Брамшкотовый узел для чего используется
Брамшкотовый
Отличие его от более простого шкотового узла, заключается в том, что благодаря дополнительному витку вокруг более толстого троса он лучше выдерживает рывковые нагрузки и изменение вектора, но все равно требует контрольного узла.
Применяется для связывания веревок разной толщины при значительном перепаде диаметров. Обязателен контрольный узел на слабо изогнутом конце (обычно более толстой) веревки!
Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы.
Пошаговая инструкция
Первым делом при обучении возьмите веревки разного цвета, так будет легче отличить ходовой конец от основного. Первую веревку сворачивают в форме капли. Ходовой конец держат в другой руке, направляя его в образовавшуюся петлю.
Дальше вяжут брамшкотовый узел по схеме, продевая ходовой конец в середину петли, обходят основную веревку, заворачивают книзу. Сверху образовалась еще одна петля, куда нужно вдеть конец темной веревки, действуя по направлению указанной стрелки.
Если в данный момент натянуть веревки, то получится шкотовый узел, но нам нужен двойной и более крепкий брамшкотовый узел. Как завязывать его, показано на следующем обучающем фото. По стрелке нужно продеть в петлю ходовой конец еще раз.
Только после этого процесса требуется крепко затянуть концы. Получившийся узел — брам-шкотовый. Его еще называют двойным шкотовым. Для большей безопасности, особенно в альпинизме и скалолазании, нужно завязывать еще и страховочные узлы.
При привязывании веревки от палатки к колышку или дереву не очень задумываются о надежности, так как угрозы для жизни нет, а вот спортсмен, висящий над пропастью на огромной высоте, про безопасность своей жизни думает в первую очередь.
Узел не должен ползти при переменных нагрузках, развязываться самопроизвольно и намертво затягиваться. Также важным моментом является быстрота и легкость в применении, а здесь как нельзя лучше показывает себя именно узел брам-шкотовый.
Отличие его от более простого шкотового узла, заключается в том, что благодаря дополнительному витку вокруг более толстого троса он лучше выдерживает рывковые нагрузки и изменение вектора, но все равно требует контрольного узла.
Применяется для связывания веревок разной толщины при значительном перепаде диаметров. Обязателен контрольный узел на слабо изогнутом конце (обычно более толстой) веревки!
Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы.
Пошаговая инструкция
Первым делом при обучении возьмите веревки разного цвета, так будет легче отличить ходовой конец от основного. Первую веревку сворачивают в форме капли. Ходовой конец держат в другой руке, направляя его в образовавшуюся петлю.При привязывании веревки от палатки к колышку или дереву не очень задумываются о надежности, так как угрозы для жизни нет, а вот спортсмен, висящий над пропастью на огромной высоте, про безопасность своей жизни думает в первую очередь.
Узел не должен ползти при переменных нагрузках, развязываться самопроизвольно и намертво затягиваться. Также важным моментом является быстрота и легкость в применении, а здесь как нельзя лучше показывает себя именно узел брам-шкотовый.
Брамшкотовый узел
Брамшкотовый узел применялся для завязывания веревок, тросов и капроновых толстых нитей при такелажных работах через заранее сделанную петлю. Наименование узла пошло от названия снасти брам-шкот. Именно для ее крепления он и использовался рыбаками.
Сегодня узел применяется в альпинизме, и он предназначен в этой сфере для следующих целей:
Как правильно завязывать бабий узел, читайте по ссылке.
Применение брамшкотового узла
Значение его трудно переоценить. Применяют узел в туризме для завязывания морских флагов, вязания сетей или чтобы подвязать стремя лошади.
Также его назначение в быту – завязывать галстук и вязать браслеты.
В туристических походах этот туристский узел не менее популярный, чем прямой, булинь (беседочный), грейпвайн, плоский, проводник, академический или встречная восьмерка.
Отличается он от простого шкотового узла тем, что за счет еще одного витка вокруг основной веревки или троса он отлично переносит большие перегрузки.
На фото изображен данный узел.
Как вязать брамшкотовый узел
Пошаговая схема вязки узла представлена ниже на картинках и фото.
Схема вязки
Для завязывания узла необходимо взять веревку большего сечения и, загибая ее, сделать петлю. Другую веревку или трос меньшего сечения заводим через петлю из веревки большего диаметра. | |
Обводим окончанием веревки с меньшим диаметром по кругу от петли. | |
Полностью обогнув веревку или трос большего сечения, заворачиваем веревку снизу петельки. Нужно выполнить еще один дополнительный оборот. | |
Вытягиваем конец и вяжем двойной фиксирующий узел. |
Брамшкотовый узел готов. Связанный узелок будет служить долго.
Как можно убедиться, делать такой узел просто.
Видео
На видео рассказывается, как правильно вязать данный узел. Он очень прост, и поэтому его легко научиться вязать. Поэтапное объяснение, как завязывать узел, поможет схватывать все очень быстро.
По ссылке можно узнать, как завязывается узел проводник.
Брамшкотовый узел
Одна из самых надежных и незаменимых связок ‒ брамшкотовый узел ‒ пришла со времен создания парусных суден. Мы расскажем историю возникновения плетения, основные принципы связки и сферы применения.
Что такое брамшкотовый узел
Название связки произошло от шкота ‒ 310 по порядку снасти, управляющей парусом. Простая шкотовая связка была создана для надежного скрепления двух канатов, способного выдержать сильнейшее натяжение во время наполнения паруса ветром (рисунок 1).
Его преимуществом была не только большая устойчивость к любым натяжением, но и возможность скрепить канаты разного диаметра. Именно так брамшкот попал в список всего двух существующих соединений (помимо него было разработано только академическое), предусматривающих возможность использования веревок отличающегося диаметра сечения.
Достоинства узла
Брамшкотовое плетение отличается универсальностью его применения ‒ оно подойдет для любого занятия, включающего обращение с нитями или канатами. Этот перечень пополняет вязание туристических узлов брамшкотового типа, которые применимы для любой сферы активного отдыха.
Рисунок 1. Так выглядит веревочное соединение
Основным преимуществом является сравнительная легкость закручивания в сочетании с непродолжительностью самого процесса изготовления. Имея под рукой две веревки или один канат, разорванный надвое, вы сможете в несколько точных движений соединить концы.
Техника отличается надежностью и долговечностью, а при должной сноровке скрутка брамшкота осуществляется за время до 30 секунд. Однако остается открытым вопрос: каково более широкое назначение узла, какое применение найдет брамшкотовая связка в повседневной жизни и как овладеть данной техникой уже с первого раза.
Область применения
Как мы упоминали выше, основополагающей отраслью, в которой найдет применение брамшкотовый узел, является активный отдых или чрезвычайные ситуации, требующие наличия надежной и длинной веревки (рисунок 2).
Современный яхтинг и альпинизм, автопутешествия, строительство (внешняя отделка фасадов), критическая ситуация ‒ всегда, когда необходимо связать два конца веревок разного диаметра ‒ брамшкот приходит на помощь.
Рисунок 2. Сфера применения соединения обширна: альпинизм, морское дело и туризм
В туризме брамшкотовый узел играет основополагающую роль: в построении палаточного лагеря, оплетке бревен для плота, создания рукодельного паруса, скреплении рыболовных снастей, создании надежного альпинистского каната, способного выдержать большие нагрузки, а также починке одежды и обуви.
Виды брамшкотового узла
Всего существуют два брамшкотовых плетения ‒ стандартное штоковое и двойное. Классический вариант менее устойчив к разрыву, однако более легок в изготовлении и распускании, если вам в дальнейшем понадобятся используемые канаты.
Классический
Классический брамшкотовый узел идеально подходит для скрепления веревок, требующих стабильно сильной нагрузки без уменьшения или увеличения напряжения (рисунок 3).
Рисунок 3. Классическая схема вязания
По истории, шкотовые связки моряки завязывали тросы наспех во время непогоды и распускали, когда вспомогательная фиксация паруса не требовалась. Именно поэтому данная связка действенная исключительно в условиях статичной нагрузки. Укрепить конструкцию можно встречным стременем.
Двойной
Если применяется брамшкотовый узел для более подвижных конструкций, например, альпинистского снаряжения, то схема плетения усложняется. Усложнение не повлияет на всю структуру связки, а только немного дополнит ее.
Применяющийся брамшкот дважды оборачивается вокруг петли. Как и в случае с классическим, вам понадобятся два канатика, чтобы с первого раза связать брамшкотовый узел. Для успешного закрепления теории практикой, выберите два тросика разной расцветки, желательно контрастных цветов.
Это необходимо для новичков, чтобы не запутаться в нитках. Далее мы расскажем, как вязать по схеме с объяснением.
Технология завязывания брамшкотового узла пошагово
Чтобы сплести простой классический шток или двойной брамшкот, следуйте инструкции. Выбирая канатики для обучения, остановите выбор на среднем диаметре и нескользящем материале (рисунок 4).
Если вы решили попробовать связывать брамшкот на одном канатике, а не на двух, мы предоставим схему, как вязать узел веревкой одной:
После вашего ознакомления с штоковым плетением, перейдем к схеме брамшкотового узла. Это несколько усложненная связка, но не настолько, чтобы вы не овладели ей за минуту. Мы расскажем, как вязать со схемой и объяснением (рисунок 5).
Давайте начнем сначала:
Соединение тросиков в количестве двух брамшкотовых с контрольного раза получится даже у человека, который ни разу не обращался с морскими плетениями.
В статье мы рассмотрели, как плести одну из самых простых и надежных связок ‒ брамшкот. Практические рекомендации по вязке вы сможете посмотреть в видео.
Брамшкотовый узел: как завязать, простая и понятная схема
Являясь близким родственником шкотового узла, брамшкотовый узел является одним из самых надежных веревочных узлов. А все благодаря тому, что с его помощью можно с легкостью связать две веревки и быть уверенным в том, что они не ослабятся. Давайте подробнее узнаем, как вязать брамшкотовый узел.
Его также называют двойной шкотовый узел (или double sheet band в английском).
История узла
Как и шкотовый узел, он появился примерно в 19 веке на борту корабля, так как чаще всего использовался для связывания парусов. Первые упоминания о нем появились в 1860-е. Благодаря такому применению пошло и его название (от названия снасти, используемой на кораблях и парусниках – брам-шкот). Также изначально узел использовался гарпунером на китобойном судне, чтобы привязать гарпун.
Как выглядит узел?
Брамшкотовый узел является более безопасным изменением шкотового узла. Главное отличие состоит в том, что петлю пропускают концом веревки не один, а два раза, а затем дважды заносят её под коренной конец веревки.
При правильной завязке узла два хвоста (конца) лежат на одной стороне узла и являются более надежными, чем если бы они находились на противоположных сторонах.
Где применяется узел?
Главным образом узел используется для эффективного соединения двух веревок, которые имеют маркированную разницу в диаметрах или жесткости. Основной его целью является создание дополнительной прочности при связывании двух веревок.
Как уже говорилось выше, данный узел зачастую применялся и применяются в наше время на кораблях и парусниках, чтобы закрепить тросы и веревки, а также в такелажных работах. Если быть точнее, то брамшкотовый узел задействован в сфере связывания и соединения парусов, тросов.
Кроме того, его применение можно встретить и в альпинизме, например, для создания дополнительной страховки, когда необходимо заменить тонкую веревку на более толстую и прочную, а также для связывания двух веревок.
Не можем с уверенностью сказать, что он пригодится в рыбалке или охоте напрямую, но почему бы не вспомнить о нем при любых других условиях. Данный узел в любом случае является также туристическим и пригодится вам в ситуации выживания в лесу или на водоеме.
Преимущества узла
Сравнивая брамшкотовый узел со шкотовым, можно заметить довольно серьезные различия и лучшие преимущества. Добавление дополнительного поворота вокруг шлага предотвращает смещение веревки. Для максимальной прочности свободные концы веревки должны оказаться наверху на той же стороне брамшкотвого узла.
Обычный шкотовый узел при отсутствии достаточной нагрузки может соскользнуть и ослабнуть, а вот брамшкотовый узел будет прочно держаться благодаря дополнительной петле.
Как вязать брамшкотовый узел?
После изучения теоретических сведений приступим к схеме брамшкотового узла. В целом ничего сложного здесь нет, если вы освоили вязание шкотового узла. Итак, вооружитесь двумя веревками и следуйте поэтапно:
1. Сделайте петлю из веревки большего диаметра.
2. Подтяните вторую веревку (меньшего диаметра) в петлю первой веревки.
3. Подведите конец вокруг и под другой веревкой.
4. Подверните рабочий конец под себя так, чтобы оба коротких конца находились на одной стороне узла.
5. Снова подведите рабочий конец вокруг и под другой веревкой, удерживая ее справа от первоначального прохода.
6. Крепко затяните узел.
После тщательных стараний теперь наконец и вы сможете в любой момент воспользоваться им, чтобы связать две веревки разных диаметров. Имея множество полезных свойств, брамшкотовый узел является одним из самых оптимальных и надежных, как он описан в Книге узлов Эшли.
Морские узлы
Завязывание морских узлов на верёвке для её практического использования является важным вопросом морской практики. Прежде всего, хотел бы сделать небольшое пояснение. В описании представленных ниже морских узлов под словом «коренной конец» подразумевается неподвижный конец троса, а «ходовой конец» обозначает другой, рабочий (подвижный), конец троса. В описании выполнения узлов для облегчения изучения представлены рисунки.
1. ПРЯМОЙ УЗЕЛ
Выполнение. Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рис. 1, а) и связывают так, как показано на рис. 1, б.
Затянутый узел показан на рис. 1, в.
Применение. Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.
При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш.
2. РИФОВЫЙ УЗЕЛ
Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в.
Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.
3. ДВОЙНОЙ ПРЯМОЙ УЗЕЛ
Выполнение. Конец одного из связываемых тросов дважды обносят вокруг другого, затем концы тросов загибают навстречу друг другу (рис. 3, а) и повторяют начальную операцию (рис. 3, 6). После этого узел затягивают, а концы закрепляют шкимушгаром или тонким линем (рис. 3, в).
Применение. Двойной прямой узел рекомендуется для связывания тросов, испытывающих большую нагрузку.
4. ПЛОСКИЙ УЗЕЛ
Выполнение. Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе. Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рис. 4, а). Конец другого троса подводят под петлю (рис. 4, б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового, конца толстого троса (рис.4, в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рис. 4, г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра. Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой. Завязанный плоский узел изображен на рис. 4, д.
Применение. Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.
5. ПРОСТОЙ ШТЫК
Выполнение. Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рис. 5,а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рис. 5, б). В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рис. 5, в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара. Завязанный узел показан на рис. 5, г. Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.
Применение. Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).
6. ШТЫК СО ШЛАГОМ
Выполнение. Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рис. 6, а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рис. 6, е).
Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.
Применение. Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.
7. ШТЫК С ОБНОСОМ
Выполнение. Конец троса пропускают снизу вверх через рым (рис. 7, а), проводят под тросом и вновь продевают в рым, но в обратном направлении (рис. 7, б). Затем ходовой конец завязывают за коренную часть троса полуштыком и закрепляют тонким линем или шкимушгаром.
Законченный узел изображен на рис. 7, в.
Применение. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов за рымы или битенги, креплении тросов за скобы верпов и при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Часто используется на практике.
8. РЫБАЦКИЙ ШТЫК
Выполнение. Конец троса дважды продевают в рым (рис. 8, а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рис. 8, б). После образования второго полуштыка (рис. 8, в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рис. 8, г).
Применение. Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накла-дывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.
9. СВЯЗЫВАНИЕ ТРОСОВ ШТЫКАМИ
Выполнение. Связывание тросов штыками может быть выполнено двумя способами. Конец одного из тросов складывают в виде петли и крепят за коренную часть двумя-тремя полуштыками; в петлю вводят конец второго троса, который также завязывают за коренную часть полуштыками; концы тросов закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, а, б, в.
По другому, конец одного из тросов крепят тремя полуштыками ко второму тросу, а конец второго троса охватывает полуштыками первый трос. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, г, д.
10. ВЫБЛЕНОЧНЫЙ УЗЕЛ
Выполнение. Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рис. 10, а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рис. 10, б). Затянутый узел показан на рис. 10, в.
В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рис. 10, г, д), надевают их на предмет (рис. 10, е) и затягивают узел (рис. 10, ж).
Применение. Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.). Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.
11. ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК
Выполнение. Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рис. 11, а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рис. 11, б). Затянутый узел показан на рис. 11, в. Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.
Применение. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.
12. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ
Выполнение. На тросе делают небольших размеров колышку (рис. 12, а). Конец троса проводят в колышку (рис. 12, б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рис. 12, в). Затянутый узел изображен на рис. 12, г.
Применение. Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос. Один из самых нужных узлов.
13. ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ
Выполнение. На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рис. 13, а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рис. 13, б), который затем расширяют и обносят вокруг узла. Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры.
Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел (см. п. 12), после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.
Применение. Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.
14. КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛ
Выполнение. Коренную часть троса обносят вокруг ходового конца (рис. 14, а, б), после этого ходовой конец складывают вдвое и вводят в образовавшуюся колышку (рис.14, в, г). Затянутый узел показан на рис. 14, д. Для развязывания узла достаточно потянуть ходовой конец.
Применение. Калмыцкий узел применяют при подаче различных, инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт, узел также применяют при привязывании бросательного конца к огону швартова.
15. СВАЕЧНЫЙ УЗЕЛ
Выполнение. На тросе в там месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рис. 15, а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рис. 15, б). Затянутый сваечный узел показан на рис. 15, в.
Применение. Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте, или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки. Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рис. 15, г.
16. ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ
Выполнение. Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рис. 16, а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рис. 16, б). Затянутый узел показан на рис. 16, в.
Применение. Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам. Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.
17. БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ
Выполнение. Конец троса проводят в коуш (рис. 17, а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рис. 17, б, в). Затянутый узел показан на рис. 17, г.
Применение. Брамшкотовый узел используют в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями. Применение узла в последнем случае показано на рис. 17, д, е, ж.
18. УДАВКА
Выполнение. Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рис. 21, а, б). Затянутый узел изображен на рис. 18, в. Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рис. 18, г). В этом случае узел называется удавкой со шлагом.
Применение. Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен, и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.
19. ЗАТЯГИВАЮЩАЯСЯ УДАВКА
Выполнение. Трос укладывают в виде двух одинакового размера петель (рис. 19, а). Обе петли четыре-пять раз обвивают ходовым концом троса (рис. 19, б), после чего ходовой конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и зажимают в ней. Готовый узел изображен на рис. 19, е. Узел легко развязывается, если потянуть за коренную часть троса.
Применение. Узел «затягивающаяся удавка» применяют при временном креплении троса за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании троса на нок рангоутного дерева.
20. ГАЧНЫЙ УЗЕЛ
Выполнение. Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рис. 20, а) закладывают в гак (рис. 20,6) и накрывают сверху коренной частью троса (рис. 20, е). Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.
Применение. Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдержи-вает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.
21. БУКСИРНЫЙ УЗЕЛ
Выполнение. На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рис. 21, а). Её проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рис. 21, б). Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рис. 21, в, г). Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рис. 21, д).
Применение. Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса на гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.
22. УЗЕЛ «КОШАЧЬИ ЛАПКИ»
Выполнение. Конец сложенного вдвое троса отводят вниз так, чтобы образовались две петли (рис. 22, а), которые затем одновременно закручивают несколько раз в противоположных направлениях (рис.22, б) и надевают на гак (рис. 22, в).
Применение. Узел «кошачьи лапки» применяют для уменьшения длины стропа (рис. 22, г). Следует иметь в виду, что этот узел позволяет сравнительно немного уменьшить длину стропа.
23. УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА
Выполнение. Укорачиваемый трос складывают втрое, образуя две петли (рис. 23, а), после чего каждую из петель узла стягивают полуштыком и скрепляют с тросом линем, шкимушгаром или каболкой (рис. 23, б).
24. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» (первый вариант)
Выполнение. На конце\» троса делают небольших размеров петлю (рис. 24, а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рис. 24, б). Затянутый узел изображен на рис. 24, в.
Применение. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.
25. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» (второй- вариант)
Выполнение. Этот узел отличается от предыдущего, тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза. Выполнение узла приведено на рис. 25, а, б, в.
Применение. См. применение узла «восьмерка» (первый вариант).
26. СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ
Стопор накладывают на трос двумя шлагами (рис. 26, а, б), после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой, и крепят к нему линем или шкимушгаром (рис. 26, в). Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рис. 26, г).
В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную день, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рис. 26, д). Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рис. 26, е).
27. КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА КНЕХТАХ
Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный трос проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки (рис. 27, а, б, в). Практика показывает, что для надежного закрепления троса необходимо наложить на кнехты три — пять шлагов — восьмерок.
С этой же целью верхние шлаги наложенного на кнехты троса скрепляют прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом (рис.27, г, д). На рис. 27, е, ж, з, и, а также 27, к, показаны два способа закрепления троса на так называемых крестовых кнехтах.
28. ШЛЮПОЧНЫЙ УЗЕЛ
Выполнение. Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с по-мощью шкимушгара) и пропускают под первую банку. Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рис. 28, а), проводят над тросом, — перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рис. 28, б). Завязанный шлюпочный узел изображен на рис. 28, в.
Применение. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.