Братья стругацкие с чего начать
1959 год — Страна багровых туч
1960 год — Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
1960 год — Путь на Амальтею
1962 год — Полдень, XXII век
1962 год — Стажёры
1962 год — Попытка к бегству
1963 год — Далёкая Радуга
1964 год — Трудно быть богом
1965 год — Понедельник начинается в субботу
1965 год — Хищные вещи века
1990 год — Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 году)
1966—1968 годы — Улитка на склоне (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР — 1988 год)
1972 год — Гадкие лебеди (написаны в 1967 году; первая публикация в СССР — 1987 год)
1968 год — Второе нашествие марсиан
1968 год — Сказка о Тройке
1969 год — Обитаемый остров
1970 год — Отель «У Погибшего Альпиниста»
1971 год — Малыш
1972 год — Пикник на обочине
1988—1989 годы — Град обреченный (написан в 1972 году)
1974 год — Парень из преисподней
1976—1977 годы — За миллиард лет до конца света
1980 год — Повесть о дружбе и недружбе
1979—1980 годы — Жук в муравейнике
1986 год — Хромая судьба (написана в 1982 году)
1985—1986 годы — Волны гасят ветер
1988 год — Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
1990 год — Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса)
1960 год — Шесть спичек
«Извне» (1960)
«Глубокий поиск» (1960)
«Забытый эксперимент» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Испытание СКИБР» (1959)
«Частные предположения» (1959)
«Поражение» (1959)
1960 год — «Путь на Амальтею»
«Путь на Амальтею» (1960)
«Почти такие же» (1960)
«Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе» )
«Чрезвычайное происшествие» (1960)
В каком порядке стоит читать книги Стругацких?
Аркадий и Борис Стругацкие — из тех писателей, которым удалось создать целый мир. Уже не первое поколение поклонников братьев-фантастов обсуждает нюансы поведения главных и второстепенных героев, выстраивает в воображении подробности дальнейшего развития сюжетов. И, разумеется, выстраивает хронологию вымышленного мира Полдня, альтернативного будущего, в котором и происходит действие большинства повестей Стругацких.
Большинства, но не всех. К примеру, действие «Пикника на обочине», литературной первоосновы знаменитого «Сталкера», происходит в Америке 1960-1970-х годов, где однажды приземлились инопланетяне.
Итак, в каком порядке происходит действие книг, описывающих далеко не безоблачный мир «Полдня»?
Открывает цикл ранняя повесть о героических покорителях Венеры — «Страна багровых туч». Это точь-в-точь роман о геологах вроде «Территории», только с действием, перенесенным в «альтернативный» 1991 год, где СССР сделался уже Союзом Коммунистических Республик. Опасности, грозящие отважным первопроходцам на адской планете, гибель друзей, героический и почти безнадежный путь уцелевших к земной базе — все «по-взрослому», пусть книга и вышла впервые в издательстве «Детская литература».
Далее следует небольшая повесть «Путь на Амальтею» о рядовом космическом рейсе, в котором участвуют Алексей Быков и его друзья.
Третье место занимает повесть «Стажеры», где гибнут двое из полюбившихся читателю главных героев, а третий из космонавтов меняет профессию, осознав, что главное для человечества совершается не в безднах Космоса, а на Земле. И в следующей книге «Хищные вещи века» мы видим Ивана Жилина в мире пресытившихся, совершающих дикие самоубийственные поступки людей. Правда, это происходит в одной из последних капиталистических стран.
Дальше следует повесть, или, скорее, цикл новелл «Полдень, 22 век», давшая название главному из «миров Стругацких». В целом этот мир кажется действительно безоблачным, но в нем есть люди, теряющие и вновь находящие смысл жизни, и душевные терзания, и не дающие покоя человечества научные загадки, решение которых может оказаться роковым для почти совершенного мира.
В повести «Попытка к бегству» мы видим, как беззаботные юные жители этого мира встречаются с «беглецом» из прошлого — командиром Красной Армии и узнаем, что из этого вышло. Одна из первых советских историй о «попаданцах» и классический пример того, что происходит, когда люди забывают недалекое прошлое.
В повести «Далекая Радуга» мы видим людей будущего и их поведение перед лицом катастрофы, вызванной научным любопытством.
В «Малыше» наши потомки встречаются с осиротевшим ребенком, которого воспитали инопланетяне. Смогут ли столь различные создания понять друг друга?
Далее следует знаменитая и дважды экранизированная повесть «Трудно быть богом» об уязвимости людей будущего в мире всеобщего невежества и страха. Как и другие книги Стругацких, эта повесть разошлась на многочисленные цитаты.
В «Обитаемом острове» мы знакомимся с нашим потомком, попавшим в мир массового и крайне успешного «промывания мозгов», которому не подвержены лишь верховные правители. Сумеет ли он открыть этим людям правду, не ввергнув их без того полуголодный и раздираемый враждой мир в совершенный хаос?
В книге «Жук в муравейнике» повзрослевший Максим вынужден выбирать между жизнью одного запутавшегося человека и неведомой опасностью, угрожающей всему миру.
Примерно в это же время происходит действие небольшой повести «Парень из преисподней» о юном солдате с далекой планеты, открывающем для себя, что его прежняя жизнь была настоящим адом. Но он покинет Землю и вернется домой, чтобы помогать своим «сопланетникам» в их измученном войной мире.
И завершает цикл повесть «Волны гасят ветер» об очередном этапе эволюции, который ждет наиболее «продвинутых» людей, и о том, чем это грозит как страдающим от одиночества «сверхлюдям», так и всему человечеству.
Вот в таком порядке лучше всего читать книги Стругацких, чтобы понять историю «Полдня» и разобраться в эволюции идей авторов, веривших в счастливое разумное будущее человечества и утративших эту веру.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.4 / 5. Количество оценок: 10
5 книг Стругацких
Да, я ноунейм из интернета, очень начинающий редактор, просто делюсь своим мнением. И вот спонтанно, под настроение, решил порассуждать о самом, пожалуй, влиятельном писательском дуэте нашей фантастики.
Первой моей книгой Стругацких была «Пикник на обочине». Тогда я прочитал и почти ничего не понял. Да, Зона, да Рэд страдает, но крутой, да, сталкеры, да, Стервятник. Перечитав в сознательном возрасте, с удивлением осознал, что книжка посложнее, чем кажется. Как я теперь считаю, это история про то, что мы не понимаем. Вся эта Зона непонятно как возникла и непонятно кому нужна. Непонятно, почему именно жившие в ней в определённые годы не могут уехать, не создав проблем для новых соседей. Уж тем более неясно, почему Зон больше одной, когда с этой непонятно, как жить. Использовать её не представляется возможным. В других Зонах худо-бедно научились добывать артефакты промышленным способом, с помощью техники или продуманной системы «проник вовремя, собрал, смотался». Однако ни что такое артефакты, ни зачем они, ни чем опасны — никто сказать не может. Да и почему они «артефакты», если так называют произведения рук человеческих. И среди всего этого непонятного поразительно понятны становятся люди: их мотивы, их страхи, их сомнения, их стремления. Возможно, это всё метафора на жизнь. Но если так, то научимся ли создавать «артефакты» или обойдёмся без них.
Румата был всего лишь исследователем, но не смог удержаться и сначала пытался всех спасти, а потом всем мстил
Вероятно, «Трудно быть богом» вообще не стоило экранизировать. Это очень жуткая вещь о том, что даже если человек очень умён, ответственен, морален, очень быстро может превратиться в злодея. Потому что скорость падения, вероятно, выше скорости подъёма. Другой вопрос, морален ли Антон, или его отправили, потому что больше было некого. Читать, надо сказать, было больно, но интересно.
Потом была «Улитка на склоне». Тут надо честно признать, что я её до сих пор не понимаю. Вернее даже не придумал понимания, которое меня устраивает. Филолог Перец работает в «Управлении лесом», офигевает от его бессмысленности, пока не проводит ночь со случайной женщиной и не становится директором этой странной структуры. Вторая часть произведения мало связана с первой. Кандид — исследователь «Леса» — пропадает в этом самом Лесу после падения самолёта, пытается сохранить способность мыслить, пока не осознаёт, что жители местных деревень — прошлое Леса, деревни надо «Одержать», то есть превратить в Лес, а его будущее — хозяйки Леса, жестокие и красивые «жрицы партеногенеза», способные и к репродукции без мужчин, и вообще развившиеся донельзя. Могу только предположить, что это исследование отношений рационального и иррационального в человеке, а ещё вообще критика, как ни странно, коммунизма — вот, дескать, новые люди, а лучше-то никому не стало.
Объединю в одну «книжку» сразу три: «Понедельник начинается в субботу» и «Сказку о Тройке» в двух её вариациях. Первая часть — добрая сатира на советские НИИ. Работают там гении и волшебники, но временами их невозможно понять. Большинство там продуктивные и талантливые труженики. Звучит не весело, но при чтении я улыбался, а временам посмеивался. Есть и острые по тем временам штуки. Бездельник и болтун Выбегалло проводит эксперимент по выведению «идеального человека». Получается огромный великан, который всё ел и ел, потому что у него росли потребности. В итоге он схлопнулся. А вторая, напротив, жесткая сатира на бюрократию: там она ужасно идеальна. Невозможно ничего решить и ничего добиться от начальства, потому что оно всеми способами уклоняется от принятия решений и занимается абсолютно неважной чепухой. Только хитростью героям удаётся победить и бежать. Но это в «цензурной» версии. Во втором варианте произведения сатира ещё сильнее, но результат похуже, им просто ничего не удалось, как в «Замке» Кафки.
«Гадкие лебеди», пожалуй, сильнее других произведений братьев Стругацких меня напугали. Это повесть о том, какие некие люди будущего — «мокрецы» — с помощью не вполне ясных методов убедили всех детей некого города уйти с ними от родителей. Мокрецов все считали больными, они постоянно скрывали лица под капюшонами. Кстати, главный герой — популярный писатель Виктор Банев — в меру неглупый и в меру умелый — перманентно разлагается, пока не сталкивается с мокрецами. Тогда он осознаёт, насколько ничего не понимает, но хотя бы осознаёт примерный масштаб своего непонимания. Предположу, что тема интеллигента — в среднем нормального, морального, трудолюбивого даже — но ничего не понимающего и способного только измерять уровень своего непонимания — вообще важная для Аркадия и Бориса Стругацких.
«То он в бронзе, а то он в мраморе»
Пару месяцев как закончил «Град обреченный». Герои произведения ходят по кругу, но у них ничего не получается: мусорщик не может убрать мусор, а советник господина президента помогает строить диктатуру, которую ненавидит (диктатура, кстати, тоже не удаётся). Авторы, пожалуй, поднимают вопросы нравственности и морали. Местный фермер дядя Юра считает, что моральны только те, кто работает руками, а те, кто сами не могут прокормиться, вообще так себе люди. А Изя Кацман, еврей, балагур, оптимист и очень начитанный человек, полагает, что моральны те, кто «строит храм» — то есть принадлежит к небольшому количеству тех, кто улучшает жизнь человечества хотя бы на капельку. Главный герой Андрей Воронин — деятельный, ищущий правду романтик и идеалист — наверное, должен быть близок мне, но, к счастью, я его не понимаю. Он выпал из всех знакомых и известных мне систем. Когда он понял, что зашёл в тупик, он застрелился. Всё это оказалось частью круга, и он снова начнёт сначала, но теперь, быть может, что-то понял.
Вместо заключения. Вполне возможно, что я не дорос до большинства (или всех) книг братьев Стругацких. Я же не смог дочитать «Бессильных мира сего» — стало слишком горько. Но тем не менее, те, что я как-то понял, вероятно, входят в несуществующий список книг под заглавием «Спасибо, я такой благодаря вам. Конечно, вы не виноваты в моих недостатках, но вы часть меня». Надеюсь, название не слишком длинное. Как и сам текст. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, время люденов ещё не пришло.
Что читать. «Далекая радуга» братьев Стругацких: «Как остаться человеком в любых обстоятельствах?»
Одни из самых известных и, в тоже время, недооцененных наших писателей это братья Стругацкие.
Для одних это «фантасты» типа Лукьяненко-Перумова и тд вниз по лестнице до аффторов треш-литературы про «пападанцев.
Для других это детские писатели.
Самые близкие аналоги Стругацким это Умберто Эко и Вольтер.
Несколько книг оказали на меня очень глубокое влияние.
И есть одна книга, которая меня особенно потрясла и которую очень советую прочитать:
«Радуга», при этом, совершенно не депрессивная книга, там нет самой смерти, нет болезней, нет убийств.
И сумели дать убедительный ответ на «вопрос вопросов»!
Я регулярно возвращаюсь именно к этой книге Стругацких, каждый раз примеряя на себя эту ситуацию.
Как я бы повел в ней? Зная, что через несколько часов мы все умрем и будучи окруженным другими людьми. Как себя бы повели люди?
И каждый раз я восхищаюсь общим повествованием и настроением «Далекой радуги».
Сохранять ясность ума в самых сложных жизненных обстоятельствах это бесценное умение для всех.
Любой человек, а регулярно и целые общества, регулярно проходят через очень трудные периоды и «Далекая радуга» это практически психологический учебник: «Как остаться человеком в любых обстоятельствах?»
Читайте Стругацких, они не менее ценная часть нашей культуры, чем Толстой, Чехов, Достоевский, Булгаков, Пастернак, Аксенов, Войнович.
p.s здорово, что теперь в Питере есть площадь братьев Стругацких!
Миры братьев Стругацких для начинающих читателей
Мобильное приложение «НЭБ Свет» — это коллекция книг в открытом доступе, включающая более полутора тысяч произведений, среди которых мировые шедевры, современная литература и лучшие научно-популярные книги. Помимо книг, в приложении есть материалы, помогающие школьникам и всем, кто хочет знать больше, понять книги и их место в культурном процессе. Главный редактор «НЭБ Свет» Анна Делианиди рассказывает, как начать знакомство с фантастическими мирами Аркадия и Бориса Стругацких, читая книги из коллекции приложения.
Аркадий и Борис Стругацкие
Вы действительно заинтересовались хорошей фантастикой. Уже прочитан весь Кир Булычев, а в «списке на будущее» есть отдельный раздел для новых фантастических книг? Давайте проверим, что можно добавить в этот раздел из книг братьев Стругацких. Потому что без романов Аркадия и Бориса Стругацких считать себя знатоком и ценителем фантастики попросту нереально.
Итак, начинаем мы с разминки:
«Трудно быть богом»
Кира Булычева прочли? Утвердительный ответ и улыбка на лице выводит вас на новый уровень: перед вами братья Стругацкие и их гениальный роман «Трудно быть богом». С него хорошо начинать знакомство с авторами. Другая планета, гуманоидная раса с развитием на уровне нашего позднего средневековья. Исследовательский институт с русскоговорящими сотрудниками, который посылает своих агентов под прикрытием для наблюдения за происходящим. «Не навреди, не вмешивайся, не убивай, собирай данные и передавай в центр» — вот примерный список заповедей для наших в городе. Но про «не влюбляйся» написано не было, поэтому группа «ЧайФ» с их треком «Все девушки Бонда должны умереть» представляет из себя идеальный спойлер происходящего дальше. В целом, сквозной сюжет про сильного мужчину, которого заставляют принять некие условия путем похищения любимой женщины, будет преследовать вас повсюду: и в литературе и в кинематографе, так что вчитывайтесь, переживайте, запоминайте и оставляйте эту историю в сердце, она того стоит.
Обложка издания «Трудно быть богом» (1980 год, художник А. Дадашев) и обложка епаба «Трудно быть богом» в приложении «НЭБ Свет» (дизайнер Варя Ющенко)
Переходим к ускорению, выходим в стратосферу, где присутствует веселящий газ:
«Понедельник начинается в субботу»
Юмор в фантастике — тема отдельная и совсем не такая легкая, как может показаться на первый взгляд. «Понедельник начинается в субботу» — образец иронии в фантастических допущениях. Множество цитат из книги прижились в реальности. Чего стоит только название института НИИЧАВО ( институт Чародейства и Волшебства). Дальше — больше: смотрительница музея Наина Киевна Горыныч, лентяй и халтурщик Мерлин… Но, поверьте, больше всего удивляешься идее инверсивности, которую Кристофер Нолан только что убедительно показал в фильме «Довод», а Стругацкие, назвав явление контрамоцией, описали на примере попугайчика, уже 60 лет назад. И это только начало. Потому что фантасты часто предсказывают будущее. Так что этот текст, появившийся в нашем мире в 60-е годы века двадцатого, совершенно не потерял актуальности и сегодня.
Обложка первого издания «Понедельник начинается в субботу» (1965 год, художник Е. Мигунов) и обложка епаба «Понедельник начинается в субботу» в приложении «НЭБ Свет»
Читайте и получайте удовольствие, тем более, что ответ на главный вопрос человечества о смысле жизни тоже кроется в этом романе: именно поэтому для всех увлечённых сотрудников НИИЧАВО «понедельник начинается в субботу».
Ну и, наконец, выполняем важное космическое задание по углублению смыслов:
«Улитка на склоне»
Только не подумайте, что текст будет про улиток, пусть даже гигантских и разумных. Перед вами роман одной из самых удивительных команд авторов, пишущих в жанре фантастики: братья Стругацкие давно занимают почетное место на золотых книжных полках фанатов альтернативных миров, антиутопий и тонкого сарказма.
Обложка одного из первых изданий «Улитки на склоне» (1990 год, художник А. Чаплыгин) и обложка епаба «Улитки на склоне» в приложении «НЭБ Свет» (дизайнер Нина Голуева)
Анна Делианиди, главный редактор «НЭБ Свет»