Брать рифы на парусах что значит
Статьи о яхтинге
Яхтенная школа АМС. Учебные материалы
При усилении вымпельного ветра более 15 узлов необходимо задуматься об уменьшении площади парусов. Излишняя парусность, кроме вполне очевидной опасности просто порвать паруса, приводит к чрезмерному увеличению крена, что в свою очередь вызывает целый ряд негативных последствий:
• Дополнительную тенденцию яхты приводиться к ветру и повышенную опасность брочинга. Крен яхты приводит к тому, что форма ватерлинии становится несимметричной. Гидродинамическое сопротивление больше погруженной в воду подводной части корпуса с подветренной стороны будет выше, чем поднятой из воды наветренной, и вода будет выталкивать нос яхты в наветренную сторону.
• Повышенному дрейфу яхты вследствие уменьшения силы бокового сопротивления дрейфу.
• Повышенному дискомфорту в салоне яхты (подумайте хотя бы о гальюне) и опасности для экипажа в кокпите.
Паруса шьются с твистом, предназначенным для оптимального крена яхты – около 15 градусов. Больший крен даже при сильном ветре приведет к неоптимальной работе парусов, и вместо увеличения скорости можно получить даже ее снижение. Поэтому яхтсмены предпринимают все меры для снижения лишнего крена, например, экипаж яхты перемещается на наветренный борт. (Кстати, в слабый ветер, когда естественного крена, наоборот, недостаточно, экипаж перемещается на подветренный борт, чтобы создать хотя бы небольшой искусственный крен).
Уменьшение площади парусов называется рифлением (Reefing) или взятием рифов. Уменьшение площади парусов на одну ступень называют взятием 1-го рифа, на следующую – 2-го, последняя ступень – 3-й риф. Следует запомнить ориентировочные данные, при какой вымпельной скорости ветра какой риф следует брать:
Кроме сухих цифр первое, что скажет вам о необходимости взять рифы, это крен более 20-25° и усиленное стремление яхты привестись к ветру. Как следствие, вам придется держать штурвал (и перо руля) постоянно переложенным. Возьмите риф на гроте. Если после этого и крен, и тенденция приводиться устранены – вы сделали все, что надо. Если яхта уже чрезмерно не приводится, а излишний крен сохранился – уменьшайте площадь стакселя.
В сильный ветер брать рифы гораздо труднее, старайтесь брать рифы заранее. Внимательно следите за горизонтом: крен или уменьшенная площадь парусов других яхт, появление или увеличение числа барашков на поверхности моря предупредят вас об усилении ветра.
В каком случае на паруснике «берут рифы»?
В каком случае на паруснике «берут рифы»: при высадке на берег, при отсутствии ветра, при сильном ветре, при течи в трюме?
В каком случае на паруснике «берут рифы»?
В каком случае на паруснике «берут рифы»? Сегодня у нас на календарях суббота 18 июля 2020 года, на Первом канале идет телевикторина «Кто хочет стать миллионером?». В гостях у Дмитрия Диброва сегодня Олег Митяев и Виктор Зинчук. Игроки выбрали несгораемую сумму в 100 000 рублей.
В статье мы рассмотрим один из интересных и сложных вопросов сегодняшней игры. На сайте Спринт-Ответ уже готовится к публикации общая, традиционная, статья с полным обзором телеигры «Кто хочет стать миллионером?» ответы за 18.07.20.
В каком случае на паруснике «берут рифы»?
Наиболее распространенный способ быстро изменить (уменьшить) площадь паруса — взять рифы. Вовремя взять рифы — искусство, приобретаемое с опытом. Существует распространенное заблуждение, что чем больше площадь парусов, тем больше скорость судна.
Это не всегда верно. При усилении ветра корпус судна приобретает дополнительный крен и дифферент. Следовательно, гидродинамическое сопротивление возрастает, а скорость падает. Приказав взять риф, опытный капитан может увеличить скорость.
Брать рифы на парусе легче всего перед спуском яхты на воду. Однако если ветер усилился во время плавания, то необходимо уменьшить площадь парусов на ходу. Для этого надо сначала положить яхту в дрейф, а затем взять рифы
Об изменении парусности судна в зависимости от силы ветра. Часть 3
Теги: рангоут
Часть1 Часть 2 Часть 3
Для наиболее полного описания действий экипажа судна при взятии рифов и уборке парусов ниже приведены командные слова, отдаваемые старшим офицером или вахтенным начальником. Данные команды были регламентированы приказом Его Императорского Высочества Генерала-Адмирала от 21 апреля 1862 года №59. Жирным шрифтом выделены непосредственно команды, отдаваемые старшим офицером или вахтенным начальником, курсивом – частные распоряжения офицеров заведующих мачтами, данные распоряжения использовались для определения моментов каждого действия и их последовательности. Знак + означает, что команда должна произноситься тотчас за предыдущей, команды, не имеющие такого знака, произносились по завершении предыдущего действия. Далее изложены непосредственно сами действия, выполняемые по командам. В круглых скобках приведены дополнения и пояснения автора.
Взятие рифов у марселей.
(В качестве частного примера: действие осуществлялось на корабле, идущем бейдевинд, имея брамсели и необходимо взять два рифа).
Всех наверх рифы брать! Два рифа взять марсовые на марс!
(Во всех случаях, когда необходимо было посылать людей на марсы или салинги, подавалась команда «марсовые на марс» или «салинговые по салингам», но чтобы подготовить людей к выполнению конкретного действия, предварительно указывалось, что будет делаться, в данном случае «два рифа взять». Если отдавалась команда взять непосредственно два или три рифа, то сначала брали 1-й, затем 2-й и после этого 3-й риф. Штык-болты каждого рифа клали по очереди, а риф-сезни продевали под все три риф-леера. Если у марселя уже взят один риф и отдана команда «третий риф взять», то брали последовательно 2-й и 3-й рифы.)
Марсовые, поднявшись на марсы по наветренным вантам, становились на эзельгофты и выбленки стень-вант, внизу вытягивали и завертывали брам-гитовы, брали на руки брам-шкоты (во время взятия рифов брам-шкоты должны быть туго вытянуты, чтобы брамсели не трепало и шкотами не било штык-болтных), становились на наветренные марса-брасы, марса-гитовы и марса-бык-горденя, раздергивали риф-тали, выбирали на марсы марса-топенанты и готовились отдать марса-фалы, подветренные марса-брасы и булиня.
Когда марсовые подымались на марс:
Марса-булиня раздернуть, марса брасы (наветренные) тянуть!
Отдавали подветренный марса-брас и тянули наветренный, отводя марса-реи от стень-вант.
Когда марса-реи отходили от стень-вант и паруса начинали полоскать:
По этой команде переводили топенанты и отдавали марса-фалы и брам-шкоты; марса-реи при этом опускались вниз и садились на топенанты.
Офицер, заведующий мачтой – тянуть риф-тали ;
Сразу после этого внизу тянули риф-тали; марсовые подымали лисель-спирты и разбегались по реям брать указанное число рифов.
(Штык-болтные садились верхом на ноках за топенантами, марсовые за риф-штерты подтягивали и брали на руки риф-леер; штык-болтные отдавали концы штык-болтов и подтягивали за них риф-кренгельсы, потом все, повернувшись лицом на подветренную сторону, подавали парус на ветер для облегчения вязки наветренного штык-болта. Когда у наветренного штык-болта было положено и обтянуто два шлага, все люди на рее подавали парус на подветренный нок и вязали подветренный штык-болт. Так поступали потому, что ветром отдувает парус от наветренного нока и если взять сперва подветренный штык-болт, то наветренный штык-болт положить на месте было уже невозможно – марселем его оттягивало от нока. Затем люди вязали риф-сезни или продевали риф-сезни под риф-леера и застегивали на клеванты.).
По взятии рифов люди без команды сходили с реев, при этом штык-болтные опускали лисель-спирты.
Когда марсовые сходили с реев:
На марса-фалы! Марса-фалы подымай!
(Подветренные брасы при этом отдавали, а наветренные понемногу травили, чтобы рей не терло о подветренные стень-ванты. Брам-шкоты, марса-гитовы, риф-тали во время подъема марса-фалов должны быть отданы, а брам-фалы подтравлены, чтобы по постановке марселей брам-шкоты дошли до места).
Когда марса-реи вставали на место:
Брам-шкоты тянуть! Брам-фалы подымай!
(Тянули брам-шкоты и брам-фалы одновременно, стараясь первые дотянуть до места раньше последних).
Когда боковые шкаторины брамселей вытягивались, офицер, заведующий мачтой, стопорил: брам-фал ;
Когда паруса были поставлены:
Подвахтенные сходили вниз по свистку боцмана, а вахтенные оставались поправлять реи, укладывать снасти и проч.
Марса-топенанты вытянуть! +Булиня прихватить!
(Когда марсели поставлены, в крепкий ветер для уменьшения нагрузки на марса-реи наветренные марса-топенанты вытягивали как можно туже, а подветренные марса-брасы подтравливали, чтобы при качке марса-реи имели движение).
После этого брасопили реи, придавая им нужный угол.
Взятие рифов у нижних парусов.
Прежде, чем брать рифы у нижних парусов, их брали на гитовы. Затем командовали:
Фок и грот готовить, рифы брать, ноковые на марс!
По два ноковых шли на марсы, расходились по реям и заводили риф-горденя или особые риф-шкентели: блоки их вязали за шейки ноковых бугелей, а концы ввязывали в кренгельсы второго рифа на боковой шкаторине паруса.
Когда горденя были ввязаны:
Один риф взять! На фок и грот!
Марсовые шли на фок и грот-реи, на палубе в это время подымали лисель-спирты и тянули риф-горденя, а нок-горденя и гитовы несколько ослабляли. Марсовые, придя на рей, брали рифы как у марселей и сходили вниз без команды.
На палубе опускали лисель-спирты и ставили парус.
Взятие рифов у бизани.
У бизани рифы брались по приказанию: у бизани один (два) риф взять!
Ютовый офицер ставил людей на дирик-фал, гардель и вдоль бизани, которую брали за нижнюю шкаторину для осаживания паруса. Затем травили шкот, дирик-фал, гардель и осаживали гафель эринс-бакштагами и коренными гитовыми сколько нужно для взятия указанного числа рифов и по мере того, как бизань опускалась, ее нижнюю шкаторину складывали по всей длине, а образовавшуюся мякоть завязывали рифами. Затем перекладывали шкот, галс и по распоряжению ютового офицера подымали гардель и дирик-фал так, чтобы галсовый кренгельс пришелся напротив усов гика. Чтобы у зарифленной бизани не растрепало ветром шкотовый угол, кренгельс взятого рифа надежно прихватывали к кренгельсу шкотового угла.
Также пирменяли другой способ: предварительно брали бизань на гитовы, гафель опускали почти до палубы. Раздернув нижние гитовы, растягивали нижнюю шкаторину бизани по палубе, перекладывали шкот и галс в кренгельсы соответствующего рифа и вязали риф-сезни. При этом нижнюю шкаторину не катали в трубку, чтобы предотвратить скопление в ней воды. Затем ставили бизань как обыкновенно.
Если приказано брать прямо второй риф, то сначала вязали все риф-сезни первого рифа, а затем риф-сезни второго. Шкот и галс перекладывали сразу в кренгельсы второго рифа.
Опускали гафель обычно в наклонном положении, т.е как он стоял – ноком вверх, а подымали в горизонтальном и когда гардель вытягивали до места, дирик-фалом придавали гафелю надлежащий уклон.
Уборка парусов.
Уборка и крепление марселей.
В качестве примера приведены команды, подаваемые в случае, когда марсели крепятся в крепкий ветер, корабль идет в бейдевинд левым галсом в четыре рифа и нужно закрепить фор-марсель и крюйсель.
Фор-марсель и крюйсель крепить! Марсовые на марс!
Фор-марсовые и крюйсельные шли по наветренным вантам на марс, в это время люди становились на наветренные марса-гитовы, бык-гордени и марса-брасы; для отдачи на марса-фалы и булиня и травить наветренные шкоты.
Когда все вставали на места:
Марса-шкоты с левой травить! + Гитовы тянуть! + Марса-фалы отдай!
Когда наветренные марса-гитовы дотягивали до места:
Марса-шкоты с правой травить! + Марса-брасы тянуть!
По мере вытравливания подветренных марса-шкотов, подтягивали соответствующие марса-гитовы и бык-гордени. Затем тянули наветренные марса-брасы, чтоб отделить рей от стень-вант и обрасопить почти по ветру.
По окончании этих работ:
Лисель-спирты поднять! + По реям!
Рис. 18. Уборка парусов.
Когда марсели были закреплены:
Марсовые сходили с реев и марсов и опускали лисель спирты.
В случае крепления незарифленных марселей, например при постановке на якорь, иногда использовали такой способ: брали второй риф, пропуская первый, а затем крепили парус, закрывая его образовавшейся от рифов складкой. Такой способ считался более удобным и красивым.
Уборка фока.
(В бейдевинд в крепкий ветер)
На фока-гитовы и гордени на правую! (На наветренные)
Вахтенные становились на наветренные фока-гитовы, горденя и анапуть, травить фока-галс и отдавать булинь.
Фока-галс травить, гитов с правой тянуть!
Отдавали булинь, травили фока-галс и тянули гитовы, гордени и анапуть сколько позволяла нижняя шкаторина.
Когда гитовы и нок-горденя подтягивали до места:
Травили фока-шкот и одновременно подтягивали гитовы, гордени и анапуть, дабы не дать парусу заполоскать.
Затем аналогично убирали подветренную часть паруса.
Убранный парус крепили аналогично марселям: растянув вдоль рея боковые шкаторины туго закатывали парус, заправляя булинь-шпрюйты и риф сезни вдоль рея, затем вязали обносные сезни. Закрепив парус опускали лисель-спирты, пристопоривали к боргу у рея нок- и бык-горденя, прихватывали фока-булиня к огону штага над реем и обтягивали.
Уборка грота
Грот убирался аналогично фоку с той лишь разницей, что при взятии на гитовы в бейдевинд в свежий ветер подветренная часть грота убиралась обычно с большими пузырями и поэтому была необходимость посылать людей на рей прихватывать отдувшиеся места.
(Некоторые моряки предпочитали начинать уборку фока и грота наоборот – с подветренных шкота и галса).
Уборка брамселей
Салинговые шли крепить брамсели; внизу становились на брам-гитовы и для отдачи на брам-шкоты, фалы и подветренные брасы.
Когда салинговые взбегали на салинги:
Брам-шкоты с левой (подветром) и фалы отдай!
Отдавали подветренные брам-шкоты и тянули наветренный брас, тогда парус обезветривался, тянули на обеих сторонах гитовы, и рей с отданным фалом шел вниз.
Когда брам-шкоты с левой дотягивали:
Офицер, заведующий мачтой: отдать брам-шкоты с правой ;
Когда рей становился на место, салинговые расходились по рею и крепили брамсели, начиная с ноков, аналогично нижним парусам, затем без команды сходили с рея.
(На фордевинд или в бакштаг сначала отдавали брам-фалы и когда реи садились на топенанты, по распоряжению офицера одновременно с обеих сторон отдавали брам-шкоты).
Уборка бом-брамселей
На бом-брамсели! + На бом-кливер нирал!
Бом-брамсели убирали аналогично брамселям.
Когда люди взбегали на бом-салинги:
Бом-брам шкоты и фалы отдай! + Бом-кливер долой!
Если бом-брамсели были летучие, то последняя команда звучала так: «Бом-брамсели, бом-кливер долой!». Крепили летучие бом-брамсели следующим образом: когда рей вставал у стень-вант, то к его нокам прикладывали шкотовые углы и парус катали лицевой стороной внутрь (все прямые паруса закатывают лицевой стороной наружу ). Когда бом-брамсель был закатан, его перевязывали ворсой. В убранном состоянии бом-брамсель ставили по правой или левой задней стень-ванте, для чего на них делали по две стропки – для верхнего и нижнего ноков.
В русском военном флоте количество людей, выполнявших все работы действия и работы на корабле и их обязанности определялось Росписаниями. По назначению они разделялись на боевые, авральные, абордажные, пожарные, шлюпочные, вахтенные, десантные, а также росписания для совершения различных действий, как то: сниматься с якоря, отдавать паруса для просушки, поднимать рея, брать рифы и пр.
Для крепления парусов потребное количество людей, посылаемых на реи, обычно расчитывалось следующим образом:
Для нижних парусов – по одному человеку на каждый сезень и по два человека к топу с каждой стороны для уборки лыток и рубашки. То есть если у фока было 9 сезней с каждого нока, то на каждую сторону рея шло 9 + 2 =11 человек.
Для марселей расчет аналогичный, но для уборки лыток и рубашки у больших марселей посылали на одного человека с каждой стороны больше.
Для крепления брамселей посылали по одному человеку на каждый сезень, а для крепления лыток и рубашки отдельных людей не назначали.
Для уборки брамселей наверх посылали обычно 6 человек.
Брать рифы обычно посылали столько же людей, сколько и для уборки парусов.
Заключение
Считаю необходимым отметить, что приведенные в данной публикации способы отакелаживания парусов, варианты проводки такелажа, команды и действия экипажа относятся к Русскому военному флоту XIX столетия. Более того, это всего лишь рекомендации, изложенные в различного рода Морских практиках, являющихся по сути учебными пособиями. Насколько их придерживались в реальности, точно сказать сложно. Чтобы излишне не перегружать статью, мной также были опущены некоторые подробности и промежуточные действия в ходе описания работ по уменьшению парусности судна. Безспорно, на флотах других держав и в иные исторические промежутки присутствовали некоторые отличия и иные приемы, но, тем не менее, общий принцип уборки парусов и взятия рифов остается неизменным. В статье я намеренно не упоминал о применявшихся во второй половине XIX века двойных марселях и брамселях, о парусах системы Каннингэма и им подобных. Подробное описание устройства и принципа действия этих парусов может явиться материалом для совершенно иной публикации.
Использованная литература:
1. Гамалея П., Опыт морской практики, в двух частях, Санкт-Петербург, Морская типография, 1804;
2. Посьет К., Вооружение военных судов с атласом чертежей, Санкт-Петербург, Типография Морского Кадетского Корпуса, 1857;
3. Петрушевский В. Курс морскаго дела для учебнаго корабля, Санкт-Петербург, типография Морскаго Министерства в Главном Адмиралтействе, 1891;
4. Сарычев. И., Объяснение к атласу чертежей морской практики, Санкт-Петербург, Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе, 1889;
5. Березин Е. Морская практика, ч. I и II, Санкт-Петербург, типография Морскаго Министерства в Главном Адмиралтействе, 1875;
6. Федорович П. Морская практика для юнгов и воспитаников мореходных школ, ч. I и II, Санкт-Петербург, типография Морскаго Министерства в Главном Адмиралтействе, 1872;
7. David R MacCregor “ FAST SAILING SHIPS Their design and constructions, 1775-1875”, London, Conway Maritime Press Ltd, 1988
Владислав Бабкин, 2006
Часть1 Часть 2 Часть 3
galea_galley
Весло и Парус
Rebus angustis animosus atque
Fortis appare: sapienter idem
Contrahes vento nimium secundo
Turgida vela!
В тяжелые времена будь мужествен
И тверд; но благоразумно тоже
Рифуй, при слишком попутном ветре,
Полные паруса!
Horat. Od. 2, 10, 21-24
Продолжим наш рассказ и перейдем к подпункту (б) пункта 2, т.е. к рифам (офигенная пунктуальность!)
Грубо говоря, риф – это «складка» на парусе, благодаря которой площадь его уменьшается. Брать рифы – это как раз делать такие складки или скатывать часть паруса и за счет этого уменьшать его площадь.
Об использовании рифов на парусных кораблях в Средние Века мы можем судить лишь по сохранившимся изображениям. Пожалуй, старейшее из них – восковая печать города Ла-Рошель, датируемая XII веком.
Далее следует печать Гастингса (XIII век)
и печать английского города Рай (Rye)
Мы можем увидеть риф-сезни и на витраже XV века из церкви в Такстеде, Эссекс, Англия
Но самое, пожалуй, интересное изображение рифов мы находим на миниатюрах манускрипта №1319 из коллекции Harley (Британская библиотека). Одна из этих миниатюр, приведенная в начале поста, показывает корабли Ричарда II на пути из Ирландии в Милфорд, на второй, приведенной ниже, изображены корабли Джона де Монтегю, графа Солсбери, прибывающие в Конуэй (Конуи).
Манускрипт относят к 1399 году. Сравнивая обе миниатюры, мы можем с уверенностью утверждать, что уже тогда риф-сезни находились по обе стороны паруса, т.е. практически так же, как на парусных кораблях последнего периода парусного флота.
Читая дошедшие до нас источники, трудно порой определить, что имеет в виду автор, когда говорит об изменении площади паруса: то ли бонеты, то ли рифы. Ясно, что этимология международного термина риф достаточно прозрачна, специалисты спорят лишь о деталях. Во всех практически языках предшественником слова «риф» является прото-индоевропейское *rebh-, «ребро». (Отсюда, кстати, и «рифленое» железо, т.е. железо со «складками», «ребрами».)
Но на изображениях все проще – мы видим на парусе расположенные рядами риф-сезни, с помощью которых подвязывается к рею часть паруса, которую предстоит «сократить».
Мы пока не будем вдаваться в технические детали, ограничив себя историей развития рифов «в целом». И в этой связи сделаем такое замечание. После 1530 и до 1665 года рифы исчезли и с изображений, и из литературных памятников. Их как корова языком слизала, как будто и не было до той поры четырех веков морской практики использования этого способа изменения парусности судна. Существовали только бонеты. И лишь на изображениях кораблей периода Второй англо-голландской войны (1665—1667) рифы вновь возникают из небытия. Более сотни лет нет рифов! Хотя как раз в этот период появились замечательные по своим деталям гравюры на морскую тему. Ни одного риф-сезня не найти на полотнищах парусов этого периода. Еще одна нерешенная загадка морской истории.
Обсуждение других деталей парусных кораблей эпохи господства галерного флота продолжим в следующий раз.
А теперь несколько слов о термине «рифы» в русском языке.
Наиболее отчетливое и нейтральное определение этого слова приводит Даль:
Поперечный ряд подвязок, рифсезней, на парусах, для убавки их, при крепком ветре; этих рифсезней, продетых сквозь парус завязок, бывает по несколько рядов (особ. на марселях), и потому, по ветру глядя, берут один, два, три, либо четыре рифа. Взять риф, убавить паруса, зарифить его. Убавить парусов, убрать некоторые, верхние паруса. Рифить парус, брать риф, зарифливать.
После Даля ничего более толкового не придумали, а попытки сказать в этом предмете новое слово заканчивались, как правило, конфузом. Более распространенным в литературе было выражение «брать рифы» или даже просто «рифить». Приведенный в эпиграфе перевод последней строфы из послания Горация к Луцию Лицинию Мурене находится в словаре Михельсона. Кому принадлежит этот перевод – не знаю, может самому автору словаря. Я привел его из-за термина «рифить», использованного там. Мне лично из множества переводов этой оды Горация (2, 10) больше всего нравится перевод А.Фета.
Отважен и могуч, не бойся ты несчастий,
Но мудро убирай, хоть ясны небеса,
Хотя попутен ветр, да не под силу снасти,
Тугие паруса.
Брать рифы на парусах что значит
Паруса яхты рассчитаны на плавание при скорости ветра до 13 м/с. Использование парусов наиболее эффективно при средней скорости ветра 5-8 м/с. В слабый ветер площадь парусов можно увеличить постановкой дополнительных или больших по площади парусов, а в сильный ветер либо используют паруса меньшей площади, либо берут рифы.
Известны три способа взятия рифов: с использованием риф-штертов на парусе, накручивание паруса на гик и закручивание паруса вокруг мачты.
Метод рифления заложен в проекте яхты Количество рифов, которые нужно взять на парусе, зависит от площади, на которую следует уменьшить парус, чтобы он соответствовал силе ветра. Только практика и опыт научат точно определять, когда и сколько нужно взять рифов.
Взять рифы на парусе легче всего перед спуском яхты на воду. Однако если ветер усилился во время плавания, то необходимо уменьшить площадь парусов на ходу. Для этого надо сначала положить яхту в дрейф, а затем взять рифы При необходимости отдать рифы на ходу следует также сначала лечь в дрейф.
Ослабьте оттяжку гика, потравите грота-фал до положения, в котором риф-кренгельс передней шкаторины можно прикрепить к гику штык-болтом или одеть его на гак. Выберете грота-фал. Заложите риф-шкентель, обтягивая парусину под углом 45°. Свободную часть паруса привяжите риф-штертами к гику
НАКРУЧИВАНИЕ ПАРУСА НА ГИК Этот метод может быть использован только на яхтах, у которых гик специально приспособлен для этой цели. Так как свернутый парус закрывает фитинги для крепления оттяжки гика, необходимо временно закрепить оттяжку при помощи парусинового клапана или использовать ракс-бугель. При подготовке к взятию рифов оттяжку гика следует отдать от гика, парус приспустить до нужного положения, гик снять с вертлюга и вынуть нижнюю лату. | ||
ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ
Для постановки небольшой яхты на якорь у берега понадобится якорь массой около 4 кг и цепь длиной около 2 м с длинным канатом Выбрав точку постановки на якорь, необходимо спланировать курс яхты так, чтобы подойти к ней в галфвинд, приготовить якорь и убрать стаксель. Надо не забыть привязать свободный конец якорного каната либо к утке, либо к мачте, чтобы не потерять якорь при отдаче. Если постановка на якорь произведена правильно, то в момент отдачи якоря яхта становится носом против ветра и начинает дрейфовать по ветру кормой вперед от точки отдачи якоря. После отдачи якоря следует убедиться, что якорь нормально держит Для этого надо взять створ на берегу и понаблюдать, не меняется ли он со временем.
Как становиться на якорь
Достигнув места постановки на якорь, приведите яхту к ветру, чтобы она потеряла ход (1) Когда яхта начнет дрейфовать назад, отдайте якорь (2), предварительно закрепив свободный конец якорного каната Поднимите шверт, опустите грот (3). Проверьте, не ползет ли якорь, для чего возьмите створ на берегу (4)
ПОСТАНОВКА НА ЯКОРЬ У БЕРЕГА В ПРИЛИВНЫХ ВОДАХ В ряде случаев необходимо остановиться у берега в приливных водах. Небольшие, мелкосидящие швертботы можно вытащить на берег, но большие яхты слишком тяжелы для экипажа из двух человек и их придется поставить на якорь. Если вы хотите сойти на берег на некоторое время, то нужно поставить яхту так, чтобы она оставалась на плаву и при этом была доступна экипажу. Для этого к тренду якоря следует прикрепить дополнительный канат (буйреп). Выбор способа постановки яхты на якорь будет зависеть от состояния прилива, т. е. необходимо выяснить, поднимается вода или падает. При значительных подъемах и спадах воды или при очень пологих склонах берега может не хватить длины буйрепа (при приливе) или не удастся оттолкнуть яхту достаточно далеко (при отливе). Опыт покажет, на каком расстоянии от берега целесообразно поставить яхту. Периодически проверяйте положение яхты, чтобы убедиться, что она еще на плаву и легко доступна. |
ПОДЪЕМ И УКЛАДКА ЯКОРЯ Перед тем как выбрать якорь, надо поставить грот, затем подтянуть яхту вперед на якорном канате. Выбирать якорь следует с наветренного борта. После подъема якоря на борт надо очистить его от ила. Поставив стаксель и положив яхту в дрейф, необходимо быстро уложить якорь и канат по-походному. По окончании этой операции надо выбрать шкоты парусов соответственно курсу и начинать движение. Якорь и канат удобно укладывать в ящик так, чтобы они были готовы к немедленному использованию. Для этого якорный канат надо уложить свободно, а его конец для крепления на палубе вывести из ящика и привязать. Сверху помещают якорь и закрепляют ящик легким страховочным концом. 1 Привяжите буйреп к якорю выбленочным узлом 2 Положите якорь поперек носа яхты, а якорный конец заложите за мачту | ||||||||||||||||