Брюсова русалка что это такое
Яков Брюс: последнее пророчество (+3 фото)
Есть легенда о том, что прислуживала «колдуну Брюсу» механическая девушка необычной красоты, но «лишенная души». С объяснением этого вообще никаких затруднений не возникает, так как подобные механические игрушки в галантном веке были весьма распространены в высшем свете. Но в сборнике легенд о графе Брюсе сказано, что это чудо чудное, диво дивное имело одну особенность: стоило у механической служанки вытащить из косы гребень, как она тут же «рассыпалась на цветы». Какой фокус использовался тут – можно только догадываться. Как будто вчера рассказывал мне все это щелковский художник Иван Зотов. А между тем,прошло уже тридцать лет.
Книги о колдуне Брюсе продавались до октябрьской революции 17 года чуть ли не на каждой сельской ярмарке. Поэтому не удивительно, что серьезные историки XIX века остерегались о нем писать. В результате в наши дни о Якове Брюсе знают только специалисты.
Я между тем узнать о Якове Брюсе можно в посвященном ему небольшом музее, который находится на территории санатория «Монино». Тут все сохранилось, не смотря на минувшие столетия очень неплохо. Так, рядом с бывшей усадьбой Глинки до сих пор располагается небольшой пруд. Прошедшей зимой группа энтузиастов с помощью современного эхолота искала в этом пруде еще один «объект брюсова волшебства», «русалку», которую он, по мнению местных крестьян, превратил в камень. Селяне XIX века вряд ли знали об искусстве скульптуры. Впрочем, стоит ли винить вподобного рода невежестве крестьян русских, ведь и итальянские землепашцы, находя в средние века в земле памятники античной культуры, считали их порождением дьявола…
Ничего, к сожалению, не нашли, хотя возможно скульптура просто за два с половиной века ушла глубоко в ил. С этим прудом связана еще одна легенда о Якове Брюсе, будто бы он был способен в жаркий летний день заморозить этот пруд для того, чтобы гости, приезжавшие к нему, могли покататься на коньках. Разгадка этого «волшебства» очень проста, с зимы лед покрывали соломой. А по команде барина ее убирали и так оказывался толстый слой льда.
Гостей приглашали до тех пор, пока были живы дочери Якова Вилимовича. Но, к сожалению, этот выдающийся человек был осужден встретить старость в полном одиночестве.
Существует предание, что Брюс предсказал, что его могила будет осквернена, а дом сожжен. Так оно и случилось, в самом конце XIX века во дворце фельдмаршала, давно перешедшем к новым хозяевам, случился пожар. Дом был восстановлен, однако с тех пор в нем уже не жили.
Похороненный в кирхе Немецкой слободы, фельдмаршал лежал там до двадцатых годов ХХ века, пока здесь не началось строительство Бауманского института. Старинный склеп вскрыли и обнаружили, что маршальский мундир и ботфорты — хорошо сохранились. Их отправили в Исторический музей, а кости – просто выбросили.
Яков Брюс родился 11 мая по новому стилю 1670 года во Пскове. Есть некоторые расхождения по поводу его года рождения (т. е. в некоторых источниках указывается 1669, однако,в то время было обычной практикой прибавлять себе год рождения, чтобы пораньше попасть на государеву службу. На Брюса это очень похоже, поскольку он был человеком выдающихся государственных способностей и служба для него была делом чести. 1669 год фигурирует в надгробной речи, которая была прочитана во время похорон Брюса пастором. Он говорит, что Яков Вилимович прожил столько-то лет, месяцев и дней до своей смерти. Если это посчитать, то получается 1669 год.
Яков Брюс: последнее пророчество
Есть легенда о том, что прислуживала «колдуну Брюсу» механическая девушка необычной красоты, но «лишенная души». С объяснением этого вообще никаких затруднений не возникает, так как подобные механические игрушки в галантном веке были весьма распространены в высшем свете. Но в сборнике легенд о графе Брюсе сказано, что это чудо чудное, диво дивное имело одну особенность: стоило у механической служанки вытащить из косы гребень, как она тут же «рассыпалась на цветы». Какой фокус использовался тут – можно только догадываться. Как будто вчера рассказывал мне все это щелковский художник Иван Зотов. А между тем,прошло уже тридцать лет.
Книги о колдуне Брюсе продавались до октябрьской революции 17 года чуть ли не на каждой сельской ярмарке. Поэтому не удивительно, что серьезные историки XIX века остерегались о нем писать. В результате в наши дни о Якове Брюсе знают только специалисты.
Я между тем узнать о Якове Брюсе можно в посвященном ему небольшом музее, который находится на территории санатория «Монино». Тут все сохранилось, не смотря на минувшие столетия очень неплохо. Так, рядом с бывшей усадьбой Глинки до сих пор располагается небольшой пруд. Прошедшей зимой группа энтузиастов с помощью современного эхолота искала в этом пруде еще один «объект брюсова волшебства», «русалку», которую он, по мнению местных крестьян, превратил в камень. Селяне XIX века вряд ли знали об искусстве скульптуры. Впрочем, стоит ли винить вподобного рода невежестве крестьян русских, ведь и итальянские землепашцы, находя в средние века в земле памятники античной культуры, считали их порождением дьявола…
Ничего, к сожалению, не нашли, хотя возможно скульптура просто за два с половиной века ушла глубоко в ил. С этим прудом связана еще одна легенда о Якове Брюсе, будто бы он был способен в жаркий летний день заморозить этот пруд для того, чтобы гости, приезжавшие к нему, могли покататься на коньках. Разгадка этого «волшебства» очень проста, с зимы лед покрывали соломой. А по команде барина ее убирали и так оказывался толстый слой льда.
Гостей приглашали до тех пор, пока были живы дочери Якова Вилимовича. Но, к сожалению, этот выдающийся человек был осужден встретить старость в полном одиночестве.
Яков Брюс родился 11 мая по новому стилю 1670 года во Пскове. Есть некоторые расхождения по поводу его года рождения (т. е. в некоторых источниках указывается 1669, однако,в то время было обычной практикой прибавлять себе год рождения, чтобы пораньше попасть на государеву службу. На Брюса это очень похоже, поскольку он был человеком выдающихся государственных способностей и служба для него была делом чести. 1669 год фигурирует в надгробной речи, которая была прочитана во время похорон Брюса пастором. Он говорит, что Яков Вилимович прожил столько-то лет, месяцев и дней до своей смерти. Если это посчитать, то получается 1669 год.
Существует предание, что Брюс предсказал, что его могила будет осквернена, а дом сожжен. Так оно и случилось, в самом конце XIX века во дворце фельдмаршала, давно перешедшем к новым хозяевам, случился пожар. Дом был восстановлен, однако с тех пор в нем уже не жили.
Николаева Алла Сергеевна 2006 г. Стр. Введение глава исторический очерк
Содержание
В. БРЮСОВ «РУСАЛКА»
Она, свои скрывая груди
И лоно зыбким тростником,
На мир, где колдовали люди,
Смотрела из реки тайком.
Ей был понятен их веселий
И их забот вседневный строй
Призыв пастушеской свирели,
Костер рыбачий под горой.
Она любила хороводы
И песни дев издалека,
Когда ложилась мгла на воды
И стыла темная река.
А в день весенних водосвятий,
Из-под воды едва видна,
Как речь таинственных заклятий,
Молитвы слушала она.
Когда же рой детей, купаясь,
Шнырял по вспугнутой реке,
Она звала их, откликаясь
На непонятном языке.
Но, видя проходящих парней,
Вечеровой порой, в тиши,
Еще нежней, еще коварней
Смеялась, зыбля камыши.
Иногда писатели специально подчеркивали близость своего повествования подлинным фольклорным текстом, хотя это вовсе не мешало им создавать собственную интерпретацию сюжета. «Башкирская русалка» В.Даля начинается фразой «У кочевых Башкиров осталось еще много своих поверий и приданий». По-видимому, чисто русской чертой является устойчивая соотнесенность русалки с какими-то неясными, невысказываемыми переживаниями. Русалка очень часто изображается тоскующей:
Ночью русалка сидит над рекой,
Песню поёт с безысходной тоской…
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи…
Одно из немногих исключений – второе стихотворение А. Коринфского из цикла «Лес в половодье» (1896), где русалки беззаботно смеются:
И раздается на все-то озеро
В тишине заповедного бора –
Безо всяких нежданных помех –
Переливный русалочий смех.
Рубеж веков – очередное для России смутное время – породил не только поэзию контрастов, эпатажа, но и мучительной тоски по невозвратно уходящему. Вспоминает русалку Ф.Сологуб, в одном из стихотворений которого с ней связана грусть, сожаление по чему-то светлому, чудесному, отвергнутому рациональным, ориентированным на «матерьялистские» идеи и дела, отсюда – преступно бездушным и безнравственным:
Покрыла зелень ряски
Пустынный, старый пруд –
Из сонной глади вод
А в омуте глубоком
Сверкнет огромным оком
Но тихо дремлет ряска;
Образ русалки не чужд и европейской культуре. Все знают сказку Х.-К. Андерсена «Русалочка». Сравним литературный образ русалочки (на примере сказки) с образом мифологической русалочки.
Черты | Русалка в мифологии | Русалочка Андерсена |
1. Происхождение русалок | Женщина, умершая неестественной смертью | Дочь морского царя, имеет свою семью |
2. Местонахождение русалок | Можно встретить в поле, в лесу, в воде, у костра; нет определенного места жительства | Живет в подводном царстве вместе с семьей, затем в мире людей |
3. Внешний вид русалок | Роскошные длинные волосы, рыбий хвост либо ноги | Роскошные длинные волосы, рыбий хвост |
4. Занятия русалок | Заманивает людей в свои ловушки, крадут еду и белье, наносят вред полям, защекачивают насмерть | Ухаживает за своим садиком, играет, слушает рассказы о людях, спасает человека |
5. Отношение к человеку | Запугивает, губит | Спасает жизнь, любит, жертвует ради любимого своей жизнью |
Вывод: русалка Андерсена и русалка в мифологии похожи только внешне, да и только мы узнали о русалках, мавках, у которых спины нет вовсе, а вилы отличаются от других крыльями. Мифологическая русалочка не имеет души, ее любимое занятие – причинять людям вред. Русалочка Андерсена, наоборот, приносит себя в жертву ради любви к человеку. Она гибнет во имя любви, не думая о мести. Поэтому можно предположить, что Андерсен взял миф о русалочке только в основу сказки, но создал свой особый образ русалочки.
4.2. Образ русалки в изобразительном и прикладном искусстве
Влияние литературы прослеживается и в творчестве художников, например Н.М. Крамского, чья картина 1871 г. «Русалка» создана под впечатлением названной повести Гоголя. «Русалка» К.Е.Маковского появились, видимо, тоже в результате обращения к Гоголю. Интересно отметить, что если В.Стасов и особенно Вс.Гаршин раскритиковали картину Маковского за слишком «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов», то именно эти качества привлекли большинство современников художника, обеспечив успех полотна.
Над образом русалки работал В.А.Серов (эскиз 1880-хгг.). Близка народно-поэтическому «Русалка» И. Билибина (1934), сопровождаемая собственноручной подписью художника: «Русалка парней завлекает и топит».
Из скульпторов, воплотивших в своих материалах образ русалки, можно назвать П.А.Ставассера («Русалка», 1847), П.П.Забелло («Русалка»,1876) и, разумеется, С.Т.Коненкова с его серией деревянных лесных духов, среди которых приютилась и трогательная русалочка.
И.Н.КРАМСКОЙ. Майская ночь
Вышивка крестом Хрусталь Стекло Кристаллы
Роспись по керамике
Декоративное растение «Поцелуй русалки»
Символом города Копенгагена, столицы Дании,
стала знаменитая бронзовая Русалочка на камнях у берега пролива Эресунн.
Скромная русалочка украшает каскад фонтанов в
Карниз из Нижегородского музея истории художественных промыслов.
Верхняя часть наличника (навершие). Городецкий
4.3. Русалки в музыкальном искусстве
Брюсова русалка что это такое
Она, свои скрывая груди
И лоно зыбким тростником, На мир, где колдовали люди, Смотрела из реки тайком.Ей был понятен их веселийИ их забот вседневный строй Призыв пастушеской свирели, Костер рыбачий под горой. Она любила хороводы И песни дев издалека, Когда ложилась мгла на водыИ стыла темная река.А в день весенних водосвятий, Из-под воды едва видна,Как речь таинственных заклятий,Молитвы слушала она.Когда же рой детей, купаясь,Шнырял по вспугнутой реке, Она звала их, откликаясь На непонятном языке.Но, видя проходящих парней, Вечеровой порой, в тиши,Еще нежней, еще коварней Смеялась, зыбля камыши.
Видео
Господин Нет
В 1718 году начался Аландский конгресс — продолжительные русско-шведские переговоры о прекращении войны между двумя странами, которая к тому времени тянулась почти два десятилетия. Главными переговорщиками от России были назначены Андрей Остерман и Яков Брюс. Шведы любой ценой пытались свести к минимуму свои потери от конфликта — о приобретениях речь уже не шла. Русский дипломатический тандем работал по принципу «доброго и злого следователя» — Остерман предлагал шведам вариант за вариантом, выражал готовность к компромиссам, а когда те начинали спорить, включался непоколебимый Брюс, вколачивавший русское «нет», будто сваи в землю.
Статья по теме Великолепная девятка. Отечественная дипломатия от Воронцова до Громыко
Остерману и Брюсу удалось уже в 1718 году достичь удобных для России условий, но король Карл XII оскорбился и отказался их подписывать. Брюс пожал плечами и вернулся к своим пушкам, которые очень скоро напомнили шведам, кто в этой войне победитель, а кто — проигравший. Вскоре король Карл погиб от шальной пули во время похода в Норвегию, а шведы вернулись за стол переговоров.
Окончательно сломить упрямство шведов Остерману и Брюсу удалось в 1721 году, когда был заключён Ништадский мир, закрепивший за Россией все её основные территориальные приобретения, достигнутые за время войны, и выход к Балтийскому морю.
За эту дипломатическую победу Яков Брюс, в начале 1721 года возведённый в графское достоинство, получил от царя пятьсот дворов в Козельском уезде, а также подмосковную усадьбу Глинки.
Календарь, который придумал не Брюс
Если говорить о заслугах Якова Брюса перед российской наукой, то они настолько велики, что всего и не перечислишь. О «Карте земель от Москвы до Малой Азии» и обсерватории в Сухаревой башне, ставшей первой в России, мы уже упоминали. Кроме того, Брюс перевёл на русский язык целый ряд научных трудов ведущих учёных того времени, составил русско-голландский и голландско-русский словари, написал первый русский учебник геометрии…
Статья по теме Здание с корнями. Семь таинственных историй о Кунсткамере
В 1706 году Пётр поручил Брюсу отвечать за всё российское книгопечатание, и оно при нём сделало решительный шаг вперёд. Под началом Якова Брюса находилась Московская типография, и все книги, которые там выпускались, выходили с пометкой о том, что они изданы под надзором Брюса. Именно из-за этой пометки выпущенный в 1709 году знаменитый календарь, составленный Василием Киприяновым, который на 200 лет стал настольным справочником российских земледельцев, получил народное название «Брюсов календарь».
У Якова Брюса была одна из самых больших библиотек того времени, насчитывавшая около 1500 томов, причём в подавляющем большинстве научно-технического и справочного содержания.
Кроме того, у Брюса была собственная коллекция раритетов, известная как «кабинет курьёзных вещей», после его смерти по завещанию присоединённая к Кунсткамере.
Брюс спрятал свои книги и инструменты в подземелье
Источники рассказывают о том, что у Брюса была обширная библиотека, куда входили труды по истории, науке, астрологии, оккультизму. Но после его смерти и книги, и астрономические инструменты, и лабораторное оборудование куда-то исчезли. Согласно одной из версий, граф заранее перевез все в свою подмосковную усадьбу Глинки (ныне Монино) и спрятал в надежном месте в подземелье. Энтузиасты проводили там исследования при помощи биолокации. Им удалось зафиксировать под фундаментом дома наличие металла, дерева и стекла. Но добраться до этих объектов невозможно. Видимо, «чародей» категорически не желал, чтобы его «наследством» пользовался кто-то другой…
Брюсова «Русалка» (фото)
[h2]
Брюсова «Русалка» (фото)[/h2]
Она, свои скрывая груди
И лоно зыбким тростником,
На мир, где колдовали люди,
Смотрела из реки тайком.
Ей был понятен их веселий
И их забот вседневный строй
Призыв пастушеской свирели,
Костер рыбачий под горой.
Она любила хороводы
И песни дев издалека,
Когда ложилась мгла на воды
И стыла темная река.
А в день весенних водосвятий,
Из-под воды едва видна,
Как речь таинственных заклятий,
Молитвы слушала она.
Когда же рой детей, купаясь,
Шнырял по вспугнутой реке,
Она звала их, откликаясь
На непонятном языке.
Но, видя проходящих парней,
Вечеровой порой, в тиши,
Еще нежней, еще коварней
Смеялась, зыбля камыши.