Братский молебен полунощница что это

Полунощница

Полу́нощница — одна из служб суточного богослужебного круга, посвящённая грядущим Пришествию Исуса Христа и Страшному суду. Совершается в полночь или во всякий час ночи до утра только один раз в день. В зависимости от дня, она бывает повседневная, субботняя, воскресная и пасхальная.

Братский молебен полунощница что это. Смотреть фото Братский молебен полунощница что это. Смотреть картинку Братский молебен полунощница что это. Картинка про Братский молебен полунощница что это. Фото Братский молебен полунощница что это

Согласно Устава, полунощница предшествует Утрени, однако в современной богослужебной практике обычно служится перед Часами. В притче о десяти девах (Мф. 25;1-13) второе пришествие Господа изображается как пришествие Жениха, «грядущего в полунощи». Отсюда служба полунощницы напоминает нам именно об этом грядущем явлении Господа, «как татя в нощи», для суда над нами, и вся состоит из песнопений, изображающих это пришествие Господне (тропари: «Се жених») и покаянных воплей души, в страхе и смятении ожидающей суда Божия (псалом 50 и 17 кафизма).

Возникновение богослужения, совершаемого ночью, относится ко времени зарождения христианской Церкви. Во время гонений на христиан в Римской империи ночное время было наиболее безопасным для богослужения. Вместе с тем Церковь всегда имела в виду, что полночь есть время по преимуществу удобное по своей тишине для сосредоточенных молитвенных бесед с Богом и для размышления о грехах и их исправлении. Так смотрит на установление полунощного богослужения Василий Великий (Второе послание к Григорию Богослову). По мнению толкователей, Полунощница установлена, во-первых, для того, чтобы напомнить верующим молитвенный полуночный подвиг Исуса Христа пред Его вольными страданиями; во-вторых, для постоянного напоминания о дне Второго пришествия Христова, которое, по общему верованию Церкви, основанному на притче Спасителя о десяти девах, имеет быть в полночь.

Чин Полунощницы на Руси и последовательность молитв

На Руси чин Полунощницы, близкий к современному, сложился к XIV веку. Часослов из собрания Софийской библиотеки в Новгороде содержит три вида Полунощницы. Упоминание о троичных канонах на воскресной Полунощнице содержится в «Псалтири с возследованием» XV в., после Полунощницы повседневной и субботней помещен «Канон святей и живоначальней Троице, певаемь в неделю пред заутренею вместо полунощници», и после него «припевы за Достойно есть» и молитва св. Троице. В таком порядке виды Полунощницы сохранились до наших дней.

Повседневная Полунощница состоит из чтения покаянного (50) псалма, псалма 118 (17 кафизмы), Символа веры, тропарей «Се жених грядет в полунощи», псалмов 120 и 133 и заупокойных тропарей. Субботняя Полунощница отличается тем, что вместо 17-й читается 9-я кафизма и другие тропари по первом Трисвятом. На воскресной Полунощнице вместо кафизмы совершается канон и последующие за ним припевы и молитва в честь Святой Троицы. Важной частью любой Полунощницы является братское Прощение. Это молитвословие совершается как в соборной службе, так и в келейной. Настоятель испрашивает прощение у всей братии, а братия взаимно просит прощения у Настоятеля. Архиепископ Симеон Фессалоникийский (конец XIV – нач. XV вв.) описывает Полунощницу следующим образом:

В полночь, или немного спустя, когда пробьют в доску, как бы изображая последнюю трубу Ангела, все пробуждаются ото сна, как от смерти. Потом, когда священник, изображающий Христа и имеющий Его священство, в притворе храма, словно на земле пред небом, благословит (так как должно начинать молитвы священнику, притом же и ему, как и всем, надлежит начинать от Бога), тогда братия все вместе говорят: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», и читают, что следует по порядку. Первым делом до́лжно воздать славу Богу и потом уже продолжать то, что следует.

В настоящее время, текст всех трех видов Полунощницы можно найти в Часослове либо в современном издании старообрядческого Молитвослова. Как и Павечерница, Полунощница крайне желательна для ежедневного совершения каждым христианином. Согласно современной традиции келейной молитвы, Полунощница читается христианином как первое молитвословие после пробуждения ото сна (вне зависимости от того, когда это пробуждение происходит).

Порядок полунощницы повседневной

Иерей: «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всяческих ради»; «Боже, очисти мя грешного»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «От сна возстав»; «Приидите поклонимся»; псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже»; 17-я кафизма; Символ веры; Трисвятое; «Отче наш»; тропари: «Се жених грядет в полунощи», и другие по Часослову; «Господи помилуй», 40 раз; «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», трижды; Слава и ныне; «Честнейшую херувим» и «Именем Господним благослови, отче»;

Иерей: «Боже ущедри ны»;

Чтец: «Аминь» и молитву: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю».

Вторая часть: «Приидите поклонимся»; два псалма: «Возведох очи мои» и «Се ныне благословите Господа»; Трисвятое: «Отче наш»; заупокойные тропари: «Помяни Господи, яко благ, рабы Своя»; «Иже глубинами мудрости»; слава: «Со святыми покой»; и ныне: «Блажим Тя вси роди»; Господи помилуй», 12 раз; молитва. Затем отпуст так же, как и на малой павечерницы.

Библиотека Русской веры
Полунощница повседневная →

Полунощница субботняя

Отличие субботней полунощницы от повседневной состоят только в том, что:

1) вместо 17-й кафизмы читается 9-я кафизма;

2) вместо тропарей: «Се жених» читаются тропари: «Не созданное естество» и другие. Далее все, как в полунощнице повседневной.

Полунощница воскресная

Обычное начало, как и в полунощнице повседневной. Псалом 50-й;

Иерей: «Милостью и щедротами»;

Чтец: канон Троичен (из Октая): припевы Григория Синаита; Трисвятое: по «Отче наш» кондак гласу; «Господи помилуй, 40 раз; Слава, и ныне: «Честнейшую»; «Именем Господним благослови, отче»:

Иерей: «Боже ущедри ны» и молитва: «Всемогущая и Животворящая Святая Троице». Затем отпуст, как и на полунощнице повседневной, за исключением помянника за упокой.

Источник

Духовный оруженосец

Несколько этюдов о приснопамятном архимандрите Кирилле (Павлове; † 20.02.2017)

Мои воспоминания о российском батюшке относятся к тому времени, когда он был духовником в Троице-Сергиевой Лавре (70-80-ые годы прошлого столетия). Я часто приезжал в обитель, посещал утренние и вечерние богослужения, молился у мощей преподобного Сергия Радонежского, беседовал с монахами. Господь сподобил меня несколько раз встретиться с о. Кириллом; об этих встречах я и хочу рассказать.

Братский молебен полунощница что это. Смотреть фото Братский молебен полунощница что это. Смотреть картинку Братский молебен полунощница что это. Картинка про Братский молебен полунощница что это. Фото Братский молебен полунощница что это

Пасхальные «Птахи»

Светися, светися, Новый Иерусалиме,

Слава бо Господня на тебе возсия.

Ликуй ныне и веселися, Сионе.

Ты же, Чистая, красуйся, Богородице,

О Востании Рождества Твоего.

Плотию уснув, яко мертв,

Тридневен воскресл еси,

Адама воздвигл от тли,

мне казалось, что пели не люди, а Ангелы.

Потом о. Кирилл вышел на амвон и прочитал такие слова:

«Аще кто благочестив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся в радость Господа своего. Вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от Гроба возсия. »

Очень вкусная рыба

Как-то во дворе академии я встретил знакомого семинариста, который стоял в окружении нескольких собратьев по учебе.

-А чем он будет угощать?

Я, конечно, согласился.

Через несколько минут мы вошли в братский корпус, поднялись на второй этаж; мой знакомый семинарист (его звали Вадим) осторожно постучал в дверь и произнес:

-Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.

Вадим открыл дверь, и мы вошли в батюшкину келию. Отец Кирилл поднялся со стула:

Мы один за другим подошли к нему под благословение.

Келия была довольно просторная; в ней было разлито тонкое, трудно выразимое человеческими словами благоухание, от которого моей душе стало очень тепло; я переводил глаза от одной иконы к другой (их было много), а потом остановился на лице батюшки: оно было приветливое и очень располагало к себе. Хозяин келии был в простом будничном подряснике, подпоясанном скромным пояском.

Мы встали со своих мест, батюшка прочитал молитву «Отче наш» и сказал:

-Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко свят еси всегда ныне и присно и во веки веков.

Наконец мы поняли, что пора и честь знать, дружно поднялись, поблагодарили отца Кирилла за чудесное угощение. На прощание он благословил каждого из нас, и мы гуськом, один за другим, покинули гостеприимную келию.

Братский молебен

Находясь в Лавре, я всегда старался попасть на братский молебен, который начинался, если не ошибаюсь, в половине шестого утра. Он отличался редкой духовной красотой, и я решил записать его на магнитофон. Это мое желание диктовалось еще и тем, что на каждом молебне в обязательном порядке присутствовал о. Кирилл.

Я весь превратился в слух, молясь вместе с насельниками обители; все постороннее, мирское отодвинулось в сторону, как бы перестало существовать, осталось только чувство сопричастности с Богом и Его великим угодником.

Яко истинный воин Христа Бо-ога,

На страсти вельми подвизался еси

В жизни вре-еме-енней,

В пе-ениих, бдениих же и пощениих

Образ быв твои-им учеником;

Темже и вселися в тя Пресвяты-ы-ый Дух,

Егоже действием светло укра-ашен еси;

Но яко имея дерзновение ко Святей Тро-о-оице,

Помина-ай стадо, еже собрал еси му-удре,

И не забуди, якоже обеща-а-ался еси,

Посеща-ая ча-ад твоих,

Сергие преподобне о-отче наш.

Этот тропарь был мне хорошо знаком, и я тихонечко подпевал братии. Они, конечно, этого не заметили, но преподобный Сергий все, конечно, замечал, и для меня этого было вполне достаточно.

Монахи сняли свои клобуки и слегка наклонили головы, потому что отец наместник начал чтение положенного отрывка из Евангелия, а когда закончил, возникло еще одно чудное песнопение:

Христовою любовию уязвився, преподо-обне,

И Тому невозвратным желанием последова-ав,

Всякое наслаждение плотское возненави-идел еси

И, яко солнце, Отечеству твоему возсия-ял еси,

Тем и Христос даром чудес обогати-и тя.

Поминай нас, чтущих пресветлую память тво-ою,

Да зовем ти: радуйся, Сергие богому-удре.

И вслед за этим опять загремел дружный, громкий, ликующий хор монахов:

преподобне отче на-аш Сергие,

и чтим свя-атую па-а-амять твою,

и собе-есе-е-едни-и-иче А-а-а-анге-ело-ов!

«Где лучше всего ублажать преподобного Сергия, как не в этом месте, где почивают его святые нетленные мощи, и где он присутствует духом своим. И как хорошо, что я молюсь здесь не один, а вместе с этими смиренными монахами, которые, мне кажется, больше похожи на Ангелов, чем на простых смертных».

В это время отец наместник повернулся лицом к присутствующим и сказал:

-Простите меня, братие, если я согрешил словом, делом или помышлением и всеми моими чувствы.

И сделал легкий поклон.

Его голос звучал ясно и звучно.

Затем отец наместник приложился к мощам преподобного Сергия (крышка над его главой была открыта), а следом за ним и все остальные монахи. Ну а после них и мне посчастливилось приложиться к великой святыне.

Братия один за другим покидали собор. Отец Кирил вышел одним из последних. Я последовал за ним и, пока мы шли по двору Лавры в сторону братского корпуса, изложил свою одну духовную проблему. Батюшка в кратких словах посоветовал, как мне поступить. Я поблагодарил его, и мы расстались.

Батюшкино благославение

Однажды, побывав на источнике преподобного Сергия в Малинниках, я на обратном пути заехал в Лавру. Мне хотелось увидеть о. Кирилла. Но где его найдешь? С этим вопросом я обратился к знакомому монаху.

-Народу, наверно, много к нему.

-Мне нужно посоветоваться по одному вопросу, не поможешь попасть к батюшке.

-Да нет, минуты на две-три.

Через проходную мы прошли во внутренний дворик. Около дверей, ведущей в батюшкину комнату, стояла довольно большая толпа христиан. Мы подошли к другой двери; мой спутник постучал и, услышав ответ, вошел в комнату; он пробыл там не больше минуты.

Через несколько минут дверь приоткрылась, и о. Кирилл пригласил меня войти к нему. Комната была небольшая, в ней не было ничего лишнего: небольшой столик, стул, несколько икон.

-Никола угодник твой покровитель?

-Ты молишься ему о поездке?

-Даст Бог, все устроится. Ты уже начал собираться в дорогу?

-А пора. всякие мелочи надо предусмотреть. А самое главное, исповедаться как следует. Ты когда последний раз исповедовался?

-Значит, пора еще раз.

Батюшка благословил меня, и я отправился домой. Теперь я нисколько не сомневался, что поеду к Святителю Николаю. Так оно и произошло. Через некоторое время с группой паломников я прибыл в город Бари и поклонился своему небесному помощнику и покровителю.

Источник

Будничный богослужебный устав обители преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев: прошлое и настоящее

Братский молебен полунощница что это. Смотреть фото Братский молебен полунощница что это. Смотреть картинку Братский молебен полунощница что это. Картинка про Братский молебен полунощница что это. Фото Братский молебен полунощница что это

Богослужение является одной из фундаментальных основ общежительной монашеской жизни. Особенностью богослужений Валаамской обители, помимо знаменитого валаамского распева, является стремление к сохранению неторопливого монастырского уставного богослужения. Это является редкостью для монастырей подобного уровня, ввиду значительного количества приезжающих паломников и гостей. За прошедшие 30 лет с момента последнего возрождения монастыря (этих возрождений было несколько за всю его долгую историю) здесь сложилась своя особая богослужебная практика, корни которой уходят в глубину III-х веков.

Во второй половине XVIII века в монастыре случилось несколько крупных пожаров, монашеская жизнь была в упадке. В 1781 г. митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил решил поставить игуменом возрождающегося монастыря опытного старца Назария из Саровской пустыни и поручил ему ввести на Валааме строгий общежительный Саровской устав.

Вторая часть устава, помимо святоотеческих общежительных правил и наставлений к братии, содержит несколько глав, посвященных богослужебному церковному чину. Есть и указание относительно монастырского распева: «Пение же столповое. чинно и неспешно, но внимательно и умиленно». Эти слова и поныне не потеряли своей актуальности для братского хора. Валаамское пение и сегодня содержит «глубокое набожное чувство и необыкновенную энергию, которая потрясает душу», что отмечал еще в середине XIX в. святитель Игнатий Брянчанинов.

Братский молебен полунощница что это. Смотреть фото Братский молебен полунощница что это. Смотреть картинку Братский молебен полунощница что это. Картинка про Братский молебен полунощница что это. Фото Братский молебен полунощница что это

Данный чин соблюдался на Валааме в точности до недавнего времени — на малом повечерии. До весны 2017 г. в период Пения Октоиха три канона с акафистом совершались на повечерии ежедневно, кроме субботы, воскресенья и дней после бдения. После Пятидесятницы 2017 г. этот чин совершается дважды в неделю: по средам и пятницам, но с 2020 г. временно отменен в связи с пандемией.

Богослужение при игумене Андронике (1990 — 1993 гг.)

При игумене Андронике, назначенном наместником обители в 1990 году, был восстановлен исторический устав Валаамского монастыря, принятый в 1784 г. Богослужения в храме стали проходить ежедневно.

Благодаря интервью о. Андроника, данного газете «Северный курьер» в 1992 году, мы можем познакомиться с описанием будничного богослужения того периода: «В три часа ночи начинается богослужение и длится до девяти утра. В утренние часы — Литургия, в 10.30 — обед, в шестнадцать часов — вечернее богослужение. В половине седьмого — ужин и еще одно богослужение».

Проанализируем это описание и сравним с богослужением на Старом Валааме. Как пишет архимандрит Афанасий (Нечаев) в своих воспоминаниях о Валаамской обители, «день свой все монахи начинают одновременно пробуждением в два с половиной часа. и через полчаса идут все к полунощнице и утрене. ». Следовательно, полунощница начиналась в тоже время, что и на Старом Валааме. Из слов о. Андроника следует, что утреннее богослужение длилось около шести часов — это является подтверждением того, что в первые годы после возрождения обители служили по Типикону без сокращений: полунощница, утреня с полным количеством кафизм, назидательными чтениями Пролога и святых отцов, канонами с библейскими песнями без сокращений. Такое богослужение длится не менее 3-x часов. Это подтверждают и воспоминания других насельников монастыря.

Например, рясофорный послушник Олег Стручков отмечает: «Да, утреня была уставная на сто процентов. С библейскими песнями. ». По воспоминаниям иеромонаха Амвросия, при восстановлении монастыря у первых насельников было стремление «привести свою внешнюю жизнь в соответствии с уставом богослужений. ».

Даже время обеда, начинавшегося довольно рано, в 10:30, весьма показательно. Именно в это время начиналась дневная трапеза на Старом Валааме.

Рассмотрим вечернее богослужение. По словам о. Андроника, оно состояло из двух частей: «. в шестнадцать часов — вечернее богослужение. В половине седьмого — ужин и еще одно богослужение». Поскольку вечерняя трапеза в монастырях начинается сразу после вечерней службы, то несложно вычислить, что первая «вечерняя служба» длилась 2,5 часа. Из этого можно сделать вывод, что после вечерни, длившейся около одного часа, служилось повечерие, в начале которого в течение полутора часов совершалось первое «келейное общее правило», описанное нами выше: «валаамские» три канона с акафистом Богородице. Данный вывод подтверждается воспоминаниями братии: «сначала шла вечерня, малое повечерие делилось на две части: в первой части были три канона с акафистом, потом все уходили на трапезу. ». Современная практика также подтверждает наш вывод: трехканонник с акафистом на повечерии, длится те же полтора часа.

«Еще одно богослужение» после ужина, о котором говорит в интервью о. Андроник, является ничем иным, как «вторым общим правилом» из Валаамского устава, то есть второй частью повечерия с Иисусовой молитвой и поклонами, молитвами на сон грядущим, чтением помянника и чином прощения. После ужина, как свидетельствует об этом иеромонах Амвросий, братья «возвращались и шла молитва Иисусова с поклонами, окончание малого повечерия с вечерними молитвами, плюс чин прощения». Послушник Олег Стручков дополняет это описание: он отмечает, что помянник о здравии и об упокоении в конце повечерия читался ежедневно, кроме дней, когда есть Всенощное бдение.

В своих воспоминаниях о возрождении монастыря, иеромонах Геронтий (Федоренко), бывший в те годы братским духовником на Валааме, подробно описывает совершение второй части монашеского правила на повечерии, которое практически полностью повторяет чинопоследование образца 1711 года.

Братский молебен полунощница что это. Смотреть фото Братский молебен полунощница что это. Смотреть картинку Братский молебен полунощница что это. Картинка про Братский молебен полунощница что это. Фото Братский молебен полунощница что это

Богослужение при игумене Панкратии (1993 г. по настоящее время)

В январе 1993 года Игуменом обители был назначен насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Панкратий (Жердев), ныне епископ Троицкий, до сих пор являющийся наместником Валаамского монастыря. Воспоминания владыки Панкратия дополняют общую картину начала 90-х: «. несмотря на трудности, устав сразу выбрали суровый, Валаамский, а служить и петь было почти некому. Клирос держался буквально на одном человеке, который пел весь суточный круг без сокращений. Это было, конечно, очень трудно. Но Господь укреплял Своей благодатью. ».

Однако, с течением времени стало очевидным, что в полной мере исполнять старый богослужебный устав физически невозможно: «. на Валааме сначала пытались строить жизнь в соответствии с древним монастырским уставом, однако вскоре мы поняли, что это нам не по силам. Пришлось вносить некоторые изменения».

Владыка Панкратий тогда часто посещал Афон, сыгравший важную роль в формировании русского монашества. Он изучал традиции Святой Горы и стремился перенять многовековой опыт святогорской монашеской жизни (в том числе и богослужебной) для устроения своей обители — Афона Северного, как нередко именуют Валаам.

Отец Геронтий рассказывает, что «отец Панкратий с братией стали ездить на Афон, и с благословения игумена на Валааме начали вводиться некоторые афонские традиции. Так, Иисусова молитва, которая ранее совершалась всей братией на повечерии в храме, была перенесена в келии. А три канона с акафистом читали по-прежнему в храме на повечерии…».

Итак, во второй половине 90-х годов в валаамском богослужении произошли изменения в сторону его сокращения: одним из первых стало перенесение Иисусовой молитвы с поклонами из храма в келии. В этой связи исчезла необходимость разделять повечерие на две части, и его стали служить целиком, сразу после вечерни. Это противоречит 9-й главе Типикона, которая предписывает совершать повечерие после вечерней трапезы. Однако, поскольку три канона с акафистом, составляющим большую часть повечерия, по Валаамскому историческому уставу должны совершаться до вечерней трапезы, то до ужина теперь служится и повечерие, на котором они читаются.

Братский молебен полунощница что это. Смотреть фото Братский молебен полунощница что это. Смотреть картинку Братский молебен полунощница что это. Картинка про Братский молебен полунощница что это. Фото Братский молебен полунощница что это

В 2014 году насельник монастыря иеромонах Савва составил список богослужебных элементов, присутствовавших в монастырском богослужении в 90-е годы, но позже сокращенных. Этот документ подтверждает строгость богослужений первых лет и дает представление о тех сокращениях, которые были совершены в течение 20-ти лет, начиная с конца 90-х годов. Перечислим некоторые пункты:

1. Молебен у раки прпп. Сергия и Германа перед полунощницей.

2. 3-я кафизма на утрене.

3. Сокращение библейских песен на каноне утрени.

4. 9-й час перед бдением.

5. Заупокойная Лития после будничной утрени.

Таким образом, после энтузиазма первых лет произошло некоторое отрезвление: в конце 90-х годов в обители возникла тенденция к разумному сокращению богослужения для выстраивания более гармоничной монашеской жизни, позволяющей сочетать келейную молитву, храмовое богослужение и труд.

Эти изменения, заключавшие в себя не только богослужебные сокращения, но и изменения времени их совершения, завершились к концу первого десятилетия двадцать первого века. Об этом свидетельствовали гости монастыря во время посещения обители в 2008 г.: «Вечером служится вечерня, повечерие (с тремя канонами и акафистом, в воскресенье без канонов, только акафист преподобным Сергию и Герману), служится полунощница, утреня, часы и Литургия. Девятый час читается вечером, перед вечерней следующего дня. В будние дни, только для братии, совершается ранняя Литургия в Братском храме Валаамской иконы Божьей Матери. ».

В современной валаамской практикес 05:00 до 09:30 совершается полунощница, утреня, 1,3,6 часы и Божественная литургия. После трапезы в 13:30 ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней служится молебен. В понедельник — прп. Антипе Валаамскому, во вторник, четверг, пятницу — прпп. Сергию и Герману Валаамским чудотворцам, в среду — у иконы «Всецарица», в субботу — у Валаамской иконы Божией Матери. В 17:00 совершается вечерня и малое повечерие. На малом повечерии в воскресные дни читается акафист прпп. Сергию и Герману.

Седмичные службы составляют основу ежедневной монашеской богослужебной жизни. Они имеют свою неповторимую красоту, молитвенность и строгость. Под строгостью мы здесь понимаем степень приближения к требованиям Устава, несравнимую с приходской практикой.

Братский молебен полунощница что это. Смотреть фото Братский молебен полунощница что это. Смотреть картинку Братский молебен полунощница что это. Картинка про Братский молебен полунощница что это. Фото Братский молебен полунощница что это

На Старом Валааме полунощница начиналась в 03:00, а в случае полиелея — в 02:30, что, безусловно, более соответствует ее названию, назначению и месту в суточном круге богослужений, как молитвы, совершаемой после полуночи. Сегодня в монастыре полунощница начинается в 05:00. По Уставу полагается ударять в малый колокол, но современная практика иная. Перед началом полунощницы дежурный привратник три раза с интервалом в 10 минут (04:37, 04:47, 04:57) обходит по периметру Внутреннее каре, стуча в било, чтобы разбудить братию на утреннее богослужение — это скитская афонская практика. На Старом Валааме для этих целей использовали колокольчик: «. побудкой были заняты два монаха, специально назначенные для этого. Они в течение часа проходили по коридорам двух четырехугольных несколько-этажных зданий и из каждой кельи, а их было больше тысячи, должны были дождаться ответа. Последние с трудом успевали к началу богослужения».

Являясь самым «монашеским» богослужением суточного круга (в приходской практике не служится), полунощница задает молитвенный тон на весь последующий день. Полумрак (горят только лампады) статичность и монотонность службы, отсутствие пения, позволяет сосредоточиться на молитве.

В 04:15 церковник открывает храм и зажигает лампады, делает последние приготовления перед службой. На Старом Валааме, как вспоминает бывший валаамский послушник, «было принято к ночной службе зажигать лампады перед иконами по обеим сторонам Царских врат и перед местночтимыми иконами; остальные зажигались перед утренней службой, а все лампады — перед Литургией».

Сегодня все лампады, использующиеся за утренним богослужением, зажигаются в одно время при подготовке к полунощнице: на иконостасе, перед иконами в храме и центральное лампадное паникадило, состоящее из 18 лампад. Согласно внутреннему документу «Памятка церковнику», одной из обязанностей церковника является «к 4.57 обеспечить в храме полную тишину, предупреждая братию и паломников о начале богослужения. » На Валааме, за исключением определенных моментов, во время службы не принято ходить, прикладываться к иконам и ставить свечи. Тем более это соблюдается на полунощнице, самой «тихой» и статичной службе суточного круга.

Согласно 9-й главе Типикона полунощница совершается в притворе. Как отмечает А.С. Кашкин: «это предписание сегодня исполняется только на Афоне и в некоторых монастырях строгого устава. ». Поскольку притвор Спасо-Преображенского собора для этой цели слишком мал (к тому же, там располагается монастырская лавка), его роль выполняет задняя, западная часть храма. Для этого у иконы святителя Игнатия Брянчанинова, недалеко от раки преподобных Сергия и Германа ставится раскладной аналой. Чтение происходит при свечном освещении: три свечи горят на аналое.

Перед началом полунощницы чередной иеромонах, облаченный в епитрахиль, исходит из алтаря в заднюю часть храма, становится в районе лампадного паникадила (напротив икон свт. Игнатия Брянчанинова по правую руку и прп. Назария Валаамского по левую) и дает начальный возглас: «Благословен Бог наш. «. Чтец начинает обычное начало: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный. « и прочее.

В 90-е годы ХХ в. на Валааме утреннее богослужение имело более развернутый характер: полунощницу предварял братский молебен у раки прпп. Сергия и Германа и утренние молитвы. Поскольку большинство первых насельников Валаама прибыли из Троице-Сергиевой Лавры, очевидно, эта практика была заимствована оттуда. Но, видимо, со временем было решено сократить эти элементы, растягивающие и без того длинное утреннее богослужение. Однако у братии осталось желание почтить своих небесных покровителей и основателей монастыря преподобных Сергия и Германа, и испросить у них благословение на начало нового дня. Поэтому было решено сразу после полунощницы вставить заключительные элементы молебна преподобным: тропарь, молитву и величание.

Полунощница завершается возгласом: «Молитвами святых отец наших. «, на что чтец отвечает: «Аминь». В этот момент вся братия становится как бы полукругом по левую сторону от раки преподобных Сергия и Германа в задней части храма, обращая свой взор на прекрасную икону над ракой, на которой изображены основатели обители, преклонившие колена пред Господом Иисусом Христом, сидящем на престоле в окружении Пресвятой Богородицы, Ангелов, и св. Иоанна Предтечи. Две большие свечи на раке, специально зажигаемые во время построения, освящают мягким светом икону. Чередной иеромонах становится перед ракой. Клиросные начинают и вся братия подхватывает торжественно-умилительный тропарь на 4-й глас Валаамского распева: «Евангелия Христова истиннии послушницы. », который в тоже время звучит как величественный призыв на духовную битву для всего монашеского воинства.

Братский молебен полунощница что это. Смотреть фото Братский молебен полунощница что это. Смотреть картинку Братский молебен полунощница что это. Картинка про Братский молебен полунощница что это. Фото Братский молебен полунощница что это

Итак, сложившийся в последнее десятилетие вышеописанный богослужебный элемент, имеющий, как мы выяснили, свое происхождение от братского молебна, является как бы связующим звеном между полунощницей и утреней. Он заполняет собой промежуток между этими уставными службами суточного круга, предусмотренный Типиконом, придавая утреннему богослужению особенную красоту и торжественность.

Сразу после завершения пения величания преподобным открывается завеса Царских врат, и иеромонах, который к этому моменту успел зайти в алтарь и благословить кадило, произносит начальный возглас утрени: «Благословен Бог наш. » и начинает каждение алтаря, а затем храма по Уставу. Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся. «, ктиторские псалмы и далее последование утрени наряду. Уставного звона к утрене нет. В это время братия продолжает прикладываться в раке преподобных и занимать свое место в храме. По традиции, после братии прикладываются все трудники и паломники мужчины. Женщинам благословляется приложиться позже, на кафизмах утрени в противном случае, из-за большого количества молящихся, чин прикладывания к раке святых Сергия и Германа невозможно было бы завершить к началу шестопсалмия, чего при особой строгости валаамского богослужения допустить нельзя.

Братский молебен полунощница что это. Смотреть фото Братский молебен полунощница что это. Смотреть картинку Братский молебен полунощница что это. Картинка про Братский молебен полунощница что это. Фото Братский молебен полунощница что это

Особенностью совершения полиелея на Валааме на буднях (вне состава Всенощного бдения) является прежде всего утреннее время его проведения, поскольку утреня служится, как и предписывается Типиконом, утром. Полиелей начинается приверно в 06:15. Другую яркую особенность составляет полностью свечное и лампадное освещение основной части нижнего храма и, в первую очередь, — трехъярусное свечное паникадило с тридцатью 5-часовыми свечами.Во время создания Спасо-Преображенского собора (нижний храм закончен и освящен в 1892 г.) свечное освещение было обыкновенным не только в храмах, но и в жилых помещениях. Однако сегодня в России едва ли найдется второй храм, сопоставимый по размерам с нижним валаамским, освященным во имя прпп. Сергия и Германа, в котором можно было бы увидеть действующее свечное паникадило без дополнительного электрического освещения. Впечатление от совершения полиелея в храме, украшенном множеством горящих свечей и разноцветных лампад, огни которых отражаются на ликах икон, играют на позолоте иконостаса и как бы изнутри наполняют живым теплым светом все пространство храма, сложно передать словами.

Тот, кто хотя бы однажды побывал на будничном полиелее в Валаамском монастыре, (особенно в зимнее время года, предварительно помолившись в полумраке на полунощнице) вряд ли сможет это забыть. Утренний полиелей, благодаря тихому и молитвенному пению хора, обладает особой благоговейной торжественностью. Поскольку значимость полиелейной утрени выше обычной будничной, согласно монастырской традиции, на ее пение (или по крайней мере, на пение полиелея) приглашаются все певчие, свободные от своих основных послушаний. Таким образом, полиелей обычно совершается при пении хора из 4-5 человек. Ранняя братская Литургия переносится на полчаса позже, чтобы участвующие в ней имели возможность побывать на полиелее.

В начале XX-го столетия Валаам был одним из редких мест в России, где полиелейные псалмы исполнялись полностью. По крайне мере, в табеле иеромонаха Николая (Грачева), изданном в 1915 г., где приводятся сводные данные о некоторых богослужебных особенностях 11-ти российских монастырей, включая Валаам, и 2-х столичных соборах, указано, что из вышеназванных обителей и храмов «правят полностью 134-й и 135-й псалмы» только в Валаамском и Ново-Афонском монастырях, а также в Глинской пустыни, но в последней – только по двунадесятым праздникам. Сегодня полиелейные псалмы поются в сокращении, но даже современная практика отличается достаточно большим количеством стихов.

Дальнейшее чинопоследование полиелея не отличается от уставного: прокимен праздника, «Всякое дыхание да хвалит Господа. » и чтение Евангелия (диакон держит Евангелие в руках). Чтец с левого клироса читает 50-й псалом, после чего следуют песнопения и стихира по 50-м псалме. Затем диакон произносит прошение: «Спаси, Боже, люди твоя. », хор: «Господи, помилуй» (12 раз), и начинает ирмос первой песни канона. На чтении канона происходит помазание елеем народа, что не соответствует рекомендациям Устава, но является общепринятой практикой.

Однако, несмотря на сокращения, утреня сохраняет все свои ключевые элементы в достаточном объеме, представляя собой полноценное развернутое богослужение. Служба проходит неспешно и благоговейно. Это значит, что сегодня на Валааме, при стремлении к сохранению традиционно строго богослужения, следуют не букве, но духу.

Такой подход, по мнению игумена монастыря епископа Панкратия, необходим, поскольку «в любой обители все должно быть гармонично и сбалансированно. И церковная молитва, и келейная, и труды братии должны быть уравновешенными таким образом, чтобы оставались время и силы для внимательной келейной молитвы, но при этом была бы возможность вместе помолиться в храме, потрудиться на послушаниях. Поэтому мы не стремимся к абсолютной точности в исполнении некоторых уставных указаний того же Типикона. Хотя, безусловно, дух Типикона, строй самого богослужения, его структуру и особенности мы сохраняем». По мнению игумена Панкратия, для современного монаха достаточным временем участия в ежедневной общей церковной молитве является 2-3 часа утром и столько же — вечером. То бремя, которое могли нести древние отцы, исполняя все требования Типикона, большинству из наших современников уже не под силу.

Как отметил Святейший Патриарх Кирилл на Епархиальном Собрании г. Москвы в 2016 году: «В точности «по уставу», по печатному Типикону богослужение сегодня не совершается не только ни на одном приходе, но и ни в одном монастыре Русской Православной Церкви». Однако это не является поводом к тому, чтобы впадать в другую крайность — бездумно сокращать богослужение.

Братский молебен полунощница что это. Смотреть фото Братский молебен полунощница что это. Смотреть картинку Братский молебен полунощница что это. Картинка про Братский молебен полунощница что это. Фото Братский молебен полунощница что это

Итак, разумный творческий подход к исполнению требований Устава и уважение своих традиций помогло валаамскому братству найти золотую середину: богослужение остается молитвенным, красивым, неспешным, но при этом не превращается в неподъемный груз.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *