Бросковый пуск что это
Бросок «Сармата». Как испытывают российскую ядерную ракету будущего
Проверка стартом
По данным ряда СМИ, огневые испытания жидкостных двигателей первой ступени «Сармата» успешно завершились в 2016 году. На этом этапе имитируется их эксплуатация в настоящих, «боевых» условиях: проверяется штатная работа камер сгорания, турбонасосных агрегатов, газогенераторов и прочих компонентов. Грубо говоря, двигатель закрепляют на специальном стенде, оборудованном лотком для отвода пламени и газов, подводят к нему топливо и окислитель, после чего запускают. Если все узлы работают штатно, испытания признают успешными. Следующий этап — бросковый.
«Бросковые испытания — это эксперимент, в ходе которого отрабатывается старт ракеты, ее безаварийный выход из шахты и начальный этап работы двигателя, — рассказал РИА Новости генерал-майор в отставке Владимир Дворкин, бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны — структуры, решающей широкий круг проблем научного обеспечения строительства РВСН и развития стратегического ракетного вооружения. — Из шахтной пусковой установки выбрасывается макет с реальным двигателем первой ступени и грузовым «заменителем» всей остальной части ракеты. Макет эквивалентен готовому изделию по габаритам и массе. Запас топлива там небольшой — чтобы хватило на несколько секунд полета».
Экзамен на зрелость
«На этом этапе осуществляется пуск полностью оснащенной ракеты по траектории на заданную дальность, — рассказал РИА Новости Владимир Дворкин. — Как правило, «стреляют» по полигону Кура на Камчатке. Летно-конструкторские работы могут совмещаться с государственными, в ходе которых и принимается решение о постановке изделия на вооружение. Как показывает практика, для этого нужно успешно запустить около 15-20 ракет. Но надо понимать, что во время испытаний могут произойти аварийные ситуации. В этом случае необходимы дополнительные пуски, чтобы убедиться, что все неисправности и замечания устранены».
Этап летно-конструкторских испытаний довольно долго не могла пройти твердотопливная МБР Р-30 «Булава», разработанная для вооружения атомных стратегических подводных лодок проекта 955 «Борей». Всего было произведено 27 ракетных пусков. Из них два были признаны частично успешными, семь — неудачными. По некоторым данным, причиной неудачных стартов были отказы систем управления двигателей. В 2009 году вице-премьер Сергей Иванов заявлял, что эти проблемы связаны с недостаточной доводкой ракеты «на земле». В свою очередь, главный конструктор подводных лодок проекта 941 «Акула» Сергей Королев объяснял недоработки отсутствием требуемых для этого наземных стендов.
Долетит ли «Сармат» до полигона «Кура»?
Почему затягивается разработка сверхтяжелой МБР
Российские СМИ пестрят заголовками «Названы сроки и количество пусков МБР РС-28 „Сармат“ в рамках лётно-конструкторских испытаний». Однако никакая это не новость, а ритуальное заклинание. То официальные лица из Минобороны, Роскосмоса и ОПК, то не называющие себя компетентные источники информационных ведомств регулярно, раз в четыре месяца, называют сроки этого долгожданного события. Называют вот уже четвертый год, начиная с 2018 года. И все названные ими сроки прошли. Ракета уже должна была пройти испытания. Более того, с этого года она должна уже была находиться на боевом дежурстве в частях РСВН.
Сейчас источник ТАСС поведал, что в этом году будут проведены два пуска «Сармата» в рамках лётно-конструкторских испытаний. Первый пуск состоится ближайшей осенью, второй — в конце года. Постановка сверхтяжелой ракеты на боевое дежурство должна состояться в 2022 году, что совпадает с ранее высказанными официальными лицами сроками.
Что же касается количества испытаний, то никто из официальных лиц никогда не называл их предполагаемое количество. Ну а источники информагенств в значительном своем большинстве говорили о пяти лётных испытаниях. И все они должны были состояться в 2021 году пусками с космодрома «Плесецк» по полигону «Кура», расположенному на Камчатке. Два первых пуска предполагают использование вместо боевого блока его массогабаритного макета.
Шестой пуск, уже тренировочный, должен произойти уже в дивизии РВСН.
Источник ТАСС не прояснил ситуацию относительно того, будут ли перенесены три пуска на следующий год. Или же ограничатся двумя пусками этого года, после чего начнут устанавливать «Сарматы» в пусковые шахты в частях РСВН.
Два летных испытания сверхтяжелой межконтинентальной баллистической ракеты — это, конечно, как говорится, за гранью добра и зла. Хотя, конечно, и пять — это совсем уж по минимуму. То есть это тот случай, когда экономия на испытаниях — а они, действительно, очень недешевы — может принести к роковым последствиям.
В истории отечественного ракетостроения был случай, когда лётные испытания МБР проводились всего лишь четыре раза. Так принимали на вооружение легкую ракету мобильного базирования «Ярс». Но тут следует учитывать, что ее разрабатывали не с нуля. Она стала модификацией МБР «Тополь-М». Причем модернизация практически не затронула саму ракету. Вместо моноблочной головной части были использованы разделяющиеся боевые блоки. Но и «Тополь-М» стал модификацией МБР «Тополь», так вот его подвергли 16 летным испытаниям. И лишь один пуск, первый, оказался неудачным.
Примерно тот же объем лётных испытаний был и при создании американских баллистических ракет. «Першинг-2» — 18 пусков, «Трайдент-2» — 16 пусков.
Но все это легкие ракеты, стартовая масса, которых не превосходит пятидесяти тонн. И совсем другое дело ракеты сверхтяжелые, к которым относятся «Воевода» («Сатана» по классификации НАТО) и «Сармат». В этом классе ракет испытания более серьезные.
Испытательные пуски МБР Р-36М2 «Воевода», которую должен заменить «Сармат», производили 26 раз. На что ушло два с половиной года. При том, что это была не новая ракета, а модификация МБР Р-36М УТТХ, которая в свою очередь была модификацией ракеты Р-36М. А первой ракетой этого семейства, разработанного в КБ «Южное», была Р-36. Так вот, ее во время летных испытаний запускали 85 раз. Поскольку ракета была абсолютно новая, разработанная с нуля. Испытания затянулись, поскольку из первых 10 пусков 7 оказались неудачными. Впоследствии было зафиксировано еще 7 неудачных пусков.
«Сармат» также абсолютно новая ракета. Причем и разработчик у нее тоже абсолютно новый, в том смысле, что он не имел никакого отношения к предыдущей нашей сверхтяжелой ракете «Воевода», разработанной в советский период в Днепропетровске на КБ «Южное».
Головным разработчиком трехступенчатой жидкостной МБР «Сармат» является Государственный ракетный центр им. Макеева (город Миасс). Это его первая разработка столь специфической ракеты, которой нет равных в мире по мощностным характеристикам. Ее стартовый вес равен 208 т. Длина — 35 м, диаметр — 3 м. Забрасываемый вес — 10 т. Максимальная дальность полета — 18 тыс. км. Это означает, что ракета способна атаковать североамериканский материк не только через северный полюс, но и через Южный — на направлении, на котором у США отсутствуют системы противоракетной обороны. Ракета имеет 10 боевых блоков мощностью 750 кт каждый. При этом существует вариант, когда в качестве полезной нагрузки вместо «традиционных» боевых блоков на ракету устанавливаются три гиперзвуковых планирующих блока «Авангард», скорость которого достигает 17−22 М.
Так что для ГРЦ им. Макеева, которое специализируется на создании баллистических ракет для подводных лодок, «Сармат» — это довольно новая тематика. Ситуация усугубилась еще и тем, что множество компаний-соразработчиков «Воеводы» оказалось за пределами России. Поэтому пришлось создавать заново сеть соисполнителей, в которую входят больше сотни компаний.
Предыдущей разработкой макеевцев была ракета для подводных лодок «Синева». Она обладает самым высоким для морских ракет знергомассовым совершенством, то есть отношение забрасываемого веса к стартовой массе ракеты. Масса «Синевы» — 40 тонн. И вот теперь миасский ракетный центр создал МБР, вес которой в 5 раз больше. Задача не из простых. Но все получилось.
Однако есть основание предположить, что в процессе летных испытаний в «Сармате» придется что-то «подкручивать». Предположение основано на том, как проходили бросковые испытания ракеты. В их процессе контролируется правильность отработки наземной автоматики, достаточно сложной, которая должна в конечном итоге поджечь стартовый ускоритель, выталкивающий ракету из шахты на определенную высоту. После чего очень кратковременно включаются маршевые двигатели первой ступени. Всё, что расположено выше, это не сама ракета, а ее массогабаритный макет.
Как правило, для каждой новой баллистической ракеты шахтного базирования проводятся одно-два бросковых испытания. Но для «Сармата» их было три. Значит, уже на этом этапе уже пришлось что-то «подкручивать». Бросковые испытания завершились в середине 2018 года. И наступила затянувшаяся пауза, на протяжении которой периодически объявлялось, что вот сейчас, в ближайшее время, начнутся летные испытания ракеты.
Затягивание начала летных испытаний может иметь как минимум две причины. Неготовность конструкции ракеты, которая была выявлена в процессе бросковых испытаний. Или же проблемы с производством ракет для летных испытаний на Красноярском машиностроительном заводе.
Однако «Сармат», несомненно, будет испытан. Если будет необходимо, то и доработан. И поставлен на боевое дежурство. Смещение сроков готовности вправо на 2−3 года — это в нынешних условиях нормально для столь грандиозной разработки.
Россия произведет запуск межконтинентальной ракеты «Сармат» в 2022 году
Первый испытательный пуск новейшей жидкостной тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Сармат» перенесен на 2022 год. Об этом ТАСС сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.
«Первый пуск МБР „Сармат“ в рамках летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) перенесен с декабря 2021 года на первый квартал 2022 года», — сказал он.
Ранее сообщалось, что программа испытаний МБР «Сармат» изменена, вместо двух пусков с космодрома Плесецк в 2021 году планировался один в декабре.
По словам собеседника агентства, в случае успешных пусков в 2022 году будут приняты решения о принятии ракетного комплекса на вооружение Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и постановке первого полка «Сарматов» в Ужурском соединении на боевое дежурство в составе командного пункта полка и нескольких шахтных пусковых установок.
16 декабря в эфире телеканала «Звезда» командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев заявил, что первый полк комплекса «Сармат» заступит на боевое дежурство в конце 2022 года в Ужурском ракетном соединении. По его словам, на сегодняшний день идет подготовка инфраструктуры в Ужурской ракетной дивизии (Красноярский край).
В июне генеральный директор завода «Красмаш» Александр Гаврилов сообщил, что начало ЛКИ (летно-конструкторских испытаний) ракеты намечено на III квартал 2021 года. Ранее также сообщалось, что МБР «Сармат» поступит на вооружение уже в 2021 году. В августе при посещении Красноярского машиностроительного завода глава российского военного ведомства Сергей Шойгу сообщил, что летные испытания «Сармата» начнутся в этом году и должны завершиться в 2022-м, после чего ракета поступит на вооружение РВСН.
Ракета «Сармат» разработана в Государственном ракетном центре имени В. П. Макеева, основная специализация которого — разработка межконтинентальных баллистических ракет морского базирования. По оценкам экспертов, МБР РС-28 «Сармат» способна доставить разделяющуюся головную часть массой до 10 тонн в любую точку мира как через Северный, так и Южный полюсы. Известно, что к настоящему времени выполнены три бросковых пуска МБР с космодрома Плесецк.
Ядерный поезд! Бросковые испытания МБР для БЖРК Баргузин начнутся в этом году
В конце 2016 года российские военные приступят к так называемым «бросковым испытаниям» прототипа ракеты нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) Баргузин.
Ранее в СМИ сообщалось, что новая МБР будет являться модификацией РС-24 Ярс, создаваемой в соответствии со специальными требованиями к БЖРК. Кроме того, в отличие от советских БЖРК предполагается создание систем, не превышающих габариты современного железнодорожного вагона (ранее – габариты МБР были больше, что позволяло «вычислить» «атомный поезд» разведке и спецсредствам противника).
Источник: например здесь, ну и полно в гугле.
хочется еще раз сказать спасибо предкам из СССР.
Теперь я понимаю, зачем РЖД двухэтажные вагоны сделало.
Интересно, кто будет управлять поездом, гражданский или специально обученный военный машинист?
старый проект был фейлом в целом, т.к. поезда не способны были выполнять полноценное боевое дежурство (слишком тяжелые и сильно разрушали пути) и должны были выходить на линию только в случае объявления или угрозы войны, и даже на учениях катались по специальному маршруту. Сейчас по идее должны учесть ошибки прошлого.
Сколько налогов на это дерьмо уходит, лучше бы машины научились делать не военные
Удивительная прогулка в лесу!
Привет моим 19 подписчикам!
Мы даже себе представить не могли на что мы наткнулись!
Сначала показались какая-то большая полу закопанная бочка
Затем продвигаясь вперед заприметили старые военные ящики с изделием д529
Гугл ответов не дал(((
Двигаясь в лес, начали появляться «холмы», а на них не то вент киоски? не то просто какие то столбы?
Но самое интересное было дальше!
Пройдя еще буквально 100 метров вышли на высокий холм а на нём:
Две прекрасных ракеты! Вернее ракеты-носители Союз и Зенит.
Близко подходить не стали. Мало-ли кто там есть. Сделали фотографий и поспешили удалиться.
Как всегда видео версия нашего приключения
ШПУ Р12У Двина
Давно не писал посты. Привет моим двум подписчикам!!
В этот раз мы забрались в объект который разрушали на наших глазах.
Ракетный комплекс шахтно-пусковая установка Р12у.
Его по ошибке называют логово сатаны!
Так это сооружение выглядело еще совсем не давно.
Сейчас его усердно разбирают на металл.
Р-12у — баллистическая ракета средней дальности, предназначалась для нанесения ударов по объектам на расстояниях до 2000 км (Европа и Турция).
Состояла на вооружении РВСН СССР с 1960 по 1990 годы. Развернуто более 600 ракет, произведено свыше 2300. На базе этой ракеты создана серия космических носителей «Космос». Последние ракеты уничтожены по договору РСМД в 1990 году.
Информации о ней много, кому интересно тот найдет.
Но конкретно с этой ШПУ можно прощаться. Сейчас там выдирают последний металл.
Как всегда видео версия нашего похода.
Спасибо за просмотр)
p.s. баяно метр выдавал кошечек и собак)))
Советские и российские баллистические ракеты с 1946г.
От Р-1 до Ярса, от Р-11ФМ до Булавы
3D экскурсия по закрытому музею РВСН.
17 декабря 2018 г. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) отмечают 59-ю годовщину со дня образования.
Перед вами 3D экскурсия по залу изделий музея Академии РВСН им. Петра Великого, смотреть тут: http://3d-rvsn.mil.ru
Унифицированный командный пункт.
Р-11 | Первая на поле боя и в море | Часть 2
Самоходная пусковая установка ракеты Р-11М на ноябрьском параде в Москве
Еще до окончания испытаний Р-11 произошло несколько событий, которые предопределили дальнейшую судьбу этой ракеты. Во-первых, 11 апреля 1955 года Виктор Макеев приказом министра вооружений Дмитрия Устинова был назначен заместителем главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королева и одновременно — главным конструктором СКБ-385 при златоустовском заводе №66. Так было положено начало будущему Главному ракетному центру, получившему со временем имя своего создателя.
И в-третьих, 26 января вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих работ технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением». 11 февраля началась разработка ракеты Р-11ФМ, и уже через полгода, 16 сентября в Белом море был выполнен первый в мире успешный запуск баллистической ракеты с подводной лодки.
Р-11 в резерве Верховного главнокомандования
Как это было принято в советских вооруженных силах, формирование первых подразделений, которым предстояло принять на вооружение новую ракетную систему, начало незадолго до окончания испытаний Р-11. В мае 1955 года согласно директиве начальника Генерального штаба Советской Армии № 3/464128, 233 инженерная бригада — бывшая артиллерийская бригада большой мощности Воронежского военного округа — изменила штатный состав. В ней были сформированы три отдельных дивизиона, каждый из которых получил свой собственный номер и свое собственное боевое знамя, став самостоятельной воинской частью.
Зимние практические занятия расчета самоходной пусковой установки ракеты Р-11М
Так был сформирован традиционный в дальнейшем штат инженерных (позднее — ракетных) бригад резерва Верховного главнокомандования. В каждую бригаду входили, как правило, по три — иногда, в виде исключения, два или четыре — отдельных инженерных, позднее ракетных, дивизиона. А в составе каждого отдельного дивизиона были три стартовые батареи, батарея управления, техническая и парковая батарея, а кроме них, и другие подразделения, обеспечивавшие деятельность части.
На практике такая организация службы оказалась чрезвычайно громоздкой и неудобной, хотя выяснилось это не сразу. 27 июня 1956 года одна из батарей 233 инженерной бригады выполнила на государственном полигоне в Капустином Яру первый в истории части выстрел новой ракетой Р-11. Спустя год с небольшим, в сентябре 1957 года 15-й отдельный инженерный дивизион 233-й бригады во время учений, являвшихся частью учебной армейской наступательной операции, произвел пуск девяти ракет, стоящих у него на вооружении. Именно в ходе этих учений и стало понятно, что в полном составе, со всей системой обслуживающей техники, дивизион становится неповоротливым и плохо управляемым. В конченом счете эту проблему решили за счет того, что технические и парковые батареи из состава дивизиона убрали, оставив только инженерно-ракетный взвод, а основную часть обслуживающих функций взяли на себя соответствующие подразделения бригады.
Отчасти проблемы чрезвычайной громоздкости ракетных дивизионов, вооруженных ракетами Р-11, решило и появление новой модификации — Р-11М, получившей, помимо традиционного автопарка с транспортировщиками, установщиками и прочими машинами обслуживания и самоходное гусеничное шасси. Эта установка проектировалась на базе тяжелой самоходной артиллерийской установки ИСУ-152 одновременно с разработкой самой Р-11М, в 1955-56 годах. Разработку вели инженеры и конструкторы Кировского завода, КБ которого в дальнейшем создало еще не один тип подобной техники (в частности, именно на Кировском заводе разрабатывали самоходную пусковую установку для единственной в истории ОКБ-1 твердотопливной ракеты РТ-15: подробнее об этом читайте в материале «РТ-15: история создания первой самоходной баллистической ракеты СССР»). В итоге удалось сократить число машин в каждом отдельном дивизионе втрое: если в первых вариантах штатного расписания общее число автомобилей дивизиона достигало 152, то с самоходными пусковыми установками, каждая из которых заменяла сразу несколько специализированных машин, их число сократилось до полусотни.
Рисунок самоходной пусковой установки ракеты Р-11М в боевом и походном положении
И ракеты Р-11 на автомобильных транспортировочных тележках, и предназначенные для использования с ядерными боеголовками Р-11М на самоходных шасси не раз с гордостью демонстрировались москвичам и иностранным гостям на парадах в столице. Впервые «одиннадцатые» провезли по Красной площади 7 ноября 1957 года — в варианте Р-11М, и с тех пор до самого снятия с вооружения они оставались непременными участниками московских парадов и в мае, и в ноябре. Кстати, участвовали в парадах и «флотские» ракеты Р-11ФМ — с полным правом, как первые в стране баллистические ракеты, вставшие на вооружение подводных лодок.
«Одиннадцатая» идет на флотскую службу
Королев любил разрабатывать новые идеи и требовал такой же любви к новому от своих сподвижников. Но в таком необычном начинании прежде всего были нужны сильные союзники среди «судаков» — судостроителей.
Союзником Королева оказался главный конструктор ЦКБ-16 Николай Никитович Исанин. Это был опытный корабел, который начал заниматься подводными лодками, пройдя школу строительства тяжелых крейсеров и линейных кораблей. Во время войны он занимался самым тогда популярным видом судов — торпедными катерами. Главным конструктором дизельных подводных лодок Исанин стал всего за два года до встречи с Королевым. Он смело взялся за переделку своего проекта «611» под ракетоносец».
Транспортировщик ВМФ с ракетой Р-11ФМ на параде
Как военным корабелам было понятно, что простой модернизацией невозможно приспособить подлодку для стрельбы ракетами, так и ракетчикам было понятно, что нельзя просто взять и впихнуть Р-11 в подлодку — нужно ее дорабатывать. Именно этим и пришлось заняться, создавая модификацию Р-11ФМ. И эту задачу Сергей Королев, несмотря на то, что ему, наверное, и самому хотелось бы заняться ею, переложил на плечи человека, в котором был уверен — Виктора Макеева. Не случайно между решениями о начале разработки Р-11ФМ и назначением Макеева на пост генерального конструктора СКБ-386 прошло всего пару месяцев. И то это время понадобилось прежде всего на то, чтобы определить местом доработки и производства новой ракеты СКБ-385 и его базу-завод в Златоусте. А еще на то, чтобы по настоянию нового генерального заложить и начать строительство новой базы — в расположенном неподалеку городе Миассе, уже прославившемся к тому времени своими тяжелыми грузовиками «Урал».
Однако строительство нового завода, которое, по замыслу Виктора Макеева, должно было сопровождаться и строительством городка для его работников — дело не одного года. Поэтому первые серии Р-11ФМ, после того как в том же 1955 году техническую документацию на них передали СКБ-385, делались в Златоусте. И оттуда они отправлялись на испытания на полигон Капустин Яр, где в течение мая-июля 1955-го велись запуски Р-11ФМ с уникального качающегося стенда СМ-49, позволявшего моделировать качку, соответствующую 4-балльному волнению на море.
Запуск ракеты Р-11ФМ с качающегося морского стенда СМ-49 на полигоне Капустин Яр
«Королеву хотелось, чтобы лодку хоть чуть-чуть покачало»
До назначения в феврале 1954 года командиром торпедной подводной лодки Б-67 проекта 611 капитан второго ранга Федор Козлов успел пройти серьезную флотскую школу. Родившийся в 1922 году, он начал службу на Северном флоте в 1943-ем, в подплаве, и за годы войны успел совершить восемь боевых походов. Первую «свою» торпедную лодку Козлов получил в 1951 году, когда ему было всего 29 лет, а следующей стала первая в его жизни и во всем советском флоте ракетная. В одном из своих последних интервью, данном газете «Красная звезда», Федор Козлов так вспоминал о событиях, сделавших его командиром первой в стране подлодки-ракетоносца:
Подводная лодка Б-67 в Баренцевом море
Строители торопили: «Федор Иванович, поднимай флаг!». Каждый день это слышал. Но пока мои офицеры не доложили об устранении недостатков, корабль мы не приняли. За две недели провели заводские испытания. Дело упрощалось тем, что значительную часть корабля модернизация не затронула. А экипаж, как я уже говорил, был уже сплаван.
Готовую ракету нам доставили именно с технической позиции полигона (морской полигон Ненокса, созданный специально для испытаний баллистических ракет морского базирования в 1954 году. — Прим. авт.). Все делалось ночью, избегали «лишних глаз». Погрузку производили обыкновенным портальным краном. Очень трудная работа. Светили только прожекторы крана. Происходило это в ночь с 14 на 15 сентября».
После погрузки ракеты на подводную лодку прошли еще сутки, прежде чем Б-67 с необыкновенно широкой для лодок проекта 611 рубкой вышла в море на первый настоящий запуск ракеты. Вспоминает Федор Козлов:
Погрузка ракеты Р-11ФМ на борт одной из подводных лодок проекта АВ611
Ракета Р-11ФМ в стартовом положении над ограждением рубки подлодки проекта 629, проектировавшегося сразу как подводный ракетоносец
Scud: первый, но далеко не последний
А вот как вспоминал о своем участии в одном из последующих пусков ракеты Р-11ФМ с подводной лодки Б-67 академик Борис Черток: «Лодка отошла от пирса рано утром, и вскоре последовала команда на погружение. Меня, конечно, все интересовало, ибо то, что творится внутри лодки при погружении и в подводном плавании, представлял себе только из литературы. Королев был на лодке уже «своим». Он сразу пошел в боевую рубку, где изучал технику управления лодкой, и смотрел в перископ. Он не забыл нас предупредить: «Будете лазать по кораблю — не разбейте голову». Несмотря на предупреждение, я не раз стукался о всякие не к месту выступающие детали механизмов и ругал проектантов за малый диаметр люков, которые отделяли отсеки друг от друга.
Компоновочная схема лодки проекта АВ611 с ракетами Р-11ФМ
Все оборудование для подготовки управления пуском размещалось в специальном «ракетном» отсеке. Он был очень тесно уставлен пультами и шкафами с электроникой в морском исполнении. Перед пуском в этом отсеке должны находиться на боевых постах шесть человек. Совсем рядом располагаются «прочные» ракетные шахты. Когда лодка всплывет и откроются крышки шахт, людей от холодного моря будет отделять только металл этих шахт.
Через четыре часа похода, когда начало казаться, что мы в подводной тесноте всем мешаем и надоели своими вопросами, последовала команда на всплытие.
Королев, отыскав меня и Финогеева в торпедном отсеке, сказал, что сейчас мы все трое должны находиться у шахты, из которой последует подъем и пуск ракеты.
Зачем ему потребовалась демонстрация такой храбрости? Случись что с ракетой, пока она еще в шахте или даже на верхнем срезе, — нам безусловная «хана». Почему командир лодки разрешил Королеву сидеть у шахты во время пуска, я до сих пор не понимаю. Случись беда — командиру головы не сносить. Правда, впоследствии один подводник сказал: «Случись что, не с кого было бы и спросить».
По тридцатиминутной готовности по отсекам лодки прошла команда командира — «Боевая тревога» и для верности еще сигнал морского ревуна… Обмениваясь короткими фразами, мы трое неудобно сидели, прижавшись к холодному металлу шахты. Королев явно хотел «подать» себя и свою технику: смотрите, мол, как мы верим в надежность своих ракет.
В шахте скребло и громыхало при работе «рогов и копыт» на подъем (ракета Р-11ФМ запускалась в надводном положении со стартового стола, который поднимался из шахты наружу. — Прим. авт.). Мы напряглись в ожидании запуска двигателя. Я ожидал, что здесь рев двигателя, струя пламени от которого устремлялась в шахту, даже на нас произведет устрашающее впечатление. Однако старт прошел на удивление тихо.
Все обошлось! Люки открылись, появился радостный командир, поздравляя с удачным пуском. С места падения уже доложили. Теперь уточняют координаты. Телеметрические станции вели прием. По предварительным данным, полет прошел нормально.
Это был восьмой или девятый пуск Р-11 ФМ с этой первой ракетной подводной лодки. После пуска напряжение у всех сразу спало. Финогеев, не впервые участвовавший в пусках с этой лодки, широко улыбаясь, спросил меня: «Ну как, отпустило?». «Да, — ответил я, — это, конечно, не из бетонного бункера пускать».
Тренировка расчета самоходной пусковой установки ракеты Р-11М Национальной народной армии ГДР
Всего в составе первой в истории отечественного флота группировки подводных ракетоносцев было пять лодок проекта 611АВ, вооруженных ракетами Р-11ФМ. На суше ракетами Р-11 различных модификаций были вооружены в общей сложности одиннадцать ракетных бригад, из них восемь бригад имели на вооружение комплексы с самоходными пусковыми установками.
Кроме Советского Союза, на вооружение ракеты Р-11М приняли еще шесть стран Варшавского договора: Болгария (три ракетные бригады), Венгрия (одна ракетная бригада), ГДР (две ракетные бригады), Польша (четыре ракетные бригады), Румыния (две ракетные бригады) и Чехословакия (три ракетные бригады). Свои варианты ракеты Р-11 выпускали по полученным из СССР чертежам и документам в Китае, и некоторое количество комплексов на основе Р-11 получила КНДР.
Самоходные пусковые установки ракет Р-11М Национальной народной армии ГДР (вверху) и Войска польского (внизу) с национальными опознавательными знаками
На службе в большинстве стран эти ракеты оставались недолго: в Советском Союзе их сняли с вооружения к концу 1960-х, в других странах они, в большинстве своем, оставались в строю до начала 1970-х. Причиной тому стали не недостатки самой Р-11 и ее модификаций, а появление ее наследника — ракетного комплекса «Эльбрус» с ракетой Р-17, ставшей фактически глубокой модернизацией своей предшественницы. Ведь работы над модернизированной ракетой Р-11МУ начались еще весной 1957 года и прекратились год спустя только потому, что было принято решение разрабатывать на этой же основе ракету Р-17. Но западные военные наблюдатели не случайно дали и той, и другой одно и то же имя Scud, под которым «одиннадцатая» и ее наследники и вошли в историю.
Р-11 | Первая на поле боя и в море | Часть 1
Ракета, положившая начало отечественным оперативно-тактическим и подводным ракетным комплексам, родилась в итоге научно-инженерного эксперимента
Самоходная пусковая установка ракеты Р-11М движется на ноябрьский парад в Москве
Советские ракетные комплексы, получившие на Западе условное наименование Scud, то есть «Шквал», стали одним из символов военно-технического сотрудничества СССР с арабскими странами Ближнего Востока — и достижений советского военного ракетостроения в целом. Даже сегодня, полвека спустя после того, как первые такие установки стали попадать на берега Красного моря, их характерный силуэт и боевые возможности служат отменной характеристикой умению и возможностям советских ракетчиков и создателей мобильных оперативно-тактических ракетных комплексов. «Скады» и их наследники, созданные уже руками не советских, а китайских, иранских и других инженеров и рабочих, красуются на парадах и участвуют в локальных конфликтах — разумеется, с обычными, к счастью, а не «специальными» боеголовками.
Сегодня под именем «Скад» понимается совершенно определенное семейство ракетных комплексов оперативно-тактического назначения — 9К72 «Эльбрус». Это в его состав входит ракета Р-17, которая и сделала знаменитым это прозвище. Но в действительности впервые это грозное имя получила не она, а ее предшественница — оперативно-тактическая ракета Р-11, ставшая первой подобной серийной ракетой в Советском Союзе. Ее первый испытательный полет состоялся 18 апреля 1953 года, и хотя он оказался не слишком удачным, именно с него ведет отсчет история полетов этой ракеты. И именно ей впервые был присвоен индекс «Скад», а все остальные комплексы с этим именем стали ее наследниками: Р-17 выросла из последней попытки модернизировать Р-11 до уровня Р-11МУ.
Первые советские ракетные комплексы на основе ракет Р-1 и Р-2 были фактически экспериментальными. Их разрабатывали, взяв за основу — или, как утверждают многие участники тех работы, фактически полностью повторив — немецкую ракету А4, она же «Фау-2». И это был естественный шаг: за предвоенное и военное время немецкие ракетчики серьезно обогнали своих коллег и в СССР, и в США, и глупо было бы не воспользоваться плодами их работы для создания собственных ракет. Но прежде чем пользоваться, нужно понять, как именно они устроены и почему именно так — а это проще и лучше всего сделать, на первом этапе попытавшись воспроизвести оригинал с применением собственных технологий, материалов и технических возможностей.
Одна из первых серийных ракет Р-11 на транспортере
О том, насколько интенсивно шли работы на первом этапе создания отечественного ракетно-ядерного щита, можно судить по данным, которые приводит в своей книге «Ракеты и люди» академик Борис Черток: «Работа в полную силу над первой отечественной ракетой Р-1 началась в 1948 году. И уже осенью этого года первая серия этих ракет прошла летные испытания. В 1949–1950 годах прошли летные испытания вторая и третья серии, и в 1950 году первый отечественный ракетный комплекс с ракетой Р-1 был принят на вооружение. Стартовая масса ракеты Р-1 составляла 13,4 т, дальность полета 270 км, снаряжение — обычное взрывчатое вещество массой 785 кг. Двигатель ракеты Р-1 в точности копировал двигатель А-4. От первой отечественной ракеты требовалась точность попадания в прямоугольник 20 км по дальности и 8 км в боковом направлении.
Через год после принятия на вооружение ракеты Р-1 закончились летные испытания ракетного комплекса Р-2 и он был принят на вооружение со следующими данными: стартовая масса 20 000 кг, максимальная дальность полета 600 км, масса боевого заряда 1008 кг. Ракета Р-2 снабжалась радиокоррекцией для повышения точности в боковом направлении. Поэтому, несмотря на увеличение дальности, точность была не хуже, чем у Р-1. Тяга двигателя ракеты Р-2 была увеличена за счет форсирования двигателя Р-1. Кроме дальности, существенным отличием ракеты Р-2 от Р-1 явилась реализация идеи отделения головной части, введение несущего бака в конструкцию корпуса и перенесение приборного отсека в нижнюю часть корпуса.
В 1955 году закончились испытания и был принят на вооружение ракетный комплекс Р-5. Стартовая масса 29 т, максимальная дальность полета 1200 км, масса боевого заряда около 1000 кг, но могли быть еще две или четыре подвесные боевые части при пусках на 600–820 км. Точность ракеты была повышена благодаря применению комбинированной (автономная и радио-) системы управления.
Существенной модернизацией ракетного комплекса Р-5 явился комплекс Р-5М. Ракета Р-5М была первой в мировой истории военной техники ракетой — носителем ядерного заряда. Ракета Р-5М имела стартовую массу 28,6 т и дальность полета 1200 км. Точность та же, что у Р-5.
Боевые ракеты Р-1, Р-2, Р-5 и Р-5М были одноступенчатыми, жидкостными, компоненты топлива — жидкий кислород и этиловый спирт».
А если попробовать азотную кислоту.
Даже самая лучшая из кислородных межконтинентальных баллистических ракет Сергея Королева — знаменитая Р-9 — была привязана к сложной системе поддержания достаточного уровня кислорода в топливной системе (подробнее об этой ракете читайте в материале «Р-9: безнадежно опоздавшее совершенство» ). А ведь «девятка» создавалась существенно позднее, и так и не стала по-настоящему массовой МБР советских Ракетных войск — и именно из-за сложностей с обеспечением долгосрочного боевого дежурства системы, летающей на кислороде.
Компоновочная схема ракеты Р-11
О том, каковы эти сложности, конструкторы, а особенно — военные, которые начали эксплуатировать в опытном режиме первые отечественные ракетные комплексы, поняли достаточно быстро. Жидкий кислород имеет чрезвычайно низкую температуру кипения — минус 182 градуса по Цельсию, и потому чрезвычайно активно испаряется, утекая из любого негерметичного соединения топливной системы. На кадрах космической кинохроники хорошо видно, как «исходят паром» ракеты на стартовых столах Байконура — это как раз и есть результат испарения кислорода, используемого в таких ракетах в качестве окислителя. А раз есть постоянное испарение, значит, необходима постоянная дозаправка. Но обеспечить ее так же, как и дозаправку автомобиля бензином из заранее запасенной канистры, невозможно — все из-за тех же потерь при испарении. И фактически стартовые комплексы кислородных баллистических ракет оказываются привязанными к кислорододобывающим заводам: только так можно обеспечить постоянное пополнение запаса окисляющего компонента ракетного топлива.
Еще одной существенной проблемой первых отечественных боевых кислородных ракет была система процесса их запуска. Основным компонентом ракетного топлива был спирт, который при смешивании с жидким кислородом сам по себе не воспламеняется. Чтобы запустить ракетный двигатель, нужно ввести ему в сопло специальное пиротехническое зажигательное устройство, которое на первых порах представляло собой деревянную конструкцию с магниевой лентой, а в дальнейшем стало жидкостным, но еще более сложной конструкции. Но в любом случае срабатывало оно только после того, как открывались клапаны подачи компонентов топлива, и соответственно, его потери опять-таки были заметными.
Конечно, со временем, скорее всего, все эти проблемы можно было бы решить или, как это произошло с невоенными ракетными запусками, проигнорировать. Однако для военных подобные недостатки конструкции были критичны. Особенно это касалось ракет, которые должны были получить максимальную мобильность — оперативно-тактических, тактических и баллистических малой и средней дальности. Ведь их преимущества как раз и должны были обеспечиваться возможность переброски в любой район страны, что делало их непредсказуемыми для противника и давало возможность нанесения внезапного удара. А таскать за каждым таким ракетным дивизионом, образно выражаясь, собственный кислородный завод — это было уж как-то слишком…
Куда большие перспективы сулило применение для баллистических ракет высококипящих компонентов топлива: специального керосина и окислителя на основе азотной кислоты. Исследование возможностей создания таких ракет как раз и было темой отдельной научно-исследовательской работы с шифром Н-2, которую с 1950 года вели сотрудники ОКБ-1 под руководством Сергея Королева, входившего в структуру «ракетного» НИИ-88. Итогом этой НИР стал вывод, что ракеты на высококипящих компонентах топлива могут быть только малой и средней дальности, поскольку для них никак не удается создать двигатель с достаточной тягой, устойчиво работающих на таком топливе. Кроме того, исследователи пришли к выводу, что топливо на высококипящих компонентах вообще не обладает достаточными энергетическими показателями, и межконтинентальные баллистические ракеты нужно строить только на жидком кислороде.
Время, как мы теперь знаем, опровергло эти выводы стараниями конструкторов во главе с Михаилом Янгелем (который, кстати, наравне с Сергеем Королевым был главным конструктором Р-11), который свои межконтинентальные ракеты как раз и сумел построить на высококипящих компонентах. Но тогда, в начале 1950-х, резюме исследователей из ОКБ-1 приняли как должное. Тем более, что они в подтверждение своих слов сумели создать оперативно-тактическую ракету на высококипящих компонентах — ту самую Р-11. Так из чисто исследовательской задачи родилась вполне реальная ракета, от которой сегодня ведут свою родословную и знаменитые «Скады», и жидкостные ракеты стратегических подводных ракетоносцев.
Гусеничный установщик ставит ракету Р-11 на стартовый стол на полигоне Капустин Яр
В ряду советских ракет первого, «пристрелочного» периода Р-11 с самого начала занимала особое место. И не только потому, что она была принципиально другой схемы: ему была уготована принципиально другая судьба. Вот как об этом пишет Борис Черток: «В 1953 году в НИИ-88 началась разработка ракет на высококипящих компонентах: азотной кислоте и керосине. Главный конструктор двигателей этих ракет — Исаев. На вооружение были приняты два типа ракет на высококипящих компонентах: Р-11 и Р-11М.
Р-11 имела дальность 270 км при стартовой массе всего 5,4 т, снаряжение — обычное взрывчатое вещество массой 535 кг. Р-11 была принята на вооружение в 1955 году.
Завязка истории Р-11
Начало научно-исследовательских работ по теме Н-2, завершившихся созданием ракеты Р-11, было задано постановлением Совета министров СССР от 4 декабря 1950 года № 4811-2092 «О плане опытных работ по наземному реактивному вооружению на IV квартал 1950 года и 1951 год». В задачу конструкторов из королевского ОКБ-1 входило создание одноступенчатой ракеты на высококипящих компонентах топлива с возможностью хранения в заправленном состоянии до одного месяца. Такие требования при условии, что они будут точно выполнены проектировщиками, позволяли получить на выходе ракету, вполне пригодную для мобильного ракетного комплекса, который стал бы весомым аргументом в разгорающейся холодной войне.
Стартовая батарея ракет Р-11 на позиции (схема)
Первым ведущим конструктором будущей Р-11 стал один из самых знаменитых и необычных конструкторов в и без того богатом на неординарных личностей КБ Сергея Королева — Евгений Синильщиков. Именно ему советские танкисты, хотя это имя вряд ли было им известно, и были благодарны за появление у легендарной «тиридцатьчетверки» нового, более мощного 85-миллиметрового орудия, которое позволило им вести борьбу с немецкими «Тиграми» практически на равных. Выпускник ленинградского Военмеха, создатель первой крупносерийной советской самоходной артустановки — СУ-122, человек, перевооруживший Т-34, Евгений Синильщиков в 1945 году оказался в Германии в составе группы советских инженеров, собиравших все ценные немецкие технические трофеи. Как следствие, став одним из участников первого советского запуска германской «Фау-2» 18 октября 1947 года, он в 1950-м уже стал заместителем Сергея Королева в ОКБ-1. И вполне логично, что «непрофильную» ракету на высококипящих компонентах передали именно в его ведение: у Синильщикова был впечатляюще широкий инженерный кругозор, чтобы справиться и с этой задачей.
Работы шли достаточно быстро. К 30 ноября 1951 года, то есть меньше, чем через год, был готов эскизный проект будущей Р-11. В ней достаточно явно прослеживалось — как и во всех ракетах ОКБ-1 того, самого раннего периода — влияние «Фау-2», а также внешне напоминающей ее вдвое уменьшенную копию зенитной ракеты «Вассерфаль». Об этой ракете разработчики вспомнили, поскольку она, как и будущая Р-11, летала на высококипящих компонентах, и по той же самой причине: зенитные ракеты требовали возможности находиться в заправленном состоянии достаточно долгое время. Существенная разница была в том, какие компоненты топлива применялись в этих ракетах. В немецкой окислителем служил «Зальбай», то есть буродымная азотная кислота (смесь азотной кислоты, тетраоксида диазота и воды), а горючим — «Визоль», то есть изобутилвиниловый эфир. В отечественной разработке решено было применить керосин Т-1 в качестве основного горючего, а в качестве окислителя — азотную кислоту АК-20И, представлявшую собой смесь одной части четырехокиси азота и четырех частей азотной кислоты. В качестве пускового горючего применили ТГ-02 «Тонка-250»,то есть смесь в равных пропорциях ксилидина и триэтиламина.
Полтора года ушли на то, чтобы пройти путь от эскизного проекта до утверждения тактико-технического задания у заказчика — военных. 13 февраля 1953 года Совет министров СССР принял постановление, согласно которому началась разработка ракеты Р-11 и одновременно подготовка к ее серийному производству на заводе №66 в Златоусте, на котором с 1947 года действовало «Специальное конструкторское бюро по ракетам дальнего действия» — СКБ-385. И уже к началу апреля были готовы первые экземпляры ракет, которым предстояло участвовать в испытательных запусках на полигоне Капустин Яр, где в то время испытывались все ракеты и ракетные системы Советского Союза. На экспериментальные пуски Р-11 вышла уже под руководством нового ведущего конструктора. Буквально за пару недель до этого им стал один из ближайших учеников Сергея Королева — Виктор Макеев, будущий доктор технических наук и академик, человек, с чьим именем неразрывно связана вся история стратегических подводных ракетоносцев советского флота. А связывалась она именно в этот момент…
Как за два года научить летать ракету
Первый экспериментальный пуск ракеты Р-11 на государственном ракетном полигоне Капустин Яр состоялся 18 апреля 1953 года — и был неудачным. Точнее, аварийным: из-за производственного дефекта в бортовой системе управления ракета не улетела далеко от стартового стола, изрядно перепугав всех, кто наблюдал за пуском. Среди них был и Борис Черток, который так описывает свои ощущения от этого старта:
«В апреле 1953 года в цветущей и благоухающей весенними ароматами заволжской степи на полигоне Капустин Яр начались летные испытания первого этапа Р-11. На первые испытания новой тактической ракеты на высококипящих компонентах прилетел Неделин (Митрофан Неделин, в то время маршал артиллерии, командующий артиллерией Советской Армии. — Прим. авт.) и с ним свита высоких военных чинов.
Пуски производились со стартового стола, который устанавливался прямо на грунт. В километре от старта в направлении, обратном полету, рядом с домиком ФИАН установили два автофургона с приемной аппаратурой телеметрической системы «Дон». Этот наблюдательный пункт громко именовали ИП-1 — первый измерительный. К нему собрались все автомашины, на которых приехали на пуск гости и техническое руководство. На всякий случай начальник полигона Вознюк приказал отрыть перед пунктом несколько щелей-укрытий.
Боевая учеба расчета самоходной пусковой установки серийной ракеты Р-11М
В мои обязанности на пусках Р-11 уже не входила связь из бункера и сбор докладов о готовности с помощью полевых телефонов. После окончания предстартовых испытаний я с удовольствием расположился на ИПе в ожидании предстоящего зрелища. Никому и в голову не приходило, что ракета может полететь не только по трассе вперед в направлении на цель, но и в противоположную сторону. Поэтому в щелях было пусто, все предпочитали наслаждаться солнечным днем на поверхности еще не выгоревшей степи.
Первый этап экспериментальных пусков Р-11 был недолгим: с апреля по июнь 1953 года. За это время успели запустить 10 ракет, и только два старта — первый и предпоследний — оказались неудачными, и оба по техническим причинам. Кроме того, в ходе экспериментальной серии пусков выяснилось, как пишет академик Черток, что тяга двигателя, сконструированного Алексеем Исаевым (конструктором-двигателистом, проектировавшим многие двигатели для морских баллистических ракет, зенитных ракет, корабельные тормозные двигатели для космических ракет и т.п.), оказалась недостаточной — пришлось дорабатывать и двигатели. Именно они на первом этапе никак не позволяли «одиннадцатым» достичь нужной дальности, сокращая ее порой на тридцать-сорок километров.
Второй этап испытаний начался в апреле 1954-го и занял меньше месяца: до 13 мая успели выполнить 10 пусков, из которых лишь один оказался аварийным, и тоже по вине ракетостроителей: отказал автомат стабилизации. В таком виде ракету уже можно было выводить на пристрелочные и зачетные испытания, первые из которых шли с 31 декабря 1954 года по 21 января 1955-го, а вторые начались неделю спустя и продлились до 22 февраля. И снова ракета подтвердила свою высокую надежность: из 15 пусков по этой программе лишь один оказался аварийным. Так что нет ничего удивительного в том, что 13 июля 1955 года ракета Р-11 в составе подвижного ракетного комплекса была принята на вооружение Советской Армии.