Брдм что это такое

На 23 февраля: стоит ли покупать БРДМ-2 за 850 тысяч рублей

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Если жена не знает, что подарить вам на 23 февраля, потому что вертолет на радиоуправлении у вас уже есть – может, купить игрушку побольше? Например, БРДМ-2! Думаете, дорого? Дешевле, чем может показаться: коллеги из Авито Авто подсказывают нам, что бронированную разведывательно-дозорную машину можно приобрести тысяч за 850. А ведь она не только ездит, но и плавает!

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89

А переехать он может много через что: ведь несмотря на свою бесхитростную четырехколесную внешность, на самом деле БРДМ-2 восьмиколесный! Ну, во всяком случае, номинально: еще четыре вспомогательных колеса выдвигаются с помощью гидропривода между основными осями. Колесики эти – сравнительно маленькие, на гладких вертолетных шинах. Но зато они тоже ведущие – с цепным приводом через коробку отбора мощности. Такое сочетание полного привода с дополнительными колесами позволяет машине преодолевать рвы шириной более метра и переваливаться через брустверы, не садясь на брюхо. А ведь это далеко не полный список возможностей «Бардака»: машина не только уверенно ездит, но и неплохо плавает со скоростью до 10 км/ч благодаря водомету – а случае его неисправности до берега можно неспешно «догрести» колесами. Добавьте сюда лебедку и систему контроля давления в шинах – и вы получите абсолютно самодостаточное бронированное транспортное средство, которое стояло (или до сих пор стоит) на вооружении более 60 стран.

Если вам любопытно узнать, каково ездить на БРДМ-2, то об этом мы рассказывали в тест-драйве в прошлом году – ну а сейчас попробуем понять, как и зачем такую машину можно купить, и как жить с ней дальше.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89

Вообще покупку БРДМ нельзя отнести к поступкам абсолютно спонтанным: ее нужно не только хотеть, но и хоть немного понимать, что это такое. К примеру, ремонт и обслуживание здесь будут отличаться даже от грузовых – ведь машина военная, и запчасти в магазине не купишь. Ну, по крайней мере, те, что не позаимствованы без изменений от гражданской техники: к примеру, начинка раздатки во многом унифицирована с ГАЗ-66.

А вот мотор здесь – дефорсированная версия агрегата, устанавливавшегося на ГАЗ-13 «Чайка»: для БРДМ степень сжатия уменьшили до 6,7, а мощность – с 195 до 140 л.с. Тем не менее, 350 Нм, развиваемых этим бензиновым V8, получившим отдельное имя ЗМЗ-41, в сочетании с удачно спроектированной трансмиссией вполне хватает для решения поставленных перед машиной задач. Вот только запчасти на него придется, как говорили в Союзе, «доставать», и работает он на АИ-80. Разумеется, для эксплуатации «Бардака» в наши дни его обычно адаптируют под 92-й бензин – и по некоторым данным, можно обойтись корректировкой зажигания без шлифовки головок для увеличения степени сжатия и прочих масштабных переделок. Ну а о неизбежном расходе в 20-30 литров на сотню даже упоминать не будем: во-первых, это и так понятно с учетом массы до 7 тонн и древнего мотора на 5,5 литров, а во-вторых, это не машина на каждый день (если вы ездите на такой на работу – дайте нам знать).

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89

Некоторые обладатели БРДМ идут дальше, справедливо замечая, что бензиновый мотор на такой машине – решение не самое оптимальное, и задумываются об установке дизеля. Однако тут потенциальный «свап» омрачается тем, что советская оборонная промышленность продумала схему весьма тонко: мотор ЗМЗ-41 – полностью алюминиевый, а потенциальные дизельные заменители оказываются на пару-тройку сотен килограммов тяжелее, что влияет не только на развесовку, но и на плавучесть. А кому, знаете ли, нужен семитонный броневик, который не умеет плавать…

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89

Еще один нюанс, косвенно связанный с плавучестью «Бардака» – это ремонт и обслуживание. Не улавливаете связи? Подскажем: мотор тут расположен в тесном закрытом отсеке, максимально изолированном не только от экипажа, но и от воды. Чтобы снять двигатель, нужно до него добраться, сняв верхнюю защитную бронеплиту и салонную перегородку. А снимать двигатель придется чаще, чем можно предположить – ведь доступ снизу к нему отсутствует. То есть, даже замена «сопливой» прокладки поддона картера превращается в спортивно-развлекательное мероприятие с участием лебедки.

Но это все нюансы эксплуатации – а как же купить военную машину в личное пользование? В частные руки попадают БРДМ, снимаемые с вооружения – зачастую это образцы с небольшим пробегом. Ориентироваться при покупке можно на так называемые классы, от 1 до 5: первый – это экземпляры в идеальном заводском состоянии, а пятый – «дрова». С консервации можно получить машину второго класса с пробегом около тысячи километров – такую, пожалуй, можно считать идеальным вариантом, если вам нужен именно оригинальный армейский бронированный вездеход. Разумеется, перед списанием из Вооруженных сил он проходит демилитаризацию – с него снимают пулеметы, ракетницы, лазерные и фотонные пушки и прочую «навеску».

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89

При выборе конкретного экземпляра стоит разобраться с переделками: как мы уже знаем, БРДМ охотно и обширно дорабатывают. Иногда эти доработки могут вас не устроить: здесь, к примеру, можно упомянуть удаление вспомогательных колес, установку тяжелого дизельного мотора, лишающего машину возможности плавать и ставящего под сомнение ресурс раздатки, не рассчитанной на его крутящий момент, а также удаление водомета и вырезание дополнительных люков. В общем, со сценарием будущей эксплуатации нужно определиться до покупки – это облегчит выбор.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

ГАЗ-41 (БРДМ-2) ‘1965–89

Ну а теперь, пожалуй, можно подвести итог. Если у вас уже есть опыт внедорожной езды, вас не пугают слова «карбюратор» и «лебедка», но обычные «уазики», что называется, уже не вставляют, возможно, именно «Бардак» поможет вам взглянуть на мир по-новому – из бронелюка. Учитывая, что БРДМ покупают именно как игрушку, выбор машин на вторичном рынке широк – есть как «стоковые» вездеходы, так и разнообразные проекты с уклоном в туризм, активный отдых или оффроуд. Так же велик и разброс цен: за доработанный экземпляр «под ключ» просят в среднем от миллиона до двух, а обычный БРДМ-2 «в армейской комплектации» можно купить куда дешевле – тысяч за 850. Так что те, кто силен духом и мощен телом, а также не слишком стеснен в финансах, могут почувствовать себя даже круче, чем Арнольд Шварценеггер, который нынче пересел с нормального Hummer H1 на электрический.

Источник

8 колес (4 потайных) и умение плавать: как ездить на БРДМ? (Лучшее за 2020)

Эту бронеамфибию в СССР выпускали давно и недолго – с 1957-го по 1966-й. Но и сегодня чудо-машина служит в армиях некоторых стран.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Советских инженеров принято клеймить за плагиат: бесстыдно сдирали, мол, зарубежные идеи. Однако же в середине 50-х именно в СССР, на Горьковском автозаводе, додумались до специальной модели, которая удивила и заставила нервничать вероятного противника.

Тогда наши военные, сполна оценив в огне Второй мировой и последующих конфликтов пользу мобильных колесных бронетранспортеров, решили добавить защищенным перевозчикам новые умения. Ведь армейские амфибии в Союзе научились делать еще в 30-е годы, опыт в обучении плаванию изначально сухопутной техники был накоплен немалый. Да и ситуация на полях сражений начала меняться куда быстрее – ценность оперативных сведений выросла в разы. Ответом на вызовы времени стала первая в истории бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ): проворная, малозаметная, водоплавающая, соединившая в себе элементы автомобиля, танка и даже авиации.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

В конструкторском бюро Владимира Дедкова (руководил проектом Всеволод Рубцов), разумеется, понимали, что чем выше полет фантазии, тем меньше шансов выполнить государственную задачу в срок и убедить высокие чины принять непривычное изделие на вооружение. Поэтому к вопросу подошли с предельной практичностью, упаковав в герметичный кузов-лодку агрегаты хорошо знакомого на тот момент военным БТР-40. Даже в заводской документации БРДМ проходила под индексом ГАЗ-40П. Литера, как легко догадаться, означала «плавающий».

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

В передней части корпуса разместили привычный силовой агрегат: 3,5-литровую рядную карбюраторную «шестерку» отдачей 90 сил, спаренную через однодисковое сцепление с четырехступенчатой механикой. Далее крутящий момент переваривает раздаточная коробка: по умолчанию тяга идет только на задний мост, однако на бездорожье есть возможность жестко подключить передний и задействовать понижающую передачу. В общем, классический парт-тайм, как на вездеходных грузовиках типа ГАЗ-63 или некоторых современных легковых внедорожниках вроде «УАЗ Патриот» или Suzuki Jimny.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Почему нельзя забывать о войлоке и нарушать лабиринт

Принципиальным отличием БРДМ от БТР-40 (да и другой техники той поры) стали четыре дополнительных ведущих колеса. В обычном положении пневмокатки замаскированы бронированными бортами и едва видны, но когда на пути возникает препятствие вроде окопа, рва или вертикальной стенки, водитель опускает балансиры вниз и включает цепной привод от оригинальной раздатки. Риск зависнуть на перегибах в конфигурации 8х8 и с клиренсом 315 мм очевидно стремительно сокращается.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Как раз гидросистемой подъемно-опускного механизма и миниатюрными (при этом прочными) баллонами с горьковской машиной поделилась авиационная индустрия. Ну а водометный движитель с реверсом и «корабельными» рулями концептуально позаимствовали у удачного плавающего танка ПТ-76, принятого на вооружение в 1951-м. Причем БРДМ на случай аварийной ситуации также сохранил способность догрести до берега зубастыми шинами, пусть и с гораздо меньшей по сравнению с расчетными 9 км/ч скоростью.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Звучит рецепт постройки бронированной амфибии вроде бы незатейливо, и обширная унификация агрегатов в 50-е действительно здорово упростила освоение новой техники в войсках, а в наши дни сняла часть хлопот с реставраторов. Но важных нюансов в конструкции БРДМ все равно хватает. Так, упакованный в железную коробку двигатель снабдили хитрой системой охлаждения: уличный воздух забирается у рубки, протягивается вентилятором вдоль мотора (против хода движения машины!), проходит через радиатор, петляет по полостям бронекорпуса, а затем отводится наружу через верхние решетки. При движении вплавь в дело вступает забортная вода, поступающая через отверстия на носу корпуса в специальные теплообменники.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Стоит неосторожно нарушить лабиринт, прервать циркуляцию, забыть о войлочных уплотнениях – перегрев неизбежен. Вот почему на криво восстановленных БРДМ зачастую можно встретить по три крыльчатки и прочие колхозные «улучшения». Или взять гидросистему дополнительных опорных катков – мелочевку вроде кольцевых уплотнений зачастую не найти в стандартных советских каталогах резинотехнических изделий, приходится искать под заказ, равно как элементы управления трансмиссией и другие оригинальные детали. Иными словами, без пристального изучения конструкторской документации при умелой реставрации не обойтись.

Железный «автобус» и слепота командира

К счастью, Россия еще богата энтузиастами, не считающими зазорным штудирование специальной литературы. Результат грамотного подхода можете наблюдать на фотографиях, а ведь эта нарядная БРДМ досталась руководителю «Военно-технического общества» Алексею Мигалину в плачевном состоянии. По сути, в Нижнем Новгороде в 2016 году удалось приобрести лишь подгнивший корпус с мостами – вероятно, машина закончила службу родине памятником на постаменте. И всего за четыре месяца амфибии вернули точный исторический облик, даже мотор нашли «нулевый» – с консервации. Правда, эту модификацию «шестерки» изначально ставили на БТР-60П (ГАЗ-49), но от родного ГАЗ-40П агрегат отличается разве что мелочами вроде центробежного регулятора оборотов и измененными креплениями к бронекорпусу.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

БРДМ получилась довольно компактной: 5,7 метра в длину, 2,2 – в ширину, да и по высоте сопоставима с рослым мужчиной. Для разведки очевидный плюс: спрятаться легче, врагу подбить сложнее. Но вот скромных размеров рубка поначалу смущает – для гномов что ли ее выкраивали? Тем удивительнее другое: внутри амфибия по армейским меркам оказалась вполне просторной. На корме разместили удобную лесенку с поручнями, в кабину не протискиваешься, а гордо запрыгиваешь через двустворчатый люк (альтернатива – столь же внушительные «калитки» в крыше).

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

По идее, в боевом отсеке размещались два-три члена экипажа, но по факту сюда бы влезло отделение бойцов в полной выкладке. Не иначе, сказался газовский опыт в компоновке бронетранспортера. Теперь ясно, почему на базе БРДМ создали немало интересных модификаций вроде самоходной пусковой установки противотанковых ракет «Малютка», «Фаланга» или «Шмель» – внутренние объемы рубки позволяли разместить от шести до 14 громоздких боеприпасов плюс ручной гранатомет.

Разумеется, личный комфорт в БРДМ – понятие относительное. Хаотичными, на первый взгляд, выпуклостями и ящиками внутрь корпуса выдаются колесные арки (а их, напомню, восемь), труба водомета, кожухи ведущих мостов и прочих агрегатов трансмиссии. Ровного пола и стен как таковых нет, потолок низкий – все время через что-то перешагиваешь и от чего-то уворачиваешься. Привычка вырабатывается быстро, поскольку рассеянность приводит к обидным синякам и царапинам: кругом броня и железо, мягкие лишь накладки на миниатюрных складных стульчиках.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Топливо хранится в двух черных баках на корме, практический средний расход – порядка 30 л/100 км.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Когда скорость добываешь силой

Механик-водитель – вот кому в БРДМ тяжелее всех, причем в разных аспектах. С левого кресла такой же скверный обзор, как с места командира. Для движения по прямой визуальной информации худо-бедно хватает, хотя длинный нос понтонного корпуса а-ля Буратино не добавляет удобства, а вот успешно маневрировать получится лишь при должном опыте и развитом чувстве габаритов. На съемку мы отправились по улицам загородного поселка, так я поначалу с непривычки реально опасался завалить соседский забор при тесном повороте на 90 градусов. Ползти назад приходится вообще наугад, особенно если задраены створки десантного люка.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Кресло закреплено намертво, руль тоже не регулируется, но хотя бы педальный узел просторный – ноги в валенках или сапогах поместятся.

Следующий пикантный момент – комплекс непростых упражнений с бортовым оборудованием тяжело выполнять физически. Мехвод совершенно лишен помощи: усилителей руля, тормозов на БРДМ не ставили, 5,6-тонный бронированный аппарат укрощаешь силой собственных рук и ног. Даже для смены передач нужна сноровка: мало кто сегодня владеет приемом двойного выжима сцепления, а иначе плавно врубить следующую ступень не выйдет. Синхронизаторов в четырехступенчатой коробке нет, так что на каждую ошибку агрегат отзывается резким лязгом. Хорошо хоть нижневальная «шестерка» радует эластичностью и не заставляет бодрить себя частыми переключениями. Тем не менее, разгон все равно получается натужным, как бы через силу. А вот с места БРДМ трогается довольно бодро: подгазовывать не приходится, точку включения сцепления поймать легко.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Надо быть железным человеком, чтобы выдержать такое давление обстановки. А ведь БРДМ добавляет спецэффектов. Если двигатель в БТР-40 хотя бы на холостых тихо шепчет, как и положено полностью уравновешенной от природы рядной «шестерке», то герметичный корпус амфибии распространяет гул и вибрации покруче музыкального усилителя. Запустил мотор – разговаривать можно только по переговорному устройству либо срываясь на крик. Чем быстрее едешь, тем сильнее гул давит на уши.

И трясет изрядно. Подвески рессорные с парой рычажных амортизаторов на каждое колесо, конечно, не пробить – с энергоемкостью полный порядок, однако болтает экипаж во все стороны знатно. Кругом же, напомню, голое железо, стукаться о которое больно. Нужна скорость (максималка по шоссе – порядка 80 км/ч) – cтискивай зубы и держись крепче. Иными словами, сладить с БРДМ повезет только крепким телом да духом. И примитивная «печка», которой не было на БТР-40, слабое утешение – за рулем амфибии и без того семь потов сходит.

Судьба ветерана: от Африки до Вьетнама

Полвека назад тоже было ясно, что дебютная машина такого рода – некий пробный шар, попытка нащупать верные инженерные решения для разведывательной и связной техники высокой проходимости. Поэтому вскоре в СССР создали БРДМ-2 (после чего в обиходе родоначальника семейства стали называть БРДМ-1) – модель схожего назначения, однако совершенно иной компоновки. Впрочем, история «бардака», как ласково прозвали солдаты амфибию, на смене поколений не закончилась. В советских войсках ее использовали вплоть до 70-80-х годов: к примеру, по маркировке бронекорпуса удалось установить, что машина Алексея Мигалина прошла средний ремонт в 1980-м.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Ряд стран третьего мира (на экспорт отправили около 1500 штук) не спешит отказываться от винтажных бронированных амфибий и сегодня. Так, известно о службе отдельных экземпляров БРДМ-1 во Вьетнаме, Афганистане, некоторых государствах Африки вроде Замбии или Конго. В России же первая БРДМ, выпущенная тиражом порядка 10 000 единиц (к слову, БТР-40 сделали меньше), уже превратилась в коллекционную ценность, которую редко увидишь в комплектном состоянии даже в музеях. Мне повезло прикоснуться к наследию, но есть такой шанс и у вас – приходите в июле на старт бронепробега «Дорога мужества», БРДМ с бортовым номером 243 примет в нем участие.

Больше об автомобилях в погонах:

БЛАГОДАРИМ «ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО» И ЛИЧНО АЛЕКСЕЯ МИГАЛИНА ЗА ПРЕДОСТАВЛЕННУЮ НА ТЕСТ МАШИНУ.

Источник

Бронированный разведывательно-дозорный фрегат: тест-драйв БРДМ-1

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Разведка – глаза и уши армии. Чтобы успешно справляться с поставленными задачами, разведчикам понадобилась специализированная бронемашина, в полной мере соответствующая запросам военных. Разведывательные авто зачастую идут первыми, рискуя встретиться с войсками противника или минными полями. Поэтому их собственный экипаж должен был быть небольшим, а сами машины – иметь высокие динамические характеристики и повышенную проходимость. Какие из этих задач удалось решить успешно, выясняем сегодня.

Снаружи

Т ехническое задание, полученное от военных, предписывало конструкторскому бюро Горьковского автозавода разработать бронированную машину, способную развить на шоссе скорость до 90 км/ч, при этом преодолевать траншеи и рвы шириной до 1,2 метра и форсировать водные преграды вплавь, причем ходимость должна была обеспечиваться при волнах высотой до полуметра. Изначально планировалось создать плавающую версию широко используемого в войсках БТР-40, ранее собранного в том же КБ. Однако в процессе разработки быстро выяснилось, что модифицировать бронетранспортер под требования малыми силами не получится: новый автомобиль пришлось разрабатывать почти с нуля. В результате коллективом специального КБ Горьковского автозавода была создана поистине уникальная машина, в те годы не имеющая даже близких аналогов в мире.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Основными агрегатами с новинкой поделился бронетранспортер ГАЗ-40, поэтому в заводской документации осталось её первичное обозначение – ГАЗ-40П («плавающий»). В военной среде машина была зашифрована под аббревиатурой БРДМ-1. Первый опытный бронеавтомобиль изготовили в феврале 1956 года. Впоследствии вместе еще с несколькими экземплярами военные приемщики подвергли машины жестким испытаниям, которые включали, например, форсирование вплавь Керченского пролива. Военные остались довольны испытаниями, и БРДМ по приказу министра обороны СССР от 10 января 1958 года была принята на вооружение и запущена в серийное производство.

Машина разведчиков имела герметичный несущий бронекорпус, сваренный из катаных листов толщиной от 6 до 12 мм, который обеспечивал экипажу защиту от стрелкового вооружения, осколков артиллерийских снарядов и противопехотных мин. Понтонная форма корпуса была тщательно выверена с точки зрения гидродинамики и обеспечивала броневику минимальное сопротивление при движении на плаву.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

На верхней «палубе» располагалась «рубка», бронированный колпак которой вмещал в себя экипаж из четырех человек. Передняя часть разведывательной машины выделяется мощной «челюстью» волноотражательного щита, а капот ощетинился жалюзи системы воздухозабора.

Внутри

Чтобы оказаться внутри БРДМ-1, потребуется сначала забраться на «палубу». Обычно экипаж из четырех человек пользовался «лесенкой» в корме машины.

Оказавшись на высоте более полуметра от земли, потребуется потянуть бронированные люки, закрывающие доступ в пассажирский отсек.

Теперь останется только пройти до передней части машины, лавируя между сиденьями, колесными арками и рычагами.

Впрочем, есть и другой вариант – в боковине бронеавтомобиля размещены специальные выемки, пользуясь которыми механик-водитель через открытые заранее бронелюки башни мог попасть за руль.

Но только при условии, что они были открыты заранее: в целях безопасности они могут открываться исключительно из салона.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

За рулем

Как и на многих военных машинах, запуск БРДМ – это целая процедура. Щелчком отбрасываем тумблер включения «массы», затем ищем следующий среди множества подобных на панели приборов. Наконец, находим и его под надписью «зажигание». После этого вытягиваем ручку подсоса карбюратора на себя и, немного прокашлявшись от спячки, впереди оживает рядная «шестерка» с индексом ГАЗ-40.

Основные отличия от «гражданского» варианта, применяемого на ГАЗ-51/63 – иной карбюратор, распредвал и улучшенная система жидкостного охлаждения. В результате мощность мотора была доведена до 90 л. с. В паре с мотором работает механическая четырехступенчатая коробка передач, объединенная с двухступенчатой раздаткой.

В обычных условиях крутящий момент передается к задним ведущим колесам, что также позволяет немного экономить топливо. На бездорожье водитель может подключить передний мост, причем даже на ходу, при отсутствии пробуксовки задних колес. При необходимости можно дополнительно включить и понижающую передачу, а также – заблокировать передний и задний межколесные дифференциалы. Правда, всех этих опций военным показалось мало.

Опыт предыдущей войны показал, что специальный разведывательный автомобиль должен преодолевать рвы и траншеи. Для выполнения требований пришлось разработать уникальную ходовую часть, состоящую из четырех основных колес и еще четырех дополнительных, по два с каждого борта, расположенных в пределах колесной базы.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Дополнительные колеса размером всего 700х250 мм (кстати, позаимствованные из авиации) в походном положении были полуутоплены в корпус, а при наезде на выступы они вращались, перекатывая машину через препятствия. Для преодоления сложных участков бездорожья механик-водитель рычажком в передней части включал цепной привод и опускал их с помощью гидравлики.

Каждое из колес имело собственный привод. Таким образом, БРДМ из четырехколесного бронеавтомобиля превращался в восьмиколесный. В результате по проходимости он мог потягаться с гусеничными машинами – при максимальной скорости по шоссе в 90 км/ч броневик преодолевал рвы шириной до 1,22 м, подъемы до 31 градусов и вертикальные стенки высотой 0,4 метра.

Передний и задний мосты были подвешены на четырех продольных полуэллиптических рессорах и оснащены сдвоенными рычажными амортизаторами. За основу брали мосты от ГАЗ-63, которые у БРДМ имели герметичные редукторы и централизованную систему подкачки шин. Герметичность была необходима для обеспечения второго требования военных – ведь разведывательная машина должна была уметь плавать.

В кормовой части бронекорпуса смонтировали водомет, позаимствованный у плавающего танка ПТ-76. Четырехлопастной винт диаметром 425 мм засасывал воду через приемный патрубок в днище и выбрасывал ее через отверстие в корме. При движении по суше оно прикрывалось бронезаслонкой, также управляемой с места водителя.

Чтобы на воде «сдать назад», имелись трубы обратного хода, направляющие струю воды к бортам под острым углом. Водомет обеспечил высокую скорость на плаву – до 9 км/ч – и хорошую маневренность (радиус поворота «бронекатера» на плаву – всего 1,5 метра). Управлять машиной во владениях Нептуна призваны водяные рули, смонтированные в выпускном патрубке водомета, – для этого рядом с механиком-водителем разместили дополнительный рычаг слева. При повреждении водомета БРДМ могла добраться до берега и своим ходом за счет вращения колес при включенной второй или третьей передаче.

Чтобы предотвратить заливание силового отделения на плаву, в передней части машины установили волноотражательный щит. На суше его зафиксировали в нижнем положении – для повышения защищенности передней части и улучшения обзорности.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Еще одной сложной задачей стало обеспечение нормальной работы двигателя при движении на воде, когда вентиляционные жалюзи на капоте закрыты. Охлаждение обеспечивал радиатор увеличенных размеров с мощным вентилятором, а дополнительное охлаждение двигателя происходило при помощи забортной воды, проходящей через теплообменник. Но и это не все – чтобы двигатель не перегревался, потребовалось разделить воздушные потоки и установить все уплотнения.

В случае, если вода каким-то образом попадала внутрь БРДМ, для ее откачки использовали все тот же водомет, колесо которого создавало необходимое разрежение. Если водомет не работал, водитель применял трюмный насос. Изначально он был ручным, но позднее труд водителя заменил электропривод. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось с помощью кабестана с длиной троса 50 метров, смонтированного в передней части. Привод редуктора осуществлялся от носка коленвала через кардан и цепную передачу.

Брдм что это такое. Смотреть фото Брдм что это такое. Смотреть картинку Брдм что это такое. Картинка про Брдм что это такое. Фото Брдм что это такое

Помните тест БТР-40? По сравнению с БРДМ в управлении он покажется легковым автомобилем. Как и у БТР-а, компоновка БРДМ представляла собой схему с передним расположение мотор-трансмиссионного отделения. Установка двигателя в передней части массивного корпуса предусматривала спешивание членов экипажа, однако сильно ухудшила обзор с места водителя. И в самом деле – в передние триплексы видно только массивный капот да вынесенные на кронштейнах зеркала заднего вида, которые дополнительно установил владелец – они хоть как-то помогают при маневрировании. Бокового обзора нет вовсе, крошечные «форточки» можно использовать лишь для связи с внешним миром, но никак не для вождения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *