Боты на сайтах для чего
Что такое боты – определение и описание
Боты. Определение и описание
«Бот» (сокращение от «робот») – это программа, выполняющая автоматические заранее настроенные повторяющиеся задачи. Боты обычно имитируют поведение пользователя или заменяют его. Боты являются автоматизированными, потому они работают намного быстрее, чем пользователи. Они выполняют полезные функции, например, обслуживание клиентов или индексация поисковых систем. Однако боты также могут являться вредоносными программами, используемыми для получения полного контроля над компьютером.
Интернет-боты также могут называться пауками, поисковыми роботами или веб-ботами.
Что такое компьютерные и интернет-боты?
Компьютерные и интернет-боты по сути являются цифровыми инструментами и, как любой инструмент, могут использоваться как во благо, так и во вред.
«Хорошие» боты выполняют полезные задачи, а «плохие» или вредоносные боты могут использоваться для взлома, рассылки спама, шпионажа, прерывания и взлома веб-сайтов любого размера. По оценкам, в настоящее время до половины всего интернет-трафика приходится на компьютерных ботов, выполняющих определенные задачи, такие как автоматизация обслуживания клиентов, имитация человеческого общения в социальных сетях, помощь компаниям в поиске контента в Интернете и в поисковой оптимизации.
Компании и частные лица используют ботов для замены повторяющихся задач, которые в противном случае пришлось бы выполнять людям. Задачи, выполняемые ботами, обычно просты и выполняются гораздо быстрее, чем если бы их делал человек. Однако не все выполняемые ботами задачи безопасны. Иногда ботов используют для преступных действий, таких как кража данных, мошенничество и DDoS-атаки.
Вредоносные боты и опасности со стороны интернет-ботов
Вредоносные и интернет-боты могут быть запрограммированы на взлом учетных записей пользователей, поиск контактной информации в интернете, рассылку спама и выполнение других вредоносных действий.
Для проведения таких атак и сокрытия источника атак злоумышленники могут распространять вредоносные боты через ботнет. Ботнет – это несколько подключенных к интернету устройств, на каждом из которых работает один или несколько ботов, часто без ведома владельцев устройств. Каждое устройство имеет собственный IP-адрес, и трафик ботнета поступает с множества IP-адресов. Это затрудняет выявление и блокировку источника вредоносного трафика со стороны ботов. Часто ботнеты растут сами по себе, рассылая с зараженных устройств спам-сообщения, заражающие другие устройства.
Один из наиболее распространенных способов заражения компьютеров ботами – это загрузки. Вредоносные программы доставляются в виде файла загрузки через социальные сети или сообщения электронной почты, в которых рекомендуется перейти по ссылке. Ссылка часто представляет собой изображение или видео, содержащее вирусы и другие вредоносные программы. Компьютер, зараженный вредоносной программой, может стать частью ботнета.
Бот также может отображать предупреждение о том, что компьютер заразится вирусом, если не перейти по соответствующей ссылке, однако именно при переходе по ссылке компьютер заражается вирусом.
Вредоносные боты являются проблемой как для организаций, так и для клиентов. Опасности клиентов включают потенциальную возможность кражи данных и личной информации, перехват нажатий клавиш клавиатуры при вводе конфиденциальной информации, такой как пароли, банковские реквизиты и адреса, а также фишинг.
Вредоносные боты легко могут оставаться незамеченными. Они легко скрываются на компьютере и часто их имена файлов и процессов аналогичны или идентичны именам стандартных системных файлов и процессов.
Примеры вредоносных ботов:
Спам-боты
Спам-боты могут собирать адреса электронной почты со страниц контактов или гостевых книг. Кроме того, они могут размещать рекламный контент на форумах или в разделах комментариев, чтобы привлечь трафик на определенные сайты.
Вредоносные чат-боты
Веб-сайты и приложения служб знакомств – любимое место вредоносных чат-ботов. Эти чат-боты выдают себя за живых людей, подражая реальному человеческому общению. Часто их жертвами становятся пользователи, не осознавшие, что общаются с вредоносными программами, целью которых является получение личной информации, включая номера кредитных карт.
Боты для обмена файлами
Эти боты получают от пользователя запрос (например, популярный фильм или музыкальный альбом) и в ответ сообщают, что у них есть доступный для загрузки файл и предоставляют ссылку. Пользователь переходит по ссылке, загружает и открывает ее, и неосознанно заражает свой компьютер.
Заполнение учетных данных
Такие боты вводят известные имена пользователей и пароли (обычно получаемые в результате утечки данных) на страницы входа для несанкционированного доступа к учетным записям пользователей.
DoS и DDoS-боты
Здесь избыточный трафик со стороны ботов используется специально для создания чрезмерной нагрузки на ресурсы сервера и остановки работы сервисов.
Атаки на интернет-магазины
Эти атаки нацелены на интернет-магазины; их цель – отображение товаров как отсутствующих в наличии. При атаках этого типа вредоносные боты получают доступ к корзине покупок, выбирают товары в интернет-магазине и добавляют их в корзину, не завершая покупку. В результате, когда реальный пользователь хочет купить товар, отображается сообщение о том, что товара нет в наличии, хотя фактически товар доступен.
Поиск уязвимостей
Боты этого типа проверяют миллионы сайтов на наличие уязвимостей и сообщают об обнаруженных уязвимостях. В отличие от «честных» ботов, которые информируют владельца веб-сайта, вредоносные боты сообщают об обнаруженных уязвимостях своему разработчику, который затем продает ее или использует для взлома.
Боты для накручивания кликов
Эти боты создают огромное количество вредоносного трафика, специально нацеленного на платную рекламу с целью мошенничества. Этот мошеннический трафик перехода по платным рекламным объявлениям ежегодно обходится рекламодателям в миллиарды долларов, поскольку часто замаскирован под легальный трафик. Такие действия ботов могут стоить рекламодателям значительную часть их рекламного бюджета, если не используется надежное программное обеспечение для обнаружения ботов.
Мониторинг трафика
Эти боты используются для перегрузки почтовых серверов и для крупномасштабных краж данных.
Зачем злоумышленники используют ботов?
1. Для кражи финансовых и персональных данных
Злоумышленники могут использовать ботнеты для рассылки фишинговых сообщений и для других видов мошенничества, чтобы обманным путем получить деньги пользователей. Они также могут собирать информацию с зараженных ботами машин и использовать ее для кражи личных данных, получения займов на имя пользователя или оплаты покупок от его имени.
2. Для атак на легальные веб-сервисы
Злоумышленники могут использовать ботнеты для DoS и DDoS-атак, направляющих на легальный сервис или сеть огромный объем трафика. Такой объем трафика может существенно замедлить работу веб-сервиса или сети компании или создать на них избыточную нагрузку, что приведет к остановке их работы.
3. Для вымогательства денег
Злоумышленники получают доход от DoS-атак за счет вымогательства (например, требование от владельцев сайта платы за то, чтобы сайт не был отключен) или платежей со стороны групп, заинтересованных в нанесении ущерба компании или сети. Такие группы включают «хактивистов» — хакеры с определенными политическими взглядами, а также иностранные военные и разведывательные организации.
4. Для получения денег на системах зомби и ботнетах
Киберпреступники также могут сдавать ботнеты в аренду другим злоумышленникам для рассылки спама, мошенничества, фишинга, кражи личных данных и атак на легальные веб-сайты и сети.
Типы ботов
Что делают боты, не являющиеся вредоносными? Есть много разных видов ботов:
Чат-боты
Боты, имитирующие человеческий разговор, отвечают запрограммированными ответами на определенные фразы.
Социальные боты
Боты, работающие в социальных сетях, используются для автоматического написания сообщений, отстаивания идей, выступают в качестве подписчиков пользователей и как фиктивные учетные записи для получения подписчиков. По мере усложнения алгоритмов работы социальных сетей, социальным ботам становится все труднее создавать фиктивные учетные записи. Социальных ботов сложно выявить, поскольку они могут вести себя как реальные пользователи.
Боты для совершения покупок
Боты, осуществляющие мониторинг цен и выполняющие поиск лучшей цены на продукты, интересные пользователю. Некоторые боты наблюдают шаблоны поведения пользователя при навигации по сайту, а затем настраивают этот сайт для пользователя.
Боты-пауки или поисковые роботы
Боты, которые сканируют контент веб-страниц по всему интернету, чтобы помочь Google и другим поисковым системам понять, как оптимально отвечать на поисковые запросы пользователей. Боты-пауки загружают HTML и другие ресурсы, такие как CSS, JavaScript и изображения, и используют их для обработки содержимого сайта.
Боты для считывания веб-страниц
Боты, считывающие данные с веб-сайтов с целью сохранения их в автономном режиме для повторного использования. Это может быть считывание как всего содержимого веб-страниц, так и конкретных данных, например, названий и цен продуктов на веб-сайтах электронной коммерции.
В некоторых случаях считывание является законным и разрешено владельцами веб-сайтов. В других случаях боты могут нарушать условия использования веб-сайтов или осуществлять кражу конфиденциальных или защищенных авторским правом материалов.
Боты-сборщики информации (Knowbots)
Боты, которые собирают для пользователей информацию, соответствующую определенным критериям, автоматически посещая веб-сайты.
Боты для мониторинга
Боты, используемые для мониторинга работоспособности веб-сайта или системы. Например, Downdetector.com – независимый сайт, в реальном времени предоставляющий информацию о статусе веб-сайтов и сервисов, включая данные о сбоях.
Транзакционные боты
Такие боты используются для совершения транзакций от имени людей. Например, транзакционные боты позволяют клиентам совершать транзакции в контексте разговора.
Боты-загрузчики
Боты, используемые для автоматической загрузки программного обеспечения или мобильных приложений. Они используются для управления статистикой загрузок, например, чтобы увеличить количество загрузок в популярных магазинах приложений и помочь новым приложениям подняться в верхние строки поиска.
Однако также их можно использовать для атак на сайты загрузки, создавая поддельные загрузки как часть DoS-атак (отказ в обслуживании).
Билетные боты
Боты, которые автоматически покупают билеты на популярные мероприятия для перепродажи с целью получения прибыли. Эта деятельность является незаконной во многих странах. Даже если она напрямую не противоречит закону, она причиняет неудобства организаторам мероприятий, легальным продавцам билетов и потребителям. Часто билетные боты бывают непростыми, они имитируют поведение реальных покупателей билетов.
Как работают боты?
Обычно боты работают по сети. Боты, которые могут взаимодействовать друг с другом, используют для этого интернет-сервисы: обмен мгновенными сообщениями, интерфейсы, такие как Twitterbots, или ретранслируемый интернет-чат (Internet Relay Chat, IRC).
Боты представляют собой набор алгоритмов для выполнения определенных задач. Различные типы ботов разработаны для выполнения разных задач.
В качестве примера разберем чат-ботов и рассмотрим разные методы их работы:
У каждого вида ботов есть свои плюсы и минусы. Компании, использующие ботов, выбирают наиболее подходящий вид, исходя из своих требований.
Плюсы и минусы ботов
Плюсы компьютерных и интернет-ботов:
Минусы компьютерных и интернет-ботов:
Примеры ботов
Множество и разнообразие ботов позволяет использовать их в самых разных областях, таких как обслуживание клиентов, бизнес, поиск и развлечения.
Примеры известных сервисов, использующих ботов:
Как выяснить, заражен ли компьютер ботами
Существуют следующие способы определить, является ли компьютер частью ботнета:
Что делать, если компьютер заражен ботами
Если компьютер уже заражен ботами, самое важное – защитить данные.
Несколько предпринять следующие шаги:
Шаг 1. Отключите компьютер от сети как можно скорее – это остановит кражу конфиденциальных данных и помешает использованию компьютера для атак на другие сети.
Шаг 2. Перенесите все важные и личные данные на другой компьютер или внешний жесткий диск. Однако сначала убедитесь, что на этих устройствах нет вредоносных программ.
Шаг 3. Выполните сброс настроек компьютера до заводских (имейте в виду, что помимо решения проблемы это действие также повлечет удаление созданных вами файлов и программ, драйверов, и будет выполнен возврат настроек к значениям по умолчанию).
Шаг 4. Очистите компьютер с помощью различных инструментов безопасности или обратитесь к специалисту.
Помните, что профилактика – лучшее средство против ботов и других видов вредоносных программ. Поэтому важно, чтобы на всех ваших устройствах были установлены программы обеспечения кибербезопасности.
Как защитить компьютер от ботов
Сложность заключается в том, что многие точки контакта с клиентами в интернете, включая веб-сайты, мобильные приложения и API-интерфейсы, подвергаются атакам со стороны ботов. Защитить компьютер от ботов возможно, но это требует бдительности и понимания того, что именно искать.
Ниже приведено несколько действий, необходимых для защиты систем от проникновения ботнетов:
Установите антивирусное программное обеспечение
Используйте комплексное антивирусное программное обеспечение для защиты устройства. Например, Kaspersky Total Security блокирует вирусы и вредоносные программы в режиме реального времени и не позволяет злоумышленникам удаленно захватить ваш компьютер. Убедитесь, для антивирусных и антишпионских программ настроено автоматическое обновление.
Убедитесь, что обновлены все программы
Никогда не пропускайте обновления системы. Регулярно проверяйте наличие обновлений и исправлений для браузера и операционной системы.
Используйте надежный пароль
Надежный пароль сложно подобрать, он состоит из комбинации заглавных и строчных букв, цифр и символов. Не следует использовать один и тот же пароль для нескольких учетных записей. Рекомендуется использовать надежный менеджер паролей.
Переходите только по доверенным ссылкам
Переходите по ссылкам в интернете или открывайте сообщения электронной почты, только если вы доверяете их источникам. Опасность обычно возникает при загрузке контента с неизвестных сайтов или получении его от людей, не использующих современные средства защиты и непреднамеренно распространяющих зараженные файлы.
Всегда будьте предельно осторожны при загрузке данных и файлов от лиц, чей компьютер не защищен. Старайтесь не использовать флэш-накопители на зараженном компьютере.
Избегайте ненадежных веб-сайтов и рекламы
Обычно пользователи загружают вредоносных ботов, когда им при просмотре веб-страниц попадается интригующая реклама или загрузка. Будьте осторожны при загрузке бесплатных версий программного обеспечения с незнакомых веб-сайтов и никогда не нажимайте на всплывающие объявления с предложением повысить производительность компьютера или решить проблемы с вирусами. В большинстве случаев взаимодействие с этими страницами приводит к установке вредоносных программ на компьютер.
Установите сетевой экран
Сетевой экран помогает блокировать вредоносные атаки.
Используйте менеджер ботов
Менеджер ботов позволяет остановить вредоносных ботов. Менеджеры ботов могут входить в состав платформы по обеспечению безопасности веб-приложений.
Менеджер ботов позволяет разрешить использование одних ботов и заблокировать использование других, потенциально опасных для системы. Для этого он классифицирует все входящие запросы от людей и «хороших» ботов, а также от известных вредоносных и неизвестных ботов. Затем менеджер ботов направляет весь подозрительный трафик со стороны ботов с сайта.
Некоторые базовые наборы функций управления ботами включают ограничение скорости для IP-адресов и контрольное изображение CAPTCHA. Ограничение скорости для IP-адресов позволяет ограничить количество запросов с одних и тех же адресов, а CAPTCHA часто используется, чтобы отличить ботов от людей с помощью ввода кода с картинки.
«Хорошие» боты являются важной частью инфраструктуры интернета и выполняют множество полезных задач. Вредоносных ботов трудно обнаружить без антивирусной программы, потому что они спрятаны на видном месте. Таким образом, важно осознавать риски со стороны вредоносных ботов и всегда поддерживать надлежащий уровень кибербезопасности.
Чат-боты: для чего нужны и как создать. Гайд для тех, кто ещё не разобрался
Как создать чат-бота самостоятельно, без программистов? Когда нужно привлекать разработчиков? Разбираемся вместе с экспертами.
Lefgo / Pexels / Colowgee для Skillbox Media
Пользователи любят общаться с компаниями через мессенджеры. Платформа Twilio опросила шесть тысяч человек и выяснила, что 85% из них хотели бы иметь возможность связаться с поддержкой через сообщения. По последним данным, 56% клиентов предпочтут мессенджер звонку на горячую линию, а 51% ожидают от компании моментального ответа в любое время суток.
К 2022 году 80% запросов будут обрабатывать чат-боты, предсказывает CNBC. Этот прогноз не удивляет. Для пользователей чат-боты — это круглосуточная поддержка и быстрые ответы на вопросы. Для бизнеса это рост продаж и обслуживание клиентов без затрат на операторов.
Эта статья для тех, кто ещё не включил чат-ботов в свой инструментарий. В ней мы разберём:
Пишет про технологии и бизнес.
Что такое чат-боты и зачем они нужны
Хотя слово «чат-боты» знакомо каждому маркетологу, их часто путают с другими инструментами, а ещё приписывают им ложные функции. Разберём, какие цели текстовые боты решают в бизнесе, в какие интерфейсы их внедряют, а также что они делать не умеют.
Чат-бот — это автоматическая система для общения с пользователями. Другими словами, это алгоритм, робот, который помогает клиентам решать различные задачи. Например, сделать заказ в интернет-магазине.
Вот примеры их стандартных функций: напомнить об акции, принять заявку, помочь сделать заказ, отменить запись к врачу, подтвердить доставку, записать ответы пользователя, классифицировать лид и отправить информацию в CRM.
Чат-ботов можно встретить в разных интерфейсах:
Их не стоит путать с рассылками и информационными каналами. Чат-бот «общается» с пользователем, отвечает на его вопросы. Рассылки просто дают информацию, ничего не спрашивая и не реагируя на запросы читателей. Если рассылку отправляют через чат-бота, то он сможет ответить на вопросы и перейти к диалогу с пользователем.
Боты могут использовать не только текст, но и голос или комбинацию текста и голоса. Однако в этой статье мы говорим о чат-ботах, общающихся текстом. Голосовой помощник — это тема для отдельного материала.
В бизнесе чат-боты решают две большие группы задач:
О чат-ботах есть несколько ложных представлений. Они не могут полностью заменить человека: некоторые задачи алгоритмы закрывают сами, но для других они подключают операторов. Чат-ботов также не используют для рассылок спама незнакомым контактам. Кроме того, автоматические алгоритмы в мессенджерах не могут полностью заменить систему продаж: сайт всё равно нужен.
Насколько эффективны чат-боты? Open Rate сообщений в мессенджерах — 90%. Для сравнения, у email-писем похожего содержания показатель составляет 20–30%. В мессенджерах выше Click Rate и скорость ответа. В среднем это 90 секунд для чат-ботов против 90 минут для email.
Робот стоит на первой линии поддержки, он может забрать на себя 50% и более обращений, говорит директор платформы для разработки голосовых и текстовых роботов Ziax, эксперт курса «Мессенджер-маркетинг» Роман Милованов. По его словам, это касается типовых обращений, которые не требуют уникального подхода к клиенту. Чат-боты избавляют операторов от рутины — это снижает и затраты, которые можно посчитать в FTE, и косвенные издержки, которые трудно подсчитать.
Роман Милованов приводит и другие примеры использования чат-ботов. Их используют в HR для ответов на запросы сотрудников. Или во внутренних техподдержках: чат-боты заводят заявки, отслеживают статусы, бронируют переговорные комнаты. Тем не менее в этой статье мы говорим о ботах для маркетинга.
Конструкторы vs разработчики
Чат-боты различаются по сложности. Есть простые алгоритмы — они могут вывести информацию по запросу или ответить на вопросы пользователя, если те входят в базу данных. Если ответа в базе нет, робот перенаправляет к менеджеру. Таких ботов часто собирают самостоятельно с помощью конструкторов.
Сложные чат-боты умеют запоминать ответы пользователей и учиться на них. Для работы таких чат-ботов нужен искусственный интеллект, и, как правило, их заказывают у разработчиков. Есть версии конструкторов с ИИ, однако мнения на их счёт разделились: некоторые уверяют, что результат всё равно будет хуже, чем при индивидуальной разработке.
Разработку чат-бота не всегда стоит начинать с поиска исполнителя, считает геймификатор и продакт-менеджер Александр Дученчук. По его словам, сначала нужно смоделировать решение. Это удобно делать на онлайн-досках для майндкарт — например, Miro или Lucidchart.
Простой чат-бот: как сделать с помощью конструктора
Конструкторы стоят в среднем 10 долларов за одного бота в месяц. Есть и бесплатные, и более дорогие сервисы. У некоторых конструкторов стоимость зависит от числа пользователей или сложности диалогов.
Самостоятельное создание чат-бота можно условно разделить на пять этапов.
Этап 1. Определите, где будет находиться чат-бот
Это мессенджер, диалоговое окно на сайте, отдельная страница. На российском рынке наиболее популярны мессенджер социальной сети «ВКонтакте» и WhatsApp — многие начинают внедрение чат-ботов именно с них.
Этап 2. Опишите цели чат-бота
К какому действию он должен подвести пользователя? Примеры: получить информацию, оформить заказ на товар, добавить товар в лист ожидания. Возможно, алгоритм должен сообщить пользователю о скидках, акциях, появлении товара на складе, ответить на вопросы.
Чтобы ответить на первые два вопроса плана, нужно проанализировать аудиторию. Нужно определить, откуда приходят клиенты, какие вопросы они задают, что их интересует, где и как они предпочитают коммуницировать с вашими менеджерами, почему уходят.
Этап 3. Спроектируйте чат-бота
Нужно определить логику алгоритма и последовательность действий. Итоговую структуру можно описать в виде последовательной (блочной, или древовидной) схемы сообщений.
На этом этапе нужно обратить внимание на то, в каком тоне чат-бот общается с клиентами. Сервис доставки еды и похоронное бюро будут использовать разные стили. Текстовые сообщения можно дополнить кнопками, смайликами, анимацией и иллюстрациями.
Этап 4. Выберите конструктор чат-бота
На рынке есть как англоязычные, так и русскоязычные сервисы. Конструкторы различаются набором функций, возможностью интеграций и тем, для каких платформ они создают чат-ботов. Вам нужно подобрать подходящий в зависимости от ваших задач.
Приведём некоторые примеры:
У Facebook Messenger, Slack и Telegram есть собственные платформы для создания ботов. Они бесплатные, но несколько сложнее классических коммерческих конструкторов.
Для общения с пользователем чат-бот должен откуда-то брать данные: о заказах, товарах, статусе доставки и так далее. Для этого алгоритм интегрируют со сторонними сервисами, которые хранят такие данные. Это, например, «Мой склад», «Google Таблицы», «Google Календарь», Bitrix24 или даже Instagram. При выборе конструктора нужно учитывать, что он должен работать с сервисом, которым пользуетесь вы.
Также боту может потребоваться интеграция с бэкенд-системами, чтобы он мог подключиться к нужному мессенджеру. Если вы раньше этим не занимались, то лучше взять конструктор, в котором ничего из сторонних сервисов подключать не нужно.
Ещё следует обратить внимание:
Этап 5. Откорректируйте бота после тестового периода
Когда бот проработает хотя бы месяц, попробуйте его улучшить. Для этого:
Сложный чат-бот: как заказать у программистов
Хотя новичок может справиться с созданием чат-бота, профессиональные лингвисты и программисты сделают робота намного лучше. Так считает Роман Милованов из Ziax. По его словам, это также будет быстрее. В этом разделе мы разберём, сколько может стоить разработка бота, где искать подрядчиков и что нужно учесть при создании ТЗ.
Сколько может стоить создание бота
Час разработки в этом сегменте в среднем стоит от 800 до 2500 рублей. Итоговая цена проекта будет зависеть от сложности, в том числе от того, нужны ли функции ИИ. Самого простого бота можно заказать у фрилансера от 10 тысяч рублей; цена хорошего чат-бота для компании будет находиться в ветке 100–300 тысяч рублей.
Цены на чат-ботов в агентствах, которые на них специализируются, начинаются от 40 тысяч рублей, а в веб-студиях — от 120 тысяч.
Стоимость также зависит от платформы, для которой нужен чат-бот. Самые дешёвые — это роботы для Facebook, Telegram, Viber и сайтов. В них для создания диалогов можно использовать уже существующий интерфейс. Сложнее сделать робота для WhatsApp или SMS — цена может быть больше в пять раз.
Где искать исполнителя
Способы поиска в целом не отличаются от того, как компании ищут квалифицированных сотрудников на другую проектную работу.
Александр Дученчук рекомендует руководствоваться следующим принципом. Фрилансеры подходят для несложных линейных чат-ботов, а разработчиков сложных технологических роботов лучше искать в профильных агентствах или через сайты поиска работы.
Обязательно нужно проверить на собеседовании, работал ли исполнитель с нужными вам технологиями. Это могут быть технологии обработки естественного языка (NLP), распознавания человеческой речи (Voice Recognition, Text-to-Speech и Speech-to-Text). На изучение этих инструментов уйдёт слишком много времени, отмечает Дученчук.
Для разработки сложных чат-ботов можно применять разные языки, поэтому, если у вас уже есть в стеке, например, Python, можно не усложнять и написать чат-бота на нём, заключает Дукенчук.
Как составить ТЗ и выяснить точную стоимость?
Чтобы правильно составить ТЗ и выставить прайс, посмотрите похожие предложения и проанализируйте, какие требования там изложены, какие сроки и цены. После этого:
Как узнать больше
Если вас интересует продвижение бизнеса в мессенджерах в целом, то вот здесь мы рассказываем о маркетинге в WhatsApp, здесь — о массовых рассылках во «ВКонтакте» от имени группы, а здесь — о подключении чат-ботов к таргетированной рекламе.
О необычном способе использовать чат-бота можно прочитать в статье «Как в „Газпром нефти“ развивают эмоциональный интеллект с помощью чат-бота».
Сервисы, которые позволяют решить задачу без программирования или с минимальным привлечением программиста. Например, конструкторы сайтов.