Боссанова что это танец
Босанова
Это статья о музыкальном стиле. Об альбоме Pixies см. «Bossanova».
Босанова | |
Направление: | СодержаниеОписание, историяБосанову часто ошибочно считают афро-бразильским «изобретением», тогда как это относительно недавний жанр, созданный преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей битников. Признанными отцами и основоположниками босановы являются Жуан Жилберту и Антонио Карлос Жобим. Первой грамзаписью босановы считается песня «Довольно грустить» («Chega de Saudade») 1958, сочинённая Жобимом и исполненная Жуаном Жилберту, а наиболее известной и узнаваемой является песня «The Girl From Ipanema», исполненная Жуаном (гитара) и Аструд Жилберту (вокал), Антонио Карлосом Жобимом (рояль) и Стэном Гетцем (саксофон). Происхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что русское словечко «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль». Босанова появилась в Рио-де-Жанейро, в районе Ипанема — месте обитания обеспеченных людей. Первоначально босанова была смесью традиционных ритмов бразильской самбы и классического американского джаза, исполнявшейся на вечеринках и домашних концертах для образованной публики. Вскоре, однако, босанова перестала быть лишь «музыкой для избранных» и зазвучала в клубах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов. Целая плеяда талантливых авторов, среди которых особенно выделялись Антонио Карлос Жобим (псевдоним — «Том Жобим»), Луис Бонфа, Жуан Жилберту и Баден Пауэлл, быстро добилась всеобщего признания. Считается, что первым успешным образцом босановы был альбом «Песня слишком сильной любви» («Canção do amor demais»), записанный Элизет Кардозу и Жуаном Жилберту в 1958 году. Первым настоящим хитом, благодаря которому босанова переступила национальные границы, была всемирно известная ныне «Девушка из Ипанемы» («Garota de Ipanema», «The Girl From Ipanema») Атонио Карлоса Жобима и Винисиуша ди Мораиша. Мировыми хитами стали также песни «Безрассудство» («Insensatez») и «Корковадо» («Corcovado»). Уже в 1962 году им рукоплескал нью-йоркский Карнеги-холл; в это же время первые грампластинки с записями босановы появились и в Европе. К началу 1970-х годов босанова стала визитной карточкой бразильской музыки, и даже в наши дни, когда художественные вкусы значительно изменились, не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в различных странах мира, в том числе и в России. На данный момент босанова является одним из фундаментальных направлений современной школы джаза. Немного про босанову. Лёгкая записка про трудные понятияДело было в жаркой стране, и сотворили его в обеспеченном квартале Рио-де-Жанейро — Ипанеме, когда заканчивались 50-е годы 20-го столетия. Гитарист и автор-исполнитель Жилберту немного изменил самбу, добавив туда афро-бразильские мотивы и джазовые элементы. Новое звучание понравились слушателям, и у жанра появились новые почитатели, например, известный музыкант Антонио Карлос Жобим. Они с Жилберту и считаются основателями босановы. Название сложилось из жаргонного bossa, которое переводится на разговорный русский как «фишка», и вполне приличного слова nova — тут перевод буквальный, «новая». Это сейчас босанова — что-то привычное, а тогда она считалась авангардом, что и отразилось в названии. До Жуана Жилберту многие думали, что бразильцы — непременно экспрессивные люди, но оказалось, что это стереотип. Так, Жаун пел робким и тихим голосом и выглядел утончённым. Он экспериментировал с музыкой и вводил в привычное звучание новые ритмы. Например, он изменил ритм самбы, сделал его медленнее и гармоничнее, а ещё добавил туда гитарное звучание. Но при этом он звучал так же, как самба, — по двум тактам. Этот новый жанр стал главным саундтреком к ночной жизни Кариоки и считался новой самбой. Босанова — нежная и страстная, ритмичная и чувственная. Эта музыка — о любовной лирике и уверенной в себе сексуальности. Она может быть романтичной и подвижной, подходить для латиноамериканских уличных танцев или входить в понятие лаунжа. Иногда она напоминает бразильский фольклор и встречается даже в русской поп-музыке. Например, песня Любови Успенской «К единственному нежному», её припев — босанова. А ещё трек Леонида Агутина «Я тебя не вижу» тоже стилизован под этот бразильский стиль и звучит как медленная босанова. Для босановы важен танец. Это характерно для всей бразильской музыки в целом, ведь её придумали для танцующей нации. И потому босанова созвучна с сальсой, самбой и румбой. У босановы сложный ритм. Её легко узнать по мягкому гитарному биту, негромким барабанам и вокалу. В ней звучат простые инструменты, часто именно они задают особенный ритм босы. Когда в босанове звучит вокал, музыкальный фон становится тише и благодаря этому певец может импровизировать со словами и тональностью. Пример настоящего танца босанова — в фильме «Вечеринка в Акапулько», где главную роль сыграл Элвис Пресли. Часто в босанове звучат гитара, барабаны, фортепиано и беримбау — бразильский однострунный инструмент, похожий на смычок. — Ритм — двухтактный паттерн, полученный из музыки самбы. Он напоминает ритм клаве из афро-кубинской музыки, однако чистое клаве не является элементом традиционной бразильской музыки. — Темп — относительно вялый, особенно по сравнению с танцевальной энергией, которая определяет большинство ритмов самбы. Однако танцевальная босанова намного быстрее, её темп — умеренно быстрый. — Слова в песнях — о личной тоске, любви и спокойствии природы. Поскольку босса — лиричная и неторопливая музыка, в первую очередь она ассоциируется с отдыхом, расслабленностью и тёплыми странами. И потому мы рекомендуем проанализировать, подходят ли эти ассоциации вашему бренду. Но всё-таки маркетологи «Музлаба» вывели общие рекомендации. Они — ниже. Энциклопедия танца: босановаПроисхождение названия «bossa nova» (буквально bossa — «шишка», «холмик», «горб»; nova — «новый») связывают с модным в конце 1950-х годов бразильским жаргонным словечком «bossa», которое означало примерно то же, что в современном русском языке слово «фишка»: особенность, яркая черта. Таким образом, название жанра следует понимать не буквально («новый горб» или «новая шишка»), а по существу: «новая „фишка“», «новый стиль». Что такое босанова?Музыка босановаНеудивительно, что в самой музыке чаще всего можно встретить размерности, вроде бы и ровные (скажем, 4/4 или 2/4), но с явной долей так называемого свинга (смещения долей), когда в ритмической партии присутствуют всевозможные синкопы, причем, как многим кажется, в самых неподходящих для этого местах. Нередко в каждом такте можно встретить триоли, что автоматически приводит размерность композиции к 12/8. Иногда можно услышать даже совершенно нестандартные размеры вроде 7/8 или 9/8. Если взглянуть шире, босанова – это сестра таких стилей, как сальса, самба, румба и байау. И, как уже понятно, эта музыка неразрывно связана с танцевальными школами (впрочем, как и все остальные бразильские ответвления). Сами же бразильцы не представляют себе звучание музыки без определенных движений в танце. Танец босановаКак танец Босса-Нова известна с 1960 года, а в 1962-м получила мировое распространение. Слияние с Джазом породило особый тип шагов. Основное движения танцуются в ритме «медленно – быстро – быстро», как в любой другой Самбе, но при этом после шага на счет «раз» выдерживается пауза на счет «два». Получается необычный по характеру, затянутый скользящий шаг, выполняемый на месте или в продвижении по залу. Если посмотреть на музыкальную сущность стиля, нетрудно предугадать, что босанова является одновременно и стилем музыки, и танцем. Движения, как и во всех других танцевальных школах, отточены и грациозны, хореография подчеркивает мягкость и гибкость тела. Что самое интересное, босанову можно танцевать как в паре, так и самостоятельно, без партнера или партнерши. Хотя и существует базовый набор движений, основное внимание которых уделено движению ног, рук и тазобедренных суставов, вариаций в танце можно придумать сколько угодно. Бразилия как она есть: танец Босса-новаВ 1958 году в столице Бразилии впервые прозвучали ритмы танца Босса-нова. Но услышать их могли не везде, а лишь в небольших клубах, через окна которых просматривался местный пляж. В стране карнавалов и родине многих Па Босса-нова переводится как «новое направление» или «новая волна». В середине прошлого века в Бразилии огромной популярностью пользовалось слово bossa. Его столь часто употребляли, как у нас, например, «прикольно» или «классно». А переводилось выражение довольно просто «фишка», но имело отношение не к игорному аксессуару, а к чему-то дивному, необычному, возможно, особенному. Это стало началом жизни танца, который сумел воссоединить в себе сексуальную самбу и модный джаз. У истоков популярностиПытаясь во всем привычной и давно наскучившей музыке отыскать хоть какие-то новые мотивы, молодые композиторы из Бразилии заложили первые кирпичики темы к танцу босса-нова. К этому шедевру приложили руку Антонио Карлос Жобим, Луис Бонфа и Жоао Жилберту. Их мелодия завоевала огромную популярность. Но истинным поклонникам музыки этого было мало. И с приходом 1960 годов некоторые из них попытались создать несколько Па под босса-нова. Но этой идее не суждено было сразу же осуществиться. Сама тема просто поглотила знойную Бразилию. Эти мотивы слушали все и каждый, а вот танцевать под них было трудно. В 1963 году существовало уже несколько вариантов движений под композицию. Но, ни один из них не одержал той популярности и распространенности, какую имела музыка босса-нова. Было проведено анкетирование среди молодого населения Бразилии, которое показало, что сама композиция по душе абсолютно всем, а вот Па для нее по нраву очень немногим. И этому существовало объяснение, сводившееся к тому, что это весьма медленные движения для быстрого танца и наоборот. Саша Дистель и танец Босса-новаЕсли бы ни этот человек, то босса-нова никогда бы из обычной композиции не превратилась в завораживающий танец. Саша Дистель был известным музыкантом. Он занимался поиском новых тем для постановки танцев. И «новая волна» попала в список его находок. Таким образом, возникли движения, которые могли похвастаться давно полюбившимися и популярными Па: Поговаривали, что танец еще завоюет свою популярность. Но к сожалению, этого так и не произошло. Это парный танец, не обладающий никакими правилами, а признающий только импровизированные движения. Но какими непредсказуемыми они бы ни были, танцующая пара должна страстно смотреть в глаза друг другу. Босса-нова хотя и не стал столь известным, как самба или твист, но все же он смог завоевать любовь отдельных своих поклонников. И сегодня каждый, кому посчастливилось побывать на знаменитом Бразильском карнавале, может насладиться великолепными ритмами и движениями этого «фишкового» танца. Ритмы Бразилии: |
---|