Братство волка что за зверь
Братство Волка
Эпидемия жестоких необъяснимых убийств, странные слухи о дьявольском звере, орудующем на Юге Франции. Кем или чем был знаменитый Жеводанский зверь – чудовище, наводившее ужас в графстве Жеводан на Юге Франции в середине XVIII века? Зверь, которого испугался сам король Франции Людовик XV. Биологи и историки до сих пор спорят по поводу вида, к которому принадлежало это жуткое животное.
Если вы не сильны в географии Франции, вам будет интересно знать, что Жеводан, где происходят события фильма – небольшое графство на юге Франции. Край, славящийся своей древней историей, своими скалами и лесами, старинными замками и, конечно, своими прекрасными винами. Край древних языческих традиций. Край последних оплотов могущественных Тамплиеров. Край фанатиков и бунтарей – пороховая бочка Франции. Поэтому французские государи с такой тревогой всегда прислушивались к тому, о чем говорят и что делают темпераментные вспыльчивые южане.
Жуткий зверь с подозрительно высоким интеллектом убивает только женщин и детей. Он не нападает на мужчин. Он обходит капканы и ловушки, не притрагивается к отравленным приманкам. Он появляется из ниоткуда и исчезает в никуда. Те, кто его видел, либо мертвы, либо сходят с ума. Но немногие уцелевшие рассказывают, что появление зверя всегда сопровождают тихие звуки флейты, а одной выжившей девочке удается вспомнить, что зверя сопровождал странный человек.
Местные сеньоры устраивают облаву за облавой на неуловимого зверя, но убивают только не повинных в смертях людей волков. Король Франции направляет отряд солдат в Жеводан, но солдаты тоже истребляют только волков. В огромном количестве. И тогда король отправляет в неспокойную провинцию лучшего своего ученого, объездившего весь мир в поисках чудес природы Грегуара де Фронсака.
Грегуар де Фронсак – не скучный ученый сухарь и отнюдь не монах. Это полный жизненной энергии молодой мужчина, любящий все доступные удовольствия жизни. Как же он может пройти мимо гордой красавицы, наследницы древнего рода Марианны де Моранжья? Но его вниманием не обделены и прочие прекрасные дамы. Например, таинственная флорентийская куртизанка, сведущая не только в искусстве любви, но и знающая толк в ядах. Именно она и спасает своим искусством Грегуара от верной смерти.
Грегуара де Фронсака сопровождает загадочный спутник Мани. Друг или слуга? Откуда он? Кто он по национальности? Неужели индеец? Индеец из Канады? В XVII веке во Франции мало кто видел живого индейца. Некоторые полагали, что индейцы даже вовсе не люди. У индейца оказывается странная религия – тотемизм. Он верит, что каждому человеку сопутствует дух животного – его тотема.
Есть в фильме немало великолепно сыгранных персонажей второго плана. Например, чего стоит колоритный колдун с дочкой цыганкой? А весь этот роскошный цветник заговорщиков-аристократов, обитающих в старинных замках? Непонятно, что скрывается за их набеленными и напомаженными лицами и изысканной учтивостью. От их медоточивых речей так и веет опасностью.
И все-таки, кем был Жеводанский зверь? Узнать это вы сможете, посмотрев фильм. В фильме оригинальный сюжет и полно неожиданных поворотов сюжетной линии.
Несмотря на некоторые исторические вольности, допущенные режиссером (например, индеец, владеющий кунг-фу), даже тем, кто хорошо знает легенду о Жеводанском Звере, будет интересно узнать авторскую версию этой темной истории.
Легенда об оборотне: 15 лет картине «Братство волка»
В январе исполняется пятнадцать лет со дня выхода исторического приключенческого боевика Кристофа Ганса «Братство волка», получившего премию «Сезар» за лучший дизайн костюмов. Ещё раз обратимся к захватывающему мистическому сюжету, основанному на французской истории.
Ф ранция, вторая половина XVIII века. В местечке под названием Жеводан появляется страшное существо, прозванное жителями Зверем, оно безжалостно убивает женщин и детей. Зверь кажется неуловимым, уходя от многочисленных облав, его не берут пули, он исчезает так же внезапно, как появляется, и только немногие выжившие способны описать его внешность. Сам король Людовик XV решает разобраться в происходящем и поручает расследовать жестокие убийства учёному Грегору де Фронсаку (Самюэль Ле Бьян).
В основу фильма положена легенда о жеводанском звере, рождённая во Франции. В промежутке с 1764 по 1767 год свыше двухсот жителей провинции Жеводан, а именно селения в Маржеридских горах на юге Франции, на границе исторических регионов Овернь и Лангедок, погибли в лесах от нападения огромного зверя, напоминавшего, по словам очевидцев, гигантского волка с вытянутой мордой и ножеподобными зубами. До сих пор неизвестно, произошла ли эта история в действительности, или являлась всего лишь народной выдумкой, или имела политическую подоплёку. В любом случае «дело жеводанского зверя» является такой же загадкой для Франции, как, скажем, для румын легенды о Владе Цепеше.
Для французского режиссёра и сценариста Кристофа Ганса подобный мистический сюжет имел особую привлекательность. В 1993 году Ганс принял участие в киноальманахе «Книга мёртвых», фильме ужасов, посвящённом экранизации трёх рассказов Говарда Ф. Лавкрафта. Его мини-фильм «Утопленница» сочетает в себе все классические приёмы нагнетания мистической атмосферы и саспенса.
Творческий союз Дакаскоса и Ганса продолжился и в «Братстве волка», где Дакаскосу досталась роль выдуманного персонажа-индейца Мани, помогающего главному герою в расследовании загадочных событий. Сам Мани, помимо демонстрации блистательного владения восточными единоборствами, часто прибегает к загадочным ритуалам, а в борьбе с монстром полагается на инстинкты и обычаи своего народа.
Даже формально главный герой, королевский таксидермист и естествоиспытатель Грегуар де Фронсак в исполнении красавца Самюэля Ле Бьяна, немного теряется на фоне необычайно харизматичных героев Дакаскоса и Касселя. Его приключения напоминают классический квест из французского любовно-приключенческого романа XVIII века. В начале фильма Фронсак отправляется в Жеводан расследовать ужасные таинственные происшествия. В этом нелёгком деле нашему протагонисту помогают лучшие друзья: пресловутый индеец и молодой маркиз Тома д’Апше (Жереми Ренье). Поначалу де Фронсак, в лучших традициях классической приключенческой литературы, сомневается в существовании сверхъественного чудища и пытается объяснить всё рационально, но вскоре понимает, что во французском королевстве что-то всё-таки прогнило, и, проявляя чудеса сообразительности и изобретательности, выходит-таки на след зверя, получив в подарок ещё один клубок тайн и проблем, которые распутываются прямо по ходу действия.
Между делом де Фронсак, как и положено настоящему французскому герою, влюбляется в графиню Марианну де Моранжья (Эмили Декьенн), сестру Жана-Франсуа, к слову, испытывающему к родственнице отнюдь не братские чувства. Впрочем, ухаживание за Марианной не мешает любвеобильному де Фронсаку посещать местный бордель, где он вступает в связь с таинственной итальянской куртизанкой Сильвией в исполнении тогдашней жены Касселя, знойной итальянки Моники Беллуччи.
К слову, персонаж Беллуччи не менее интересен, чем герои Дакаскоса или Касселя. В действительности куртизанка Сильвия оказывается папским агентом. Именно Сильвия вызволяет де Фронсака из тюрьмы, куда он попадает из-за мести так называемому Братству волка, от рук которого погиб его друг Мани. Сильвия приносит де Фронсаку непростое угощение с отравой, от которой герой якобы умирает, а на самом деле лишь впадает в кому. Чем не сюжетный ход в духе какого-нибудь Дюма? Ну а финальная битва с антагонистом (наверное, все уже догадались, с кем именно) и обретение счастья (хотя вряд ли это кого-то удивит) с прекрасной Марианной всего лишь дополняют уже сложившуюся картинку.
Вообще, «Братство волка» Кристофа Ганса по своей форме слишком явно напоминает какой-нибудь – пускай и не затейливый – зато безумно красивый псевдоисторический комикс. Режиссёру надо отдать должное, снято всё со вкусом и знанием дела. За сочную, стильную картинку отдельное спасибо стоит сказать датскому оператору Дэну Лаустсену, для которого сотрудничество с Гансом стало дебютом в большом кино. Добавим к этому элементы голливудского фантастического костюмированного боевика со спецэффектами (причём по тем временам явно недешёвыми, учитывая, что бюджет фильма составил 29 миллионов долларов) и получим грамотный, выверенный (пускай и откровенно попсовый) продукт с ведущими европейскими актёрами, разыгрывающими свои партии на фоне исторических декораций.
Единственное, что немного портит общую картину, это ссора Касселя и Ганса из-за донельзя урезанной сцены финального боя, к которой актёр готовился почти три месяца. Кассель долго не мог простить Гансу финальный монтаж, но благо в режиссёрскую версию фильма сцена вошла практически без купюр.
А тандем Кассель-Ганс недавно возродился для съёмок «Красавицы и Чудовища», где Кассель сыграл, конечно же, Чудовище (очень символично).
Успех «жеводанской истории» оказался настолько запоминающимся, что практически по свежим следам в 2003 году ещё один французский режиссёр Патрик Вольсон снял телевизионный фильм «Жеводанский зверь» (в российском прокате «Братство волка 2: Возвращение оборотня»). Телефильм практически полностью старается следовать историческим событиям, но откровенно хулиганскому и стилизованному фильму Ганса детище Вольсона проигрывает по всем статьям.
В 2004 году выходит ещё один своеобразный оммаж «Братству» – испано-британский фильм «Ромасанта: Охота на оборотня» с Джулианом Сэндсом в главной роли. И пускай фильм основан на одноимённом романе Альфредо Конде, в свою очередь основанного на реальных фактах из жизни испанца Мануэля Бланка Ромасанты, жившего в XIX веке и возомнившего себя вервольфом, всё равно влияние «Братства волка» очевидно, а Сэндс вполне заслуживает сравнения с Касселем, правда, не в свою пользу.
Но даже такие постановки говорят о неувядающем интересе к истории, придуманной Гансом. Что ж, спрос и правда рождает предложение. И «Братство волка» – прекрасный пример того, как мода на зрелищные и мрачные сказки-приключения об оборотнях и прочей нечисти способны подарить истинное удовольствие как поклонникам жанра, так и зрителям, желающим скоротать вечерок-другой над интересной мистической историей с запоминающимися персонажами и любопытным антуражем. И у нас, в общем-то, никаких возражений.
Кем был ужасный Зверь из Жеводана?
«Сам король страдал желудком и астмой,
Только кашлем сильный страх наводил,—
А тем временем зверюга ужасный
Коих ел, а коих в лес волочил».
(В. Высоцкий «Про дикого вепря»)
Россказни про волков-оборотней иногда подпитывались вполне реальными событиями. Одно из таких событий — череда загадочных убийств, совершенных так называемым «Зверем из Жеводана (Геводана).
Особый всплеск интереса к этой жуткой истории наблюдался в начале нового тысячелетия, когда на экраны вышел французский блокбастер «Братство Волка», а спустя время еще один фильм — «Жеводанский Зверь» (в российском прокате по обычаю названный «Братство Волка 2», хотя с первым фильмом его не связывало ничего кроме темы).
Но фильмы есть фильмы, а что же случилось на самом деле? Итак…
Когда число жертв людоеда перевалило за десяток, на помощь жителям направился целый драгунский отряд, базирующийся неподалеку. Истребив в окрестных лесах почти сотню волков, драгуны с гордостью удалились. Но стоило им только уйти, как нападения возобновились. Страх перед хищником сменился настоящим мистическим ужасом. Жители поговаривали, что это не простой волк, а настоящий оборотень. Сам епископ по такому случаю провел молебен за безопасность жителей. Зверь воззваниям церкви не внял и продолжил убивать.
Наглость его возросла безмерно: он стал нападать при свете дня даже на группы людей. Не все его попытки были успешны, особенно, когда жертвы пытались оказать сопротивление. Так, трое пастухов не только отогнали его вилами, но и составили первый «фоторобот» людоеда. Это был действительно огромный волк с рыжеватой шерстью и очень длинным хвостом. Нападая, он действительно вставал на задние лапы и бил жертву передними.
Затем из людоеда сделали чучело и отослали к королю для вознаграждения. Однако чучело испортилось, а король лишь посмеялся над охотником. Тогда местные жители собрали деньги и вознаградили героя сами.
За все время волчьего «террора» было убито более 60 человек (это не считая искалеченных). До сих пор неясно, как волку удавалось избегать стольких облав, почему он выбрал себе столь опасное «ремесло» (ведь это был здоровый зверь, которому безопаснее было бы охотиться на тот же скот, а не калека). И самое главное: был ли это один волк или несколько хищников? Об этом можно лишь только гадать…
Кем был ужасный Зверь из Жеводана?
«Сам король страдал желудком и астмой,
Только кашлем сильный страх наводил, —
А тем временем зверюга ужасный
Коих ел, а коих в лес волочил».
(В. Высоцкий «Про дикого вепря»)
Россказни про волков-оборотней иногда подпитывались вполне реальными событиями. Одно из таких событий — череда загадочных убийств, совершенных так называемым «Зверем из Жеводана (Геводана).
Особый всплеск интереса к этой жуткой истории наблюдался в начале нового тысячелетия, когда на экраны вышел французский блокбастер «Братство Волка», а спустя время еще один фильм — «Жеводанский Зверь» (в российском прокате по обычаю названный «Братство Волка 2», хотя с первым фильмом его не связывало ничего кроме темы).
Но фильмы есть фильмы, а что же случилось на самом деле? Итак…
Когда число жертв людоеда перевалило за десяток, на помощь жителям направился целый драгунский отряд, базирующийся неподалеку. Истребив в окрестных лесах почти сотню волков, драгуны с гордостью удалились. Но стоило им только уйти, как нападения возобновились. Страх перед хищником сменился настоящим мистическим ужасом. Жители поговаривали, что это не простой волк, а настоящий оборотень. Сам епископ по такому случаю провел молебен за безопасность жителей. Зверь воззваниям церкви не внял и продолжил убивать.
Наглость его возросла безмерно: он стал нападать при свете дня даже на группы людей. Не все его попытки были успешны, особенно, когда жертвы пытались оказать сопротивление. Так, трое пастухов не только отогнали его вилами, но и составили первый «фоторобот» людоеда. Это был действительно огромный волк с рыжеватой шерстью и очень длинным хвостом. Нападая, он действительно вставал на задние лапы и бил жертву передними.
Затем из людоеда сделали чучело и отослали к королю для вознаграждения. Однако чучело испортилось, а король лишь посмеялся над охотником. Тогда местные жители собрали деньги и вознаградили героя сами.
За все время волчьего «террора» было убито более 60 человек (это не считая искалеченных). До сих пор неясно, как волку удавалось избегать стольких облав, почему он выбрал себе столь опасное «ремесло» (ведь это был здоровый зверь, которому безопаснее было бы охотиться на тот же скот, а не калека). И самое главное: был ли это один волк или несколько хищников? Об этом можно лишь только гадать…
«Братству волка» — 20 лет! Пересматриваем самый чумовой французский экшен
Что «Афиша» писала про «Братство волка» 20 лет назад
Алексей Васильев:
Миф о Жеводанском Звере — редкая легенда, рожденная во Франции. В 1776 году свыше ста жителей провинции Жеводан погибли в лесах от нападения огромного зверя, напоминавшего, по словам очевидцев, гигантского волка с вытянутой мордой и ножеподобными зубами. Король Людовик XV собрал отряд солдат и охотников и организовал облаву на волков. Было убито полторы тысячи зверей, одна крупная особь отдаленно могла сойти за описанного. Зверя официально признали погибшим. Однако год спустя мистические убийства в жеводанских лесах возобновились.
Universal Pictures
Как «Братство волка» выглядит сейчас
Евгений Ткачёв:
Право слово, жаль, что из «Братства волка» не родилось такое повсеместное явление, как французский блокбастер, хотя все предпосылки к этому были: и неплохие сборы (при бюджете в 29 млн долларов картина собрала 70 млн), и более чем благожелательный критический консенсус («[Фильм] смешивает жанры без особой логики, но финальный результат крайне интересен»). Это все объясняется тем, что постановщик картины Кристоф Ганс — не просто крутой жанровый режиссер и специалист по убийственно красивым хоррорам (начинал он, вообще, как кинокритик и популяризатор творчества итальянского мастера Марио Бавы ), а настоящий визионер, такой же, как Зак Снайдер или, скажем, Тим Бертон, с «Сонной лощиной» которого костюмированный экшен про Жеводанского Зверя сравнивали чаще всего. И если после «Братства» это было еще не столь очевидно, то после будоражащей экранизации видеоигры «Сайлент-Хилл» все стало на свои места. Впрочем, начинал Ганс с совсем другой экранизации — манги «Плачущий убийца», которая до этого уже была воплощена на экране в виде аниме. Эта история про наемного убийцу на службе у клана якудза запомнилась не только виртуозно поставленными перестрелками, но и своим меланхоличным, задумчивым тоном, не свойственным для обычных боевиков (кстати, на съемках этого фильма исполнитель главной роли Марк Дакаскос познакомился со своей будущей женой Джули Кондра, с которой они вместе живут до сих пор).
Universal Pictures
Universal Pictures
Стоит признать, что весь незамысловатый CGI, связанный с Жеводанским Зверем, за эти двадцать лет порядком устарел, чего, впрочем, не скажешь про все остальное. «Братство волка» — умопомрачительно красивое и стильное кино, которое с годами стало только актуальнее. Неспроста действие фильма происходит в эпоху Людовика XV, накануне французской революции : монархия потихоньку начинает трещать по швам, а провинциальная аристократия — сходить с ума. Графы и бароны отчаянно сопротивляются наступлению прогресса, поэтому, чтобы противостоять науке и философии, которым покровительствует король, они придумывают божью кару в виде Жеводанского Зверя и организуют церковный культ под названием «Братство волка». Однако этим сектантам и расистам (Мани они, разумеется, не считают человеком) невдомек, что то, что не хочет обновляться, умрет естественным образом. В финальном поединке фильма сходятся даже не люди, а два разных мировоззрения: просвещение и мракобесие. И несмотря на то что победа остается за первым, концовка оставляет горьковатый привкус.
Universal Pictures
Жеводанский Зверь с точки зрения зоолога
Universal Pictures
В фильме (внимание, спойлер!) Жеводанским Зверем оказывается не волк, а лев в металлической броне с шипами. Эта художественная условность явно далека от реальности — впрочем, за двести с лишним лет вокруг фигуры зверя сложилось столько мистификаций, что удивляться не приходится. По просьбе «Афиши» зоолог Анастасия Омельченко рассказывает, кем мог быть Жеводанский Зверь и чем вообще чревата охота на волков:
Анастасия Омельченко:
— Красочное и масштабное зрелище «Братство волка» представляет нам одну из множества существующих версий знаменитой истории Жеводанского Зверя. Чудовище, наводившее страх на жителей французской деревни, так и осталось мифическим существом, ведь никаких доказательств его существования, кроме рассказов очевидцев, не сохранилось. Признаться, мне очень нравится гипотеза из статьи в журнале «Дилетант» о том, что зверь был волкособом, то есть гибридом волка с крупной собакой из породной группы молоссов.
Вообще, опасность волков для человека и домашних животных — тема бесконечных дискуссий, которые по большей части ведутся с участием, мягко говоря, непрофессионалов, наделенных правом принимать решения по пресловутому волчьему вопросу. В XX веке человечество было на редкость единодушно в решении этого вопроса: истребление волков происходило во всех странах независимо от политического строя или идеологии, без всяких правил и сдерживающих механизмов. Методы использовались самые разнообразные: от классических облав, капканов и ядов до вертолетных отстрелов. За убитых волков выплачивались премии, а самых результативных карателей поощряли и прославляли в охотничьих и природоохранных организациях, так как считалось, что снижение численности волка приведет к росту численности копытных, как промысловых, так и редких видов. Несмотря на ужасающую статистику по снижению численности волков в России, этот вид так и не внесен в Красную книгу ни в одном из регионов. В чем же причина? Исключительно общественное мнение. Со времен XIII века в нашем отношении к волку ничего существенно не изменилось. Волк по-прежнему считается нежелательным соседом и врагом животноводства.
Universal Pictures
Сейчас официально премии за убитых зверей уже не выплачиваются, но решать волчий вопрос самостоятельно местным жителям не мешают. Как обычно, зоологов и экологов спросить забыли. А им есть, что сказать по поводу потенциальной опасности волка для человека и домашних животных. Волк — очень осторожный и консервативный хищник, он никогда не нападает на незнакомую добычу, если не находится на грани голодной смерти. В современной ситуации, при соотношении численности «косуля — волк», доходящего до десятков тысяч, никакого резона искать другие объекты охоты для волков нет. Волки иногда нападают на собак, но их трудно в этом обвинять. Они натерпелись. Доказанных нападений на человека в нашей стране в XX веке практически не было.
Волки панически боятся людей, и их можно понять, исходя из истории взаимоотношений наших видов. Однако из любого правила бывают исключения. Нападения на людей фиксировались в европейской части страны в конце 1940-х годов. К сожалению, объяснение может быть только одно: на линии фронта во время войны оставалось много незахороненных тел, и волчата годами привыкали питаться человеческим мясом. После такой специфической диеты некоторые особи решались нападать на ставшую знакомой добычу. Довольно часто нападают на людей и домашний скот волкособы, которые нередко уходят из деревень в леса и образуют собственные стаи. Как известно, волк скрещивается со всеми видами рода Canis (собака, шакал и койот), причем гибриды тоже плодовиты. Волкособы держатся около деревень и не боятся ни людей, ни собак. Отличить их от волков могут только специалисты, поэтому все преступления этих особей приписываются волкам. В советское время на волков списывали и потери колхозных животных по другим причинам, будь то болезни, кражи или банальная халатность пастухов. Это тоже способствовало нарастанию истерии и подогревало кампанию по истреблению волков.
В общем, можно заключить, что история Жеводанского Зверя вполне реалистична, во всяком случае, в том, что касается реакции местных жителей и официальных лиц. Вместо того, чтобы выследить конкретную особь с помощью специально обученных собак и, возможно, привлечь к ответственности владельца агрессивного волкособа, было принято решение об уничтожении сотен волков. Много шумихи, цветистые отчеты о проделанной работе для вышестоящих инстанций и нулевой результат. «Уроки истории учат нас…» — в общем, дальше вы знаете.