Братья стругацкие с чего начать читать
В каком порядке стоит читать книги Стругацких?
Аркадий и Борис Стругацкие — из тех писателей, которым удалось создать целый мир. Уже не первое поколение поклонников братьев-фантастов обсуждает нюансы поведения главных и второстепенных героев, выстраивает в воображении подробности дальнейшего развития сюжетов. И, разумеется, выстраивает хронологию вымышленного мира Полдня, альтернативного будущего, в котором и происходит действие большинства повестей Стругацких.
Большинства, но не всех. К примеру, действие «Пикника на обочине», литературной первоосновы знаменитого «Сталкера», происходит в Америке 1960-1970-х годов, где однажды приземлились инопланетяне.
Итак, в каком порядке происходит действие книг, описывающих далеко не безоблачный мир «Полдня»?
Открывает цикл ранняя повесть о героических покорителях Венеры — «Страна багровых туч». Это точь-в-точь роман о геологах вроде «Территории», только с действием, перенесенным в «альтернативный» 1991 год, где СССР сделался уже Союзом Коммунистических Республик. Опасности, грозящие отважным первопроходцам на адской планете, гибель друзей, героический и почти безнадежный путь уцелевших к земной базе — все «по-взрослому», пусть книга и вышла впервые в издательстве «Детская литература».
Далее следует небольшая повесть «Путь на Амальтею» о рядовом космическом рейсе, в котором участвуют Алексей Быков и его друзья.
Третье место занимает повесть «Стажеры», где гибнут двое из полюбившихся читателю главных героев, а третий из космонавтов меняет профессию, осознав, что главное для человечества совершается не в безднах Космоса, а на Земле. И в следующей книге «Хищные вещи века» мы видим Ивана Жилина в мире пресытившихся, совершающих дикие самоубийственные поступки людей. Правда, это происходит в одной из последних капиталистических стран.
Дальше следует повесть, или, скорее, цикл новелл «Полдень, 22 век», давшая название главному из «миров Стругацких». В целом этот мир кажется действительно безоблачным, но в нем есть люди, теряющие и вновь находящие смысл жизни, и душевные терзания, и не дающие покоя человечества научные загадки, решение которых может оказаться роковым для почти совершенного мира.
В повести «Попытка к бегству» мы видим, как беззаботные юные жители этого мира встречаются с «беглецом» из прошлого — командиром Красной Армии и узнаем, что из этого вышло. Одна из первых советских историй о «попаданцах» и классический пример того, что происходит, когда люди забывают недалекое прошлое.
В повести «Далекая Радуга» мы видим людей будущего и их поведение перед лицом катастрофы, вызванной научным любопытством.
В «Малыше» наши потомки встречаются с осиротевшим ребенком, которого воспитали инопланетяне. Смогут ли столь различные создания понять друг друга?
Далее следует знаменитая и дважды экранизированная повесть «Трудно быть богом» об уязвимости людей будущего в мире всеобщего невежества и страха. Как и другие книги Стругацких, эта повесть разошлась на многочисленные цитаты.
В «Обитаемом острове» мы знакомимся с нашим потомком, попавшим в мир массового и крайне успешного «промывания мозгов», которому не подвержены лишь верховные правители. Сумеет ли он открыть этим людям правду, не ввергнув их без того полуголодный и раздираемый враждой мир в совершенный хаос?
В книге «Жук в муравейнике» повзрослевший Максим вынужден выбирать между жизнью одного запутавшегося человека и неведомой опасностью, угрожающей всему миру.
Примерно в это же время происходит действие небольшой повести «Парень из преисподней» о юном солдате с далекой планеты, открывающем для себя, что его прежняя жизнь была настоящим адом. Но он покинет Землю и вернется домой, чтобы помогать своим «сопланетникам» в их измученном войной мире.
И завершает цикл повесть «Волны гасят ветер» об очередном этапе эволюции, который ждет наиболее «продвинутых» людей, и о том, чем это грозит как страдающим от одиночества «сверхлюдям», так и всему человечеству.
Вот в таком порядке лучше всего читать книги Стругацких, чтобы понять историю «Полдня» и разобраться в эволюции идей авторов, веривших в счастливое разумное будущее человечества и утративших эту веру.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 3.4 / 5. Количество оценок: 10
1959 год — Страна багровых туч
1960 год — Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 году)
1960 год — Путь на Амальтею
1962 год — Полдень, XXII век
1962 год — Стажёры
1962 год — Попытка к бегству
1963 год — Далёкая Радуга
1964 год — Трудно быть богом
1965 год — Понедельник начинается в субботу
1965 год — Хищные вещи века
1990 год — Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 году)
1966—1968 годы — Улитка на склоне (написана в 1965 году; первая полная публикация в СССР — 1988 год)
1972 год — Гадкие лебеди (написаны в 1967 году; первая публикация в СССР — 1987 год)
1968 год — Второе нашествие марсиан
1968 год — Сказка о Тройке
1969 год — Обитаемый остров
1970 год — Отель «У Погибшего Альпиниста»
1971 год — Малыш
1972 год — Пикник на обочине
1988—1989 годы — Град обреченный (написан в 1972 году)
1974 год — Парень из преисподней
1976—1977 годы — За миллиард лет до конца света
1980 год — Повесть о дружбе и недружбе
1979—1980 годы — Жук в муравейнике
1986 год — Хромая судьба (написана в 1982 году)
1985—1986 годы — Волны гасят ветер
1988 год — Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
1990 год — Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса)
1960 год — Шесть спичек
«Извне» (1960)
«Глубокий поиск» (1960)
«Забытый эксперимент» (1959)
«Шесть спичек» (1958)
«Испытание СКИБР» (1959)
«Частные предположения» (1959)
«Поражение» (1959)
1960 год — «Путь на Амальтею»
«Путь на Амальтею» (1960)
«Почти такие же» (1960)
«Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе» )
«Чрезвычайное происшествие» (1960)
Фантастика: лучшие книги братьев Стругацких и как их читать
В честь 60-летия со дня публикации первой книги Аркадия и Бориса Стругацких, рассказываем о лучших книгах авторов-фантастов. А также постараемся объяснить, почему неофитам стоит начинать знакомство с творчеством АБС с определенных произведений.
Сегодня мы отмечаем 60-летие со дня публикации первой книги Аркадия и Бориса Стругацких, что вызывает огромную ответственность у нас. В этой подборке лучших произведений братьев Стругацких мы решили выбрать те книги, о которых мало кто говорит, и те, которые прославили авторов-фантастов на весь мир. Но перед самой подборкой, поясним некоторые моменты о прочтении Стругацких.
Ремарка: иногда в статье будет использоваться аббревиатура «АБС», поскольку она (АБС — Аркадий и Борис Стругацкие) положила начало библиографической традиции присваивать сокращения каждой книге братьев. Так что среди исследователей творчества Стругацких принято при ссылках на их работы использовать акронимы. Например, ТББ — «Трудно быть богом», ВНМ – «Второе нашествие марсиан», «ПкБ» – «Попытка к бегству» и т.д.
Мы часто слышим: «Ну прочел я ваших Стругацких, так ничего особенного». И это вызывает у нас если не слезы, то гримасу разочарования. Понимаем, что часто скепсис объясняется тем, что Стругацких стоит читать уже с определенным багажом и подготовкой, как в научной фантастике, так и в литературе в целом. Некоторые книги понять будет еще сложнее, так как у кого-то банально может не хватить жизненного опыта. И нам печально признавать, что смысл некоторых произведений для нас до конца непонятен, возможно, по тем же причинам. Но в этом и феномен фантастов. В произведениях АБС часто поднимаются психологические и философские вопросы (особенно в их поздних произведениях), которые являются столь прогрессивными, что даже сейчас мы все еще вряд ли до них доросли. Тем не менее, читать Стругацких мы рекомендуем всем.
Желаем удачного погружения в мир фантастики с лучшими книгами Стругацких!
«Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984)
Фантастическая повесть С. Ярославцева (литературный псевдоним Аркадия Стругацкого), при участии Бориса Стругацкого.
Лучше всего нашим современникам начать знакомство с мирами АБС с этой повести. Ее сюжет в чем-то напомнит роман Хироси Сакурадзаки «Все, что тебе нужно — это убивать» (вы могли видеть адаптацию романа – фильм с Томом Крузом и Эмили Блант «Грань будущего») и в чем-то даже фильм с Джейком Джилленхолом «Исходный код». Поэтому его так легко будет читать.
По сюжету к следователю прокуратуры попал дневник недавно погибшего Никиты Воронцова. Он показывает его своему давнему другу, писателю. Следствие признало дневник странной случайностью. Но писатель вместе с сотрудником прокуратуры все же думают на досуге над загадкой жизни Никиты Воронцова.
Интересно, что повесть создавалась еще в 1972 году как масштабная хроноопера. Однако ее содержание не проходило советскую цензуру эпохи застоя, поэтому много любопытных позиций в конечной версии произведения были убраны. Например, из повести убрали тщетные попытки Воронцова вмешаться в историю и предупредить генералиссимуса о войне. После 79-го года сочинение было переработано Аркадием Стругацким в короткую повесть, которую мы имеем возможность прочесть сейчас.
Цитата из книги:
— Сон совести рождает чудовищ.
«Страна багровых туч» (1956-1958)
Казалось бы, после Бестера, Дугласа Адамса, Жюля Верна легкие прогулки на другие планеты покажутся чем-то смешным, возможно, пародийным. И на фоне этого вы будете ожидать подобной простоты и здесь. Но, прочтя несколько страниц, вы поймете, что первое опубликованное произведение Стругацких – это серьезная и взрослая повесть, а не детские фантазии на тему путешествий по галактике. Повесть Стругацких – довольно сильная фантастика, хотя и не без скрытых смыслов и посылов. Постоянные смены настроения и направления повествования могут сильно удивлять, но вы быстро к ним привыкните.
Это – история опаснейшей экспедиции экипажа звездолета «Хиус» на Венеру. Им предстоит разведать месторождение «Урановая Голконда», однако попутно с ними происходит множество драматических событий. Экипажу придется выяснить, что случилось с предыдущей экспедицией и что стоит за последними словами их умирающего капитана – «Бойтесь красного кольца».
Цитата из книги:
— Вообще назначение человека, — добавил он подумав, — превращать любое место, куда ступит его нога, в цветущий сад.
P.S.: Интересно, что на 60-летие со дня публикации этой книги братьев Стругацких (а это была первая их опубликованная работа) Google поставил праздничный логотип (doodle) с красочно оформленной книгой в багровых тонах.
«Попытка к бегству» (1962)
Эта фантастическая повесть АБС была написана и опубликована в 1962 году, но рабочее название произведения было другим. Сначала братья назвали книгу «Возлюби ближнего», затем «Возлюби дальнего», а потом пришли к финальной версии «Попытки». В этой повести фантасты показывают читателю идеализированную гуманность будущего, сопоставляя ее с эпохой феодальной раздробленности. Это также одно из первых произведений авторов, в котором пересеклись Прошлое, Настоящее и Будущее. Они поднимают тему «высшей цивилизации» (Прогрессоров), обращая внимание на этическую проблему вмешательства высокоразвитого общества в развитие низшей цивилизации. Именно в этой повести устами одного из героев братья Стругацкие формулируют главный постулат просветительства их произведений: «начинать нужно с того, что сеет сомнение».
События произведения происходят в 2250 году в далеком космосе. Двое молодых людей, звездолетчик Антон и структуральный лингвист Вадим, отправляются в отпуск. Парни хотят поохотиться на планете Пандора. Но в последний момент к их компании присоединяется Саул, странно ведущий себя мужчина, который представляется историком по XX веку. Он убедил Вадима и Антона высадиться на неисследованной планете. Так они находят планету, называют ее в честь пассажира Саула. Герои обнаруживают, что на Сауле есть цивилизация, которая находится на низком уровне развития (феодальном). Фактически перед ними концентрационный лагерь с заключенными, сосланными за различные преступления. Люди там находятся на грани выживания в суровых природных условиях. Герои предпринимают гуманистические попытки помочь заключенным, чтобы изменить условия их жизни. Но что из этого вышло? Читайте сами.
Цитата из книги:
— Как жаль, что нельзя уничтожить одним махом всю тупость и жестокость, не уничтожив при этом человека.
«Град обреченный» (1972-75)
С этого романа ни в коем случае не стоит начинать знакомство с творчеством АБС. Это один из самых сложных, интересных и невероятно многогранных произведений братьев Стругацких.
Братья настаивали на правильном произнесении названия романа: не «обречённый», а «обрече́нный», не «город», а «град». Все дело в том, что это название они позаимствовали у картины Николая Рериха. По словам Бориса Стругацкого, картина настолько поразила их «своей мрачной красотой и ощущением безнадежности, от нее исходившей», что они решили назвать свое произведение именно так. Первое «рабочее» название романа было «Новый Апокалипсис», второе – «Мой брат и я» (это говорит о некой автобиографичности произведения). Но именно название «Град обреченный» стал для братьев тем самым смыслом, который бы передавал не только настроение романа, но и был ключом к пониманию основной идеи их произведения. Так что вот вам первый ключ к прочтению этого романа АБС. Расскажем немного о сюжете.
Действие происходит в некоем Городе, который находится вне времени и пространства. Его население небольшое – всего около миллиона человек, перенесенных в Город из разных стран и эпох по их желанию. Одно из условий «переезда» в Город — попадание человека в сложную жизненную ситуацию, которая приводит его в отчаяние. Так, некоторые из «пришельцев» попали в него после плена, разрухи в стране, сложной политической ситуации, из-за бедности или преследования и т.д.
Жители Города вовлечены в загадочный Эксперимент, и ни у кого нет информации о том, когда он начался и в чем его суть. При этом с героями постоянно происходят странные вещи, которые они поясняют просто фразой «Эксперимент есть Эксперимент». Но, как и все необъяснимое, странность Города является главной темой для обсуждения в обществе. Люди пытаются понять, что же собой представляет Город, в каком времени и где он находится, какие законы поддерживают его на плаву. Кто-то говорит, что это что-то вроде «аквариума» и есть тот, кто присматривает за жителями снаружи. Кто-то считает это первым кругом Ада.
Прочтя роман, вы поймете, почему братья боялись выпускать рукопись из дому. Произведение писалось «в стол», а о его публикации в советское время и речь не шла. Первая публикация была осуществлена в период перестройки в 1987-м году, хотя авторы завершили работу над романом в 1975-м, а начинали в 1972-м. Борис Стругацкий писал, что одной этой вещи было бы достаточно для того, чтобы не только получить запрет на публикации, но и лишиться свободы в стране Советов. Поэтому роман долгое время не выпускали из дома, буквально. Сначала он существовал только в одном экземпляре.
Цитата из книги:
— Поскольку настоящего противника не существует, необходимо его придумать. А как показывает мировой опыт, самый страшный противник — это противник придуманный.
«Улитка на склоне» (1965)
Самое странное, самое неоднозначное произведение в наследии братьев Стругацких. Эту фантастическую сюрреалистическую повесть братья переписывали несколько раз. Сначала это была книга «Беспокойство» с героями из Мира Полудня.
В первой версии все было иначе.
Представьте остров. На него каким-то образом попадают люди. И вот они видят там обезьян, которые ведут себя как-то странно, не по-обезьяньи. Они медлительны, жирны, совершенно не боятся людей, даже стараются держаться к ним поближе. А потом на острове начинают происходить загадочные события, необъяснимые смерти… Виноваты именно эти обезьяны. Выясняется, что это – псевдообезьяны, которые питаются человеческими мыслями, убивая при этом носителя.
Вот как это выглядело в первоначальной версии, но потом Стругацкие ее отбросили. В дневниках один из авторов пишет: «Мы отказались от обезьян. Какое нам до всего этого дело – обезьяны какие-то, какой-то остров, туземцы… Нас общество интересует! Социум!»
Таким образом, повесть была существенно переработана. Появилось будущее, уже давно придуманная фантастами планета Пандора. И там же, на этой планете, уже несколько месяцев живет Горбовский – их старый герой, олицетворение человека будущего, воплощение ума и доброты. Он сидит на краю обрыва и смотрит на странный лес, который расстилается под ним. Горбовский чего-то ждет. Появился Атос-Сидоров, ставший главным героем «Беспокойства». Он живет в Лесу, исследует этот мир, тоскует от того, что не может выбраться, найти дорогу домой. Перед нами Мир Полудня.
В дневниках они пишут: «Мы начинаем писать, пишем главу за главой, глава «Горбовский», глава «Атос-Сидоров» и постепенно из самой ситуации начинает выкристаллизовываться концепция, очень важная для нас. Это концепция взаимоотношения между человеком и законами природы-общества». Авторы задаются вопросом «что делать человеку, которому НЕ НРАВЯТСЯ САМИ ЭТИ ЗАКОНЫ?!»
Написав все главы, они решают, что повесть не может считаться законченной, и решают все переделать.
Наиболее радикальной переработке подверглись главы об Управлении (вместо Горбовского главным персонажем стал Перец, а любая связь с Миром Полудня была отсечена). Тем не менее, главы о Лесе остались почти в неизменном виде — лишь Атоса-Сидорова заменил Кандид. Получившаяся версия стала повестью «Улитка на склоне».
Таким образом, проблематика «Беспокойства» отличается от новой «Улитки». Основной посыл: есть ли смысл бороться и защищать хоть безобидных, но ретроградов, стоя при этом на дороге прогресса и заведомо зная, что точно проиграешь?
Цитата из книги:
— Проще поверить, чем понять. Проще разочароваться, чем понять. Проще плюнуть, чем понять.
«Жук в муравейнике» из цикла «Полдень ХХІІ век» (1980)
Это вторая часть трилогии о Максиме Каммерере в научно-фантастическом цикле Стругацких «Полдень ХХІІ век». Конечно, вы можете читать ее без оглядки на многочисленные рассказы, вошедшие в состав повести, и даже без прочтения первой части трилогии «Обитаемый остров». Но вам будет куда интереснее узнать всю историю целиком. Поэтому рекомендуем начать с вышеупомянутой книги, а еще сразу обзавестись третьей частью – «Волны гасят ветер».
По сюжету на дворе 2178-й год. Пятнадцать лет прошло с момента событий, описанных в «Обитаемом острове», Максиму уже за сорок, и он работает в КОМКОНе-2. Каммерер получает задание: найти и взять под наблюдение прогрессора Льва Абалкина.
Сюжет в подробностях рассказывать не хочется, чтобы не заспойлить вам все его главные моменты. Скажем только, что «Жук в муравейнике» написан таким образом, что вы до самого конца не будете понимать, кто прав, а кто виноват. Да и финал вам этого тоже не объяснит. В книге поднимается вопрос: когда защита, в государственном смысле, перестает быть защитой и становится элементом контроля и диктатуры?
«ЖвМ» – это картина превращения высокотехнологичного мира в полицейское государство.
Цитата из книги:
— Ведь стоит вам попасть в другой мир, как вы сейчас же начинаете переделывать его наподобие вашего собственного. И, конечно же, вашему воображению вновь становится тесно, и тогда вы ищете еще какой-нибудь мир и опять принимаетесь переделывать его…
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и не пропускайте самые полезные материалы от Beauty HUB!
5 книг Стругацких
Да, я ноунейм из интернета, очень начинающий редактор, просто делюсь своим мнением. И вот спонтанно, под настроение, решил порассуждать о самом, пожалуй, влиятельном писательском дуэте нашей фантастики.
Первой моей книгой Стругацких была «Пикник на обочине». Тогда я прочитал и почти ничего не понял. Да, Зона, да Рэд страдает, но крутой, да, сталкеры, да, Стервятник. Перечитав в сознательном возрасте, с удивлением осознал, что книжка посложнее, чем кажется. Как я теперь считаю, это история про то, что мы не понимаем. Вся эта Зона непонятно как возникла и непонятно кому нужна. Непонятно, почему именно жившие в ней в определённые годы не могут уехать, не создав проблем для новых соседей. Уж тем более неясно, почему Зон больше одной, когда с этой непонятно, как жить. Использовать её не представляется возможным. В других Зонах худо-бедно научились добывать артефакты промышленным способом, с помощью техники или продуманной системы «проник вовремя, собрал, смотался». Однако ни что такое артефакты, ни зачем они, ни чем опасны — никто сказать не может. Да и почему они «артефакты», если так называют произведения рук человеческих. И среди всего этого непонятного поразительно понятны становятся люди: их мотивы, их страхи, их сомнения, их стремления. Возможно, это всё метафора на жизнь. Но если так, то научимся ли создавать «артефакты» или обойдёмся без них.
Румата был всего лишь исследователем, но не смог удержаться и сначала пытался всех спасти, а потом всем мстил
Вероятно, «Трудно быть богом» вообще не стоило экранизировать. Это очень жуткая вещь о том, что даже если человек очень умён, ответственен, морален, очень быстро может превратиться в злодея. Потому что скорость падения, вероятно, выше скорости подъёма. Другой вопрос, морален ли Антон, или его отправили, потому что больше было некого. Читать, надо сказать, было больно, но интересно.
Потом была «Улитка на склоне». Тут надо честно признать, что я её до сих пор не понимаю. Вернее даже не придумал понимания, которое меня устраивает. Филолог Перец работает в «Управлении лесом», офигевает от его бессмысленности, пока не проводит ночь со случайной женщиной и не становится директором этой странной структуры. Вторая часть произведения мало связана с первой. Кандид — исследователь «Леса» — пропадает в этом самом Лесу после падения самолёта, пытается сохранить способность мыслить, пока не осознаёт, что жители местных деревень — прошлое Леса, деревни надо «Одержать», то есть превратить в Лес, а его будущее — хозяйки Леса, жестокие и красивые «жрицы партеногенеза», способные и к репродукции без мужчин, и вообще развившиеся донельзя. Могу только предположить, что это исследование отношений рационального и иррационального в человеке, а ещё вообще критика, как ни странно, коммунизма — вот, дескать, новые люди, а лучше-то никому не стало.
Объединю в одну «книжку» сразу три: «Понедельник начинается в субботу» и «Сказку о Тройке» в двух её вариациях. Первая часть — добрая сатира на советские НИИ. Работают там гении и волшебники, но временами их невозможно понять. Большинство там продуктивные и талантливые труженики. Звучит не весело, но при чтении я улыбался, а временам посмеивался. Есть и острые по тем временам штуки. Бездельник и болтун Выбегалло проводит эксперимент по выведению «идеального человека». Получается огромный великан, который всё ел и ел, потому что у него росли потребности. В итоге он схлопнулся. А вторая, напротив, жесткая сатира на бюрократию: там она ужасно идеальна. Невозможно ничего решить и ничего добиться от начальства, потому что оно всеми способами уклоняется от принятия решений и занимается абсолютно неважной чепухой. Только хитростью героям удаётся победить и бежать. Но это в «цензурной» версии. Во втором варианте произведения сатира ещё сильнее, но результат похуже, им просто ничего не удалось, как в «Замке» Кафки.
«Гадкие лебеди», пожалуй, сильнее других произведений братьев Стругацких меня напугали. Это повесть о том, какие некие люди будущего — «мокрецы» — с помощью не вполне ясных методов убедили всех детей некого города уйти с ними от родителей. Мокрецов все считали больными, они постоянно скрывали лица под капюшонами. Кстати, главный герой — популярный писатель Виктор Банев — в меру неглупый и в меру умелый — перманентно разлагается, пока не сталкивается с мокрецами. Тогда он осознаёт, насколько ничего не понимает, но хотя бы осознаёт примерный масштаб своего непонимания. Предположу, что тема интеллигента — в среднем нормального, морального, трудолюбивого даже — но ничего не понимающего и способного только измерять уровень своего непонимания — вообще важная для Аркадия и Бориса Стругацких.
«То он в бронзе, а то он в мраморе»
Пару месяцев как закончил «Град обреченный». Герои произведения ходят по кругу, но у них ничего не получается: мусорщик не может убрать мусор, а советник господина президента помогает строить диктатуру, которую ненавидит (диктатура, кстати, тоже не удаётся). Авторы, пожалуй, поднимают вопросы нравственности и морали. Местный фермер дядя Юра считает, что моральны только те, кто работает руками, а те, кто сами не могут прокормиться, вообще так себе люди. А Изя Кацман, еврей, балагур, оптимист и очень начитанный человек, полагает, что моральны те, кто «строит храм» — то есть принадлежит к небольшому количеству тех, кто улучшает жизнь человечества хотя бы на капельку. Главный герой Андрей Воронин — деятельный, ищущий правду романтик и идеалист — наверное, должен быть близок мне, но, к счастью, я его не понимаю. Он выпал из всех знакомых и известных мне систем. Когда он понял, что зашёл в тупик, он застрелился. Всё это оказалось частью круга, и он снова начнёт сначала, но теперь, быть может, что-то понял.
Вместо заключения. Вполне возможно, что я не дорос до большинства (или всех) книг братьев Стругацких. Я же не смог дочитать «Бессильных мира сего» — стало слишком горько. Но тем не менее, те, что я как-то понял, вероятно, входят в несуществующий список книг под заглавием «Спасибо, я такой благодаря вам. Конечно, вы не виноваты в моих недостатках, но вы часть меня». Надеюсь, название не слишком длинное. Как и сам текст. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, время люденов ещё не пришло.