Братцы что он про меня сочиняет

Предложения с обращениями. 5-й класс

Класс: 5

Цель урока: повторить и закрепить сведения об обращении.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, таблица “Составление схемы предложения с обращением”.

I. Организационный момент.

Сегодня, ребята, мы продолжим с вами работать над темой “Обращение”.

Начнем с игры “Составь предложение”. Решив ряд задач, вы должны из нескольких компонентов составить предложение, которое будете записывать в тетрадь, по мере выполнения каждого задания. Несколько человек будут выполнять индивидуальные задания по карточкам.

II. Работа с карточками. (Приложение 1)

III. Синтаксическая пятиминутка. Игра “Составь предложение”. (Приложение 2)

Итак, прочитайте, какое предложение у вас получилось.

Опустились легкие снежинки на тропинки.

IV. Закрепление материала.

1. Анализ предложений.

Задание. Переделайте полученное предложение так, чтобы подлежащее стало обращением. Выполните синтаксический разбор данного предложения.

Легкие снежинки, опуститесь на тропинки.

2. Фронтальный опрос:

а) Обращение является членом предложения?

б) Входит обращение в грамматическую основу предложения?

в) Как же вы будете отличать подлежащее от обращения? Назовите отличительные признаки.

Подлежащее входит в грамматическую основу, от сказуемого можно задать вопрос к подлежащему, а обращение не входит в грамматическую основу, к нему нельзя задать вопрос от сказуемого.

Обращения произносятся с особой интонацией, после обращения нужно делать паузу.

3. Запись предложений на доске.

Ребята, а ведь подлежащее и обращение имеют и общие признаки. Давайте запишем еще несколько предложений и разберемся в этом.

Школьники соблюдают правила дорожного движения. – Соблюдайте, школьники, правила дорожного движения.

Друзья прочитают интересную книгу о покорении космоса. – Прочитайте интересную книгу о покорении космоса, друзья.

Вопрос: Назовите общие признаки (Выражены существительными в именительном падеже, могут стоять в любом месте в предложении).

Физкультминутка (упражнение для глаз)

4. Комментированное письмо.

Да, ребята,
Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй.
(А.Косоговский)

Задание. Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания и нарисуйте схемы.

1. Братцы, что он про меня сочиняет?

2. Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь?

3. Я вам открою тайны здешних мест, друзья.

Вывод: Итак, обращения выделяются запятыми. Если обращения стоят в начале или в конце предложения, то выделяются одной запятой, если в середине – двумя.

5. Выборочный диктант (с последующей проверкой).

Мы с вами, ребята, разобрали предложения, в которых в роли обращения употребляли собственные имена существительные. Но в поэтической речи в роли обращения встречаются существительные, которые обозначают неживые предметы.

Задание. Из предложений, которые я вам буду читать, выписать обращения.

1. Серебристая дорога, ты зовешь меня куда?

2. Я вижу вас, родные степи.

3. Расцветай, наш край родной.

Я люблю тебя, Россия.
Сыпь ты, черемуха, снегом.

Вывод: Обращение может состоять как из одного слова, так и из сочетания слов.

6. Творческая работа в группах.

Вывод: обращения в устной речи выделяются интонационно.

7. Работа с сигнальными карточками.

Задание. Я читаю вам предложение, а вы показываете мне ту карточку, схема которой соответствует структуре указанного предложения.

1. Прощай, любимый город.

2. Добро пожаловать, скворцы.

3. Прилетели птицы и наполнили лес своим пением.

4. Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.

5. Вылезайте, муравьи, после зимней стужи.

6. Ребята, охраняйте птиц.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

1. Что такое обращение?

2. Как обращения выделяются на письме?

3. Чем выражены обращения?

4. Какое место в предложении могут занимать обращения?

5. Назовите отличительные признаки обращения и подлежащего.

VI. Работа с тестом (Приложение 3)

А теперь проверим, как вы усвоили изученный материал: поработаем с тестами.

VII. Объяснение домашнего задания.

Часто по обращению можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу и наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения.

Приложение 1

Тропинки в саду засыпали листья.

(Употребить данное существительное в винительном падеже с предлогом на).

Приложение 3

Задание. Найдите предложения с обращениями, знаки препинания не расставлены.

Задание. Найдите предложения с обращениями, знаки препинания не расставлены.

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Носов Николай Николаевич

Книга «Приключения Незнайки и его друзей»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Наконец, стихи были готовы, и он сказал:

— Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.

— Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи? — заинтересовались все.

— Это я про вас сочинил, — признался Незнайка. — Вот сначала стихи про Знайку:

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

— Что? — закричал Знайка. — Когда это я прыгал через овечку?

— Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, — объяснил Незнайка.

— Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? — вскипел Знайка.

— Конечно, — ответил Незнайка. — Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.

— Вот попробуй ещё, так узнаешь! — пригрозил Знайка. — Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?

— Вот послушайте про Торопыжку, — сказал Незнайка.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

— Братцы! — закричал Торопыжка. — Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.

— Да ты не кричи, — ответил Незнайка. — Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.

— Так я же ведь никакого утюга не глотал, ни холодного, ни горячего! — кричал Торопыжка.

— А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться, — ответил Незнайка. — Вот послушай стихи про Авоську:

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Авоська подошёл к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:

— Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.

— Ты ничего не понимаешь в поэзии, — ответил Незнайка. — Это только для рифмы так говорится, что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я ещё про Пилюлькина сочинил…

— Братцы! — закричал доктор Пилюлькин. — Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врёт про всех?

— Довольно! — закричали все. — Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.

Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть фото Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть картинку Братцы что он про меня сочиняет. Картинка про Братцы что он про меня сочиняет. Фото Братцы что он про меня сочиняет

Только Знайка, Торопыжка и Авоська кричали:

— Пусть читает! Раз он про нас прочитал, так и про других пусть читает.

— Не надо! Мы не хотим! — кричали остальные.

— Ну, раз вы не хотите, то я пойду почитаю соседям, — сказал Незнайка.

— Что? — закричали тут все. — Ты ещё пойдёшь перед соседями нас срамить? Попробуй только! Можешь тогда и домой не возвращаться.

— Ну ладно, братцы, не буду, — согласился Незнайка. — Только вы уж не сердитесь на меня.

С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов.

Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть фото Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть картинку Братцы что он про меня сочиняет. Картинка про Братцы что он про меня сочиняет. Фото Братцы что он про меня сочиняет

Глава пятая. Как Незнайка катался на газированном автомобиле

Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга, только Винтик был чуточку повыше, а Шпунтик чуточку пониже ростом. Оба ходили в кожаных куртках. Из карманов их курток вечно торчали гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инструменты. Если бы куртки были не кожаные, то карманы давно оторвались бы. Шапки у них были тоже кожаные, с очками-консервами. Эти очки они надевали во время работы, чтобы не запорошить глаза.

Винтик и Шпунтик по целым дням сидели у себя в мастерской и чинили примусы, кастрюли, чайники, сковородки, а когда нечего было чинить, делали трёхколесные велосипеды и самокаты для коротышек.

Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали, а когда месяц прошёл, то оказалось, что они сделали автомобиль.

Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом. Посреди машины было устроено сиденье для водителя, а перед ним помещался бак с газированной водой. Газ из бака проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный поршень. Железный поршень под напором газа ходил то туда, то сюда и вертел колёса. Вверху над сиденьем была приделана банка с сиропом. Сироп по трубке протекал в бак и служил для смазки механизма.

Такие газированные автомобили были очень распространены среди коротышек. Но в автомобиле, который соорудили Винтик и Шпунтик, имелось одно очень важное усовершенствование: сбоку к баку была приделана гибкая резиновая трубка с краником, для того, чтобы можно было попить газированной воды на ходу, не останавливая машины.

Торопыжка научился управлять этим автомобилем, и, если кому-нибудь хотелось покататься, Торопыжка катал и никому не отказывал.

Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть фото Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть картинку Братцы что он про меня сочиняет. Картинка про Братцы что он про меня сочиняет. Фото Братцы что он про меня сочиняет

Больше всех любил кататься на автомобиле Сиропчик, так как во время поездки он мог пить сколько угодно газированной воды с сиропом. Незнайка тоже любил кататься на автомобиле, и Торопыжка часто его катал. Но Незнайке захотелось самому научиться управлять автомобилем, и он стал просить Торопыжку:

— Дай мне поездить на автомобиле. Я тоже хочу научиться управлять.

— Ты не сумеешь, — сказал Торопыжка. — Это ведь машина. Тут понимать надо.

— Чего тут ещё понимать! — ответил Незнайка. — Я видел, как ты управляешь. Дёргай за ручки да верти руль. Всё просто.

— Это только кажется, что просто, а на самом деле трудно. Ты и сам убьёшься, и автомобиль разобьёшь.

— Ну ладно, Торопыжка! — обиделся Незнайка. — Попросишь ты у меня что-нибудь, я тоже тебе не дам.

Однажды, когда Торопыжки не было дома, Незнайка забрался в автомобиль, который стоял во дворе, и стал дёргать за рычаги и нажимать педали. Сначала у него ничего не получалось, потом вдруг машина зафыркала и поехала. Коротышки увидели это в окно и выбежали из дома.

— Что ты делаешь? — закричали они. — Убьёшься!

— Не убьюсь, — ответил Незнайка и тут же наехал на собачью будку, которая стояла посреди двора.

Трах-трах! Будка рассыпалась в щепки. Хорошо ещё, что Булька успел выскочить, а то Незнайка и его раздавил бы.

— Вот видишь, что ты наделал! — закричал Знайка. — Остановись сейчас же!

Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть фото Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть картинку Братцы что он про меня сочиняет. Картинка про Братцы что он про меня сочиняет. Фото Братцы что он про меня сочиняет

Незнайка ухватился за руль и давай поворачивать. Автомобиль носится по двору, а Незнайка кричит во всё горло:

— Братцы, откройте скорее ворота, а то я тут все во дворе переломаю!

Коротышки открыли ворота, Незнайка выехал со двора и помчался по улице. Услышав шум, со всех дворов выбегали коротышки.

— Берегись! — кричал им Незнайка и мчался вперёд.

Знайка, Авоська, Винтик, доктор Пилюлькин и другие коротышки бежали за ним. Но где там! Они не могли его догнать.

Незнайка колесил по всему городу и не знал, как остановить машину. Наконец машина подъехала к реке, свалилась с обрыва и кубарем покатилась вниз. Незнайка вывалился из неё и остался лежать на берегу, а газированный автомобиль упал в воду и утонул.

Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть фото Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть картинку Братцы что он про меня сочиняет. Картинка про Братцы что он про меня сочиняет. Фото Братцы что он про меня сочиняет

Знайка, Авоська, Винтик и доктор Пилюлькин схватили Незнайку и понесли домой. Все думали, что он уже мёртвый.

Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть фото Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть картинку Братцы что он про меня сочиняет. Картинка про Братцы что он про меня сочиняет. Фото Братцы что он про меня сочиняет

Дома его положили на кровать, и только тут Незнайка открыл глаза. Он поглядел по сторонам и спросил:

— Братцы, я ещё живой?

— Живой, живой, — ответил доктор Пилюлькин. — Только, пожалуйста, лежи спокойно, мне тебя осмотреть надо.

Он раздел Незнайку и стал осматривать. Потом сказал:

Источник

§ 62. Обращение

Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией слово, обозначающее лицо или предмет (явление природы), к которому обращаются.

1. Обращение — это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения.

2. При обращении наблюдается особая интонация: на слове- обращении голос повышается, а после обращения должна быть пауза. В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.

Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы: Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. (А. Пушкин)

490 Прочитайте предложения вслух. Сравните их по интонации, разберите по членам. Сделайте вывод о роли выделенных слов в предложениях. Каковы эти предложения по цели высказывания?

491 Спишите предложения, разберите их по членам. Докажите, что обращения не являются членами предложения. Обозначьте обращение буквой О.

1) Я вам, друзья, открою все тайны здешних мест. 2) Вы нас очень напугали своим воздушным шаром. 3) Братцы, что он про меня сочиняет? 4) Цветик, становись на бочку и читай свои стихи.

492 1. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. В каком случае обращение только называет предмет (лицо), к которому обращена речь, а в каком случае — выражает его характеристику, оценку?

1) Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася.

2) Вот за что тебя глубо́ко
Я люблю, родная Русь.

2. Сделайте вывод о роли обращения в этих текстах.

493 Придумайте и запишите два-три предложения с обращениями, в которых передаётся отношение говорящего к собеседнику.

494 Запишите предложения, переделав их в побудительные. Подчеркните грамматические основы.

Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть фото Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть картинку Братцы что он про меня сочиняет. Картинка про Братцы что он про меня сочиняет. Фото Братцы что он про меня сочиняет

1) Маша прочитает книгу о путешествиях. 2) Старшеклассники участвуют в лыжных соревнованиях. 3) Школьники путешествуют по родному краю. 4) Молодые люди активно занимаются спортом.

Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть фото Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть картинку Братцы что он про меня сочиняет. Картинка про Братцы что он про меня сочиняет. Фото Братцы что он про меня сочиняет495 Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в другом — обращениями.

Друг, Москва, берёзонька, Родина.

496 Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения: ребята, дорогие читатели, юные натуралисты.

Источник

§ 62. Обращение

Прочитайте выразительно предложения. Выделите интонацией слово, обозначающее лицо или предмет (явление природы), к которому обращаются.

1. Обращение — это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью. Обращение не является членом предложения.

2. При обращении наблюдается особая интонация: на слове- обращении голос повышается, а после обращения должна быть пауза. В предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения.

Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы: Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. (А. Пушкин)

490 Прочитайте предложения вслух. Сравните их по интонации, разберите по членам. Сделайте вывод о роли выделенных слов в предложениях. Каковы эти предложения по цели высказывания?

491 Спишите предложения, разберите их по членам. Докажите, что обращения не являются членами предложения. Обозначьте обращение буквой О.

1) Я вам, друзья, открою все тайны здешних мест. 2) Вы нас очень напугали своим воздушным шаром. 3) Братцы, что он про меня сочиняет? 4) Цветик, становись на бочку и читай свои стихи.

492 1. Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. В каком случае обращение только называет предмет (лицо), к которому обращена речь, а в каком случае — выражает его характеристику, оценку?

1) Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася.

2) Вот за что тебя глубо́ко
Я люблю, родная Русь.

2. Сделайте вывод о роли обращения в этих текстах.

493 Придумайте и запишите два-три предложения с обращениями, в которых передаётся отношение говорящего к собеседнику.

494 Запишите предложения, переделав их в побудительные. Подчеркните грамматические основы.

Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть фото Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть картинку Братцы что он про меня сочиняет. Картинка про Братцы что он про меня сочиняет. Фото Братцы что он про меня сочиняет

1) Маша прочитает книгу о путешествиях. 2) Старшеклассники участвуют в лыжных соревнованиях. 3) Школьники путешествуют по родному краю. 4) Молодые люди активно занимаются спортом.

Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть фото Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть картинку Братцы что он про меня сочиняет. Картинка про Братцы что он про меня сочиняет. Фото Братцы что он про меня сочиняет495 Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в другом — обращениями.

Друг, Москва, берёзонька, Родина.

496 Впишите в предложения подходящие по смыслу обращения: ребята, дорогие читатели, юные натуралисты.

Источник

Слушай Незнайка выручи меня отсюда

Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть фото Братцы что он про меня сочиняет. Смотреть картинку Братцы что он про меня сочиняет. Картинка про Братцы что он про меня сочиняет. Фото Братцы что он про меня сочиняет

1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

2. Эй братец загораешь?

3. К утру мороз крепчал.

4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

5. Цветик научи меня сочинять стихи.

1.Не трещите морозы в заповедном бору.

2.Братцы что он про меня сочиняет?

3.Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4.Ребята охраняйте зеленые насаждения.

5.Догорай костер дотла.

1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

2. Эй братец загораешь?

3. К утру мороз крепчал.

4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

5. Цветик научи меня сочинять стихи.

1.Не трещите морозы в заповедном бору.

2.Братцы что он про меня сочиняет?

3.Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4.Ребята охраняйте зеленые насаждения.

5.Догорай костер дотла.

1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

2. Эй братец загораешь?

3. К утру мороз крепчал.

4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

5. Цветик научи меня сочинять стихи.

1.Не трещите морозы в заповедном бору.

2.Братцы что он про меня сочиняет?

3.Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4.Ребята охраняйте зеленые насаждения.

5.Догорай костер дотла.

1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

2. Эй братец загораешь?

3. К утру мороз крепчал.

4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

5. Цветик научи меня сочинять стихи.

1.Не трещите морозы в заповедном бору.

2.Братцы что он про меня сочиняет?

3.Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4.Ребята охраняйте зеленые насаждения.

5.Догорай костер дотла.

1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

2. Эй братец загораешь?

3. К утру мороз крепчал.

4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

5. Цветик научи меня сочинять стихи.

1.Не трещите морозы в заповедном бору.

2.Братцы что он про меня сочиняет?

3.Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4.Ребята охраняйте зеленые насаждения.

5.Догорай костер дотла.

Урок в 5 классе по теме «Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращениях».

Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Уметь: распознавать обращения в предложениях, отличать их от подлежащих; ставить знаки препинания при обращениях; находить предложения с обращениями к неодушевленным предметам; выразительно читать предложения с обращениями, использовать их в собственной речи.

— Ребята, в начале урока повторим тему «Обобщающее слово при однородных членах предложения». На доске записаны предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, составить схемы.

1. В саду у сторожа росли цветы: гвоздики, лилии, тюльпаны.

2. Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, справедливости.

Изучение новой темы. Беседа с классом.

— Ребята, предложение Люди Земли борются за охрану окружающей среды по цели является повествовательным, давайте преобразуем его в побудительное. У нас получилось следующее:

Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды.

— К кому мы обращаемся в предложении?

Очень часто обращение раскрывает героя произведения.

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!» Елисей

« Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи…» Мачеха

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло» Мачеха

«Ох ты, дитятко девица!

Пес проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел». Мачеха

«Ты, царица, спору нет,

Ты на свете всех милее,

Всех румяней и белее». Зеркальце

-Молодцы! Обратимся еще к одной сказке, в учебнике на стр. 98 в упр.213 дан отрывок из русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», послушаем запись, найдем обращения в тексте и сделаем вывод о том, как выделяются о. в составе предложения.

Запись в тетради. Особенности обращений:

1. Не является членом предложения.

2. Местоимения ты, вы не выделяются запятыми.

3. В схеме обращение обозначаем О.

— Выполните упр. 214, 216

Найдите \предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены)

1. Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

2. Эй братец загораешь?

3. К утру мороз крепчал.

4. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

5. Цветик научи меня сочинять стихи.

1.Не трещите морозы в заповедном бору.

2.Братцы что он про меня сочиняет?

3.Вылезайте муравьи после зимней стужи.

4.Ребята охраняйте зеленые насаждения.

5.Догорай костер дотла.

Домашнее задание: параграф 42, упр. 221, 218, из басен выписать 5 предложений с обращениями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *