, все знает только Бог. При этом греческий философ ставил единого Бога выше признанных греческих и считал, что божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Таким образом Сократ верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Кстати, и по сей день многие умозаключения Сократа популярны и его изречения знают во всем мире. Например:

С Моисеем связывают обретение человечеством мифических скрижалей завета, на которых написаны 10 заповедей, которые должен соблюдать каждый человек, если хочет обрести спасение после смерти. Во эти 10 заповедей, приведенные в простой форме:

Таковым по версии Ветхого Завета должен быть праведник. В принципе, эти заповеди актуальны и сегодня. Они предлагают человеку определенную модель поведения. И если заповеди второй половины десятка соответствуют общепринятой морали, то первые четыре заповеди характеризуют характер веры.

Напомним, Иисус родился в Вифлееме, в семье плотника из Назарета. Когда он вырос, Иисус стал ходить по землям Иудеи и проповедовать. Иисус объявил себя сыном единого Бога. Иисус считал, что признание единого Бога отцом всего сущего ведет к совершенно иным взаимоотношениям между Богом и людьми. Это должны быть уже не страх и формальное исполнение законов Моисея, а сыновняя любовь к Богу, как к отцу всего сущего. Иисус Христос в своих проповедях расширил требования к правильной жизни, изложенные в десяти заповедях. Он призывал любить ближнего своего как самого себя, «строить» храм веры в своей душе, и поступать с людьми так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой. В принципе, последний пример резюмирует практически все заповеди. Никто не хочет себе зла, а значит не должен желать зла другим. Никто не хочет, чтобы его обокрали, обманули или убили, поэтому не должен этого делать по отношению к другим. Любовь к себе и к ближнему должны быть мотивом всех действий человека, который хочет жить правильно. И в этом заповеди Ветхого Завета и проповеди Иисуса соответствуют общепринятой человеческой морали, а следовательно, признаются правильными большинством людей в нашем обществе.

Пропагандируемые Иисусом идеи отказа от традиционного религиозного формализма и общения каждого человека с Богом не через посредников, а только «в сердце своем», рассматривались иудейскими первосвященниками как ересь, подрывающая устои их власти. Это и привело в конечном счете к преданию ими Иисуса мученической смерти, которую он принял фактически добровольно, принеся тем самым искупительную жертву за все человеческие грехи.

Конечно же Иисуса из Назарета сложно назвать философом-мыслителем. Его проповеди не являются результатом умозаключения, его высказывания нельзя подтвердить аргументами и доводами – просто все его постулаты основаны лишь на вере. Поучениям Иисуса можно верить или не верить, они не поддаются разумному осмыслению, их сложно даже оспаривать, поскольку на любой вопрос можно получить ответ – все происходит по воле Бога, и неисповедимы пути Господа, и нам понять его не суждено. Лишь вера имеет значение.

Тем не менее, проповеди Иисуса о добре, праведности, любви к себе и к ближнему своему сделали намного больше, чем размышления всех философов вместе взятых. Люди, ведомые проповедями Иисуса, приходили к добродетели не через мыслительный процесс, как призывали поступать философы древности, а через веру.

Как мы видим, все мудрецы и пророки древности стремились сделать мир лучше, пытались научить людей понимать, что такое добро и зло. Философы видели величие души человека, призывали познать ее, и через познание прийти к добродетели. Пророки проповедовали, что лишь вера дает возможность найти в своей душе Бога и таким образом прийти к добродетели. И тот и другой путь может привести к одному и тому же результату, только в первом случае человек должен думать, а во втором – верить. Как поступать – каждый выбирает для себя сам.

Источник

Будда учил что жизнь сопровождается

Будда, чье личное имя было Сиддхатха (Сиддхартха на санскрите), и родовое имя Готама (санскр. Гаутама), жил в Северной Индии в шестом веке до н.э. Его отец, Суддходана, был правителем царства Сакьев (в современном Непале). Его матерью была царица Майя. Согласно обычаю своего времени, он женился довольно молодым, в шестнадцатилетнем возрасте, на красивой и благочестивой молодой принцессе по имени Ясодхара. Молодой принц жил в своем дворце, имея в своем распоряжении любую роскошь. Но совершенно неожиданно, столкнувшись с жизненной действительностью и страданием человечества, он решил найти выход из этого всеобщего страдания. В возрасте 29 лет, вскоре после рождения своего единственного ребенка, Рахулы, он в поисках этого выхода оставил свое царство и стал аскетом. В течение шести лет аскет Готама скитался по долине Ганга, встречая знаменитых религиозных учителей, изучая и следуя их системам и методам, подвергая себя строгим аскетическим практикам. Они не удовлетворяли его. Поэтому он оставил все традиционные религии и их методы и пошел своим собственным путем. Случилось так, что однажды вечером, сидя под деревом (с тех пор известным как дерево Бодхи или дерево Бо, «Дерево Мудрости» на берегу реки Неранджара в Буддха-Гайя возле Гайя в современном Бихаре), в возрасте 35 лет, Готама достиг просветления, после которого он стал известен как Будда, «Просветленный».

После своего Просветления Будда Готама произнес свою первую проповедь группе из пяти аскетов, своих старых соратников в Исипатане (современный Сарнатх) возле Бенареса. С того дня в течение сорока пяти лет он обучал мужчин и женщин всех сословий — царей и крестьян, браминов и неприкасаемых, ростовщиков и нищих, святых и грабителей — не делая ни малейшего различия между ними. Он не признавал отличий между кастами или социальными группами, и Путь, который он проповедовал, был открыт для всех мужчин и женщин, готовых понять его и следовать по нему.

В возрасте 80 лет Будда почил в Кусинаре (современный Уттар-Прадеш в Индии).

Сегодня буддизм существует и развивается на Цейлоне, в Бирме, Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Тибете, Китае, Японии, Монголии, Корее, на Формозе, в некоторых частях Индии, Пакистана и Непала, а также в Советском Союзе. Буддийское население мира превышает 500 миллионов.

БУДДИЙСКИЙ СКЛАД УМА

Среди основателей религий Будда (если нам позволено звать его основателем религии в популярном смысле этого слова) был единственным, кто не претендовал на то, что он нечто иное, нежели человек, человек в чистом виде, просто человек. Другие учителя были либо Богом, либо его воплощением в каком-то виде, либо были им вдохновлены. Будда не только был человеком, он не заявлял ни о каком вдохновении со стороны какого бы то ни было бога или внешней силы. Он приписывал все им осуществленное, обретенное и достигнутое человеческому старанию и человеческой мудрости. Человек и только человек может стать Буддой. Каждый человек имеет в себе возможность становления Буддой, если он стремится к этому и прилагает усилия. Мы можем назвать Будду человеком «по преимуществу». Он был столь совершенен в своей «человечности», что позднее в народной религии его стали считать почти «сверхчеловеком».

Согласно Будде, человеческое положение является наивысшим. Человек сам себе господин и нет никакого высшего существа или силы, что решают его судьбу.

«Каждый сам себе прибежище, кто еще может быть прибежищем?» — говорил Будда. Он воодушевлял своих учеников «быть самими себе прибежищем» и никогда не искать прибежища или помощи в ком-либо еще. Он учил, воодушевлял и побуждал каждого развивать себя и осуществлять свое собственное освобождение, поскольку у человека есть сила освободить себя от всех оков посредством своих личных усилий и мудрости. Будда говорит: «Вам должно делать вашу работу, ибо Татхагаты*1 лишь учат пути». Если вообще называть Будду «спасителем», то лишь в том смысле, что он открыл и показал Путь к Освобождению, Нирване. Но Путь мы должны осилить сами.

Именно на этом принципе личной ответственности Будда допускает свободу для своих учеников. В Махапариниббана-сутте Будда говорит, что он никогда не думал о том, чтобы управлять Сангхой (Монашеская Община)*2, как и не хотел, чтобы Сангха зависела от него. Он говорил, что нет никакой тайной доктрины в его учении, ничего спрятанного в «сжатом кулаке учителя» (ачарьямуттхи), или говоря другими словами, ничего не «прятал в рукавах».

Свобода мысли, допущенная Буддой, неслыханна где-то еще в истории религий. Свобода необходима, поскольку, согласно Будде, свобода человека зависит от его собственного осознания Истины, а не от благоволящей милости бога или любой внешней силы как награды за свое послушное хорошее поведение.

Будда однажды посетил маленький городок Кесапутта в царстве Косала. Жители этого города были известны под общим именем Калама. Когда они услышали, что Будда находится в их городе, Калама посетили его и сказали ему:

«Господин, есть некоторые отшельники и брахманы, что посещают Кесапутту. Они объясняют и освещают только свои собственные учения и презирают, проклинают и отвергают учения других. Но мы, Господин, всегда в сомнении и растерянности — кто же из этих почтенных отшельников и брахманов говорит истинно, и кто ложно».

Тогда Будда дал им следующий совет, уникальный для истории религий:

«Да, Калама, это правильно, что у вас сомнения, что вы в растерянности, поскольку сомнения возникли в предмете, который сомнителен. Теперь слушайте, Калама, не будьте ведомы рассказами, обычаем или молвой. Не будьте ведомы властью священных слов, ни явной логикой или доказательством, ни рассмотрением видимости, ни прелестью умозрительных мнений, ни кажущимися возможностями, ни идеей «это мой учитель». Но, Калама, когда вы знаете по себе, что некоторые вещи неблагоприятны (акусала), ложны, плохи, тогда откажитесь от них… И когда вы знаете по себе, что некоторые вещи благоприятны (кусала) и хороши, тогда примите их и следуйте им».

Будда пошел даже дальше. Он сказал бхиккху (монахам), что ученик должен испытать даже самого Татхагату (Будду) так, чтобы он (ученик) мог быть полностью убежден в истинной ценности учителя, которому он следует.

Согласно учению Будды, сомнение (вичикиччха) — это одно из Пяти Препятствий (ниварана)*3 ясному пониманию Истины и духовному продвижению (или, по существу, любому продвижению). Сомнение, тем не менее, не «грех», поскольку в буддизме нет раздела веры. В действительности, в буддизме вообще нет «греха», как он (грех) понимается в некоторых религиях. Корень всего зла — это неведение (авидджа) и ложные взгляды (миччха диттхи). Нельзя отрицать, что пока есть сомнения, растерянность, колебание, невозможно никакое продвижение. Равно как нельзя отрицать, что сомнения обязательно есть, пока не видишь или понимаешь ясно. Но чтобы продвигаться далее, совершенно необходимо избавиться от сомнения. Чтобы избавиться от сомнения, нужно видеть ясно.

Будда был всегда рад рассеять сомнения. Даже всего за несколько минут до своей смерти он несколько раз попросил своих учеников спросить его, есть ли у них какие-либо сомнения в отношении его учения, и не сожалеть позже, когда они уже не смогут их прояснить. Но ученики молчали. То, что он сказал тогда, было очень трогательным: «Если это из-за вашего почитания Учителя вы не можете ничего спросить, то пусть хоть один из вас скажет своему товарищу» (т.е., пусть скажет своему товарищу, чтобы тот мог для него спросить).

Не только свобода мысли, но также и допускавшаяся Буддой терпимость изумляет изучающих историю религий. Однажды в Наланде видный и богатый домовладелец по имени Упали, знаменитый мирской ученик Нигантхи Натапутты (Джайны Махавиры) был нарочно послан самим Махавирой встретиться с Буддой и победить его в споре о некоторых положениях учения о карме, поскольку взгляды Будды на этот предмет отличались от взглядов Махавиры*4. Вопреки ожиданиям, Упали в конце обсуждения был убежден в правильности взглядов Будды и ложности взглядов своего наставника. Потому он попросил Будду принять его в качестве одного из мирских учеников (Упасака). Но Будда попросил его пересмотреть это и не торопиться, поскольку «тщательное рассмотрение хорошо для такого известного человека, как ты». Когда Упали вновь выразил свое желание, Будда попросил его как и раньше почитать и поддерживать своих прежних духовных учителей.

В третьем веке до н.э. великий буддийский император Индии Ашока, следуя этому благородному примеру терпимости и понимания, почитал и поддерживал все иные религии в своей обширной империи. В одном из своих указов, вырезанных на скале, император объявил:

«Не должно почитать только свою религию и осуждать религии других, но должно почитать религии других по той или иной причине. Делая так, помогаешь своей собственной религии и оказываешь услугу также и другим религиям. Действуя противно, роешь могилу своей религии и также наносишь вред другим религиям. Всякий, кто почитает свою религию и осуждает иные религии, делает так действительно из преданности своей религии, думая: «Я прославлю мою религию». Но вопреки этому он еще тяжелее поражает свою религию. Потому хорошо согласие: «Пусть все слушают и желают слушать прорекаемые другими учения».

Нам следует здесь добавить, что этот дух сочувствующего понимания сегодня должно прилагать не только в вопросах религиозных учений, но также и повсеместно.

Часто задается вопрос: религия ли буддизм, или философия? Не имеет значения, как вы его назовете. Буддизм остается тем, что он есть, какой бы ярлык вы на него не навесили. Ярлык несущественен. Даже ярлык «буддизм», который мы даем учению Будды, мало важен. Даваемое имя несущественно.

Что имя есть? Что розою зовется,

Под именем любым даст тот же аромат.

Точно также не нуждается в ярлыке и Истина: она не является буддийской, христианской, индуистской или мусульманской. Она не чья-либо монополия. Сектантские ярлыки — это препятствие независимому пониманию Истины и

Источник

Урок истории в 5 классе «Китайский мудрец Конфуций»

5. 26. Тема урока: Китайский мудрец Конфуций.

Цель урока: 1. Познакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция.

Продолжить формирование умений правильно по­казывать на карте исторические объекты, формули­ровать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Учебное оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н.э. — III в. н.э.», репродукции, иллюстрации учебника, план-памятка для оценки устного ответа на уроках ис­тории в 5 классе

II . Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Индийские касты»

Подготовка устного ответа у доски по карточке № 22

Подготовь развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» Для этого вспомни:

Чем занимались жрецы, знатные воины, земледельцы, слу­ги, которых по легенде Брахма создал из частей своего тела?

Как эти группы людей отличались внешне друг от друга?

Какие права имела каждая из этих групп?

Примерный ответ учащегося: В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты — группы людей, у которых были строго определенные права и обязанности. Са­мыми почтенными в Индии считались брахманы — жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того, чтобы стать настоящим брахма­ном нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы долж­ны были работать на земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, обслуживали своих хозяев, подчи­нялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды — черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.

Индивидуальная работа по карточкам (письменно).

Карточка 1. О каком понятии, географическом названии, имени идет речь? Найди соответствие.

1.Реки Индии. а) Инд, Ганг;

2. Царь, объединивший в III в. до н. э. под своей властью а) Конфуций;

почти все индийские царства. б) Ашока;

3.Группы людей в Индии со строго определенными а) рабы;

правами и обязанностями. б) касты;

4. Люди, не входившие ни в одну из каст в Индии. а) изгои;

5. Каста жрецов в Индии. а) брахманы;

6. Каста слуг в Индии а) брахманы;

Ответ. 1 — а, 2 — б, 3 — б, 4 — в, 5 — а, 6 — б.

Карточка 2. Допиши предложение

Ключ к тесту. 1. Инд и Ганг. 2. III в. 3. Ашока. 4. Джунгли. 5. Индостан. 6. Гималаи. 7. Индийцы. 8. Брах­маны. 9. Шудры. 10. Неприкасаемые.

Карточка 3. Выполните тестовые задания

1. Укажите особенность религиозных верований индийцев:

1) верили в переселение душ 2) верили в единого бога Яхве

3) верили в бога солнца Атона 4) верили в живого бога-фараона

2. Укажите, от чего зависела жизнь после смерти по представлениям индийцев:

1) от добрых и дурных дел 2) от количества жертвоприношений

3) от размеров пирамиды 4) от воли богов

3. Укажите, как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями:

1) колонии 2) касты 3) классы 4) цехи

4. Укажите, с каким богом связывали происхождение каст в Древней Индии:

1) Брахма 2) Будда 3) Рама 4) Ашока

5. Укажите, какой материал использовали для письма в Древней Индии:

1) папирус 2) бумагу 3) глиняные дощечки 4) пальмовые листья

Карточка 4. Кто основал в Древней Индии учение, согласно которому личные достоинства человека ставятся выше его происхождения

Карточка 5. Перечислите, какие касты были в Древней Индии

Карточка 6. Опишите жизнь «неприкасаемого» в Древней Индии

Карточка 7. Согласны ли вы с утверждением, что порядок кастового деления людей индийцы считали естественным и вечным. Объясните, как вы пришли к такому выводу

Карточка 8. Выполните тестовые задания

1. Выберите правильный ответ.

Первые государства в Индии возникли:

а) раньше, чем в Египте и Двуречье б) позже, чем в Египте и Двуречье

в) одновременно с государствами в Египте и Двуречье

2. Назовите понятие, которому соответству­ет определение.

Вера в то, что после смерти человек не переста­ет жить, а меняет свой облик, превращается в какое-либо животное:

а) вера в переселение душ б) вера в бессмертие души в) вера в священных животных

3. Приведите в соответствие:

а) один из главных богов древних индийцев с головой слона 1) Будда

б) основатель религиозного учения, названный Про­светленным 2) Ашока

в) царь, объединивший под своей властью индийские царства 3) Ганеша

4. Продолжите перечень.

а) жрецы-брахманы б) в) г)

5. Вставьте вместо пропусков.

1. Выберите правильный ответ.

Объединение индийских царств произошло:

а) в 3 веке до н. э. под властью Рамы б) в 3 веке до н. э. под властью Ашоки

в) в 5 веке до н. э. под властью Ашоки

2. Назовите понятие, которому соответству­ет определение.

Слуги, общение с которыми было строго запреще­но и которые выполняли самую черную работу:

а) неприкасаемые б) изгои в) неприкосновенные

3. Приведите в соответствие:

а) высшая каста, возникшая, как верили индийцы, из рта бога Брахмы 1) земледельцы

б) каста, возникшая из бедер бога Брахмы 2) слуги

в) каста, возникшая из ступней бога Брахмы 3) брахманы

4. Продолжите перечень.

Периоды жизни брахмана:

5. Вставьте вместо пропусков.

Ключ к тесту: 1 — б; 2 — а; 3: а — 3,6 — 1, в — 2; 4 — воины, земле­дельцы, слуги (вариант 1), обзаведение семьей, отшель­ничество (вариант 2); 5 — буддистами, страданиями, желаний (вариант 1), страданиями, отшельником, Буд­дой, Просветленным (вариант 2).

2. Работа с классом.

Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде, с.98-99 §21 учебни­ка.

— Когда произошло объединение Индии? III в. до н.э.)

Будда учил что жизнь сопровождается. Смотреть фото Будда учил что жизнь сопровождается. Смотреть картинку Будда учил что жизнь сопровождается. Картинка про Будда учил что жизнь сопровождается. Фото Будда учил что жизнь сопровождается Будда учил что жизнь сопровождается. Смотреть фото Будда учил что жизнь сопровождается. Смотреть картинку Будда учил что жизнь сопровождается. Картинка про Будда учил что жизнь сопровождается. Фото Будда учил что жизнь сопровождаетсяКакой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призы­вать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

У какого народа древнего мира, подобные заповеди мы уже встре­чали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)

1. Где находится Индия?

а) на западе Азии б) на юге Азии в) на востоке Азии

2. В какой стране стали впервые производить сахар?

а) в Китае б) в Индии. в) в Ассирии

3. Кто из царей Индии первым отдал предпочтение буддизму?

а) Конфуций б) Ашока в) Гаутама

4. Кто учил в Древней Индии что главнее — личное достоинство человека, а не его происхождение?

а) Брахма б) Будда в ) Рама

5. Какая каста по верованиям древних индийцев появилась из ступней ног Брахмы?

а) воины б) слуги в) жрецы

6. Что изобрели в Древней Индии?

а) шахматы б) бумагу в) прозрачное стекло

7. Индийский царь, объединивший все индийские царства в III в. до н.э.?

а) Ашока б) Гаутама в) Крез

8. На чем писали в Древней Индии?

а) на бумаге б) на пальмовых листьях в) на дощечках из глины

9. Какая каста по верованиям древних индийцев появилась изо рта бога Брахмы?

а) жрецы б) воины в) земледельцы

10. К какой касте принадлежали цари в Древней Индии?

а) воинов б) жрецов в) неприкасаемых

Ключ к тексту: 1 — б,2 — б,3 — 6,4 — б,5 — 6,6 — а,7 — а,8 — а,9 — а, 10 — а.

3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него однокласс­ников.

III . Переход к изучению новой темы

Мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

Задача для учащихся: Познакомиться с учениями китайского мудреца Конфуция?

Географическое положение и природные условия Китая.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, бамбук.

1. Работа по карте (с. 103 учебника)

Где находится Китай? (В восточной Азии.)

Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с. полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н.э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н.э., здесь воз­никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, ко­торого очень почитали китайцы.

3. Работа с историческим документом с. 104-105 учебника.

4. Беседа по прочитанному.

Всякого ли образованного человека Конфуций считал настоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с какими? Если нет, то с какими? (ответы детей)

5. Сообщение учащегося о письменности и книгах древних китайцев.

V .Закрепление изученного на уроке

а) Впишите недостающие слова.

Китай стал единым государством в в. до н. э.,

Самое знаменитое сооружение Древнего Китая —

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в государстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости. Поэтому дети земледельцев всег­да становятся земледельцами». Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций?

Ответ: Этот философ пытается закрепить неравенство, существовав­шее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.

VII . Домашнее задание: 1. Прочитать § 22 учебника.

Подготовить развернутый ответ на вопрос «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»

Заполни­те контурную карту «Китай в древности».

Будда учил что жизнь сопровождается. Смотреть фото Будда учил что жизнь сопровождается. Смотреть картинку Будда учил что жизнь сопровождается. Картинка про Будда учил что жизнь сопровождается. Фото Будда учил что жизнь сопровождается
Все надписи делайте карандашами!

Надпишите названия двух главных рек Индии.

Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

Обозначьте значком □ места древнейших городов Индии.

Найдите и отметьте место первой проповеди Будды.

Обведите границы крупнейшего государства в Индии (3-й в. до н. э.).

Надпишите названия двух главных рек Китая.

Обведите границы древнейшего государства в Китае (2-е тыс. до н. э.).

Обведите границы китайского государства при Цинь Шихуане (3-й в. до н. э.).

Обозначьте на карте и надпишите название Великой Китайской стены.

а) Подумайте, в чем сходство и в чем различия учений Будды и Конфуция.

б) Подготовить сообщение о строительстве Великой китайской стены (1 ученик).

Дополнительная информация для учителя

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н.э.)

Древний китайский проповедник и писатель.

Как о любом религиозном деятеле, о нем складывались различные легенды. Согласно одной из них, матери Конфуция было видение о том, что она должна от­правиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила мла­денца. Вокруг новорожденного парили драконы и бодисатвы.

На самом же деле Конфуций родился в городе Лу (совр. Цюйфу, провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристократов чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойны и уважаемым членом общества.

Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.

Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дис­циплины: мораль, язык, политику и литературу.

После смерти матери он последовал общепринятому обычаю — вернулся до­мой и соблюдал траур три года. Он отказался от всех удовольствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Лу. Но какое-то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за ин­триг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшее он уже не вернул­ся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил до­машним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуньшо».

Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Основная суть учений Конфу­ция сводилась к тому, что необходимо создать организованное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей.

Он также утверждал, что управлять низшими классами следует прежде всего с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники яв­ляются для народа «отцом и матерью». Подобные взгляды Конфуция основались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. В свою очередь кор­нями они уходили в традиции китайской культуры.

В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг к другу и о необходимости соблюдать обычаи. Он также по­лагал, что дворянин и придворный чиновник должны не стремиться к власти и по­лучению новых чинов, а изучать музыку, поэзию и историю своих предков.

Соблюдение обрядов означало почитание памяти предков, появление уваже­ния к современным правителям и почтение к пожилым людям.

Последние годы жизни Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречении были собраны в литературный сборник, получивший название «Аналекты Конфу­ция». Одно из изречений, например, гласит: «Не причиняй другим то, что они мо­гут причинить тебе».

Распространение идей Конфуция началось с правления династии Хань (202 г. до н.э.), тогда была принята идея философа о необходимости работы ученых людей в правительстве и начато обучение правительственных чиновников. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались та­ковыми до 1912 года, когда был сброшен последний китайский император.

Правда, к началу 20-х гг. влияние конфуцианства в Китае ослабло, и сегодня на его место пришел буддизм.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *