Брейк шторм что это
Брейншторминг
Смотреть что такое «Брейншторминг» в других словарях:
Мозговая атака, брейншторминг — (от англ. brain storming) метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный амер. психологом А. Осборном. В процессе М.а. обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть… … Педагогический терминологический словарь
Мозговая атака (брейншторминг) — свободное Высказывание идей членами группы по какому либо вопросу. Методика стимуляция творческой активности и продуктивности, которая предполагает, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Мозговая атака — (брейншторминг) (от англ. brain storming) метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный американским психологом А.Осборном. В процессе М. а. обстановка в группе, в к рую входит до 10… … Педагогический словарь
Мозговая атака — (брейншторминг) [англ. brain storming мозговой штурм] методика стимуляций творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приёмах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют… … Психологический лексикон
Банановые острова (альбом) — Банановые острова Альбом Ю … Википедия
Рок-альбом Банановые Острова — Банановые острова Альбом Юрия Чернавского Дата выпуска 20 февраля 1983 Записан декабрь 1982 февраль 1983 Жанр … Википедия
Плюрализм — (лат. pluralis – множественный) – 1. философская точка зрения, согласно которой реальность состоит из более чем одной формы основной субстанции (например, дуализм, витализм); 2. тенденция искать всему множественные причины; например, считать, что … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
мозговая атака — (брейншторминг) (от англ. brain storming штурм мозга) методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют… … Большая психологическая энциклопедия
ЧТО ТАКОЕ BRAINSTORMING И ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН ПРОЕКТУ?
2. Не рассказывайте тему встречи заранее. Суть мозгового штурма в рождении спонтанных предложений в процессе самого обсуждения.
3. Четко сформулируйте задачу в начале встречи. Например, если встреча посвящена новому мероприятию, но определите конкретно те аспекты, которые будут обсуждаться, например, название мероприятия, основная концепция, стиль.
4. Все записывайте. Назначьте секретаря. Этот человек должен записывать идеи на флипчарте или в блокнот – главное ничего не упустить.
5. Не критикуйте и не позволяйте критиковать другим в процессе обсуждения. Договоритесь о правилах заранее, никто не перебивает, не критикует друг друга и любые самые космические идеи достойны внимания.
6. Не собирайте больше 10 человек за раз. Работа в больших группах плохо управляема и не так эффективна, как в компактных. Если в нашей команде много народу, не бойтесь приглашать людей из разных направлений деятельности, а не только тех, кто занимается темой, которая взята для мозгового штурма.
В Вечернем Колобке практика мозгового штурма применяется чаще всего спонтанно. Встречи нашей команды проходят в онлайн-режиме в общих чатах или гугл-доках, и там мы уже начинаем креативить. Все, у кого есть хоть какие-то идеи накидывают их, а потом начинается обсуждение.
Также, когда мы готовим вопросы для различных гостей, чаще всего либо я, либо Арина очень серьезно относимся к подготовке техзадания. Мы ищем всю информацию о человеке, которого зовем, и преподносим ее в структурированной форме нашим сценаристом. Опять же, создаем гугл-док и все туда пишут любые вопросы, пришедшие в голову. Потом я отсеиваю их, советуясь с Ариной, правильно оформляю и получается готовый сценарий.
1. Их поменяли мозгами.
Предложите участникам мозгового штурма записать свои идеи на бумаге. После этого поменяйтесь исписанными листами и попробуйте развить описанные идеи, дать больше вариантов в этом направлении. Отличный способ сломать устоявшийся внутренний порядок мышления.
2. Техника Stepladder
Эта техника, на мой взгляд, явялестя наиболее безобидной из всех возможных. Перед дискуссией расскажите всем участникам о проблеме, которую предстоит обсуждать. Дайте им некоторое время для, того чтобы они могли обдумать и сформулировать собственное решение, а затем расформируйте их в группы по два человека. Они должны начать обсуждение между собой. Постепенно увеличивайте количество участников группы, соединяя их. Окончательное решение принимается, когда все участники смогли по очереди высказать свои идеи и выслушать предложения других.
Как организовать брейншторм?
Сейчас как никогда актуальны новые идеи и новые форматы. Какие-то из них, возможно, родятся в менделеевском стиле – придут из тягучего сна, но по большей части на магию рассчитывать на приходится: нужно сесть, набросать, докрутить, придумать. Поговорили с людьми, для которых генерация идей – это часть профессии, и делимся с тобой лайфхаками для мозгового штурма, из которого может вырасти что-то великое.
контент-продюсерка Skyeng, создательница и организаторка проекта «Креатон», кураторка в школах ИКРА и Mads
менеджер спецпроектов краундфандинг-площадки «Улей»
молодежная работница, тренерка программ неформального образования
соосновательница Центра «Живая библиотека»
тренерка неформального образования, менеджерка программ Офиса европейской экспертизы и коммуникаций
дизайнерка, авторка и ведущая тренингов по креативности и генерации идей, психологиня
Когда может выручить брейншторм?
Если ты в ступоре и готового решения проблемы не видишь.
Если нужно быстро и эффективно изобрести что-то неочевидное.
Если требуются внешние импульсы, чтобы мозг «разродился».
«Брейншторм нужен для того, чтобы выйти за рамки шор, которые появляются из-за работы в ежедневном рутинном формате. Рутина – убийца смелости делать что-то не по шаблонам, а брейншторм можно считать иммунитетом к повседневной текучке для достижения финального вау-результата».
Как подготовиться к брейншторму?
Сформулировать цель. На один брейншторм – одна цель.
Если цель масштабная, разбить ее на маленькие конкретные задачи.
Убедиться в том, что все участники мозгового штурма понимают контекст проблемы, с которой будут разбираться.
Настроиться на творческую работу.
«Цель должна быть четкой, честной и не содержать каких-то готовых решений. Например, цель “увеличить вдвое количество волонтеров в НГО” – это ок, а “проследить за тем, чтобы сотрудники ЖЭСа переложили плитку во дворе” – нет: здесь сразу навязывается готовое решение».
«Здорово, если формулировка будет в форме вопроса. Вопрос драйвит мозг в разы больше, чем утверждение. Например: “Как с помощью заметного PR-проекта убедить всех зарабатывающих беларусов жертвовать 7% дохода благотворительным фондам?”».
«Если приходят люди из некоммерческих организаций с вопросом “Как привлечь людей в организацию?”, мы меняем вопрос на “Как привлечь организацию к людям?”. Это простой прием, который позволяет сменить фокус».
«Чтобы творчески углубиться в тему и найти с ней эмоциональную связь, можно использовать метод “В мире образов”. На экране появляются картинки, которые меняются. (Картинок должно быть много, и они должны быть очень разными.) Каждую картинку сопровождает текст или музыка. Можно попросить людей в группе записать свои мысли. После этого – переходить к работе с идеями».
Где и когда лучше брейнштормить?
Если ты можешь думать только о еде, то ты думаешь только о еде. Какие идеи, если где-то пекут сочную пиццу?
Если ты можешь думать только об отдыхе, то. Ну ты понял(-а).
Выбирай помещение, где нет людей, которые будут смотреть на твою команду как на рейтинговое зрелище: «шоу» мешает и команде, и незнакомцам(-кам), которые зашли в кафе на латте.
Если хотите накидывать идеи в собственном офисе, нужно модифицировать пространство: новая среда – новые мысли.
В условиях, когда собираться в одном пространстве не желательно или не получается, осваиваем Zoom или по-олдскульному коннектимся в Skype. Если вы никогда не брейнштормили в онлайне, это подействует как модификация пространства – на пользу.
Как распределять роли в рабочей группе?
Сознательно и заранее выбирают модератора – того или ту, кто проследит, чтобы все работало.
Заранее можно выбрать и «секретаря», который будет записывать идеи.
Свободно разбирают следующие роли: креатора (генератор идей), концептуализатора (самый крутой в анализе и обобщении), реализатора (лучше всех знает, «как там все работает»), критика (скептик без розового тумана в голове), «дурака» («нет, ты поясни, я не понимаю»).
Хорошо бы пригласить людей из других сфер, чтобы найти свежие мысли. При этом важно, чтобы они были в контексте проблемы.
«Бывает искушение поставить на роль модератора действующего лидера – директора, управляющего и т.п., но это редко хорошая идея. Такая ситуация провоцирует статусное доминирование: лидер группы давит авторитетом, это мешает процессу и делает его бессмысленным. Побочные эффекты: блокировка продуктивности – “ну что я буду говорить, он(-а) же сам(-а) все лучше знает”, паразитирование на групповой ответственности – “ай, это им надо, не мне”, самоподавление инициативы – “моя идея все равно никому не понравится, зачем тогда и говорить”».
«Модератору важно не вовлекаться в группу в качестве генератора идей, а быть нейтральным и рулить процессом. Все остальные – это одновременно создатели собственных идей и развиватели идей других участников».
Каких правил придерживаться?
Не критиковать идеи во время генерации.
Позволять себе говорить все, что приходит в голову.
Относиться к остальным идеям как к сырью для своих, а не в стиле «у-у-у, злостные конкуренты».
Помнить о взаимовыгоде.
Не перебивать.
Записывать каждую идею.
Держать предварительно сформулированные правила перед глазами.
«Делиться идеями – процесс интимный: ты достаешь наружу что-то из себя и должен это красиво оформить словами. Поэтому даже что-то незначительное может ранить и закрыть человека. От этого пострадает общий результат».
Когда приступать к генерации идей?
Проблема: сформулирована и озвучена.
Вводные данные для команды: есть.
Цель или ради чего все собрались: заявлено.
Смелость нести чушь: найдена.
«Нельзя с порога сказать: “Все мы знаем, зачем мы здесь собрались! Поехали, слушаю ваши идеи”. Тогда получается, что идеи не генерируют, а “вспоминают”. Надо сначала дать людям возможность выложить все, что у них варится в голове по теме. Этот сосуд нужно опустошить до начала процесса – займет около 20 минут. Когда “чаша идей” пуста, можно начинать брейншторм».
«Брейншторм – это про новые идеи, которые могут показаться смешными и глупыми, а людям некомфортно чувствовать себя смешными и глупыми. Поэтому перед самим процессом у меня идут упражнения из импровизационного театра, которые помогают узнать друг друга и начать друг другу доверять».
«Чтобы раскрепостить людей, может подойти разминка “Скрепка”: группа получает инструкцию – придумать сто и больше способов использования канцелярской скрепки, причем идеи не должны повторяться и их нужно озвучивать быстро. Люди становятся в круг и озвучивают идеи по очереди. Критиковать нельзя. Можно использовать небольшой мячик в качестве “микрофона”: у кого мячик, та или тот говорит, мячик нужно передавать по кругу».
Какими техниками пользоваться?
Универсального рецепта по техникам нет, но можно подсмотреть, кто чем пользуется.
И помни: чем глупее идеи – тем лучше. Они позволяют выйти из решений, к которым твоя команда привыкла, и дотянуться до чего-то нового.
«Больше всего люблю морфологическую матрицу: я чаще всего работаю с визуалами, а она помогает сразу думать образами. Люблю метод фокальных объектов. И дизайн-мышление, которое у меня хорошо срабатывает для “помогательных” задач – вроде “помочь туристам найти в Минске места с историями”».
«Брейнрайтинг – не говорим, а пишем идеи, сбрасываем все на стол, случайно достаем по одной и докручиваем их на ходу. Брейнпейнтинг – не говорим, а рисуем, дальше та же схема. Pop up agency – методика, где все сначала генерят идеи индивидуально, затем выписывают их на бумагу (две минуты), а потом передают свою идею соседу, который ее дописывает (две минуты) и передает далее. Делается до тех пор, пока идея не вернется к создателю – докрученная всякими странностями».
«Можно придумывать вопросы, которые помогут посмотреть на ситуацию с разных сторон. А если у нас будет неограниченное количество денег? А если – всего один доллар? Что, если это будет происходить в пустыне? И так далее».
«Мы с коллежанками из “Фиальты” написали мануал на эту тему».
Когда набрасывание идей можно сворачивать?
Если ты думаешь: «Вот оно!», то не останавливайся и продолжай. «Та самая» идея является на ⅔ пути, но, чтобы понять, что она действительно «та самая», нужно дойти до конца.
Хороший брейншторм длится от 40 минут до 1,5 часов: если больше – мозг не будет работать; если меньше – не успеете разогнаться.
Как отобрать толковые идеи?
Проследи, соответствует ли идея задачам и цели. Если у команды нашлось что-то крутое, но цели оно не соответствует, то да, вы изобрели что-то, но не то.
Подумай о воплощении: сможет ли команда реализовать идею своими ресурсами?
Озадачься экономической составляющей: потраченные ресурсы должны соответствовать результату – если у тебя шатается стол, можно приколотить бумажку под одну ножку вместо того, чтобы вызвать плотника и тот подпилил три остальные.
«На разбор каждой идеи стоит тратить от двух до пяти минут. Ставь перед командой вопрос “Что можно улучшить, чтобы эта идея работала?”. Если получается спасти идею – она остается, если нет – вылетает. На случай, если после этой процедуры идей все равно много, а надо выбрать одну, помогают сформулированные в команде критерии отбора. Например: “Идея нравится всей команде? Ее легко объяснить? Она оригинальная и актуальная? Понятна в реализации? Если бы ее придумал кто-то другой, тебе было бы завидно?“».
«Итогом мозгового штурма должно быть ранжирование всех идей по приоритетности и возможности реализации. Идея сама по себе может быть гениальной, но нереализуемой на практике в силу определенных причин. Или обратная ситуация: реализуемо, но необходимого отклика не даст и достичь KPI не позволит».
«Чтобы выбрать, чем будешь пользоваться, а что останется в формате идей, можно организовать голосовалку: например, нужно выбрать пять идей и у каждого есть десять голосов. Перед голосованием лучше оценить идеи на реалистичность и актуальность по шкале: сколько идея требует финансовых ресурсов, сколько – человеческих, сколько занимает времени и есть ли у вас эти ресурсы».
Как провести эффективный брейншторм: руководство по генерации лучших креативных идей
Многие из вас наверняка слышали о том, что такое брейншторм (он же мозговой штурм) и использовали такой способ генерации идей хотя бы один раз, однако не все знают, как сделать так, чтобы он был действительно эффективным.
В статье, подготовленной командой коммуникационного агентства MIGEL AGENCY, вы узнаете, чем брейншторм полезен, и на что стоит обратить внимание при его проведении.
Считается, что метод мозгового штурма зародился в США еще в 30-х годах прошлого столетия благодаря Алексу Осборну — копирайтеру и одному из основателей BBDO, который подробно описал данный метод в своей книге “Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблем”. Книга была выпущена в 1953 году, поэтому с течением времени подходы и техники “классического” мозгового штурма видоизменялись и дополнялись.
Основная суть брейншторма заключается в генерации идей в неформальной обстановке и в расслабленном творческом подходе к ситуации. Такой метод решения проблемы, можно сказать, стирает границы сознания участников штурма, что побуждает их мыслить более свободно. Зачастую, на начальной стадии отбора идей, многие из них могут показаться глупыми и несуразными. Но это нормально, брейншторм как раз нужен для того, чтобы давать его участникам возможность поделиться любыми своими идеями и предположениями, даже если они поначалу кажутся странными. Нередко бывает так, что самые сумасшедшие идеи в конечном итоге оказываются самыми лучшими. Давайте теперь рассмотрим основные правила эффективного брейншторма.
Кому-то это правило, возможно, покажется формальностью, но его нельзя не упомянуть. Уважайте не только свое время, но и время других. Сообщите команде заранее, что вы собираетесь обсудить, в какой форме, выберите комфортное для всех место и обозначьте временные рамки. Это правда важно. Так же важно, как и правило №2.
Самая большая и распространенная ошибка — приходить на мозговой штурм неподготовленным. Крайне важно перед штурмом ознакомиться с поставленной задачей или брифом клиента (в зависимости от того, с чем ваша команда имеет дело), иначе есть риск потратить уйму времени, отведенного непосредственно на брейншторм, на изучение всех подробностей задания.
Если вы не знаете, с какой целью вы собрались организовывать брейншторм, в таком случае задумайтесь: нужен ли он вообще? Несмотря на неформальность коммуникации, его конечная эффективность зависит прежде всего от соответствия идей цели и задачам, поставленным в начале, поэтому каждый должен понимать, какую проблему надо решить, какую цель преследует решение проблемы и как она ограничена во времени.
Плохой пример цели: “Давайте придумывать, как мы будем продвигать новые палетки бренда N”.
Хороший пример цели: “В следующем месяце мы хотим запустить масштабную рекламную кампанию в Instagram для бренда косметики N. Кампания рассчитана на продажи новой лимитированной серии. Уникальность продукта в том, что она приурочена к Хэллоуину и отлично подойдет для мрачного тематического макияжа. Наша конечная цель — придумать креативы для стримов блогеров и конкурсные механики. Клиент видит промокодовую историю, но открыт к другим предложениям. Приветствуются любые идеи. Если у вас нет вопросов — welcome!”
Мозговой штурм не ограничивается преимуществами только для проекта или решения проблемы. Брейншторм — это отличная возможность раскрыть команду, “выбить” ее из стандартного образа мышления. Поэтому
Мозговой штурм предоставляет открытую и свободную от предрассудков среду, в которой не место излишне глубоким размышлениям, анализу и оценочным суждениям, которые только тормозят процесс генерации идей. Свои идеи и идеи команды лучше всего оценивать в самом конце, когда вы “возвращаетесь к реальности” и готовы объективно оценивать ситуацию, учитывая то, что может стать релевантным решением.
Люди — существа социальные и склонны поддаваться общественному мнению, поэтому будет лучше, если брейншторм будет выстроен таким образом, чтобы у каждого было время записать СВОИ идеи:
Обычно во время брейншторма участники проговаривают свои идеи, и в большинстве случаев лишь небольшое количество людей оглашает 60-75% всего сказанного во время встречи. Письменная генерация идей в индивидуальном порядке дает возможность полноценно выразить мысль каждому. Профессор Школы менеджмента Ли Томпсон обнаружила, что группы, которые записывают свои идеи во время брейншторма, генерируют на 20% больше идей и на 42% больше оригинальных идей по сравнению с группами, которые проводили “традиционный” устный брейншторм.
Есть мнение, что лучше назначить одного человека для записи идей каждого из участников, однако мы бы посоветовали все-таки отвести несколько минут на то, чтобы каждый мог записать свои мысли, поскольку хаотичное оглашение идей ведет к тому, что некоторые люди могут быть подвержены влиянию мнения других. К тому же, такой метод будет особенно полезен для ваших участников-интровертов. Когда ваша команда генерирует идеи вдали от отвлекающих факторов и общественного мнения, вы собираете такие концепции, которые могут не проявляться естественным образом в более широком контексте. Такой индивидуальный формат дает больше уникальных идей.
Когда пройдет отведенное на записи идей время, дайте каждому участнику высказаться. На данном этапе уже будет лучше определить человека, который будет записывать идеи всех участников в общий лист. После того, как все выскажутся, помните правило №5.