Брадобрей парикмахер цирюльник чем они различаются
Что такое цирюльник, чем он занимался?
Не все знают, что такое цирюльник, зато слово «хирург» понятно всем. Долгое время оба термина были синонимами, обозначали одну профессию. Потом значение первого слова изменилось, а через время оно и вовсе вышло из обихода. Разберемся, чем же занимались цирюльники.
История термина
В Западной Европе
Понять, что такое цирюльник, можно читая исторические описания повседневной жизни европейцев в Средние века. В ту пору основывались города, развивались ремесла. Еще не существовало разделения на парикмахеров, лекарей и т. п. Цирюльников называли и банщиками, и брадобреями, и хирургами. Это были ремесленники широкого профиля. Цирюльники оказывали гигиенические услуги: стригли, брили, срезали мозоли. Они разбирались в химических веществах, фармацевтике, могли дать снотворное. Лечили популярным в то время кровопусканием, вырывали зубы, делали прижигания. Цирюльники занимались резаными, колотыми, рублеными ранами, лечили переломы, вывихи.
В эпоху Возрождения они открывали в городах свои лавки, оставив бродячий образ жизни. Со временем каждый вельможа уже имел своего цирюльника-парикмахера. Профессионально стричь и брить стали в холлах гостиниц. В XIII веке в Париже открыли академию, где обучали парикмахерскому искусству.
Цирюльники в России
На территории нашего государства до XVII в. закон запрещал перенимать иноземные обычаи, платья, прически. Народ пользовался услугами бродячих цирюльников. Они носили с собой деревянный ящик с инструментами, стул для клиента. Как правило, имели при себе кувшин с пиявками, микстуры, лекарственные средства.
При Петре I профессия была узаконена. Более того, цирюльников стали считать низшим медицинским чином. Воинский устав тех времен требовал, чтобы при каждой роте был такой специалист. Цирюльников называли фельдшерами, лекарями. По уровню знаний, навыков, положению в обществе они были ниже врачей. Цирюльники считались докторами-самоучками. Знания они получали у более опытных коллег или осваивали определенный набор навыков, обучаясь у хирургов.
В XVII в. с распространением в России немецкого и французского влияния профессия становилась все популярнее. Однако цирюльники отличались между собой: одни работали при дешевых городских банях, других приглашали на дом, третьи открывали дорогие салоны. Богачи любили выписывать модных заграничных цирюльников.
В XVIII в. слова «хирург» и «цирюльник» перестали быть синонимами. Хирурги стали лечить пять видов болезней: раны, опухоли, переломы, вывихи, чирьи (фурункулы). Цирюльники продолжали стричь и брить клиентов.
В XIX в. из немецкого языка пришло слово «парикмахер». Карамзин, употребляя его в своих произведениях, подразумевал человека, который брил, причесывал, пудрил волосы.
В начале XX в. слово «парикмахер» вытеснило устаревший термин «цирюльник». Теперь его можно встретить только в художественной или исторической литературе, описывающей старые времена.
Парадокс о парикмахере, цирюльнике, брадобрее
На странице есть сокращённый вариант решения этого парадокса:
Бородатый брадобрей – решение парадокса Рассела
(http://www.proza.ru/2009/02/13/667)
Читайте также продолжение парадокса с новым условием:
Бритый брадобрей или снова о парикмахере
(http://proza.ru/2010/11/20/674)
глава из работы «Логические парадоксы. Пути решения»
ПАРИКМАХЕР
(Парадокс Рассела о цирюльнике, Парадокс брадобрея)
«Английский философ и логик Б.Рассел предложил следующий популярный вариант открытого им парадокса математической теории множеств.
Представим, что совет одной деревни так определил обязанности парикмахера этой деревни: брить всех мужчин деревни, которые не бреются сами, и только этих мужчин. Должен ли он брить самого себя? Если да, то он будет относиться к тем, кто бреется сам, а тех, кто бреется сам, он не должен брить. Если нет, то он будет принадлежать к тем, кто не бреется сам, и, значит, он должен будет брить себя. Мы приходим, таким образом, к заключению, что этот парикмахер бреет себя в том и только в том случае, когда он не бреет себя. Что, разумеется, невозможно.
Рассуждение о парикмахере опирается на допущение, что такой парикмахер существует. Полученное противоречие означает, что это допущение ложно и нет такого жителя деревни, который брил бы всех тех и только тех её жителей, которые не бреются сами.
Обязанности парикмахера не кажутся на первый взгляд противоречивыми, поэтому вывод, что его не может быть, звучит несколько неожиданно. Но этот вывод не является всё-таки парадоксальным. Условие, которому должен удовлетворять деревенский брадобрей, на самом деле внутренне противоречиво и, следовательно, невыполнимо. Подобного парикмахера не может быть в деревне по той же причине, по какой нет в ней человека, который был бы старше самого себя или который родился бы до своего рождения.
Рассуждение о парикмахере может быть названо псевдопарадоксом» Конец цитаты (3, c. 205 – 206).
Нет ничего проще, как назвать данную ситуацию невозможной и ложной, приклеив ярлык псевдопарадокса, как и в других подобных случаях. Но в таком случае следовало бы все парадоксы, или почти все, обозвать псевдопарадоксами и решить их все разом! Ведь не думает же кто-нибудь, что может в действительности существовать ситуация матери, спорящей с крокодилом, или составление каталога каталогов, или миссионера и людоедов или других. Значит, отрицание допущения не является выходом.
Из цитаты следует единственная истинная формулировка парадокса о парикмахере и, видимо, с точки зрения соответствия словам Б.Рассела, и с точки зрения валидности. Другие формулировки являются искажением исходной, о них далее.
Итак. Должен ли брить себя парикмахер (цирюльник), если он должен брить (тех и только тех) мужчин деревни, которые не бреются сами?
Ответить на поставленный вопрос можно только тогда, когда парикмахер будет отнесен к какому-либо классу: 1) либо к тем, кто «бреется сам»; 2) либо к тем, кто «не бреется сам». Попытаемся найти критерии такой классификации.
Точкой опоры понимания, основанием выводов и одновременно камнем преткновения в данной задаче является понимание, верная трактовка слов «бреются сами». Найдя истинное их понимание, получим истинное решение. Данные слова включают два аспекта:
1. временной – а) совет деревни относит к классу «бреются сами» всех мужчин, кто был отнесён к нему до момента определения обязанностей парикмахера – ПРОШЛОЕ; б) к этому классу относятся лишь те, кто подпадает под признаки определения класса в течение периода времени настоящего, включающего будущее относительно момента определения обязанностей, то есть время после него. Вариант настоящего, равного промежутку времени определения обязанностей парикмахера – СИЯ СЕКУНДА – не рассматривается из-за его несущественности для совета деревни, то есть из-за малой валидности. Ведь совет определяет обязанности парикмахера на будущее относительно всех мужчин, а данный вариант сужает границы класса (возможно до нуля) до количества бреющихся в момент заседания совета;
2. логический – отнесение к какому-либо классу на основании разных признаков: классы «бреется сам» и «не бреется сам» определяются по признаку а) начала бритья, поднесения бритвы; б) использования услуг парикмахера.
Таким образом, в случае 1-а, когда определение классов производится по ПРОШЛОМУ на основании любого признака бритья, ответ на вопрос будет зависеть от отнесения к одному или другому классу парикмахера, без изменения этой классификации в будущем. То есть: как раньше брился парикмахер – сам или не сам – к тем он и будет относиться. В случае 1-б уже необходимо рассмотрение признаков классификации для нахождения истинного из них.
Если принять за точку опоры выводов признак момента бритья, по которому обязанность парикмахера будет определяться – брить или не брить – в момент поднесения бритвы, начала бритья, то оказывается, что данный признак выбран неверно. Потому что возникает противоречивая закольцовка выводов. Ведь парикмахер до приступления к бритью клиента должен знать, бреется тот сам или нет, чтобы не нарушить свои обязанности. Но это выяснится лишь, когда начнётся бритьё, которое парикмахер начать не может, не определив клиента к классу «не бреются сами». Тупик, кольцо. Значит, необходима другая точка опоры выводов.
Расширением временного периода момента бритья, фактически, совершается переход и к другому качественному признаку классов. Примем за новый признак следующее основание выводов: к классу «не бреются сами» определим всех мужчин, которые демонстрируют, изъявляют желание побриться у парикмахера, то есть приходят к нему для бритья. Но и в данном случае выбор точки опоры выводов неверен, потому что тогда к классу «бреются сами» следует относить и тех, кто бреется у кого-либо помимо этого парикмахера (друг, жена и т.п.). Но ведь фактически они не бреются сами, то есть лично, собственноручно! Тогда отнесём к классу «бреются сами» всех собственноручно бреющихся мужчин, тогда к классу «не бреются сами» будут относиться все, кто бреется у кого-то другого помимо парикмахера. Но теперь в этой ситуации парикмахер по своим обязанностям должен брить и тех, кто не приходит к нему и не изъявляет желание использовать его профессиональные навыки, и тогда парикмахер должен будет себя брить, если его бреет кто-то другой. Но это опять нарушение условий: ведь он должен брить только тех, кто не бреется сам, то есть собственноручно, но если он начнёт себя брить, что и должен в этой вариации ситуации, то уже станет относиться к тем, «кто бреется сам», а их он брить не должен. Опять кольцо, парадокс.
Здесь неизбежно возникает необходимость прояснения ситуации – более точного определения признаков классов. Из вопроса следует, что включение в класс производится по длящемуся признаку бритья, продолжающемуся во времени процессу. То есть: каждый может сегодня бриться у парикмахера, а завтра сам. И к какому же классу он относится? И здесь возникает единственный истинный вывод: невозможно найти чёткий признак, определяющий классы «бреются сами» и «не бреются сами», потому что ни количество раз, ни длительность периода времени бритья не могут дать ответ на вопрос: «К какому классу относится мужчина, пришедший к парикмахеру побриться?». Ведь если он брился до этого сам, его не должен брить парикмахер, а если не сам, то должен, но тогда, начав бриться сам или же у кого-то другого, парикмахер в обоих случаях нарушает обязанности. Снова тупик: невозможность отнести к какому-либо классу самого парикмахера из-за отсутствия точного признака классов. Но если, помимо парикмахера, других мужчин можно включить в какой-либо из классов на основании даже нечёткого признака, например, определённого количества раз бритья (скажем, одного) и получить застывшую насовсем классификацию, которую при опоре на этот признак классификации изменить нельзя, то при попытке включить парикмахера в какой-либо класс получается расхождение фактического положения с принятым по классификации. Так, побрившись у кого-то другого, парикмахер относится к тем, кто «не бреются сами», значит, в следующий раз он сможет себя побрить. Но после этого он уже будет относиться к тем, кто «бреются сами» по факту, хотя по застывшей классификации он относится к другому классу. Противоречие.
Но если отсутствие точной классификации не даёт возможность чёткого отнесения мужчин к какому-то из классов, то парикмахер вообще не должен никого брить. Но ведь это опять нарушает его обязанности, так как он «должен брить тех и только тех, кто не бреется сам», где не сказано должен, если захочет. Тупик.
Таким образом, ни одно из кажущихся истинными определений таковым не оказалось. Возникает вопрос: возможно ли вообще выполнение таких обязанностей, существование такого парикмахера, такой деревни, такой ситуации вообще? По словам Ивина, ответ отрицательный. Но на самом деле выполнение обязанностей парикмахера возможно. Для этого нужно, если парикмахера невозможно отнести ни к одному из двух классов, включить его в третий класс. Таким классом будет «НЕ БРЕЮТСЯ».
Все мужчины деревни:
А. БРЕЮТСЯ 1-сами, 2- не сами Б. НЕ БРЕЮТСЯ
И независимо от выбора оснований отнесения к классам «бреются сами» и «не бреются сами» парикмахер НЕ ДОЛЖЕН БРИТЬ СЕБЯ САМ. Потому что он не относится к множеству «не бреются сами», также как и ко множеству «бреются сами», так как он вообще относится ко множеству «те, кто не бреются».
Для упрощения понимания данного парадокса достаточно было небольшой перестановки слов: «Должен ли брить себя цирюльник, если он должен брить только тех, кто(не) бреются НЕ сами», из которой ясно видна мысль о включении в этот класс тех, кто всё же бреется, хотя и не лично, не собственноручно. Новая классификация на два типа классов: бреются и не бреются – проясняет ситуацию и относительно тех, кто долгое время не брился вообще, молодёжи и женского пола. Ведь о них в парадоксе нет вообще ни слова, хотя малейшее упоминание могло бы сразу навести на решение.
Итак, ответ: парикмахер не должен бриться вообще, то есть он не должен брить себя.
Второй вариант Парадокса Рассела о парикмахере
Существует ещё одна формулировка парадокса. «Рассмотрим парадокс парикмахера, найденный Бертраном Расселом (1872-1970). Допустим, что в некотором посёлке нет бородатых людей и все мужчины бреются либо сами, либо у местного парикмахера. Допустим также, что в этом посёлке принято правило, согласно которому парикмахер бреет тех и только тех, кто не бреется сам. Спрашивается: бреет ли парикмахер самого себя? Оказывается, что ни «да», ни «нет» ответить нельзя. Если парикмахер бреет самого себя, то он относится к категории тех, кто бреется сам, а людей этой категории, согласно принятому правилу, он не должен брить. Значит, он не должен себя брить. Если же парикмахер не будет брить самого себя, то он относится к категории тех, кто не бреется сам, а таких людей он как раз и должен брить. Значит, он должен бриться сам.
Получается странная, невозможная петля: если парикмахер бреется сам, то он не должен брить себя, а если он не бреет себя, то он, напротив, должен бриться сам. Если же он бреется сам, то повторяется предыдущее рассуждение. Получается странная, бесконечная заколдованная петля, из которой нет выхода. Объяснение же парадокса состоит в том, что при формулировке правила, которым должен руководствоваться парикмахер, не были учтены иерархические различия. Правило должно относится ко всем жителям посёлка, кроме парикмахера, так как парикмахер в данном случае относится к другой иерархической категории.
Если же не учитывать иерархических различий и не уточнять правило, которым должен руководствоваться парикмахер, то парадокс говорит только о том, что такого парикмахера быть не может» Конец цитаты (4).
Это первая формулировка парадокса о парикмахере, которая, казалось бы, доводит ситуацию до противоречия условиями: 1) что в посёлке уже нет бородатых людей и 2) все мужчины бреются только двумя способами: либо собственноручно, либо у местного парикмахера. Кажется, что теперь-то уж парадокс точно не решаем. Но, однако, ответ на поставленный в данной формулировке парадокса вопрос остаётся тем же.
Итак, рассмотрим подробнее. Условия ситуации:
1. В посёлке нет бородатых мужчин, потому что они все бреются.
2. Все мужчины бреются двумя способами: собственноручно – сами – либо не сами – у местного парикмахера.
3. Принято правило, по которому парикмахер бреет только тех мужчин, которые бреются не сами.
4. Все события указаны в настоящем времени.
Вопрос: бреет ли парикмахер самого себя?
Чтобы ответить на вопрос, я применю те же методы, которыми пользовался ранее. А именно: для истинного решения любой задачи необходимо понимание самой задачи, её условий и вопроса. Чтобы добиться чёткого понимания, необходимо истинное определение ситуации и её условий. Для истинного рассуждения необходима истинная точка опоры выводов. В данной задаче точкой опоры выводов является отнесение парикмахера к одному из классов, множеств мужчин.
Из условий задачи вытекает, что парикмахер, как и все мужчины, тоже без бороды, а значит, он бреется каким-либо способом. Отнести его к какому-либо классу, как и любого другого мужчину посёлка, возможно только на основании способа бритья. Это основание выводов заложено в самом условии задачи. Ведь не сказано, что парикмахер должен брить только тех мужчин, которые пожелают бриться не сами (что по условию задачи равнозначно фразе «бриться у парикмахера», то есть у него), и не должен брить тех, кто пожелают бриться сами. Следовательно, он заранее уже знает распределение по классам мужчин. И, следовательно, он должен относиться тоже к какому-либо классу мужчин. Допустим, что он до введения правила брился сам. Значит, он после введения правила отнесен к классу мужчин, которые бреются сами. Но если учитывать то, что парикмахер при любом случае бритья является парикмахером (независимо от того берёт ли он плату, в рабочее ли время, на рабочем ли месте и т.п.), выходит, что он брился одновременно и другим способом – у местного парикмахера. А это приводит к невозможности отнесения его только к одному классу мужчин. Тупик.
Но ведь из условий задачи ясно видно, что парикмахер брился, а во-вторых, он мог бриться только своими руками, потому что друг друга в этом посёлке мужчины не бреют. Отсюда следует только единственный однозначный вывод: парикмахер после введения правила не должен брить себя сам, а также не бриться и ни у кого другого, чтобы не нарушить правило. Или прямой ответ – не бреет себя сам. Так как его нельзя отнести к одному из классов однозначно. И, таким образом, он создаёт новую категорию местных мужчин – бородатые мужчины. Ведь только так он не будет нарушать правило, потому что относится теперь к классу тех, кто не бреется вообще. А это и есть тот ответ, который я вывел в предыдущем решении.
Таким образом, ответом на вопрос «бреет ли парикмахер себя сам?» будет ответ:
«Нет, парикмахер не бреет себя сам и не должен, так как вообще не бреется».
Ведь имеется в виду время уже после введения правила, потому что ситуация с уже применяемым правилом и приведёнными фактами, условиями задачи, невозможна, так как тогда категории мужчин «не бреются сами» просто не существует, ведь не бреются сами только те, кого бреет парикмахер.
Если же принять во внимание, опять-таки, искажение формулировки данной ситуации, то решение будет следующим. Если фраза «все мужчины посёлка бреются, сами или у местного парикмахера» в истинном виде, исходя из валидности, звучит «бреются сами или не сами», это приводит к такому рассуждению.
Парикмахер без бороды, следовательно, он брился либо сам, либо его брил кто-то другой. Рассмотрим случай, когда правило применяется после распределения мужчин по классам: 1) бреются сами, 2) бреются не сами: а) у местного парикмахера, б) у другого человека. Исходя из этого, а, также приняв во внимание, что парикмахер и после введения правила бреется (что соответствует вопросу в настоящем времени), следует однозначный вывод, что он должен брить теперь и тех, кто бреется не у него, а другого человека. То есть он должен себя теперь побрить, так как относится к классу мужчин, кто бреются не сами. Но, побрив себя один раз, он становится принадлежащим сразу к двум классам: бреются сами и бреются не сами (у парикмахера). И уже теперь он не сможет брить себя сам. И теперь ему суждено стать бородатым, создав третий класс не бреющихся мужчин. То есть всё равно вывод остался тем же: парикмахер после введения правила не бреет себя и не должен это делать.
Что даёт моё решение парадокса о парикмахере? Рассел придумал эту умозрительную ситуацию для иллюстрации следствия теории множеств, то есть для облечения абстракции в конкретную форму, чтобы показать, что противоречивое внутренне условие не может быть основанием каких-либо истинных выводов и что элемент, стоящий на границе двух множеств, входящий в объёмы обоих, не может быть элементом лишь одного из них. Но, фактически, Рассел не добился своей цели, как мной доказано, ведь этот элемент в именно такой формулировке («Парикмахер») может вообще не входить ни в одно множество из данных, и тем самым устраняет противоречие. Нужно просто вникнуть в суть ситуации: в определения, время действия, умозаключения – и тогда всё станет на свои места.
Цирюльник или парикмахер?
14 сентября отмечается День парикмахера. И почему-то невольно вспоминается фильм «За двумя зайцами»… С чего это господину Голохвостому так не хотелось быть цирюльником? Может быть потому, что у него не было для этого специальных навыков?
Ведь цирюльник отличался от парикмахера тем, что он не только умел стричь, брить, колдовать над волосами, но ещё и лекарем был и мог проводить медицинские процедуры.
Теперь же парикмахер отношения к медицине не имеет, хотя, как сказать… Мне кажется, что хороший парикмахер должен быть и хорошим психологом, где-то даже врачевателем души.
Если мы зададимся вопросом, кто был первым в истории парикмахером, то ответа не получим. Нет его ни в одной энциклопедии, ни в справочнике. Если рассуждать логически, то первый парикмахер появился в глубокой древности, скорее всего на самой заре человечества. Мне кажется, что уже первобытные люди каким-то образом следили за своими волосами.
И вероятно те, кто обладал способностью придать облику соплеменников более благообразный вид при помощи подрезания волос кремневым ножом, пользовался в племени большим уважением.
Мужчины связывали волосы в пучки, женщины закручивали в жгуты, заплетали косы.
Позднее, когда люди стали верить, что в волосах живёт душа, подстригать волосы доверяли жрецам.
Если же обратиться к письменным источникам, то в древнеегипетских папирусах, относящихся примерно к V тысячелетию до нашей эры, есть упоминания о способах ухода за волосами, ногтями, телом.
Археологами на раскопках в Древнем Египте были обнаружены бритвы, сделанные из заточенных камней. Учёные считают, что бритвам не менее 3500 лет. Были найдены и сосуды с косметикой, парики, которые изготавливались из шерсти животных, папируса и окрашивались в разные цвета.
Фараоны носили парики, сотканные из большого количества косичек и пропитанные ароматными маслами. Завивали парики, наматывая пряди на деревянные коклюшки и обмазывали грязью, которая высыхая, отваливалась сама.
В одной из гробниц на нижнем кладбище Фив была найдена статуэтка, изготовленная более 3300 лет назад, изображающая парикмахера, который отвечал за бритье жрецов храма Амон.
Древние египтяне верили, что бритьё не только очищает лицо, но и душу. Судя потому, что одет парикмахер в короткую юбку с большим количеством складок и в парик, мы можем догадываться о том, что парикмахеры имели высокий статус.
Раскопки Древнего Вавилона и Ассирии так же говорят о том, что их жители пользовались услугами парикмахеров.
В Древнем Китае и Японии отдавали предпочтение устойчивым причёскам, для чего волосы смазывали яичным белком, смолами, для объёма подкладывали под них бархатные валики и подушечки.
Но практически все исследователи склоняются к тому, что парикмахерское дело стало искусством в Древней Греции, где красота человеческого тела обожествлялась. В античной Греции многочисленные методики выполнения причесок, стрижек, бритья и формирования бород приобрели названия. Мытье, окраска, завивка, стрижка волос, расчёсывание выполнялись разными специально обученными рабынями, которые назывались каламистрами.
Древнегреческие парикмахеры завивали волосы с помощью металлического стержня. Самая популярная прическа тех времен – завязанный на затылке греческий узел «коримбос».
Для украшения волос использовали цветы, ленты, диадемы…
Причесывание, завивка, надевание парика могли длиться несколько часов.
Считается, что именно в Греции зародились прообразы современных салонов. Ведь там не только выполняли процедуры, но и подбирали причёску, подчёркивающую достоинство внешности и скрывающую недостатки. Нередко древние парикмахерские одновременно были и мужскими клубами, где мужчины проводили время в беседах, обсуждая искусство, философию, политику, общественные дела.
Женщинам, как правило, делали причёски и проводили всевозможные процедуры слуги и рабыни дома.
Гречанки, имеющие от природы чёрный цвет волос, старались быть подобными богине красоты Афродите и осветляли волосы при помощи различных щелочных составов, пересыпали мукой.
Для создания причёсок из длинных волос, их завивали, а потом укладывали волнами или локонами надо лбом, собирали в конусообразные пучки.
В ранний период Римской Империи мужчины имели длинные волосы и бороды. Но постепенно Рим перенимал парикмахерское искусство Древней Греции. Письменные источники сообщают, что в 296 г. до н.э. римский сенатор Тисиниус Мена, вернувшись в Рим из Сицилии, ввёл в моду парикмахерские. По словам Плиния Старшего, первым важным римлянином, показавшимся на людях с чисто выбритым лицом, был генерал и консул Сципион Африканский.
Парикмахеров в Древнем Риме называли «tonsors» и они пользовались большим уважением.
Парикмахерские в Риме, как и в Греции, стали местом проведения мужского досуга. Бороды брили бритвами, сделанными из бронзы, и заточенными камнями. Избавлялись от бород и более болезненным способом при помощи воска и пинцетов.
В римских парикмахерских делали маникюр, педикюр, массаж головы, опрыскивали духами.
В отличие от греков, римские патриции проводили слишком много времени, ухаживая за своей внешностью. Злоупотребляли украшениями, посыпали волосы золотой пылью…
Но с распадом империи в моду вернулись бороды и длинные волосы.
Парикмахерское дело на какое-то время сдало свои позиции и в основном такие услуги предоставляли банщики. Но уже в начале XI века, когда начали основываться города, парикмахерское дело получило второе дыхание, появились ремесленники-брадобреи, которые брили, стригли и причёсывали горожан.
В 1096 г. французские парикмахеры сформировали первую гильдию парикмахеров. В Лондоне в 1308 году была основана Worshipful Company of Barbers, её президентом стал Мастер Парикмахеров, в обязанности которого входило посещение парикмахерских 1 раз в месяц и контроль над ними. Парикмахеры должны были иметь лицензию от гильдии.
В 1371 г. французские парикмахеры создали новую гильдию, просуществовавшую до Французской Революции.
Во времена Средневековья женщины носили длинные волосы с пробором посередине, заплетённые сзади в косы, сверху надевали косынки или чепцы. Но к концу средневековья в моду вернулся классический греческий стиль с небольшими изменениями.
Например, сбривали брови и часть волос выше лба. В волосы вплетали всевозможными украшениями.
Во Франции XV века были в моде длинные волосы, девушки носили их распущенными, замужние дамы прятали под покрывалом. Кудри и локоны завивали при помощи щипцов и разогретых металлических палочек.
Хирургические операции сначала были привилегией духовенства, так как в те времена только они и были образованными. Позднее духовенство для помощи во время медицинских операций стало привлекать парикмахеров, которые умели выполнять удаление зубов и другие мелкие процедуры.
Первый Летаранский Собор в 1123 году запретил духовенству быть у постели больных, в дальнейшем запрещения всё усиливались и поэтому за кровопускание и прочее взялись парикмахеры.
В течение шести столетий они составляли заметную конкуренцию медицинским хирургам.
В XVI веке в моду вошли высокие причёски из волос золотистого цвета, украшенные драгоценностями.
Благодаря Генриху IV возникла мужская мода на ношение зачесанных назад волос, закрученных вверх усов и маленькой острой бородки «a la Henri IV». После того, как король начал седеть, в моду вошла пудра для волос.
Генрих III ввёл моду на парики, их стали носить по всей Европе, что привело к расцвету парикового дела. В начале XVII века мастер по изготовлению фальшивых волос Эрвэй придумал парик с длинными волосами – парик-аллонж, который из Франции распространился по всему миру.
В первой половине XVII века появились самые замысловатые причёски в виде корзин с цветами, башен и даже кораблей. Держались такие причёски на проволочных каркасах. Особенной сложностью и причудливостью славились причёски Марии Антуанетты.
Жена Людовика XIII поспособствовала уменьшению высоты причёсок, сама она носила мелкие локоны надо лбом и длинные локоны по бокам, спускающиеся с плеч.
При короле Людовике XIV мужчины впервые стали носить парики из длинных, завитых в локоны волос, ниспадающих на плечи. В наше время такие парики надевают английские судьи и мэр Лондона.
В XVIII веке локоны обрамляли лишь переднюю часть головы, задняя оставалась гладкой. Крупные локоны до плеч свешивались по бокам. Мужчины носили маленькие парики с буклями по бокам и хвостиком сзади.
Буржуазная революция 1789 года отменила во Франции ношение любых париков.
Британский король Георг II разрешил парикмахерам выполнять только работы по уходу за волосами, запретив всё остальное. На какое-то время это привело к снижению престижа парикмахеров.
Во времена Наполеона I мода на причёски и одежду была близка к древнеримской. Волосы в женских причёсках поднимались вверх и украшались драгоценностями. Многие женщины отдавали предпочтение пудреным причёскам.
После свержения Наполеона Франция на какое-то время утратила титул законодательницы мод, который с 1820 года перешёл к Вене. Но в 1848 году Франция вновь стала занимать в области моды главенствующее положение. В то время снова стали модными сложные причёски из длинных женских волос. Мужчины же носили короткие волосы.
В 1881 году француз Марсель изобрел щипцы для горячей завивки, а в 1884-1885 годах он усовершенствовал метод завивки волос с применением химических средств, изобретённый немцем Фишером.
В 1904 году начала применяться так называемая шестимесячная завивка.
Первая мировая война способствовала появлению женской стрижки «под мальчика».
До начала войны в парикмахерских, как правило, работали сами мастера с несколькими учениками. Рабочая неделя длилась около 100 часов. После первой мировой войны рабочая неделя стала длиться около 54 часов.
В 1916 году в Германии на первой выставке мод были представлены образцы парикмахерских работ.
Двадцатые годы прошлого века ознаменовались появлением предприятий по изготовлению аппаратов и парикмахерских принадлежностей.
В России парикмахерское искусство развивалось медленно. В древности славяне носили длинные волосы и бороды, самой популярной была стрижка «под горшок». Богатых стригла прислуга, а бедных, как правило, глава семейства. Женщины заплетали косы. Волосы расчёсывали при помощи гребня, изготовленного из дерева, рога, кости, реже металла.
С XIII века татаро-монгольское иго принесло моду на бритьё головы наголо.
При царе Алексее Михайловиче парикмахерским делом занимались «тупейные художники» – крепостные, которые работали только на своего барина.
Петр I ввел немецкую, а потом французскую моду. В 1702 году в своем указе он перечислял всех, кто должен носить модные европейские костюмы и прически. Особенные гонения царь устроил на бороды.
Положительным в реформах Петра I было то, что он освободил женщин из теремов и повелел им посещать балы и ассамблеи. Женщины, естественно, обрадовались и потребовали у своих мужчин заморских парикмахеров, так как своих в те времена не было. Долгое время в России продержалась мода на причёски из большого количества локонов, украшенные всевозможными драгоценностями.
В XVIII веке в России появились журналы мод, которые рассказывали не только о модных туалетах, но и причёсках.
В 1801 году Александр I издал Указ предписывающий обрезать волосы. Косы не должны были превышать 4 вершков.
1806 году кадетов обязали стричь волосы под «гребенку». В 1807 году добрались до офицеров, повелев им носить косы только в торжественных случаях.
Цирюлен в городах было мало, цирюльники в основном бродяжничали, нося с собой в громоздких ящиках инструмент, а на шее деревянный стул, на который усаживали клиентов. Услуги свои они предлагали на базарах, постоялых дворах и прочих людных местах.
После поражения Наполеона в войне 1812 года ряды парикмахеров пополнили французские пленные. А русская знать выписывала парикмахеров прямо из Парижа. Постепенно появились парикмахерские салоны, которые назывались «залы для стрижки и бритья» в Москве и Петербурге.
Парикмахерских школ в царской России не было. Для обучения детей отдавали в ученики мастеру. Французы не спешили делиться секретами и держали русских в подмастерьях.
Считается, что расцвет парикмахерского искусства произошёл в России при царе Николае I. Связано это с расцветом искусства театрального, с открытием Александрийского театра.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже награды «За искусство», Золотой крест и Диплом, подтверждающий звание действительного заслуженного профессора парикмахерского искусства вручили русскому парикмахеру Ивану Андреевичу Андрееву. Впоследствии он побывал во многих столицах Европы в качестве приглашённого члена жюри, эксперта на выставках и показах. В 1909 году вышла книга воспоминаний и альбом причёсок И.А. Андреева.
После революции постепенно парикмахерские услуги становились доступными всем слоям населения.
В 50-е годы прошлого века в нашей стране был внедрён метод химической завивки, изобретённый в 1937 году. Пользовалась популярностью и завивка волос на бигуди холодным методом.
Приобрела популярность окраска волос. В основном советские женщины хотели быть похожими на знаменитых блондинок экрана Любовь Орлову, Марину Ладынину, Людмилу Целиковскую…
На Западе в кино тоже царила знаменитая на весь мир блондинка Мэрилин Монро. Не меньший восторг и желание подражать вызывала французская актриса Бриджит Бардо.
В конце 60-е годы прошлого века англичанин Видал Сассун создал стрижку, которую он назвал своим вкладом в эмансипацию, так как для ухода за ней не требовалось ничего, кроме мытья. Позднее вошли в моду стрижки «каскад» и «ежики».
В 80-е годы прошлого века вернулись длинные волосы, ниспадающие на плечи, локоны.
В наше время достигла высокой степени совершенства окраска волос. Многие девушки и дамы злоупотребляют этим достижением, меняя цвет своих волос чуть ли не каждую неделю. Для окраски часто используются оттеночные шампуни и натуральные краски.
И что отрадно, так это то, что наши мастера много раз завоевывали на международных конкурсах парикмахерского искусства награды и первые места.