Боссанова что это танец

Босанова

Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Pixies см. «Bossanova».

Босанова
Направление:

Содержание

Описание, история

Босанову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей битников. Признанными отцами и основоположниками босановы являются Жуан Жилберту и Антонио Карлос Жобим. Первой грамзаписью босановы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту, а наиболее известной и узнаваемой является песня «The Girl From Ipanema», исполненная Жуаном (гитара) и Аструд Жилберту (вокал), Антонио Карлосом Жобимом (рояль) и Стэном Гетцем (саксофон).

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Босанова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босанова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босанова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания.

Считается, что первым успешным образцом босановы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босанова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema», «The Girl From Ipanema») Атонио Карлоса Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босановы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босанова стала визитной карточкой бразильской музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босанова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза.

Источник

Немного про босанову. Лёгкая записка про трудные понятия

Дело было в жаркой стране, и сотворили его в обеспеченном квартале Рио-де-Жанейро — Ипанеме, когда заканчивались 50-е годы 20-го столетия.

Гитарист и автор-исполнитель Жилберту немного изменил самбу, добавив туда афро-бразильские мотивы и джазовые элементы. Новое звучание понравились слушателям, и у жанра появились новые почитатели, например, известный музыкант Антонио Карлос Жобим. Они с Жилберту и считаются основателями босановы.

Название сложилось из жаргонного bossa, которое переводится на разговорный русский как «фишка», и вполне приличного слова nova — тут перевод буквальный, «новая». Это сейчас босанова — что-то привычное, а тогда она считалась авангардом, что и отразилось в названии.

До Жуана Жилберту многие думали, что бразильцы — непременно экспрессивные люди, но оказалось, что это стереотип. Так, Жаун пел робким и тихим голосом и выглядел утончённым.

Он экспериментировал с музыкой и вводил в привычное звучание новые ритмы. Например, он изменил ритм самбы, сделал его медленнее и гармоничнее, а ещё добавил туда гитарное звучание. Но при этом он звучал так же, как самба, — по двум тактам. Этот новый жанр стал главным саундтреком к ночной жизни Кариоки и считался новой самбой.

Босанова — нежная и страстная, ритмичная и чувственная. Эта музыка — о любовной лирике и уверенной в себе сексуальности.

Она может быть романтичной и подвижной, подходить для латиноамериканских уличных танцев или входить в понятие лаунжа. Иногда она напоминает бразильский фольклор и встречается даже в русской поп-музыке.

Например, песня Любови Успенской «К единственному нежному», её припев — босанова. А ещё трек Леонида Агутина «Я тебя не вижу» тоже стилизован под этот бразильский стиль и звучит как медленная босанова.

Для босановы важен танец. Это характерно для всей бразильской музыки в целом, ведь её придумали для танцующей нации. И потому босанова созвучна с сальсой, самбой и румбой.

У босановы сложный ритм. Её легко узнать по мягкому гитарному биту, негромким барабанам и вокалу. В ней звучат простые инструменты, часто именно они задают особенный ритм босы.

Когда в босанове звучит вокал, музыкальный фон становится тише и благодаря этому певец может импровизировать со словами и тональностью.

Пример настоящего танца босанова — в фильме «Вечеринка в Акапулько», где главную роль сыграл Элвис Пресли.

Часто в босанове звучат гитара, барабаны, фортепиано и беримбау — бразильский однострунный инструмент, похожий на смычок.

— Ритм — двухтактный паттерн, полученный из музыки самбы. Он напоминает ритм клаве из афро-кубинской музыки, однако чистое клаве не является элементом традиционной бразильской музыки.

— Темп — относительно вялый, особенно по сравнению с танцевальной энергией, которая определяет большинство ритмов самбы. Однако танцевальная босанова намного быстрее, её темп — умеренно быстрый.

— Вокал — большинство исполнителей поют в неоперной, слегка носовой вокальной манере. Ещё её называют бытовым или не поставленным вокалом. Эту манеру позаимствовали из народной традиции кабокло («кабокло» — метисы), которые живут на северо-востоке Бразилии. И получилось, что голос в боссе звучит тихо, негромко, задумчиво и без напряжения.

— Слова в песнях — о личной тоске, любви и спокойствии природы.

Поскольку босса — лиричная и неторопливая музыка, в первую очередь она ассоциируется с отдыхом, расслабленностью и тёплыми странами. И потому мы рекомендуем проанализировать, подходят ли эти ассоциации вашему бренду. Но всё-таки маркетологи «Музлаба» вывели общие рекомендации. Они — ниже.

Источник

Энциклопедия танца: босанова

Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что в современном русском языке слово «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль».

Что такое босанова?

Боссанова что это танец. Смотреть фото Боссанова что это танец. Смотреть картинку Боссанова что это танец. Картинка про Боссанова что это танец. Фото Боссанова что это танец

Музыка босанова

Неудивительно, что в самой музыке чаще всего можно встретить размерности, вроде бы и ровные (скажем, 4/4 или 2/4), но с явной долей так называемого свинга (смещения долей), когда в ритмической партии присутствуют всевозможные синкопы, причем, как многим кажется, в самых неподходящих для этого местах. Нередко в каждом такте можно встретить триоли, что автоматически приводит размерность композиции к 12/8. Иногда можно услышать даже совершенно нестандартные размеры вроде 7/8 или 9/8.

Если взглянуть шире, босанова – это сестра таких стилей, как сальса, самба, румба и байау. И, как уже понятно, эта музыка неразрывно связана с танцевальными школами (впрочем, как и все остальные бразильские ответвления). Сами же бразильцы не представляют себе звучание музыки без определенных движений в танце.

Боссанова что это танец. Смотреть фото Боссанова что это танец. Смотреть картинку Боссанова что это танец. Картинка про Боссанова что это танец. Фото Боссанова что это танец

Танец босанова

Как танец Босса-Нова известна с 1960 года, а в 1962-м получила мировое распространение. Слияние с Джазом породило особый тип шагов. Основное движения танцуются в ритме «медленно – быстро – быстро», как в любой другой Самбе, но при этом после шага на счет «раз» выдерживается пауза на счет «два». Получается необычный по характеру, затянутый скользящий шаг, выполняемый на месте или в продвижении по залу.

Если посмотреть на музыкальную сущность стиля, нетрудно предугадать, что босанова является одновременно и стилем музыки, и танцем.

Движения, как и во всех других танцевальных школах, отточены и грациозны, хореография подчеркивает мягкость и гибкость тела. Что самое интересное, босанову можно танцевать как в паре, так и самостоятельно, без партнера или партнерши. Хотя и существует базовый набор движений, основное внимание которых уделено движению ног, рук и тазобедренных суставов, вариаций в танце можно придумать сколько угодно.

Источник

Бразилия как она есть: танец Босса-нова

Боссанова что это танец. Смотреть фото Боссанова что это танец. Смотреть картинку Боссанова что это танец. Картинка про Боссанова что это танец. Фото Боссанова что это танец

В 1958 году в столице Бразилии впервые прозвучали ритмы танца Босса-нова. Но услышать их могли не везде, а лишь в небольших клубах, через окна которых просматривался местный пляж. В стране карнавалов и родине многих Па Босса-нова переводится как «новое направление» или «новая волна».

В середине прошлого века в Бразилии огромной популярностью пользовалось слово bossa. Его столь часто употребляли, как у нас, например, «прикольно» или «классно». А переводилось выражение довольно просто «фишка», но имело отношение не к игорному аксессуару, а к чему-то дивному, необычному, возможно, особенному. Это стало началом жизни танца, который сумел воссоединить в себе сексуальную самбу и модный джаз.

У истоков популярности

Пытаясь во всем привычной и давно наскучившей музыке отыскать хоть какие-то новые мотивы, молодые композиторы из Бразилии заложили первые кирпичики темы к танцу босса-нова. К этому шедевру приложили руку Антонио Карлос Жобим, Луис Бонфа и Жоао Жилберту.

Их мелодия завоевала огромную популярность. Но истинным поклонникам музыки этого было мало. И с приходом 1960 годов некоторые из них попытались создать несколько Па под босса-нова. Но этой идее не суждено было сразу же осуществиться.

Сама тема просто поглотила знойную Бразилию. Эти мотивы слушали все и каждый, а вот танцевать под них было трудно. В 1963 году существовало уже несколько вариантов движений под композицию. Но, ни один из них не одержал той популярности и распространенности, какую имела музыка босса-нова. Было проведено анкетирование среди молодого населения Бразилии, которое показало, что сама композиция по душе абсолютно всем, а вот Па для нее по нраву очень немногим. И этому существовало объяснение, сводившееся к тому, что это весьма медленные движения для быстрого танца и наоборот.

Саша Дистель и танец Босса-нова

Если бы ни этот человек, то босса-нова никогда бы из обычной композиции не превратилась в завораживающий танец. Саша Дистель был известным музыкантом. Он занимался поиском новых тем для постановки танцев. И «новая волна» попала в список его находок. Таким образом, возникли движения, которые могли похвастаться давно полюбившимися и популярными Па:
1) Румба;
2) Меренге;
3) Твист;
4) Самба;
5) Мамбо;
6) Конга.

Поговаривали, что танец еще завоюет свою популярность. Но к сожалению, этого так и не произошло.

Это парный танец, не обладающий никакими правилами, а признающий только импровизированные движения. Но какими непредсказуемыми они бы ни были, танцующая пара должна страстно смотреть в глаза друг другу.

Босса-нова хотя и не стал столь известным, как самба или твист, но все же он смог завоевать любовь отдельных своих поклонников. И сегодня каждый, кому посчастливилось побывать на знаменитом Бразильском карнавале, может насладиться великолепными ритмами и движениями этого «фишкового» танца.

Источник

Ритмы Бразилии:
Босса-нова

Идеальная музыка для отдыха на пляже, соперничество с Битлз и кавер Фрэнка Синатры – краткая история босса новы.

Босса-нова — это музыкальный стиль, родившийся в конце 1950-х годов. Он появился под сильным влиянием самбы из Рио-де-Жанейро и джаза из Соединенных Штатов. Можно сказать, что босса-нова является главной причиной, почему Бразилия стала известна на весь мир. Как же так произошло и при чем тут Фрэнк Синатра? Давайте разбираться.

Боссанова что это танец. Смотреть фото Боссанова что это танец. Смотреть картинку Боссанова что это танец. Картинка про Боссанова что это танец. Фото Боссанова что это танец

Рождение жанра

Говоря об искусстве, всегда важно знать контекст времени, в котором оно существует. Босса-нова появилась на закате военной диктатуры. Тогда было много разговоров о реформах и изменениях в лучшую сторону, так что Бразилия начинала привыкать к идее свободы. Все слушали самба, однако жанр стал устаревать из-за потери связи с нынешним свободным поколением. Так в 1950-х годах молодежь из южной зоны Рио-де-Жанейро начали изобретать новый жанр, подходящий для них.

Пожалуй, началом жанра босанова можно назвать день, когда появился первый хит. Таким треком стала песня Жоао Жилберто (João Gilberto) «Chega de saudade» в 1958 году.

Хит Жоао Жилберто впервые собрал все особенности жанра воедино. Впоследствии они превратились в характерные черты босановы: использование гармоний самбы и джазового мелодизма и разговорный и низкий тон голоса. Все вместе делало музыку максимально расслабленной, как и полагается в солнечном Рио.

Международный успех

Год спустя Жоао Жилберто выпустил свой первый LP «Chega de saudade», который громко заявил о существовании жанра на бразильской сцене. На пластинке множество треков были созданы в результате сотрудничества музыканта Тома Жобима (Tom Jobim) и композитора Винисиуса де Мораеса (Vinicius de Moraes). Однако на этом их совместная работа не закончилась. В 1962 году дуэт написал песню «Garota de Ipanema», которая, без сомнения, является одной из самых важных песен в истории бразильской музыки. И не только бразильской. В 2005 году Американская библиотека Конгресса сочла его одним из 50 великих музыкальных произведений человечества.

В 1962 году в Карнеги-холле в Нью-Йорке состоялся концерт, который объединил Тома Жобима и Жоао Жилберту, а также других артистов. Это дало признание жанра по всему миру. В 1963 году вышел совместный альбом Жоао Жилберту и саксофониста Стэна Гетза (Stan Getz) Getz / Gilberto LP. Их коллектив стал всемирно известный и даже получил премию «Грэмми» за альбом 1965 года.

Боссанова что это танец. Смотреть фото Боссанова что это танец. Смотреть картинку Боссанова что это танец. Картинка про Боссанова что это танец. Фото Боссанова что это танец

А в 1967 году была записана английская версия знаменитой песни «Девушка из Ипанемы» Тома и Винисиуса. Ее исполнил сам Фрэнк Синатра. Интересный факт о треке: песня 96 недель занимала вторую позицию в Billboard Top 100, уступая лишь A Hard Day’s Night группы The Beatles. Кстати, в рейтинге самых перепеваемых песен дуэт также уступает лишь «битлам» и их Yesterday.

Наследие босановы

История босановы имела начало, но не имела конца. Можно считать, что жанр перестал существовать в 60-е годы послевоенного переворота. Тогда в песнях стало больше социальных тем. Однако на самом деле хиты босса новы продолжают пользоваться успехом и сегодня, а имена артистов-основателей до сих пор знают как и те, кто застали рождение жанра, так и текущее поколение. К тому же даже артисты нового поколения не забывают главные хиты и часто делают на них ссылки в своем творчестве. Например, главная певица бразильского фанка Анитта, в одном из своих новых хитов использовала сэмпла из того самого трека «Девушка из Ипанемы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *