Боспорское царство что выращивали
Возникновение Боспорского царства
Боспорское царство: от величия к краху
Одно из самых крупных государств античного периода – Боспорское царство. Оно образовалось на берегах Керченского пролива и просуществовало почти тысячу лет.
Мощная империя пережила величие и расцвет, римские войны и набеги кочевников, великих правителей и безвластие.
История и причины возникновения Боспорского царства так же загадочны, как и находки того периода, до сих сохранившиеся на Таманской и Керченской земле.
Как возникло Боспорское царство
Греческие переселенцы начали осваивать берега Керченского пролива еще в 7 веке до нашей эры. Сначала колонисты облюбовали северное побережье Понта Эвксинского (Черного моря), а к середине 6 века до н.э. начали селиться на его восточных берегах.
Строились греки в районах, где уже обитали коренные жители: Таманский полуостров населяли меоты и синды, в горах Крыма прятались тавры, а на востоке полуострова хозяйничали сарматы и скифы.
По обе стороны Керченского пролива возникают колонии-апойкии: Гермонасса, Нимфей, Горгиппия, Пантикапей, Тиритака, Порфмий, Мирмекий.
Поначалу эти достаточно крупные рабовладельческие города-государства не были объединены между собой. Но вскоре местные племена начинают беспокоить колонистов. Варвары осуществляют бесконечные набеги на плохо укрепленные и защищенные полисы, разоряют и сжигают поселения.
Действовать против них нужно было совместно. Греческие колонии объединяются(предположительно в 480 г. до н.э.), и образуют для защиты своих территорий государство Боспорское.
Античный Пантикапей в Керчи
В начале возникновения Боспор считался «царством» условно. Главами объединенного союза были старейшины (архонты) Пантикапея. Поначалу эта должность была выборной, но после объединения она стала наследственной, хотя не поменяла своего названия. Поэтому монархов (царей) в прямом значении этого слова в Боспорском государстве не было.
Объединенный оборонительный союз боспорских полисов возглавила династия Археанактидов, правившая в Пантикапее.
О правлении этой династии известно из единственного источника – сообщения Диадора Сицилийского. Историк называет первым правителем Приазовского (Боспорского) царства Археанакта Великого. Это выходец из Милета, сумевший образовать общебоспорский военный союз.
Историки считают, что оборонительный союз, возглавляемый Археанактидами нельзя считать государством. Некоторые греческие города Боспорского царства в его структуре сохраняли определенную степень независимости. Доподлинно лишь известно, что в объединение входили Порфмий, Тиритака и Мирмекий.
При Археанактидах (480/479-438/437 гг. до н.э.) начинается великая история Боспорского царства. Наблюдается экономический подъем, возникают новые города и мелкие поселения. Крупные полисы окружаются укрепительными стенами. Улучшается сельское хозяйство, расширяются экономические связи с местными племенами и городами в Греции.
Могущественная боспорская династия Спартокидов
Смена царствующей династии происходит после государственного переворота в 438 году до н.э. К власти приходит Спарток I ( в разных прочтениях – Спардокас, Спартакус, Спартак). Он правит государством 7 лет, а основанная им династия превращает власть тираническую в царскую.
Это время считается «золотой порой» расцвета государства Боспорского. Но в этот же период начинается и его закат.
Первым признаком развала царства становится борьба за власть сыновей Перисада I. Война между братьями происходит одновременно с междусобицей между скифами и сарматами.
В результате набегов сарматов и постоянной гражданской войны, Боспор теряет власть над частью племен, подчиненных ему ранее. Наступают смутные времена Боспорского царства. Начинается экономический кризис. В обществе обостряются классовые противоречия, что приводит к многочисленным восстаниям рабов.
Мраморный бюст боспорского правителя Паерисад V
Времена таинственного Митридата
Боспорская аристократия в страхе за свое положение заставляет правителей подписать добровольный договор о присоединении царства к Понтийскому государству. Власть переходит к могущественному понтийскому правителю Митридату Четвертому Евпатору.
Но скифские рабы и угнетенное крестьянство не поддерживают инициативу знати. Они понимают, что новая власть сулит только ухудшение их положения. В Пантикапее вспыхивает крупнейшее восстание под руководством бывшего раба Савмака.
Для разгрома мятежников Митридат направляет своего полководца Диофанта. После нескольких неудачных попыток военачальнику все же удается подавить восстание, и казнить виновных.
Боспорцы делают еще одну попытку освободиться от власти Митридата в конце 80-х гг. до н.э. Но грозный царь снова усмиряет мятежников, и назначает управлять Боспором своего сына Махара. Однако, наследник изменяет отцу и переходит на сторону Рима.
Митридат Евпатор решает лично наладить дела в царстве, и прибывает в Пантикапей. Здесь в 60-х гг. до н.э. он разворачивает масштабную подготовку к войне с Римской империей.
Строительство флота и новых фортификационных сооружений, содержание армии и рабского войска требует огромных поборов с населения. Недовольство боспорцев растет, а запасы некогда богатого царства истощаются.
Тетрадрахма Фарнака I
В 63 году до н.э. царь погибает на вершине Пантикапейского холма, скрываясь от взбунтовавшегося войска. Правителем становится его сын Фарнак.
Второй расцвет царства Боспорского
После смерти Митридата, в результате предательства его сына Фарнака боспорские земли снова попадают в зависимость от Римской империи. Римляне называют нового правителя «другом и союзником».
Однако, Фарнак решает в обход желаниям Рима присоединить к царству новые земли. Он выступает в военный поход к южному берегу Черного моря, оставив в Пантикапее своим наместником Асандра. Войска Фарнака разбивает Юлий Цезарь.
Интересный факт: знаменитое латинское выражение «Veni, vidi, vici » или «Пришел, увидел, победил» Юлий Цезарь впервые сказал после победы над Фарнаком. Цезарь написал Матию в Рим письмо, в котором коротко сообщил о победе в трех словах.
Разгромленный полководец пытается вновь вернуться в Боспор. Но во время его отсутствия власть полностью захватил Асандр. Последний объявляет себя самостоятельным правителем. Он убивает Фарнака, а после женится на внучке Митридата, чем окончательно узаконивает свое положение.
Смутные времена в Боспоре наступают после кончины Асандра. Царство терзают распри и войны, постоянно меняется власть.
Наконец, римский император Тиберий назначает в Боспоре правителем Аспурга (примерно в 14 г. н.э.). Он становится основателем новой династии и принимает царский титул. Начинается возрождение государства Боспорского под протекторатом римлян.
В этот период боспорские правители ведут успешные войны против варваров, укрепляют границы, строят мощные оборонительные сооружения. Расцвет продолжается в Пантикапейском царстве до середины третьего века.
Разгром и конец царства
При «Великом переселении народов» Боспор страдает от нападений племен кочевников. Готы пользуются боспорским флотом для грабительских набегов на соседние города. После продолжительных войн почти все небольшие города и поселения разрушены и разграблены. Полностью уничтожен город Нимфей.
Боспор начинает понемногу восстанавливаться, налаживаются отношения с Римской империей, возобновляется торговля. Но набеги азиатских кочевников окончательно подрывают экономику царства. В 4 веке правители Боспорского царства обращаются за помощью к римлянам, но получают отказ.
П. Гайге. «Гунны сражаются с аланами»
В 80-х гг. четвертого века вторжение гуннов окончательно разрушает Боспорское государство.
Византийский период и первые христиане
Разгромив боспорские города (в конце 4 века до н.э.), кочевые гунны переправляются через пролив Боспора и уходят в западном направлении. Кочевники ограничились сбором податей и военно-политическим подчинением земель.
Боспор еще в 5 веке до н.э фактически продолжает существовать по обеим берегам пролива. Сохраняются границы Боспорского царства, и оно даже имеет собственных правителей. Но уже к началу шестого века вся власть здесь окончательно переходит к гуннам.
Варваров удается изгнать только императору Юстининану Первому. Земли бывшего царства переходят в 530-х гг. н.э. под византийскую власть.
Император начинает понемногу восстанавливать разрушенные боспорские города. Боспором византийцы начинают называть не земли по обе стороны пролива. Так именуют город, некогда бывший столицей великого государства.
При византийцах внедряется и укрепляется христианство. В Пантикапее и Тиритаке в 5-6 веках появляются христианские храмы-базилики.
Боспор (город Пантикапей) и соседние поселения в 567 году захватывают тюрки. Последние останки Боспорского царства разрушены и сожжены.
Религия и боги
Как и в самой Греции, в боспорских городах почитали олимпийских богов. Главным покровителем колонистов считался Аполлон – у боспорцев это наиболее почитаемое божество.
В боспорских поселениях и возле них выделяются специальные земельные участки под святилища. Здесь устанавливают алтари для жертвоприношений и столы для приношения даров. Жрецы и жрицы в главных святилищах Боспора чаще всего были из числа царских детей или знати.
Алтарь с посвящением вулкану нйденный в 1996 г. в Балаклаве, в храме Юпитера Долихена
Богатые граждане и знать строят храмы, посвященные особо почитаемым богам. Судя по археологическим находкам, таких храмов и алтарей на Таманском и Керченском полуострове появилось множество в четвертом веке до нашей эры.
Меняется религия Боспорского царства примерно в конце 3 века до н.э. Именно тогда появляются первые тайные общины боспорских христиан. Исторические документы указывают, что уже к 325 г.н.э. здесь начинает действовать христианская община.
Экономика и торговля
Основа экономики государства Боспорского – эксплуатация рабов и сельского населения.
Главную статью доходов царства определяло сельское хозяйство. Зерновые выращивались самими боспорцами и покупались ими у кочевников. Хлебная торговля и его экспорт достигли колоссальных размеров по тем временам. По сведениям историков греческое государство получало большую часть необходимого им хлеба именно с Боспора.
Второй главной статьей доходов является работорговля. Вечно воевавшие кочевники охотно продавали военнопленных греческим купцам и боспорской знати.
Боспор активно торгует и другими товарами – рыбой, мехами, скотом, кожей. Всё это поставляется в греческие государства. А в обмен боспорцы получают оливковое масло и дорогие ткани, предметы искусства и драгоценные металлы.
Процветает и ремесленное производство. Некоторые города даже имеют свои собственные школы мастеров-художников. Они изготовляют для местной знати различные художественные предметы – украшения, боспорскую керамическую посуду, терракотовые изделия.
Древний город Пантикапей является центром ювелирного производства. Дошедшие до наших времен предметы из меди, железа, бронзы, драгоценных металлов говорят о серьезных достижениях боспорцев в обработке металлов.
Раскопки в городище Пантикапея на горе Митридат.
Прекращение торговых связей привело и к упадку всей Боспорской империи.
Монеты Боспора
Античные монеты Боспорского Царства
Чеканить собственные монеты первым начал Пантикапей еще в конце четвертого века до нашей эры. Интересно, что в самой Греции выпуск монет начался всего несколькими десятилетиями раньше. Поэтому Пантикапей можно считать одним из первых центров чеканки монет в античном мире.
Выпуском монеты занимаются и другие крупные города по обе стороны Босфорского пролива – Фанагория, Мирмекий, Синдская Гавань, Нимфей, Горгиппия, Феодосия.
Боспорские города прекращают чеканку примерно в конце 5 века до н.э. На рынке остается лишь пантикапейские монеты Боспорского царства.
Позже, наряду с городскими выпусками монет Пантикапея начинается чеканка от имени боспорских царей. К первому веку до нашей эры городские монеты перестают выпускаться полностью, их сменяют царские монеты.
По боспорским монетам можно изучать историю правителей – по годам, именам и титулам царей. Изображения богов рассказывают о существовавших здесь культах, а чеканка римских императоров – о взаимоотношениях Римской империи и Боспора.
Монетное дело в царстве Боспора просуществовало более восьми с половиной веков.
Боспорское царство
Ранняя история
Начало Боспорскому царству положили греческие колонии, основанные выходцами из Милета в VI веке до н. э. по обеим сторонам Керченского пролива. Поселенцы вели активную торговлю с племенами скифов и меотов, живших к востоку от Азовского моря.
О самом раннем периоде существования колоний почти ничего не известно, но к 480 г. до н. э. большая часть городов для защиты от нападений кочевников объединились в единое государство — Боспорское Царство со столицей в Пантикапее.
Карта Боспорского царства
Около 438 года до н. э. к власти пришёл фракийский военачальник Спарток. Династия его потомков, Спартокидов серьёзно увеличила территорию страны. В конце V они присоединили к Боспору земли синдов и меотов, а со временем и все греческие колонии на берегах Азовского моря.
В V-IV вв. до н. э. важнейшей статьей дохода Боспора был вывоз зерна (пшеницы, проса, ячменя) в полисы античной Греции, прежде всего в Афины. Вывозились скот, рыба, кожи, а также рабы.
В обмен из Средиземноморья ввозились вина, оливковое масло, ткани, металлические изделия, керамика и прочее. Значительная часть этого импорта переправлялась боспорскими купцами степным племенам Причерноморья — скифам, сарматам и др. В самом Боспорском царстве высокого развития достигли хлебопашество, скотоводство, добывающие промыслы (особенно рыболовство), ремёсла.
Армия Боспора на тот момент состояла по большей части из греческих и фракийский наёмников, со временем на службу начали поступать и сарматские всадники.
Боспор в конце IV в. до н. э.
Во второй половине IV в. до н. э. при Перисаде I (344/43—310/09) Боспорское Царство достигло наибольшего могущества, его территории охватывали весь Керченский полуостров(до Феодосии) Таманский полуостров нижнее течение Кубани и устье Дона. Племена северного и восточного Азова признавали владычество Боспора. И помимо этого надолго прекратилась война со скифами.
Торговля в Боспоре
В этот период Боспор становится промышленным центром всего региона, активно развивается ювелирное искусство, металлургия и керамическое производство. Начинается чеканка собственных монет, золотых статеров, совершенно не похожих ни на старые монеты Пантикапея, ни на монеты, которые были в это время приняты в других эллинских городах
Усиливались торговые связи с соседними племенами, в обмен на изделия ремесленного производства кочевники везли на обмен хлеб, скот и рабов. Хлеб вывозился в порты Средиземноморья, продукты скотоводства потреблялись на месте, ну а рабы либо эксплуатировались Боспорской знатью, либо отправлялись на продажу.
Торговля в античном мире
Но наиболее важную часть экономики всё же представляло сельское хозяйство, хлеб выращивался на территории Боспора, хлеб покупался у кочевников, именно выгода хлебной торговли заставила Спартокидов захватить земли меотов и поддерживать хорошие отношения со скифами. Помимо всего прочего переманивание скифских производителей разорило одного из конкурентов Пантикапея, греческий полис Ольвию располагавшуюся на берегах Южного Буга. С целью защиты своей торговли Спартокиды активно развивали мореходство, мощный флот Боспора охранял черноморские торговые пути от тавров и западно-кавказских пиратов.
Второй статьёй дохода Боспора была работорговля.
Разложение первобытно-общинного строя у кочевников Северного Причерноморья и постоянные войны между ними способствовали притоку рабов на Боспор, наибольшую часть из них составляли военнопленные которых кочевники с удовольствием продавали греческим купцам.
Экономика Боспорского царства базировалась на эксплуатации рабов и зависимого или полузависимого сельского населения.
Своего торгового флота Спартокиды не держали, и обычно пользовались услугами афинских или родосских купцов. Хотя крупные землевладельцы иногда снаряжали экспедиции.
Положение Боспора в первой половине III в. до н. э.
После смерти Перисада I обостряется борьба в среде Боспорской аристократии, со временем вылившая в междоусобную войну среди сыновей Перисада. Победивший в междоусобице Эвмел был вынужден пойти на крупные уступки ради спокойствия знати и восстановить древний полисный уклад в государстве.
Кроме этого у жителей Пантикопея появилась привилегия в виде освобождения от пошлин и налогов, ранее отобрана у них Перисадом.
Укрепив свою власть, Эвмел стал помышлять о расширении владений Боспора. Он помогал Византии, Синопе и Каллатии в борьбе против Лисимаха. Тысяча каллатийцев, бежавших из-за голода во время осады их родного города Лисимахом, получили земли на территории Боспора на правах военных колонистов.
Упадок Боспора
Со второй половины III в. начинается упадок Боспора. Судя по всему в стране продолжала править династия Спартокидов, лишь с некоторыми перерывами вызванными междоусобицами и вторжения кочевниками, которые сильно усилились к концу III в. до н. э.
В страхе за своё положение Боспорская аристократия принудила последних басилевсов подписать «добровольный» договор о присоединение к Понтийскому государству. Однако угнетённое крестьянство и скифские рабы как то не оценили инициативу знати, понимая что это грозит им лишь ухудшением и без того сложного положения. В результате в Пантикапее произошло крупное восстание, и к власти в царстве пришёл некий Савмак, некогда бывший рабом.
Вскоре восстание было подавлено полководцем Диофантом, высадившимся в Херсонесе и в ходе ожесточённых боевых действий восстановил власть Митридата. Большая часть бунтарей была казнена, а сам Савмак был отправлен в Понт. Дальнейшая его судьба неизвестна.
После потери независимости
После подавления восстания, под властью Понта оказалась большая часть Чёрного моря, фактически превратив его во внутренний ресурс страны.
В это время сильно меняется ситуация с торговлей в Боспоре, в результате попадания во власть Понта основными торговыми партнёрами становятся его города. Не смотря на активный ввоз хлеба в постоянно ведущий войны Понт, экономика боспорцев не растёт а наоборот истощается, поглощая саму себя. Чему только поспособствовали новые налоги установленные новой властью, гораздо суровее прежних.
Все эти факторы способствуют росту антипонтийских настроений, и в 83 году Боспорцы восстанавливают свою независимость до 80 года до н. э.
В 63 г. до н. э. Митридат умирает, и власть переходит к его сыну Фарнаку. Тот ведя постоянные войны с Римом требует от боспорцев новые войска и флот. Не справляясь с обязательствами боспорская аристократия выдвигает собственного правителя — Асандра. Тот сразу же провозглашает себя царём и объявляет независимость.
Но новая власть не приносит ни каких изменений, Боспорское царство продолжает прибывать в упадке, пока с середины I в. до н. э. во внутреннюю политическую жизнь Боспора начинают всё более активно вмешиваться римляне, оценившие в ходе борьбы с Митридатом стратегическое значение Северного Причерноморья. Первый и второй век нашей эры были Для Боспорского царства периодом второго расцвета, но в III веке страна подвергается нашествиям готов, а в 70-х гг. IV в. вторжение гуннов и вовсе прекратило его существование.
С середины III в. начались нашествия кочевых племен. Сначала Боспор попал в зависимость от готов и был вынужден предоставлять им свой флот для грабительских набегов на земли Римской империи и города Кавказа. К концу III в. активность готов ослабла и боспорская торговля начала понемногу оживать, но начавшиеся набеги азиатских кочевников подорвали его экономические основы окончательно. В 40-х гг. IV в. Боспор прекратил выпуск собственной монеты, а в 363 г. просил защиты у римского императора Юлиана Отступника (360-363). В 70-х гг. IV в. прокатившаяся по Северному Причерноморью лавина гуннов окончательно сокрушила Боспорское царство.
Но это ещё не всё.
До последнего времени считалось, что история Боспора заканчивается в связи с нашествием гуннов.
Но недавно было доказано, что жизнь на боспорких поселениях не остановилась и продолжалась аж до второй четверти VI века!
Сейчас история последних веков Боспора реконструируется так:
Разгромив аланский союз племен и раннеклассовое государственное образование Германариха, гунны ушли на запад к границам Римской империи. Города Боспора в результате гуннского нашествия серьезно не пострадали. Гунны ограничились лишь их военно-политическим подчинением, так как эти центры не представляли для них серьезной угрозы.
Основная масса гуннов появилась в Северном Причерноморье позднее, не раньше середины V века, когда после битвы на Каталаунских полях в 451 году, смерти Атиллы и сражении на реке Надао в 454 году гуннское раннеклассовое образование в Подунавье распалось. Но и на этот раз античные центры Северного Причерноморья не были разрушены. Гунны лишь влились с состав их населения, о чем свидетельствуют полихромные погребения, найденные при раскопках некрополя на Госпитальной улице Керчи.
Около середины V века, когда часть гуннов ушла из Подунавья в Северное Причерноморье, Боспор, и в частности Пантикапей, попадают под их военно-политический протекторат. В период правления Юстина (518-527 годы) Боспор освободился от их власти и начал вновь укреплять связи с Византией. Скорее всего, царь Боспора являлся вассалом византийского правителя, он даже имел титул «друг византийского кесаря и друг ромеев».
О дальнейшем развитии событий свидетельствуют письменные источники.
Гуннский царевич Горд или Грод, принявший христианство в Константинополе, был послан императором в свою страну, находившуюся где-то около Меотиды, с поручением охранять Боспор. А в сам город Боспор (бывший Пантикапей) был введен византийский гарнизон, состоявший из отряда испанцев под командованием трибуна Далматия.
Но в результате заговора гуннских жрецов Грода убили, после чего гунны-утургуры захватили Боспор и уничтожили византийский гарнизон. Это произошло около 527/528 или 534 года.
Как свидетельствуют клады монет, костяные наконечники стрел и человеческие костяки, зафиксированные в ходе раскопок, именно в это время были разгромлены города и селения Боспора. Хронологически это событие предшествовало подчинению Боспора Юстиниану, которое произошло не позднее 534 года. Этой датой, вероято, и следует ограничить позднеантичный период в истории Боспора.
Культура в Боспорском Царстве
Боспорская культура представляла из себя переплетение элинских и скифских традиций и обычаев. Особенно это сказалось в художественном ремесле.
Ремесленничество
На металлических предметах наряду с общими сюжетами чисто орнаментального характера начинают воспроизводиться в условном позднеионийском или позднеаттическом стиле сюжеты, связанные с жизнью и религией скифов.
Очевидно, в Пантикапее и в других городах Боспора существовала в IV—III вв. до н. э. специальная школа художников, которая изготовляла для скифской, синдской и меотской знати художественные предметы, отвечавшие её вкусам и воспроизводившие привычный для неё быт. Достижения этой школы весьма значительны. Сцены скифской жизни трактовались здесь с большим реализмом.
Мастерская живописца — деталь росписи каменного саркофага. I в. н. э.
Боспорская керамика также свидетельствует о художественном своеобразии местного производства.
Сосуд с изображением цапель, нападающих на змею. Начало I в. н. э.
Особенно интересны терракотовые статуэтки и сосуды с яркой полихромной росписью (так называемые акварельные вазы), производство которых относится главным образом к IV—III вв. до н. э.
Религия
Боспорцы почитали греческих и восточных богов — Кибелу, Деметру, Кору, Афродиту, Артемиду, Диониса, Зевса, Аполлона, Асклепия, Астарту и других.
Особенно популярными были культы, связанные с плодородием и земледелием.
Открыты редкие в Северном Причерноморье храмовые комплексы — святилище Деметры в Нимфее и, по-видимому, одно из трех упомянутых древними авторами святилищ Апатур на Таманском полуострове. Образы божеств боспорские мастера запечатлели в скульптуре и терракотовых статуэтках. Одним из лучших таких памятников является статуя Астарты второй половины IV в.
Разносторонними стали культурные запросы боспорцев.
Примером «обмена религиями» можно считать Афродиту Апатуру, верховное женское божество, соответствующее малоазийской великой матери богов, «владычице животных».
Поэзия
Стихи, попадающиеся в боспорских надгробных надписях, указывают на то, что поэзия также получила известное развитие на Боспоре. Боспорское, в основном, происхождение имели многочисленные скифские новеллы, живо рисовавшие местные условия жизни. Они распространялись по всему эллинистическому миру (некоторые из них были найдены даже в Египте как на папирусах, так и на черепках) и оказали влияние на греческую литературу.
На Боспоре существовала, по видимому, собственная историография, имевшая придворный характер: возможно, что именно к этой историографии восходит в конечном итоге повествование Диодора Сицилийского о Спартокидах, а также некоторые отдельные известия, сохранившиеся у других авторов.
Все это дополнялось популярными танцевальными номерами. В напластованиях зольника ране-эллинистического времени на Мирмекии найден фрагмент статуэтки танцовщицы с флейтой, аналогичной фигурке, найденной в Олинфе — города в Македонии. Следовательно, на Боспоре имело место такое явление, как лирика.
Сельское хозяйство
Большая часть земледельцев в Боспорском царстве, были зависимым крестьянами или рабами, работавшими на завоёванных Спартокидами землях. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, зернобобовые и чечевицу. В основном использовалось плужное земледелие, по словам греческого географа Страбона дававшее большие урожаи.
Крупный рогатый скот использовался как тяговая сила, для повышения урожайности применяли двуполье, почву унаваживали и орошали, чередовали хлебные злаки с бобовыми. Выращивали огородные (бахчевые, корнеплодные) и садовые культуры. Набор инструментов земледельца не отличался от применявшегося в Греции, в него входили: орала, мотыги, лопаты, кирки, серпы и косы. На побережье выращивалось большое количество винограда.
Ремесленничество
Большое количество предметов из железа, меди, бронзы, драгоценных металлов, остатки производства (горны, тигли, шлаки, формы для отливки) говорят о серьезных достижениях в обработке металлов.
Золотые украшения и посуда
Одним из центров ювелирного производства был Пантикапей. Наиболее крупными были отрасли каменотёсно-строительной и деревообрабатывающей промышленности. Чему только способствовало обилие разнообразных древесных пород. Изготавливались корабли, всевозможная домашняя утварь, повозки, саркофаги. Всё это тщательно обрабатывалось, наносилась резьба, инкрустация.