Братья ч спектакль о чем
Очень грустная история братьев Ч
Этот материал был напечатан:
Премьера спектакля «Братья Ч», созданного по одноименной пьесе Елены Греминой, состоялась 29 января на камерной сцене Иркутского областного драматического театра им. Н.П. Охлопкова. В основе сюжета — один день из жизни семьи писателя и драматурга, классика русской литературы Антона Павловича Чехова. Спектакль поставлен главным режиссером театра Станиславом Мальцевым.
Классики тоже люди
Школьная программа по литературе очень поверхностно затрагивает биографии классиков. Ее авторы словно руководствуются простой логикой — образы поэтов и писателей должны войти в юное сознание как идеальные примеры для подражания.
Страницы жизни, где корифеи русской словесности страдали из-за неразделенной любви, пили горькую, предавали друзей и любимых, просаживали деньги в казино, учителя литературы, как правило, пролистывают, не читая ученикам…
Писатель и драматург с мировым именем Антон Павлович Чехов не исключение, хотя как раз его жизнь при вдумчивом прочтении являет собой пример истинного стремления возлюбить ближних.
Оживить канонический образ Антона Чехова, созданный усилиями политизированных просветителей советского периода, во многом удалось в начале нулевых благодаря почти 800-страничному труду английского литературоведа Дональда Рейнфилда. Его книга «Жизнь Антона Чехова», созданная на основе документальных фактов, стала в России бестселлером, вызвав культурный шок, много споров и критики. Вряд ли факты чеховской биографии, ставшие основой книги британского профессора, были откровением для автора пьесы «Братья Ч» Елены Греминой.
Дочь кинодраматурга Анатолия Гребнева, сестра сценариста и кинорежиссера Александра Миндадзе, выпускница Литературного института, известный драматург, стоявший у истоков создания документального театра в России, основатель и директор Театра.doc Елена Гремина явно обладала значительно более глубинными познаниями биографии Чехова, нежели среднестатистический житель нашей страны. В 2014 году по ее пьесе был снят фильм. Он тоже называется «Братья Ч», режиссер этой работы Михаил Угаров, муж Елены Греминой. Но хотя киноверсия пьесы и спектакль иркутского режиссера Станислава Мальцева, созданный при участии приглашенного из Москвы художника-постановщика Александры Душевской, носят одно и то же название, это два абсолютно непохожих художественных проекта.
Неизвестный Чехов
Город Таганрог известен россиянам как родина Сергея Юрьевича Белякова, который любит разговаривать с телевизором. Кстати, в одном из сюжетов «Нашей Раши» персонаж Светлакова с удивлением узнает, что писатель Чехов тоже родился в Таганроге, а не в Москве и не в Санкт-Петербурге.
Трудно поверить, но род Чеховых поднялся из крепостных крестьян до столичной интеллигенции всего за два поколения. И почти невозможно представить, каких усилий стоило это отцу семейства Павлу Егоровичу, поставившему целью любой ценой дать детям образование, и Антону Павловичу, возложившему на себя бремя забот о родителях, четырех братьях и сестре.
Один летний день из жизни семьи 26-летнего писателя, описанный драматургом Еленой Греминой, приоткрывает перед зрителем всю сложность взаимоотношений Чеховых. В нем переплелись любовь и ненависть, правда и ложь, страсть и холодный цинизм, мечтательность и грубый реализм, хитрость и простодушие. Создатели фильма стремились подчеркнуть, «из какого сора растут стихи, не ведая стыда» и какой волшебной силой обладает искусство, способное повернуть время вспять.
Пьеса начинается словами Антона Чехова: «…Я писатель. И я могу все вернуть одним росчерком пера, одним взмахом карандаша. Вернуть этот летний день». Действие начинается, и в диалогах героев мы то и дело слышим фразы из еще ненаписанных чеховских пьес, улавливаем сюжеты будущих рассказов. Вот старший брат Александр, который, по собственному признанию Антона Павловича, обладал значительно большим, нежели он сам, дарованием, но так и не смог воплотить его в силу слабости характера, истерично восклицает: «Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский!» И перед глазами встает драматический образ «дяди Вани».
Признание молодого Антона в любви к своей несостоявшейся невесте Евдокии Эфрос — готовый сюжет рассказа «Шуточка». Где героиня так до конца и не понимает, были слова: «Я люблю вас!» реальностью или ее собственной ветреной выдумкой. Купец второй гильдии Павел Егорович Чехов, подобно герою рассказа «Крыжовник», по ходу действия, протягивая ладонь, предлагает отведать ягод. «Крыжовник поспел мелкий, но сладкий», — говорит он. И так по ходу развития сюжета возникает множество нюансов, отсылающих нас к творчеству Антона Чехова.
Все люди — братья Ч
В контексте постановки иркутской драмы обобщения выглядят значительно более масштабными. Сама камерная обстановка, где минимум декораций, дает возможность абстрагироваться. В итоге возникает ощущение, что на сцене никакие не братья Чеховы, а твои собственные братья, семья близких родственников или соседей. Чтобы выжить в мире, где главное мерило ценности — деньги, они готовы обманывать в своем магазинчике покупателей, жениться по расчету, без зазрения совести эксплуатировать чужой талант, брать в долг без надежды вернуть его. Это могут быть братья Ивановы, Петровы или Сидоровы, и в их семье обязательно будет кто-то неизлечимо болен (Николай Чехов, как и Антон Павлович, умер от чахотки), кто-то, страдая от тяжелых запоев, сопьется (брат Александр), кто-то, как брат Антон, будет всех содержать и выслушивать в свой адрес бесконечные обвинения в жестокосердии. Обязательно будут запутанные отношения с женщинами, женитьбы, разводы, брошенные дети. И все при этом будут мучить и любить друг друга. А зрителю всех будет нестерпимо жалко.
В спектакле есть сцена, где Павел Егорович (заслуженный артист России Владимир Орехов) высказывает свою готовность благословить брак сына Антона и Евдокии Эфрос. Он надеется получить за невестой большое приданое. «Я готов хоть сейчас благословить. Я всегда с собой вожу иконы, у меня Успение Богородицы из Таганрога всегда с собой, тут во флигеле», — говорит он. Павла Егоровича тут же поднимают на смех, вспоминая, как этой иконой в Таганроге освящали бочку с подсолнечным маслом, где утонула крыса. Купцу жаль было терять товар и терпеть убытки, поэтому он, вынув крысу, пригласил для обряда попа. «Можно было просто вылить масло… А так весь город узнал», — объяснили Дуне. Братья смеялись. И зрители в зале тоже смеялись над тем, как Павел Егорович искренне недоумевает, что он сделал неправильно: «По десять рублей бочка! Моя жизнь и так сплошной один убыток». Только Дуне (Анастасия Шинкаренко) не смешно. Девушку эта сцена глубоко расстроила: «Очень грустная история», — говорит она.
Дуня — человек из другого мира. Она наследница большого состояния, выросшая в интеллигентной еврейской семье. Болезненный Николай (Александр Братенков) пугает ее, нервный опустившийся Александр (Алексей Лобанов) вызывает отвращение, друг семьи Наталья Гольден (Надежда Савина, Анастасия Пушилина), которая любит Антона Чехова (Василий Конев) и всячески пытается расстроить его брак с Эфрос, раздражает. «Кому ты приносишь в жертву себя и меня? Посмотри на них! Это же уроды. Это вырождение. Ваша семья вырождается. И меня вы приносите в жертву — им?», — вопрошает она своего возлюбленного. И Антон отвечает ей: «Да… Это моя семья. Моя радость и мое проклятие. Моя теплынь. Я люблю мою семью. Я хочу, чтоб они все были счастливы».
Своим близким — родителям, братьям, сестре, жене — интеллигентной еврейской девушке Ольге Книппер, великий русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов был предан всю жизнь. А его любимая семья — его радость и проклятье — дала ему в благодарность за самопожертвование нескончаемую пищу для творчества.
«Ч.» и его время
Молодые годы автора «Скучной истории» в Театре имени Станиславского
Московский театр имени Станиславского в рамках и по заказу Чеховского фестиваля сделал спектакль «Братья Ч.» по пьесе Елены Греминой. Постановку осуществил художественный руководитель театра Александр Галибин. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Буква Ч в названии пьесы — обозначение семейства Чеховых, хотя в перечне действующих лиц фамилия не встречается ни разу. История о молодых годах Антона, о его первой попытке женитьбы и о его семье. Но помимо чеховского сюжета и сюжета Чеховского фестиваля спектакль встроен в сюжет театрального быта. Как известно, в Театре имени Станиславского в подошедшем к концу сезоне имел место бунт части труппы и сотрудников против худрука Александра Галибина. «Братья Ч.» должны были продемонстрировать городу и миру, что склока на творческий процесс никак не повлияла, что господин Галибин не деморализован, что театр серьезно работает над серьезными темами — да и поддержка такой уважаемой организации, как дирекция Чеховского фестиваля, тоже дорогого стоит.
В этом смысле спектакль свои задачи выполнил. Правда, режиссер на всякий случай подстраховался и играет «Братьев Ч.» всего для нескольких десятков зрителей, сидящих на сцене. Но ведь и пьеса камерная, жанр обозначен как «сцены из семейной жизни», сам сюжет не предполагает зрелищности, так что формат «зритель на сцене» вполне объясним. В пьесе семь действующих лиц. Мужчины — это семья, хозяева дома, три брата — Антон, Николай, Александр и их отец. Женщины — это приходящие: служанка, подруга дома, невеста одного из братьев. В семье Ч., как известно, была и сестра, а в их дом захаживали, естественно, не только дамы, но гендерное разделение здесь существенно.
Основной сюжет — про несостоявшуюся женитьбу Чехова на Дуне Эфрос, девушке из богатого еврейского семейства. Получив предложение от Антона, она готова была переменить веру ради любви, но родители в этом случае лишили бы ее приданого — и свадьба в конце концов расстроилась. Деньги же Чеховым были очень нужны. У отца и братьев Антона Павловича есть амбиции, но нет возможности прокормить даже самих себя, вот и вынужден младший брат, писатель, заниматься литературной поденщиной, чтобы содержать семью, и постоянно откладывать написание романа. Своих непутевых родственников, беспрерывно досаждающих ему своими глупостями, Антон, в сущности, любит, о чем сообщает в лирических отступлениях. Вообще, он смотрит на своих окружающих как бы уже из вечности, зная наперед, как они проживут и как кончат жизнь.
Тем, кто читал нашумевшую книгу Дональда Рейфилда «Жизнь Чехова», никаких особенных открытий пьеса не готовит. Правда, ее читали далеко не все. А некоторые зрители, видимо, вообще ничего не читали: один из них, услышав со сцены, что сын Александра стал великим актером, озадаченно спросил у своей соседки, какого актера имеют в виду. Так что многие, наверное, и не поймут, что герои пьесы Елены Греминой то и дело начинают разговаривать цитатами из различных чеховских произведений. Прием этот — настойчиво возвращать в жизнь писателя реплики, вероятно почерпнутые им из жизни,— что греха таить, избитый, но действенный: театральная публика понимающе хмыкает, услышав перефразированный монолог пьесы Треплева о мировой душе или стенания Александра Чехова, воображающего себя Шопенгауэром и Достоевским.
Неловкости, возможно, были бы не столь заметны, если бы актеры сразу взяли правильную интонацию. Но на премьере, даже не дав зрителю войти в курс дела, они с таким жаром принялись «лепить образы», что вашему обозревателю стало не по себе. Точнее других были, пожалуй, Станислав Рядинский в роли Антона и Анна Дубова — Дуня Эфрос. Наверное, к ним подтянутся и остальные. В общем, зрителям еще только предстоит убедиться в том, что «блестящих дарований теперь мало, это правда, но средний актер стал гораздо выше».
РГ, 31 мая 2010 года
Алена Карась
Антон-моралист
На Чеховском фестивале показали спектакль из жизни Чехова
Второй премьерой Международного театрального фестиваля им. Чехова, посвященного юбилею писателя, стала пьеса Елены Греминой «Братья Ч.», которую поставил режиссер театра им. Станиславского Александр Галибин.
Кажется, в пьесе Елены Греминой содержатся возможности для более острого и сложного сценического прочтения.
Отдельной и острой темой возникает в пьесе страсть всех братьев к эмансипированным барышням из еврейских семей. У самого Антона был «романчик» с Натальей (Ирина Савицкова), которая, оставаясь влюбленной в него, стала позже женой Александра; сам же он мечтал жениться на Дуне Эфрос (Анна Дубова), но свадьба расстроилась, в том числе по причине того, что ее отец, богатый московский адвокат, отказывал в приданом, если дочь примет православие. Этот последний сюжет (как и многие другие в его жизни) лег в основу пьесы «Иванов». Но эта острая в психологическом и социально-историческом плане коллизия не стала поводом для острого и решительного театрального высказывания.
Впрочем, в этом театральном сюжете важно то, что Валерий Шадрин и Александр Галибин, игнорируя скандалы и трудные времена, сделали спектакль, за который не стыдно.
НГ, 31 мая 2010 года
Григорий Заславский
Семейные ценности
В Театре имени К.С.Станиславского появился спектакль о Чехове и его братьях
В программе Международного театрального фестиваля имени Чехова в этот раз все так или иначе связано с юбилеем Антона Павловича, но «хрестоматийных» «Трех сестер» или «Вишневого сада» не встретишь. Однако и на этом фоне «Братья Ч.», пьеса Елены Греминой, выделяется: это – документальная драма о жизни семьи.
В какую-то минуту вспомнилась деталь из рассказа режиссера Валерия Фокина: на одном из представлений его «Ревизора» в Александринском театре зрительнице стало плохо, ее под руки вывели из зала, вызвали «скорую», стали поить валокордином. Едва придя в себя, она прошелестела: «Ну как же так?! Ведь Хлестаков – он же милый. »
Милого Чехова в «Братьях Ч.» нет. Сколько их есть – три брата: Александр, Николай и Антон плюс отец – все немилые. Не то что несимпатичные, по-своему даже и симпатичные, каждый – по-своему, но никакого умиления перед семьей гения и перед самим великим русским писателем и драматургом автор не испытывает. Нет, не пафос разоблачения руководит в данном случае автором документальной драмы, – скорее Елена Гремина старается держаться буковок: перелопачивая письма, воспоминания, какие-то дошедшие до нашего времени записки, она откладывает в сторону более поздние монументальные изображения, складывает из осколков несколько сцен «из семейной жизни». На полтора часа без антракта.
«Копаются в грязном белье» – этот яркий художественный образ на сцене Театра Станиславского получает буквальное опровержение: не в грязном, а в чистом белье «копается» автор, а за ним и театр. Все происходит на сцене – тут и актеры играют, тут и публика, небольшим амфитеатром, пять-шесть рядов. Перед носом у зрителей – веревки, на которых сушатся чистые простыни и пододеяльники (художник – Елизавета Дзуцева). Служанка Фенечка (Дарья Колпикова) снимает белье – начинается спектакль.
Текст, надо сказать, замечательный получился, такой в театре часто называют самоигральным. «Я друг семьи. Всей семьи», – акцентирует Наташа Гольден (Ирина Савицкова), давая понять новой пассии Антонпалыча, Евдокии Исааковне Эфрос (Анна Дубова), что шансы той – невелики. Хороший текст, и ему режиссер Александр Галибин нашел очень точную, почти без изъянов форму: сцены, отделенные друг от друга затемнениями, как старые фотографии, оживающие и гаснущие.
Не все актеры ладят с этой формой, требующей естественности (игра происходит в двух шагах от первого ряда зрителей), с одной стороны, а с другой – частой смены жанра: то – акварельности, то почти размашистых и густых репинских мазков. Гремина, а за ней и Галибин не дают возможности раз и навсегда «закрыть тему», они все по-чеховски размыты. Этот – не только пьяница, эта – не только обольстительная и обольщающая жидовочка. И да, и нет. Как написал поэт, «всё не легче, и всё не проще». И сам Антон Павлович – жестче и сложнее, и братья, и отец – одна из самых удачных пока в спектакле актерских работ Александра Пантелеева: игра его то и дело готова «дать» карикатуру, но актер замечательно балансирует на грани, ни разу не оступаясь. Живой человек, смешной, но вдруг возникает молитва, а с нею – трогательность, даже трепет. Но и эта высокая нота тут же находит разрешение: «Спасибо тебе, папа, – говорит один из сыновей. – По крайней мере ты сделал нас атеистами». Очень хороша Ирина Савицкова – вероятно, и в передаче конкретной дамы, но также актриса точна в изложении эпохи, ее стиля, манеры, даже голос ее, кажется, передает далекое, иссыпавшееся песком время.
Гремина очень изящно, легко несколько раз подводит героев в их диалогах и спорах к буквальным ситуациям, и сценам, и даже репликам из пьес, из более или менее хрестоматийной прозы. Когда Наташа заходится в истерике, кажется, что статный русский красавец Антон (Станислав Рядинский) вот-вот потеряет терпение и выкрикнет, как Иванов, обидные слова. Но «греминский Чехов» оказывается терпеливее.
Известия, 2 июня 2010 года
Марина Давыдова
Чехова поставили на место
В Театре им. Станиславского в рамках Чеховского фестиваля сыграли премьеру пьесы Елены Греминой «Братья Ч.». Спектакль, поставленный Александром Галибиным, заставил еще раз задуматься о месте Чехова в европейской культуре.
Так случилось, что лучшую биографию Чехова написали не в России, а в Англии. Изобилующая увлекательными и шокирующими подробностями книга профессора Лондонского университета Дональда Рейфилда «Жизнь Антона Чехова» сразу стала бестселлером. Это, конечно, укор для всего нашего чеховедения, в котором были свои высочайшие достижения вроде книг о поэтике Чехова Александра Чудакова, но которое так и не сподобилось на дотошное жизнеописание гения.
Что же до самого спектакля, то он провоцирует не на описания, а скорее на размышления общего порядка. Не считая нескольких чрезмерных дамских истерик, артисты играют весьма органично. В сущности, никаких выводов из биографии Чехова ни драматург, ни режиссер не делают, словно бы самоустраняясь и предлагая сделать их самим зрителям. Воспользуемся их предложением.
Гуманизм Чехова очень специфичен. Я бы даже сказала, мизантропичен. Он ведь брезгливо относится к человеку. Гораздо более брезгливо, чем Достоевский, Тургенев, Толстой. Так же, как он по капле выдавливал из себя раба, он едва ли не во всех своих героях этого раба прозревал. В его прозе и пьесах нет сентиментальности и сострадательности, которую порой туда пытаются вчитать, ибо Чехов не готов снизойти до человека в его слабостях. Он предъявляет человеку высокие требования. И человеком считает лишь того, кто хотя бы осознает высоту этих требований.
Время новостей, 2 июня 2010 года
Алена Солнцева
«У меня есть родственный клобок. »
В Театре Станиславского поставили пьесу «Братья Ч.»
То есть в сущности пьеса про то, как один из братьев, по отзывам окружающих, не самый одаренный (отец говорит, что, мол, «на Антошу можно положиться. Таланту не дал Господь. А пишет день и ночь. »), но самый готовый к постоянным усилиям, становится настоящим писателем, который теперь уже должен нести ответственность не только за нелепую родню, но и за свой дар. Все очень просто и ясно.
Ясность и простота стали отличительными достоинствами спектакля, поставленного режиссером Александром Галибиным. Надо сказать, эти качества редки на отечественной сцене, богатой на излишества, но скупой на здравый смысл. Внятная и разумная история, рассказанная театром, радует именно спокойным достоинством изложения. Спектакль о Чехове получился не претенциозным, а скромным, как-то вполне по-чеховски.
Что касается женских ролей, то ни Анна Дубова (Дуня), ни Ирина Савицкая (Наталья) не объясняют, что именно происходит с их героинями. Тут, возможно, есть проблема и у постановщика, а может быть, и у драматурга. Отношения Антона Чехова с братьями и отцом куда интереснее и ярче, чем его отношения с женщинами, которые вообще здесь оказываются как будто и лишними, ненужными. Это мужской мир, мир творчества и амбиций, где женщина, если она не приз, и вовсе не участвует. А эти девушки явно не приз.
Спектакль Театра Станиславского получился из числа тех, на какие можно рекомендовать сходить и тем, кому интересна биография Чехова, и тем, кому хочется посмотреть что-то про себя и свою жизнь. Этот тот самый настоящий мейнстрим, о котором столько сегодня говорится. Нормальное искусство для нормальных людей. Не требующее от зрителя сверхусилий, но доставляющее ему безусловное удовольствие.
Братья ч спектакль о чем
В Иркутском академическом драматическом театре имени Охлопкова продолжается постановка спектакля «Братья Ч.» по пьесе совр
29 января исполнилось ровно 160 лет со дня рождения Антона Чехова.
Премьера спектакля «Братья Ч.», созданного по одноименной пьесе Елены Греминой, состоялась 29 января на камерной сцене Иркутского областного д
«Вам не пьесы бы в театрах смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя…».
Фотоотчет со спектакля.
Об обретении внутренней свободы поговорили 29 января на предпремьерном показе пьесы «Братья Ч.» современного драматурга Елены Греминой, которы
Насыщенным обещает быть 2020 год для завсегдатаев иркутских театров. Государственные и частные учреждения культуры готовят множество премьер, которые наверняка займут достойное место в репертуаре.
В Иркутском драмтеатре поставили спектакль «Братья Ч.»
Улыбка Чехова
Увидеть другого Антона Павловича Чехова, не похожего на грустного человека со знаменитого портрета Осипа Браза, можно в новом спектакле Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова. 29 января в день 160-летия писателя на камерной сцене состоялась премьера спектакля «Братья Ч.» по одноименной пьесе современного автора Елены Греминой. Один из трех величайших драматургов в истории театра оказывается молодым человеком с доброй теплой улыбкой, для которого самое главное в жизни – его семья.
– В этой пьесе видна обнаженная душа Чехова, – считает режиссер спектакля Станислав Мальцев. – У меня в планах – работа над произведениями драматурга, и мне сначала хотелось для самого себя очистить от штампов восприятие его личности. Елена Гремина, по ее словам, попробовала реконструировать пьесу драматурга и представить, как бы Чехов написал о самом себе. Конечно, это, прежде всего, художественное произведение – отчасти фантазия на тему, в котором, тем не менее, 80% документального материала – письма, пьесы, рассказы самого Антона Павловича.
В спектакле реальные события из жизни драматурга, растянувшиеся на два года, спрессованы в один летний день. В его основе – факт из биографии Антона Павловича, когда он единственный раз решает жениться по расчету – на богатой невесте Дуне Эфрос, желая спасти своего разорившегося отца и все семейство.
Сценография художника-постановщика Александры Дашевской в спектакле не перегружена деталями. Несколькими штрихами с помощью старинной мебели, качелей, мольберта и рояля в глубине сцены она создала некое творческое пространство – мир, в котором рождались произведения Антона Чехова.
– Помните, как у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», и так у каждого художника, благодаря этому биографическому контексту Чехов становится более понятен, – пояснил Станислав Мальцев. – Главная тема в спектакле – отношения в семье, воспитание детей, то, что и меня сейчас очень волнует. Мы видим, из какой сложной семьи вырос великий писатель. Какие огромные усилия, и какой длинный путь к внутренней свободе он преодолел. Кстати, тема свободы сегодня тоже очень актуальна в современном театре. Мы видим, что он многим пожертвовал, а ведь свобода без ограничений невозможна.
В семействе Чеховых – пятеро братьев. Правда на сцене мы видим только троих – Антона и его старших братьев – художника Николая (Александр Братенков) и «самого талантливого», как считает их отец (заслуженный артист РФ Владимир Орехов), Александра (Алексей Лобанов). Каждый из них одарен природой, но писателем мирового уровня почему-то становится только один. Мы видим, как распоряжаются своей жизнью старшие братья, погрязнув в пьянстве и безделье. Антон же не может себе этого позволить, ведь он содержит всю семью и должен работать – писать рассказы в «Осколки». Отец говорит про него: «На Антошу можно положиться. Таланту не дал Господь. А пишет день и ночь…» Но в спектакле возникает письмо литератора Дмитрия Григоровича, в котором тот называет его величайшим писателем современности и просит не размениваться на мелочи, а приберечь свое дарование для более крупной формы.
В спектакле реальные события из жизни драматурга, растянувшиеся на два года, спрессованы в один летний день. В его основе – факт из биографии Антона Павловича, когда он единственный раз решает жениться по расчету – на богатой невесте Дуне Эфрос, желая спасти своего разорившегося отца и все семейство.
– Чехов так и не написал роман, на мой взгляд, это не страшно, ведь в то время крупная форма в литературе уже начала отходить, – считает Станислав Мальцев. – И мне кажется, что время в конце XIX века так темпоритмически сдвинулось, почти как в наши дни, что люди не могли уже так много читать, поэтому малая форма лучше воспринималась. Зато, работая в малой форме, он выработал необыкновенную точность, за которую мы его ценим. И потом, художник-миниатюрист не менее велик, чем монументалист, все дело в уровне.
Кажется, что Антон Павлович не может позволить себе даже любви. Тем не менее его желание связать себя с девушкой из богатой еврейской семьи Дуней Эфрос (Анастасия Шинкаренко) не понимает никто. На сцене мы видим еще один женский персонаж – любовь его юности Наталью Гольден (Надежда Савина, Анастасия Пушилина), которая впоследствии выйдет замуж за Александра и станет матерью известного на весь мир артиста – Михаила Чехова.
В спектакле перед нами предстают сложные взаимоотношения в семействе Чеховых. Мы узнаем о том, что дети в этой семье были часто биты отцом. Тот же очень гордится, что по рождению крепостной, он стал купцом II гильдии и смог дать всем своим детям образование. Когда в семье Чеховых происходит что-то неудобное или неуместное, – принято говорить о погоде.
Впрочем, это не мешает Антону Павловичу искренне любить близких и не терять чувства юмора, а Василию Коневу, который воплотил его образ на сцене, улыбаться, что бы ни происходило.
– Я очень люблю произведения Антона Павловича, поэтому попытался выразить в роли свое ощущение от этого замечательного автора, – отметил Василий Конев. – Он пишет перед смертью «Вишневый сад» и называет пьесу комедией. Вот этот прощальный привет, эту добрую улыбку я и стараюсь воплотить в своем персонаже. Конечно, на мой взгляд, пьеса – это, прежде всего, фантазия драматурга Елены Греминой на тему Чехова. Я не воспринимаю ее как документальное произведение. Для меня эта пьеса про семью. Про то, что каждый человек может избежать чего-то страшного, если будет себя помнить. Помните, как в «Вишневом саде»: «Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя». Если следовать этому совету, мне кажется, можно лучше понять другого человека.
Впрочем, у зрителей этого спектакля тоже есть возможность взглянуть на самих себя и свою семью в контексте истории «Братьев Ч.».